ТГ, ВК, Дзен, enotrakoed@gmail.com

КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН Утратил силу - Закон Курганской области от 29.05.98 г. № 123 О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ Территориальное общественное самоуправление образуется гражданами в целях широкого участия населения в обсуждении и реализации своих конституционных прав при социально-экономическом развитии территории, где они проживают, участия в решении вопросов благоустройства, озеленения, экологии, проведения культурной и воспитательной работы среди жителей, содействия развитию физкультуры и спорта, решения других вопросов жизнедеятельности населения.

Настоящий закон определяет общие принципы и формы организации территориального общественного самоуправления, полномочия и виды деятельности органов территориального общественного самоуправления, их права и гарантии.

Статья 1. Понятие территориального общественного самоуправления.

1.1. Территориальное общественное самоуправление (далее ТОС) - это добровольная организация граждан по месту жительства, объединившихся на основе общности их интересов, для решения непосредственно (общие собрания (сход), конференция, опрос) или через избираемые ими советы (комитеты) вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории, для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

1.2. ТОС, зарегистрированное в установленном законом порядке как общественная организация (объединение), является юридическим лицом.

Статья 2. Правовая основа территориального общественного самоуправления.

2.1. Правовую основу ТОС составляют законодательство Российской Федерации, законодательство Курганской области, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, а также уставы соответствующих ТОС.

2.2. Защита прав и законных интересов ТОС обеспечивается судом в соответствии с законодательством.

Статья 3. Право жителей на участие в территориальном общественном самоуправлении.

3.1. Любой житель соответствующей территории имеет право на участие в непосредственном (общее собрание (сход) или конференция, опрос) решении вопросов, затрагивающих интересы населения.

3.2. Любая группа граждан, проживающих на соответствующей территории, вправе организоваться в ТОС, избирать и быть избранными в органы ТОС, иметь право на контроль и на получение информации о деятельности ТОС.

Статья 4. Принципы территориального общественного самоуправления.

ТОС осуществляется на принципах:

- законности;

- защиты прав и законных интересов населения;

- свободного волеизъявления граждан через общие собрания, сходы, конференции, опрос населения;

- выборности и подконтрольности населению органов ТОС;

- широкого участия граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы населения;

- сочетания интересов населения соответствующей территории и интересов всего муниципального образования;

- гласности и учета общественного мнения.

Статья 5. Система территориального общественного самоуправления населения.

5.1. Система ТОС населения включает в себя:

- общие собрания (сходы) или конференции граждан, местный опрос;

- органы ТОС - советы (комитеты) микрорайонов, жилых комплексов, поселков;

- иные органы самоуправления населения по месту жительства - советы (комитеты) улиц, кварталов, домов и т.п.

5.2. Территории, на которых действуют ТОС населения, устанавливаются по предложению граждан соответствующим представительным органом местного самоуправления.

Статья 6. Взаимоотношения территориального общественного самоуправления населения с органом местного самоуправления.

6.1. ТОС является составной частью системы местного самоуправления, служит реализации принципов народовластия на территории местного сообщества и призвано обеспечить развитие инициативы и расширение возможностей самостоятельного решения населением вопросов социально-экономического развития соответствующей территории, укрепление гарантий реализации прав и свобод граждан.

6.2. Органы местного самоуправления:

- оказывают содействие населению в осуществлении права на ТОС;

- оказывают помощь инициативным группам граждан в проведении общих собраний (сходов), конференций, опросов населения и принимают в них участие;

- разрабатывают нормативную документацию по ТОС, содействуют в разработке уставов ТОС;

- создают необходимые условия для становления системы ТОС;

- вправе передавать, на договорной основе, ТОС часть своих полномочий с предоставлением необходимых для их осуществления финансовых и материальных ресурсов и контролировать их деятельность в части осуществления делегированных полномочий и расходования выделенных средств;

- могут устанавливать сферы совместной компетенции с ТОС, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с ТОС;

- предоставляют органам ТОС помещения для осуществления их деятельности;

- координируют деятельность ТОС, оказывают им организационную и методическую помощь;

- заключают договоры с органами ТОС;

- способствуют выполнению решений общих собраний (сходов), конференций ТОС, принятых в пределах их компетенции;

- учитывают в своих решениях мнение населения, полученное ТОС методом опроса;

- приостанавливают действие органов ТОС в случаях превышения ими своих полномочий в решении вопросов, затрагивающих интересы населения;

- осуществляют другие полномочия по взаимодействию с ТОС в соответствии с настоящим законом.

6.3. Органы ТОС вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории.

6.4. Органы местного самоуправления в своей работе с населением опираются на помощь ТОС, изучают их мнения по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории.

Статья 7. Формы участия населения в территориальном общественном самоуправлении.

ТОС осуществляется населением через:

- непосредственное волеизъявление граждан - общие собрания (сходы), конференции, опросы;

- органы ТОС - советы (комитеты);

- старших по домам, подъездам и т.п.

Статья 8. Экономическая и финансовая деятельность территориального общественного самоуправления и его полномочия.

8.1. Компетенция ТОС определяется уставом о нем, а также решениями органов местного самоуправления о передаче ему отдельных полномочий органов местного самоуправления на основе добровольно взятых на себя обязательств органом ТОС, с согласия жителей соответствующей территории.

8.2. ТОС для осуществления своих задач и обязательств имеют следующие основные полномочия:

- создавать за счет собственных средств, добровольных взносов и пожертвований населения, юридических лиц, общественных объединений, объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения, обеспечивать их содержание и эксплуатацию;

- учреждать в установленном законодательством порядке предприятия, включая ремонтные и по оказанию бытовых услуг, - заключать договоры с юридическими лицами, связанные с их участием в решении социально-экономических задач на данной территории;

- разрабатывать и представлять органам местного самоуправления проекты планов и программ развития соответствующей территории для использования их в составе планов экономического и социального развития и программ, принимаемых органами местного самоуправления;

- представлять органам местного самоуправления заключения по вопросам отвода земли на территории данного ТОС, строительства и расширения на этой территории предприятий и других объектов производственного и социально-культурного назначения, размещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, школ, поликлиник и других социально-культурных учреждений, режима их работы, а также режима транспортного обслуживания этой территории;

- выступать заказчиком по строительным и ремонтным работам, осуществляемым за счет средств, находящихся в распоряжении данного ТОС;

- принимать на свой баланс имущество, созданное за счет средств и трудового участия населения в качестве общей собственности или переданное ему на праве хозяйственного ведения органами самоуправления;

- объединять на договорных началах собственные средства и средства юридических лиц, общественных объединений для строительства и содержания различных объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения, получать под свою ответственность кредиты и предоставлять ссуды, приобретать акции и облигации;

- созывать общие собрания (сходы), конференции граждан для рассмотрения вопросов территориального общественного самоуправления, проводить на своей территории опросы жителей, содействовать созданию и деятельности клубов избирателей, развитию других форм гражданской активности населения;

- принимать решения о платных должностях в органах ТОС;

- выступать по просьбам и поручениям отдельных жителей их представителями в суде при рассмотрении дел о нарушении прав и свобод граждан.

Статья 9. Передача территориальному общественному самоуправлению отдельных полномочий органов местного самоуправления.

9.1. Орган местного самоуправления, с учетом возможностей ТОС и местных условий, может своими решениями, с согласия данного ТОС, передавать ему свои полномочия по управлению отдельными объектами муниципальной собственности, находящимися на данной территории, а также другие вопросы своей компетенции (за исключением вопросов, связанных с принятием нормативных актов) с одновременной передачей соответствующих материально-финансовых ресурсов.

9.2. Передача имущества, прав и финансовых ресурсов для ТОС осуществляется на договорной основе.

Статья 10. Правовой режим имущества территориального общественного самоуправления.

10.1. Имущество, созданное за счет средств и хозяйственной инициативы ТОС, приобретенное им или переданное ему органами местного самоуправления или другими юридическими лицами, является собственностью ТОС соответствующей территории.

Устав о ТОС может предусматривать случаи, при которых решение вопроса о создании, передаче, сдаче в аренду, продаже имущества, находящегося в собственности ТОС, осуществляется непосредственно по решению общего собрания (схода), конференций граждан.

10.2. Собственностью ТОС являются финансовые средства, полученные за счет хозяйственной деятельности ТОС, переданные органами местного самоуправления, а также поступившие в качестве добровольных взносов и пожертвований от граждан, юридических лиц, общественных объединений.

10.3. Распоряжение финансовыми средствами осуществляется органом ТОС на основе соответствующих смет доходов и расходов.

Годовые отчеты об исполнении сметы рассматриваются и утверждаются общими собраниями (сходами), конференциями граждан.

10.4. Органы местного самоуправления, а также граждане не несут ответственности по имущественным и финансовым обязательствам органа ТОС.

Статья 11. Общие собрания (сходы), конференции граждан и опрос населения.

11.1. Общие собрания (сходы), конференции граждан созываются органами местного самоуправления, органами ТОС или инициативными группами жителей по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

11.2. В работе общих собраний (сходов), конференций принимают участие граждане, достигшие 16 лет и проживающие на соответствующей территории.

Граждане, не проживающие на соответствующей территории, могут участвовать в работе общих собраний (сходов), конференций с правом совещательного голоса.

11.3. Общие собрания (сходы) правомочны, если в них принимают участие более половины жителей соответствующей территории, достигших возраста 16 лет.

Конференции правомочны при участии не менее двух третей представителей от числа жителей соответствующей территории.

11.4. К компетенции общих собраний (сходов), конференций граждан соответствующей территории относятся решения следующих вопросов:

- принятие уставов ТОС;

- избрание органов ТОС;

- досрочное прекращение полномочий органов ТОС;

- утверждение программ деятельности ТОС;

- оценка деятельности органов ТОС по их отчетам;

- избрание ревизионной комиссии ТОС;

- решение других вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории.

11.5. Решения общих собраний (сходов), конференций граждан принимаются большинством голосов присутствующих, оформляются протоколом (протокол должен содержать следующие данные: дату и место проведения, общее число граждан, имеющих право принимать решения на общем собрании (сходе), конференции, количество жителей, принявших участие в работе общих собраний (сходов), конференций, и принятые на них решения). Решения общих собраний (сходов), конференций в течение 10 дней доводятся до сведения органов местного самоуправления.

11.6. Опрос граждан проводится по инициативе органов местного самоуправления, по инициативе ТОС или любого дееспособного гражданина по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории.

Опрос граждан производится инициаторами самостоятельно. В опросе имеют право участвовать граждане, проживающие на соответствующей территории и достигшие 16-летнего возраста.

Мнение граждан, участвующих в опросе, оформляется через опросный лист. Каждый опросный лист должен содержать вопрос, на который гражданин должен ответить, и варианты ответа, подпись опрашиваемого; фамилию, имя и отчество опрашиваемого и его адрес.

Каждый опросный лист должен быть подписан лицом, проводящим опрос (фамилия, имя, отчество, адрес места проживания, телефон), или зарегистрирован органом местного самоуправления или органом ТОС.

Опрос граждан по вынесенному вопросу, на который необходимо получить мнение жителей соответствующей территории, должен пройти не более чем в течение 10 дней.

Статья 12. Органы территориального общественного самоуправления.

12.1. Органы ТОС населения создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления.

Выборы органов ТОС населением проводятся на общих собраниях (сходах) или конференциях граждан по месту их жительства.

Общее собрание (сход) или конференция граждан устанавливают срок полномочий органов ТОС.

12.2. Органы местного самоуправления по предложению инициативных групп граждан согласовывают порядок, нормы представительства и сроки проведения выборов органов ТОС.

Подготовка и проведение выборов органов ТОС населением осуществляется открыто и гласно. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за счет органов местного самоуправления.

12.3. Органы ТОС, исходя из принципов их организации, осуществляемых ими полномочий, их правового статуса и из специфики соответствующей территории подразделяются на:

- советы (комитеты) микрорайонов, жилых комплексов, поселков и т.п.;

- объединения жителей-собственников в едином комплексе недвижимого имущества (кондоминиумы, ЖСК, МЖК и т.п.);

- квартальные, уличные, дворовые, домовые и т.п. советы (комитеты).

12.4. Совет (комитет) микрорайона, жилого комплекса, поселка и т.п. может избираться на общем собрании (сходе) или конференции граждан соответствующей территории и может обладать правом юридического лица по решению общего собрания (схода) или конференции граждан в соответствии с законодательством.

Порядок избрания совета (комитета), организация его работы, компетенция, права и виды деятельности, финансовые ресурсы и собственность, а также ответственность данного органа определяются "Положением о совете (комитете) микрорайона, жилого комплекса, поселка и т.п.".

12.5. Объединения жителей-собственников в едином комплексе недвижимого имущества (кондоминиумы, ЖСК, дворовых, домовых и т.п.

советах (комитетах) МЖК) могут обладать правами юридического лица и организуются на общем собрании собственников жилья в соответствии с законодательством.

12.6. Квартальный, уличный, дворовый, домовой совет (комитет) формируется на общем собрании (сходе) или конференции граждан или формируется из старших по домам (подъездам) и может обладать правами юридического лица в соответствии с законодательством.

Порядок избрания (формирования) совета (комитета), организация его работы, основные полномочия определяются "Положением о квартальных, уличных, дворовых, домовых советах".

Статья 13. Старший по дому, старший по подъезду.

Старший по дому, старший по подъезду многоквартирного жилого дома не обладает правами юридического лица и избирается на общем собрании (сходе) жителей дома, подъезда.

Порядок избрания старшего по дому, старшего по подъезду, его полномочия, права и обязанности определяются "Положением о старшем по дому, старшем по подъезду многоквартирного жилого дома".

Статья 14. Устав территориального общественного самоуправления, положение об органе территориального самоуправления.

14.1. Устав ТОС, положение органа ТОС должно соответствовать требованиям, предъявляемым к учредительным документам, представляемым на регистрацию в соответствии с законодательством об общественных объединениях граждан.

14.2. Отказ в регистрации положения (устава) ТОС, органа ТОС может быть обжалован в судебном порядке.

14.3. В уставе ТОС (органа ТОС) могут быть закреплены соответствующие обязательства и функции этого общественного объединения (органа общественного объединения) по сохранению и ремонту жилищного фонда, поддержанию чистоты и порядка на данной территории, охране зеленых насаждений, водоемов, созданию детских площадок, мест отдыха, физкультурно-спортивных комплексов, сооружений и поддержанию в порядке дорог и тротуаров, колодцев, других объектов коммунального хозяйства и благоустройства, организации клубов по интересам, кружков и клубов технического и художественного творчества, спортивных кружков, ведению воспитательной работы среди детей и подростков, оказанию помощи инвалидам, престарелым, семьям военнослужащих и погибших воинов, малообеспеченным и многодетным семьям, детям, оставшимся без родителей, укреплению общественного порядка, защите прав потребителей, оказанию помощи школам, детским садам, больницам и поликлиникам, благотворительным фондам и организациям, поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ и других мест захоронения, охране памятников истории и культуры, правозащитной деятельности и другим вопросам.

Статья 15. Гарантии территориального общественного самоуправления.

15.1. Решения ТОС, принятые им в пределах своих полномочий, подлежат обязательному рассмотрению и принятию по ним мер в установленные законодательством сроки теми органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, кому они адресованы.

15.2. Юридические лица, независимо от их подчиненности и организационно-правовой формы, в обязательном порядке согласовывают с соответствующими ТОС свои мероприятия, которые по своим возможным последствиям могут ухудшить среду обитания населения данной территории или нанести ущерб интересам жителей.

15.3. Юридические лица и граждане несут перед ТОС ответственность, в том числе имущественную, возмещая в полном объеме вред, причиненный их действием или бездействием населению, окружающей среде, а также вред, нанесенный в результате невыполнения решений ТОС, в соответствии с законодательством.

15.4. ТОС имеет право предъявлять в суд заявление (иск) о признании недействительными нормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений (приказов) других юридических лиц, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на соответствующей территории, а также полномочия ТОС, в соответствии с законодательством.

Глава администрации области А.Н.Соболев Принят Курганской областной Думой № 106 от 06.11.96г.