ТГ, ВК, Дзен, enotrakoed@gmail.com

КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН Утратил силу - Закон Курганской области от 29.04.2000 г. № 307 О РЕФЕРЕНДУМЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (В редакции Законов Курганской области от 26.12.97 г. № 94;

от 02.10.98 г. № 159; от 27.09.99 г. № 249) ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Статья 1. Референдум Курганской области.

1.1. Референдум Курганской области (далее - областной референдум или референдум) - голосование граждан Российской Федерации, проживающих на территории Курганской области, по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного и общественного значения, находящимся в ведении Курганской области. Областной референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти населения Курганской области.

1.2. Решения, принятые референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Курганской области.

Статья 2. Право граждан на участие в референдуме.

2.1. Областной референдум проводится на всей территории Курганской области на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума обладает одним голосом.

2.2. Гражданин голосует на референдуме лично. Участие в референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

2.3. В областном референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Курганской области и достигший на день проведения референдума 18 лет.

2.4. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 3. Вопросы областного референдума.

3.1. Областной референдум проводится для решения населением наиболее важных вопросов жизни области.

3.2. На областной референдум могут выноситься вопросы:

3.2.1. образования, упразднения, наименования и переименования, установления и изменения границ области, определения административного центра области, изменения его наименования;

3.2.2. концепции перспективного развития области, включая создание особых зон, размещение стратегических и экологически опасных объектов на территории области;

3.2.3. о доверии областной Думе и Главе администрации области (Губернатору);

3.2.4. другие важные вопросы жизни области.

3.3. На областной референдум не могут быть вынесены вопросы:

- о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти области, о проведении досрочных выборов органов государственной власти области или об отсрочке указанных выборов;

- о формировании состава органов государственной власти области, персональном составе органов государственной власти области;

- об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;

- о принятии или об изменении областного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств области;

- о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

- находящиеся в ведении Российской Федерации, а также вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и Курганской области, за исключением случаев, когда вопрос не урегулирован Конституцией РФ, федеральным законом.

(Пункт 3.3 в редакции Закона Курганской области от 27.09.99 г. № 249) 3.4. (Исключен - Закон Курганской области от 27.09.99 г. № 249) 3.5. Формулировка вопроса, вносимого на референдум, должна обеспечивать возможность ясного, однозначного ответа на него.

3.6. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Статья 4. Обстоятельства, исключающие проведение референдума.

4.1. Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом, как на всей территории Российской Федерации, так и на территории Курганской области, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

4.2. Повторный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию и по смыслу формулировкой вопроса.

Статья 5. Законодательство о референдуме.

Законодательство о референдуме составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации", Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", настоящий закон.

ГЛАВА II. ОБЪЯВЛЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА Статья 6. Назначение референдума.

6.1. Решение о проведении областного референдума принимается Курганской областной Думой двумя третями голосов от общего числа депутатов.

Дата его проведения назначается на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня принятия решения о проведении референдума.

6.2. Проведение областного референдума не допускается в период проведения выборов Президента Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Курганской области, органов местного самоуправления.

Статья 7. Инициатива проведения референдума.

7.1. Инициатива проведения областного референдума принадлежит не менее чем одной трети депутатов от общего числа избранных в областную Думу, либо Главе администрации области (Губернатору), либо не менее одного процента жителей области, обладающих избирательным правом и собравших подписи под своим требованием в установленном законом порядке.

7.2. В период между назначением референдума и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов субъекты, упомянутые в части первой настоящей статьи, не могут выступать с инициативой о проведении нового референдума.

Статья 8. Порядок реализации инициативы граждан о проведении референдума.

8.1. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, а также общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах, созданное и зарегистрированное в порядке, установленном Федеральным законом, не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 20 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума. (В редакции Закона Курганской области от 02.10.98 г. № 159) 8.2. Инициативная группа обращается в избирательную комиссию Курганской области с ходатайством о регистрации группы.

8.3. В ходатайстве инициативной группы указываются:

8.3.1. формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум;

8.3.2. фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы.

8.4. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении референдума.

8.5. Избирательная комиссия Курганской области, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям настоящего закона, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы и выдает ей регистрационное свидетельство.

8.6. В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное постановление избирательной комиссии Курганской области. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

8.7. Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой положений Конституции Российской Федерации и настоящего закона.

8.8. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы проведения референдума. При этом ранее собранные подписи граждан не учитываются. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе, действительно в течение трех месяцев. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа.

8.9. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. В случае вынесения на референдум законопроекта лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять гражданину по первому его требованию текст этого законопроекта.

8.10. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа подсчитывает число собранных подписей, о чем составляется протокол инициативной группы.

8.11. Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные, и протокол инициативной группы передаются уполномоченными инициативной группы в избирательную комиссию Курганской области. В течение 15 дней со дня их получения избирательная комиссия Курганской области проверяет соблюдение требований настоящего закона при сборе подписей и принимает по результатам проверки постановление.

8.12. Принятое постановление избирательная комиссия Курганской области вместе со всеми поступившими документами направляет в областную Думу, одновременно информируя об этом инициативную группу.

8.13. Если в результате проверки будет установлено, что число действительных подписей меньше одного процента жителей области, обладающих избирательным правом, выносится постановление избирательной комиссии Курганской области об отказе в проведении референдума. Копия указанного постановления направляется инициативной группе, и данная инициативная группа не может выступать повторно с предложением о проведении референдума.

8.14. В случае, если избирательная комиссия Курганской области обнаружит нарушения, связанные с оформлением документов, документы возвращаются инициативной группе. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

Статья 9. Подписной лист референдума.

9.1. В листе для сбора подписей граждан в поддержку инициативы о проведении референдума (подписном листе) указываются:

9.1.1. номер регистрационного свидетельства и дата регистрации;

9.1.2. формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого для вынесения на референдум;

9.1.3. фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа гражданина, имеющего право на участие в референдуме, его подпись и дата подписи.

9.2. Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи граждан, и одного из уполномоченных инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из этих лиц.

9.3. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в Приложении к настоящему закону. Заверенный образец подписного листа выдается избирательной комиссией Курганской области инициаторам сбора подписей.

ГЛАВА III. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА.

Статья 10. Комиссии по проведению референдума.

Подготовку и проведение референдума осуществляют:

10.1. избирательная комиссия Курганской области;

10.2. территориальные (районные, городские) комиссии по проведению референдума;

10.3. участковые комиссии по проведению референдума.

Статья 11. Порядок формирования территориальной (районной, городской) комиссии по проведению референдума.

11.1. Территориальная (районная, городская) комиссия по проведению референдума формируется в составе 5-9 членов не позднее 10 дней со дня опубликования решения областной Думы о назначении референдума.

11.2. Состав территориальной комиссии назначается выборным органом местного самоуправления. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии.

11.3. При определении кандидатур в состав территориальной комиссии по проведению референдума выборный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний граждан, имеющих право на участие в референдуме, по месту работы, службы, учебы и жительства.

11.4. В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной комиссии по проведению референдума в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной комиссии производится избирательной комиссией Курганской области.

Статья 12. Порядок формирования участковой комиссии по проведению референдума.

12.1. Участковая комиссия по проведению референдума формируется в составе 5-10 членов выборным органом местного самоуправления не позднее чем за 40 дней до дня проведения референдума.

12.2. При определении кандидатур в состав участковой комиссии по проведению референдума выборный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний граждан, имеющих право на участие в референдуме, по месту работы, службы, учебы и жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии.

12.3. В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав участковой комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковой комиссии производится соответствующей территориальной комиссией по проведению референдума.

Статья 13. Полномочия избирательной комиссии Курганской области.

13.1. Избирательная комиссия Курганской области:

13.1.1. осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении референдума, обеспечивает единообразное применение настоящего закона;

13.1.2. руководит деятельностью комиссий по проведению референдума;

13.1.3. рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий по проведению референдума и принимает по ним мотивированные решения;

13.1.4. издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего закона, обязательные для всех комиссий по проведению референдума;

13.1.5. заслушивает сообщения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума;

13.1.6. распределяет денежные средства, выделенные из областного бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума, на обеспечение деятельности комиссий по проведению референдума на срок их полномочий, контролирует целевое использование указанных денежных средств;

13.1.7. контролирует обеспечение комиссий по проведению референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения референдума;

13.1.8. устанавливает формы бюллетеня для голосования на референдуме, списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, и других документов референдума;

13.1.9. утверждает текст бюллетеня для голосования на референдуме, при этом формулировка выносимого на референдум вопроса должна полностью совпадать с соответствующей формулировкой в подписном листе референдума;

13.1.10. утверждает образцы печатей комиссий по проведению референдума, порядок пересылки и хранения документов референдума;

13.1.11. обеспечивает не позднее чем за 45 дней до дня проведения референдума опубликование в целях обсуждения текста законопроекта, вынесенного на референдум, и текста действующего закона, который предлагается отменить или изменить;

13.1.12. содействует средствам массовой информации в проведении мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса, вынесенного на референдум;

13.1.13. контролирует своевременность и правильность составления списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, и предоставление этих списков для ознакомления граждан;

13.1.14. обеспечивает изготовление бюллетеней для голосования и снабжения ими территориальных комиссий по проведению референдума;

13.1.15. устанавливает единую нумерацию участков референдума на территории Курганской области;

13.1.16. устанавливает единый порядок обработки итогов голосования на референдуме;

13.1.17. определяет результаты референдума и публикует (обнародует) их в средствах массовой информации, обеспечивает передачу в соответствующие архивные учреждения документации, связанной с подготовкой и проведением референдума;

13.1.18. осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом.

13.2. Срок полномочий избирательной комиссии Курганской области 4 года со дня ее формирования.

В случае истечения срока полномочий избирательной комиссии Курганской области во время подготовки и проведения референдума, полномочия избирательной комиссии Курганской области сохраняются вплоть до официального опубликования (обнародования) результатов голосования и принятого на референдуме решения.

Статья 14. Полномочия территориальной (районной, городской) комиссии по проведению референдума.

14.1. Территориальная (районная, городская) комиссия по проведению референдума:

14.1.1. осуществляет контроль за подготовкой и проведением референдума на соответствующей территории, информирует население об адресах и номерах телефонов участковых комиссий по проведению референдума;

14.1.2. координирует работу участковых комиссий по проведению референдума на соответствующей территории, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) этих комиссий и принимает мотивированные решения;

14.1.3. распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение референдума, и распределяет их между участковыми комиссиями по проведению референдума;

14.1.4. организует доставку бюллетеней для голосования и иных документов участковым комиссиям по проведению референдума;

14.1.5. оказывает организационно-техническую помощь участковым комиссиям по проведению референдума в организации голосования на участках референдума;

14.1.6. устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, сообщает их средствам массовой информации и передает протокол об итогах голосования в избирательную комиссию Курганской области;

14.1.7. обеспечивает передачу документации, связанной с подготовкой и проведением референдума, в архивное учреждение Курганской области;

14.1.8. осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом.

14.2. Полномочия территориальной комиссии по проведению референдума прекращаются по истечении 45 дней после официального опубликования (обнародования) результатов референдума.

Статья 15. Полномочия участковой комиссии по проведению референдума.

15.1. Участковая комиссия по проведению референдума:

15.1.1. оповещает население об адресе и о номере телефона участковой комиссии по проведению референдума, времени ее работы, а также о дне и месте проведения голосования;

15.1.2. составляет и уточняет список граждан, имеющих право на участие в референдуме, по участку референдума;

15.1.3. проводит ознакомление граждан со списком граждан, имеющих право на участие в референдуме, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в указанном списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений и дополнений;

15.1.4. обеспечивает подготовку и надлежащее оборудование помещения для проведения голосования;

15.1.5. контролирует соблюдение на территории участка референдума правил размещения агитационных материалов;

15.1.6. организует голосование на участке референдума;

15.1.7. производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования по участку референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию по проведению референдума;

15.1.8. рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона и принимает по ним мотивированные решения;

15.1.9. распоряжается денежными средствами, выделенными ей территориальной комиссией по проведению референдума на подготовку и проведение референдума;

15.1.10. осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом.

15.2. Полномочия участковой комиссии по проведению референдума прекращаются не позднее 10 дней после официального опубликования (обнародования) результатов референдума.

Статья 16. Статус членов комиссий по проведению референдума.

16.1. Члены избирательной комиссии Курганской области, а так же члены территориальных и участковых комиссий по проведению референдума имеют право решающего голоса и обязаны присутствовать на всех заседаниях соответствующих комиссий по проведению референдума.

16.2. Члены комиссий по проведению референдума как с правом решающего, так и совещательного голоса:

16.2.1. заблаговременно извещаются о заседаниях комиссии;

16.2.2. вправе выступать на заседаниях комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии, и требовать проведения по ним голосования;

16.2.3. вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

16.2.4. вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих комиссий и получать заверенные копии этих документов.

16.3. Члены комиссии с правом совещательного голоса вправе присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола об итогах голосования и при иных действиях, осуществляемых комиссией;

16.4. При принятии решения комиссией члены комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.

16.5. Член комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях:

16.5.1. подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;

16.5.2. утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации;

16.5.3. вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии;

16.5.4. признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим.

16.6. Члену комиссии по проведению референдума с правом решающего голоса, освобожденному во время подготовки и проведения референдума от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение референдума. В течение срока своих полномочий он не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу.

16.7. Член комиссии по проведению референдума с правом решающего голоса во время подготовки и проведения референдума не может быть привлечен без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности или подвергнут административному взысканию, налагаемому в судебном порядке.

16.8. Инициативная группа, указанная в части первой статьи 8 настоящего закона, после опубликования решения областной Думы о назначении референдума вправе назначить одного члена избирательной комиссии Курганской области с правом совещательного голоса. Та же инициативная группа после формирования территориальных и участковых комиссий по проведению референдума вправе назначить по одному члену соответствующей комиссии с правом совещательного голоса.

16.9. Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 10 дней после официального опубликования (обнародования) результатов референдума.

Статья 17. Гласность в деятельности комиссий по проведению референдума.

17.1. Решения комиссий по проведению референдума публикуются в печати и передаются другим средствам массовой информации.

17.2. На заседаниях комиссий вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы, зарегистрированной в соответствии со статьей 8 настоящего закона, и представители средств массовой информации.

17.3. В день проведения референдума в помещениях участков референдума с момента начала работы участковой комиссии и до окончания оформления документов об итогах голосования на участках референдума вправе присутствовать наблюдатели, направленные инициативной группой, общественными объединениями, а также представители средств массовой информации.

17.4. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме общественным объединением или инициативной группой с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства наблюдателя, а также номера нахождения участка референдума, на который он направляется. Полномочия наблюдателя действительны только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа.

17.5. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя на участок референдума не требуется.

17.6. Наблюдатель вправе:

17.6.1. знакомиться со списками граждан, имеющих право на участие в референдуме;

17.6.2. присутствовать при голосовании граждан, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам голосуют вне участка референдума;

17.6.3. присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования;

17.6.4. обращаться в участковую комиссию по проведению референдума с предложениями и замечаниями;

17.6.5. обжаловать действия (бездействие) участковой комиссии по проведению референдума в территориальную комиссию по проведению референдума.

17.7. Предложения и замечания наблюдателей рассматриваются председателем участковой комиссии, а при необходимости - на заседании участковой комиссии. Вмешательство наблюдателей в действия комиссии по проведению референдума не допускается.

Статья 18. Организация деятельности комиссий по проведению референдума.

18.1. Избирательная комиссия Курганской области не позднее трех дней со дня опубликования решения областной Думы о назначении референдума проводит свое первое заседание по вопросам, связанным с областным референдумом.

Территориальные и участковые комиссии по проведению референдума проводят свои первые заседания не позднее двух дней с момента их формирования.

18.2. Деятельность комиссий по проведению референдума осуществляется на основе коллегиальности. Заседание комиссии по проведению референдума является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса.

Заседание избирательной комиссии Курганской области является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов комиссии с правом решающего голоса.

18.3. При принятии решения комиссией по проведению референдума в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя комиссии является решающим.

18.4. Решения избирательной комиссии Курганской области по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения референдума, об определении результатов референдума, о признании референдума несостоявшимся или о признании итогов голосования на отдельных участках референдума недействительными принимаются на заседании избирательной комиссии Курганской области большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Решения других комиссий по проведению референдума об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения референдума, об установлении итогов голосования на участке референдума также принимаются большинством голосов от общего числа членов комиссий по проведению референдума с правом решающего голоса.

18.5. Решения комиссий по проведению референдума по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии по проведению референдума с правом решающего голоса. Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии.

18.6. Члены комиссии по проведению референдума, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии не позднее чем в течение трех дней, а за три дня до дня проведения референдума и в день проведения референдума - немедленно.

18.7. Решения комиссии по проведению референдума, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также для нижестоящих комиссий по проведению референдума.

18.8. Заседание комиссии по проведению референдума созывается и проводится председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание комиссии по проведению референдума проводится также по требованию не менее трети членов комиссии с правом решающего голоса.

18.9. На заседании комиссии по проведению референдума при рассмотрении жалобы (заявления) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.

Статья 19. Содействие деятельности комиссий по проведению референдума.

Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям по проведению референдума содействие в реализации их полномочий, в том числе в предоставлении необходимых для проведения референдума помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также предоставлять сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий по проведению референдума в течение пяти дней, а за пять дней до дня проведения референдума и в день проведения референдума - немедленно.

Статья 20. Обжалование решений и действий комиссий по проведению референдума.

20.1. Решения и действия (бездействие) избирательной комиссии Курганской области и ее должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

20.2. Решения и действия (бездействие) комиссий по проведению референдума и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию или в соответствующий суд. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию не является обязательным условием для обращения в соответствующий суд.

20.3. Решения нижестоящей комиссии по проведению референдума могут быть отменены, а ее действия могут быть приостановлены вышестоящей комиссией. При этом вышестоящая комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления).

20.4. Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в избирательную комиссию Курганской области в ходе подготовки референдума, принимаются в течение пяти дней с момента поступления жалобы (заявления) в комиссию, а за пять дней до дня проведения референдума и в день проведения референдума - немедленно.

Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в комиссию по проведению референдума в ходе подготовки референдума, принимаются в течение трех дней с момента поступления жалобы (заявления) в комиссию, а за три дня до дня проведения референдума и в день проведения референдума - немедленно.

20.5. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах (заявлениях), требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются в течение 10 дней.

Статья 21. Образование участков референдума.

21.1. Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме, образуются участки референдума.

21.2. Участки референдума образуют главы муниципальных образований по согласованию с соответствующей территориальной комиссией по проведению референдума не позднее чем за 45 дней до дня проведения референдума с учетом административно-территориального деления и местных условий в целях создания максимальных удобств для граждан, имеющих право на участие в референдуме, из расчета не более 3000 граждан на каждый участок референдума.

21.3. В санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания граждан, имеющих право на участие в референдуме, могут образовываться участки референдума в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня проведения референдума.

21.4. Военнослужащие голосуют на общих участках референдума. В порядке исключения допускается образование участков референдума в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах. В этих случаях участки референдума образуют командиры воинских частей по решению избирательной комиссии Курганской области. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам участковой комиссии по проведению референдума, наблюдателям по предъявлении соответствующего удостоверения о полномочиях и паспорта или заменяющего его документа.

21.5. Списки участков референдума с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых комиссий по проведению референдума подлежат обязательному опубликованию не позднее чем за 35 дней до дня проведения референдума.

Статья 22. Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме.

22.1. Список граждан, имеющих право на участие в референдуме, по участку референдума составляется участковой комиссией по проведению референдума на основании данных, представляемых по установленной форме главой муниципального образования. Данные о гражданах, имеющих право на участие в референдуме, глава муниципального образования направляет в участковую комиссию по проведению референдума не позднее чем за 40 дней до дня проведения референдума.

22.2. Список составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, а также на основе адресов граждан). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства гражданина.

22.3. Список военнослужащих, членов их семей и других граждан, если они проживают в пределах расположения воинской части, составляется на основании данных, представляемых командиром воинской части в срок, установленный частью первой настоящей статьи.

Военнослужащие, проживающие вне пределов расположения воинской части, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях.

22.4. Списки граждан, которые в день проведения референдума будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания, составляются на основании данных, предоставляемых руководителями указанных учреждений.

22.5. Список граждан, имеющих право на участие в референдуме, составляется в двух экземплярах по форме, утверждаемой избирательной комиссией Курганской области, и подписывается председателем участковой комиссии по проведению референдума и ее секретарем. Один экземпляр списка граждан, имеющих право на участие в референдуме, остается в участковой комиссии, а второй экземпляр передается в соответствующую территориальную комиссию по проведению референдума не позднее чем за 16 дней до дня проведения референдума.

Статья 23. Порядок включения в списки граждан, имеющих право на участие в референдуме.

23.1. В списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, включаются граждане в соответствии со статьей 2 настоящего закона.

23.2. Основанием для включения гражданина в список по конкретному участку референдума является факт его постоянного проживания на территории данного участка референдума, устанавливаемый в соответствии с федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства на территории Российской Федерации.

23.3. Гражданин может быть включен в список только на одном участке референдума.

23.4. Граждане, имеющие право на участие в референдуме, находящиеся в день проведения референдума в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания, включаются в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, по месту их пребывания.

23.5. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, имеющие право на участие в референдуме и проживающие в общежитиях, включаются в список по участку референдума по месту нахождения общежития.

23.6. Граждане, имеющие право на участие в референдуме, но поселившиеся на территории участка референдума после представления списка для всеобщего ознакомления, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список, дополнительно включаются участковой комиссией по проведению референдума в указанный список на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного участка референдума.

Статья 24. Ознакомление со списком граждан, имеющих право на участие в референдуме.

24.1. Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня проведения референдума.

24.2. Каждому гражданину предоставляется право заявить в участковую комиссию по проведению референдума о невключении его в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, а также о любой ошибке или неточности в указанном списке.

24.3. Участковая комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку или неточность, либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов принятого решения. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до дня проведения референдума и в день проведения референдума - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке производится участковой комиссией немедленно.

24.4. Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, после начала подсчета голосов запрещается.

Статья 25. Финансовое обеспечение проведения референдума.

25.1. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума, осуществляется за счет средств областного бюджета, за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом.

25.2. Выделенные денежные средства поступают в распоряжение избирательной комиссии Курганской области и распределяются ею между территориальными комиссиями по проведению референдума.

Территориальная комиссия по проведению референдума распределяет выделенные денежные средства между участковыми комиссиями по проведению референдума.

25.3. В случае, если финансирование подготовки и проведения референдума не было предусмотрено в областном бюджете, данные расходы оплачиваются за счет кредитов Сберегательного банка Курганской области, покрываемых за счет средств областного бюджета.

25.4. Порядок перечисления денежных средств комиссиям по проведению референдума устанавливается избирательной комиссией Курганской области.

25.5. Председатели комиссий по проведению референдума распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по проведению референдума по финансовым вопросам.

25.6. Неизрасходованные бюджетные средства не позднее чем через 60 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума перечисляются избирательной комиссией Курганской области в областной бюджет. Одновременно финансовому управлению области представляется финансовый отчет о расходовании средств областного бюджета.

25.7. Порядок учета поступления и расходования бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение референдума, а также формы финансового отчета комиссий по проведению референдума о поступлении и расходовании средств устанавливаются избирательной комиссией Курганской области в соответствии с областным законодательством.

25.8. Участковые комиссии по проведению референдума представляют территориальным комиссиям по проведению референдума финансовые отчеты не позднее чем через 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума.

Территориальные комиссии по проведению референдума представляют финансовые отчеты избирательной комиссии Курганской области не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума.

Избирательная комиссия Курганской области представляет финансовый отчет о расходовании средств областного бюджета областной Думе не позднее чем через 60 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума.

25.9. Указанный финансовый отчет должен быть опубликован в средствах массовой информации не позднее чем через месяц со дня его представления областной Думе.

Статья 26. Агитация по вопросам, вынесенным на референдум.

26.1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию "за" или "против" проведения референдума, "за" или "против" участия в референдуме, "за" или "против" законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум.

26.2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

26.3. Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы:

26.3.1. органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей;

26.3.2. воинским частям, военным учреждениям и организациям;

26.3.3. благотворительным организациям и религиозным объединениям;

26.3.4. членам комиссий по проведению референдума.

26.4. Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню проведения референдума. В день проведения референдума и в предшествующий ему день агитация запрещается.

26.5. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений комиссий по проведению референдума, сохраняются на прежних местах.

26.6. Агитация, предусмотренная частью первой настоящей статьи, может проводиться:

26.6.1. через средства массовой информации;

26.6.2. путем проведения различных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных мероприятий);

26.6.3. путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов;

26.6.4. в иных не запрещенных законом формах.

26.7. Запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств.

26.8. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск.

26.9. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Комиссии по проведению референдума, поставленные в известность о распространении анонимных или подложных агитационных материалов либо об иных нарушениях установленного порядка проведения агитации, вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности.

26.10. Вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях комиссий по проведению референдума и в помещениях участков референдума запрещается.

26.11. Инструкция о порядке предоставления эфирного времени для агитации "за" или "против" вынесенного на референдум вопроса на каналах государственных телерадиокомпаний издается избирательной комиссией Курганской области при обязательном рассмотрении предложений инициативных групп.

26.12. Средства массовой информации, одним из учредителей которых являются государственные органы, предприятия, учреждения и организации либо которые финансируются полностью или частично за счет государственных средств или средств местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для агитации "за" или "против" вопроса, вынесенного на референдум.

ГЛАВА IV. ГОЛОСОВАНИЕ НА РЕФЕРЕНДУМЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ Статья 27. Помещение для голосования.

27.1. Помещение для голосования предоставляется в распоряжение участковой комиссии по проведению референдума главой муниципального образования.

27.2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования, либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты. Кабины, специально оборудованные места либо комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями. Применение карандашей при заполнении бюллетеней для голосования на референдуме не допускается.

27.3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполнения бюллетеней для голосования как "за", так и "против" вопроса, вынесенного на референдум, а если на референдум вынесен проект закона, то на стенд помещаются текст этого проекта и текст действующего закона, который предлагается отменить или изменить.

Статья 28. Бюллетень для голосования.

28.1. В бюллетене для голосования точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты.

28.2. При вынесении на референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень для голосования, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями.

Альтернативные редакции какой-либо статьи проекта закона также последовательно нумеруются.

28.3. Бюллетень для голосования должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.

28.4. Текст проекта закона и текст действующего закона, который предлагается отменить или изменить, вывешиваются в помещении каждого участка референдума для всеобщего ознакомления.

28.5. В случае проведения областного референдума в один день с местным референдумом, бюллетени для голосования изготавливаются на бумаге разных цветов либо каждый из бюллетеней имеет иной отличительный знак.

28.6. Форма и текст бюллетеня для голосования утверждаются избирательной комиссией Курганской области не позднее чем за 28 дней до дня проведения референдума. Бюллетени для голосования печатаются не позднее чем за 20 дней до дня проведения референдума по распоряжению избирательной комиссии Курганской области.

28.7. Территориальные комиссии по проведению референдума получают от избирательной комиссии Курганской области бюллетени для голосования не позднее чем за 15 дней до дня проведения референдума.

Участковые комиссии по проведению референдума получают от территориальных комиссий по проведению референдума бюллетени для голосования не позднее чем за 3 дня до дня проведения референдума.

28.8. По каждому участку референдума число бюллетеней для голосования не может превышать более чем на полпроцента число зарегистрированных граждан, имеющих право на участие в референдуме, на данном участке референдума.

28.9. В правом верхнем углу бюллетеня для голосования ставятся подписи двух членов участковой комиссии по проведению референдума, которые заверяются печатью участковой комиссии. Не заверенные участковой комиссией по проведению референдума бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.

Статья 29. Порядок голосования на референдуме.

29.1. На всех участках референдума голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия по проведению референдума оповещает граждан не позднее чем за 20 дней до дня проведения референдума.

29.2. На участках референдума, образованных в воинских частях в отдаленных и труднодоступных районах, участковая комиссия по проведению референдума может объявить голосование законченным ранее 22 часов по местному времени, если проголосовали все граждане, имеющие право на участие в референдуме, включенные в список.

29.3. Если за 15 дней до дня проведения референдума гражданин, включенный в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, обнаружит, что не будет иметь возможности прибыть в день проведения референдума в помещение того участка референдума, где он включен в список, он вправе проголосовать досрочно, заполнив бюллетень в помещении территориальной (за 15-4 дня до дня проведения референдума), участковой (за 3-1 день до дня проведения референдума) комиссии по проведению референдума так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. При получении бюллетеня для голосования гражданин расписывается в списке лиц, имеющих право на участие в референдуме с указанием даты получения. На обороте его бюллетеня ставится печать соответствующей комиссии по проведению референдума.

Заполненный бюллетень гражданин помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену комиссии по проведению референдума. На месте склейки на конверте ставится печать комиссии по проведению референдума либо подписи двух ее членов. Территориальные комиссии по проведению референдума передают списки проголосовавших досрочно и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую комиссию по проведению референдума одновременно с передачей бюллетеней. Участковая комиссия по проведению референдума отмечает в своем списке проголосовавших таким образом граждан.

29.4. В 8 часов по местному времени в день проведения референдума председатель участковой комиссии по проведению референдума объявляет участок референдума открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и присутствующим в помещении для голосования гражданам все ящики для голосования, которые затем опечатываются. Председатель участковой комиссии по проведению референдума вскрывает конверты, оставленные досрочно проголосовавшими, достает заполненные бюллетени и опускает их в ящики для голосования, после чего приглашает граждан, имеющих право на участие в референдуме, приступить к голосованию.

29.5. При получении бюллетеня для голосования гражданин проставляет в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия гражданина либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его документа могут быть проставлены в списке членом участковой комиссии с правом решающего голоса.

Гражданин проверяет правильность произведенной записи и расписывается.

29.6. В случае, если гражданин, имеющий право на участие в референдуме, не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов комиссий по проведению референдума и наблюдателей. Лицо, оказавшее гражданину помощь, указывает свои фамилию, имя, отчество и расписывается в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, в графе "Подпись гражданина о получении бюллетеня для голосования".

29.7. Каждый гражданин, имеющий право на участие в референдуме, голосует лично. Голосование за других лиц не допускается.

29.8. Заполнение бюллетеня для голосования производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого гражданина. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень для голосования, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением членов комиссии по проведению референдума и наблюдателей.

29.9. Если гражданин голосует за принятие вынесенного на референдум вопроса, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "за". Если гражданин голосует против вынесенного на референдум вопроса, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "против".

29.10. Заполненный бюллетень для голосования гражданин, имеющий право на участие в референдуме, опускает в ящик для голосования.

Ящики для голосования должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии по проведению референдума и наблюдателей.

29.11. Участковая комиссия по проведению референдума обязана обеспечить возможность участия в голосовании всем гражданам, имеющим право на участие в референдуме, в том числе гражданам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть для голосования на участок референдума и сделали по этому поводу заявление в устной или письменной форме. В этих целях на участке референдума должно быть необходимое количество переносных ящиков для голосования. Количество переносных ящиков для голосования определяется решением участковой комиссии по проведению референдума.

Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка референдума должно быть подтверждено гражданином в письменной форме по прибытии к нему членов участковой комиссии по проведению референдума. Членам участковой комиссии по проведению референдума, выезжающим по заявлениям о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка референдума, выдаются бюллетени для голосования, в получении которых они расписываются, в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений, а также число использованных и возвращенных бюллетеней для голосования указывается в отдельном акте. Одновременно в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, делается отметка о том, что гражданин проголосовал вне помещения участка референдума. При проведении голосования вне помещения участка референдума вправе присутствовать наблюдатели. По возвращении членов участковой комиссии по проведению референдума в помещение участка референдума переносной ящик для голосования не вскрывается до начала подсчета голосов. Организация голосования вне помещения участка референдума должна исключать возможность нарушения права гражданина на участие в референдуме, а равно возможность искажения его волеизъявления.

29.12. Председатель участковой комиссии по проведению референдума следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой комиссии его заменяет заместитель председателя участковой комиссии, а при отсутствии последнего - секретарь или иной член участковой комиссии, уполномоченный комиссией.

29.13. Член участковой комиссии по проведению референдума отстраняется от участия в работе комиссии, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения участка референдума в случае, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление гражданина. Решение об этом принимается участковой комиссией.

29.14. В случае, если гражданин, имеющий право на участие в референдуме, считает, что при заполнении бюллетеня для голосования совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень для голосования, с просьбой выдать ему новый бюллетень для голосования взамен испорченного. Член участковой комиссии выдает гражданину новый бюллетень для голосования, делая при этом соответствующую отметку в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, рядом с фамилией указанного гражданина.

Испорченный бюллетень для голосования погашается, о чем составляется отдельный акт.

Статья 30. Подсчет голосов граждан, принявших участие в референдуме, участковой комиссией по проведению референдума.

30.1. По истечении времени голосования на референдуме председатель участковой комиссии по проведению референдума объявляет о том, что получить бюллетени для голосования и проголосовать могут только граждане, уже находящиеся в помещении для голосования.

30.2. Перед вскрытием ящиков для голосования члены участковой комиссии в присутствии наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени для голосования. Число этих бюллетеней оглашается и заносится в протокол участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования, после чего председатель участковой комиссии проверяет сохранность печатей или пломб на ящиках для голосования, предлагает удостовериться в их сохранности членам участковой комиссии и наблюдателям и вскрывает ящики для голосования. Вскрытие ящиков для голосования осуществляется поочередно - вначале переносных ящиков для голосования, затем стационарных ящиков для голосования.

30.3. Вначале производится подсчет бюллетеней для голосования, находившихся в переносных ящиках для голосования. Число бюллетеней для голосования, находившихся в переносных ящиках для голосования, не должно превышать число подтверждений в письменной форме граждан о проведении голосования вне помещения участка референдума.

30.4. В случае обнаружения в переносном ящике для голосования большего числа бюллетеней для голосования, чем число подтверждений в письменной форме граждан, все бюллетени, находившиеся в переносном ящике для голосования, признаются недействительными решением участковой комиссии по проведению референдума.

30.5. Этот факт с указанием фамилий членов участковой комиссии по проведению референдума, обеспечивавших проведение голосования вне помещения участка референдума, отражается в акте, который прилагается к протоколу участковой комиссии об итогах голосования.

30.6. При подсчете голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме, прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные участковой комиссией по проведению референдума, и недействительные бюллетени для голосования. Недействительными считаются бюллетени для голосования, по которым невозможно установить волеизъявление гражданина, в частности такие, в которых знак "плюс" или любой иной знак проставлен в двух квадратах или не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения в недействительности бюллетеней для голосования участковая комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании бюллетеня для голосования недействительным участковая комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности данного бюллетеня. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой комиссии.

Недействительные бюллетени для голосования хранятся упакованными отдельно от других бюллетеней.

30.7. Подсчет голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме, должен проводиться непосредственно членами участковой комиссии по проведению референдума с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.

30.8. Участковая комиссия по проведению референдума составляет протокол об итогах голосования.

30.9. В протокол об итогах голосования по участку референдума вносятся следующие данные:

30.9.1. число граждан, имеющих право на участие в референдуме, зарегистрированных по участку референдума, включая граждан, внесенных в список дополнительно;

30.9.2. число бюллетеней для голосования, полученных участковой комиссией;

30.9.3. число бюллетеней для голосования, выданных гражданам в помещении участка референдума;

30.9.4. число бюллетеней для голосования, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещения участка референдума;

30.9.5. число погашенных бюллетеней для голосования;

30.9.6. число бюллетеней для голосования, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);

30.9.7. число бюллетеней для голосования, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);

30.9.8. число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней неустановленной формы;

30.9.9. число действительных бюллетеней для голосования;

30.9.10. число бюллетеней для голосования, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования, не содержащих отметок ни по одной из позиций);

30.9.11. число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на референдум;

30.9.12. число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на референдум.

30.10. В случае вынесения на референдум альтернативных вариантов решения вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных против всех вариантов.

30.11. Протокол участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой комиссии и наблюдателей и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии. Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона, поступившие в участковую комиссию в день проведения референдума, а также принятые по ним решения участковой комиссии.

Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола.

30.12. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов либо проводилось более одного референдума, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производятся отдельно.

30.13. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования, а также при сомнении в правильности составления указанного протокола вышестоящая комиссия по проведению референдума вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей участковой комиссией.

Повторный подсчет голосов граждан проводится участковой комиссией в присутствии не менее трех членов вышестоящей комиссии по проведении референдума.

30.14. Первый экземпляр протокола участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую территориальную комиссию по проведению референдума.

Второй экземпляр протокола участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования вместе с опечатанными бюллетенями для голосования, со списками членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от инициативной группы, общественных объединений, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов, хранится у секретаря участковой комиссии до окончания ее работы.

Третий экземпляр протокола участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования предоставляется для ознакомления членам участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации.

Статья 31. Установление итогов голосования территориальной комиссией по проведению референдума.

31.1. На основании протоколов участковых комиссий по проведению референдума об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных территориальная комиссия по проведению референдума не позднее чем через три дня со дня проведения референдума устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены территориальной комиссии с правом решающего голоса.

31.2. Территориальная комиссия по проведению референдума составляет протокол об итогах голосования, в который заносятся данные о числе участковых комиссий на соответствующей территории и числе протоколов участковых комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования по соответствующей территории, суммарные данные протоколов участковых комиссий, установленные пунктом 30.9 настоящего закона, а также общее число бюллетеней, полученных соответствующей комиссией от избирательной комиссии Курганской области.

31.3. Протокол территориальной комиссии по проведению референдума об итогах голосования по соответствующей территории составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами территориальной комиссии. К протоколу в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых комиссий по соответствующей территории. Член территориальной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушение настоящего закона, поступившие в территориальную комиссию по проведению референдума, а также принятые по ним решения территориальной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола.

31.4. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе территориальной комиссии по проведению референдума об итогах голосования по соответствующей территории, а также при сомнении в правильности составления указанного протокола избирательная комиссия Курганской области вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей территориальной комиссией. Повторный подсчет голосов проводится территориальной комиссией в присутствии не менее трех членов избирательной комиссии Курганской области.

31.5. Первый экземпляр протокола территориальной комиссии по проведению референдума об итогах голосования по соответствующей территории после его подписания и сводная таблица незамедлительно направляются в избирательную комиссию Курганской области.

Второй экземпляр протокола территориальной комиссии по проведению референдума об итогах голосования по соответствующей территории и сводная таблица вместе с протоколами участковых комиссий по проведению референдума, со списками членов территориальной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от инициативной группы, общественных объединений, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении итогов голосования по соответствующей территории и составлении протокола, хранятся у секретаря территориальной комиссии до окончания ее работы.

Третий экземпляр протокола территориальной комиссии по проведению референдума об итогах голосования по соответствующей территории и сводная таблица предоставляются для ознакомления членам территориальной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации.

Статья 32. Определение результатов областного референдума.

32.1. На основании протоколов территориальных комиссий по проведению референдума, путем суммирования содержащихся в них данных, избирательная комиссия Курганской области не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет результаты референдума.

Суммирование содержащихся в протоколах данных осуществляют непосредственно члены избирательной комиссии Курганской области с правом решающего голоса.

32.2. Областной референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме.

32.3. Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования.

32.4. Решение областного референдума считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными.

32.5. Постановлением избирательной комиссии Курганской области результаты голосования на отдельных участках референдума могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений настоящего закона, существенно повлиявших на итоги голосования. В этом случае избирательная комиссия Курганской области вправе поручить соответствующим комиссиям по проведению референдума провести повторное голосование не позднее 15 дней со дня официального опубликования (обнародования) постановления избирательной комиссии Курганской области.

32.6. Избирательная комиссия Курганской области составляет протокол о результатах областного референдума, который подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии Курганской области с правом решающего голоса и в который вносятся следующие данные:

32.6.1. число территориальных комиссий по проведению референдума;

32.6.2. число протоколов территориальных комиссий по проведению референдума об итогах голосования, на основании которых составляется протокол избирательной комиссии Курганской области;

32.6.3. число граждан, имеющих право на участие в референдуме;

32.6.4. число бюллетеней для голосования, полученных участковыми комиссиями по проведению референдума;

32.6.5. число бюллетеней для голосования, выданных гражданам на участках референдума;

32.6.6. число бюллетеней для голосования, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещений участков референдума;

32.6.7. число погашенных бюллетеней для голосования;

32.6.8. число бюллетеней для голосования, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);

32.6.9. число бюллетеней для голосования, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);

32.6.10. число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней неустановленной формы;

32.6.11. число действительных бюллетеней для голосования;

32.6.12. число бюллетеней для голосования, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования, не содержащих отметок ни по одной из позиций);

32.6.13. число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на областной референдум;

32.6.14. число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на областной референдум.

32.7. В случае вынесения на референдум альтернативных вариантов вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных против всех вариантов.

32.8. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов либо проводилось более одного референдума, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производятся отдельно.

32.9. Член избирательной комиссии Курганской области, не согласный с протоколом избирательной комиссии Курганской области о результатах областного референдума в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

32.10. К протоколу избирательной комиссии Курганской области о результатах областного референдума в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых комиссий по проведению референдума.

Статья 33. Опубликование (обнародование) и вступление в силу решения, принятого на областном референдуме.

33.1. Принятое на областном референдуме решение и итоги голосования в целом по Курганской области подлежат официальному опубликованию (обнародованию) избирательной комиссией Курганской области не позднее трех дней после определения результатов областного референдума.

33.2. Избирательная комиссия Курганской области публикует в средствах массовой информации данные протоколов всех территориальных и участковых комиссий по проведению референдума об итогах голосования не позднее чем через месяц со дня проведения референдума.

33.3. Принятое на областном референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования) избирательной комиссией Курганской области, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на областном референдуме.

Статья 34. Юридическая сила решения, принятого на областном референдуме.

34.1. Решение, принятое на областном референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

34.2. Решение, принятое на областном референдуме, действует на всей территории Курганской области, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом областном референдуме.

34.3. Если для реализации решения, принятого на областном референдуме, требуется издание дополнительного правового акта Курганской областной Думой, она обязана в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на областном референдуме, определить срок подготовки данного правового акта.

Статья 35. Хранение документации областного референдума.

35.1. Документация участковых комиссий по проведению референдума, включая бюллетени для голосования, передается в соответствующие территориальные комиссии по проведению референдума не позднее 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума.

35.2. Территориальные комиссии по проведению референдума по окончании своей работы сдают всю документацию на постоянное хранение в архивное учреждение Курганской области.

По истечении двух лет после официального опубликования (обнародования) результатов референдума бюллетени для голосования уничтожаются, о чем составляется акт по форме, утверждаемой избирательной комиссией Курганской области.

35.3. Документация избирательной комиссии Курганской области сдается на постоянное хранение в архивное учреждение Курганской области через год со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума.

ГЛАВА V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕФЕРЕНДУМЕ Статья 36. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме.

Лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином его права на участие в референдуме путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы применения, подлога документов референдума, заведомо неправильного подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме, или иным путем, либо препятствующие работе комиссий по проведению референдума и работе членов комиссий, а также законной деятельности инициативной группы, наблюдателей или условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению решения, принятого на референдуме, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

ГЛАВА VI . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Статья 37. Вступление в силу настоящего закона.

Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации области А.Н.Соболев Принят Курганской областной Думой № 68 от 22.07.96г.

Приложение ПОДПИСНОЙ ЛИСТ РЕФЕРЕНДУМА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ___________________________________________________________________ (наименование общественного объединения, образовавшего инициативную группу; заполняется в соответствующем случае) +-------------------------------------------------------------------+ ¦ Номер регистрационного свидетельства ¦ Дата регистрации ¦ +---------------------------------------------+---------------------¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------------------------------------------+ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу о проведении областного референдума с формулировкой вопроса (вопросов):

___________________________________________________________________ _________________________________ +-------------------------------------------------------------------+ ¦№№ ¦Фамилия, имя,¦ Дата ¦Адрес ¦Серия и номер¦Дата ¦Подпись¦ ¦п/п¦отчество ¦рождения¦места ¦паспорта или ¦подписи¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦жительства¦заменяющего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦его документа¦ ¦ ¦ +---+-------------+--------+----------+-------------+-------+-------¦ ¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+-------------+--------+----------+-------------+-------+-------¦ ¦2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+-------------+--------+----------+-------------+-------+-------¦ ¦10.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------------------------------------------+ Подписной лист удостоверяю:___________________________________ ___________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) ___________________________________ (подпись и дата) Уполномоченный инициативной группы:___________________________ ___________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа уполномоченного инициативной группы) __________________________________ (подпись и дата)