ПОСТАНОВЛЕНИЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ Отчет о работе председателя Курской областной Думы за период с 22 января 1997 года по настоящее время Курская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Отчет о работе председателя Курской областной Думы Черных Виктора Дмитриевича за период с 22 января 1997 года по 6 июня 2000 года направить депутатам областной Думы.

2. Материалы об отчете председателя областной Думы опубликовать в средствах массовой информации.

3. Hастоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель областной Думы В.Д. Черных г. Курск "6" июня 2000 г.

№ 584-П ОД ОТЧЕТ председателя областной Думы В.Д. Черных о работе Курской областной Думы второго созыва за период с января 1997 по май 2000 г.

Уважаемые депутаты! Немногим более полугода осталось до завершения работы Курской областной Думы второго созыва.

Мы полагали на заключительном этапе работы областной Думы заслушать доклад председателя областной Думы об итогах четырех лет нашей работы, отчитаться перед избирателями о деятельности законодательного органа власти области.

Поэтому сегодня в повестку дня заседания областной Думы внесен этот вопрос. Прошло около трех с половиной лет со дня выборов депутатов областной Думы второго созыва. Это было время напряженной работы законодателей, которую следует сегодня осмыслить и объективно оценить.

Это тем более важно, что со стороны влиятельных сил, которые действуют у нас, работа областной Думы преподносится в искаженном виде, прилагаются усилия по дискредитации самой законодательной власти.

Уверен, что присутствующие на заседании депутаты областной Думы поддержат меня в том, что наши избиратели имеют право на получение более полной и объективной информации о деятельности областной Думы. Разрешите мне, именно с этих позиций, отчитаться о результатах нашей с вами деятельности за анализируемый период работы областной Думы.

Это было крайне сложное время в жизни страны, которая оказалась отброшенной назад по основным социально-экономическим показателям.

Особенно тяжелый удар по экономике был нанесен финансовым кризисом в августе 1998 года.

В сложнейшей обстановке Дума вместе с администрацией области сосредоточила усилия на поиске путей снижения издержек рыночной стихии, оживления производства, привлечения инвестиций, обеспечения социальной защиты населения, стремилась сделать все возможное, чтобы куряне, как можно в меньшей степени испытали тяжесть сложившейся непростой ситуации.

Главной задачей депутатского корпуса было создание правовой основы жизнедеятельности региона.

Поэтому в течение всего созыва депутаты работали над созданием правовой базы, направленной на решение сложных задач в области государственного строительства, экономики, социальной сферы, местного самоуправления.

Эта работа осуществлялась в соответствии с программами нормотворческой работы областной Думы, которые ежегодно разрабатывались на основе предложений депутатов, постоянных комиссий, органов исполнительной государственной власти области и местного самоуправления.

За указанный период областная Дума провела 49 заседаний, на которых принято 138 нормативных актов, из них 124 закона подписанных Губернатором области, опубликованных и вступивших в законную силу.

Следовательно, на наш взгляд, не соответствует действительности оценки тех, кто пытается негативно охарактеризовать работу Думы.

Мы уверены, что избиратели вынесут нашей работе свою оценку и надеемся, что она будет справедливой.

Конечно, наших избирателей интересует не столько количество, сколько содержание законотворческого процесса.

Что касается подготовки нормативных правовых актов субъектами права законодательной инициативы, то здесь тенденция такова.

Думой второго созыва из 138 нормативных актов 59 актов или 42 процента подготовлены непосредственно депутатами областной Думы.

Причем эта тенденция из года в год улучшается, так если в 1997 году из 42 нормативных актов Думой подготовлено только 11 или каждый четвертый, в 1998 году из 40- 15 или каждый третий, в 1999 году из 40 более половины, а за четыре месяца т.г. из 16 нормативных актов - 11 подготовлено Думой (68 процентов).

Думой же первого созыва из 140 нормативных акта 121 более 80 процентов готовились и вносились непосредственно администрацией области.

Деятельность областной Думы осуществлялась по следующим приоритетным направлениям: государственно-правовое законодательство и местное самоуправление, финансово-экономическое, социально-культурное, экология и природопользование.

Без сомнения совершенствование государственно-правового законодательства в отчетном периоде было одним из главных направлений в деятельности областной Думы. Это подтверждается конкретными примерами. Было бы несправедливо не оценить работу комиссий областной Думы.

Из 59 законов, подготовленных и внесенных на рассмотрение областной Думы, 32 законопроекта или 54 процента подготовлено и внесено непосредственно постоянной комиссией по законодательству и правовому регулированию (председатель комиссии Ефремов Н.Д., зам.

председателя Канищев В.М., секретарь Забелин Н.Г.). Комиссией по законодательству совместно со специалистами организационного и правового управлений областной Думы были подготовлены и внесены на рассмотрение областной Думы такие основополагающие законы, как о Курской областной Думе, о статусе депутата областной Думы, о муниципальной службе, о статусе глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления, о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований, о муниципальных должностях и другие.

Принятые областной Думой законы о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований позволили успешно в декабре прошлого года провести на территории области, одновременно с выборами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выборы органов местного самоуправления.

В связи с тем, что в текущем году истекают полномочия ныне действующего Губернатора и депутатов областной Думы, а также в целях приведения 'действующего законодательства области о выборах депутатов и Губернатора области в соответствие с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", комиссией по законодательству совместно с Избирательной комиссией области разработаны, согласованы в управлении юстиции на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и Федеральному законодательству проекты законов о выборах депутатов областной Думы и Губернатора области и вносятся на Ваше рассмотрение.

В целях повышения ответственности органов государственной власти перед населением, а также учитывая мнения и пожелания общественных организаций об усилении подконтрольности власти перед населением разработан и уже принят за основу проект закона о досрочном прекращении полномочий Губернатора области и депутата областной Думы.

Немало времени в истекшем периоде было потрачено на корректировке Устава (Основного Закона) Курской области.

Вы помните, по предложению Губернатора работу было предложено провести в три этапа. На первом - внести изменения в раздел о системе органов исполнительной государственной власти области, на втором - в систему органов местного самоуправления, на третьем - в систему законодательной (представительной) власти области.

Не мне вам объяснять, кто был автором внесенных изменений и дополнений по первым двум разделам. Что мы получили на деле? Введение в систему исполнительной государственной власти области института Правительства Курской области предполагало создание оперативной системы управления, совершенствования системы контроля и отчетность ее перед законодательным (представительным) органом власти области.

Внесенная в Устав поправка о согласовании с законодательным органом назначения и освобождения от должности Председателя Правительства позволяла областной Думе каким-то образом влиять на деятельность Правительства.

Но эта же поправка позволяла и Правительству более самостоятельно решать многие вопросы. Однако после того, как Правительство реально показало конкретную картину социально-экономического положения области, вызвавшую бурю гнева со стороны Губернатора поправка о согласовании Правительства под его нажимом была отменена.

Принятые с подачи Губернатора изменения и дополнения в раздел о местном самоуправлении противоречили Конституции России и федеральному законодательству, на что был получен пакет заключений федеральных органов с предложением о пересмотре этих изменений.

Сегодня назрела острая необходимость пересмотреть уставные нормы, которые были изменены с нарушением законодательства, поэтому комиссией по законодательству совместно с аппаратом областной Думы разработана новая редакция Устава (Основного Закона) Курской области, на него получено заключение управления юстиции и он вносится на ваше рассмотрение.

Кроме того, это также диктуется необходимостью приведения ныне действующего Устава в соответствие с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ.

Принятие новой редакции Устава (Основного Закона) Курской области в значительной мере повышает ответственность ветвей власти.

Нам необходимо по истечении нашего срока полномочий оставить следующему созыву Устав области в таком виде, чтобы он как можно полнее показывал всем нам, в каком направлении вести законотворческую работу.

Сегодня мне хотелось бы выразить благодарность членам законодательной комиссии, которая кроме законопроектов, отнесенных к компетенции комиссии, подробно рассматривала и другие законопроекты, вносимые в повестки дня заседаний областной Думы.

За прошедший период комиссией проведено 59 заседаний, на которых рассмотрено 363 вопроса, в том числе 157 по проектам законов области, 74 - по проектам постановлений областной Думы, 68 - по законодательным инициативам субъектов Российской Федерации, одна законодательная инициатива областной Думы и 3 проекта федеральных законов.

По инициативе комиссии на рассмотрение областной Думы внесено 150 вопросов, в том числе 44 проекта законов, 37 постановлений, одна законодательная инициатива областной Думы, 68 законодательных инициатив субъектов Российской Федерации и 3 проекта федеральных законов.

Хотелось обратить Ваше внимание на то, что в течение всего отчетного периода депутаты, и особенно, входящие в состав комиссии по бюджету (пред. комиссии Мальцев С.И., зам. Анпилов А.Н., секретарь Рыжиков В.М.) активно работали над совершенствованием бюджетного, налогового и финансового законодательства. Вопросы правового регулирования экономических и финансовых отношений занимали одно из главных направлений в работе областной Думы. Это, прежде всего, формирование областного бюджета, пополнение его доходной части, контроль за его исполнением. В сфере финансово-экономического законодательства рассмотрено и принято 52 нормативных правовых акта, из них 42 закона области.

Позитивное значение имели принятые областной Думой законодательные акты, направленные на привлечение инвестиций, предоставление льгот по налогам и сборам. В частности, законы о создании экономических условий для привлечения инвестиций в Курскую область, о молодежной политике в сфере трудоустройства, развития малого и среднего предпринимательства на территории Курской области, о временном порядке повышения собираемости налогов с сельскохозяйственных товаропроизводителей в областной бюджет, о льготах по налогам предприятиям жилищно-коммунального хозяйства.

Заметно активизировалась работа комиссии по бюджету после перехода на работу в Думу на постоянной основе зам. председателя комиссии Анпилова А.Н. В качестве примера хочу сказать, что, если в 1997 году в начале нашей деятельности по проблемам финансово-экономического законодательства было принято 18 нормативных актов, из которых лишь Закон Курской области "Об отмене Закона Курской области "О неотложных мерах по обеспечению режима экономии области" от 11.12.97 г. № 37-ЗКО был подготовлен и внесен на рассмотрение областной Думы непосредственно комиссией по бюджету, 17 актов или 94 процента приняты по предложению администрации области. В 1999 году ситуация коренным образом изменилась. Из 14 нормативных актов 8 или 57 процентов подготовлены и внесены на рассмотрение областной Думы непосредственно комиссией по бюджету.

В их числе необходимо выделить законы о порядке внесения, рассмотрения и принятия закона Курской области об областном бюджете на 2000 год, о бюджете развития области, постановления Думы о программе законодательных мер по стабилизации социально-экономического положения в области и о перечне документов, представляемых в областную Думу одновременно с отчетом об исполнении бюджета. Именно во многом благодаря принятию целого пакета нормативных правовых актов, направленных на упорядочение работы с областным бюджетом, на наш взгляд, способствовал тому, что впервые за 3 года областной бюджет был представлен в областную Думу почти вовремя, т.е. в соответствии с Законом "О порядке внесения, рассмотрения и принятия закона "Об областном бюджете на 2000 год" следовало представить до 25.11.99 г., представлен 5.01.2000 г., т.е. с опозданием лишь на один месяц.

Для сравнения в 1998-1999 гг. бюджет мы принимали с Вами лишь в июне-июле месяце, т.е. с опозданием более чем на пол года.

В корне изменен и сам подход к рассмотрению и принятию областного бюджета. В текущем году комиссии Думы и депутаты внесли в представленный проект закона "Об областном бюджете" около 200 поправок и предложений. Для их рассмотрения, уточнения и выработке согласованного решения была создана согласительная комиссия из числа депутатов и представителей Правительства области.

Более месяца комиссия работала над проектом бюджета, провела несколько заседаний. В результате абсолютное большинство поправок и предложений депутатов, органов местного самоуправления, администраций районов, структурных подразделений Правительства было учтено.

Именно благодаря твердой позиции занятой депутатами - членами согласительной комиссии Правительство было вынуждено привести проект закона об областном бюджете на 2000 год в соответствие с замечаниями управления юстиции в части касающейся закрепления соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами местного самоуправления.

В частности муниципальным образованиям г. Рыльск, п.

Прямицыно, п. Касторное, вместе с городами Железногорск, Курск, Льгов, Щигры, Курчатов были установлены нормативы отчислений от регулирующих налогов.

Непосредственно в закон внесена дополнительная статья в соответствии с которой Правительство обязано в срок до 1 июня т.г.

подготовить и внести на рассмотрение Думы проект закона о разграничении расходных полномочий между государственной властью области и органами местного самоуправления. Статья закона, определяющая виды налогов, зачисляемых в консолидированные бюджеты районов и муниципальных образований дополнена абзацем, в котором установлено, что в бюджеты муниципальных образований зачисляются 100 процентов местных налогов и сборов.

Кроме того, депутатам удалось убедить Правительство, направить дополнительно около 70 млн. руб. на здравоохранение, 26 млн. рублей на реализацию закона об образовании. В результате бюджет стал более социально ориентированным, хотя расходы по социальным статьям, заложенные в нашем бюджете значительно ниже, чем у наших соседей белгородцев, воронежцев и др. регионов.

Удалось добиться того, что 30 процентов доходов от акцизов не направляются для удешевления продукции на спиртовые и водочные заводы, как было предложено первоначально губернаторской стороной.

Из списка изданий, финансируемых за счет областного бюджета исключена газета "Курск", учрежденная исполнительной властью без согласования с Думой.

С 30 до 19 млн. рублей уменьшены предполагаемые расходы областного бюджета на "арку", с 30 до 17-на реконструкцию Знаменского собора.

И все же неудовлетворенность от принятого бюджета осталась.

Это в первую очередь, то, что в полной мере не удалось решить вопрос о формировании бюджетов муниципальных образований, а также значительным почти трехкратным увеличением к уровню 1999 года расходов на содержание органов исполнительной власти, которые составят 286 млн. руб. или это на 58 млн. руб. больше, чем на образование, культуру, социальную и молодежную политику вместе взятые.

В целом за отчетный период комиссией по бюджету проведено 58 заседаний, на которых рассмотрено более 400 вопросов. Комиссией подготовлено 15 законов и 41 постановление Думы. Эти нормативные акты в первую очередь были направлены на совершенствование бюджетной, финансовой и налоговой политики в области. Рассмотрены также 336 проектов федеральных законов и 49 законодательных инициатив представительных органов власти субъектов Российской Федерации.

В комиссию поступило более 600 обращений от различных ведомств, учреждений, организаций и граждан по вопросам финансовой поддержки, увеличения дотаций бюджетам муниципальных образований, предоставления предприятиям и гражданам льгот по налогам в части, зачисляемой в областной бюджет и по другим вопросам. Более половины обращений решены положительно. Из-за недостаточности бюджетных средств по решению ряда просьб разъяснено.

Не оставались без внимания депутатов и такие вопросы экономического блока, как развитие промышленности, строительства, транспорта и связи.

За указанный период комиссия по промышленности (председатель Высокий Н.А, заместитель Грешилов Н.Н., секретарь Дворников В.В.) провела 29 заседаний, на которых было рассмотрено 163 вопроса, из них 70 по обсуждению проектов законов области.

На заседаниях комиссии рассматривались проекты бюджетов области, программы строительства и газификации, использование средств дорожного фонда и его программы по дорожному строительству, состояние и сроки ввода в эксплуатацию незавершенных строительством объектов, а также вопросы о поддержке предпринимательства, развития систем телекоммуникаций, компьютеризации, связи и телевидения, о проведении реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве и готовности к работе в зимних условиях, о работе промышленных предприятий области. Комиссией вносились предложения Правительству по упорядочению перевозки пассажиров, работе региональной энергетической комиссии по регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Подготовлено комиссией и принято областной Думой обращение к Правительству Российской Федерации об упорядочении проведения процедуры несостоятельности (банкротстве) предприятий и организаций в топливно-энергетическом комплексе, оказываемых социально значимые услуги. По инициативе Высокина Н.А.

подготовлены и проведены депутатские слушания о практике работы администрации ОАО "Михайловский ГОК" по реализации программы выхода из экономического кризиса.

В апреле 1999 года по инициативе комиссии принято постановление областной Думы "О мерах по стабилизации энергопроизводства, регулированию тарифов и обеспечению бесперебойной поставки электрической и тепловой энергии, газа природного и сжиженного, реализуемых потребителям области".

По инициативе комиссии областная Дума обращалась в Правительство Российской Федерации по поводу снижения на 20 процентов тарифов на электрическую энергию для потребителей области, в Государственную Думу - по приостановлению дальнейшего роста оптовой цены на природный газ, реализуемый населению. С особым вниманием депутаты относились к проблемам агропромышленного комплекса.

Комиссия по аграрным вопросам и продовольствию (председатель Григоров В.И., заместитель Бережной В.И., секретарь Королев В.К.) провела более 50 заседаний, на которых рассмотрено 239 вопросов.

Именно комиссия инициировала и взяла под контроль государственную поддержку проведения весенних полевых работ. Принимались постановления по вопросам ликвидации последствий, связанных с гибелью посевов сельскохозяйственных культур от заморозков, привлечения горюче-смазочных материалов, закупки продовольственного зерна.

Подготовлены обращения депутатов областной Думы в федеральные органы государственной власти о паритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и о ситуации, сложившейся в области в результате гибели посевов.

По инициативе комиссии было проведено совещание руководителей птицеводческих хозяйств с приглашением глав администраций районов, на котором обсуждался вопрос "О перспективах развития птицеводства в Курской области".

Хотелось несколько слов сказать о продовольственном налоге.

Ведь сама идея его введения действительно позволяла снять напряжение, сложившееся с уплатой налогов сельхозтоваропроизводителями из-за сложной финансово-экономической ситуации и неплатежеспособности многих из них. Реализовав необходимое количество зерна, мяса и др. сельхозпродукции на сумму, причитающегося к уплате продналога, они могли вздохнуть с облегчением. Ну а случилось, как в известном крылатом выражении "хотели как лучше, а получилось как всегда".

Администрации области зерно в течение года реализовать не удалось, а может, не хотела. В итоге начались жалобы сельхозтоваропроизводителей, внебюджетные фонды начали начислять пеню за неуплату налогов. Жалобы привели к тому, что по представлению прокурора области продналог был отменен. Серьезное внимание в отчетном периоде уделялось вопросам экологии, природоохранным мероприятиям, защите окружающей среды. Комиссия по экологии и природопользованию (председатель Клюев Н.П., заместитель Шелухин Н.К., секретарь Ишевский И.В.) провела 45 заседаний, на которых рассмотрено 264 вопроса.

По инициативе комиссии принят ряд основополагающих нормативных актов по указанной проблеме.

В их числе законы об экологической и радиационной безопасности населения, об охране водных объектов и водоохранных зон на территории области, о порядке пользования участками лесного фонда на территории области", о ставках платы за пользование водными объектами, о порядке обращения лома черных и цветных металлов и др.

По инициативе комиссии принимались нормативные акты по упорядочению пользования водными объектами, восстановлению льготного социально-экономического статуса населенных пунктов области, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также обращение к Президенту и Правительству Российской Федерации по данному вопросу.

Следует подчеркнуть, что значительное количество времени в деятельности областной Думы занимали вопросы, составляющие социальный блок, над их решением больше других трудились депутаты комиссии по вопросам социальной политики (председатель Мирошниченко В.И., заместитель Панибратов Н.И., секретарь Пономаренко А.А.).

Каждый из рассматриваемых здесь вопросов можно по праву назвать судьбоносным, хоть в какой-то мере, позволяющим улучшить жизнь инвалида, ветерана войны, пенсионера, женщины-матери или ребенка. К примеру, принятый в 1997 году закон о предоставлении бесплатного проезда детям в возрасте до 16 лет по территории области, позволил сэкономить семьям небольшие средства в их скудном бюджете, а закон об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставленных приемной семьей - увеличить пособие приемным родителям, имеющим трех и более детей.

В условиях развития рыночных отношений все более необходимым является создание благоприятных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников их правовая защищенность. Именно на решение этих вопросов направлен принятый закон об охране труда на территории области, который предусматривает более четкие права и гарантии работника на охрану труда, ответственность работодателя за создание безопасных условий труда, определены дополнительные обязанности работодателя по обеспечению охраны труда и ограничения применения труда женщин и граждан в возрасте до 18 лет на тяжелых вредных и опасных работах и механизм финансирования мероприятий по охране труда.

В условиях падения уровня жизни значительной части нашего общества, депутаты считают своим гражданским долгом делать все возможное для облегчения положения пенсионеров, ветеранов войны и труда. Этому в какой-то мере способствует закон о надбавке к пенсии участникам разминирования территории Курской области в 1943-1948 гг., принятый в мае 1997 года.

Сложная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране в последние годы, в полной мере отразилась и на здравоохранении, которое оказалось в глубоком кризисе.

Введение новых экономических отношений в здравоохранении, осуществлявшихся без достаточного законодательного и финансового обеспечения оставило здравоохранение без достаточной государственной поддержки, что неизбежно привело к значительному снижению объема и качества медицинской помощи населению и усилению социального напряжения в отрасли.

В этой ситуации мы стремились путем принятия соответствующих нормативных актов изменить к лучшему положение дел в здравоохранении. Принятый к примеру в 1998 году закон о нормативах финансирования льготного обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и льготного простого зубного протезирования направлен в первую очередь на решение проблемы инвалидов и ветеранов войны и труда.

По инициативе депутатов в феврале 1999 г. проведено заседание Думы, на котором рассмотрено положение дел в здравоохранении, его стабилизации и выходе из кризиса. В принятых документах внесены конкретные предложения Правительству области, поддержано предложение Губернатора об объявлении 1999 года - годом приоритетного развития здравоохранения в области, утвержден план мероприятий по реализации концепции стабилизации и развития здравоохранения и медицинской науки в области на 1999-2000 годы, в соответствии с которым, сегодня разрабатываются законы о здравоохранении и о противотуберкулезной помощи населению и предупреждении распространения туберкулеза.

При принятии областного бюджета на 2000 год депутаты смогли, как я уже говорил ранее, несколько улучшить финансирование социальной сферы. Ассигнования на здравоохранение увеличились до 15 процентов. Найдены средства на поддержку больных, жизнь которых спасает и продлевает аппарат "искусственная почка", выделены средства для приобретения компьютерного томографа для областной клинической больницы № 1.

Претерпел серьезные изменения в бюджете 2000 г. раздел "Образование". Определены средства - 3 млн.рублей - на обновление материальной базы школ и оборудования школьных кабинетов. По инициативе депутата постоянной комиссии Шебанова А.Н. выделено 26 млн. рублей на реализацию закона Курской области об образовании, в результате учителя сельских школ получили право на бесплатный проезд к месту работы и ряд других льгот.

Не могу с этой трибуны сегодня не сказать и о взаимоотношениях с Губернатором. С момента избрания Губернатором Курской области Руцкого А.В. 20 октября 1996 года областная Дума постоянно оказывала ему помощь и поддержку во всех вопросах, которые требовалось решать непосредственно законодательному (представительному) органу власти.

Руководствуясь исключительно интересами области, областная Дума нередко принимала законы и иные нормативные акты, которые противоречили федеральному законодательству.

Так было с законом "О Курском губернском банке". Трижды этот вопрос рассматривался на заседании областной Думы и под нажимом Губернатора 27 мая 1997 года закон был принят с грубыми нарушениями федерального законодательства, на что указывали в своих заключениях правовые службы администрации области, областной Думы и управления юстиции.

Что из этого получилось Вам известно. Нанесен ущерб интересам области и финансовый и моральный.

В марте 1997 года областная Дума по просьбе Губернатора принимает постановление "О получении кредита в АБ "Инкомбанк" в соответствии с которым привлечены кредитные средства в размере (четыре миллиона шестьсот тысяч) долларов США с уплатой процентов за использование кредита и возврата кредита за счет средств областного бюджета.

Кредит привлечен для покупки здания в г. Москве в целях размещения в нем постоянного представительства Курской области при Правительстве Российской Федерации. Деньги истрачены, за кредит начисляются и оплачиваются проценты, т.е. вновь налицо значительное отвлечение бюджетных средств. Вот такова цена этой сделки.

Областная Дума постоянно поддерживала Губернатора в вопросах обеспечения сельхозтоваропроизводителей горюче-смазочными материалами через коммерческие фирмы, допуская при этом вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов, тем самым, ухудшая и без того их тяжелое финансово-экономическое состояние.

Как только Дума сказала "нет беззаконию", что последовало за этим, Вы знаете.

Несколько слов о работе депутатского корпуса. Коротко я уже говорил о работе наших депутатов, возглавляющих комиссии.

Значительную работу проводят не только депутаты, работающие в Думе на постоянной основе, но и те, кто осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Например, депутатом Канищевым, несмотря на огромную занятость, (он редактор районной газеты), разработаны и подготовлены: закон о государственной поддержке районных и городских газет, два дополнения к закону о статусе депутата областной Думы, обращения Думы по вопросам печати, надбавок к пенсиям. По его инициативе был учрежден журнал "Курские ведомости", открыты 2 медпункта, оказана помощь больнице в получении бесплатных лекарств на 480 тысяч рублей, решены вопросы перевода котельной РТМО на газ, открытия школ в с. Камыш Тимского района и Хахилево Солнцевского района, завоза племскота в колхоз "Победа", выплаты пенсий врачам РТМО за выслугу лет, газификации колхоза "Большевик" Тимского района.

Кроме того, именно благодаря настойчивости депутата 143 человека смогли получить бесплатные лекарства. Активно работают депутаты Асеев В.И., Кузнецов В.А., Шебанов А.Н. и многие другие.

Но у нас есть и примеры иного порядка, когда депутаты месяцами не участвуют в работе заседаний Думы, комиссий. Не буду называть сегодня фамилий. У меня к Вам огромная просьба, мы с Вами в соответствии с Уставом являемся единственным органом законодательной (представительной) власти области и от того, какие будут приняты законы, зависит многое. А для того, чтобы качественно принять закон, нужно чтобы все дружно и слаженно трудились над их разработкой, т.е. активно участвовали в работе комиссий, заседаниях Думы, депутатских слушаниях и других мероприятиях.

Еще один вопрос, на который хочу обратить Ваше внимание.

Согласитесь, что решение тех проблем, о которых я говорю выше, во многом зависит от дружной и слаженной работы аппарата Думы, который осуществляет организационное, правовое и документационное обеспечение деятельности депутатов, содействует в изучении и подготовке к рассмотрению законопроектов, вместе с депутатами отслеживает ход исполнения принятых нормативно-правовых актов, готовит информационно-аналитические материалы о работе областной Думы.

Организационным управлением обеспечена подготовка и проведение всех 49 заседаний областной Думы. Работники управления принимали участие в законотворческом процессе областной Думы: на основе предложений постоянных комиссий и администрации Губернатора области ежегодно разрабатываются программы нормотворческой работы областной Думы. Оказывается содействие депутатам в подготовке к рассмотрению законопроектов вносимых на рассмотрение областной Думы.

Совместно с законодательной комиссией организационное управление подготовило проекты законов о муниципальной службе, о Курской областной Думе, о статусе депутата областной Думы, блок законопроектов о выборах в органы государственной власти области, о выборах в органы местного самоуправления и ряд других нормативных правовых актов.

Правовое управление проводит экспертизы проектов законов и иных нормативно-правовых актов, принимаемых областной Думой, а также проектов федеральных законов и законодательных инициатив, поступающих в Думу из других субъектов федерации. Готовит заключения по протестам прокурора области и ответы на заключения Министерства юстиции Российской Федерации, Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации.

Управление делопроизводства ответственно за своевременное доведение до депутатов, поступающих в Думу из федеральных органов власти и принимаемых Думой документов, а поступает их не мало. Вот несколько цифр.

За отчетный период из федеральных органов государственной власти поступило 4865 документов, в том числе: федеральных законов 640, указов и распоряжений Президента Российской Федерации 1455, постановлений и писем Государственной Думы около 1700 документов.

Значительно увеличилось число обращений исполнительной власти области, городов и районов, организаций и учреждений по вопросам экономики и социальной сферы. Все обращения рассматривались в постоянных комиссиях, по важным, актуальным проблемам принимались постановления областной Думы.

При подготовке к заседаниям областной Думы депутатам и заинтересованным лицам направлено почти 600 проектов законов и постановлений областной Думы в количестве 34 тыс. экземпляров.

Ежегодно из областной Думы отправляется от 1500-2000 документов. В анализируемый период рассмотрено 2300 писем и заявлений граждан, на личном приеме в здании областной Думы побывало 865 человек. По сравнению с прошлым созывом количество обращений увеличилось в 5 раз.

Большинство из них связано с тяжелым материальным положением, отсутствием у граждан возможности для улучшения жилищных условий, трудоустройства, воспитания и обучения детей, поддержания здоровья.

Анализ поступавшей корреспонденции свидетельствует о том, что значительная часть вопросов, с которыми обратились граждане, были обусловлены сложным социально-экономическим положением. Половина обращений рассмотрена депутатами, постоянными комиссиями областной Думы. Наиболее острые вопросы, поднимаемые в письмах, выносились на обсуждение заседаний областной Думы.

Постоянные комиссии при разработке законопроектов старались учесть предложения избирателей.

Обращения граждан с вопросами, не входящими в компетенцию областной Думы, направлялись по принадлежности в органы государственной исполнительной власти области.

Каждое третье обращение после принятия мер депутатами областной Думы и органами исполнительной власти решено положительно.

Однако следует признать, что обращения, особенно по вопросам улучшения жилищных условий, выплаты задолженности по зарплате и пособиям, решались с большими трудностями, по некоторой части обращений в положительном решении вопросов отказано.

Важное место в работе законодательного органа власти занимает контроль за исполнением нормативно-правовых актов, принятых областной Думой.

Ежегодно на контроль берется от 30 до 40 постановлений областной Думы.

В настоящее время на контроле находится 38 нормативных актов.

Среди них постановления областной Думы: "О Законе Курской области "Об областном бюджете Курской области на 1999 год", "О состоянии здравоохранения в Курской области, его стабилизации и выходе из кризиса" и другие.

Вошло в практику, в порядке контроля, на заседаниях областной Думы рассматривать вопросы о ходе выполнения ранее принятых постановлений.

В частности рассматривался вопрос "О ходе выполнения постановления об итогах работы агропромышленного комплекса за 1998 год и основные направления развития на 1999 год. В целях контроля за исполнением законов и постановлений на заседаниях областной Думы заслушивались отчеты, информации, сообщения руководителей подразделений администрации области.

К примеру, заслушивалась информация Правительства Курской области о погашении задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы области.

Особое место в налаживании действенного контроля за расходованием бюджетных средств отводится Контрольной комиссии Курской области, которая провела 22 контрольных мероприятия, в том числе, по вопросам целевого использования: переданных в аренду нежилых помещений государственной собственности Курской области;

регионального продовольственного фонда; средств областного экологического фонда, использование средств земельного налога.

В контрольной деятельности использовался и такой важный инструмент парламентского контроля, как депутатский запрос. В отчетный период их было девять.

С целью более качественной проработки законопроектов, учета мнения широкого круга заинтересованных лиц, специалистов, выработки общих подходов к решению наиболее сложных проблем, в практике работы областной Думы используются депутатские слушания и совещания по предварительному обсуждению законопроектов. Областная Дума использовала предоставленное право внесения законодательных инициатив в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. В Государственную Думу в отчетном периоде вносились следующие законодательные инициативы: о числе мировых судей на территории Курской области, о внесении дополнения в статью 80 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, о внесении изменений в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью". Одним из направлений в деятельности областной Думы остается участие в рассмотрении проектов федеральных законов.

В течение рассматриваемого периода постоянными комиссиями, депутатами вместе с аппаратом областной Думы, специалистами администрации области были проанализированы и проработаны более 1500 проектов федеральных законов, это в 1,4 раза больше, чем за прошлый созыв.

По четвертой части рассмотренных законопроектов в Государственную Думу направлены ответы с замечаниями, предложениями и поправками.

Так, обстоятельные предложения и замечания были внесены по проектам федеральных законов: "О почвах", "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений в статью 121 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР", "О карантине растений" и некоторым другим.

Депутаты областной Думы участвовали в парламентских слушаниях, организованных Государственной Думой.

Областная Дума, выражая мнение своих избирателей по наиболее важным событиям в жизни страны и в целях ускоренного решения социально-экономических проблем, рассматривала и направляла Президенту и Правительству Российской Федерации, Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания обращения. В их числе по вопросам: роста цен на жизненно-необходимые продукты питания, товары и услуги; восстановления льготного социально-экономического статуса населенных пунктов, находящихся в зоне радиоактивного загрязнения; паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и другие.

Осуществляя взаимодействие с органами представительной власти регионов страны, областная Дума поддержала 126 законодательных инициатив из 25 субъектов Российской Федерации. В их числе обращения законодательных органов Краснодарского края, Калининградской, Волгоградской, Астраханской, Воронежской областей, которые были связаны с федеральным законом "О ветеранах", Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации и другие.

На совершенствование работы депутатов областной Думы оказывает влияние возможность изучения опыта и практики работы законодательных органов власти других субъектов Российской Федерации. Депутаты и работники аппарата областной Думы регулярно принимают участие в семинарах, конференциях, совещаниях, рабочих встречах по проблемам законотворчества в Москве и др. субъектах Российской Федерации.

Регулярно осуществляется обмен информацией о законотворческой работе с 28 представительными органами власти субъектов Российской Федерации.

В порядке информационного обеспечения налажена связь с государственными органами власти большинства регионов Российской Федерации через системы "Атлас" и Интернет. Усовершенствована автоматизированная информационная Интернет-система Курской областной Думы. Обмен опытом, знаниями помогает депутатскому корпусу эффективно организовывать свою работу, квалифицированно подходить к разработке законопроектов, разрешению возникающих проблем.

Работа областной Думы, ее аппарата во многом зависит от профессиональной подготовки кадров, их непрерывного обучения. Семь депутатов и работников аппарата областной Думы закончили обучение в Курском филиале Орловской региональной Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и получили второе высшее образование. Еще пять человек указанной категории работников обучаются в высших учебных заведениях. Завершена аттестация государственных служащих областной Думы. Все 38 аттестуемых по уровню подготовки и профессиональным навыкам соответствуют замещаемым государственным должностям, им присвоены квалификационные разряды. Одним из направлений в деятельности депутатов областной Думы является их работа в своих избирательных округах. Депутаты на местах изучали социально-экономическую обстановку, встречались с избирателями, информировали их о своей работе и областной Думы, проводили приемы граждан.

И здесь немаловажная роль отводится помощникам депутатов областной Думы, которые ведут запись на прием к депутату, осуществляют обработку поступающей корреспонденции, организуют встречи депутата с избирателями.

В настоящее время у 44 депутатов областной Думы работает 47 помощников на постоянной оплачиваемой основе и 136 на общественных началах.

Областная Дума ведет свою работу гласно и открыто.

На заседания областной Думы приглашаются журналисты, которые информируют население области о работе депутатского корпуса.

В средствах массовой информации сообщается о дне и повестке дня заседания областной Думы, публикуются материалы о работе законодательного органа, тексты законов и постановлений.

Председатель областной Думы и его заместители, как правило, по окончании заседания областной Думы дают интервью телекомпаниям "Такт" и ГТРК "Курск". По основным направлениям законотворческой деятельности пресс-службой областной Думы организовывались выступления депутатов в печати.

Подводя итоги деятельности областной Думы за отчетный период, следует отметить, что несмотря на большое количество подготовленных и принятых важных и нужных законов и постановлений, к сожалению, не удалось оказать должного влияния на улучшение социально-экономического положения в области.

Не все отлажено в организации законотворческого процесса, затягиваются сроки разработки отдельных законопроектов. В результате слабой подготовленности некоторые проекты отправлялись на доработку. Отдельные вопросы вносились в повестку дня без предварительного обсуждения в постоянных комиссиях, а также в ходе самого заседания. Как правило, обсуждение таких вопросов затягивалось, они обсуждались в процессе заседания и порой депутатами не принимались. В настоящее время усилия депутатского корпуса направлены на повышение эффективности законотворческой деятельности в решении острых социальных проблем, подъема экономики, развития и укрепления власти.

Несколько слов о моей работе в Совете Федерации.

Как член Совета Федерации в 1997-2000 годах участвовал в работе всех заседаний Совета Федерации и Комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии. Принимал участие в законотворческой работе Верхней Палаты Федерального Собрания: входил в состав согласительных комиссий от Совета Федерации по федеральным законам: "О гидрометеорологической службе", "О лекарственных средствах". Был руководителем Рабочей группы, сформированной из членов Совета Федерации по вопросу выпуска лекарственного препарата инсулина. Как председатель подкомитета по здравоохранению входил в число разработчиков федерального закона "О системе здравоохранения в Российской Федерации", вел парламентские слушания "Об обеспечении населения лекарственными средствами и о развитии отечественной фармацевтической промышленности", принимал участие в работе "круглого стола" по теме "Экология и здоровье".

Вместе с членом Совета Федерации С.Н. Рябухиным внесли в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лекарственных средствах" и подготовили законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах".

По просьбам избирателей, руководителей предприятий и организаций, как член Совета Федерации обращался в министерства по вопросам финансирования строительства Дома культуры в п. Тим и детской инфекционной больницы в г. Курске, приобретения и передачи медицинского оборудования станции переливания крови. Направлял письма в различные инстанции о приобретении двух санитарных автомобилей для Октябрьского РТМО, дополнительного выделения лимитов газа для г. Суджа и п. Прямицыно Октябрьского района.

Уважаемые депутаты! Что касается моей непосредственной деятельности на посту председателя областной Думы, то она у Вас у всех на виду, осуществлялась в объеме полномочий, определенных Уставом области и нашим Регламентом. Безусловно, основной задачей являлось обеспечение условий для осуществления депутатами своих полномочий, координация деятельности постоянных комиссий и аппарата Думы, осуществление взаимодействия с представительными органами исполнительной и судебной власти области, органов местного самоуправления, федеральными структурами, органами власти других субъектов Российской Федерации. Насколько успешно мне это удалось судить вам. И я надеюсь услышать сегодня ваши оценки и рекомендации.

Единственное, о чем я хотел попросить всех вас общими усилиями прекратить политические разборки и противостояние властей. Были и, видимо, еще будут горячие споры, жесткие обсуждения, но, несмотря на это в самые острые моменты верх должен брать разум и ответственность за судьбу области, ее жителей.