РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Clean Clean false false false 1 MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.Mso№ormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times №ew Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН Утратил силу - Закон Владимирской области от 31.05.2006 № 60-ОЗ Об областной целевой программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области на 2004 - 2010 годы" (В редакции Законов Владимирской области от 12.07.2005 г. № 95-ОЗ; от 15.03.2006 № 26-ОЗ) Принят Законодательным Собранием области 28 июля 2004 года Статья 1 Утвердить областную целевую программу "Реформирование имодернизация жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области на2004 - 2010 годы" (прилагается). Статья 2 Настоящий Закон вступает в силу со дня его официальногоопубликования. Губернатор Владимирской области Н.Виноградов Владимир 10 августа 2004 г. № 129-ОЗ Областная целевая ПРОГРАММА "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области на 2004 - 2010 годы" (В редакции Законов Владимирской области от 12.07.2005 г. № 95-ОЗ; от 15.03.2006 № 26-ОЗ) I. ПАСПОРТ Областной целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области на 2004 - 2010 годы". Наименование Областная целевая программа "Реформирование иПрограммы: модернизация жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области на 2004 - 2010 годы". Законодательная Постановление Правительства Российскойбаза для Федерации от 17.11.2001 № 797 "О подпрограммеразработки "Реформирование и модернизация жилищно-Программы: коммунального комплекса Российской Федерации" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы". Решение Межведомственной комиссии по подготовке жилищно-коммунального комплекса и объектов энергетики к работе в осенне-зимних условиях 2003/2004 годов в соответствии с протоколом выездного заседания от 11 ноября 2003 года № 6. Заказчик Администрация Владимирской области.Программы: Контроль Администрация Владимирской области;за исполнением Законодательное Собрание Владимирской областиПрограммы Основные Управление жизнеобеспечения и развитияразработчики инфраструктуры администрации области;программы: Департамент государственного регулирования топливно-энергетического комплекса; Департамент социальной защиты населения администрации области; ГУП Владимирской области "Владоблжилкомхоз" (по согласованию); Владимирский областной комитет государственной статистики (по согласованию). Исполнители: Органы местного самоуправления (по согласованию); Управление жизнеобеспечения и развития инфраструктуры администрации области; Департамент государственного регулирования топливно-энергетического комплекса администрации области; Департамент социальной защиты населения администрации области; Владимирский областной комитет государственной статистики (по согласованию); ГУП Владимирской области "Владоблжилкомхоз" (по согласованию); Организации, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги населению, в том числе муниципальные унитарные предприятия - МУП ЖКХ (по согласованию). ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: Стратегическая Совершенствование системы управления и системыцель программы: правоотношений в ЖКХ, ценовой и тарифной политики; повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение надежности жилищно- коммунальных систем жизнеобеспечения населения; улучшение качества жилищно-коммунальных услуг. Задачи Программы Задача № 1 Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального хозяйства. Задача № 2 Изменение структуры и управляемости жилищно- коммунального хозяйства, тарифное регулирование естественных монополий. Задача № 3 Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального хозяйства и условий для привлечения инвестиций. Задача № 4 Государственная поддержка инвестиций в модернизацию жилищно-коммунального хозяйства. Задача № 5 Обеспечение мер социальной поддержки населения. Ожидаемые В результате реализации Программы должны бытьрезультаты от обеспечены:реализации 1. Эффективность системы управленияПрограммы отраслью. 2. Качество жилищно-коммунального обслуживания. 3. Надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения. 4. Развитая конкурентная среда предоставления услуг. 5. Инвестиционная привлекательность отрасли. 6. Адресная социальная поддержка малообеспеченных слоев населения по оплате жилищно-коммунальных услуг. 7. Комфортность и безопасность условий проживания граждан. Общий объем и Модернизация жилищно-коммунального хозяйстваисточники области в 2004 - 2010 годах потребуетфинансирования финансовых средств в сумме 4550 млн. рублей.Программы Источниками финансирования Программы являются средства федерального и областного бюджетов, местных бюджетов и внебюджетные источники. Сроки реализации 2004 - 2010 гг.Программы II. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 1997 - 2003 ГОДЫ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ. НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ. перспективы развития жилищно-коммунального комплекса области Настоящая Программа разработана в целях реализации воВладимирской области подпрограммы "Реформирование и модернизацияжилищно-коммунального комплекса Российской Федерации федеральнойцелевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденнойпостановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001года № 797, совершенствования системы управления вжилищно-коммунальном хозяйстве, перехода на полноценные договорныеотношения, развития конкурентной среды, оптимизации текущих затрат икапитальных вложений, обеспечения эффективности и надежности работысистем энерго-, тепло-, водоснабжения и канализации, внедренияресурсосберегающих технологий, снижения затрат предприятий напроизводство жилищно-коммунальных услуг и повышения их качества, путемобеспечения финансирования ее мероприятий за счет средств федеральногои областного бюджетов, местных бюджетов в согласованных с ними объемахи привлекаемых средств организаций на договорной основе, а также всвязи с тем, что закончен срок действия областной и муниципальныхпрограмм реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 1997 - 2003годы. В соответствии с областной и муниципальными программамиреформирования жилищно-коммунального хозяйства на 1997-2003 годыработа по реформированию жилищно-коммунального хозяйства проходилаодновременно с приемом-передачей жилья, объектов коммунального исоциально-бытового назначения в муниципальную собственность. В муниципальную собственность передано около 95% жилищного фонда,более 80% коммунальных объектов, подлежащих передаче. Измениласьструктура жилищного фонда по формам собственности. В муниципальнойсобственности находится 25% жилищного фонда области, в частной - 70%,государственной - 4%, общественной и смешанной формах - 1%. В целях проведения основных принципов и направленийреформирования жилищно-коммунального хозяйства за период с 1997 годапо настоящее время на региональном и муниципальном уровняхсформирована необходимая нормативно-правовая база. Продолжается поэтапный переход на новую систему оплаты жилья икоммунальных услуг, предусматривающий снижение объема бюджетныхдотаций в жилищно-коммунальное хозяйство, с одновременным развитиемсистемы социальной защиты малообеспеченных слоев населения в видепредоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Для осуществления мер социальной защиты населения в городах ирайонах области создано 72 службы по предоставлению малообеспеченнымгражданам жилищных субсидий. Доля семей, обратившихся за субсидиями,выросла в 2003 году до 9% от общего количества семей, проживающих натерритории области. В целях разделения функций по управлению, хозяйственному ведениюи развитию договорных отношений в отрасли в 17 муниципальныхобразованиях области созданы службы заказчика. Осуществляется переход на новую систему оплаты жилья икоммунальных услуг. Законом Владимирской области установленасоциальная норма площади жилья в размере 18 кв. м общей площади накаждого члена семьи из трех и более человек, 42 кв. м. - на семью из2-х человек, 33 кв. м. на одиноко проживающих граждан. ПостановлениемГубернатора области на 2004 год утвержден региональный стандартстоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м. общейплощади жилья в размере 23,9 руб./кв.м. Постановлением Губернатораобласти органам местного самоуправления рекомендовано максимальнодопустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилья икоммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья инормативов потребления коммунальных услуг установить в размере 18процентов. Получили дальнейшее развитие договорные отношения междупотребителями и предприятиями, предоставляющими жилищно-коммунальныеуслуги. Договорами найма охвачено 34% нанимателей жилых помещений идоговорами на техническое обслуживание собственников жилья - 56,3% отобщего количества собственников. Проводятся конкурсные отборыподрядных организаций на выполнение работ по капитальному ремонту иобслуживанию жилья. Продолжается процесс создания товариществ собственников жилья, на1 января 2004 года в области их зарегистрировано 134 с общей площадьюжилья 526,2 тыс. кв. метров (1,5% от общей площади жилого фондаобласти). Несмотря на положительные изменения, произошедшие за эти годы,процесс реформирования ЖКХ идет медленнее, чем предусматривалось, невсе намеченные программы удалось реализовать в полном объеме.Положение дел в области остается сложным. Вначале предполагалось, что в течение достаточно короткогопериода будет завершен переход к бездотационному функционированиюжилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуациякак в целом по стране, так и во Владимирской области не позволилазавершить этот переход. Уровень платежей населения к стоимости жилищно-коммунальныхуслуг, хотя постепенно и увеличивался, но не достиг величины,предусмотренной Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства вРоссийской Федерации, областной и муниципальной программамиреформирования. Продолжает нарастать комплекс нерешенных проблем, основным изкоторых являются: высокая зависимость производителейжилищно-коммунальных услуг от бюджетных дотаций, значительный объемнедофинансирования отрасли. Имеют место неудовлетворительное финансовое положениепредприятий; в ряде случаев высокая затратность и отсутствиеэкономических стимулов снижения издержек; перекрестное субсидирование,когда промышленные предприятия компенсируют существенную частьстоимости услуг, не покрываемых платежами населения; старениепроизводственных мощностей, интенсивный износ и выбытиеинфраструктуры; большие потери энергии, воды и других ресурсов. Действующая система дотирования жилищно-коммунальных предприятийприводит к ситуации, в которой дотации и льготы получают не толькомалоимущие граждане, но и группы граждан с высокими и среднимидоходами. Ресурс оборудования в жилищно-коммунальном хозяйстве ужепрактически исчерпан, особенно это проявилось во время осенне-зимнегоотопительного сезона 2002-2003 годов. По причине недостаточногофинансирования и физического износа основных средств большинствопредприятий ЖКХ области работает не в эксплуатационном, а ваварийно-восстановительном режиме. В системе теплоснабжения физический износ в среднем по областисоставляет: котельных и котлоагрегатов - 52,3%, коммунальных тепловыхсетей - 70,2%. В системах централизованного водоснабжения износ вводопроводных сетях 69,7%, имеющиеся сети не обеспечивают полнойпотребности в хозяйственном водоснабжении по качеству и количествуводы. Требует срочной модернизации 50,2% мощностей коммунальныхочистных сооружений, физический износ коммунальных сетей предприятийЖКХ возрос до 66,7%. В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоватьсяпреимуществом конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатациижилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточногофинансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорныхотношений. Недофинансирование коммунальной сферы обуславливает иотсутствие экономического интереса в создании товариществсобственников жилья, что еще в большей степени снижает перспективыразвития конкуренции. Сохраняющаяся практика бюджетного финансирования отрасли и слабыерычаги влияния получателей услуг на их количество и качество,отсутствие конкурентных отношений являются основными причинамисуществующих проблем ЖКХ: хронического дефицита финансирования,высокой затратности и отсутствия экономических стимулов сниженияиздержек, неэффективной и бесприбыльной работы предприятий ЖКХ,высокого уровня потерь ресурсов. Одна из важнейших проблем отрасли - большой объем кредиторскойзадолженности, которая достигла к 1 октября 2003 года 3,26 млрд.рублей и превышает в 1,6 раза дебиторскую задолженность. Существование кредиторской задолженности резко искажает системуэкономических стимулов в отрасли и тормозит проведение преобразованийв ЖКХ. В целях решения накопившихся в отрасли проблем, разработкикомплекса мер по выводу жилищно-коммунального хозяйства изсложившегося состояния и обеспечения его перехода к новой моделиустойчивого функционирования и разработана настоящая Программа. Отличительной особенностью Программы является то, что она, преждевсего, базируется на муниципальных программах реформирования имодернизации жилищно-коммунального комплекса на 2003 - 2010 годы. Конечной целью Программы должно стать повышение эффективности,качества жилищно-коммунального обслуживания, надежность инженерныхсистем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условийпроживания, социальная защита населения при оплатежилищно-коммунальных услуг. III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цели 1 этапареализациипрограммы2004 - 2006 гг. Цель № 1 Осуществить инвентаризацию и переоценку основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Цель № 2 Осуществлять обновление основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве области Цель № 3 Обеспечить финансовое оздоровление организаций жилищно-коммунального комплекса. Цель № 4 Создать необходимую нормативную правовую базу для реализации программы. Цель № 5 Повысить квалификацию персонала предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Задачи 1 этапа2004 - 2006 гг.: Задача № 1 Обновление основных фондов предприятий жилищно- коммунального хозяйства на 10 - 15 %. Задача № 2 Обеспечение финансового оздоровления отрасли путем снижения кредиторской и дебиторской задолженности предприятий ЖКХ и создания механизмов, не допускающих ее увеличения. Задача № 3 Обеспечение формирования муниципальных заказов (коммунального бюджета) с определением соответствия источников его финансирования средствам, предусмотренным в соответствующих бюджетах, и платежам населения исходя из установленного уровня. Задача № 4 Снижение издержек и повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Задача № 5 Осуществление демонополизации управления и содержания жилищного фонда, путем обеспечения равных конкурентных условий для всех субъектов хозяйствования при предоставлении жилищных услуг. Задача № 6 Организация контроля за применением тарифов на коммунальные услуги. Задача № 7 Организация контроля со стороны органов Госэнергонадзора за технической эксплуатацией объектов электро-, тепло- и газоснабжения в жилищно-коммунальном хозяйстве. Задача № 8 Ликвидация системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению и водоотведению. Задача № 9 Проведение эксперимента по внедрению механизма адресной социальной поддержки семей с низкими доходами в отдельных органах местного самоуправления Задача № 10 Организация теоретического обучения и практических занятий административно- управленческого, инженерно-технического и оперативного персонала предприятий жилищно- коммунального хозяйства. Цели 2 и 3 этаповреализациипрограммы(2007-2010 гг.) Цель № 1 Создать условия для снижения издержек и повышения качества предоставления жилищно- коммунальных услуг. Цель № 2 Осуществить демонополизацию управления и содержания жилищного фонда. Цель № 3 Обеспечить равные конкурентные условия для всех субъектов хозяйствования при предоставлении жилищных услуг. Цель № 4 Обеспечить эксплуатацию основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве области в соответствии с действующими нормативами и правилами. Цель № 5 Обеспечить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального хозяйства области. Задачи 2 этапа2007 - 2008 гг.: Задача № 1 Обновление основных фондов организаций жилищно- коммунального хозяйства области на 10 - 15 %. Задача № 2 Реструктуризация и ликвидация кредиторской и дебиторской задолженности организаций жилищно- коммунального хозяйства области. Задача № 3 Снижение издержек и повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг. Задача № 4 Развитие конкурентных отношений при предоставлении жилищных услуг. Задача № 5 Ликвидация дотационности жилищно-коммунального хозяйства. Задачи 3 этапа 2009 - 2010 гг.: Задача № 1 Эксплуатация основных фондов предприятий жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями нормативных документов. Задача № 2 Переход на конкурсные управление и содержание жилищного фонда, эксплуатацию инженерной инфраструктуры. Задача № 3 Обеспечение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства. IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Исходя из анализа существующего положения дел в ЖКХ, целейПрограммы, предусматриваются следующие направления ее реализации: - обеспечение финансовой стабилизации ЖКХ; - определение структуры управления жилищно-коммунальнымхозяйством, тарифное регулирование естественных монополий; - формирование рыночных механизмов функционирования комплекса иусловий для привлечения инвестиций; - государственная поддержка инвестиций в модернизацию ЖКХ; - обеспечение надежности и долговечности объектов ЖКХ, сокращениеэксплуатационных затрат; - обеспечение мер социальной поддержки населения. V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ 1. Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального хозяйства Для финансового оздоровления предприятий и организаций ЖКХпредусматривается: 1) реструктуризация и ликвидация задолженности предприятий ЖКХ. Вэтих целях следует: - на уровне администраций городов, округов и районов создатьрабочие комиссии, в которые должны войти представители депутатскогокорпуса, финансовых органов, в том числе по налогам и сборам, органовуправления и эксплуатации ЖКХ; - провести инвентаризацию задолженности перед поставщикамитоваров, работ и услуг с целью подписания актов сверки задолженности скредиторами и определения размеров задолженности, признаваемойбюджетами, погасить взаимные долги; - усилить работу с дебиторами; 2) совершенствование механизма оплаты жилищно-коммунальных услугс целью своевременного перечисления средств населения непосредственнопоставщикам коммунальных услуг через систему расчетных центров; 3) формирование муниципальных заказов и обеспечения соответствияисточников его финансирования средствам, предусмотренным в бюджете наэти цели, с учетом установленного уровня платежей граждан. В этих целях органы государственной власти Владимирской области иорганы местного самоуправления в пределах своей компетенции: - обеспечивают проведение единой политики оплаты жилья икоммунальных услуг в пределах муниципального образования и соблюдениеежегодно утверждаемых региональных стандартов оплаты жилья икоммунальных услуг; - устанавливают процедуру определения экономическойобоснованности затрат на производство жилищно-коммунальных услуг; - обеспечивают сбалансированную тарифную политику, учитывающуюинтересы потребителей и энергоснабжающих организаций. - разрабатывают, утверждают и согласовывают муниципальные заказына предоставление жилищно-коммунальных услуг населению,благоустройству территории и других видов услуг; - в соответствии с законодательством утверждают нормативыпотребления, цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги; - организуют систему аудита хозяйственной деятельностипредприятий ЖКХ. 4) ликвидация дотационности ЖКХ и обеспечение его стабильнойдеятельности; 5) усиление претензионной работы с населением. 2. Структура и управляемость жилищно-коммунального хозяйства, тарифное регулирование естественных монополий Целью функционирования ЖКХ является качественное обеспечениежилищными и коммунальными услугами потребителей и обеспечениенадежного функционирования экономики Владимирской области. Роль координатора всех происходящих в жилищно-коммунальномхозяйстве процессов выполняет администрация области, котораяосуществляет свою деятельность в тесном контакте с ФедеральнымАгентством по строительству и жилищно-коммунальному комплексу,областными структурами, руководствуясь нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации, Владимирской области. Изменить систему взаимоотношений естественных монополий ЖКХ как смуниципалитетами, т.е. собственниками, так и с иными субъектамиправоотношений в жилищной и коммунальной сфере позволит переводмуниципальные унитарные предприятия этих предприятий в акционерныеобщества. Приватизация муниципальных унитарных предприятий обеспечит равныеюридические условия для всех участников рынка, а также будетспособствовать созданию условий для привлечения частного капитала вжилищную сферу. Первым этапом приватизации должно стать акционированиемуниципальных жилищных предприятий, а также акционированиемуниципальных предприятий, выполняющих работы по управлениюмуниципальным жилищным фондом. В состав акционерного капитала ресурсоснабжающих организациймогут включаться ремонтные и производственные мастерские, автопарк,лабораторное оборудование, складские помещения. Объекты сетевойкоммунальной инфраструктуры как объекты естественной монополии вместес соответствующими контрольно-измерительными приборами должны остатьсяв муниципальной собственности. Организации ЖКХ, обеспечивающие тепло-, электро-, водоснабжение иводоотведение населенных пунктов по распределительным сетям, являютсяфактически естественными монополиями. Их деятельность подлежитрегулированию. Одна из основных целей тарифного регулирования - привлечениеинвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры и создание мотивацииснижения издержек. Система тарифного регулирования должна обеспечиватьпредприятию необходимый для реализации производственной иинвестиционной программы объем финансовых потребностей. Необходимо, чтобы тарифная политика реализовывала следующиепринципы: - полное возмещение экономически обоснованных затрат всемучастникам процесса предоставления жилищно-коммунальных услуг; - баланс интересов всех сторон, когда процесс формирования тарифана жилищно-коммунальные услуги заключается в поиске компромисса междутехническими задачами, финансовыми потребностями поставщиков услуг иплатежеспособным спросом потребителей; - последовательность и прогнозируемость изменения тарифов, чтоспособствует экономической определенности для потребителейкоммунальных услуг; - публичность и открытость в достижении доверия со стороныпотребителей коммунальных услуг, а также достижения баланса интересовв процессе регулирования тарифов; - снижение политизированности ценообразования, за счет принятиясоответствующих принципов и процедур тарифного регулирования. Установление цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услугиосуществляется не чаще 1 раза в год до принятия решения об утверждениибюджета в соответствии с действующим законодательством. 3. Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального хозяйства и условий для привлечения инвестиций Создание конкурентной среды в жилищной сфере требуетсовершенствования структуры управления данным комплексом. Необходиморазграничить полномочия, закрепленные непосредственно засобственником, что должно сопровождаться разделением функций заказчикаи подрядчика на оказание услуг. Согласно Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства вРоссийской Федерации, утвержденной Указом Президента РоссийскойФедерации от 28 апреля 1997 г. № 425, основой системы управления ЖКХявляется его демонополизация и создание условий для конкуренции в этойсфере с разделением функций управления и хозяйствования и переходом надоговорные отношения между заказчиками жилищно-коммунальных услуг иподрядчиками в целях снижения издержек и повышения качестваобслуживания населения. В небольших населенных пунктах функциизаказчика целесообразно осуществлять подразделению органа местногосамоуправления, которое заключает договоры с подрядными организациями. Эффективное регулирование предприятий ЖКХ должно основываться насистеме, состоящей из трех частей: 1. Определение целей деятельности предприятий, формирование ихпроизводственной и инвестиционной программ, разработка перспективныхсхем развития инженерной инфраструктуры городов и населенных пунктов. 2. Решение вопросов формирования и утверждения тарифов каксредства финансового обеспечения указанных программ. 3. Проведение мониторинга предприятий ЖКХ. Эти три компонента в совокупности обеспечат органам местногосамоуправления возможность реализовать свои обязанности покачественному обеспечению населения коммунальными услугами. Решение проблемы формирования рыночных механизмовфункционирования жилищно-коммунального комплекса и условий дляпривлечения инвестиций предусматривает следующие задачи: - создание рыночных механизмов функционирования жилищногохозяйства и обеспечение рынка жилья; - разделение функций и формирование реальных договорных отношениймежду собственниками (муниципалитеты, жилищностроительные кооперативы,жилищные кооперативы, товарищества собственников жилья и другие),управляющими компаниями, подрядными предприятиями и другимиорганизациями. Важной задачей для собственников жилищного фонда и управляющихкомпаний, должна стать реконструкция и модернизация жилищного фонда,главными направлениями которых являются: капитальный ремонт жилищного фонда на нормативном уровне сустранением недоремонта; реконструкция и модернизация жилых домов, в том числе: серийных домов 60-х годов постройки, с применением мансардногостроительства, утепление наружных ограждающих конструкций зданий; установка домовых и квартирных приборов учета и регулированияпотребления энергоресурсов; ремонт и оптимизация внутренних систем отопления, горячего ихолодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения; замена, модернизация и капитальный ремонт лифтового оборудования;ремонт и оптимизация электрических сетей. Одним из источников финансирования модернизации жилищного фондадолжно стать увеличение оплаты жилья в связи с повышением комфортностипроживания. Реформа собственности в жилищном фонде должна привести кформированию двух уровней конкурентных отношений: конкуренции в сфереуправления недвижимостью за получение заказа от собственника науправление жилищным фондом и конкуренции подрядных организаций заполучение заказа на обслуживание жилья от управляющей компании. Создание товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) являетсякраеугольным камнем жилищно-коммунальной реформы. Уже сейчаспрактически все многоквартирные дома, имеющие хотя бы однуприватизированную квартиру, являются кондоминиумом "дефакто". Поэтомуорганы местного самоуправления должны являться инициаторами ихрегистрации и на начальном этапе нести ответственность за созданиеТСЖ. Создание ТСЖ в границах единого недвижимого имущества(кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенноена нем жилое здание, является одним из способов защиты правсобственников жилья и организации управления многоквартирным жилымдомом с разными собственниками отдельных помещений и вовлеченияграждан в активное участие в реформе. Причем наиболее оптимальным поуже существующему опыту деятельности ТСЖ является их организация нанескольких домах или целом микрорайоне. Органам местного самоуправления необходимо оказывать помощьсобственникам жилья по формированию кондоминиумов и созданиютовариществ собственников жилья в жилищном фонде, имеющем условия дляведения хозяйственно-коммерческой деятельности путем использованияобъектов общей долевой собственности, в т.ч. земельных участков, впервую очередь, определив перечень жилых домов, в которых припроведении определенных мероприятий (полный капитальный ремонт,реконструкция, перевод высвобождающихся жилых помещений первых этажейв нежилые, аренда дополнительного земельного участка, прилегающего вграницам кондоминиума и т.д.) у собственников квартир появятсяэкономические стимулы для объединения в товарищества. Кроме этого,оказывать содействие собственникам жилья по подготовке документов дляформирования и регистрации кондоминиумов. Определить ответственныхдолжностных лиц или ввести в администрациях должности специалистов порешению вопросов, связанных с формированием кондоминиумов, а такжесозданием товариществ собственников жилья. Проводитьинформационно-разъяснительную работу среди собственников жилья по ихправам и обязанностям, возникшим после оформления права собственностина жилое помещение. Важное значение для организации и развития ТСЖ имеютинформационная кампания по разъяснению возможностей, которые получаютсобственники, объединенные в ТСЖ, организация обучения руководителейтовариществ основам управления недвижимостью, а также упрощениепроцедуры регистрации ТСЖ и передача недвижимости им в управление,безусловная передача бюджетных дотаций, оформление прав собственностина домовладение и земельный участок в кондоминиуме. 4. Государственная поддержка инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство Общая потребность в инвестициях в ЖКХ требует мобилизации всехвозможных ресурсов для технической модернизации сектора, направленнойна внедрение современных энергосберегающих технологий, переоснащениекотельных, сетей тепло- и водоснабжения, очистных сооружений и т.п. Государственная поддержка инвестиционной деятельности в сфере ЖКХвключает в себя: 1) привлечение средств федерального бюджета, предусмотренных вфедеральных целевых программах; 2) привлечение средств инвесторов, включая ресурсы кредитныхучреждений, под гарантии областного и (или) местных бюджетов, дляфинансирования наиболее эффективных и прошедших экспертизуинвестиционных проектов в коммунальном секторе на конкурсной основе; 3) привлечение средств областного и местных бюджетов,предусмотренных в областных и (или) муниципальных целевых программах. Государственная поддержка инвестиционной деятельности в сфере ЖКХв форме бюджетных инвестиций влечет возникновение правагосударственной собственности Владимирской области на эквивалентнуючасть уставных капиталов и имущества юридических лиц и оформляетсяучастием Владимирской области в уставных капиталах юридических лиц всоответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Исполнительные органы местного самоуправления, заинтересованные всоздании условий для привлечения долгосрочных заемных ресурсов нафинансирование инвестиционных проектов по модернизации ЖКХ должнывзять на себя кредитные риски через предоставление бюджетных гарантийв соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и осуществитьорганизационные меры по отработке стандартов, процедур и формобеспечения привлечения заемного финансирования. 5. Обеспечение мер адресной социальной поддержки населения В настоящее время социальная защита населения по оплате жилья икоммунальных услуг (предоставление льгот и субсидий малообеспеченнымслоям населения) осуществляется организациями жилищно-коммунальногохозяйства путем уменьшения платежей за предоставленные услуги даннымкатегориям граждан, что в конечном итоге приводит к убыткампредприятий. Такое положение дел потребовало от ПравительстваРоссийской Федерации кардинального изменения подхода к финансированию,поскольку это является главным препятствием развития отрасли врыночных условиях существования. В целях освобождения хозяйствующих субъектов от несвойственных имфункций по предоставлению субсидий и отделения функции предоставленияуслуг ЖКХ от функции предоставления субсидий, необходимо передатьфункции по расчету и назначению субсидий от организаций ЖКХ органамсоциального обеспечения. Предприятия ЖКХ не заинтересованы в оказанииадресной социальной поддержки населения, недостаточно проводятразъяснительную работу о возможности и условиях получения субсидий, непредоставляют гражданам достаточной информации о механизме их расчетаи т. д. В соответствии с постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 1 июля 2002 года № 490 в отдельных субъектах РоссийскойФедерации проводится эксперимент по применению экономической моделиреформирования жилищно-коммунального хозяйства - осуществлениюадресной социальной поддержки населения при оплатежилищно-коммунальных услуг. Введение данной системы позволит изменитьмеханизм предоставления субсидий и льгот на оплату жилья икоммунальных услуг. Новая система экономических отношений в ЖКХ предполагаетпринципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмових взаимодействия и организации финансовых потоков. Коренным образомизменится система текущего финансирования жилищно-коммунальныхпредприятий. Основной идеей экономической реформы в этой сфере являетсяпередача права распоряжения бюджетными ресурсами, выделяемыми внастоящее время на субсидирование отрасли, от жилищных и коммунальныхпредприятий непосредственно гражданам - субъектам, в наибольшейстепени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.Главными участниками экономических отношений в ЖКХ, таким образом,станут жилищно-коммунальные организации и непосредственные потребителиих услуг - граждане, а бюджетные средства, расходуемые насубсидирование отрасли, будут полностью переориентированы напредоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам. Конечной целью станет создание системы персонифицированныхсоциальных счетов граждан, на которые будут перечисляться средства,предусмотренные на все виды адресной социальной помощи государства, втом числе на компенсацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, ижилищные субсидии. Использование системы социальных счетов будетспособствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере,стимулированию развития товариществ собственников жилья и иныхобъединений граждан, усилению контроля со стороны населения за объемоми качеством жилищно-коммунальных услуг, развитию рынкапрофессиональных услуг по управлению жилищным фондом. Все это позволитповысить прозрачность расходования бюджетных средств и усилитьсоциальную направленность бюджетной политики. В целях отработки механизма реализации системыперсонифицированных социальных счетов и определения возможных проблем,возникающих в процессе создания и использования социальных счетов,предлагается ввести в отдельных органах местного самоуправления новуюсистему защиты малообеспеченных граждан по оплате жилья и коммунальныхуслуг. Суть эксперимента по переводу льгот и субсидий на оплату жилья икоммунальных услуг на социальные счета состоит в том, что на имягражданина (представителя домохозяйства), являющегося получателемжилищных субсидий, должен быть открыт расчетный счет в банке, накоторый из бюджета будут перечисляться средства жилищной субсидии,имеющие целевое назначение. В ходе эксперимента предполагается: - апробировать механизм использования системы социальных счетов,определить положительные и отрицательные стороны эксперимента; - отработать различные схемы перечисления бюджетных средств насоциальные счета граждан через кредитные организации и схемыперечисления сумм субсидий с социальных счетов организациям ЖКХ; - выявить нормы федеральных законов, указов Президента РоссийскойФедерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иныхнормативных правовых актов, а также актов Банка России, отмена,изменение, дополнение и введение которых позволит более эффективноиспользовать систему социальных счетов. К началу второго этапа реализации данной Программы послеобобщения опыта предоставления адресных жилищных субсидий в отдельныхорганах местного самоуправления будет принято решение оцелесообразности перехода на данную систему защиты населения по оплатежилья и коммунальных услуг на всей территории области. VI. МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Программа предусматривает следующие меры и сроки ее реализации:------T------------------------------------------------T-------------¬¦ №№ ¦ Меры по реализации программы ¦ Срок ¦¦ п/п ¦ ¦исполнения ¦+-----+------------------------------------------------+-------------+¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦+-----+------------------------------------------------+-------------+¦ 1. ¦Проведение инвентаризации кредиторской и¦ Ежегодно ¦¦ ¦дебиторской задолженности предприятий ЖКХ. ¦2004 - 2008 ¦+-----+------------------------------------------------+-------------+¦ 2. ¦Анализ инвентаризации кредиторской и¦ Ежегодно ¦¦ ¦дебиторской задолженности предприятий ЖКХ,¦2004 - 2008 ¦¦ ¦выработка конкретных мероприятий по ее¦ ¦¦ ¦сокращению, контроль за их выполнением. ¦ ¦+-----+------------------------------------------------+-------------+¦ 3. ¦Ликвидация системы перекрестного субсидирования¦2004 - 2006 ¦¦ ¦потребителей услуг по водоснабжению и¦ ¦¦ ¦водоотведению. ¦ ¦+-----+------------------------------------------------+-------------+¦ 4. ¦Отработка механизма адресной социальной¦2004 - 2005 ¦¦ ¦поддержки семей с низкими доходами по оплате¦ ¦¦ ¦жилья и коммунальных услуг в отдельных органах¦ ¦¦ ¦местного самоуправления. ¦ ¦+-----+------------------------------------------------+-------------+¦ 5. ¦Подготовка анализа по отработке механизма¦ 2005 ¦¦ ¦адресной социальной поддержки семей с низкими¦ ¦¦ ¦доходами по оплате жилья и коммунальных услуг в¦ ¦¦ ¦отдельных органах местного самоуправления и¦ ¦¦ ¦выводов о целесообразности введения его на всей¦ ¦¦ ¦территории области. ¦ ¦+-----+------------------------------------------------+-------------+¦ 6. ¦Расчет муниципальных заказов на предоставление¦ Ежегодно ¦¦ ¦жилищно-коммунальных услуг населением и¦2004 - 2010 ¦¦ ¦обеспечение соответствия источников его¦ ¦¦ ¦финансирования средствам, предусмотренным в¦ ¦¦ ¦бюджете на эти цели, с учетом установленного¦ ¦¦ ¦уровня платежей граждан. ¦ ¦+-----+------------------------------------------------+-------------+¦ 7. ¦Полный охват договорными отношениями¦2004 - 2006 ¦¦ ¦нанимателей и собственников жилья. ¦ ¦+-----+------------------------------------------------+-------------+¦ 8. ¦Создание условий для образования и эффективной¦2004 - 2010 ¦¦ ¦деятельности объединений собственников жилья. ¦ ¦+-----+------------------------------------------------+-------------+¦ 9. ¦Совершенствование механизма оплаты жилищно-¦2004 - 2008 ¦¦ ¦коммунальных услуг со своевременным¦ ¦¦ ¦перечислением средств населения непосредственно¦ ¦¦ ¦поставщикам услуг через систему расчетно-¦ ¦¦ ¦кассовых центров. ¦ ¦+-----+------------------------------------------------+-------------+¦ 10. ¦Завершение разделения функций между¦2004 - 2005 ¦¦ ¦собственником жилья, управляющей организацией и¦ ¦¦ ¦подрядными предприятиями. ¦ ¦+-----+------------------------------------------------+-------------+¦ 11. ¦Ликвидация дотационности ЖКХ и обеспечение его¦ 2008 ¦¦ ¦стабильной деятельности. ¦ ¦+-----+------------------------------------------------+-------------+¦ 12. ¦Обеспечение сбалансированной тарифной политики,¦2004 - 2010 ¦¦ ¦учитывающей интересы потребителей и¦ ¦¦ ¦энергоснабжающих организаций. ¦ ¦+-----+------------------------------------------------+-------------+¦ 13. ¦Формирование производственной и инвестиционной¦ Ежегодно ¦¦ ¦программ предприятий ЖКХ, проведение¦2004 - 2010 ¦¦ ¦мониторинга их деятельности. ¦ ¦+-----+------------------------------------------------+-------------+¦ 14. ¦Разработка перспективных схем развития¦ 2006 ¦¦ ¦инженерной инфраструктуры городов и населенных¦ ¦¦ ¦пунктов. ¦ ¦+-----+------------------------------------------------+-------------+¦ 15. ¦Переход на профессиональное управление и¦2004 - 2010 ¦¦ ¦конкурсное содержание жилищного фонда. ¦ ¦L-----+------------------------------------------------+--------------¦16. ¦Проведение анализа результатов реализации ¦Ежегодно ¦¦ ¦Программы ¦2005 - 2010 ¦¦ ¦путем расчета критериев, утверждаемых ¦ ¦ ¦ ¦постановлением ¦ ¦¦ ¦Губернатора области. Координация деятельности ¦ ¦¦ ¦ответственных исполнителей мероприятий Программы¦ ¦¦ ¦по результатам проведенного анализа. ¦ ¦L-----+------------------------------------------------+-------------- (Пункт дополнен - Закон Владимирской областиот 12.07.2005 г. № 95-ОЗ) VII. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Материально-техническое обеспечение Программы Ресурсное обеспечение Программы определяется условиями еереализации в течение 2004 - 2010 годов. Затраты на модернизациюжилищно-коммунального комплекса в основном предусматривается направитьна проведение работ по реконструкции и обновлению системжизнеобеспечения населенных пунктов (систем теплоснабжения,водоснабжения и водоотведения) с целью повышения надежности ихфункционирования. Общая потребность в затратах на модернизациюсетевого хозяйства и генерирующих мощностей теплоснабжения, а также намодернизацию систем водоснабжения и водоотведения оценивается вразмере 4550 млн. рублей (в соответствующих ценах) и приведена втаблице 1. Приоритетными направлениями работ в данном направлении являются: - повышение надежности функционирования коммунальных системтепло-, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения путемприведения их в нормативное техническое состояние; - проведение мероприятий по энергосбережению и внедрение новыхэнергосберегающих технологий, путем замены котлов в модернизируемыхкотельных на котлы с более высоким коэффициентом полезного действия,использования модульных и блочных котельных, частотно-регулируемыхприводов насосных агрегатов в системах тепло- и водоснабжения,применения современных изолирующих материалов при передаче тепловойэнергии и др. Наряду с указанными инженерными мероприятиями на объектахжилищно-коммунальной инфраструктуры требуется проведение работ помодернизации жилищного фонда: - ремонт и утепление наружных ограждающих конструкций зданий; - установка в домах приборов учета потребления ресурсов: воды,газа, тепловой энергии; - ремонт и оптимизация внутренних систем отопления и горячеговодоснабжения; - использование экономичных приборов освещения исанитарнотехнического оборудования. 2. Финансовое обеспечение Программы Предусмотренные Программой расходы бюджетов, конкретные формы инаправления их предоставления будут уточняться в рамках подготовкибюджетов на соответствующий год. Необходимость оказания финансовой поддержки органам местногосамоуправления и ее объем на проведение работ по модернизации объектовжилищно-коммунального хозяйства будет ежегодно определяться на основеоценки уровня износа объектов и инженерной инфраструктуры по даннымобластного комитета статистики. Оценка уровня износа основных фондов жилищно-коммунальногохозяйства территорий будет определяться исходя из следующих базовыхпоказателей: 1. Процент износа котельных и котлоагрегатов. 2. Процент износа коммунальных тепловых сетей. 3. Процент износа коммунальных водопроводных сетей. 4. Процент износа коммунальных канализационных сетей. 5. Процент износа центральных тепловых пунктов. 6. Процент износа насосных (водопроводных, канализационных)станций. 7. Процент износа очистных (водопроводных, канализационных)сооружений. 8. Процент износа трансформаторных подстанций. Расчет интегрального отклонения базовых показателей уровнясостояния объектов ЖКХ территорий от среднеобластного проводится поформуле: Вi x Кi x = --------- - 1, где Вo x i - номер территории (органа местного самоуправления), х - номер базового показателя, Вох - среднеобластное значение х-вого базового (суммы)показателя, Вi x - значение х-вого базового (суммы) показателя i-тойтерритории. При интегральном отклонении базового показателя (базовыхпоказателей) территории больше нуля (Кiх " 0), данная территория будетвключаться в перечень органов местного самоуправления, подлежащихфинансированию в текущем году. Объем финансовых средств, выделяемых органам местногосамоуправления, подлежащих финансированию в текущем годурассчитывается по формуле: Ki xn х V o V n = ------------------ , где n Ki xn 1 V o - общая сумма средств, выделяемая на реализацию Программы; V n - сумма средств, выделяемая n-ной территории, подлежащейфинансированию в текущем году; n - номер территории в перечне органов местного самоуправления,подлежащей финансированию. Перечень базовых показателей состояния объектов ЖКХ, органовместного самоуправления подлежащих финансированию, объем выделяемых имфинансовых средств и процент софинансирования каждого объекта будетуточняться и корректироваться ежегодно постановлением Губернатораобласти. При невыполнении обязательств органами местногосамоуправления по долевому участию в Программе финансированиепрограммных мероприятий по данной территории может быть соответственноуменьшено. При модернизации и реконструкции объектов инженернойинфраструктуры органам местного самоуправления рекомендуется в местныхбюджетах предусматривать их целевое финансирование, а также целевоефинансирование на подготовку кадров для муниципальных организацийжилищно-коммунального хозяйства. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению всоответствии с размером расходов областного бюджета и бюджетовмуниципальных образований, утвержденных на эти цели. Таблица 1 ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ (В редакции Закона Владимирской области от 15.03.2006 № 26-ОЗ) млн. руб.-----------------------T--------T-------------------------------------------¬¦ ¦ 2004 - ¦ в том числе: ¦¦ ¦ 2010 +-----T-----T-------T-----T-----T-----T-----+¦ ¦ годы ¦2004 ¦2005 ¦ 2006 ¦2007 ¦2008 ¦2009 ¦2010 ¦¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦+----------------------+--------+-----+-----+-------+-----+-----+-----+-----+¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦+----------------------+--------+-----+-----+-------+-----+-----+-----+-----+¦Модернизация систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦теплоснабжения ¦2311,7 ¦151,9¦169,8¦330 ¦ 360 ¦ 400 ¦ 440 ¦ 460 ¦+----------------------+--------+-----+-----+-------+-----+-----+-----+-----+¦Модернизация систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦водоснабжения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦водоотведения ¦1625,8 ¦106,9¦118,9¦230 ¦ 250 ¦ 280 ¦ 310 ¦ 330 ¦+----------------------+--------+-----+-----+-------+-----+-----+-----+-----+¦Модернизация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦энергоснабжающего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦оборудования ¦ 171,7 ¦ 11,2¦ 12,5¦ 24 ¦ 27 ¦ 30 ¦ 32 ¦ 35 ¦+----------------------+--------+-----+-----+-------+-----+-----+-----+-----+¦Всего: ¦4109,2 ¦270 ¦301,2¦584 ¦ 637 ¦ 710 ¦ 782 ¦ 825 ¦¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦+----------------------+--------+-----+-----+-------+-----+-----+-----+-----+¦бюджеты муниципальных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦образований области ¦1354,9 ¦119,9¦143,2¦161,8 ¦ 190 ¦ 210 ¦ 240 ¦ 290 ¦+----------------------+--------+-----+-----+-------+-----+-----+-----+-----+¦государственная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦поддержка из бюджетов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦других уровней: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦+----------------------+--------+-----+-----+-------+-----+-----+-----+-----+¦федеральный бюджет ¦ 426,63 ¦ 50,1¦ 52 ¦ 49,53 ¦ 60 ¦ 65 ¦ 72 ¦ 78 ¦+----------------------+--------+-----+-----+-------+-----+-----+-----+-----+¦областной бюджет ¦1306,013¦ 0 ¦ 0 ¦ 19,013¦ 280 ¦ 310 ¦ 340 ¦ 357 ¦+----------------------+--------+-----+-----+-------+-----+-----+-----+-----+¦внебюджетные источники¦1021,657¦100 ¦106 ¦353,657¦ 107 ¦ 125 ¦ 130 ¦ 100 ¦L----------------------+--------+-----+-----+-------+-----+-----+-----+------ 3. Правовое обеспечение Программы Правовой основой защиты прав потребителей жилищно-коммунальныхуслуг во Владимирской области является Гражданский кодекс РоссийскойФедерации, Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей",другие законы и нормативные правовые акты. Одной из составляющих комплексного подхода к решению проблемыперехода к устойчивому и надежному функционированиюжилищно-коммунального хозяйства, улучшения качестважилищно-коммунальных услуг, совершенствования механизма социальнойзащиты малоимущих слоев населения, является соответствующаянормативная правовая база. Ее создание отнесено к первоочередныммероприятиям. Необходимо создать правовые основы: - реформирования экономических отношений в ЖКХ, направленных наизменение системы текущего финансирования, бюджетного финансирования,финансирования мероприятий по модернизации ЖКХ, ликвидациюперекрестного субсидирования; - ликвидации дотационности ЖКХ и обеспечение его стабильнойдеятельности; - совершенствования механизма социальной защиты, предоставленияльгот, дотаций, введения дифференцированных подходов к оплате жилья,коммунальных услуг; - формирования договорных отношений между всеми участникамипроцесса управления, производства и предоставленияжилищно-коммунальных услуг. Работа по правовому обеспечению Программы должна идти последующим направлениям: - участие Владимирской области как субъекта Российской Федерациив пределах полномочий, предоставленных Конституцией РоссийскойФедерации ее субъектам, в разработке предложений по принятиюфедеральных нормативных правовых актов в области реформирования имодернизации ЖКХ; - ревизия действующих нормативных правовых актов Владимирскойобласти с целью приведения их в соответствие с федеральнымзаконодательством, современными экономическими и социальнымиусловиями; - подготовка областных нормативных правовых актов по вопросамреформирования и модернизации ЖКХ, обусловленных требованиями времении изменениями федерального законодательства. 4. Информационное обеспечение Программы Кризисное состояние ЖКХ области стало сегодня одной из главныхтем критики в средствах массовой информации (СМИ). Отсутствие ужурналистов позитивной информации сформировало у населения негативноеотношение к ЖКХ и к начатым в этой сфере реформам, поскольку из всегокомплекса последовательных и долговременных мероприятий пореформированию отрасли населению известен только один факт -значительное повышение платы за коммунальные услуги. Активная пропаганда самого процесса реформирования и модернизацииЖКХ, его механизмов и итоговых результатов, большая воспитательная иразъяснительная направленность мероприятий Программы, постепеннодолжны изменить менталитет населения, особенно подрастающегопоколения, снять социальную напряженность. Информационное обеспечение Программы предусматривает следующиезадачи: - регулярное освещение хода реформы в информационно-аналитическихпрограммах на областных теле-, радиоканалах; - освещение хода реализации Программы в областных, городских ирайонных газетах (с обязательным проведением "горячих линий", "круглыхстолов", опросов общественного мнения); - освещение хода реализации Программы в российских газетах испециализированных журналах; - освещение хода реализации Программы на интернет-сайтах органовисполнительной власти Владимирской области и органов местногосамоуправления; - организация и проведение тематических областных выставок,конференций, семинаров, участие в региональных и всероссийскихмероприятиях; - проведение конкурсов "Самый благоустроенный город, населенныйпункт Владимирской области", "Лучшее предприятие ЖКХ Владимирскойобласти", "На организацию лучшего проекта поинформационно-пропагандистскому сопровождению реформы ЖКХ". 5. Кадровое обеспечение Программы Успех внедрения Программы во многом зависят от того, насколькопланируемые преобразования будут обеспечены кадровыми ресурсами. Для того, чтобы прошли не только количественные, но икачественные изменения в области обеспечения и использованиячеловеческих ресурсов, необходимо провести следующие кадровыепреобразования в системе ЖКХ: - мониторинг кадровых процессов; - формирование кадрового резерва высококвалифицированныхспециалистов и управленцев; - повышение уровня профессиональной подготовки работников; - введение сертификации персонала жилищно-коммунальныхпредприятий; - совместная деятельность структурных подразделений администрацииобласти с высшими и средними специальными учебными заведениями,учреждениями начального профессионального образования по подготовкеспециалистов и квалифицированных рабочих для отрасли ЖКХ; - оформление на конкурсной основе государственного заказа наобучение и переобучение кадров ЖКХ. 6. Организационное обеспечение Программы В целях выполнения поставленных Программой задач по сокращениюизноса основных фондов в I квартале каждого года на основании данныхгосударственного комитета статистики, в соответствии с ежегодноопределяемым перечнем базовых показателей, администрацией областиопределяются органы местного самоуправления, подлежащие финансированиюиз областного бюджета в следующем году, и утверждаются постановлениемГубернатора области. Органы местного самоуправления, выбранные для финансирования,определяют объекты и представляют в администрацию области обоснованиенеобходимости их модернизации или замены (по каждому объектуотдельно). Финансирование из областного бюджета осуществляется всоответствии с действующим порядком реализации областной адреснойинвестиционной программы в пределах средств, предусмотренных в бюджетена очередной год на эти цели, и утвержденных лимитов бюджетныхобязательств. Администрациям округов, городов и районов области рекомендуетсяпредставлять ежеквартально к 1 числу второго месяца, следующего заотчетным кварталом, в управление жизнеобеспечения и развитияинфраструктуры администрации области отчеты о ходе реализацииПрограммы, а также ежегодно, до 1 марта следующего за отчетным годом,доклад о ходе реализации Программы. VIII. мероприятия по реализации программы Выполнение Программы предусматривает реализацию следующихмероприятий: -----T-----------------------T----------T-------------------T--------------¬¦ № ¦Мероприятия ¦Срок ¦Ответственные ¦ Объемы ¦¦п/п ¦ ¦исполнения¦исполнители ¦финансирования¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (млн. руб.) ¦+----+-----------------------+----------+-------------------+--------------+¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦+----+-----------------------+----------+-------------------+--------------+¦ ¦Ликвидировать ¦ 2004- ¦ Органы ¦ ¦¦ 1. ¦перекрестное ¦ 2006 ¦ местного ¦ ¦¦ ¦субсидирование ¦ ¦ самоуправления - ¦ ¦¦ ¦потребителей услуг по ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦водоснабжению и ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦водоотведению. ¦ ¦ ¦ ¦+----+-----------------------+----------+-------------------+--------------+¦ ¦Перейти на адресную ¦ 2005- ¦ Департамент ¦ ¦¦ 2. ¦выплату субсидий на ¦ 2006 ¦ социальной ¦ ¦¦ ¦оплату жилья и ¦ ¦ защиты ¦ ¦¦ ¦коммунальных услуг в ¦ ¦ населения, ¦ ¦¦ ¦отдельных органах ¦ ¦ управление ¦ ¦¦ ¦местного ¦ ¦ жизнеобеспечения ¦ ¦¦ ¦самоуправления. ¦ ¦ и развития ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ инфраструктуры, ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ органы ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ местного ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ самоуправления ¦ ¦+----+-----------------------+----------+-------------------+--------------+¦ ¦Завершить переход на ¦ 2004- ¦ Органы ¦ ¦¦ 3. ¦оплату жилищно- ¦ 2008 ¦ местного ¦ ¦¦ ¦коммунальных услуг ¦ ¦ самоуправления ¦ ¦¦ ¦через систему ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦расчетно-кассовых ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦центров со ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦своевременным ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦перечислением средств ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦населения ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦непосредственно ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦поставщикам услуг. ¦ ¦ ¦ ¦+----+-----------------------+----------+-------------------+--------------+¦ ¦Создать управляющие ¦ 2004- ¦ Органы ¦ ¦¦ 4. ¦организации во всех ¦ 2005 ¦ местного ¦ ¦¦ ¦территориях области. ¦ ¦ самоуправления - ¦ ¦+----+-----------------------+----------+-------------------+--------------+¦ ¦Перейти на ¦ 2008 ¦ Органы ¦ ¦¦ 5. ¦стопроцентную оплату ¦ ¦ местного ¦ ¦¦ ¦населением жилищно- ¦ ¦ самоуправления - ¦ ¦¦ ¦коммунальных услуг. ¦ ¦ ¦ ¦+----+-----------------------+----------+-------------------+--------------+¦ ¦Модернизация ¦ 2004- ¦ Органы ¦ 1700,0 ¦¦ 6. ¦котельных и ¦ 2010 ¦ местного ¦ ¦¦ ¦котлоагрегатов. ¦ ¦ самоуправления ¦ ¦+----+-----------------------+----------+-------------------+--------------+¦ ¦Модернизация тепловых ¦ 2004- ¦ Органы ¦ 860,0 ¦¦ 7. ¦сетей. ¦ 2010 ¦ местного ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ самоуправления ¦ ¦+----+-----------------------+----------+-------------------+--------------+¦ ¦Модернизация ¦ 2004- ¦ Органы ¦ 800,0 ¦¦ 8. ¦водозаборных ¦ 2010 ¦ местного ¦ ¦¦ ¦сооружений. ¦ ¦ самоуправления ¦ ¦+----+-----------------------+----------+-------------------+--------------+¦ ¦Модернизация ¦ 2004- ¦ Органы ¦ 500,0 ¦¦ 9. ¦водопроводных сетей. ¦ 2010 ¦ местного ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ самоуправления ¦ ¦+----+-----------------------+----------+-------------------+--------------+¦ ¦Модернизация тепловых ¦ 2004- ¦ Органы ¦ 500,0 ¦¦ 10.¦сетей. ¦ 2010 ¦ местного ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ самоуправления ¦ ¦+----+-----------------------+----------+-------------------+--------------+¦ 11.¦Модернизация ¦ 2004- ¦ Органы ¦ 190,0 ¦¦ ¦энергоснабжающего ¦ 2010 ¦ местного ¦ ¦¦ ¦оборудования. ¦ ¦ самоуправления ¦ ¦+----+-----------------------+----------+-------------------+--------------+¦ 12.¦Итого: ¦ ¦ ¦ 4550,0 ¦L----+-----------------------+----------+-------------------+--------------- IХ. Заключительные положения Реализация Программы и ее корректировка будут проводиться всоответствии с разработкой проектов нормативных правовых актовВладимирской области по полномочиям субъектов Российской Федерации,определенных Федеральным законом от 06.10.99 № 184-ФЗ "Об общихпринципах организации законодательных (представительных) иисполнительных органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от04.07.2003 № 95-ФЗ) с указанием содержания новых расходныхобязательств при условии принятия и введения с 2005 года Жилищногокодекса Российской Федерации.