Утратил силу - Закон Волгоградской области от 15.11.2007 г. № 1558-ОД ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Об организации работы по опеке и попечительству в Волгоградской области (В редакции Закона Волгоградской области от 17.03.2003 г. № 796-ОД) Принят областной Думой 26 августа 1999 года Настоящий Закон регулирует вопросы организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства на территории Волгоградской области в соответствии с полномочиями, предоставленными субъектам Российской Федерации статьей 72 Конституции Российской Федерации, статьей 31 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации.

Глава I. Общие положения Статья 1. Органы опеки и попечительства Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

Функции по опеке и попечительству уполномочены осуществлять:

в отношении несовершеннолетних лиц - органы управления образованием;

в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, - органы управления здравоохранением; в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, - органы социальной защиты населения.

Статья 2. Правовая основа деятельности органов опеки и попечительства Органы опеки и попечительства в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом (Основным законом) Волгоградской области, настоящим Законом, уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Волгоградской области.

Глава II. Задачи и полномочия органов опеки и попечительства Статья 3. Задачи органов опеки и попечительства Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

осуществление контроля за содержанием, воспитанием и образованием этой категории лиц;

защита имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

обеспечение оптимальных условий для жизни совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными, и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья нуждаются в опеке и попечительстве;

защита имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.

Статья 4. Полномочия органов опеки и попечительства Органы опеки и попечительства:

организуют выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, не имеющих надлежащих условий для воспитания в семье, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности и нуждаются в установлении над ними опеки или попечительства;

устанавливают опеку и попечительство над несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, над дееспособными совершеннолетними лицами, если они по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами;

назначают опекунов и попечителей;

назначают управляющего над имуществом граждан в случаях, предусмотренных статьями 38 и 43 Гражданского кодекса Российской Федерации;

освобождают и отстраняют опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей;

заключают с приемными родителями договоры о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;

принимают решение о помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, в образовательное учреждение, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения на полное государственное обеспечение;

принимают меры по защите жилищных прав несовершеннолетних, созданию муниципальных жилищных фондов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения их жилой площадью;

дают разрешение на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену, дарению имущества подопечных и несовершеннолетних, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечным и несовершеннолетним прав, раздел их имущества, выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечных и несовершеннолетних;

принимают решение об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным в порядке эмансипации;

предъявляют в судах иски, связанные с защитой прав и законных интересов подопечных и несовершеннолетних, а также о признании граждан ограниченно дееспособными, недееспособными;

решают вопросы присвоения или изменения фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;

решают вопросы содержания подопечных, ухода за ними, их лечения, защиты их интересов и прав, назначают выплату денежных средств на содержание опекаемых в установленном порядке и размере;

рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;

обеспечивают квотирование рабочих мест для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предприятиях независимо от их организационно-правовых форм;

реализуют иные полномочия по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.

Статья 5. Осуществление общих функций по опеке и попечительству Муниципальные органы управления образованием, здравоохранением, социальной защиты населения:

осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, готовят материалы, необходимые для назначения опекуна или попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей;

обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних и дееспособных совершеннолетних лиц, которые временно по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, обеспечивают сохранность их имущества;

ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека или попечительство, в соответствии с компетенцией, определенной статьей 1 настоящего Закона;

осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения, обучения и трудоустройства подопечных;

в установленном законом порядке осуществляют защиту личных и имущественных прав и интересов подопечных в случаях ненадлежащего использования опекуном или попечителем своих обязанностей, в том числе использования им опеки и попечительства в корыстных целях, а также оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;

готовят материалы о назначении выплат денежных средств на содержание подопечного в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации;

участвуют в судебных заседаниях по делам подопечных и несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;

привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства;

рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;

осуществляют иные функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.

Статья 6. Функции по опеке и попечительству органов управления образованием 1. Муниципальные органы управления образованием, кроме функций, перечисленных в статье 5 настоящего Закона:

выявляют детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения, ведут их учет, осуществляют их временное устройство;

представляют в орган управления образованием администрации Волгоградской области, являющийся региональным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью по месту его фактического нахождения, в срок, установленный статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации;(абзац дополнен - Закон Волгоградской области от 17.03.2003 г. № 796-ОД) осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих надлежащих условий воспитания в семье, под опеку или попечительство, в приемную семью на усыновление, а при отсутствии такой возможности, обеспечивают их устройство в образовательные учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения здравоохранения или социальной защиты населения;

создают муниципальные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечивают их функционирование;

осуществляют подбор и учет лиц - граждан Российской Федерации, способных к выполнению обязанностей усыновителя, готовят документы, необходимые для усыновления (удочерения), ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение);

осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, дают заключение о возможности быть приемными родителями, готовят проект договора о создании приемной семьи;

оказывают практическую помощь опекунам и попечителям, приемным родителям в воспитании, обучении, организации медицинского обслуживания и отдыха подопечных;

дают заключение о возможности раздельного проживания опекуна или попечителя с подопечным;

дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным в порядке эмансипации;

участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел, связанных с содержанием, воспитанием и образованием детей, нуждающихся в государственной помощи, и в других случаях, предусмотренных законодательством;

проводят обследование условий жизни ребенка, лица, претендующего на его воспитание;

представляют в суд заключения по спорам, связанным с содержанием, воспитанием, образованием детей;

разрешают спорные вопросы о воспитании детей между родителями и другими родственниками;

участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей;

осуществляют охрану интересов неродившегося наследника при разделе наследственного имущества;

готовят документы для регистрации брака лиц, не достигших совершеннолетия;

осуществляют иные функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.

2. Орган управления образованием администрации Волгоградской области:

определяет и осуществляет региональную политику в сфере защиты прав детей, не противоречащую политике Российской Федерации;

обеспечивает соблюдение законодательства Российской Федерации, Волгоградской области о защите прав детей, контролирует исполнение государственных социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

осуществляет в пределах своей компетенции правовое регулирование отношений в сфере защиты прав детей и организации работы по опеке и попечительству несовершеннолетних;

координирует деятельность муниципальных органов управления образованием по опеке и попечительству несовершеннолетних;

создает и обеспечивает функционирование государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

направляет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующие учреждения независимо от их организационно-правовой формы на основании решения органа опеки и попечительства о помещении ребенка в учреждение на полное государственное обеспечение;

контролирует исполнение администрациями учреждений, в которых дети находятся на полном государственном обеспечении, обязанностей опекунов (попечителей) воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

является региональным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей; предоставляет федеральному оператору сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, если в срок, установленный статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации, не удалось организовать устройство таких детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации; ведет региональный учет российских граждан, желающих стать усыновителями, опекунами или приемными родителям; ведет учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить ребенка - гражданина Российской Федерации, на территории Волгоградской области; выдает этим лицам направления для посещения ребенка по его фактическому месту нахождения; (В редакции Закона Волгоградской области от 17.03.2003 г. № 796-ОД) предоставляет гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, желающим усыновить (удочерить) ребенка, информацию о детях, в отношении которых возникли установленные Семейным кодексом Российской Федерации основания усыновления (удочерения) указанными гражданами и лицами, в порядке, установленном статьей 11 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;" (В редакции Закона Волгоградской области от 17.03.2003 г. № 796-ОД) совместно с органами опеки и попечительства осуществляет подготовку документов, необходимых для рассмотрения дел об усыновлении (удочерении) ребенка иностранными гражданами и лицами без гражданства; участвует в рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей иностранными гражданами и лицами без гражданства по доверенности органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка;

осуществляет психолого-педагогическое и юридическое консультирование кандидатов в усыновители, находящихся на региональном учете;

организует рассмотрение вопросов, связанных с исполнением муниципальными органами управления образованием функций по опеке и попечительству несовершеннолетних, обращений граждан в органы государственной власти по проблемам охраны прав детей.

Статья 7. Содействие различных ведомств в организации работы по опеке и попечительству несовершеннолетних 1. Органы внутренних дел Волгоградской области:

содействуют в выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в государственные и муниципальные учреждения;

в экстренных случаях помещают детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения здравоохранения, учреждения временного пребывания детей, центр временной изоляции несовершеннолетних.

2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:

осуществляют меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних;

содействуют социально-бытовому устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершивших противоправные действия, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений:

применяют меры воздействия в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершивших противоправные действия, и их законных представителей в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Волгоградской области.

3. Комитеты (отделы) по делам семьи администраций районов и городов Волгоградской области:

участвуют в выявлении и устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения временного пребывания детей;

осуществляют социальное, психологическое и юридическое консультирование лиц, желающих взять на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

оказывают в пределах своей компетенции содействие в социальной поддержке семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

осуществляют содействие органам опеки и попечительства в социальном устройстве лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

способствуют развитию сети детских социальных приютов и других учреждений для временного пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, не имеющих надлежащих условий воспитания в семье.

4. Органы государственной службы занятости населения:

осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку;

обеспечивают диагностику профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья;

содействуют занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

5. Комитеты (отделы) по делам молодежи администраций районов и городов Волгоградской области:

содействуют в трудоустройстве выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

содействуют в организации летнего отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

6. Органы записи актов гражданского состояния информируют органы опеки и попечительства о смерти лиц, имеющих на момент регистрации смерти несовершеннолетних детей, если при этом дети остаются без попечения родителей.

Статья 8. Функции по опеке и попечительству органов управления здравоохранением 1. Муниципальные органы управления здравоохранением, кроме функций, перечисленных в статье 5 настоящего Закона:

оказывают медико-социальную помощь лицам, признанным судом недееспособными вследствие психического расстройства до установления опеки;

осуществляют устройство лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения либо под опеку граждан;

участвуют в судах в рассмотрении дел о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным, о признании гражданина дееспособным, об отмене ограничения дееспособности, о признании брака недействительным в интересах лица, признанного судом недееспособным, и других дел по защите прав и охраняемых законом интересов подопечных;

участвуют в выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, информируют органы опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей, в установленные законодательством сроки;

обеспечивают содержание в подведомственных учреждениях детей, оставшихся без попечения родителей, с момента рождения до трех лет;

выполняют другие функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.

2. Орган управления здравоохранением администрации Волгоградской области:

осуществляет в пределах своей компетенции правовое регулирование отношений в сфере организации работы по опеке и попечительству совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

координирует осуществление функций по опеке и попечительству муниципальными органами управления здравоохранением, государственными психиатрическими учреждениями, домами ребенка;

организует работу экспертных медицинских комиссий по обследованию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семьи.

Статья 9. Функции по опеке и попечительству органов социальной защиты населения 1. Муниципальные органы социальной защиты населения, кроме функций, перечисленных в статье 5 настоящего Закона:

выявляют и ведут учет дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свой права и выполнять свои обязанности и нуждаются в попечительстве;

оказывают социальную помощь до установления попечительства дееспособным совершеннолетним лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;

организуют попечительство в форме патронажа дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;

осуществляют устройство и обеспечивают содержание в учреждениях социального обеспечения дееспособных совершеннолетних лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья;

участвуют в судебных заседаниях по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством;

участвуют в выявлении и обеспечивают временное устройство детей, нуждающихся в государственной помощи, в учреждения социального обеспечения, информируют органы опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей, в установленные законодательством сроки;

обеспечивают содержание несовершеннолетних инвалидов в учреждениях социального обеспечения;

выполняют Другие функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.

2. Орган управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области:

определяет и осуществляет региональную политику в сфере социальной защиты дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности и нуждаются в попечительстве;

обеспечивает соблюдение законодательства Российской Федерации по предоставлению государственных социальных гарантий дееспособным совершеннолетним лицам, нуждающимся в попечительстве;

осуществляет правовое регулирование отношений в сфере организации работы по попечительству дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;

координирует осуществление функций по опеке и попечительству муниципальными органами социальной защиты населения и социальными учреждениями.

Статья 10. Кадровое обеспечение организации работы по опеке и попечительству несовершеннолетних Для осуществления функций по опеке и попечительству несовершеннолетних устанавливается количественный норматив из расчета - один специалист по охране прав детей на 5 тыс. детского (с момента рождения до 18 лет) населения данной территории, но не менее одного специалиста на один район.

Статья 11. Организация работы советов (комиссий) по опеке и попечительству Для эффективного решения вопросов по опеке и попечительству органы местного самоуправления создают советы (комиссии) по опеке и попечительству.

Совет (комиссия) организует свою работу на основе положения, утвержденного руководителем органа местного самоуправления.

Совет (комиссия) является коллегиальным органом с рекомендательными функциями.

Глава III. Заключительные положения Статья 12. Особенности применения настоящего Закона Отдельные вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства определяются уставами муниципальных образований.

Сельские, поселковые, городские в районах администрации вправе непосредственно осуществлять функции по опеке и попечительству, предусмотренные статьей 5 настоящего Закона, за исключением вопросов, связанных с усыновлением (удочерением) детей и формированием банка данных на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 13. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства Государственный контроль за деятельностью органов опеки и попечительства на территории Волгоградской области осуществляет администрация Волгоградской области.

Статья 14. Ответственность за неисполнение настоящего Закона Должностные лица органов местного самоуправления и исполнительных органов государственной власти несут ответственность за нарушения положений настоящего Закона в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Введение в действие настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

И. о. главы администрации Волгоградской области В.И. Галушкин 16 сентября 1999 года № 309-ОД