РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН Утратил силу - Закон Владимирской области от 07.11.2006 г. № 154-ОЗ Об охране труда во Владимирской области Принят Законодательным Собранием области - 25 апреля 2001 года Настоящий Закон разработан на основе и в развитие Федерального закона от 17.07.99г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

Закон направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней. Закон устанавливает гарантии и права граждан на безопасность труда и обеспечивает единообразный порядок регулирования отношений в сфере охраны труда между работодателями и работниками во Владимирской области.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе.

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, противопожарные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Управление охраной труда - регламентируемая законодательными, правовыми, нормативными, руководящими и методическими документами деятельность субъектов и объектов управления, должностных лиц по реализации государственной политики в сфере охраны труда, осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности.

Система управления охраной труда - система взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти области, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов, организаций (предприятий) по обеспечению безопасности труда, сохранения жизни и здоровья работающих.

Безопасность труда - состояние условий труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.

Аттестация рабочих мест по условиям труда - система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труда, сертификации работ по охране труда, для подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда.

Статья 2. Правовое регулирование охраны труда во Владимирской области.

Правовое регулирование в сфере охраны труда во Владимирской области основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления области в пределах их полномочий.

Статья 3. Сфера применения Закона.

Настоящий Закон имеет прямое действие и подлежит исполнению на всей территории Владимирской области.

Действие настоящего Закона распространяется на все организации независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, на работодателей, работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, студентов и учащихся в процессе прохождения производственной практики, военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях, и граждан, отбывающих наказание по приговору суда в период их работы в организациях, на членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии.

ГЛАВА II. УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 4. Управление охраной труда.

Управление охраной труда во Владимирской области заключается в реализации государственной политики в сфере труда и предусматривает единство действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Основополагающими принципами управления охраной труда во Владимирской области являются:

реализация государственной политики в сфере охраны труда;

приоритет социальных целей при реализации государственной политики в сфере охраны труда;

гарантии прав работников на охрану труда и нормативное обеспечение этих прав;

профилактическая направленность деятельности в сфере охраны труда на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

обязательное расследование всех несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и гарантированность права застрахованного на обеспечение по страхованию;

экономическая заинтересованность работодателей в улучшении условий и безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

сотрудничество (социальное партнерство) всех субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны труда;

перспективное планирование мероприятий по охране труда и их финансирование.

Статья 5. Система управления охраной труда.

В области создается система управления охраной труда, предусматривающая согласованное взаимодействие в работе по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний всех социальных партнеров: работодателей и их объединений, профсоюзов и их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов и органов государственной власти и местного самоуправления.

Система управления охраной труда направлена на обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и снижение экономических и социальных потерь от них путем реализации присущих данной системе функций Задачами системы управления охраной труда являются:

согласованность действий органов и структур, участвующих в управлении охраной труда;

сохранение работоспособности, здоровья и жизни работников в процессе труда на основе обеспечения здоровых и безопасных условий труда;

применение компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда и в условиях повышенного профессионального риска;

предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

обеспечение социальной защиты пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Положение о системе управления охраной труда во Владимирской области утверждается постановлением главы администрации области.

Статья 6. Полномочия Законодательного Собрания области в сфере охраны труда.

В целях реализации государственной политики в сфере охраны труда на территории Владимирской области Законодательное Собрание:

принимает законы и иные нормативные правовые акты по охране труда;

участвует в разработке и утверждает областную программу улучшения условий и охраны труда;

определяет порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда за счет средств областного бюджета;

передает в случае необходимости органам местного самоуправления отдельные полномочия на государственное управление охраной труда на территориях муниципальных образований.

Статья 7. Полномочия администрации области в сфере охраны труда.

Администрации Владимирской области реализует государственную политику в сфере охраны труда на территории области, а также осуществляет государственное управление охраной труда путем:

взаимодействия с органами государственного надзора и контроля за охраной труда, объединениями работодателей и объединениями работников в решении проблем условий и охраны труда, в реализации государственной политики в сфере охраны труда;

координации работы областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере охраны труда;

организации работы областной межведомственной комиссии по охране труда;

разработки областной программы улучшения условий и охраны труда с учетом мер, предусмотренных соответствующей федеральной программой, контроля за ее исполнением;

оказания методической помощи организациям в совершенствовании работы служб охраны труда;

организации обучения и проверки знаний по охране труда руководителей организаций и специалистов по охране труда, обучения работников, занятых на работах с высоким риском повреждения здоровья и опасности для жизни - в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и иными нормативными актами;

участия в расследовании групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

организации государственной экспертизы условий труда работников, сертификации работ по охране труда в организациях;

участия в установлении скидок и надбавок к страховому тарифу по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

выработки совместно с другими субъектами управления охраной труда мер по улучшению условий труда;

координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по условиям и охране труда в области;

участия в проверках государственными надзорными органами в части соблюдения безопасности условий труда предприятий, деятельность которых подлежит лицензированию;

разработки мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;

содействия организациям всех форм собственности в приобретении за счет средств предприятий единых межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, санитарных норм и правил, других нормативных правовых документов, утверждаемых в установленном порядке;

внесения представлений об устранении выявленных нарушений. Для осуществления функций государственного управления охраной труда при администрации области образуется орган по труду с подразделениями охраны труда и государственной экспертизы условий труда.

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны труда.

Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию государственной политики в сфере охраны труда в пределах своих полномочий и предусматривают единство действий с организациями по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на территории муниципального образования.

Органы местного самоуправления осуществляют муниципальное управление охраной труда на соответствующей территории.

Функциями муниципального управления охраной труда являются:

участие в разработке областной целевой программы улучшения условий и охраны труда;

разработка и реализация местной целевой программы улучшения условий и охраны труда, осуществление контроля за ее выполнением;

определение расходов на охрану труда за счет средств местного бюджета;

оказание методической помощи организациям на территории муниципального образования в работе по охране труда;

анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

создание муниципальной межведомственной комиссии (координационного совета) по охране труда;

участие в расследовании несчастных случаев на производстве - групповых, тяжелых и со смертельным исходом, происшедших на территории муниципального образования;

содействие организации обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на территории муниципального образования;

участие в регулировании отношений в сфере охраны труда на территории муниципального образования в системе социального партнерства области;

доведение нормативных правовых документов по охране труда или информации об их утверждении до организаций;

содействие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

содействие в организации проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров;

участие в рассмотрении споров между работодателями и работниками организаций по вопросам условий труда, предоставлению компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда;

содействие в организации работ по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организациях;

организация и проведение семинаров, совещаний и других мероприятий по пропаганде передового опыта в области улучшения условий и охраны труда;

информирование общественности через средства массовой информации о состоянии охраны труда в организациях и о своей деятельности по улучшению условий и охраны труда.

Для управления охраной труда на территории муниципального образования исполнительный орган местного самоуправления может создавать в своей структуре службу охраны труда или назначать специалистов по охране труда, имеющих соответствующую подготовку и опыт работы в этой сфере.

Статья 9. Полномочия ассоциаций, объединений и отраслевых органов управления в сфере охраны труда.

Ассоциации, объединения, отраслевые органы управления в пределах делегированных им полномочий вправе:

осуществлять внутриведомственный контроль за состоянием охраны труда в организациях и для этого создавать отделы или службы охраны труда в порядке, установленном законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также ведомственными нормативными актами;

определять, при участии представительных организаций работников и работодателей, основные направления деятельности по реализации государственной политики в сфере охраны труда на отраслевом уровне и осуществлять на практике намеченные меры;

организовывать проведение независимой экспертизы проектов строительства и реконструкции объектов производственного и санитарно-бытового назначения, новых технологических процессов и оборудования на соответствие требованиям безопасности и гигиены труда;

организовывать в установленном порядке обучение и проверку знаний законодательства об охране труда руководящими работниками и специалистами организаций.

Структура и численность службы охраны труда определяется руководителем ассоциации, объединения, органа управления с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда и соответствующего отраслевого нормативного акта.

Статья 10. Межведомственная комиссия по охране труда.

Для выработки мер и предложений по реализации государственной политики в сфере охраны труда на территории области в рамках системы управления охраной труда создается областная межведомственная комиссия по охране труда (далее - областная комиссия).

Основными задачами областной комиссии являются:

разработка предложений по обеспечению реализации государственной политики в сфере охраны труда, взаимодействия органов исполнительной власти Владимирской области, органов местного самоуправления, территориальных органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединений профсоюзов и объединений работодателей по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

изучение состояния работы по реализации государственной политики в сфере охраны труда в органах местного самоуправления городов (поселков) и районов, в организациях на территории области;

Областная комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, объединениями профсоюзов и работодателей, а также с организациями всех форм собственности Владимирской области.

Положение об областной межведомственной комиссии по охране труда и ее состав утверждаются постановлением главы администрации области.

Статья 11. Управление охраной труда в организации.

Управление охраной труда - составная часть управления деятельностью организации, регламентированная законодательством в сфере охраны труда и направленная на обеспечение безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности работников в процессе труда.

Управление охраной труда в организации решает следующие задачи:

организация и координация работ по охране труда;

планирование работ по охране труда;

контроль за состоянием охраны труда, соблюдением требований охраны труда;

анализ и оценка состояния охраны труда;

совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, производственно обусловленных и профессиональных заболеваний;

стимулирование работы по охране труда.

Управление охраной труда в организации направлено на:

обеспечение безопасности зданий, сооружений, производственного оборудования, производственных процессов;

создание условий труда, исключающих или сводящих к минимуму риск получения работниками травмы или профессионального заболевания.

организацию санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников;

обучение работников безопасности труда;

обеспечение работников средствами коллективной и индивидуальной защиты;

проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;

пропаганду вопросов охраны труда.

Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель (работодатель). В предусмотренных федеральным законодательством случаях для реализации задач по управлению охраной труда в организации создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.

ГЛАВА III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА Статья 12. Обязанности и права работодателя в сфере охраны труда.

Работодатель обязан обеспечить на каждом рабочем месте здоровые и безопасные условия труда, профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний в соответствии с требованиями законодательства об охране труда, а также:

проводить не реже одного раза в пять лет с момента проведения последних измерений аттестацию рабочих мест по условиям труда обеспечить наличие законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, действующих для данной организации в соответствии с видом деятельности или отраслевой принадлежностью;

иметь ответственных лиц за техническое состояние и безопасную эксплуатацию по видам оборудования и роду деятельности, в соответствии с нормативными актами.

Работодателю запрещается:

привлечение или допуск работников, в том числе с их согласия, к работе, которая по заключению медицинских органов противопоказана им по состоянию здоровья;

допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктирование и проверку знаний по охране труда;

допуск работника к выполнению трудовых обязанностей при уклонении его от прохождения медицинских осмотров или невыполнения им рекомендаций по результатам проведенных обследований.

Работодатель имеет право:

на сопровождение, в установленном федеральным законодательством порядке, официальных лиц при инспектировании организации по вопросам охраны труда;

на получение информации от органов государственного управления охраной труда по нормативам в сфере охраны труда;

на информацию от органов надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения законодательных положений в сфере условий и безопасности труда в соответствии с законодательством;

на проведение консультаций с органами государственного управления, надзора и контроля по завершении инспекции или расследования в соответствии с законодательством;

на обращение в органы государственного управления охраной труда с предложениями об изменении требований норм и правил по охране труда;

на принятие мер дисциплинарного или иного воздействия, предусмотренных действующим законодательством, к нарушителям требований охраны труда;

на установление за счет собственных средств дополнительных льгот работникам, занятым на работах с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда;

на обжалование, в установленном федеральным законодательством порядке, решений органов государственного управления, надзора и контроля в сфере охраны труда, принятых по результатам проведенных проверок Статья 13. Обязанности и права работника в сфере охраны труда.

Работник обязан соблюдать требования охраны труда, а также выполнять другие законные требования работодателей и лиц, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда.

Индивидуальные обязанности работников по обеспечению требований по охране труда устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации, должностными инструкциями и требованиями охраны труда по профессиям и на отдельные виды работ.

На территории области каждый работник имеет право:

- на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;

- на компенсации, установленные в соответствии с федеральным законодательством, если он занят на работах с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда.

Дополнительные льготы работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, могут устанавливаться в порядке, определяемом коллективным договором (соглашением) или трудовым договором (контрактом).

Статья 14. Обучение по охране труда.

Все работники организаций, включая руководителей и специалистов, обязаны проходить обучение, инструктаж и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном для определенных видов работ и профессий соответствующими нормативными правовыми актами.

Руководители образуемых организаций или вновь принятые на работу обязаны в течение месяца со дня вступления в должность пройти проверку знаний по охране труда в установленном порядке.

Положение об организации обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций Владимирской области утверждается постановлением главы администрации области в соответствии с федеральным законодательством Обучение и проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций Владимирской области в учебных центрах области осуществляется при наличии базы действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, применительно к категориям и отраслевой принадлежности обучаемых, а также оборудованных кабинетов охраны труда.

Статья 15. Аттестация рабочих мест по условиям труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест, учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определяется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда.

Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Санитарно-гигиеническая оценка рабочих мест для целей их аттестации по условиям труда проводится аккредитованными испытательными лабораториями.

Порядок организации работ по аттестации рабочих мест по условиям труда во Владимирской области утверждается постановлением главы администрации области на основе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда.

ГЛАВА IV. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА Статья 16. Государственный надзор и контроль.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляют федеральные органы надзора и контроля, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий, действующие в соответствии с положениями, утверждаемыми в установленном порядке.

Статья 17. Общественный контроль за охраной труда.

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в сфере охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы.

Представители профсоюзов, входящие в состав собственных инспекций по охране труда, совместных комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива действуют в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", а также рекомендациями, разработанными и утвержденными федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда.

ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 18. Ответственность за нарушение требований охраны труда.

Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов государственного управления, надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона.

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

И.о. главы администрации Владимирской области В.Веретенников Владимир 7 мая 2001 года № 29-ОЗ