АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 августа 1994 года № 457 О программе профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки, профориентации, психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения Брянской области на 1994-1995 годы В целях активизации политики профессионального обучения, профориентации, психологической поддержки безработных граждан и повышения ее роли в смягчении напряженности на рынке труда управлением труда и занятости населения администрации области (Бондаренко) разработана программа профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки, профориентации, психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения Брянской области на 1994-1995 годы. Исходя из целей и задач программы, ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить областную программу профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки, профориентации, психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения на 1994-1995 гг. (прилагается).

2. Рекомендовать главам администраций городов и районов в точение месяца разработать городские, районные программы профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки, профориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения на 1994-1995 гг., обеспечить выполнение программ, принять дополнительные меры по социальной защите безработных.

3. Управлениям образования (Геращенков), труда и занятости населения (Бондаренко) принять меры по активизации использования учебно-материальной базы профессионально-технических училищ и общеобразовательных школ для расширения объемов профессиональной подготовки молодых безработных, оказанию им профориентационных услуг.

4. Рекомендовать главам администраций городов и районов обеспечить финансирование мероприятий по профессиональному обучению учащихся 9-10 классов общеобразовательных школ из слабообеспеченных семей на базе учебных заведений службы занятость в каникулярное время из средств местных бюджетов.

5. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителей главы администрации области Брезанскую В.Д. и Шильненкова В.П.

Глава администрации Брянской области В.А.Карпов Утверждена постановлением администрации Брянской области от 24.08.94 № 457 П Р О Г Р А М М А профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки, профессиональной ориентации, психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения Брянской области на 1994-1995 годы Профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка, профессиональная ориентация, психологическая поддержка безработных граждан и незанятого населения призваны способствовать обеспечению эффективной, свободно избранной занятости граждан, удовлетворений их потребности в обучении и повышению роста профессионального мастерства, усилению конкурентоспособности в условиях рыночной экономики, профессиональной мобильности и социальной защищенности.

В области сформирована определенная система профессионального обучения и профессионального консультирования безработных граждан предусматривающая организацию в центрах занятости населения специальных структур управления подготовкой, переподготовкой, профконсультированием населения, подбор и повышение квалификации кадров, организующих обучение, консультирование, анализ рынка труда и профессий, создание банка учебных заведений, научно-методическое обеспечение обучения.

В течение 1992-1993 гг. созданы областной центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, территориальный учебный центр службы занятости, к профессиональному обучению безработных граждан привлечены государственные и негосударственные учебные заведения, предприятия и организации.

Созданная учебно-материальная база удовлетворяет максимальную потребность безработных граждан в профессиональном обучении и профессиональной ориентации; с ее помощью обучено и переподготовлено 3319 человек, услугами службы профориентации за 1993 год воспользовались 13150 чел., помощь специалистов по переориентации на новые профессии или переобучение получили более 800 безработных граждан. Свыше 70% обученных трудоустроены после переподготовки.

Обучение велось по 82-м профессиям и специальностям под гарантированные рабочие места, самозанятость и на перспективу по профессиям, потребным на рынке труда.

Заложены основы профессионального обучения слабозащищенных слоев незанятого населения: выпускников образовательных учебных заведений, инвалидов, женщин, военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил.

Получили развитие новые эффективные формы работы с незанятым населением: ярмарки учебных мест, услуги по профконсультированию, профинформированию и психологической поддержке.

Дальнейшее развитие системы профессионального обучения, профессионального консультирования, психологической поддержки безработных граждан сдерживается из-за несоответствия растущих возможностей учебной базы службы занятости и возможностей обеспечения занятости по завершению профобучения, медленного развития сети центров профориентации в городах и районах области.

Программа профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки, профессиональной ориентации, психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения Брянской области ставит следующие цели и задачи:

1. Обеспечить широкое использование возможностей, предоставляемых Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и другими нормативными актами в области профессионального обучения, профориентации и психологической поддержки населения.

2. Определить основные направления политики в области профобучения слабозащищенных категорий безработных граждан.

3. Разработать меры по повышению качества профобучения безработных граждан и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, улучшению условий их обучения.

4. Расширить имеющуюся учебную базу профобучения, приблизить ее к месту проживания граждан, оставшихся без работы.

5. Развить сотрудничество управления труда и занятости населения с управлением образования и другими структурами администрации по вопросам профобучения безработной молодежи.

6. Продолжить реализацию единой политики профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Брянской области для создания оптимальных условий и гарантий осознанного профессионального самоопределения, переориентации, его адаптации к труду в условиях рыночных отношений.

Приоритетными направлениями программы должны считаться:

профессиональное обучение молодежи, особенно выпускников учебных заведений и несовершеннолетних;

женщин, особенно матерей-одиночек, многодетных и ищущих работу после длительного перерыва, инвалидов, военнослужащих, уволенных в запас, особенно-без права на пенсию;

профессиональная ориентация, психологическая поддержка слабозащищенных слоев населения.

ПРОГНОЗ РЫНКА ТРУДА В 1994 году рынок труда составит 156,6 тыс. чел,, в том числе:

женщины - 78,3 тыс.чел.;

выпускники - 13.6 тыс.чел.;

военнослужащие, уволенные в запас - 5.1 тыс.чел.;

инвалиды - 2,0 тыс.чел.

В 1995 году рынок труда составит 170 тыс. чел., в том числе:

женщины - 85 тыс.чел.;

выпускники - 16 тыс.чел.;

военнослужащие, уволенные в запас - 4 тыс. чел.;

инвалиды - 2 тыс.чел.

В 1994 году будут признаны безработными (с учетом переходящих с 1993 года) всего-38,8 тыс.чел., в т.ч.: женщины - 20,8 тыс. чел.;

выпускники - 7,5 тыс.чел.;

военнослужащие, уволенные в запас - 1,3 тыс. чел.;

инвалиды - 0,55 тыс.чел.

В 1995 году будут признаны безработными (с учетом переходящих с 1994 г.) всего 90,9 тыс.чел., в т.ч.: женщины - 47,5 тыс.чел.;

выпускники - 13,8 тыс.чел.;

военнослужащие, уволенные в запас - 2,3 тыс.чел.;

инвалиды - 0,8 тыс.чел.

Отрасли, где идет сокращение численности: промышленность, строительство, торговля, общепит, снабжение и сбыт, наука.

Отрасли, где численность растет: здравоохранение, народное образование, кредитование, финансы, страхование и пенсионное обеспечение, органы управления, транспорт и связь, перерабатывающие отрасли сельского хозяйства.

Прогнозируется дальнейшее сокращение числа вакансий, заявляемых работодателями в службы занятости, сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над ее спросом. Преобладающим будет спрос на профессии высококвалифицированных рабочих, сохранится спрос на рабочих сельскохозяйственных профессий. Среди безработных наибольший удельный вес составят рабочие низкоквалифицированного труда, повара, продавцы, швеи, водители, слесари и др., служащие-инженеры и техники-технологи, бухгалтеры, товароведы, воспитатели и др.

Напряженность на рынке труда усилится из-за несоответствия объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в образовательных учреждениях; продолжится процесс свертывания профессиональной подготовки занятых граждан на предприятиях.

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ БЕЗРАБОТНОЙ МОЛОДЕЖИ Приоритетный подход к этой категории населения должен предусматривать:

финансирование службой занятости работодателей, выступающих с инициативой создания ученических рабочих мест с последующим трудоустройством на срок не менее трех месяцев и выплатой зарплаты на уровне, не меньшем минимальной;

развитие всех направлений профобучения безработной молодежи под гарантированные рабочие места, самозанятость, индивидуальную трудовую деятельность и открытие своего дела, по перспективным профессиям;

установление тесных контактов с учебными заведениями, которые обеспечивают льготы при оплате обучения безработной молодежи;

постепенный переход к механизму социального заказа на подготовку молодых кадров;

создание условий для получения подростками с 14-летнего возраста трудовых навыков в рамках учебных заведений службы занятости;

полную (или частичную) отмену налогообложения (арендной платы) предприятий или производственных участков, на рабочих местах которых заняты несовершеннолетние безработные граждане, прошедшие профобучение по направлениям службы занятости;

расширение перечня профессий, по которым производится профотбор перед направлением безработной молодежи на профессиональное обучение;

разнообразие источников финансирования профобучения и профориентации, оптимизацию затрат на оказание услуг по профобучению;

развитие собственной учебной базы службы занятости - территориального учебного центра, открытие в городах и райцентрах области его филиалов, классов и учебных пунктов, подготовительных курсов;

формирование в новых стуктурах учебных групп по новым профессиям и специальностям, потребным или перспективным на рынке труда, для предпринимательства и самозанятости;

возрождение и развитие искусства народных промыслов и ремесел, привлечение к их освоению безработной молодежи;

разработку новых технологий профессионального обучения молодежи, совершенствование методики группового и индивидуального обучения, внедрение новых средств дидактики в учебный процесс и модульной системы обучения;

организацию молодежных клубов безработных, бирж по трудоустройству учащайся молодежи;

расширение возможности получения первичного образования для выпускников школ через систему профессионального образования, для выпускников ПТУ, вузов, ссузов - путем создания гибкой системы переподготовки в оптимальные сроки и по профессиям и специальностям, перспективным или потребным на рынке труда;

предоставление студентам и учащимся учебных заведений возможности приобретения двух и более профессий в процессе обучения, полное или частичное перепрофилирование учебных заведений на выпуск специалистов в объемах и по потребности области при обязательном согласовании этих вопросов со службой занятости;

развитие аналитической работы по трудоустройству и профессиональному обучению выпускников, обращающихся в службы занятости, коллегиальное обсуждение результатов анализа с привлечением специалистов комитета по экономике, комитета по делам молодежи, семьи и детей, управления образования, учебных заведений и работодателей;

проведение ярмарок учебных мест и ярмарок вакантных рабочих мест и должностей, аукционов выпускников и других массовых мероприятий;

развитие сотрудничества управлений труда и занятости и образования, предусматривающие более широкое использование базы учреждений начального и среднего профессионального образования для создания на договорной основе учебно-производственных предприятий, где часть выпускников могла бы получить рабочие места до их трудоустройства или призыва в Вооруженные Силы, открытие в структуре профессиональных образовательных учреждений филиалов по профобучению безработных граждан и незанятого населения, обеспечение руководителей образовательных учреждений и учащейся молодежи информацией о рынке рабочей силы;

привлечение научных сил (кафедра проблем занятости населения МГУ, других вузов) к решению проблем профессионального обучения и психологической поддержки безработных граждан;

издание справочно-информационных пособий в помощь безработной молодежи.

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ ЖЕНЩИН Приоритетный подход к этой категории населения должен предусматривать:

для возрастной группы 16-29 лет (молодежь)-применение всех мер, изложенных в разделе 1 программы "Профессиональное обучение безработной молодежи";

для возрастной группы 30-45 лет - приоритетное направление на профессиональное обучение женщин в срок до 6 месяцев со дня их постановки на учет. Имеющих высшее образование - по профессиям и специальностям, в которых имеется потребность в области и на которые ориентируются сами безработные. В случае необходимости дать женщинам профессиональные навыки, позволяющие начать индивидуальную трудовую деятельность, иметь дополнительный доход или трудоустроиться - проводить обучение или переподготовку под последующую самозанятость.

Расширить льготное финансирование организаций типа ОМЦ "Народное творчество", организующих обучение и гарантирующих последующие трудоустройство в основном женского контингента по традиционно женским профессиям. Изучить возможность создания в г.Брянске клуба деловых женщин;

для возрастной группы свыше 45 лет - сочетание переобучения с психологической поддержкой.

3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ТРУДОСПОСОБНЫХ ИНВАЛИДОВ Приоритетный подход к этой категории населения должен предусматривать:

объединение усилий органов служб занятости, социальной защиты, заинтересованных организаций, ведомств, ВОГ, ВОС, ВОИ и других по созданию условий для переобучения и последующего трудоустройства инвалидов, формированию доступной среды для их жизнедеятельности;

развитие психологической поддержки инвалидов, испытывающих затруднения в принятии решения и выборе направления обучения или переподготовки.

4. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УВОЛЕННЫХ В ЗАПАС, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕН Приоритетный подход к этой категории населения должен предусматривать совместную работу службы занятости и военных комиссариатов по разработке мер трудоустройства и профессионального обучения уволенных с военной службы военнослужащих и членов их семей, включая поддержку предпринимательства, содействие в создании фермерских хозяйств и т.д., а также приоритетное направление на переподготовку этой категории населения за счет средств фонда занятости и бесплатное оказание им профконсультационных услуг.

5. РАЗБИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПСИХО- ЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ В целях усиления социальной защищенности безработных граждан, в т.ч. молодежи, женщин, инвалидов, военнослужащих, содействия формированию рациональной структуры занятости населения, гармонизации потребности рынка труда, работодателей и личных интересов граждан в 1994-1995 гг. будет продолжена реализация единой программы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения области, направленной на создание оптимальных условий и гарантий для социально-профессионального самоопределения и самореализации человека, его адаптации к труду в условиях рыночных отношений.

Для этого необходимо решение следующих задач:

создать на территории области сеть районных центров (пунктов) профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, оснастить их современными социальными, психолого-педагогическими технологиями, современным оборудованием;

проводить социсследования в области профессиональной ориентации молодежи и взрослого населения с учетом социально-экономического состояния региона;

популяризировать знания о мире профессий, оказывать индивидуальную помощь молодежи и другим слабо защищенным категориям населения в профессиональном выборе, переориентации, построении профессиональной карьеры;

оказывать психологическую поддержку населению через индивидуальные и групповые формы работы;

обеспечить развитие методической базы и программных систем областной службы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.

Формы и методы реализации основных направлений профориентационной деятельности и психологической поддержки 1. Используя научно-методические разработки и рекомендации Всероссийского научно-практического центра профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Минтруда РФ и Российского учебного центра , современные достижения в области психологии, проводить методические семинары, совещания, конференции для педагогических и социальных работников, практических психологов, профконсультантов психологических служб, других специалистов.

2. Создавать банк профдиагностических методик, программных и информационно-методических средств, каталогов, карточек, видеотек по вопросам профориентации.

3. Проводить комплексную работу по профессиональному отбору кадров в службу профессиональной ориентации, по повышению их квалификации.

4. Разрабатывать и апробировать в базовых школах города инновационные программы и методические рекомендации по изучению личности учащихся.

5. Профессиональная ориентация школьников:

профессиональное просвещение школьников с 1 по 11 классы;

профотбор в ПТУ, ссузы, вузы, отбор абитуриентов в педагогические учебные заведения;

проведение социологического анализа (ежегодно) профессиональных намерений выпускников с целью определения эффективности профориентационной работы;

индивидуальное консультирование молодежи, родителей, педагогов по вопросам профориентации.

6. Психологическая диагностика и коррекция развития личности.

Совместно с педагогическими коллективами, школьными психологами, медицинскими работниками вести работу по:

диагностике психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе;

диагностике и психокоррекции умственного развития школьников;

разработке рекомендаций по формированию профильных классов;

социально-психологическому просвещению учащихся, родителей, педагогов;

анализу мотивации школьников в учебной деятельности, в общении;

индивидуальному консультированию учащайся молодежи, родителей, педагогов;

разработке рекомендаций по индивидуальной и групповой психокоррекционной работе со школьниками в форме игр, тренинга и т.п.

7. Оказание помощи различным категориям населения в планировании профессиональной карьеры:

выявление психофизиологических и личностных особенностей, способностей и склонностей с использованием современных методов и средств профдиагностики, с учетом медицинских показаний;

групповое и индивидуальное консультирование молодежи и других категорий населения с целью оказания помощи в выборе и перемене профессии;

разработка и реализация программы отбора (подбора) молодежи из числа незанятого населения с целью обучения и овладения профессией.

8. Психологическая поддержка населения в развитии и становлении личности, выработке устойчивой позиции:

диагностирование личностных особенностей с применением тестов и других методов;

консультирование по вопросам межличностных отношений и разрешению конфликтных ситуаций;

организация для различных групп населения психологического тренинга по развитию навыков общения, самопознания, преодоления личностных проблем.

З А Т Р А Т Ы на осуществление программы профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки, профессиональной ориентации, психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения ---------------------------------------------------------------------- № Наименование статей Ед. 1994г. 1995г. Источник п/п затрат Изм. финансирования ---------------------------------------------------------------------- 1. Профессиональное обу- чение безработных Фонд занятости граждан(оплата обуче- ния по договорам, сти- пендии, проезд, прожи- млн. 700,0 1400,0 вание), всего руб.

2. Развитие территори- ального учебного цент- ра (оборудование фили- алов, учебных классов ТУЦ и т.п.) "-" 500,0 800,0 "-" 3. Льготное финансирова- ние работодателей под создание ученических рабочих мест "-" 50,0 100,0 "-" 4. Проведение ярмарок учебных мест "-" 1,5 3,0 "-" 5. Издание буклетов, бро- шюр, реклам, справочни- ков по профобучению безработных граждан "-" 3,0 6,0 "-" 6. Семинары работников служб занятости, от- ветственных за проф- обучение безработных "-" 1,2 5,0 "-" 7. Командировки по изу- чению передового опыта профобучения "-" 1.5 8,0 "-" 8. Осуществление прог- раммы профориентации и психологической поддержки населения "-" 76,0 76,0 "-" ИТОГО "-" 1333,2 2398,0 Приложение 1 П Л А Н мероприятий по реализации программы профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки, профессио- нальной ориентации, психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения Брянской области на 1994-1995 годы . . .