false false false false RU X-№O№E X-№O№E 1 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.Mso№ormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times №ew Roman","serif";} Утратил силу - Закон Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз ЗАКОН ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ О ЗАКОНАХ И ИНЫХ ОБЛАСТНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ (В редакции Закона Иркутской области от 11.06.99 г. № 34-оз; от 04.04.2000 г. № 21-оз; от 13.07.2001 г. № 44-оз; от 14.11.2002 г. № 56-оз; от 31.12.2003 № 90-оз; от 31.12.2004 № 133-оз; от 30.11.2005 № 99-оз; от 12.01.2006 № 8-оз; от 04.05.2006 № 14-оз; от 14.07.2007 № 60-оз) ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Закона 1. В соответствии с Конституцией Российской ФедерацииИркутская область (далее - область) как субъект РоссийскойФедерации осуществляет собственное правовое регулирование, включаяпринятие законов и иных областных нормативных правовых актов. 2. Настоящий Закон в развитие и в соответствии с Уставомобласти устанавливает виды областных нормативных правовых актов, атакже определяет порядок их подготовки, принятия, вступления всилу, действия, толкования, учета и систематизации. 3. Настоящий Закон призван способствовать качественному иэффективному нормотворчеству органов государственной властиобласти. Статья 2. Основные принципы нормотворчества органовгосударственной власти области Нормотворчество органов государственной власти областиосуществляется на основе принципов разделения властей, законности,гласности, планирования и согласования действий субъектовзаконодательной инициативы. Статья 3. Нормотворческие органы области Нормотворческими органами области являются Законодательноесобрание, Губернатор области, администрация области и иныеисполнительные органы государственной власти (В редакции ЗаконаИркутской области от 31.12.2004 № 133-оз) области (В редакцииЗакона Иркутской области от 13.07.2001 г. № 44-оз). Статья 4. Областные нормативные правовые акты в системезаконодательства области 1. Областными нормативными правовыми актами являютсяписьменные официальные документы, принятые (изданные) вопределенной Уставом области и настоящим Законом форме,направленные на установление, изменение или прекращение действия (Вредакции Закона Иркутской области от 13.07.2001 г. № 44-оз)правовых норм как общеобязательных государственных предписанийпостоянного или временного характера, рассчитанных на многократноеприменение. Областные нормативные правовые акты принимаются либо путемобластного референдума, либо нормотворческим органом области врамках его компетенции. 2. Законы и иные областные нормативные правовые акты образуютв своей совокупности систему законодательства области. 3. Устав области является конституционным актом области.Законы и иные областные нормативные правовые акты не должныпротиворечить Уставу области. 4. Законы области, принятые областным референдумом, обладаютболее высокой юридической силой по сравнению с другими законамиобласти. Изменение либо отмена законов области, принятых областнымреферендумом, возможна только путем областного референдума. 5. Подзаконные областные нормативные правовые актыпринимаются нормотворческими органами области на основании и воисполнение федеральных законов, правовых актов ПрезидентаРоссийской Федерации и Правительства Российской Федерации, а такжезаконов области. 6. Особым видом областных нормативных правовых актов являютсядоговоры и соглашения, заключаемые от имени области. Порядок иусловия их заключения, вступления в силу, исполнения и прекращениядействия устанавливаются законом области (В редакции ЗаконаИркутской области от 13.07.2001 г. № 44-оз) 7. В случае коллизии областных нормативных правовых актов,обладающих равной юридической силой, действуют положения акта,принятого позднее. Статья 5. Приоритетная юридическая сила международных договоров Российской Федерации 1. Законы и иные областные нормативные правовые акты недолжны противоречить международным договорам Российской Федерации,заключенным в соответствии с Конституцией Российской Федерации. 2. Если международным договором Российской Федерации будутустановлены иные правила, нежели законами и иными областныминормативными правовыми актами, то на территории областиприменяются правила, предусмотренные международным договоромРоссийской Федерации. Статья 6. Типовые (модельные) правовые акты 1. Нормотворческие органы области вправе утверждать ираспространять типовые (модельные) правовые акты по вопросам,отнесенным к компетенции органов местного самоуправления. 2. Типовые (модельные) правовые акты носят рекомендательныйхарактер и могут учитываться в местном нормотворчестве. Статья 6.1. Организационное обеспечение развития системызаконодательства области Для разработки научной концепции развития системызаконодательства области, проведения исследований в областиправового обеспечения деятельности органов государственной властии иных государственных органов области, законопроектных работ,научной экспертизы проектов законов области и иных областныхнормативных правовых актов, иных экспертно-правовых работ иосуществления иных видов деятельности по обеспечению развитиясистемы законодательства области администрацией области в порядке,установленном федеральными законами и законами области, создаетсяобластное государственное научно-исследовательское учреждение(Дополнен - Закон Иркутской области от 31.12.2004 № 133-оз) ГЛАВА 2 ВИДЫ ОБЛАСТНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРЕДМЕТЫ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ Статья 7. Виды нормативных правовых актов нормотворческих органов области 1. Законодательное собрание принимает нормативные правовыеакты в форме Устава области, законов области и постановлений (Вредакции Закона Иркутской области от 13.07.2001 г. № 44-оз). 2. Губернатор области и администрация области принимаютнормативные правовые акты в форме постановлений. 3. Иные исполнительные органы государственной власти областииздают нормативные правовые акты в форме приказов. (В редакцииЗакона Иркутской области от 31.12.2004 № 133-оз) Статья 8. Законы области и предмет их регулирования 1. Законы области - это принятые в соответствии сустановленной процедурой областным референдумом или Законодательнымсобранием правовые акты нормативного (В редакции Закона Иркутскойобласти от 13.07.2001 г. № 44-оз) характера, обладающие высшейюридической силой в системе законодательства области после Уставаобласти и утвержденных Законодательным собранием договоров исоглашений области (В редакции Закона Иркутской области от13.07.2001 г. № 44-оз). 2. Законы области могут быть приняты по любому вопросукомпетенции области, если иное не предусмотрено КонституциейРоссийской Федерации, федеральными законами, Уставом области изаконами области (В редакции Закона Иркутской области от 13.07.2001г. № 44-оз). 3. Законом области: а) утверждаются областной бюджет и отчет о его исполнении,представленные Губернатором области; б) устанавливается порядок организации и деятельностиЗаконодательного собрания; (В редакции Закона Иркутской областиот 31.12.2003 № 90-оз) в) определяется структура и порядок формирования администрацииобласти в соответствии с Уставом области; (В редакции ЗаконаИркутской области от 31.12.2003 № 90-оз) г) осуществляется регулирование вопросов организации местногосамоуправления в области в пределах полномочий области (В редакцииЗакона Иркутской области от 31.12.2004 № 133-оз); д) устанавливается порядок проведения выборов депутатовЗаконодательного собрания; (Утратил силу - Закон Иркутской области от 31.12.2004 № 133-оз) ж) в пределах полномочий, определенных Федеральным законом,устанавливается порядок проведения выборов в органы местногосамоуправления на территории области; (В редакции Закона Иркутскойобласти от 31.12.2003 № 90-оз) з) утверждаются программы социально-экономического развитияобласти, представленные Губернатором области; и) устанавливаются, изменяются или отменяются областныеналоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством; (Вредакции Закона Иркутской области от 31.12.2003 № 90-оз) к) утверждаются бюджеты государственных территориальныхвнебюджетных фондов; отчеты об их исполнении; л) устанавливается порядок управления и распоряжениясобственностью области, в том числе долями (паями, акциями) областив капиталах хозяйственных обществ, товариществ и юридических лициных организационно-правовых форм; м) определяются порядок и условия заключения, вступления всилу, исполнения и прекращения договоров и соглашений, заключаемыхот имени области; утверждаются заключение и расторжение договоровобласти; н) устанавливается порядок назначения и проведения областногореферендума; о) устанавливаются административно-территориальное устройствообласти и порядок его изменения; п) устанавливается система (В редакции Закона Иркутскойобласти от 31.12.2004 № 133-оз) исполнительных органовгосударственной власти области представленная Губернатором области(Дополнен - Закон Иркутской области от 31.12.2004 № 133-оз). (Вредакции Закона Иркутской области от 31.12.2003 № 90-оз) р) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии сКонституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставомобласти и законами области к ведению и полномочиям области каксубъекта Российской Федерации. (В редакции Закона Иркутской областиот 13.07.2001 г. № 44-оз) 4. Законы области могут быть приняты в форме Кодекса каксистематизированного нормативного правового акта, максимально иполно регламентирующего определенную сферу общественных отношений.Кодекс области вводится в действие законом области. 5. Законы области не должны противоречить КонституцииРоссийской Федерации, федеральным законам и Уставу области. Статья 9. Нормативные правовые акты Законодательного собрания Законодательное собрание по вопросам, отнесенным КонституциейРоссийской Федерации, федеральными законами, Уставом области изаконами области к ведению законодательного (представительного)органа власти, издает нормативные правовые акты в формепостановлений. (В редакции Закона Иркутской областиот 31.12.2003 № 90-оз) Статья 10. Нормативные правовые акты Губернатора области иадминистрации области 1. Губернатор области по вопросам, входящим в его компетенцию,единолично издает нормативные правовые акты в форме постановлений(В редакции Закона Иркутской области от 13.07.2001 г. № 44-оз) Постановления Губернатора области являются нормативнымиправовыми актами, если они сами имеют нормативный (В редакцииЗакона Иркутской области от 13.07.2001 г. № 44-оз)характер либоутверждают акты нормативного (В редакции Закона Иркутской областиот 13.07.2001 г. № 44-оз) характера. Распоряжения Губернатора области принимаются поорганизационным и оперативным вопросам и не могут носитьнормативного характера. 2. Администрация области по вопросам, входящим в еекомпетенцию, издает нормативные правовые акты в формепостановлений. На нормативные правовые акты администрации областираспространяются положения части второй пункта 1 настоящей статьи. Нормативные правовые акты администрации области подписываютсяГубернатором области либо лицом, временно исполняющим обязанностиглавы администрации области. Губернатор области вправе отменить нормативный правовой актадминистрации области, подписанный лицом, временно исполняющимобязанности главы администрации области. Распоряжения первого заместителя главы администрации области,заместителей главы администрации области издаются поорганизационным и оперативным вопросам, входящим в их компетенцию,и не могут носить нормативного характера (В редакции ЗаконаИркутской области от 31.12.2004 № 133-оз). 3. Нормативные правовые акты Губернатора области иадминистрации области являются подзаконными, издаются исключительнона основании и во исполнение Конституции Российской Федерации,федеральных конституционных законов, федеральных законов,нормативных правовых актов Президента Российской Федерации иПравительства Российской Федерации, Устава области и законовобласти (а нормативные правовые акты администрации области также наосновании нормативных правовых актов Губернатора области) и недолжны им противоречить. В нормативных правовых актах Губернатора области иадминистрации области должно содержаться указание на правовые акты,на основании и во исполнение которых издается соответствующийнормативный правовой акт (В редакции Закона Иркутской области от13.07.2001 г. № 44-оз) 4. Порядок подготовки нормативных правовых актов Губернатораобласти и администрации области устанавливается Губернаторомобласти (Дополнен - Закон Иркутской области от 13.07.2001 г. №44-оз) 5. (В редакции Закона Иркутской области от 13.07.2001 г. №44-оз) Нормативные правовые акты Губернатора области иадминистрации области обязательны для исполнения на всей территорииобласти. Статья 11. Нормативные правовые акты иных исполнительныхорганов государственной власти (В редакции Закона Иркутскойобласти от 31.12.2004 № 133-оз) 1. Нормативные правовые акты иных исполнительных органовгосударственной власти (В редакции Закона Иркутской областиот 31.12.2004 № 133-оз) области являются подзаконными, издаютсяисключительно на основании и во исполнение Конституции РоссийскойФедерации, федеральных конституционных законов, федеральныхзаконов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерациии Правительства Российской Федерации, Устава области и законовобласти, нормативных правовых актов Губернатора области иадминистрации области и не должны им противоречить. В нормативных правовых актах иных исполнительных органовгосударственной власти (В редакции Закона Иркутской областиот 31.12.2004 № 133-оз) области должно содержаться указание направовые акты, на основании и во исполнение которых издаетсясоответствующий нормативный правовой акт (В редакции ЗаконаИркутской области от 13.07.2001 г. № 44-оз) 2. На нормативные правовые акты иных исполнительных органовгосударственной власти области распространяются положения частивторой пункта 1 статьи 10 настоящего Закона. Нормативные правовые акты иных исполнительных органовгосударственной власти области подписываются руководителямисоответствующих исполнительных органов государственной властиобласти. Администрация области вправе отменить нормативный правовойакт иного исполнительного органа государственной власти области. Приказы, издаваемые руководителями иных исполнительныхорганов государственной власти области по организационным иоперативным вопросам, входящим в их компетенцию, не могут носитьнормативного характера. (В редакции Закона Иркутской областиот 31.12.2004 № 133-оз) 3. Нормативный правовой акт может быть издан совместнонесколькими структурными подразделениями администрации области (Вредакции Закона Иркутской области от 13.07.2001 г. № 44-оз) илиодним из них по согласованию с другими. 4. Нормативными правовыми актами иных исполнительных органовгосударственной власти области в соответствии с компетенциейуказанных органов могут утверждаться и вводиться в действиеследующие акты: а) инструкции акты нормативного характера, издаваемые в целяхразъяснения и определения порядка применения определенногонормативного акта либо с целью указания норм о способах выполненияопределенных операций (действий); б) положения акты нормативного характера, определяющиестатус, структуру и порядок деятельности подразделений указанныхорганов; в) правила акты нормативного характера, определяющие порядокосуществления определенного вида деятельности указаннымиорганами. (В редакции Закона Иркутской областиот 31.12.2004 № 133-оз) 5. Порядок подготовки нормативных правовых актов иныхисполнительных органов государственной власти областиустанавливается соответствующими иными исполнительными органамигосударственной власти области. (В редакции Закона Иркутскойобласти от 31.12.2004 № 133-оз) 6. Права нормотворческих органов области, предусмотренныестатьями 16, 17, пунктом 1 статьи 18, пунктом 1 статьи 26,статьями 30, 55 настоящего Закона, осуществляются всоответствующих случаях иными исполнительными органамигосударственной власти области по поручению администрацииобласти. (Дополнен - Закон Иркутской областиот 31.12.2004 № 133-оз) ГЛАВА 3 ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ ОБЛАСТНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Статья 12. Плановые основы нормотворческой деятельности 1. Нормотворческая деятельность осуществляется в области наплановой основе. 2. Планы подготовки проектов законов и иных областныхнормативных правовых актов предусматривают разработку проектовнаиболее важных и трудоемких актов и не исключают подготовкипроектов вне плана по поручению нормотворческого органа области. 3. Планы подготовки проектов законов и иных областныхнормативных правовых актов могут быть текущими (рассчитанными насрок не более года) и перспективными (рассчитанными на срок до 2-4лет). 4. В целях оперативного руководства нормотворческими работамимогут разрабатываться и утверждаться соответствующиминормотворческими органами области ежеквартальные и полугодовыерабочие планы (планы-графики) подготовки проектов законов и иныхобластных нормативных правовых актов. 5. Планы подготовки проектов законов и иных областныхнормативных правовых актов формируются с учетом программ и плановработы федеральных органов законодательной и исполнительнойвластей. 6. В рамках областных целевых комплексных программ выделяютсяразделы о подготовке и принятии соответствующих областныхнормативных правовых актов. Статья 13. Планы подготовки проектов законов области 1. Планы подготовки проектов законов области разрабатываются сучетом предложений депутатов Законодательного собрания, егокомитетов и комиссий, Губернатора области (Дополнен - ЗаконИркутской области от 13.07.2001 г. № 44-оз), администрацииобласти, иных исполнительных органов государственной власти (Вредакции Закона Иркутской области от 31.12.2004 № 133-оз) области(В редакции Закона Иркутской области от 13.07.2001 г. № 44-оз),органов местного самоуправления и утверждаются Законодательнымсобранием. К разработке планов законопроектных работ могутпривлекаться научные организации, ученые и специалисты. Порядок разработки, рассмотрения и утверждения плановподготовки законов области определяется РегламентомЗаконодательного собрания. 2. Планы подготовки проектов законов области подлежатопубликованию. 3. Если в ходе реализации планов подготовки законов областисоответствующие субъекты права законодательной инициативы придут квыводу о нецелесообразности подготовки соответствующих проектовзаконов области, они представляют мотивированное обоснование вЗаконодательное собрание, которое вправе принять решение обисключении проектов из плана. Статья 14. Планы подготовки проектов нормативных правовыхактов администрации области 1. Планы подготовки проектов нормативных правовых актовадминистрации области разрабатываются с учетом предложенийГубернатора области, иных исполнительных органов государственнойвласти области и могут учитывать предложения Законодательногособрания, органов местного самоуправления при их обоснованности.Указанные планы утверждаются администрацией области. Порядок разработки, рассмотрения и утверждения плановподготовки проектов нормативных правовых актов администрацииобласти определяется администрацией области". 2. Администрация области информирует Законодательное собраниеоб утвержденных планах подготовки проектов нормативных правовыхактов администрации области (В редакции Закона Иркутской областиот 31.12.2004 № 133-оз). ГЛАВА 4 ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ И ИНЫХ ОБЛАСТНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Статья 15. Комиссия по подготовке проектов областныхнормативных правовых актов 1. Нормотворческий орган области, разрабатывающий проектызаконов и иных областных нормативных правовых актов, как правило,создает комиссию по подготовке проектов из числа работников этогооргана, депутатов, специалистов и ученых. 2. К участию в подготовке проектов законов и иных областныхнормативных правовых актов привлекаются представителизаинтересованных организаций, органов местного самоуправления иобщественных объединений. 3. В подготовке проектов законов и иных областных нормативныхправовых актов обязательно участие юридических службнормотворческих органов области. Статья 16. Подготовка проектов законов и иных областных нормативных правовых актов на договорной основе Нормотворческий орган области может заказать на договорнойоснове подготовку первоначальных рабочих проектов законов и иныхобластных нормативных правовых актов научным учреждениям,отдельным ученым, специалистам или их творческим коллективам. Статья 17. Подготовка альтернативных проектов законов и иных областных нормативных правовых актов Нормотворческий орган области вправе поручить подготовкуальтернативных проектов законов и иных областных нормативныхправовых актов нескольким органам, организациям, лицам илизаключать с ними договоры на подготовку альтернативных проектов. Статья 18. Подготовка проектов законов и иных областныхнормативных правовых актов на конкурсной основе 1. Нормотворческий орган области вправе объявлять конкурсы налучшие проекты законов и иных областных нормативных правовых актов. 2. Порядок проведения конкурсов на лучшие проекты законовобласти определяется Постановлением Законодательного собрания (Вредакции Закона Иркутской области от 13.07.2001 г. № 44-оз). 3. Порядок проведения конкурсов на лучший проектнормативного правового акта администрации области и иныхисполнительных органов государственной власти области определяетсяадминистрацией области (В редакции Закона Иркутской областиот 31.12.2004 № 133-оз). Статья 19. Участие органов местного самоуправления вподготовке проектов законов и иных областных нормативных правовых актов К подготовке проектов законов и иных областных нормативныхправовых актов, затрагивающих права и интересы конкретныхмуниципальных образований, привлекаются соответствующие органыместного самоуправления. Статья 20. Особенности разработки и принятия пакета областных нормативных правовых актов 1. В целях развития и конкретизации положений готовящихсяпроектов законов и других областных нормативных правовых актовпроекты таких актов готовятся и рассматриваются, как правило,одновременно с основным проектом. 2. В случае невозможности одновременной подготовки ирассмотрения пакета проектов областных нормативных правовых актовнормотворческим органом области дается поручение соответствующиморганам подготовить и представить на рассмотрение нормотворческогооргана области проекты соответствующих актов или подготовить ипринять такие акты. Статья 21. Пояснительная записка к проекту областногонормативного правового акта 1. Подготовленный проект закона или иного областногонормативного правового акта вносится в нормотворческий органобласти вместе с пояснительной запиской, в которой указываются: а) субъект законодательной (нормотворческой) инициативы иразработчики акта; б) правовое основание принятия акта; в) обоснование необходимости принятия акта, его цели иосновные положения, место (В редакции Закона Иркутской области от13.07.2001 г. № 44-оз) будущего акта в системе действующегозаконодательства; состояние законодательства в данной сфереправового регулирования; г) перечень актов, отмены, изменения или дополнения которыхпотребует принятие данного акта; д) предложения о разработке актов, принятие которыхнеобходимо для реализации данного акта; е) перечень органов и организаций, с которыми проект актасогласован; краткое изложение содержания разногласий имотивированное мнение о них. 2. К проекту закона или иного областного нормативногоправового акта в обязательном порядке прилагаются: а) экспертное заключение на проект акта, если проведениенаучной экспертизы является в соответствии с настоящим Закономобязательным или такая экспертиза проводилась по инициативенормотворческого органа области; б) заключение администрации области на проект закона всоответствии с требованием части 2 статьи 27 Устава области. К проекту закона или иного областного нормативного правовогоакта могут прилагаться: а) финансово-экономические расчеты; б) статистические данные; в) материалы обсуждения проекта акта средствами массовойинформации; г) иные сведения, необходимые по усмотрению субъектазаконодательной (нормотворческой) инициативы для обоснованиявносимых предложений. 3. Проект закона области, пояснительная записка к нему инеобходимые приложения вносятся в Законодательное собраниеодновременно субъектом законодательной инициативы не менее чем за30 календарных (В редакции Закона Иркутской областиот 30.11.2005 № 99-оз) дней до начала работы сессии Собрания. 4. Особенности внесения проектов законов области в порядкенародной законотворческой инициативы устанавливаются Закономобласти "О народной законотворческой инициативе в Иркутскойобласти”". Статья 22. Заключение Губернатора области на проекты законовобласти о введении или об отмене налогов, освобождении от ихуплаты, изменении финансовых обязательств области и на проектыдругих законов области, предусматривающих расходы, покрываемые засчет средств областного бюджета 1. Проекты законов области о введении или об отмене налогов,освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательствобласти, проекты других законов области, предусматривающих расходы,покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваютсяЗаконодательным собранием по представлению Губернатора области либопри наличии его заключения. 2. Проекты законов области, указанные в пункте 1 настоящейстатьи, внесенные в Законодательное собрание иными субъектами правазаконодательной инициативы, кроме Губернатора области, в течениетрех календарных дней со дня их поступления в Законодательноесобрание направляются Губернатору области для дачи заключения.Данное заключение представляется Губернатором области вЗаконодательное собрание в течение тридцати (В редакции ЗаконаИркутской области от 31.12.2003 № 90-оз) календарных дней со дняполучения соответствующего проекта закона области. Отрицательное заключение Губернатора области не являетсяпрепятствием для рассмотрения проекта закона областиЗаконодательным собранием. 3. Срок представления заключения Губернатора области,установленный пунктом 2 настоящей статьи, может быть увеличен надесять календарных дней решением коллегии Законодательногособрания по мотивированному ходатайству Губернатора области. (Вредакции Закона Иркутской области от 31.12.2003 № 90-оз) 4. Если заключение Губернатора области не будет представлено вЗаконодательное собрание в установленный срок, то следует считать,что Губернатор области не возражает против принятиясоответствующего проекта закона области (В редакции ЗаконаИркутской области от 13.07.2001 г. № 44-оз) Статья 23. Реквизиты законов и иных областных нормативных правовых актов 1. Законы и иные областные нормативные правовые акты имеютследующие реквизиты: 1) герб области; 2) наименование формы акта; 3) заголовок, обозначающий предмет регулирования; 4) дата и место принятия акта; 5) удостоверительная подпись соответствующего должностноголица. 2. Реквизиты законов области имеют следующие типовыенаименования с расположением их в текстах законов: а) в верхней части законов посередине помещается герб областии ниже отдельной строкой указывается: “Закон Иркутской области”; б) индивидуальное наименование закона озаглавливает текстзакона и дается после приведенного выше реквизита; в) под индивидуальным наименованием закона указывается датаего принятия Законодательным собранием; г) под основным текстом закона указываются должность ифамилия должностного лица, удостоверяющего текст закона: в левойчасти - “Губернатор Иркутской области”; в правой части - инициалыи фамилия Губернатора области; д) тексты законов завершаются надписью в левой их части оместе и дате подписания Губернатором области с указанием ихрегистрационных номеров. 3. Реквизиты нормативных правовых актов, утверждаемых(принимаемых) Губернатором области (Дополнен - Закон Иркутскойобласти от 31.12.2004 № 133-оз) администрацией области ииными исполнительными органами государственной власти (В редакцииЗакона Иркутской области от 31.12.2004 № 133-оз) области (Вредакции Закона Иркутской области от 13.07.2001 г. № 44-оз),устанавливаются Губернатором области. Статья 24. Основные правила законодательной техники 1. Тексты законов области излагаются простым и ясным языком.Как правило, не допускается употребление устаревших слов ивыражений, образных сравнений, эпитетов. В законах области даютсяопределения малоизвестных юридических, технических и другихспециальных терминов. 2. В законы области может включаться преамбула, содержащая всебе разъяснение мотивов и целей их издания. Нормативныепредписания в преамбулу не включаются. 3. В законах области нормативные предписания излагаются ввиде статей, имеющих порядковый номер. Статьи законов областимогут подразделяться на части (В редакции Закона Иркутской областиот 31.12.2004 № 133-оз). В частях статей могут содержаться пункты иподпункты. В необходимых случаях части, пункты и подпункты статьимогут подразделяться на абзацы (Дополнен - Закон Иркутской областиот 31.12.2004 № 133-оз) 4. Статьи близкого содержания значительных по объему законовобласти объединяются в главы. В необходимых случаях главы могутобъединяться в разделы. Разделы и главы имеют заголовки инумеруются. 5. В связи с принятием закона области подлежат отмене илипризнанию утратившими силу законы и иные областные нормативныеправовые акты или их части, если они противоречат положениямпринятого закона области. 6. Положения об отмене, признании утратившими силу,изменениях и дополнениях ранее принятых законов области, ихотдельных частей включаются в текст соответствующего законаобласти либо в текст специального закона области о внесенииизменений и дополнений в действующие законы области. 7. Предложения и поручения отменить, изменить или дополнитьранее принятые областные подзаконные нормативные правовые акты всвязи с принятием закона области включаются непосредственно втекст данного закона. 8. Правила оформления нормативных правовых актов, издаваемыхГубернатором области, администрацией области и инымиисполнительными органами государственной власти (В редакции ЗаконаИркутской области от 31.12.2004 № 133-оз) области (В редакцииЗакона Иркутской области от 13.07.2001 г. № 44-оз), определяютсяГубернатором области. Статья 24-1. Предотвращение коррупции и других злоупотребленийпри правоприменении В целях предотвращения коррупции и других злоупотреблений приправоприменении законы и иные областные нормативные правовые актыдолжны отвечать следующим условиям: 1) полномочия государственных органов области и органовместного самоуправления при осуществлении областных государственныхполномочий должны быть: определенными, недвусмысленными, не допускать неограниченногоусмотрения соответствующего органа и не вести к произволу; исчерпывающими; открытость компетенции не допускается, ссылкина нормы иных нормативных правовых актов применяются, еслинеобходимо показать взаимосвязь правовых норм или избежатьповторений; обеспечены механизмом реализации, в том числе необходимымиадминистративными процедурами; непротиворечивыми; 2) адекватность и соразмерность при установлении требований,предъявляемых к гражданам и юридическим лицам для реализации ихправ; 3) возможность осуществления государственного и общественногоконтроля; 4) наличие конкурсных процедур в соответствии с федеральнымизаконами; 5) возможность отграничения правомерного поведения отнеправомерного самостоятельно или во взаимосвязи с другиминормативными правовыми актами; 6) соответствие установленной законодательством компетенцииоргана государственной власти области, принимающего (издающего)закон или иной областной нормативный правовой акт; 7) соответствие порядку принятия и виду областного нормативногоправового акта, установленным настоящим Законом. (Дополнен - ЗаконИркутской области от 14.07.2007 № 60-оз) Статья 25. Реестр разработчиков проектов областных нормативных правовых актов 1. Нормотворческий орган области обязан вести Реестрразработчиков проектов областных нормативных правовых актов,заказанных и (или) принятых данным органом. В Реестр включаются следующие сведения: а) наименования проектов областных нормативных правовыхактов; б) фамилия, имя, отчество и должность разработчика(разработчиков); в) основания подготовки проектов областных нормативныхправовых актов (служебное задание, договор, инициативный порядокразработки и др.); г) результат рассмотрения проектов областных нормативныхправовых актов и реквизиты соответствующего решениянормотворческого органа. 2.Ведение Реестра разработчиков проектов областныхнормативных правовых актов осуществляется соответствующимнормотворческим органом области. ГЛАВА 5 НАУЧНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ И ИНЫХ ОБЛАСТНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Статья 26. Понятие и задачи научной экспертизы проектовзаконов и иных областных нормативных правовых актов 1. Научная экспертиза проектов законов и иных областныхнормативных правовых актов есть специальное исследование,производимое учеными и специалистами по поручению нормотворческогооргана области с целью оценки качества проектов законов и иныхобластных нормативных правовых актов и выявления возможныхпоследствий их принятия и действия. 2. Научная экспертиза проектов законов и иных областныхнормативных правовых актов призвана способствовать: а) обеспечению высокого качества, обоснованности, законностии своевременности готовящихся проектов областных нормативныхправовых актов; б) созданию научно обоснованной системы законодательстваобласти; в) выявлению возможных позитивных и негативных социальных,экономических, экологических, правовых и других последствийдействия принимаемых законов и иных областных нормативных правовыхактов. Статья 27. Виды научных экспертиз проектов законов и иных областных нормативных правовых актов 1. В зависимости от предмета исследования, конкретных задач иприменяемых научных познаний научная экспертиза проектов законов ииных областных нормативных правовых актов может бытьэкономической, финансовой, научно-технической, экологической,научно-правовой. 2. При необходимости могут проводиться комплексные (спривлечением ученых и специалистов из различных областей научногознания) и узкоспециальные научные экспертизы проектов законов ииных областных нормативных правовых актов. Статья 28. Статус экспертов законов и иных областныхнормативных правовых актов 1. Научная экспертиза проектов законов и иных областныхнормативных правовых актов осуществляется научными учреждениями иучебными заведениями соответствующего профиля, экспертами илигруппами экспертов, создаваемыми из числа ученых и специалистов взависимости от содержания рассматриваемых проектов. 2. В качестве экспертов привлекаются организации и лица, непринимавшие ранее непосредственного участия в подготовкесоответствующего проекта. 3. В оценке проектов законов и иных областных нормативныхправовых актов эксперты независимы и не связаны с позицией органа,по поручению которого проводится экспертиза. 4. Организации и лица, участвующие в проведении экспертизыпроектов законов и иных областных нормативных правовых актов,внесенных на рассмотрение нормотворческого органа области, вправе: а) истребовать от нормотворческого органа, иных органов иорганизаций материалы и документы, связанные с подготовкой проектов законов и иных областных нормативных правовых актов, включаяотзывы, расчеты, заключения и другие материалы, полученные в ходесогласования или народного обсуждения проектов законов и иныхобластных нормативных правовых актов; б) участвовать с правом совещательного голоса в обсуждении ипринятии соответствующих проектов законов и иных областныхнормативных правовых актов. 5. В качестве экспертов проектов законов и иных областныхнормативных правовых актов не могут выступать депутатыЗаконодательного собрания, разработчики проектов актов, а такжелица, находящиеся на государственной и муниципальной службах. Статья 29. Обязательная экспертиза поправок в Устав области Поправки в Устав области подлежат обязательной научнойэкспертизе. (В редакции Закона Иркутской областиот 31.12.2003 № 90-оз) Статья 30. Назначение научной экспертизы проектов законов и иных областных нормативных правовых актов 1. Проекты законов и иных областных нормативных правовыхактов направляются на научную экспертизу руководителемнормотворческого органа области. Научная экспертиза проводится наплатной договорной основе с соблюдением требований, установленныхнастоящим Законом. При назначении научной экспертизы формулируютсясоответствующие вопросы эксперту (экспертам). 2. В случае необходимости может быть проведена дополнительнаянаучная экспертиза проектов законов и иных областных нормативныхправовых актов. Статья 31. Сроки проведения научной экспертизы проектовзаконов и иных областных нормативных правовых актов 1. Научная экспертиза проектов законов и иных областныхнормативных правовых актов производится, как правило, в 20-дневныйсрок с момента ее назначения. 2. На основании мотивированного представления эксперта(группы экспертов) общий срок проведения научной экспертизыпроектов законов и иных областных нормативных правовых актов можетбыть продлен до 1 месяца. 3. В исключительных случаях, связанных с необходимостьюпроведения дополнительных сложных исследований, научная экспертизапроектов законов и иных областных нормативных правовых актов можетпроизводиться в 2-месячный срок с момента ее назначения. Статья 32. Заключения экспертов по проектам законов и иныхобластных нормативных правовых актов 1. После производства необходимых исследований эксперт(группа экспертов) составляет заключение, в котором должны бытьуказаны: а) дата и место подготовки заключения; б) фамилия, имя, отчество, образование, специальность, ученаястепень и звание, занимаемая должность эксперта группы (экспертов)и стаж работы по специальности; в) основание проведения экспертизы; г) информация о проведенных экспертных исследованиях; д) вопросы, поставленные перед экспертом (группой экспертов),его мотивированные ответы и выводы. 2. Заключение эксперта (группы экспертов) дается в письменномвиде, подписывается экспертом (группой экспертов) и представляетсяв нормотворческий орган области на имя его руководителя в 2экземплярах. 3. Заключения эксперта (группы экспертов) по проектам законови иных областных нормативных правовых актов, внесенные нарассмотрение нормотворческого органа области, подлежат имобязательному рассмотрению. Статья 33. Реестр экспертов проектов законов и иных областных нормативных правовых актов 1. Нормотворческий орган области обязан вести Реестрэкспертов проектов законов и иных областных нормативных правовыхактов, рассмотренных данным органом. В Реестр включаются следующие сведения: а) наименование нормативного правового акта области, покоторому проводилась научная экспертиза; б) фамилия, имя, отчество и должность эксперта (экспертов); в) основание проведения экспертизы с указанием реквизитоврешения о назначении экспертизы; г) реквизиты экспертного заключения с указанием даты егорегистрации нормотворческим органом. 2. Ведение Реестра экспертов проектов законов и иныхобластных нормативных правовых актов осуществляетсясоответствующим нормотворческим органом области. ГЛАВА 6 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА Статья 34. Формы осуществления законодательной инициативы 1. Право законодательной инициативы осуществляется в формевнесения в Законодательное собрание: а) проектов Устава области; б) проектов законов области о поправках к Уставу области; в) проектов законов области; г) проектов законов области о внесении изменений и дополненийв действующие законы области либо о признании этих законовутратившими силу; д) поправок к проектам законов области, принятым в первом ипоследующих чтениях до их окончательного принятия Законодательнымсобранием. 2. Законодательная инициатива Губернатора области реализуетсяпосредством издания им постановления о внесении в Законодательноесобрание проекта закона области, а также направления поправок кпроекту закона области, оформленных в письменном виде. Висключительных случаях по решению Законодательного собрания могутпризнаваться в качестве законодательной инициативы поправки,внесенные Губернатором области либо уполномоченным им должностнымлицом в устной форме на заседании Законодательного собрания прирассмотрении соответствующего проекта закона области. 3. Законодательная инициатива депутата Законодательногособрания реализуется посредством направления проекта закона областилибо поправок к проекту закона области в Законодательное собрание,оформленных в письменной форме и скрепленных его личной подписью. Висключительных случаях по решению Законодательного собрания могутпризнаваться в качестве законодательной инициативы поправки,внесенные депутатом в устной форме на заседании Законодательногособрания при рассмотрении соответствующего проекта закона области. 4. Законодательная инициатива иных органов и должностных лиц,являющихся субъектами законодательной инициативы, оформляется вписьменной форме в порядке, определенном соответствующими правовымиактами об организации и деятельности этих органов и должностныхлиц. При реализации права законодательной инициативы органом должнобыть представлено решение соответствующего органа с указаниемпредставителя субъекта права законодательной инициативы вЗаконодательном собрании. (В редакции Закона Иркутской области от14.11.2002 г. № 56-оз) Статья 34-1. Порядок внесения проекта закона области 1. Проект закона области вносится субъектом правазаконодательной инициативы в Законодательное собрание присоблюдении условий, установленных положениями пункта 2 статьи 27Устава области, статей 21 - 24 настоящего Закона. 2. Проект закона области, внесенный субъектом правазаконодательной инициативы за 30 календарных дней (В редакцииЗакона Иркутской области от 30.11.2005 № 99-оз) до дня проведенияочередной сессии Законодательного собрания в порядке и сприложением документов, установленных настоящим Законом, подлежитобязательному включению в повестку дня очередной сессииЗаконодательного собрания. (Дополнен - Закон Иркутской областиот 14.11.2002 г. № 56-оз) Статья 34-2. Порядок внесения поправок к проекту законаобласти 1. Поправки вносятся субъектом права законодательнойинициативы к проекту закона области, принятому Законодательнымсобранием в первом и (или) в последующих чтениях до окончательногопринятия закона Законодательным собранием. 2. Субъект права законодательной инициативы может вноситьпоправки к проекту закона области, озвучивая их в выступлении назаседании Законодательного собрания при рассмотрении проекта либонаправляя поправки к проекту закона области в Законодательноесобрание. 3. Поправки к проекту закона области формулируются субъектомправа законодательной инициативы в виде предложения: а) о внесении изменений в принятый в первом и (или)последующих чтениях проект закона области с указанием новойредакции изменяемой нормы; б) о внесении дополнений в принятый в первом и (или)последующих чтениях проект закона области с указанием редакциипредлагаемых новых норм; в) об исключении из принятого в первом и (или) последующихчтениях проекта закона области отдельных положений с указаниемподлежащих исключению норм и создаваемой новой редакцией. 4. Поправки к проекту закона области не должны противоречитьКонституции Российской Федерации и иным федеральным законодательнымактам, Уставу области. 5. Поправки, содержание которых вступает в противоречие сКонституцией Российской Федерации и иными федеральнымизаконодательными актами, Уставом области, а также изменяетконцепцию принятого в первом и (или) последующих чтениях проектазакона области, либо не сформулированные в соответствии стребованиями пункта 3 настоящей статьи, подлежат отклонению. 6. Поправки к проекту закона области считаются внесенными вЗаконодательное собрание с момента их озвучивания субъектом правазаконодательной инициативы в его выступлении на заседанииЗаконодательного собрания при рассмотрении соответствующего проекталибо со дня их регистрации в Законодательном собрании. 7. Поправки к проекту закона области, направленные субъектомправа законодательной инициативы в письменной форме вЗаконодательное собрание не позднее срока, установленногоЗаконодательным собранием для внесения поправок, подлежатобязательному рассмотрению постоянным комитетом (комиссией). 8. Поправки к проекту закона области, направленные субъектомправа законодательной инициативы без соблюдения срока,установленного Законодательным собранием для внесения поправок,либо с нарушением требований к их оформлению, а также поправки,озвученные субъектом права законодательной инициативы в еговыступлении на заседании Законодательного собрания при рассмотрениисоответствующего проекта, могут рассматриваться постояннымкомитетом (комиссией), ответственным (ответственной) за подготовкупроекта закона, либо Законодательным собранием по их специальномурешению. (Дополнен - Закон Иркутской области от 14.11.2002 г. №56-оз) (Утратила силу - Закон Иркутской области от 12.01.2006 № 8-оз) Статья 36. Права субъекта законодательной инициативы припредварительном рассмотрении проекта закона области Субъект права законодательной инициативы, внесший проектзакона, имеет право до его принятия в первом чтении: а) изменить текст проекта закона области по предложениюпостоянного комитета (комиссии), ответственного (ответственной) заего подготовку; б) отозвать внесенный им проект закона области на основанииписьменного обращения. (В редакции Закона Иркутской области от14.11.2002 г. № 56-оз) Статья 37. Рассмотрение проекта закона области в постоянныхкомитетах (комиссиях) Законодательного собрания Порядок рассмотрения проекта закона области и подготовки понему заключения в постоянных комитетах (комиссиях) Законодательногособрания, а также порядок направления проекта закона области длявнесения на рассмотрение сессии Законодательного собранияопределяются Регламентом Законодательного собрания (В редакцииЗакона Иркутской области от 13.07.2001 г. № 44-оз) Статья 38. Чтения проектов законов области 1. Рассмотрение и принятие Законодательным собранием проектовзаконов области осуществляется, как правило, в трех чтениях, еслиприменительно к рассматриваемому проекту закона областиЗаконодательным собранием не будет принято иного решения. Проект закона области рассматривается Законодательнымсобранием не менее чем в двух чтениях. При рассмотрении проекта закона области в первом чтенииЗаконодательным собранием решаются вопросы необходимости(целесообразности) и правомерности его принятия, оцениваетсяконцепция проекта и его структура, дается оценка соответствияКонституции Российской Федерации, иным федеральным законодательнымактам, Уставу области основных принципиальных положений проекта. При рассмотрении проекта закона области во втором чтенииЗаконодательным собранием принимается решение по одобрению илиотклонению поправок, рассмотренных постоянным комитетом(комиссией), ответственным (ответственной) за подготовку проектазакона области. При рассмотрении проекта закона области в третьем чтенииЗаконодательным собранием принимается решение по одобрению илиотклонению поправок, рассмотренных постоянным комитетом(комиссией), ответственным (ответственной) за подготовку проектазакона области, по принятию закона области в окончательном чтении иего направлению Губернатору области для (Исключен - Закон Иркутскойобласти от 31.12.2004 № 133-оз) обнародования. 2. Порядок рассмотрения проектов законов области и их принятияв первом, втором, третьем и в окончательном чтениях определяетсяРегламентом Законодательного собрания (В редакции Закона Иркутскойобласти от 13.07.2001 г. № 44-оз) ГЛАВА 7 ОБНАРОДОВАНИЕ ЗАКОНОВ И ИНЫХ ОБЛАСТНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ (В редакции Закона Иркутской области от 31.12.2003 № 90-оз) Статья 39. Обнародование Губернатором области принятыхЗаконодательным собранием законов области 1. Принятые Законодательным собранием законы области втечение 14 календарных дней с момента их принятия передаютсяпредседателем Законодательного собрания Губернатору области дляобнародования. Ответственность за подлинность текстов законовобласти, направляемых на обнародование Губернатору области,возлагается на председателя Законодательного собрания. Текст принятого закона области исполняется в 3 экземплярах наспециальном бланке с указанием реквизитов, установленных пунктами1, 2 статьи 23 настоящего Закона. Два экземпляра (включаяоригинал) направляются Губернатору области; один, являющийсяконтрольным, остается в Законодательном собрании. 2. Губернатор области в течение четырнадцати календарных днейс момента поступления принятых Законодательным собранием законовобласти обнародует их, удостоверив обнародование закона путемподписания. Губернатор области подписывает каждый из полученныхэкземпляров текста закона области, при этом указывается место идата подписания. Один экземпляр закона области направляется вЗаконодательное собрание. 3. Принятый закон области до истечения срока, установленногодля его обнародования, может быть отклонен и возвращенГубернатором области в Законодательное собрание с мотивированнымобоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в негоизменений и дополнений. Губернатор области в течение пяти дней с момента поступленияобнародует отклоненный им ранее закон области в случае егопринятия Законодательным собранием в прежней редакции большинствомголосов не менее 2/3 от установленного числа депутатов Собрания. (Вредакции Закона Иркутской области от 31.12.2003 № 90-оз) Статья 40. Обязательность опубликования законов и иныхобластных нормативных правовых актов 1. Законы области подлежат обязательному официальномуопубликованию в соответствии с Уставом области и настоящим Законом. Неопубликованные законы области не применяются. 2. Любые подзаконные областные нормативные правовые акты,затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина,не могут применяться, если они не опубликованы официально длявсеобщего сведения. 3. Никто не может быть подвергнут право ограничениям наосновании закона или иного областного нормативного правового акта,если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Статья 41. Официальное опубликование законов и иных областных нормативных правовых актов 1. Официальным опубликованием закона области признается перваяпубликация его полного текста в газете "Областная" (В редакцииЗакона Иркутской области от 04.05.2006 № 14-оз) либо в ВедомостяхЗаконодательного собрания Иркутской области. (В редакции ЗаконаИркутской области от 04.04.2000 г. № 21-оз) Подписанный Губернатором области закон подлежит официальномуопубликованию (Исключен - Закон Иркутской областиот 31.12.2004 № 133-оз). 2. Официальным опубликованием нормативных правовых актовГубернатора области, администрации области и иных исполнительныхорганов государственной власти (В редакции Закона Иркутской областиот 31.12.2004 № 133-оз) области признается их опубликование вгазете "Областная" (В редакции Закона Иркутской областиот 04.05.2006 № 14-оз). 3. Официальное опубликование законов и иных областныхнормативных правовых актов не полностью либо в изложении недопускается. О допущенных при официальном опубликовании законов и иныхобластных нормативных правовых актов ошибках и опечаткахпроизводится официальное извещение в том же издании в 14-дневныйсрок с момента опубликования, с указанием правильного прочтенияили приведением полного текста закона или иного областногонормативного правового акта в правильной редакции. С истечениемуказанного срока любые исправления в тексте официальноопубликованного закона и иного областного нормативного правовогоакта могут производиться только посредством принятия нового законаили иного областного нормативного правового акта. 4. Если областной нормативный правовой акт содержит сведения,составляющие государственную тайну, то официальному опубликованиюподлежат только его наименование, реквизиты, а также положения, несодержащие сведений, составляющих государственную тайну. 5. Если закон и иной областной нормативный правовой акт неопубликован официально до указанной в нем даты вступления в силу,то днем его вступления в силу является день его официальногоопубликования. Статья 42. Ознакомление исполнителей с законами и иными областными нормативными правовыми актами 1. Органы и должностные лица, ответственные за исполнениезаконов и иных областных нормативных правовых актов, обязаны: а) знакомить с нормативными актами исполнителей (внеобходимых случаях под расписку); б) при необходимости снабжать исполнителей копиями изнормативных актов или выписками из них, обеспечивать иные формыдоведения нормативных актов до сведения органов, организаций илиц, на которых распространяется их действие. 2. Списки рассылки законов и иных областных нормативныхправовых актов утверждаются руководителем соответствующегонормотворческого органа области. (Исключен - Закон Иркутской области от 31.12.2003 № 90-оз) (Утратила силу - Закон Иркутской области от 31.12.2004 № 133-оз) ГЛАВА 8 ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ И ИНЫХ ОБЛАСТНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Статья 45. Порядок вступления в силу законов области 1. Законы области вступают в силу после их официальногоопубликования. 2. Законы области по вопросам защиты прав и свобод человекаи гражданина вступают в силу не ранее чем через десять календарныхдней после их официального опубликования. (В редакции ЗаконаИркутской области от 31.12.2003 № 90-оз) 3. Законы области о налогах и сборах, об областном бюджете наочередной финансовый год вступают в силу в порядке, установленномНалоговым кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексомРоссийской Федерации (В редакции Закона Иркутской области от13.07.2001 г. № 44-оз) Статья 46. Порядок вступления в силу подзаконного областного нормативного правового акта 1. Постановления Законодательного собрания вступают в силу смомента их принятия, если в самих постановлениях не указан инойсрок. Постановления Законодательного собрания по вопросам защитыправ и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чемчерез десять календарных дней после их официального опубликования(В редакции Закона Иркутской области от 13.07.2001 г. № 44-оз) 2. Нормативные правовые акты Губернатора области,администрации области, иных исполнительных органов государственнойвласти (В редакции Закона Иркутской области от 31.12.2004 № 133-оз)области вступают в силу с момента их подписания, если иной порядокне установлен соответствующим нормативным правовым актомГубернатора области, администрации области или иного исполнительногооргана государственной власти (В редакции Закона Иркутской областиот 31.12.2004 № 133-оз) области. Нормативные правовые акты Губернатора области и администрацииобласти, структурных подразделений администрации области повопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силуне ранее чем через десять календарных дней после их официальногоопубликования (В редакции Закона Иркутской области от 13.07.2001 г.№ 44-оз) 3. (Исключен - Закон Иркутской области от 13.07.2001 г. №44-оз) 3. (В редакции Закона Иркутской области от 13.07.2001 г. №44-оз) Вступивший в силу подзаконный областной нормативный правовойакт, принятый в пределах компетенции соответствующегонормотворческого органа области, обязателен для исполнения всеми,находящимися на территории области государственными органами,органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями,организациями, общественными объединениями, должностными лицами,гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства. Статья 47. Обратная сила закона и иного областногонормативного правового акта 1. Закону и иному областному нормативному правовому актуможет быть соответствующим нормотворческим органом области приданаобратная сила. 2. Придание обратной силы не допускается, если закон и инойобластной нормативный правовой акт: а) вводят новые налоги, иные обязательные платежи в бюджетили ухудшают положение налогоплательщиков; б) устанавливают или отягчает меры административнойответственности физических и юридических лиц; в) устанавливают обязанности граждан и юридических лиц. Статья 48. Сроки действия закона и иного областногонормативного правового акта 1. Закон и иной областной нормативный правовой акт действуютбессрочно, если ими не оговорено иное. 2. Временный срок действия может быть установлен для всегозакона и иного областного нормативного правового акта или егочастей. В этом случае в нормативном правовом акте должно бытьуказано, на какой срок он (или соответствующая его часть)сохраняет действие. По истечении указанного срока областнойнормативный правовой акт автоматически утрачивает силу. Доистечения установленного срока нормотворческий орган области,издавший акт, может принять решение о продлении действия акта нановый срок или о придании ему бессрочного характера. 3. Положения законов области, предусматривающие наделениеорганов местного самоуправления отдельными государственнымиполномочиями, вводятся в действие в порядке, установленномфедеральными законами. (Дополнен - Закон Иркутской областиот 31.12.2004 № 133-оз) Статья 49. Основания прекращения действия закона и иногообластного нормативного правового акта Закон и иной областной нормативный правовой акт прекращаютсвое действие в случаях: 1) истечения срока, на который было рассчитано действиевременного акта; 2) принятия нового акта; 3) признания акта утратившим силу органом, принявшим этотакт; 4) признания акта соответствующим судом незаконным и неподлежащим применению. ГЛАВА 9 ТОЛКОВАНИЕ ЗАКОНОВ И ИНЫХ ОБЛАСТНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Статья 50. Понятие официального толкования законов и иных областных нормативных правовых актов 1. Официальное толкование законов и иных областныхнормативных правовых актов есть властно-обязательное разъяснениезаконов и иных областных нормативных правовых актов или ихпредписаний правомочным нормотворческим органом области. 2. Официальное толкование законов и иных областныхнормативных правовых актов производится в случае обнаружениянеясностей в содержании законов и иных областных нормативныхправовых актов, неправильной или противоречивой практики ихприменения. 3. Результатом официального толкования законов и иныхобластных нормативных правовых актов должна быть полнаяопределенность смысла интерпретируемого акта или его предписания. 4. Официальные акты-разъяснения имеют ту же юридическую силу,что и разъясняемые ими областные нормативные правовые акты. 5. В процессе официального толкования не допускается внесениев толкуемые законы и иные областные нормативные правовые актыпоправок, дополнений и конкретизирующих предписаний.Распространительное и ограничительное толкование допускаются лишьв случаях явного расхождения смысла и текста закона (областногонормативного правового акта). Статья 51. Официальное толкование Устава области и законовобласти 1. Официальное толкование Устава области дает Уставный судобласти в порядке, предусмотренном законом области. 2. Официальное толкование вступивших в силу законов областивправе давать только Законодательное собрание как по собственнойинициативе, так и по запросам субъектов законодательной инициативыпутем принятия актов-разъяснений. Акты-разъяснения принимаютсяЗаконодательным собранием, подписываются и обнародуютсяГубернатором области и вступают в силу в таком же порядке, как изаконы области (В редакции Закона Иркутской области от 13.07.2001г. № 44-оз) Статья 52. Официальное толкование нормативных правовых актовадминистрации области и иных исполнительных органов государственнойвласти (В редакции Закона Иркутской области от 31.12.2004 № 133-оз)области Официальное толкование нормативных правовых актовадминистрации области и структурных подразделений администрацииобласти (В редакции Закона Иркутской области от 13.07.2001 г. №44-оз) осуществляется должностными лицами, их принявшими. Статья 53. Неофициальное толкование законов и иных областных нормативных правовых актов Неофициальное толкование законов и иных областных нормативныхправовых актов, то есть толкование, производимое организациями илицами, не имеющими права официального толкования, не носитюридически обязательного характера. ГЛАВА 10 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОВ И ИНЫХ ОБЛАСТНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Статья 54. Государственный учет законов и иных областных нормативных правовых актов 1. Все законы и иные областные нормативные правовые актыподлежат государственному систематизированному учету. 2. Государственный систематизированный учет включает в себяцентрализованный сбор и регистрацию законов и иных областныхнормативных правовых актов, создание и поддержание в контрольномсостоянии их фондов и централизованную информацию об этих актах. 3. Порядок государственного систематизированного учетазаконов и иных областных нормативных правовых актов, включаяформирование эталонной электронной базы данных, определяетсяПоложением, утверждаемым Губернатором области. Статья 55. Систематизация законов и иных областных нормативных правовых актов Нормотворческие органы области периодически издают собрания исборники законов и иных областных нормативных правовых актов либодают поручения об их издании иным органам и организациям. ГЛАВА 11 ФИНАНСИРОВАНИЕ НОРМОТВОРЧЕСКИХ РАБОТ Статья 56. Порядок финансирования нормотворческих работ Финансирование нормотворческих работ областныхгосударственных органов осуществляется из областного бюджета наоснове нормотворческих программ, планов законопроектных работ,планов проведения правовых прогнозов и иных научных иорганизационно-нормотворческих работ. ГЛАВА 12 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 57. Порядок вступления в силу настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официальногоопубликования, за исключением положений, для которых частями 2 и 3настоящей статьи установлены иные сроки введения в действие. 2. Часть 1 статьи 7 в части определения формы Регламента,пункт 1 статьи 9 настоящего Закона вводятся в действие послевступления в силу закона области о внесении соответствующегоизменения в Устав области. 3. Пункт 1 части 2 статьи 23 настоящего Закона вводится вдействие с момента вступления в силу Закона Иркутской области “Огербе и флаге Иркутской области”. Статья 58. Приведение нормативных правовых актов области в соответствие с настоящим Законом 1. Признать утратившим силу с момента вступления в действиенастоящего Закона Закон Иркутской области “О порядке подписания,обнародования и вступления в силу законов Иркутской области”(“Ведомости Законодательного собрания Иркутской области”, 1994, №5). 2. Установить, что Регламент до приведения его в соответствиес настоящим Законом применяется в части, не противоречащейнастоящему Закону. 3. Во исполнение статьи 49 настоящего Закона предложитьГубернатору области в 3-месячный срок с момента вступления вдействие настоящего Закона утвердить Положение о государственномсистематизированном учете законов и иных областных нормативныхправовых актов области и Положение о конкурсе на лучшийнормативный правовой акт администрации области. 4. Предложить Губернатору области привести в соответствие снастоящим Законом изданные нормативные правовые акты администрацииобласти. Губернатор Иркутской области Ю.А. Ножиков Иркутск17 января 1997 г.№ 4-оз