РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН Утратил силу - Закон Кемеровской области от 10.03.98 г. № 9-ОЗ О ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ Принят Законодательным Собранием Кемеровской области 5 сентября 1994 г. № 68 15 марта 1995 г. № 104 Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Выборные органы местного самоуправления Выборными органами местного самоуправления в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах являются органы местного самоуправления - собрание представителей (дума, муниципальный комитет, совет), глава местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста).

Статья 2. Основные принципы выборов 1. Выборы депутатов (далее - депутат или депутаты) представительных органов местного самоуправления и глав местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Выборы в органы местного самоуправления осуществляются на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам.

Статья 3. Избирательное право 1. Право избирать в органы местного самоуправления принадлежит гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему на соответствующей территории местного самоуправления Кемеровской области и достигшему 18 - летнего возраста.

2. В орган местного самоуправления может быть выбран гражданин Российской Федерации, проживающий на соответствующей территории местного самоуправления Кемеровской области, достигший 18 - летнего возраста и обладающий избирательным правом.

3. Не имеет права избирать и быть избранным граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 4. Сроки проведения выборов 1. Дата проведения выборов определяется Законодательным Собранием области с учетом мнения администрации области.

2. Решение о дате проведения выборов обнародуется не позднее чем за 60 календарных дней до дня выборов.

Статья 5. Несовместимость статуса депутата с должностным положением или деятельностью в государственных или иных органах.

Ограничения на право занятия должности главы администрации 1. Депутаты представительного органа местного самоуправления могут быть в составе только одного органа представительной власти.

Депутаты, работающие на профессиональной постоянной основе в органах местного самоуправления, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности.

2. Глава местного самоуправления не может быть депутатом Законодательного Собрания области и депутатом любого представительного органа местного самоуправления на территории Кемеровской области.

Глава местного самоуправления не имеет права:

- занимать оплачиваемые должности в государственных органах, в общественных объединениях и организациях, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности;

- состоять в руководящих органах зарегистрированных общественных объединений, партий, организаций или групп;

- состоять в правлениях или иных органах управления предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности;

- пребывать в должности главы администрации более двух сроков подряд.

Статья 6. Право выдвижения кандидатов 1. Кандидаты в депутаты и на должность главы местной администрации выдвигаются избирательными объединениями, трудовыми коллективами предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, воинскими частями, группами избирателей, проживающими на соответствующей территории местного самоуправления Кемеровской области. Любой избиратель, проживающий на соответствующей территории местного самоуправления Кемеровской области, имеет право выступить с инициативой о самовыдвижении в порядке, установленном настоящим Законом.

2. Избирательными объединениями являются:

а) областные отделения общефедеральных партий, движений, иных общественных объединений, устав которых зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации либо в ином порядке, установленном федеральным законом, и предусматривает участие в выборах;

б) областные отделения общефедеральных некоммерческих организаций, уставы которых зарегистрированы органами государственной власти в установленном законом порядке;

в) областные партии, движения и иные общественные объединения, некоммерческие организации, уставы которых зарегистрированы управлением юстиции администрации Кемеровской области, администрацией Кемеровской области или в ином установленном порядке;

г) блоки, указанных в данной статье объединений, создаваемые на период проведения выборов.

3. Трудовыми коллективами, обладающими правом выдвижения кандидатов являются коллективы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, расположенные на территории Кемеровской области, с численностью работающих не менее 100 человек.

4. Группами избирателей, обладающими правом выдвижения кандидатов, являются добровольные объединения граждан, проживающих на соответствующей территории местного самоуправления Кемеровской области, численностью в городах не менее 100 человек, сельских поселениях не менее 30 человек, создаваемые на период проведения выборов, подтвержденных протоколами общих собраний, проведенных в присутствии уполномоченного члена избирательной комиссии. Протокол общего собрания подписывается всеми членами объединения граждан, имеющими избирательное право, и уполномоченным членом соответствующей избирательной комиссии, присутствовавшем на общем собрании.

5. Партия, иное общественное объединение или организация, указанные в п.2 настоящей статья, не могут входить в состав более чем одного избирательного объединения, а в случае вхождения в состав блока не могут выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения.

Статья 7. Финансирование выборов 1. Финансовые расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, осуществляются за счет средств областного бюджета. Дополнительные выборы депутатов вместо выбывших и глав местного самоуправления в случае досрочного прекращения их полномочий проводятся за счет бюджета соответствующей территории местного самоуправления.

Суммы, выделяемые кандидатам для ведения предвыборной агитации из средств территориальных избирательных комиссий, распределяются между ними в равных долях, при этом размеры сумм, выделяемых кандидатам в депутаты представительных органов местного самоуправления разных уровней и на должность главы местного самоуправления, могут отличаться между собой.

2. Кандидаты в депутаты и на должность главы местного самоуправления, избирательные объединения, трудовые коллективы для финансирования предвыборной кампании могут использовать собственные средства и добровольные пожертвования, создавать избирательные фонды.

3. Федеральные органы государственной власти, Законодательное собрание области, администрация области, администрации всех уровней местного самоуправления на территории Кемеровской области не вправе участвовать в формировании избирательных фондов, оказывать в период подготовки и проведения выборов финансовую поддержку избирательным объединениям, трудовым коллективам, группам граждан, кандидатам в депутаты и на должность главы местного самоуправления.

Статья 8. Проведение выборов избирательными комиссиями 1. Организацию и проведение выборов в органы местного самоуправления первого созыва обеспечивают избирательные комиссии, которые формируются местными администрациями и областной избирательной комиссией с учетом предложений избирательных объединений, трудовых коллективов и групп граждан. В последующем избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления формируются представительным органом местного самоуправления по согласованию с главой местного самоуправления.

2. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных, общественных, политических и иных органов, объединений и организаций.

3. Избирательные комиссии работают коллегиально.

Статья 9. Гласность при подготовке и проведении выборов 1. Подготовка и проведение выборов в органы местного самоуправления осуществляется открыто и гласно.

2. Избирательные комиссии, органы государственной власти области, местные администрации, избирательные объединения, трудовые коллективы предоставляют средствам массовой информации материалы, связанные с выдвижение кандидатов, организацией и проведением выборов.

3. Представители средств массовой информации вправе присутствовать на заседаниях избирательных комиссий.

4. Кандидат в депутаты или на должность главы местной администрации либо их доверенные лица имеют право присутствовать на заседаниях избирательных комиссий и знакомиться со всеми материалами и решениями комиссий, имеющими отношение к их выдвижению, организации и проведению выборов, обсуждению комиссиями вопросов и заявлений, связанных с этими кандидатами и их доверенными лицами.

Статья 10. Ответственность за нарушение законодательства о выборах 1. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подкупа или иным путем осуществлению гражданином, проживающим на территории Кемеровской области, права избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, вести предвыборную агитацию, а также члены избирательных комиссий, должностные лица органов государственной власти области, местных администраций, избирательных объединений, трудовых коллективов, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения законодательства о выборах, несут установленную законодательством уголовную или административную ответственность. К ответственности привлекаются также лица, опубликовавшие или иным способом распространившие заведомо ложные сведения о кандидате в депутаты или на должность главы местного самоуправления.

2. Заявления о нарушении законодательства о выборах могут направляться в избирательные комиссии и суды в период подготовки к выборам или после выборов. Избирательные комиссии в течение 24 часов с момента получения заявлений проводят их проверку с последующей передачей в суды, где заявления подлежат обязательному рассмотрению по существу в сроки, установленные процессуальным законодательством Российской Федерации.

3. При нарушении кандидатом в депутаты или на должность главы местного самоуправления возложенных на него законодательством о выборах обязанностей, он предупреждается соответствующей территориальной избирательной комиссией, а при повторном нарушении избирательная комиссия направляет иск в соответствующий суд об отмене решения о регистрации кандидата и об удержании с виновного сумм, затраченных избирательной комиссией на предвыборные мероприятия этого кандидата.

Глава 2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 11. Образование округов 1. Избирательные округа для выборов в органы местного самоуправления образуются соответствующими территориальными (городскими, районными (сельскими) комиссиями и должны охватывать в совокупности всю территорию городов, районов, поселков, сельских поселений.

2. Устанавливается следующий количественный состав органов местного самоуправления на территории Кемеровской области:

а) г. г. Кемерово, Новокузнецк - 25 депутатов;

б) города с числом избирателей:

- от 10 тыс. чел. до 50 тыс. чел. - 15 депутатов;

- от 50 тыс. чел. до 90 тыс. чел. - 17 депутатов;

- от 90 тыс. чел. до 150 тыс. чел. - 19 депутатов;

в) районы (сельские) с числом избирателей:

- до 10 тыс. чел. - 11 депутатов;

- свыше 10 тыс. чел. - 15 депутатов;

г) поселки, сельские поселения с числом избирателей:

- до 2,5 тыс. чел. - 7 депутатов;

- свыше 2,5 тыс. чел. - 11 депутатов.

Соответствующие избирательные комиссии по согласованию с местными администрациями обязаны определить состав округов, исходя из требований настоящего Закона.

3. Избирательные округа образуются с равной численностью избирателей с допустимым отклонением до 15 процентов либо с учетом территориального устройства соответствующей административной единицы.

При образовании избирательных округов на территории компактного проживания коренных народов допустимое отклонение не должно превышать 30 процентов. Не допускается создание избирательных округов, охватывающих неграничащие между собой территории.

4. Списки избирательных округов по выборам в органы местного самоуправления с указанием их границ, числа избирателей и мест нахождения соответствующих избирательных комиссий публикуются в печати не позднее чем за 50 календарных дней до дня выборов.

Статья 12. Образование избирательных участков 1. Для проведения голосования и подсчета голосов при выборах в органы местного самоуправления территория местного самоуправления делится на избирательные участки. Избирательные участки образуются также в воинских частях и входят в избирательные округа по месту расположения частей.

2. Избирательные участки образуются решением главы местного самоуправления по согласованию с территориальными избирательными комиссиями не позднее чем за 45 календарных дней до дня выборов из расчета от 50 до 3000 избирателей на один участок. На отдаленных территориях, входящей в границы соответствующей территории местного самоуправления, допускается образование избирательных участков из расчета от 20 избирателей.

3. В санаториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебных учреждениях избирательные участки образуются в тот же срок, но не позднее чем за 5 календарных дней до дня выборов.

4. Не допускается создание избирательных участков, пересекающих границы избирательных округов.

5. Список избирательных участков по округам с указание места нахождения избирательных комиссий, помещений для голосования и описание границ участков публикуется местными администрациями в местной газете не позднее чем за 40 календарных дней до дня выборов, а также доводится до сведения избирателей иными способами.

Статья 13. Списки избирателей 1. Местная администрация обеспечивает учет избирателей и передает участковым избирательным комиссиям в течение трех дней после их образования сведения об избирателях, проживающих на территории участка, необходимые для составления списка избирателей.

2. Список избирателей составляется по каждому избирательному участку не позднее чем за 15 календарных дней до дня выборов, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью. В списке избирателей указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения и место жительства избирателя, номер и серия паспорта.

Фамилии избирателей в списке избирателей указываются в порядке, удобном для голосования.

3. Избиратели, поселившиеся на территории избирательных участков после срока, указанного в п.2 настоящей статьи и до дня выборов, а также в силу различных обстоятельств не включенные в основной список избирателей, включаются участковой комиссией в дополнительный список избирателей на основании документов, подтверждающих их место жительства.

4. В список избирателей включается каждый гражданин Российской Федерации, достигший ко дню выборов 18-летнего возраста, имеющий право участвовать в голосовании и постоянно проживающий на территории соответствующего избирательного участка Кемеровской области. В пределах территории области избиратель не может быть включен в списки избирателей на других избирательных участках.

5. Списки избирателей - военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают на территории воинских частей, составляются на основе данных, представляемых командирами воинских частей и включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.

6. Списки избирателей по избирательным участкам, образованным в санаториях, домах отдыха, а также в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, составляются на основе данных, представляемых руководителями указанных учреждений.

Фамилии избирателей указываются в списке избирателей в порядке, удобном для голосования.

7. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления за 12 календарных дней до дня выборов, а на избирательных участках, образованных в санаториях, домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных учреждениях - за 2 календарных дня до дня выборов.

Участковая избирательная комиссия обеспечивает избирателям возможность ознакомления со списком избирателей и проверки правильности его составления в помещении участковой избирательной комиссии.

Глава 3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 14. Система избирательных комиссий 1. Для организации и проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Кемеровской области образуются избирательные комиссии:

в области - областная избирательная комиссия;

в городах, районах (сельских) области - территориальные (городские, районные) избирательные комиссии;

в избирательных участках - участковые избирательные комиссии.

2. Областная и территориальные избирательные комиссии являются юридическими лицами, имеют печати и бланки со своими наименованиями.

3. Организация и проведение выборов в органы местного самоуправления возлагается в округах соответствующей территории местного самоуправления на главу местного самоуправления и соответствующую территориальную комиссию.

Статья 15. Порядок формирования избирательных комиссий 1. Областная избирательная комиссия по выборам в органы местного самоуправления формируется Законодательным Собранием области по согласованию с администрацией области и после предварительных консультаций с представителями партий, движений, иных общественных объединений и организаций (в том числе некоммерческих). Областная избирательная комиссия формируется в составе председателя, не более двух его заместителей, секретаря и 12 - 16 членов комиссии не позднее 5 дней после введения в действие настоящего Закона. Председатель, его заместители, секретарь и члены комиссии назначаются постановлением Кемеровской области. Председатель и секретарь избирательной комиссии должны иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права.

2. Для формирования территориальных и участковых избирательных комиссий избирательные объединения, трудовые коллективы предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, воинские части, группы избирателей на соответствующей территории местного самоуправления вносят в местные администрации кандидатуры своих представителей в состав этих комиссий.

Избирательное объединение, трудовой коллектив, воинская часть, выдвинувшие кандидата (кандидатов) в органы местного самоуправления, а также кандидат имеют своего представителя (члена комиссии) в соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Главы местных администраций по согласованию с областной избирательной (территориальной) комиссией имеют право назначать в состав территориальной (участковой) комиссии не более 25 процентов членов комиссии с правом решающего голоса, помимо предложенных избирательными объединениями, трудовыми коллективами, воинскими частями, группами граждан.

3. Территориальная избирательная комиссия формируется в составе председателя и 12 - 20 членов комиссии не позднее чем за 55 календарных дней до дня выборов. Председатель и члены территориальной избирательной комиссии назначаются решением главы соответствующей администрации из числа кандидатов, предложенных в соответствии с п.2 настоящей статьи.

4. Участковые избирательные комиссии формируются в составе председателя и 5 - 15 членов комиссии не позднее чем за 50 календарных дней до дня выборов. Председатель и члены участковых избирательных комиссий назначаются решением главы соответствующей администрации из числа кандидатов, предложенных в соответствии с п.2 настоящей статьи.

5. Решения о формировании территориальных и участковых избирательных комиссий, а также списки председателей и членов комиссий, назначенных решениями главы соответствующей администрации, публикуются в печати не позднее чем за 45 календарных дней до дня выборов, а также доводятся до избирателей иными способами.

6. В день голосования избирательные объединения, трудовые коллективы предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, воинские части, группы граждан, кандидаты которых зарегистрированы избирательными комиссиями, кандидаты в депутаты или на должность главы местного самоуправления могут направить в соответствующую избирательную комиссию до двух наблюдателей от каждого избирательного объединения, трудового коллектива, воинской части, группы граждан и кандидата, которые вправе присутствовать в комиссии до окончания подсчета голосов и оформления протоколов по результатам выборов.

Полномочия наблюдателей должны быть удостоверены соответствующим решением избирательного объединения, трудового коллектива, воинской части, группы граждан или справкой кандидата. Предварительного уведомления о направлении наблюдателей в соответствующую избирательную комиссию не требуется. Вмешательство наблюдателей в работу комиссий не допускается.

Статья 16. Статус члена избирательной комиссии 1. Председатель и члены соответствующих избирательных комиссий имеют право решающего голоса при принятии решений избирательной комиссией и обязаны присутствовать на всех ее заседаниях.

2. Лица, назначенные избирательными объединениями, трудовыми коллективами, воинскими частями, группами граждан, кандидаты которых зарегистрированы избирательными комиссиями, кандидатами в депутаты или на должность главы местного самоуправления, имеют статус члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

3. Члены комиссии (в том числе и с правом совещательного голоса) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей избирательной комиссии.

4. Члены комиссии вправе:

а) выступать на заседаниях избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию избирательной комиссии, и требовать по ним голосования;

б) задавать участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать ответы по существу;

в) знакомиться с любыми документами и материалами избирательной комиссии;

г) требовать включения в виде письменного приложения к протоколу заседания избирательной комиссии особого мнения, отличного от решения комиссии по конкретному вопросу;

д) обращаться в областную избирательную комиссию с письменными заявлениями в случае несогласия с теми решениями комиссии, которые влекут за собой нарушения Конституции Российской Федерации или законодательства о выборах (в том числе настоящего Закона);

е) выходить из состава избирательной комиссии на основании личного заявления.

Статья 17. Полномочия областной избирательной комиссии Областная избирательная комиссия:

а) дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона, обеспечивает его единообразное применение и контроль за его исполнением на территории области;

б) запрашивает Законодательное Собрание Кемеровской области о толковании норм и положений настоящего Закона с целью исключения их неверного толкования;

в) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия территориальных избирательных комиссий, принимает по ним решения и дает письменные заключения по заявлениям и жалобам, поступившим в комиссию;

г) направляет иски в соответствующие суды за нарушение законодательства о выборах;

д) участвует в образовании избирательных округов и обеспечивает тематическое руководство работой избирательных комиссий, при необходимости публикует списки избирательных округов;

е) издает инструктивные и иные акты по вопросам организации выборов в соответствии с настоящим Законом;

ж) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех избирательных объединений, трудовых коллективов, групп избирателей и кандидатов;

з) устанавливает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей и других избирательных документов, порядок их хранения, утверждает образцы печатей избирательных комиссий и обеспечивает их изготовление;

и) распределяет выделенные бюджетные средства на финансовое обеспечение выборов и контролирует целевое их использование;

к) рассматривает вопросы материально - технического обеспечения и подготовки выборов и принимает по ним решения в рамках своей компетенции либо вносит предложения в Законодательное Собрание и администрацию Кемеровской области;

л) получает от территориальных избирательных комиссий протоколы регистрации кандидатов и при необходимости публикует сообщения о составе зарегистрированных кандидатов;

м) получает от территориальных избирательных избирательных комиссий протоколы о результатах выборов в органы местного самоуправления;

н) подводит итоги выборов по области в целом, опубликовывает в печати сообщение об общих итогах выборов и списки избранных депутатов и глав местного самоуправления после их регистрации;

о) передает в Законодательное Собрание и администрацию области списки избранных депутатов и глав местного самоуправления;

п) контролирует исполнение законодательства о выборах депутатов вместо выбывших и глав самоуправления в связи с прекращением полномочий, обеспечивает в рамках своих полномочий проведение подобных выборов;

р) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Областная избирательная комиссия своим решением может делегировать часть своих полномочий территориальным избирательным комиссиям - подпункты "г" (в части направления исков в соответствующие суды), "п" (в части обеспечения выборов депутатов вместо выбывших и глав местного самоуправления в связи с прекращением полномочий) настоящей статьи Закона. При делегировании своих полномочий территориальным избирательным комиссиям областная избирательная комиссия обеспечивает контроль за их исполнением.

Статья 18. Полномочия территориальной избирательной комиссии Территориальная избирательная комиссия:

а) обеспечивает единообразное применение настоящего Закона и осуществляет контроль за его исполнением;

б) образует избирательные округа;

в) наблюдает за составлением списков избирателей;

г) заслушивает сообщения участковых избирательных комиссий, структурных подразделений местных администраций по вопросам подготовки и проведения выборов;

д) направляет членов комиссии, имеющих решающий голос при принятии решений, с соответствующими полномочиями на собрания групп граждан при выдвижении ими кандидатов в депутаты или на должность главы местного самоуправления;

е) обеспечивает издание плакатов с биографическими данными кандидатов и их программными тезисами;

ж) организует совместно с трудовыми коллективами, избирательными объединениями, группами граждан встречи кандидатов с избирателями;

з) регистрирует кандидатов в органы местного самоуправления и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца;

и) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов в органы местного самоуправления;

к) направляет иски в суды за нарушение законодательства о выборах на соответствующей территории города, района (сельского), поселков, сельских поселений;

л) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными областной избирательной комиссией для проведения выборов на соответствующей территории местного самоуправления;

м) утверждает тексты избирательных бюллетеней для голосования, обеспечивает их изготовление и снабжение ими участковых комиссий;

н) контролирует обеспечение участковых комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально - технического обеспечения;

о) устанавливает результаты выборов на соответствующей территории местного самоуправления, передает их в областную избирательную комиссию, обеспечивает передачу в архив всей документации, связанной с организацией и проведением выборов;

п) регистрирует избранных депутатов и глав местного самоуправления;

р) выдает избранным главам местного самоуправления удостоверения установленного областной избирательной комиссией образца;

с) передает мандатным комиссиям представительных органов местного самоуправления документацию, необходимую для проверки полномочий депутатов;

т) передает в представительный орган местного самоуправления и в областную избирательную комиссию документацию, необходимую для проверки полномочий избранного главы местного самоуправления;

у) обеспечивает изготовление по установленным областной избирательной комиссией образцам удостоверений об избрании депутатов представительных органов местного самоуправления;

ф) назначает и обеспечивает совместно с областной избирательной комиссией выборы депутатов вместо выбывших и главы местного самоуправления в связи со сложением полномочий;

х) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом или делегированные ей областной избирательной комиссией.

Территориальная избирательная комиссия своим решение может делегировать своих полномочий участковым избирательным комиссиям - подпункты "к" (при совпадении границ избирательного участка и границ округа), "л" (в части выдачи удостоверений кандидатам и их доверенным лицам), "с" (в части обеспечения передачи документации в архив) данной статьи Закона. При делегировании своих полномочий участковым избирательным комиссиям территориальная избирательная комиссия обеспечивает контроль за их исполнением.

Территориальные избирательные комиссии действуют до окончания срока полномочий областной избирательной комиссии.

Статья 19. Полномочия участковой избирательной комиссии Участковая избирательная комиссия:

а) составляет основной и дополнительный списки по участку;

б) проводит ознакомление избирателей со списками избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточных данных в списках и решает вопросы о внесении в них соответствующих изменений;

в) оповещает население о месте нахождения участковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования;

г) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке, предусмотренном настоящим Законом;

д) обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;

е) организует на избирательном участке предварительное голосование и голосование в день выборов;

ж) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и передает их в территориальную избирательную комиссию, обеспечивает подготовку и передачу избирательной документации в соответствующую территориальную избирательную комиссию или в архив;

з) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и организации голосования и принимает по ним решения;

и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и делегированные ей территориальной избирательной комиссией.

Полномочия участковой избирательной комиссии заканчиваются после передачи ею всей избирательной документации и финансово - хозяйственного отчета, но не позднее 10 календарных дней со дня выборов.

Статья 20. Организация работы избирательных комиссий 1. Первое заседание территориальной избирательной комиссии созывается областной избирательной комиссией совместно с местной администрацией в трехдневный срок после принятия решения об образовании комиссии.

2. На первом заседании избирательной комиссии (территориальной или участковой) из числа членов комиссии избираются не более двух заместителей председателя и секретарь комиссии.

Решение об избрании заместителей председателя и секретаря избирательной комиссии до сведения избирателей через средства массовой информации в трехдневный срок после принятия решения.

3. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии.

Заседания являются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей лиц, входящих в ее состав и имеющих решающий голос при принятии решений комиссией. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети лиц, входящих в состав комиссии с правом решающего голоса, либо по требованию не менее половины ее членов.

4. Протокол заседания комиссии подписывается председательствующим на соответствующем заседании и секретарем комиссии.

5. Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании лиц, входящих в ее состав с правом решающего голоса. Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе высказывать особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу заседания избирательной комиссии.

6. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения государственными органами и органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, избирательными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, должностными лицами, которые обязаны оказывать ей содействие и предоставлять необходимые для ее работы материалы и сведения.

На обращения, связанные с подготовкой и проведением выборов, они обязаны давать ответ не позднее 48 часов с момента поступления обращения, а в день выборов - немедленно.

7. Для обслуживания деятельности территориальных избирательных комиссий по представлению председателя комиссии решением главы местного самоуправления может привлекаться аппарат соответствующей местной администрации. Привлекаемые для работы в комиссии сотрудники аппарата руководствуются решениями избирательной комиссии и указаниями председателя комиссии либо его заместителей.

8. Принимаемые областной избирательной комиссией инструктивные материалы и материалы, имеющие нормативный характер, доводятся до нижестоящих комиссий в двухдневный срок, а также подлежат опубликованию в средствах массовой информации.

9. По решению областной, территориальной избирательных комиссий председатель, заместители председателя, секретарь и отдельные члены областной, территориальных и участковых избирательных комиссий могут работать в комиссии в период подготовки и проведения выборов с отрывом от основной работы. Оплата их труда производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание соответствующих комиссий. За работающими в комиссии на постоянной или временной основе сохраняется рабочее место и должность по месту их постоянной работы.

10. Лица, входящие в состав избирательных комиссий (в том числе с правом совещательного голоса), могут быть в любое время освобождены от своих обязанностей по личному заявлению или по решению органа, образовавшего комиссию. Утверждение новых членов комиссий (в том числе и вместо выбывших) производится в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 21. Гласность в работе избирательных комиссий Избирательные комиссии информируют граждан об образовании избирательных округов, составе, месте нахождения и времени своей работы, списках избирателей. Избирательные комиссии доводят до сведения граждан итоги регистрации кандидатов, их биографические данные, результаты голосования по каждому кандидату, итоги выборов.

На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты в органы местного самоуправления, их доверенные лица, представители избирательных объединений, трудовых коллективов, средств массовой информации. Представительство указанных лиц должно быть подтверждено соответствующим удостоверением или решением.

При разборе жалоб на заседаниях избирательных комиссий могут присутствовать представители заинтересованных сторон.

Статья 22. Обжалование решений и действий избирательных комиссий 1. Решения и действия областной избирательной комиссии, совершенные с нарушением Конституции Российской Федерации и настоящего Закона, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Решения и действия территориальных и участковых избирательных комиссий, совершенные с нарушением Конституции Российской Федерации и настоящего Закона, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в порядке, установленном законодательством России.

При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

3. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции рассматривают жалобы на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и обязаны дать ответ по существу в течение 24 часов с момента получения жалобы, а накануне и в день выборов - немедленно.

Глава 4. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 23. Порядок выдвижения кандидатов в органы местного самоуправления 1. Выдвижение кандидатов в органы местного самоуправления начинается после образования соответствующих избирательных округов и заканчивается за 24 календарных дня до начала выборов.

2. Группа избирателей (граждан) численностью 100 человек в городах и не менее 30 человек в сельских поселениях (районах, поселках), проживающих на территории соответствующего избирательного округа, может выдвинуть одного кандидата в депутаты и одного кандидата на должность главы местного самоуправления по соответствующему избирательному округу. Выдвижение кандидатов в органы местного самоуправления производится в порядке, предусмотренном п.4 статья 6 настоящего Закона.

3. Выдвижение кандидатов в органы местного самоуправления трудовыми коллективами предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности производится на собраниях (конференциях) трудовых коллективов с числом избирателей не менее 100 человек. Трудовые коллективы, насчитывающие менее 100 человек, производят выдвижение кандидатов на совместных собраниях с другими коллективами, при этом общая численность участников должна составлять не менее 100 избирателей. Собрание (конференция) трудового коллектива (трудовых коллективов) может выдвинуть одного кандидата на должность главы местного самоуправления и по одному кандидату в депутаты во всех избирательных округах, образованных на соответствующей территории местного самоуправления.

4. Трудовые коллективы предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, расположенных на территории районов, поселков и сельских поселений, выдвигают кандидатов в органы местного самоуправления в соответствии с требованиями п.3 настоящей статья Закона, но при норме в 30 избирателей.

5. Собрания военнослужащих по выдвижению кандидатов в органы местного самоуправления созываются командованием воинских частей, расположенных на соответствующей территории местного самоуправления.

Собрание военнослужащих считается правомочным, если на нем присутствует не менее 100 избирателей. Собрание военнослужащих может выдвинуть одного кандидата на должность главы местного самоуправления и по одному кандидату в депутаты во всех избирательных округах, образованных на соответствующей территории местного самоуправления и имеющих общие границы с воинской частью или в избирательном округе, в границах которого находится воинская часть.

6. Выдвижение кандидатов в органы местного самоуправления от избирательных объединений, предусмотренных п.2 статьи 6 настоящего Закона, производится на пленумах, конференциях или иными выборными полномочными органами этих объединений. Пленумы, конференции, другие выборные полномочные органы избирательных объединений считаются правомочными, если в их работе участвует не менее 50 избирателей.

7. Перед открытием собрания, пленума, конференции, другого выборного полномочного органа устанавливается его правомочность на основании итогов регистрации итогов регистрации участников. Для ведения собрания, пленума, конференции, другого выборного полномочного органа избирается президиум или председатель и секретарь.

8. На пленуме, конференции или иным выборным полномочным органом избирательного объединения может быть выдвинут один кандидат на должность главы местной администрации и один кандидат в депутаты по каждому из избирательных округов, сформированных на территории области.

Избирательное объединение может выдвигать кандидатов, не состоящих в его членах или не состоящих членами входящих в него партий, общественных и некоммерческих организаций, предусмотренных п.2 статьи 6 настоящего Закона.

9. Кандидат считается выдвинутым, если за него проголосовало более половины участников собрания (конференции), пленума или иного выборного полномочного органа избирательного объединения. О выдвижении кандидата составляется протокол, который подписывается членами президиума или председателем и секретарем, а в случаях, предусмотренных п.4 статьи 6 настоящего Закона, и уполномоченным членом соответствующей избирательной комиссии. О принятом решении сообщается кандидату не позднее чем в двухдневный срок.

10. Гражданин, обладающий избирательным правом, может сам себя выдвинуть кандидатом в депутаты или на должность главы местного самоуправления (самовыдвижение). В этом случае он может обратиться с инициативой о самовыдвижении к группе граждан, трудовому коллективу, воинской части, избирательному объединению с заявлением о поддержке его кандидатуры, либо собрать подписные листы с числом подписей не менее 100 избирателей проживающих на территории того избирательного округа, в котором он намерен баллотироваться.

Выдвижение кандидатом лица, выступившего с инициативой о самовыдвижении и обратившегося за поддержкой к группе граждан, трудовому коллективу, воинской части, избирательному объединению происходит в соответствии с требованиями настоящей статьи Закона.

Статья 24. Порядок регистрации кандидатов в органы местного самоуправления 1. Регистрацию кандидатов осуществляют соответствующие территориальные избирательные комиссии.

Регистрация кандидатов осуществляется по представлению собраний (конференций) трудовых коллективов, групп граждан, военнослужащих по воинским частям, выборных полномочных органов избирательных объединений, выдвинувших кандидатов. Регистрация кандидатов начинается через три календарных дня после начала выдвижения кандидатов и заканчивается за 21 календарный день до дня выборов.

2. Решение о регистрации кандидатов в органы местного самоуправления принимается:

а) от собраний (конференций) трудовых коллективов, выборных полномочных органов избирательных объединений, собраний военнослужащих по воинским частям, групп граждан, выдвинувших кандидатов, при наличии протоколов о выдвижении по соответствующим избирательным округам и заявлений кандидатов о согласии баллотироваться по данному избирательному округу;

б) в случае самовыдвижения, при наличии подписных листов с необходимым количеством подписей избирателей, проживающих на территории соответствующего избирательного округа, и заявлений кандидатов о согласии баллотироваться по данному избирательному округу.

3. Лица, указанные в статье 5 настоящего Закона, при выдвижении их кандидатами, в своих заявлениях сообщают о намерении освободить занимаемые должности в случае их избрания.

4. Территориальная избирательная комиссия составляет протокол о регистрации кандидатов в органы местного самоуправления.

5. Кандидаты, выдвинутые с соблюдением требований настоящего Закона должны быть зарегистрированы. Отказ в регистрации кандидата может быть обжалован в трехдневный срок в порядке, установленном статьей 22 настоящего Закона.

6. Кандидат может быть зарегистрирован только в одном избирательном округе и не может представляться к регистрации в другом избирательном округе, в том числе и в случае снятия своей (его) кандидатуры в избирательном округе, где он был зарегистрирован первоначально.

7. Кандидат не может быть членом областной, территориальных и участковых избирательных комиссий. Лицо, выдвинутое кандидатом и состоящее в одной из указанных комиссий, считается освобожденным от обязанностей в комиссии с момента регистрации его кандидатом.

Соответствующая избирательная комиссия принимает решение об освобождении зарегистрированного кандидата от обязанностей в комиссии в течение 24 часов с момента регистрации кандидата.

8. Территориальная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и в течение трех дней со дня внесения протокола, подписных листов и иных необходимых документов регистрирует его (или принимает решение об отказе в регистрации), опубликовывает данные о нем в печати не позднее трех со дня регистрации и выдает ему удостоверение о регистрации с указанием даты регистрации. В случае отказа в регистрации территориальная избирательная комиссия отражает в протоколе своего заседания этот факт с мотивами отказа и выдает кандидату выписку из протокола об отказе в регистрации. Выписка из протокола об отказе в регистрации подписывается председательствующим на заседании и секретарем, скрепляется печатью комиссии и выдается кандидату по окончании заседания комиссии.

9. Для публикации в печати, а также при передаче данных в средства массовой информации о зарегистрированных кандидатах, территориальная избирательная комиссия указывает фамилию, имя, отчество, год рождения, занимаемую должность (занятие), место работы и место жительства каждого кандидата. Данные о зарегистрированных кандидатах сообщаются средствам массовой информации в течение суток со дня регистрации.

10. Если в период между завершением регистрации и днем выборов в избирательном округе останется менее двух кандидатов, выборы в этом округе откладываются по решению областной избирательной комиссии не более, чем на 14 календарных дней после дня выборов для дополнительного выдвижения кандидатов.

Статья 25. Подписные листы 1. Для регистрации лиц, выставивших свои кандидатуры в порядке самовыдвижения, необходимо представить в территориальные избирательные комиссии подписные листы с необходимым числом подписей избирателей, проживающих на территории соответствующего избирательного округа. В каждом подписном листе на кандидата указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (занятие) и постоянное место жительства кандидата. Формы подписных листов устанавливаются областной избирательной комиссией.

2. При заполнении подписного листа в него вносятся фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес избирателя, серия или номер его удостоверения личности или паспорта, личная подпись избирателя.

Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием фамилии, имени, отчества и адреса этого лица, серии и номера его удостоверения личности или паспорта и лицом, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи.

Статья 26. Ответственность за фальсификацию подписных листов 1. Не допускается при регистрации кандидата представления в избирательную комиссию подписных листов с нарушением установленной формы. При обнаружении нарушений установленной формы подписного листа, территориальная избирательная комиссия не учитывает эти подписные листы, а также то количество подписей, которое имеется в таком подписном листе. Если при этом общее количество подписей избирателей в оставшихся подписных листах, отвечающих требованиям установленной формы, окажется менее установленной настоящим Законом нормы, территориальная избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата.

2. Территориальная избирательная комиссия может провести выборочную или полную проверку достоверности подписей избирателей и иных данных об избирателях в подписных листах. Если при этом будут обнаружены неточные данные или сфальсифицированные подписи избирателей, то территориальная избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата и в течение суток сообщает об этом в средства массовой информации, а также в случае фальсификации подписей направляет представление в правоохранительные органы о возбуждении уголовного дела по факту фальсификации.

3. При подсчете числа подписей избирателей в подписных листах не учитываются подписные листы с подписями, перенесенными в подписной лист с помощью множительной техники. При обнаружении таких подписных листов территориальная избирательная комиссия руководствуется требованиями п.2 настоящей статья Закона.

Статья 27. Снятие кандидатом кандидатуры Кандидат в любое время до выборов может снять свою кандидатуру обратившись с заявлением об этом в территориальную избирательную комиссию, зарегистрировавшую его кандидатом. Территориальная избирательная комиссия принимает решение об отмене регистрации кандидата, доводит это решение до сведения населения избирательного округа, средств массовой информации. Территориальная избирательная комиссия может обратиться в соответствующий суд с иском о возмещении тех бюджетных средств, которые были затрачены на кандидата в ходе предвыборной компании.

Глава 5. ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАНДИДАТОВ Статья 28. Право кандидатов участвовать в предвыборной компании 1. Кандидаты с момента их регистрации участвуют в предвыборной компании на равных основаниях.

Кандидаты имеют право выступать на предвыборных и иных собраниях, совещаниях, заседаниях, в печати, по телевидению и радио.

2. Государственные органы, органы общественных объединений и организаций, руководители предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, командование воинских частей оказывают кандидату содействие в организации встреч с избирателями, проведении предвыборных собраний, в получении необходимых справочных и информационных материалов.

Статья 29. Доверенные лица кандидатов 1. Кандидат в депутаты может иметь не более 5 доверенных лиц, кандидат на должность главы местного самоуправления может иметь не более 7 доверенных лиц.

2. Доверенные лица помогают кандидату в проведении избирательной компании, ведут агитацию за его избрание: представляют его интересы во взаимоотношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественных объединений и организаций, а также в избирательных комиссиях.

3. Кандидат определяет доверенных лиц по своему усмотрению и сообщает о них в территориальную избирательную комиссию. Избирательная комиссия после регистрации доверенных лиц выдает им удостоверения.

Кандидат несет ответственность за действия доверенных лиц и вправе заменять их в любое время до выборов. Доверенное лицо не может состоять ни в одной из избирательных комиссий. На время проведения предвыборной агитации по просьбе кандидата доверенным лицам (с их согласия) предоставляется неоплачиваемый отпуск по месту работы.

Оплата работы доверенных лиц может производиться из средств избирательных фондов кандидатов.

Статья 30. Гарантии деятельности кандидатов 1. Работодатель обязан предоставить кандидату по его желанию неоплачиваемый отпуск с момента регистрации до момента опубликования результатов выборов.

2. Кандидат до опубликования итогов выборов по избирательному округу, по которому он баллотируется, не может быть по инициативе администрации уволен с работы на предприятии, в учреждении, организации любой формы собственности (за исключением случаев их ликвидации), исключен из учебного заведения или переведен на нижеоплачиваемую работу без согласия соответствующей избирательной комиссии.

3. Кандидат со дня регистрации и до дня опубликования результатов выборов имеет право на бесплатный проезд на всех видах пассажирского транспорта (кроме такси) в пределах соответствующего города, района.

4. Кандидат не может быть привлечен к уголовной ответственности или подвергнуть мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора соответствующего города, района. Меры пресечения и иные уголовно - процессуальные меры могут быть применены к кандидату только по решению соответствующего районного, городского суда.

Глава 6. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 31. Право на участие в предвыборной агитации 1. Трудовым коллективам, избирательным объединениям, избирателям, военнослужащим предоставляется право беспрепятственной агитации за или против кандидатов.

2. Участие государственных органов и органов местного самоуправления в предвыборной агитации за или против кандидатов запрещается. Руководители этих органов не вправе использовать свое служебное положение для ведения предвыборной агитации. Участие командования воинских частей в предвыборной агитации не допускается.

3. Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления с момента регистрации их кандидатами и до подведения итогов выборов по соответствующему избирательному округу не могут выступать в средствах массовой информации в качестве должностных лиц.

4. Кандидаты имеют равное право на выступления по местному телевидению и радиовещанию. Порядок выступлений по местному телевидению и радиовещанию и их количество устанавливается соответствующей избирательной комиссией и должен обеспечивать получение эфирного времени на равных основаниях (по продолжительности выступления, времени выхода в эфир и другим условиям).

Статья 32. Порядок и сроки проведения предвыборных мероприятий 1. Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидата и прекращается за сутки до дня выборов.

2. В день выборов любая публичная агитация запрещена. Ранее вывешенные печатные и иные агитационные материалы могут сохраняться на прежних местах.

3. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам, трудовым коллективам, избирательным объединениям, воинским частям, группам граждан в организации встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями, проведении предвыборных собраний. Вопрос о выделении помещений для проведения предвыборных мероприятий рассматривается соответствующими органами в течение трех дней после подачи заявления.

4. Владельцы помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны безвозмездно предоставлять их в пользование на установленное время для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями.

5. Кандидаты проводят встречи со своими избирателями как на собраниях, так и в другой удобной для избирателей форме.

Собрания избирателей организуются территориальными избирательными комиссиями совместно с органами местного самоуправления. О времени и месте проведения собраний и встреч сообщается избирателям не позднее чем за два дня.

6. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном законодательством.

7. Проведение агитации в помещениях, где размещаются избирательные комиссии, избирательные участки, запрещается.

Статья 33. Предвыборная агитация через средства массовой информации 1. Кандидат имеет право выступать в средствах массовой информации, в том числе и на государственном телевидении и радио.

Порядок выступлений на государственном телевидении и радио, а также общие требования к выступлениям кандидатов в иных средствах массовой информации на территории области, устанавливаются областной избирательной комиссией и должны обеспечивать получение эфирного времени кандидатами на равных основаниях. Порядок выступления по местному телевидению и радио регулируется п.4 статьи 31 настоящего Закона.

2. Средства массовой информации, одним из учредителей или совладельцев которых выступают или являются государственные органы или органы местного самоуправления, а также полностью или частично финансируемые за счет государственных средств, средств области или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов.

Статья 34. Агитационные печатные материалы 1. Избирательные объединения, трудовые коллективы, воинские части, группы граждан, выдвинувшие кандидатов, кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.

2. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск.

Распространение анонимных и подложных агитационных материалов запрещается.

3. Предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы не должны содержать призывов к насильственному изменению конституционного строя, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь.

4. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены на специальных стендах, устанавливаемых территориальными и участковыми избирательными комиссиями, или в специальных местах, оборудованных местными администрациями. С согласия собственника или владельца, в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте, кроме зданий и помещений, где размещаются избирательные комиссии, могут быть вывешены агитационные печатные материалы.

Статья 35. Ответственность за распространение анонимных и подложных агитационных материалов, противоправную агитационную деятельность Областная, территориальные и участковые избирательные комиссии принимают меры по пресечению распространения анонимных, подложных агитационных материалов. Избирательные комиссии будучи поставлены в известность о ведении противоправной агитационной деятельности, вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер по ее пресечению.

Статья 36. Порядок использования бюджетных средств, выделенных на организацию и проведение выборов 1. Средства, выделенные из областного бюджета на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение областной и территориальных избирательных комиссий немедленно по их формировании.

Территориальные избирательные комиссии распределяют поступившие в их распоряжение средства между участковыми комиссиями.

2. Участковые избирательные комиссии не позднее 30 дней после опубликования результатов выборов представляют соответствующей территориальной избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных им средств.

3. Территориальные избирательные комиссии не позднее 40 дней после опубликования результатов выборов представляют областной избирательной комиссии отчет о расходовании бюджетных средств, выделенных им на финансирование выборов. Указанные отчеты подлежат опубликованию в средствах массовой информации.

4. Областная избирательная комиссия не позднее 50 дней после опубликования общих итогов выборов представляет в Законодательное Собрание и администрацию области отчет о расходовании бюджетных средств, выделенных на финансирование выборов. Указанный отчет подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

5. Неизрасходованные бюджетные средства остаются в распоряжении областной и территориальных избирательных комиссий для проведения новых и дополнительных выборов, повторных голосований.

Статья 37. Порядок формирования и использования средств избирательных фондов 1. Кандидаты, избирательные объединения, трудовые коллективы, воинские части вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут формироваться из следующих средств:

а) бюджетных средств, выделенных соответствующей территориальной избирательной комиссией кандидату;

б) собственных средств кандидата, избирательных объединений, трудовых коллективов;

в) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, (трудовыми коллективами);

г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

2. Порядок учета расходования средств избирательного фонда устанавливается областной избирательной комиссией.

3. Кандидаты, избирательные объединения, трудовые коллективы, воинские части, создавшие избирательный фонд, не позднее 20 дней после опубликования результатов выборов представляют соответствующей избирательной комиссии финансовый отчет о размерах и источниках поступлений в фонд, произведенных затратах. Указанные отчеты должны быть переданы областной избирательной комиссией в средства массовой информации не позднее 35 дней со дня подведения общих итогов выборов.

4. Неизрасходованные средства избирательного фонда после составления финансового отчета используются организаторами фонда по собственному усмотрению.

5. Сумма пожертвований отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать 7-кратного минимального размера оплаты труда, а в фонд избирательного объединения, трудового коллектива (трудовых коллективов), воинской части - 12-кратного. Сумма пожертвований отдельного юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 100 раз, а в фонд избирательного объединения, трудового коллектива (трудовых коллективов), воинской части - более чем в 1000 раз.

6. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды избирательным объединениям, трудовым коллективам, воинским частям, кандидатам.

7. Все денежные средства, поступившие в избирательные фонды, перечисляются на специальный денежный счет в банке, который открывается территориальной избирательной комиссией после регистрации кандидата.

8. Не допускаются пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, российских юридических лиц, зарегистрированных на территории другого субъекта Российской Федерации, а также со стороны международных организаций и общественных объединений.

Глава 7. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ Статья 38. Помещение для голосования 1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий местной администрацией безвозмездно.

2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним должен быть оборудован участковой избирательной комиссией стенд с информацией обо всех избирательных объединениях, трудовых коллективах, воинских частях, группах граждан и всех выдвинутых ими кандидатах, а также обо всех кандидатах, баллотирующихся в соответствующих избирательных округах.

Статья 39. Избирательный бюллетень 1. Для выборов депутата местного представительного органа избиратель получает один бюллетень, а для выборов главы местного самоуправления - второй бюллетень. Бюллетени должны иметь разный цвет.

2. В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные в избирательном округе кандидаты с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, занимаемой должности (рода занятий), места работы и жительства каждого кандидата.

Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат.

В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.

Каждый избирательный бюллетень должен иметь указание о порядке его заполнения.

3. Избирательные бюллетени печатаются по решению территориальной избирательной комиссии и передаются участковым избирательным комиссиям не позднее чем за 12 календарных дней до дня проведения выборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 2 процента. На обороте полученных бюллетеней ставится печать участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов.

В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления бюллетеней, территориальные или участковые избирательные комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах либо изготавливают новые избирательные бюллетени.

Статья 40. Время и порядок голосования 1. Голосование проводится в день выборов с 07 до 20 часов. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая комиссия может прекратить голосование ранее 20 часов.

2. На 07 часов утра в день выборов председатель каждой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленные временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из конвертов бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии.

3. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. При получении избирательных бюллетеней член избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер паспорта или удостоверения личности, а избиратель расписывается.

4. Заполнение избирательных бюллетеней проводится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы ни то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя.

5. В избирательном бюллетене избиратель ставит крест либо иной знак в пустом квадрате напротив фамилии кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном против строки "Против всех кандидатов".

Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик.

Избирательные ящики должны находиться в зале в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

6. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею.

7. В тех случаях, когда избиратели не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих избирателей в присутствии наблюдателей, с использованием специального переносного избирательного ящика. Данных ящиков не может быть более двух на участке. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии - в его выдаче.

Статья 41. Досрочное голосование Избиратель, который в день выборов не будет прибывать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении территориальной (не позднее, чем за 4 дня) или участковой (за 3 - 1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении территориальной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемых ему избирательных бюллетеней ставиться печать соответствующей избирательной комиссии. Заполненные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной или участковой избирательной комиссии.

На месте склейки на конверте ставится печать соответственно территориальной или участковой избирательной комиссии либо подписи двух членов участковой избирательной комиссии, а также подпись проголосовавшего избирателя. Территориальные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию.

Участковая избирательная комиссия отмечает проголосовавших таким образом избирателей в своем списке.

Статья 42. Подсчет голосов на избирательном участке 1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным и в присутствии всего состава комиссии и наблюдателей погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, которое заносится в протокол, проверяет целостность печатей и пломб на избирательных ящиках и вскрывает их.

2. По каждому избирательному участку прежде всего определяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не изготовленные официально, без печати территориальной или участковой избирательной комиссии, а также такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности такие, в которых крест или любой иной знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них.

3. Участкова избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования, в котором указывается:

а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку;

б) число погашенных неиспользованных бюллетеней;

в) число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов и оставленных ранее проголосовавшими избирателями;

г) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках;

д) число недействительных избирательных бюллетеней;

е) число избирательных бюллетеней, признанных действительными;

ж) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов;

з) число действительных голосов, поданных за каждого из кандидатов;

и) число голосов, поданных против каждого из кандидатов;

к) число голосов, поданных против всех кандидатов;

л) число избирательных бюллетеней полученных от территориальной избирательной комиссии;

м) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.

4. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всем составом комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельным его положением, вправе приложить к протоколу свое особое мнение.

Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию, другой вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится в комиссии до окончания ее работы.

Избирательная документация, включая бюллетени, передается в соответствующую территориальную избирательную комиссию не позднее 10 календарных дней после официального объявления итогов выборов.

Статья 43. Определение результатов выборов в избирательном округе 1. Территориальная избирательная комиссия по получении протоколов участковых избирательных комиссий производит подсчет голосов путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах.

2. Территориальная избирательная комиссия составляет протокол в котором указывает:

а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному округу;

б) число выданных избирательных бюллетеней;

в) число избирательных бюллетеней, извлеченных из ящиков для голосования;

г) число избирательных бюллетеней, признанных действительными;

д) число недействительных избирательных бюллетеней;

е) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов;

ж) число действительных голосов, поданных за каждого из кандидатов;

з) число голосов, поданных против каждого из кандидатов;

и) число голосов, поданных против всех кандидатов;

к) одно из следующих решений:

- признание избранным кандидата, получившего наибольшее число действительных голосов. При равном числе полученных голосов несколькими кандидатами организуется повторное голосование;

- признание выборов по избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить волеизъявление избирателей;

- признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если число голосов, поданных против всех кандидатов, превышает число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, либо если общее число действительных бюллетеней менее 25 процентов от числа зарегистрированных избирателей;

л) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.

3. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается председателем и членами комиссии. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в областную избирательную комиссию, другой хранится в территориальной избирательной комиссии до окончания срока ее полномочий.

Статья 44. Установление общих итогов выборов 1. На основании протоколов территориальных избирательных комиссий областная избирательная комиссия в течение 5 дней по их получении определяет и опубликовывает общие итоги выборов.

2. Областная избирательная комиссия признает выборы по отдельным избирательным округам недействительными, если установит, что допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Статья 45. Регистрация избранных депутатов и глав местного самоуправления 1. Территориальная избирательная комиссия на основании протоколов о результатах выборов подводит итоги выборов и производит регистрацию депутатов и главы местного самоуправления, избранных по каждому избирательному округу.

2. Избирательная комиссия может отказать в регистрации депутата или главы местного самоуправления и признать выборы недействительными, если в ходе выборов или при подсчете голосов, или определении результатов выборов по округу имелись нарушения настоящего Закона.

Статья 46. Опубликование итогов выборов 1. Сообщение об итогах выборов, список избранных депутатов и сообщение об избрании главы местного самоуправления опубликовываются в местной печати территориальной избирательной комиссией не позднее чем на пятый день после выборов. В сообщении указывается общее число граждан, включенных в списки избирателей, принявших участие в голосовании, число голосов, поданных "за" и число голосов, поданных "против" кандидата, число недействительных избирательных бюллетеней, перечень избирательных округов, в которых будут проведены повторные выборы или повторное голосование.

2. Списки избранных депутатов публикуются в алфавитном порядке с указание их фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности (занятия), места работы и места жительства, избирательного округа, по которому они избраны.

3. Сообщение об избрании главы местного самоуправления должно содержать те же данные, что и в пункте 1 настоящей статья по всем кандидатам на должность главы местного самоуправления и данные по пункту 2 настоящей статьи по избранному главе местного самоуправления.

Статья 47. Повторное голосование 1. Если в результате выборов по избирательному округу несколько кандидатов получили равное число голосов, территориальная избирательная комиссия назначает повторное голосование по этому округу не позднее 14 календарных дней со дня проведения общих выборов.

Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения общих выборов. Сообщение о проведении повторного голосования опубликовывается в печати.

2. В бюллетень для повторного голосования вносятся в алфавитном порядке фамилии кандидатов, получивших равное число голосов избирателей при проведении общих выборов, а также иные данные в соответствии с требованиями статьи 39 настоящего Закона.

3. Повторное голосование не может проводиться более одного раза на территории одного избирательного округа. Если повторное голосование не дало одного из окончательных результатов (п.2 статьи 43 настоящего Закона), территориальная избирательная комиссия передает протоколы в областную избирательную комиссию, которая совместно с Законодательным Собранием, администрацией области и органами местного самоуправления решает вопрос о проведении новых выборов на территории избирательного округа.

Статья 48. Повторные выборы 1. Если выборы по избирательному округу были признаны несостоявшимися или недействительными, областная и территориальная избирательные комиссии принимают решение о проведении в избирательном округе повторных выборов. При этом может быть принято решение о необходимости проведения выборов участковыми избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения общих выборов.

2. Повторные выборы проводятся в сроки, установленные областной избирательной комиссией, но не позднее чем через три месяца после проведенных, но не давших результатов выборов. Образование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов, другие мероприятия проводятся в порядке, установленном настоящим Законом.

Сообщение о проведении повторных выборов опубликовывается в печати.

Статья 49. Проведение выборов депутатов вместо выбывших и глав местного самоуправления при прекращении полномочий 1. В случае признания органами представительной власти полномочий отдельных депутатов недействительными, а также в случае досрочного прекращения полномочий главы местного самоуправления, либо по иным причинам, в соответствующих избирательных округах в трехмесячный срок с момента выбытия депутата или главы местного самоуправления проводятся новые выборы.

Выборы назначаются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за два месяца до их проведения и организуются с соблюдением требований настоящего Закона.

2. В случае досрочного прекращения полномочий, выбытия депутата или главы местного самоуправления менее чем за 12 месяцев до истечения срока полномочий, выборы депутата или главы местного самоуправления вместо выбывшего не проводятся.

В случае досрочного прекращения полномочий или выбытия главы местного самоуправления представительный орган местного самоуправления решает вопрос о назначении исполняющего обязанности главы местного самоуправления до окончания срока полномочий ранее избранного местного самоуправления. Исполняющий обязанности главы местного самоуправления не может быть депутатом представительного органа местного самоуправления.

Глава 8. УДОСТОВЕРЕНИЯ ОБ ИЗБРАНИИ ДЕПУТАТОМ И ГЛАВОЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ФОРМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ПОРЯДОК ИХ ХРАНЕНИЯ. ОБРАЗЕЦ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЯЩИКА Статья 50. Удостоверение депутата и главы местного самоуправления 1. Территориальная избирательная комиссия после опубликования в печати списков зарегистрированных депутатов и сообщения об избрании главы местного самоуправления выдает каждому избранному депутату и главе местного самоуправления удостоверение об его избрании.

2. При наличии всех документов, удостоверяющих избрание и регистрацию депутата, соответствующий представительный орган местного самоуправления после утверждения полномочий депутатов выдает ему взамен удостоверения об избрании, выданного территориальной избирательной комиссией, удостоверение депутата представительного органа местного самоуправления.

3. При наличии всех документов, удостоверяющих избрание и регистрацию главы местного самоуправления, после опубликования общих итогов выборов областной избирательной комиссией, территориальная избирательная комиссия выдает ему взамен удостоверения об избрании удостоверение главы местного самоуправления.

4. В силу досрочного прекращения полномочий в связи с вступившим в законную силу обвинительным приговором в отношении лица, являющегося депутатом или главой местного самоуправления, удостоверение подлежит возврату в соответствующий орган местного самоуправления.

Статья 51. Формы избирательных документов и образец избирательного ящика Формы списков избирателей, протоколов избирательных комиссий, форма и цвет избирательных бюллетеней, формы удостоверений кандидата, доверенного лица, об избрании депутатом, главой местного самоуправления, удостоверения главы местного самоуправления, а также образец избирательного ящика, в том числе и переносных ящиков, устанавливается областной избирательной комиссией.

Статья 52. Порядок и сроки хранения избирательных документов Документы участковых избирательных комиссий по окончанию их работы передаются соответствующим территориальным избирательным комиссиям.

Порядок и сроки хранения избирательных документов устанавливаются представительным органом города, района по согласованию с областной избирательной комиссией.

Глава 9. РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ Статья 53. Оспаривание списков избирателей Любой избиратель, проживающий на территории соответствующего избирательного округа, может заявить в участковую избирательную комиссию о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день выборов - немедленно, участковая комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю копию мотивированного решения, подписанную председателем и секретарем комиссии и заверенную печатью комиссии, об отклонении его заявления.

Действия и решения избирательной комиссии могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.

Статья 54. Оспаривание отказа в регистрации кандидатов 1. В случае отказа зарегистрировать отдельных кандидатов территориальная избирательная комиссия обязана выдать кандидату или его доверенному лицу копию мотивированного решения, подписанную председателем и секретарем комиссии и заверенную печатью комиссии, об отказе в регистрации кандидата. Мотивами отказа в регистрации кандидата может являться только невыполнение требований настоящего Закона.

2. Отказ в регистрации отдельного кандидата или невыполнение избирательной комиссией обязанности, предусмотренной в п.1 настоящей статья Закона, кандидат может обжаловать в суд в порядке, установленном законом.

Статья 55. Оспаривание границ избирательных округов В течение 5 дней после опубликования списка избирательных округов границы избирательных округов могут быть оспорены.

Жалоба подается главой местного самоуправления затрагиваемой территориальной единицы в территориальную избирательную комиссию, которая в течение 5 дней производит проверку жалобы, и либо производит соответствующее исправление границ избирательных округов с опубликованием исправленной схемы, либо выдает заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.

Отклонение жалобы избирательной комиссией области может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.

Глава администрации Кемеровской области М.КИСЛЮК г. Кемерово 17 сентября 1996 года № 3-ОЗ