ТГ, ВК, Дзен, enotrakoed@gmail.com

АДМИНИСТРАЦИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 24.07.96 г.Мурманск № 267 Утратилo силу - Постановление Губернатора Мурманской области от 23.01.2004 г. № 12-ПГ О региональной программе "Молодежь мурмана" На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 г. № 87 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации" и в целях социально - экономической поддержки молодежи в Мурманской области П О С Т А Н О В Л Я Ю :

1. Региональную Программу "Молодежь Мурмана" утвердить.(Прилагается).

2. Финансовому Управлению (Артемьев А.А.), по предложению Комитета по делам молодежи области, при формировании бюджета Мурманской области на 1997 год предусмотреть средства:

- на реализацию Региональной программы "Молодежь Мурмана" - для предоставления субсидий молодым малообеспеченным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

3. Комитету по делам молодежи (Кальте В.Г.) совместно с Советом общественных молодежных и детских объединений при Главе Администрации подготовить проект Закона Мурманской области "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".

4. Главам Администраций городов, районов области:

- принять меры по укреплению органов и учреждений по делам молодежи.

- не допускать использования не по назначению помещений, зданий и сооружений, предназначенных для работы с детьми и молодежью.

- принять меры по развитию материальной базы для работы с детьми подростками и молодежью по месту жительства.

5. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на заместителя Главы Администрации области Закондырина Е.В.

Глава Администрации Мурманской области Е.Комаров ------------------------- РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "МОЛОДЕЖЬ МУРМАНА" 1. ВВЕДЕHИЕ Основание для разработки Программы.

Настоящая программа разработана во исполнение Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993г. № 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.94 г. № 869 "Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в первом полугодии 1994 г. и задачах на ближайшую перспективу", Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 1994 г. "О федеральной программе "Молодежь России", Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 года № 1297 "О федеральной программе "Молодежь России".

Характеристика проблемы.

По данным облстатуправления (январь 1994 года) молодежь в возрасте от 15 до 29 лет составляла 241765 человек. В настоящее время это 34% всего трудоспособного населения области. При этом:

- отсутствие информации о своих правах и возможностях отмечает 75% молодежи;

- первоочередному увольнению при сокращении рабочих мест на предприятиях и в организациях всех форм собственности, как правило, подлежат женщины и молодежь. Среди общего числа безработных - 37% молодежь;

- жильем молодежь обеспечена в 2 раза хуже, чем в среднем по стране. По статистическим данным среди молодежи 43% имеет комнату в квартире родителей, 20% - государственную квартиру, 2% - кооперативную, 5% - комнату в коммунальной квартире, 6.5% - живут в общей комнате с родителями, остальные - в общежитии;

- в системе ценностей у призывной молодежи патриотизм и гражданственность занимают последнее 14 место.

- всего лишь 14% детей в России практически здоровы; 50% - имеют отклонения в здоровье, а 35%- хронически больны (1992 год).

В Мурманской области под диспансерным наблюдением (1993г.) состоит 66,9 тысячи детей в возрасте от 0 - 14 лет;

- за чертой официального прожиточного минимума находилось 69% молодых семей (1991 г.);

- из общего числа расторгнувших брак в 1993 году молодые люди в возрасте до 30 лет составляли 36%. Из-за распада семей ежегодно более 6 тысяч детей в возрасте до 18 лет остаются без одного из родителей;

- не обеспечивается простое воспроизводство населения, смертность превышала рождаемость в 1994 г. на 3,6 тысячи человек;

Подходы к формированию программы. Характер, структура и механизмы реализации Программы формировались, исходя из следующего:

программно-целевой подход наиболее эффективен при организации государственных мероприятий в области молодежной политики;

структура Программы формировалась на основе статистических данных и результатах социологических исследований положения молодежи в России и Мурманской области, с учетом приоритетности проблем молодежи и общества в целом, а также с учетом осуществляемой и планируемой деятельности в этой сфере различных государственных и негосударственных субъектов;

программа не является сводной. В нее не вошли мероприятия, проводимые в интересах молодежи и по содержанию относящиеся к области государственной молодежной политики, если они включены в программы соответствующего профиля (образования, занятости, здравоохранения и т.п.). Для включения в данную Программу избраны мероприятия, которые соответствуют одному из следующих условий:

мероприятие имеет комплексный характер, оно осуществляется на стыке ведомственных задач и не может быть осуществлено только средствами координации усилий соответствующих министерств и ведомств;

мероприятие оказывается в зоне, где нет нормативно определенных функций федеральных органов власти или ведомств и где в результате, нет обязанностей таких органов и ведомств;

мероприятие может быть осуществлено эффективно только при взаимодействии государственных органов с молодежными и детскими объединениями, другими негосударственными структурами и формированиями.

Таким образом, увязка настоящей Программы со смежными программами основывается на разделении задач и взаимодополнении систем планируемых мероприятий. Мозаичный характер Программы отражает избранный подход на преодоление программного дублирования.

- Программа включает мероприятия, ограниченные во времени исполнения. Однако, предпочтение отдано мероприятиям, которые закладывают перспективные решения в области молодежной политики.

Влияние таких мероприятий на положение молодежи будет нарастать и вполне проявится далеко за временными пределами, предусмотренными настоящей Программой;

- планируемые ассигнования из бюджета существенно меньше, чем необходимо на проведение включенных в Программу мероприятий. Исходная позиция состоит в том, что бюджетные средства должны выступить как стимул для разворачивания более масштабной деятельности, которая должна аккумулировать основные средства из местных и негосударственных источников финансирования;

- Программа исходит из того, что основные мероприятия молодежной политики должны осуществляться на местном и частично на региональном уровнях.

- реализация Программы предусматривает активное, а в некоторых случаях - приоритетное участие на всех стадиях этого процесса общественных и, в первую очередь, молодежных и детских объединений в качестве экспертов и соисполнителей.

Программа рассчитана на реализацию в течение 1996-1998 г.г.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Целью Программы является создание правовых, экономических и организационных механизмов на всех уровнях государственной власти и управления по формированию жизнеспособных поколений в интересах общественного развития. В этой связи предусматривается решение следующих задач:

обеспечение молодежи информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности;

создание условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства, инноваций, международных обменов;

содействие решению жилищной проблемы, поддержка молодой семьи и социально ущемленных категорий молодежи;

внедрение постоянно действующей системы поддержки деятельности детских и молодежных организаций и их программ.

3. ПОДПРОГРАММА "СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ" Формирование собственно государственной молодежной политики в настоящее время невозможно без сбора, оперативной обработки и анализа информации о состоянии молодежной среды, потребностях, интересах, ценностных ориентирах молодежи.

В последнее время идет активный процесс создания региональных центров информации и документации для молодежи в целом ряде областей Российской Федерации (Новосибирской, Рязанской, Свердловской и др.).

Это позволит отработать на практике и определить наиболее оптимальные варианты построения элементов Федеральной системы информационного обеспечения молодежи, структурирование баз данных и программное обеспечение, организационные мероприятия и техническое оснащение.

Программной основой разработки и реализации системы информационного обеспечения молодежи является Федеральная программа "Информатизация России".

В соответствии с указанной программой отрабатывается программно-технический блок и сетевое обеспечение как системы в целом, так и отдельных функциональных элементов.

Механизмы реализации. Механизм реализации данного направления Программы определяется структурой создаваемой системы центров информации и документации для молодежи.

Структура информационной системы спроектирована как трехуровневая в соответствии с разделением по зонам действия и объемам баз данных.

Первый уровень - Федеральный центр информации и документации, который осуществляет сбор, хранение, анализ и обработку, передачу и прием информации от информационных центров второго уровня.

Федеральный центр состоит из следующих функциональных подразделений:

главного центра информации;

информационно-справочной службы;

службы оперативной обработки информации;

службы анализа и прогнозирования социальных процессов;

службы научно-технического обеспечения системы;

издательской службы.

Федеральный центр является центральным звеном системы центров информации и документации для молодежи и, кроме указанного, обеспечивает:

информационно-консультационные услуги с помощью информационно-справочных систем центров информации и документации;

оперативное взаимодействие с другими органами управления, ведающими молодежными вопросами;

доступ к отечественным и зарубежным центрам информации и документации;

доступ молодежных и научных организаций к своим базам данных по проблемам молодежи.

Второй уровень - территориальные (краевые, областные) центры информации и документации для молодежи. Эти центры осуществляют сбор, хранение и обработку информации в пределах соответствующей административно-территориальной единицы; ведут прием и передачу информации в информационные центры третьего уровня; осуществляют непосредственно справочно-информационное обслуживание молодежи.

Третий уровень - городские и районные центры информации, информцентры высших и средних специальных учебных заведений, школ, предприятий и организаций. Основная задача информационных центров третьего уровня - работа с потребителями.

I этап.

- разработка нормативных документов по деятельности Федерального центра информации и документации и технологии взаимодействия с центрами информации и документации второго уровня;

- разработка программного обеспечения, классификация баз данных и справочно-информационных систем;

- техническое оснащение Федерального центра информации и документации; включение в базовую компьютерную сеть и отработка взаимодействия с экспериментальными центрами информации и документации для молодежи в регионах;

- создание базовых экспериментальных центров информации и документации в регионах;

- разработка и внедрение системы статотчетности по молодежной проблематике на федеральном и региональном уровнях;

- отработка системы сбора, пополнения и корректировки информации, взаимодействия с другими базами данных и информационными источниками;

- формирование баз данных Федерального и региональных центров;

- обеспечение взаимодействия с государственными органами и заинтересованными организациями по обмену информацией.

II этап.

- организационное оформление и обучение специалистов и персонала региональных центров информации и документации; создание Федеральной системы центров информации второго уровня;

- техническое оснащение региональных центров, включение в базовую информационную компьютерную сеть, отработка взаимодействия между Федеральным и региональными информационными центрами;

- отработка и внедрение системы сбора, анализа, приема и передачи информации, методик работы с пользователями и абонентами.

III этап.

- методическое и организационное содействие в создании и развертывании системы центров информации и документации третьего уровня;

- создание постоянно действующей системы подготовки и переподготовки специалистов центров информации II и III уровней;

- анализ и совершенствование функционирования системы в целом, информационных центров, методики работы с индивидуальными потребителями;

- объединение информационных центров I, II и III уровней;

- объединение с зарубежными информационными системами.

Финансово-экономическое обеспечение. На этапе запуска и реализации подпрограммы, до выхода системы информационного обеспечения на проектную мощность, финансирование обеспечивается следующим образом:

- федеральный бюджет: затраты на разработку нормативных и методических документов, программного обеспечения, разработку и внедрение систем статотчетности, сбора и корректировки баз данных, техническое обеспечение и формирование базы данных Федерального центра, подготовку и переподготовку специалистов и персонала системы центров информации и документации, материально-техническое оснащение центров информации, отработку механизмов взаимодействия и организационное оформление Федеральной системы информационного обеспечения молодежи, включение в международные информационные системы.

- местный бюджет: затраты на организационное оформление, набор и обучение специалистов, техническое оснащение центров, аренду и оборудование помещений, подключение и аренду информационных компьютерных сетей, разработку и внедрение систем сбора, пополнения и корректировки баз данных, обслуживание абонентов и систем взаимодействия с информационными центрами третьего уровня, формирование территориальных баз данных и справочно-информационных фондов, отработку механизмов взаимодействия с информационными источниками и другими центрами информации.

На этапе функционирования системы информационного обеспечения финансирование осуществляется следующим образом:

- федеральный бюджет (за счет текущего бюджета Комитета Российской Федерации по делам молодежи): затраты на пополнение и корректировку базы данных Федерального центра, оплату сетей, обмен информацией с другими информационными системами, регулярную переподготовку специалистов территориальных центров, регулярное техническое переоснащение.

- местный бюджет: затраты на пополнение и корректировку баз данных территориальных центров, оплату сетей, обучение специалистов, информационно-справочное обслуживание молодежи, регулярное техническое переоснащение.

- внебюджетные источники: на этапе функционирования системы за счет внебюджетных средств частично компенсируются затраты из федерального и местных бюджетов, оплачиваются расходы по текущему содержанию и заработной плате персонала, техническому переоснащению и развитию системы информационного обеспечения в целом.

Организационное и кадровое обеспечение.

На федеральном уровне запуск, реализация и функционирование системы информационного обеспечения и связь с международными информационными системами обеспечиваются Комитетом Российской Федерации по делам молодежи и Федеральным центром информации и документации:

запуск, отработка, организация и обеспечение функционирования системы в целом; подготовка и переподготовка специалистов.

На региональном уровне:

- региональные административные структуры по делам молодежи:

организация региональных центров информации и документации и контроль их функционирования;

- территориальные центры информации и документации: сбор, хранение, анализ, прием и передача информации, справочно-информационное обслуживание абонентов.

4. ПОДПРОГРАММА "РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖИ" 4.1. ПУТИ РЕШЕНИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ Программной основой разработки и реализации данного направления является Государственная программа "Жилище". Перечень задач и механизмов их реализации базируется на данной Программе с учетом особенностей социального статуса и экономического положения молодежи в обществе.

Основные цели и задачи. Цели: создание эффективной системы обеспечения молодых семей жильем путем внедрения рыночных финансово-кредитных механизмов строительства жилья, разработку и введение системы льгот и дотаций семьям, имеющим детей, предоставление социальных гарантий на получение государственного (муниципального) жилья малообеспеченным семьям.

Реализация новой жилищной политики для молодежи предусматривает решение целого ряда задач, непосредственно связанных с основными направлениями жилищной реформы.

Применительно к молодежной категории населения, молодым и малообеспеченным семьям основным является законодательно-нормативное обеспечение внедрения различных форм кредитования строительства социального жилья при минимально необходимой государственной поддержке.

Механизм реализации. Базовой основой улучшения жилищных условий молодых семей является создание эффективного финансово-кредитного механизма функционирования жилищной сферы, соответствующего рыночным отношениям.

В рамках реализации данного направления Программой предусматривается отработка двух основных систем финансирования строительства жилья для молодежи:

- кредитование жилищного строительства путем использования ценных бумаг и долговых обязательств (облигаций, векселей, сертификатов, контрактов и т.д.);

- ипотечное кредитование при гарантиях и поддержке со стороны государства.

В процессе реализации предусматривается отработка варианта совмещения обеих систем кредитования.

Социальный эффект:

- улучшение демографической ситуации в стране;

- экспериментальная апробация и отработка в целом рыночных финансово-кредитных механизмов и новых организационных форм строительства жилья применительно к молодым и малообеспеченным семьям;

- привлечение в строительство жилья внебюджетных источников финансирования и увеличение ввода жилья;

Финансово-экономическое обеспечение реализации данного направления программы предусмотрено осуществить за счет следующих финансовых источников:

- средства федерального бюджета, предусмотренные Государственной программой "Жилище" для обеспечения жильем военнослужащих, лиц, уволенных из армии, "афганцев", пострадавших от Чернобыльской катастрофы, очередников-инвалидов, и др., имеющих льготное право улучшения жилищных условий;

- средства федерального и местных бюджетов, предусмотренные программой "Молодежь России";

- средства внебюджетных фондов;

- средства молодежи, приобретающей жилье по льготным договорным ценам, единовременно или в рассрочку;

- поступления от свободной, в том числе аукционной, продажи жилья;

- государственные кредиты и кредиты коммерческих банков.

Организационное и кадровое обеспечение:

- Комитет по делам молодежи: организация и контроль за выполнением на уровне области;

- местные административные структуры по делам молодежи:

организация и контроль за выполнением;

- подрядные организации различного уровня и профиля: разработка и реализация отдельных элементов и задач программы, пилотных и экспериментальных проектов и локальных программ.

4.2. ПОДДЕРЖКА МОЛОДОЙ СЕМЬИ Цели и задачи. Данное направление Программы имеет целью поддержку молодой семьи как репродуктивной социальной единицы, адаптацию ее в условиях перехода к рыночной экономике, улучшение ее нравственного и духовного состояния. В этой связи предусматривается решение следующих задач:

- развитие механизмов, направленных на поддержку семей с малолетними детьми;

- развитие сети информации и консультаций молодой семьи;

- содействие решению жилищной проблемы и занятости молодых женщин, имеющих детей;

- содействие в приобретении молодыми семьями товаров длительного пользования, получении образования.

Механизм реализации. Решение задач, связанных с поддержкой молодой семьи, предусматривает различные по своему характеру меры, часть которых уже реализуется или разрабатывается в Федеральных программах "Дети России", "Жилище", "Занятость населения", в ряде подпрограмм настоящей программы, в ряде региональных программ.

Помимо этого необходимы:

- координация усилий различных государственных и общественных структур;

- систематизация и взаимоувязка принятых и действующих социальных программ в той части, где они затрагивают проблемы молодой семьи;

- расширение различных форм кредита специально для молодых семей:

целевых, льготных, долговременных (на 10-15 лет) кредитов для приобретения жилья, земли, строительства, организации фермерского хозяйства, "семейной фирмы" и т.п., - создание условий для занятости, первоочередного повышения квалификации и переподготовки молодых женщин, имеющих детей, в том числе, создание возможностей вечернего и заочного повышения квалификации, получения образования для матерей, находящихся в длительном отпуске по уходу за ребенком;

- создание благоприятных условий для домашнего воспитания детей дошкольного возраста через сеть надомных услуг социальных работников;

- создание сети разнообразных консультаций для молодых семей (социально-психологической помощи, медико-генетических, экономических, юридических, бытовых проблем, информационно-справочных служб по трудовым вакансиям для сезонной и надомной работы, а также по возможностям переквалификации, по вопросам семейного предпринимательства).

Финансово-экономическое обеспечение данного направления предусмотрено в части выполнения работ по совершенствованию нормативно-правовой базы и действующего законодательства, касающегося молодой семьи, социологических исследований, мониторинга состояния и развития демографической ситуации и социально-экономического положения молодой семьи, выработки рекомендаций по разработке и реализации мероприятий по поддержке молодой семьи.

В других разделах настоящей Программы подробно разработаны практические меры по всесторонней поддержке молодой семьи и касающиеся решения вопросов занятости, социальных служб и т.д.

Социальный эффект реализации будет выражаться в снижении уровня социальной напряженности, изменении моделей социального и экономического, а также репродуктивного поведения молодых семей.

4.3. ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ.

4.3.1. Поддержка молодежного предпринимательства.

Основные цели и задачи.

- поддержка и развитие молодежного предпринимательства в научно-технической, инновационной, производственной сферах, сфере оказания услуг населению;

- формирование и реализация системы государственных мер по экономической и организационно-правовой поддержке молодежного предпринимательства;

- улучшение материального положения молодежи, решение вопросов занятости, снижение уровня преступности, стабилизация миграционных потоков.

- расширение системы льгот и гарантий для начинающих предпринимателей;

- формирование комплексной системы подготовки, повышения квалификации, информационного обеспечения, юридического и экспертного консультирования, финансовой и материально-технической поддержки молодых предпринимателей.

Механизмы реализации:

Работа по совершенствованию нормативно-правовой базы будет проводиться в составе совместных рабочих групп и межведомственных комиссий в соответствии с Федеральной программой "Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации".

Предусматривается разработать и реализовать (в режиме пилотных проектов) комплекс мер по созданию в ряде территорий, где особенно высок процент безработной молодежи и уровень преступности, наиболее благоприятных организационно-экономических условий для развития предпринимательства.

Формирование комплексной системы поддержки и развития молодежного предпринимательства включает поэтапную реализацию одновременно нескольких направлений:

а) профориентация, начальная подготовка, повышение квалификации и специализация:

- анализ отечественного и зарубежного опыта, конкурсный отбор программ, доработка и поэтапное внедрение образовательных программ по основам предпринимательства в учебные планы школ, средних специальных и высших учебных заведений;

- анализ деятельности, учебных программ и методических пособий российских школ предпринимательства и аналогичных образовательных структур (курсов, факультетов и т.п., в том числе, анализ опыта зарубежных стран); их доработка и внедрение унифицированных по основным критериям образовательных программ и учебно-методических пособий; создание единой системы школ предпринимательства.

б) информационно-справочное и аналитическое обеспечение, юридическое и экспертное консультирование, финансовая поддержка и предоставление гарантий реализуется в рамках экспериментальной отработки и развертывания федеральной сети бизнес-инкубаторов (ФСБИ).

Бизнес-инкубатор - специализированное предприятие, оказывающее весь перечень вышеуказанных услуг начинающему предпринимателю и патронирующее его на первых этапах развития.

в) материально-техническое обеспечение и поддержка реализуются в рамках развития сервисной системы, предполагающей создание сети лизинговых фирм; использования существующей базы школьных учебно-производственных комбинатов, научно-исследовательских и учебных институтов, предприятий банкротов.

Финансово-экономическое обеспечение предусмотрено осуществить за счет следующих источников финансирования:

- средств федерального бюджета в рамках финансирования Программы "Молодежь России";

- средств местных бюджетов в рамках реализации молодежной политики;

- кредитов коммерческих банков при внедрении системы льготирования;

- средств международных и зарубежных финансовых институтов, фондов и банков, осуществляющих программы по развитию частного предпринимательства в России.

Социальный эффект:

- привлечение молодежи в сферу промышленного предпринимательства и оказания услуг населению;

- ослабление криминогенных проявлений в сфере предпринимательства;

- увеличение доходов молодежи и повышение материального уровня молодых семей;

- профподготовка и решение вопросов занятости;

- снижение уровня преступности в молодежной среде.

4.3.2. Решение вопросов занятости Механизм реализации. Для успешного решения проблем интеграции молодежи в рынок труда и ее устойчивой занятости Программа предусматривает комплекс взаимоувязанных организационно-экономических механизмов и мероприятий.

Правовая поддержка для молодежи в получении профессионального образования и поиска работы должна осуществляться как на региональном, так и на местном уровнях.

Предусматривается координация действий ведомств, различных общественных организаций, государственных органов законодательной власти, выработка общих подходов в разработке и принятии нормативно-законодательных актов через межведомственные и межотраслевые структуры, выработка государственной политики, способствующей привлечению инвестиций в проекты, реализующих занятость молодых граждан, координация деятельности территориальных административных структур, проведение исследований в целях реализации государственной молодежной политики.

На региональном уровне: проведение исследований по данной проблеме, выработка рекомендаций для управления рынком труда и принятие упреждающих мер по увеличению безработицы среди молодежи, разработка и внедрение пилотных проектов, касающихся вопросов включения молодежи в трудовую деятельность в регионе, снижения уровня миграции, повышения экономического потенциала региона.

Для обоснованного и целенаправленного решения проблем занятости молодежи предусматривается создание автоматизированной информационно-аналитической системы занятости, состоящей из сети региональных информационно-консультационных центров, основным назначением которых является:

- оперативное и непрерывное изучение (мониторинг), - анализ и прогноз по рынку труда молодежи, - выработка рекомендаций о конъюктуре рынка труда, требований профессионально-технической подготовки с учетом экономической специфики региона в производственной и непроизводственной сферах, - корректировка нормативной базы на региональном уровне для оптимизации экономической ситуации в регионе.

Данное направление подробно разработано и реализуется в рамках подпрограммы "Создание системы информационного обеспечения молодежи".

Создание благоприятных условий для самореализации и трудоустройства молодежи путем ускорения поиска и подбора работы в соответствии с индивидуальными потребностями каждого молодого человека (с учетом интересов, уровня его профессиональной подготовки и опыта работы) предполагает:

- создание правового и экономического механизмов стимулирования работодателей по работе с банком данных информационных центров;

- автоматизацию процессов формирования и ведения баз данных, поиска и подбора работы, обеспечивающих свободный доступ к ее услугам всех граждан и повышение эффективности ее действия, - включение альтернативных структур трудозанятости молодежи в общую информационную сеть.

Становление и развитие предпринимательства на примере зарубежного и имеющегося отечественного опыта предусматривается через создание сети новых организационных элементов инфраструктуры малого предпринимательства, в том числе бизнес-инкубаторов, технопарков, технополисов и др. (см. раздел 4.3.1. "Поддержка молодежного предпринимательства").

Для обеспечения целенаправленной подготовки, переподготовки и повышения квалификации молодежи по социально значимым для региона направлениям деятельности предусматривается:

- включение в учебные планы учебных заведений курсов и предметов, соответствующих экономическим требованиям региона, - разработка нормативных актов в области льготного финансирования структур производственной и непроизводственной сферах, осуществляющих целевую подготовку профессиональных кадров из числа незанятых или частично занятых групп молодежи и их трудоустройства, - создание комплексной системы для обеспечения равных возможностей в получении образования и работы всем социально-демографическим группам молодежи по возрастным категориям на базе молодежных образовательных программ.

Программный комплекс мероприятий по обеспечению занятости молодежи предусматривает увязку его с другими отраслевыми и федеральными программами по направлениям образования и занятости молодежи.

Финансово-экономическое обеспечение предусмотрено осуществить за счет следующих источников финансирования:

- средств федерального бюджета в рамках финансирования Программы "Молодежь России";

- средств Фонда занятости населения и его региональных отделений;

- средств местных бюджетов в соответствии с реализацией молодежной политики;

- средств местных фондов региональных программ, молодежных бирж других заинтересованных структур;

- кредитов банков на условиях льготного финансирования программ по занятости;

- средств зарубежных структур, осуществляющих на территории России программы по профессиональному образованию и занятости молодежи.

Социальный эффект:

- снижение уровня безработицы среди молодежи;

- социальная защита молодежи при структурной перестройке экономики;

- повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда;

- снижение уровня преступности по всем возрастным категориям молодежи.

5. ПОДПРОГРАММА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДУХОВНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ" 5.1. РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА Механизм реализации. Данное направление программы предусматривает на первом этапе:

- организацию, проведение и координацию исследований по проблемам развития гражданственности, патриотизма молодого поколения, формирование с этой целью временных творческих коллективов, привлечение к работе заинтересованных ведомств, научных учреждений, общественных организаций, региональных исследовательских структур;

- разработку методических материалов, рекомендаций для государственных и общественных структур, учебных заведений, учреждений дополнительного образования;

- воспитание гражданственности и патриотизма в процессе получения общего и дополнительного образования и через систему средств массовой информации.

Данное направление предусматривает также организацию совместно с Облвоенкоматом, Управлением образования, воинскими частями нескольких экспериментальных оборонно-спортивных лагерей, фестивалей патриотических объединений, этнокультурных и исторических экспедиций, с целью апробации и распространения новых форм работы.

Учитывая позитивный опыт работы патриотических объединений, клубов по проведению слетов, сборов, конкурсов, а также проведение экспедиций по увековечению памяти и захоронению останков погибших в годы Великой Отечественной войны, программой предусматривается организационно-материальная поддержка этих мероприятий на всероссийском уровне.

Финансово-экономическое обеспечение.

В 1996 году расходы на реализацию данного направления за счет местных бюджетов составят 140 млн.рублей. Средства областного бюджета пойдут на исследовательские работы, поддержку экспериментальных и уникальных проектов. Это также относится и к организации экспериментальных оборонно-спортивных лагерей, дней призывника, сборов патриотических объединений. Подобные мероприятия организуются на базе военных частей, училищ, объектах Российского оборонного спортивно-технического общества.

Такой подход к финансированию этого направления позволит в последующие годы снизить долю расходов областного бюджета до 15 процентов.

5.2. ПОДДЕРЖКА ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ Механизм реализации. Реализация данного направления предусматривается на основе действующих общественных объединений в области образования, науки и техники в тесном взаимодействии с заинтересованными ведомствами, образовательными и научными учреждениями.

Наиболее эффективными формами поиска и поддержки молодых талантов являются конкурсы, выставки, конференции, которые реализуются в несколько этапов:

- городской, районный;

- республиканский, краевой, областной;

- межрегиональный;

- федеральный.

Данная структура поиска позволяет охватить наибольшее количество молодежи и поддержать наиболее талантливых молодых людей на различных уровнях.

Для построения данной системы необходимо информационное, методическое и научное обеспечение, что позволит использовать опыт различных организаций в данной области и создать базу для дальнейшего развития этого направления, включающие положения, распределяющие функции органов государственного управления, общественных и иных организаций, регламентирующие деятельность общественных объединений, специализирующихся в этой области, предприятий, осуществляющих деятельность в научно-технической и образовательной сфере.

В результате реализации программы в области поддержки талантливой молодежи предусмотрено создание устойчивой системы, обеспечивающей потребности молодежи в творческом и научно-техническом развитии, целенаправленный поиск и поддержку талантливой молодежи на территории области с возможностями ее дальнейшего творческого и профессионального роста, функционирующей, в основном, за счет собственных средств, с частичным финансированием из государственного бюджета наиболее крупных проектов.

Финансово-экономическое обеспечение. Учитывая, что работа строится на общественно-государственных началах, сочетая энтузиазм и общественную деятельность с элементами государственной поддержки, финансово-материальное обеспечение носит многоплановый характер.

Реализация программы предусматривает следующие источники финансирования:

- средства государственного бюджета, поступающие в качестве целевых по программе "Молодежь России" через Роскоммолодежи;

- средства местных бюджетов на реализацию конкретных мероприятий, проводимых на территории регионов;

- средства коммерческих структур, заинтересованных в реализации научно-технических и др. проектов, а также получении информации о новых идеях, технологиях, изделиях;

- средства участников массовых мероприятий, осуществляемых на самоокупаемой основе;

5.3. РАЗВИТИЕ МАССОВОГО СПОРТА СРЕДИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ Механизм реализации. Основной формой развития детско-юношеского массового спортивного движения на ближайшую перспективу является проведение всероссийских и областных спортивных турниров, обеспечивающих массовость и доступность спортивных мероприятий. При этом необходимо использовать опыт организации турниров на призы клубов "Кожаный мяч", "Золотая шайба" и концентрировать усилия на наиболее важных, с точки зрения массовости, видах спорта.

Предварительный этап соревнований включает в себя массовые игры по месту жительства, в школах, детских домах, на первенство поселков, на призы различных организаций, спортивные праздники, соревнования в лагерях отдыха и т.д.

Первый этап - турниры в районах, городах на основе результатов предварительного этапа.

Второй этап - соревнования в области.

Третий этап соревнований - участие во всероссийских финальных турнирах (зональные, региональные состязания, Российский суперфинал).

Финансово-экономическое обеспечение. Источниками финансирования первых двух этапов являются средства местных и областного бюджетов, общественных спортивных организаций. Всероссийские финальные турниры предусматривается финансировать из республиканского бюджета с привлечением спонсорских средств.

Реализация данного направления будет способствовать решению проблем оздоровления, эффективной организации свободного времени, развитию массовых видов спорта.

5.4. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ Механизм реализации. По решению органов государственного управления на первом этапе отдельные социальные службы находятся в ведении соответствующих органов по делам молодежи, определяющих вид учреждений порядок их деятельности, осуществляющих методическое и организационное руководство. В дальнейшем создается система социальных служб, также остающаяся под патронажем комитета по делам молодежи.

Комплекс социальных служб для молодежи предусматривает формирование следующих форм: центры информации и документации, молодежные биржи труда, центры социально-психологической помощи, наркологические службы, приюты для подростков и молодежи, службы, направленные на восстановление физического, психического и социального статуса молодых инвалидов, мигрантов, по реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, центры юридической помощи и консультации, службы помощи молодой семье, досуговые центры, центры ресоциализации вернувшихся из мест заключения.

Hормативной базой также служат примерные типовые положения о центре социально-психологической помощи молодежи, центре информации для молодежи, центре ресоциализации молодежи, центре консультационных услуг молодежи, приюте для молодежи (Постановление Министерства труда Российской Федерации от 30 ноября 1993 г. № 175).

Реализация программы и создание разветвленной сети социальных служб, структура и качественный состав которых в наибольшей мере соответствовал бы объему, составу и уровню социальных потребностей различных категорий молодежи, предусматривает на областном уровне:

- обеспечение правовых основ работы служб, входящих в компетенцию местных органов власти;

- разработка общей структуры создаваемых модулей служб, определение приоритетов в их создании и возможностей финансирования;

- финансирование и организационное обеспечение учреждений социальной службы для молодежи, являющихся опорно-экспериментальными центрами Комитета;

- информационно-методическое обеспечение социальных служб как элемента информационной системы;

- осуществление научных и социально-проектных разработок в области организации социальной службы, включая проведение фундаментальных социальных и прогнозных исследований;

- установление международных связей в области социальной работы с молодежью, включая обеспечение участия учреждений социальных служб и их работников в международных ассоциациях и международных проектах и программах;

- перевод в перспективе на внебюджетные источники финансирования.

Hа территориальном уровне предусматриваются следующие направления:

- обеспечение правовых основ работы служб, входящих в компетенцию местных органов власти;

- разработка структуры создаваемых модулей служб, определение приоритетов в их создании и возможностей финансирования;

- кадровое обеспечение центров Комитета;

- информационно-методическое обеспечение социальных служб как элемента информационной системы;

- перевод в перспективе на внебюджетные источники финансирования.

Финансово-экономическое обеспечение.

Hа региональном уровне: бюджетные средства направляются на формирование нормативно-правовой базы, программного обеспечения, обеспечение подготовки кадров - социальных управленцев и социальных работников, поддержку инновационных проектов, развитие опорно-экспериментальных центров, отработку механизма взаимодействия различных уровней системы социальных служб.

Hа местном уровне: используются три основных источника финансирования: гарантированное минимальное обеспечение из местного бюджета; внебюджетные средства: вклады различных организаций, фондов;

самообеспечение: внутри служб закладывается механизм производства услуг, часть прибыли от реализации которых идет на развитие. При этом службы предоставляют бесплатно: помощь социально необеспеченным слоям населения и услуг лицам, находящимся в экстремальном состоянии. Часть помощи оказывается за плату, что позволит в отдаленной перспективе службам перейти в режим самообеспечения и саморазвития.

Финансовые средства местного уровня включают: затраты на непосредственное производство услуг и помощи в форме деятельности учреждений социальной службы и их работников; расходы на организационные мероприятия территориальной социальной службы; расходы на подготовку кадров, на научно-исследовательскую и иную деятельность.

Социальный эффект: решение вопроса адаптации молодежи к новым экономическим условиям; категории молодежи, включенные в систему социальной работы, впоследствии могут участвовать в полноценной жизнедеятельности.

5.5. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО, МОЛОДЕЖНОГО И СЕМЕЙНОГО ОТДЫХА Механизм реализации. На первом этапе предусматривается:

- организация отдыха по профильным самостоятельным программам в детских оздоровительных центрах, находящихся на бюджетном финансировании;

- расширение практики профильных лагерей;

- реализация инновационных программ и проектов;

- поддержка и развитие опорно-экспериментальных центров отдыха и оздоровления;

- отработка различных моделей лагерей;

- обеспечение методического руководства детских и молодежных центров.

Прогнозируемый путь развития системы предусматривает:

- разработку нормативно-правовых документов, регламентирующих юридическую и экономическую самостоятельность субъектов организации оздоровительно-образовательных услуг, предоставления всем субъектам сферы статуса юридических лиц;

- распространения льгот и преференций, существующих в сфере культуры, образования на сферу молодежного, детского и семейного отдыха, определения защитных функций государства по отношению к детству;

- разработку и запуск нормативно-правовой базы льготного кредитования, налогообложения, аренды для оздоровительно-образовательных учреждений и инфраструктуры их ресурсного обеспечения;

- организацию работы научно-методического семинаров по подготовки и переподготовки кадров загородных образовательно-оздоровительных учреждений, совершенствование соответствующего курса в МГПИ.

Перспектива предусматривает возникновение разветвленной рыночной инфраструктуры досуговых услуг, детских лагерей, баз семейного отдыха разнообразных форм собственности (как государственных, так и смешанных, частных), действующих по собственным программам, точно отвечающих возрастным и индивидуальным интересам детей и подростков, семей.

Поскольку летние оздоровительно-образовательные учреждения и другие формы отдыха выполняют важные оздоровительные, реабилитационные, развивающие функции, способствуют восстановлению физических и психических сил, дают закалку детскому организму, реализация программы обеспечит решение проблемы досуговой занятости, базовую предпосылку для успешного обучения.

Финансово-экономическое обеспечение предусматривает использование средств федерального бюджета, областного и местного бюджетов, отделения фонда социального страхования Российской Федерации, затрат базовых предприятий, общественных организаций, спонсоров и средства населения.

Бюджетные средства предполагается распределять в виде целевых выплат (грантов) на:

- поддержку инновационных программ и проектов организации детского, молодежного и семейного отдыха, выкуп у предприятий-банкротов существующих оздоровительных и досуговых объектов;

- поддержку лагерей, осуществляющих профильную инновационную деятельность.

Развитие системы платных услуг учреждениями оздоровительной сферы осуществляется за счет:

- максимального использования имеющейся материальной базы оздоровительных учреждений;

- предоставления детям, подросткам, учащейся молодежи, семьям с детьми дополнительных платных услуг, не входящих в стоимость путевки:

пункты бытового обслуживания, прокат спортивного и туристического инвентаря, проведение платных оздоровительных мероприятий, предоставление дополнительных образовательных услуг (занятия по языку, музыке, информационной технике и др.);

- открытие при внешкольных профильных учреждениях хозрасчетных семейных турклубов, профильных лагерей и площадок.

Социальная эффект: предусматривается расширение спектра предоставляемых этой сферой услуг, как за счет расширения содержательной стороны этой деятельности, так и за счет более эффективного использования этих услуг населением. Резко возрастет в целом доля детей и подростков, охваченных разными формами организованного отдыха.

В результате:

- за счет обеспечения досуговой занятости произойдет снижение роста подростковой преступности;

- наметится улучшение состояния здоровья;

- будет происходить расширение каналов социализации и усиление социальной адаптации подростков;

5.6. МЕЖДУНАРОДНОЕ МОЛОДЕЖНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Механизм реализации данного направления программы предусматривает проведение Комитетом по делам молодежи следующих мероприятий:

- установление и развитие партнерских связей с соответствующими ведомствами по делам молодежи зарубежных стран, особенно стран Баренц-региона, международных межправительственных организаций при переговорах по межправительственным соглашениям и программам обменов;

- оказание практической помощи организаторам и участникам конкретных проектов международного молодежного сотрудничества в разработке необходимых документов, в подборе партнеров, установлении и поддержании контактов;

- формирование российской стороной смешанных комиссий по реализации соглашений в области международного молодежного сотрудничества и обеспечение условий их деятельности;

- координирование деятельности местных комитетов по делам молодежи по реализации международного молодежного сотрудничества;

- организация соответствующих конкурсов и отбор представленных проектов в области международного молодежного сотрудничества;

- привлечение средств российских спонсоров для реализации крупных проектов в области международного молодежного сотрудничества.

Финансово-экономическое обеспечение. Особенностью финансирования международного молодежного сотрудничества является привлечение значительных внешних ресурсов к решению задач государственной молодежной политики в области. Часть средств на реализацию этого направления планируется привлечь из областного и местных бюджетов.

Социальный эффект: появится возможность привлекать зарубежные материальные, научные, организационные и кадровые ресурсы к реализации социально-экономических молодежных программ; участвовать в международных социально-экономических молодежных программах.

6. ПОДПРОГРАММА "СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ" Механизм реализации предусматривается в рамках трехуровневой системы.

На первом уровне реализации по предлагаемой модели переподготавливаются руководители и специалисты органов по делам молодежи, входящие в состав муниципальных администраций.

Переподготовка предусматривается:

- на базе МГПИ в виде специализированных семинаров в объеме до 56 учебных часов, или в виде курсов повышения квалификации с выдачей свидетельства в объеме до 72 учебных часов.

На втором уровне реализации на базе данной модели переподготавливаются руководители и специалисты органов по делам молодежи в составе областных, краевых, республиканских администраций, а также специалисты по социальной работе с молодежью, юристы в сфере молодежного права, специалисты по проблемам занятости молодежи, организации летнего детского отдыха и т.д. Переподготовка предусматривается:

а) на базе МГПИ в виде курсов по переподготовке государственных служащих по необходимой специализации с получением второго диплома о высшем образовании в объеме до 18 месяцев очно-заочной формы обучения;

б) на базе Института молодежи в рамках двухгодичного факультета послевузовского образования по социальной работе.

На третьем уровне реализации данной системы переподготавливаются руководители и специалисты областных органов по делам молодежи.

Переподготовку предусмотрено осуществить на базе крупнейших научно-учебных центров страны: Института молодежи, Российской Академии Управления, Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации в рамках специализированных семинаров объемом до 56 учебных часов, курсов по переподготовке кадров с получением второго высшего образования объемом до 2 лет в очно-заочном или вечернем режиме обучения, аспирантуры и докторантуры с использованием заочных форм обучения.

Финансово-экономическое обеспечение. Представленная подпрограмма служит для привлечения финансовых средств только на этапе запуска системы переподготовки и повышения квалификации. В соответствии с действующим порядком, финансирование обеспечивается следующим образом:

- областной бюджет: проведение аналитических и прогнозных исследований по состоянию кадрового потенциала и разработке инновационных форм обучения, затраты на организационное оформление, в т.ч открытие спецфакультета на базе МГПИ, набор и обучение специалистов, техническое оснащение МГПИ, аренду и оборудование помещений, подключение и аренду информационных компьютерных сетей.

Финансовое обеспечение системы на этапе функционирования осуществляется из средств областного бюджета за счет текущего финансирования комитета по делам молодежи и центров занятости, а также за счет средств учреждений и организаций, направляющих своих специалистов на переподготовку и повышение квалификации.

Социальный эффект внедрения системы подготовки кадров. Внедрение системы подготовки и переподготовки кадров в сфере молодежной политики обеспечит:

- формирование корпуса высококвалифицированных, владеющих современными методами эффективных управленческих технологий специалистов;

- решение проблем молодежи области на основе научного анализа ситуации, использования передового опыта и новейших методов принятия решений;

7. ПОДПРОГРАММА "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ" Механизм реализации. Финансовая и материальная помощь молодежным и детским объединениям предусматривает:

- предоставление ежегодных субсидий молодежным и детским объединениям вне зависимости от характера их деятельности по основаниям:

а) числа членов таких объединений (в детских объединениях - в зависимости от числа несовершеннолетних членов, в молодежных объединениях - числа членов в возрасте до установленной уставом возрастной границы членства);

б) представительства отделений этих объединений в территориях, подведомственных государственному органу, осуществляющему данный вид помощи;

в) числа и качества программ, реализуемых организацией;

- освобождение от налогообложения всей суммы прибыли (дохода) от проводимых в соответствии с уставными задачами детскими, а в предусмотренных случаях и молодежными, объединениями платных мероприятий;

- бесплатное или на льготных условиях пользование молодежными и детскими объединениям помещениями для реализации уставных задач;

- финансирование проектов и программ молодежных и детских объединений, имеющих общественное значение и представленных в порядке открытого конкурса на рассмотрение компетентных государственных органов.

Федеральной аналогичной подпрограммой устанавливается десять обозначенных именами выдающихся россиян грантов для таких конкурсных проектов (в области художественного, технического творчества, спортивной, патриотической работы, экономики и т.д.) Целесообразно соответствующим же образом построить работу и в области.

Конкретные размеры ежегодных субсидий, подведение итогов конкурса проектов и программ на федеральном уровне будет осуществлять Экспертный совет, созданный при Главе Администрации Мурманской области, куда войдут квалифицированные специалисты, ученые, представители общественных организаций. Решения Экспертного совета утверждаются Главой Администрации.

В целях приведения в соответствие законодательства Российской Федерации и областных нормативных актов современными требованиями к деятельности детских и молодежных объединений предусматривается:

- определить правовой статус молодежных и детских объединений, дополнив общие правоположения о статусе общественных объединений специальными положениями, учитывающими специфику данных разновидностей общественных объединений;

- выделить правовые признаки молодежных и детских объединений, по отношению к которым государство проводит политику поддержки, а также сферы (направления) деятельности объединений детей и молодежи, поддерживаемые государством вне зависимости от указанных признаков;

- определить содержание, способы, объем и порядок осуществления государственной поддержки молодежных и детских объединений и гарантии ее представления;

В ходе реализации подпрограммы должны быть достигнуты следующие показатели:

- увеличение суммарной численности членов детских и молодежных объединений (планируется тенденция роста);

- доведение соотношения инвестируемых госбюджетных средств и средств детских и молодежных объединений, других привлеченных внебюджетных средств 1 : 3, к концу периода реализации Программы;

- освоение детскими и молодежными объединениями 1/6 части средств, планируемых государственными органами на цели развития социальной службы для детей и молодежи.

Финансово-экономическое обеспечение. Финансовая поддержка деятельности детских и молодежных объединений предусматривается за счет средств бюджета. При этом она складывается из :

- средств, непосредственно предусматриваемых Программой на цели реализации данного направления;

- 1/10 части госбюджетных средств, предусматриваемых на цели организации внеклассной и внешкольной работы, спортивной и физкультурно-оздоровительной, культурно-просветительской работы с детьми и молодежью;

- 1/6 части средств, предусматриваемых на цели развития социальной службы для детей и молодежи, поддержки адресованных детской и молодежной аудитории книжных изданий, 1/25 части средств, предусматриваемых на подготовку молодежи к службе в армии и на мероприятия по гражданской обороне.

- До пятидесяти процентов средств, необходимых для реализации проектов, представленных на конкурс, изыскивают сами молодежные организации, до тридцати процентов - детские.

8. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ Общее руководство, координацию и контроль за разработкой и реализацией Программы осуществляет Комитет по делам молодежи Администрации области. Он организует и управляет действиями разработчиков, определяет ответственных исполнителей по разделам Программы, осуществляет связь с государственными заказчиками других федеральных и областных программ, взаимодействующих с Программой "Молодежь Мурмана", координирует участие молодежных организаций в соответствующих разделах программ и подпрограмм, определяет механизм финансово-экономического взаимодействия Программы "Молодежь Мурмана".

Комитет по делам молодежи совместно с головным исполнителем (исполнителями) организует отбор инициативных и пилотных молодежных проектов и программ для включения их в единую областную программу.

Для обеспечения эффективной реализации отдельных направлений программы предусмотрено создание специальных органов управления при общем контроле со стороны Комитета по делам молодежи.

Для организации работ, привлечения широких слоев молодежи на местах, согласования интересов молодежных коллективов и организаций, исполнителей, предполагается использование соответствующих государственных структур, обеспечивающих эффективное решение отдельных направлений Программы.

------------------------- Содержание и финансово-экономическое обеспечение Программы "Молодежь Мурмана" (млн. руб. в ценах октября 1995 г.) Мероприятия и основные этапы Финансовые затраты (млн.рубл.) Источники финансир.

Федеральн Местный 1. Введение 2. Цели задачи и принципы Программы 3. Создание системы информационного обеспечения молодежи 318,0 140,0 178,0 4. Решение социально-экономических проблем молодежи. 1137,0 158,0 979,0 4,1. Пути решения жилищной проблемы молодежи 24,0 24,0 4.2. Поддержка молодой семьи 35,0 35,0 4.3. Поддержка молодежного предпри- нимательства и решение вопросов занятости молодежи. 1088,0 158,0 930,0 4.3.1. Поддержка молодежного предпри- нимательства 226,0 80,0 146,0 4.3.2. Решение вопросов занятости молодежи. 862,0 78,0 784,0 5. Обеспечение условий для духовного и физического развития молодежи. 10030,5 501,0 9529,5 5.1. Развитие гражданственности и патриотизма 2556,0 390,0 2166,0 5.2. Поддержка талантливой молодежи 3907,0 3907,0 5.3. Развитие массового спорта среди детей и молодежи 1326,5 1326,5 5.4. Формирование и развитие системы социальных служб для молодежи. 740,0 740,0 5.5. Развитие системы детского, молодежногои семейного отдыха. 750,0 750,0 5.6. Международное молодежное сотрудничество 751,0 111,0 640,0 6. Система подготовки и перепод- готовки государственных служащих и специалистов по работе с молодежью 51,0 51,0 7. Государственная поддержка деятель- ности детских и молодежных объединений 2000,0 100,0 1900,0 8. Система управления и контроля за реализацией программы.

ИТОГО по Программе: 13536,5 899,0 12637,5 1996 г. 1559,5 175,0 1384,5 1997 г. 6008,0 367,0 5641,0 1998 г. 5979,0 357,0 5622,0 С И С Т Е М А мероприятий, этапы реализации и финансово экономического обеспечения направления программы "Создание системы информационного обеспечения молодежи" (1996-1998 г.г.) Мероприятия и основные этапы Финанс.затраты Источники финанс. Сроки работ Исполнит.

(млн.рубл.) Фед.бджт.Мест.бд. Нач. Оконч.

1 этап:

1.1. Разработка норма- тивно-правовых и мето- дических документов по областному центру ин- формационного обеспече- ния молодежи 4,0 - 4,0 10.1996 12.1996 КДМ 1.2. Внедрение программ- ного обеспечения, систем статотчетности, сбора, пополнения и корректировки баз данных,взаимодействия с другими базами и инфор- мационными источниками, оплата сетей 10,0 - 10,0 05.1997 12.1997 КДМ Управление информац ресурсов 1.3. Формирование базы данных и справочно-ин- формационного фонда областного центра информации 8,0 - 8,0 05.1997 12.1997 КДМ 1.4. Подготовка специа- листов и персонала для работы в системе центров информации. 13.0 10,0 3,0 11.1997 03.1998 Коми- тет РФ по делам молодежи II этап 2.1. Стандартное материально- техническое оснащение центров III уровня 90,0 60,0 30,0 03.1996 12.1996 КДМ 2.2. Отработка механизмов функционирования системы информационного обеспе- чения молодежи 1997 г. Центр информации 2.3. Разработка и внедрение систем сбора, анализа, приема и передачи информации, работы с пользователями и абонентами,формирование баз данных 12,0 - 12,0 1997-1998 Центр информации 2.4. Оплата сетей 24,0 24,0 1997-1998 КДМ ИТОГО по программе: 318,0 140,0 178,0 в том числе по годам:

1996г. 4,0 - 4,0 1997г. 157,0 70,0 87,0 1998г. 157,0 70,0 87,0 С И С Т Е М А Мероприятий, этапы реализации и финансово экономического обеспечения направления подпрограммы "Пути решения жилищной проблемы молодежи" (1997-98 г.г.) Мероприятия и основные этапы.

1. Разработка нормативно- правовых и методических документов по финансово-кре- дитному механизму строительства жилья для молодых и малообеспеченных семей 4,0 - 4,0 10.1997 12.1997 КДМ 2. Разработка показателей и механизмов внедрения и контроля системы льгот при оплате жилищно-коммуналь- ных услуг молодыми и мало- обеспеченными семьями 10,0 10,0 03.1998 07.1998 КДМ 3. Разработка пилотного проекта по вопросам строительства жилья для молодежи и социально-экономической поддержке молодых семей 10,0 - 10,0 03.1997 07.1997 КДМ ИТОГО по программе: 24,0 - 24,0 КДМ в том числе по годам:

1996г. - - - 1997г. 14,0 - 14,0 1998г. 10,0 - 10,0 С И С Т Е М А мероприятий, этапы реализации и финансово-экономическое обеспечение направления подпрограммы "Поддержка молодой семьи" (1995 - 1997 г.г.) Мероприятия и основные этапы 1. Социологические исследования, анализ выработка предложений и рекомендаций по развитию системы мер по поддержке молодой семьи 25,0 - 25,0 1997 г. КДМ 2. Совершенствование нормативно-правовой базы по развитию и внедрению системы мер по поддержке молодой семьи 10,0 - 10,0 1998 г. КДМ ИТОГО по программе: 35,0 - 35,0 КДМ в том числе по годам:

1996 г. - - 1997 г. 25,0 - 25,0 1998 г. 10,0 - 10,0 С И С Т Е М А мероприятий, этапы реализации и финансово-экономическое обеспечение направления подпрограммы "Поддержка молодежного предпринимательства" (1996-1998 г.) Мероприятия и основные этапы 1. Разработка нормативно-правовых и методических документов по созданию комплексной системы поддержки и раз-вития молодежного предпринимательства 4,0 - 4,0 1996 г. КДМ 2. Создание эксперимен- тального областного бизнес- инкубатора, организацион- ное, кадровое и материально- техническое обеспечение.12,0 - 12,0 03.1997 09.1997 КДМ 3. Консультационные услуги:

- общие вопросы действующего законодательства;

- налогообложение и бухучет;

- договорные отношения;

- планирование и управление;

- страхование предприним.

деятельности 8,0 - 8,0 1996-1998 гг. КДМ Фирма "ВЕСТА" 4. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и персонала для работы в системе поддер- жки и развития предпринимательства. 43.0 30,0 13,0 1996 -1998 гг.Комитет РФ по делам молодежи 5. Информационное обеспечение по общим и прикладным вопросам малого бизнеса 4,0 - 4,0 1996 -1998 гг.КДМ 6. Предоставление услуг:

- регистрация предприятий;

- бухгалтерское обслуживание;

- транспортное обслуживание;

- офисное обслуживание;

- телефонно-телеграфная, факсимильная связь, электронная почта;

- копировально-мно- жительные работы. 60,0 - 60,0 1996 -1998 гг.КДМ Фирма "ВЕСТА" 7. Организация предпринимательской деятельности:

- разработка и экспертиза бизнес-планов, ТЭО и прикладных проектов;

- сщдействие в поиске и привлечении инвесторов;

- инвестиционное финансирование;

- лизинговые услуги. 95,0 50,0 45,0 1996 -1998 гг.КДМ Фирма "ВЕСТА" ИТОГО по программе: 226,0 80,0 146,0 в том числе по годам:

1996 г. 76,0 30,0 46,0 1997 г. 80,0 30,0 50,0 1998 г. 70,0 20,0 50,0 С И С Т Е М А мероприятий, этапы реализации и финансово-экономическое обеспечение направления подпрограммы "Содействие занятости молодежи" (1996-1998 г.г.) Мероприятия и основные этапы 1. Разработка нормативно- правовых и методических документов регламентирующих трудовое обучение и занятость молодежи 4,0 - 4,0 1997г. КДМ 2. Мониторинг рынка труда молодежи, анализ и прогноз по состоянию занятости молодежи 10,0 - 10,0 1997-1998 гг. КДМ Центр занятости 3. Создание сети специализированных информационно-консультационных центров по профессиональному образованию и занятости на базе центров занятости, биржи труда, бизнес-инкубатора. 8,0 - 8,0 1997-1998гг. КДМ Центр занятости 4. Организация и проведение ярмарок вакансий для учащейся и безработной молодежи. 39,0 39,0 - 1997-1998 г. Комитет РФ по делам молодежи 5. Организация новых рабочих мест для возрастной категории молодежи от 14 до 20 лет на базе сети ученических пред- приятий в режиме экспериментальных программ 370,0 - 370,0 1997-1998 г. КДМ Биржа труда молодежи ИТОГО по программе: 862,0 78,0 784,0 в том числе по годам:

1996 г. - - - 1997 г. 431,0 39,0 392,0 1998 г. 431,0 39,0 392,0 С И С Т Е М А мероприятий, этапы реализации и финансово-экономическое обеспечение направления подпрограммы "Развития гражданственности и патриотизма" (1996-1998 гг.) Мероприятия и основные этапы 1. Комплексное научное исследование проблем в области гражданственности и патриотизма молодежи 11,0 - 11,0 1997 г. КДМ 2. Организация и проведение конкурсов на лучшее литературно-художественное произведение (сочинение), исследование, телерадио передачу, посвященные пат- риотической теме, отражающей идею гражданственности, возрождению Рос- сии.

-"Храмы России" 30,0 - 30,0 1996-1997 -"З00 лет Российскому Флоту" 25,0 - 25,0 1996 КДМ Комите по культуре Управление образования Союз Писателей 3. Ежегодная организация деятельности оборонно-спортивных, патриотических лагерей. 118,0 - 118,0 1996-1998 г. КДМ 4. Организация слетов, фестивалей патриотических клубов и объединений совместно с воинскими частями погранвойск и СФ. 83.0 - 83,0 1997-1998 г. Комитет РФ по делам молодежи 5. Проведение экспедиций и походов, по поиску и захоронению останков воинов, погибщих в годы ВОВ, установлению их имен, приведению в порядок братских и ииндивидуальных могил 180,0 130,0 60,0 1996-1998 г. КДМ 6. Организация и проведение мероприятий по проектам:

- "Вахта Памяти" 120,0 - 120,0 - "Эстафета шефства" 250,0 250,0 - "Витязи" 245,0 - 245,0 1996-1998 г. КДМ Обком РСМ 7. Подготовка и проведение мероприятий:

"Зарница", "Аты-Баты" 24,0 - 24,0 1996-1998 г. КДМ Облвоенком ИТОГО по программе: 2556,0 390,0 2166,0 в том числе по годам:

1996 г. 364,0 130,0 234,0 1997 г. 1096,0 130,0 966,0 1998 г 1096,0 130,0 966,0 С И С Т Е М А мероприятий, этапы реализации и финансово экономического обеспечения направления подпрограммы "Поддержка талантливой молодежи" (1996-1998 г.г.) Мероприятия и основные этапы 1. Разработка нормативной базы по поиску и поддержке талантливой молодежи - - - 1996 -1997г КДМ 2. Организация и проведение конкурсов на лучшую научную работу по естественным, техническим и гума- нитарным наукам 50,0 - 50,0 1997 -1998г КДМ МАРПФ МГПИ 3. Организация и проведение мероприятий по проекту "Одаренные дети". 680,0 - 680,0 1996 -1998 г КДМ 4. Подготовка и проведение областного конкурса молодых литераторов, на соискание литературной премии имени БАЕВА-ПОДСТАНИЦКОГО 2,5 - 2,5 1996 -1998 г КДМ Союз Писателей 5. Организация и проведение традиционных областных фестивалей детского и юношеского творчества:

- "СЮР-ПРИЗ" 60,0 - 60,0 -"ROСK-FACE" 100.0 - 100,0 - "ПРЕСС" 25,0 - 25,0 1996 -1998 г КДМ Комитет по культуре 6. Организация и проведение фестивалей-конкурсов молодых исплнителей по жанрам:

- авторская песня;

- хоровые коллективы;

- танцевальные коллективы;

- эстрадное творчество;

- народные музыкальные инструменты: 600,0 - 600,0 1997 -1998 г КДМ Комитет по культуре Обком РСМ 7. Создание цикла телерадио передач, посвященных художест- венному твор-честву детей и молодежи области. 10,0 - 10,0 1997 -1998 г КДМ ГТРК "Мурман" ИТОГО по программе: 3907,0 - 3907,0 в том числе по годам:

1996 г. 852,0 - 852,0 1997 г. 1527,5 - 1527,5 1998 г. 1527,5 1527,5 С И С Т Е М А мероприятий, этапы реализации и финансово-экономическое обеспечение направления подпрограммы "Развитие массового спорта среди детей и молодежи" (1996-1998г.г.) Мероприятия и основные этапы 1. Организация и поэтапное проведение Всероссийских финальных турниров:

- "Кожаный мяч" 50,0 - 50,0 - "Золотая шайба" 50,0 - 50,0 - "Чудо-шашки" 50,0 - 50,0 - "Плетеный мяч" 50,0 - 50,0 - "Белая ладья" 50,0 - 50,0 - "Снайперы баскетбола" 50,0 - 50,0 1997-1998 г. КДМ Комитет по физ-ре и спорту 2. Поддержка экспериментальных видов спорта и физической активности студенческой молодежи 50,0 - 50,0 1997 - 1998 г.КДМ 3. Организация, проведение турниров и развитие массового спорта среди молодых инвалидов, воспитанников детских домов и интернатов. 111,0 - 111,0 1997 - 1998 г. КДМ 4. Подготовка и участие молодежи во Всероссийских турнирах:

- по кик-боксингу - по подводному плаванию - "Юный ак-ванавт" - по мотоциклетному спорту - по рукопашному бою - по прикладному многоборью среди юношей и девушек 128,5 - 128,5 1996-1998 г. КДМ Комитет по физкультури спорту 7. Создание цикла теле- радио передач, фильмов, информационных материалов о спорте для детей и молодежи области. 10,0 - 10,0 1997-1998 г. КДМ ГТРК "Мурман" ИТОГО по программе: 1326,5 - 1326,5 в том числе по годам:

1996 г. 128,5 - 128,5 1997 г. 599,0 - 599,0 1998 г. 599,0 - 599,0 С И С Т Е М А мероприятий, этапы реализации и финансово-экономическое обеспечение направления подпрограммы "Формирование и развитие системы социальных служб для молодежи" (1996-1998 гг.) Мероприятия и основные этапы 1. Формирование нормативно- правовой базы, регламентирующей создание и функционирование социальных служб для молодежи. - - - 1996-1997 г. КДМ 2. Рекламно - информационная деятельность по пропаганде опыта опорно-экспериментальных служб для молодежи. 50,0 - 50,0 1997-1998 г. КДМ МГПИ 3. Проведение конкурсов-проектов на лучшее содержание работы социальных служб для молодежи. 80,0 - 80,0 1997-1998 г. КДМ 4. Поддержка учреждений (служб) молодежной политики. 120,0 - 120,0 1997-1998 г. КДМ 5. Научно-методическое обеспечение работы социальных служб для молодежи 60,0 - 60,0 1997-1998 г. КДМ 6. Международные связи в области социальной работы с молодежью, участие учреждений социальных служб в международных ассоциациях, проектах, программах 60,0 - 60,0 1997-1998 г. КДМ Комитет социальной защиты ИТОГО по программе: 740,0 - 740,0 в том числе по годам:

1996 г. - - - 1997 г. 370,0 - 370,0 1998 г. 370,0 - 370,0 С И С Т Е М А мероприятий, этапы реализации и финансово экономического обеспечения направления подпрограммы "Развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха" (1996-1998 г.г.) Мероприятия и основные этапы 1. Реализация инновационных программ и проектов организации детского, молодежного и семейного отдыха.

Организация лагерей, экспериментальных площадок, осуществляющих оригинальные программы. - - - 1997-1998 г. КДМ 2. Организация отдыха в детских оздоровительных центрах, находящихся на бюд- жетном финансировании 300,0 - 300,0 1997-1998 г. КДМ 3. Поддержка и организация отдыха в профильных оздоровительных детских центрах, рабо- тающих по собственным программам. 60,0 - 60,0 1997-1998 г. КДМ 4. Научные исследования по проблемам сферы детского, молодежного и семейного отдыха а) разработка системы льготных налогов для учреждений детского и семейного отдыха, предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих развитие системы детского и семейного отдыха б) определение порядка проведения приватизации, передачи оздорови- тельных лагерей в муниципальную или федеральную собственность в) участие в выработке механизма компенсационных выплат населению на детский отдых по средствам введения сертификатов (ваучеров) с последующим проведением эксперимента в области 15,0 - 15,0 1997 г. КДМ Лаборатор. социологич.

исследован.МГПИ ИТОГО по программе: 750,0 - 750,0 в том числе по годам:

1996 г. - - - 1997 г. 375,0 - 375,0 1998 г. 375,0 - 375,0 С И С Т Е М А мероприятий, этапы реализации и финансово-экономическое обеспечение направления подпрограммы "Международного молодежного сотрудничества" (1996-1998 г.г.) Мероприятия и основные этапы 1. Мероприятия по подготовке и проведению 10-летия Международного Года Молодежи. - - 1996 г. КДМ 2. Подготовка и реализация многосторонних и двусторонних соглашений в сотрудничестве в области молодежной политики со странами Баренцрегиона 80,0 - 80,0 1996-1998 г. КДМ 3. Финансирование программ и проектов по сотрудничеству со странами европейского сообщества 40,0 - 40,0 1996-1998г. КДМ 4. Частичная компенсация транспортных расходов российских участников международных молодежных обменов 40,0 - 40,0 1996-1998г. ДМК 5. Реализация двусторонних соглашений о молодежных обменах в том числе:

5.1. с Норвегией 10,0 - 10,0 5.2. с Финляндией 18,0 8,0 10,0 5.3. со Швецией 10,0 - 10,0 5.4. с Великобританией 40,0 10,0 30,0 5.5. с Германией 10,0 - 10,0 5.6. с Францией 20,0 - 20,0 1996-1998 г. Комитет РФ по делам молодежи Центр межд молодежн. обменов КДМ АМО 6. Организация и проведение международных семинаров по проблемам молодежи 40,0 30,0 10,0 1996-1998 г. КДМ ИТОГО по программе: 751,0 111,0 640,0 в том числе по годам:

1996 г. 135,0 15,0 120,0 1997 г. 308,0 48,0 260,0 1998 г. 308,0 48,0 260,0 С И С Т Е М А мероприятий, этапы реализации и финансово экономическое обеспечение направления подпрограммы "Система подготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов по работе с молодежью" (1996-1998 г.г.) Мероприятия и основные этапы 1. Проведение экспертных и исследовательских работ по организации учебного процесса:

- разработка учебных программ;

- рекомендации по использованию форм и методов работы; - - - 1996-1997 г. КДМ 2. Нормотворческая деятельность:

- введение в существующие программы переподготовки государственных служащих новых специализаций по подготовке специалистов, занимающихся молодежными проблемами; 2,0 - 2,0 1996-1998 г. КДМ МГПИ 3. Выбор конкретных программ по переподготовке служащих; 8,0 - 8,0 1997-1998 г. КДМ 4. Набор групп слушателей по специаль- ностям в рамках региона; 5,5 - 5,5 1996 -1998 г. КДМ 7. Создание структурных подразделений информационно- компьютерного обеспечения процесса обучения, мето- дического и психолого- педагогического обеспечения, научно-аналитической поддержки, организационной и материально- технической деятельности. 10,0 - 10,0 1996-1998 г. КДМ МГПИ ИТОГО по программе: 51,0 - 51,0 в том числе по годам:

1996 г. - - - 1997 г. 25,5 - 25,5 1998 г. 25,5 - 25,5 С И С Т Е М А мероприятий, этапы реализации и финансово-экономическое обеспечение подпрограммы "Государственная поддержка деятельности детских и молодежных объединений" (1996-1998 гг.) Мероприятия и основные этапы 1. Разработка нормативной базы государственной поддержки молодежных и детских объединений области. - - - 1996 г. КДМ 2. Организация и проведение ежегодного областного Конкурса проектов и прог- рамм молодежных и детских объединений, представленных на соискание грантов:

Грант "Михаил Ломоносов" Грант "Екатерина Дашкова" Грант "Петр Чайковский" Грант "Владимир Вернадский" Грант "Алесандр Невский" 100,0 50,0 50,0 1997-1998 г. КДМ МАРПФ МГПИ 3. Финансирование программ областных молодежных и детских объединений 600,0 - 600,0 1997-1998 г. КДМ 4. Ежегодные субсидии молодежным и детским объединениям на органи- зационную деятельность 300,0 - 300,0 1997-1998 г. КДМ ИТОГО по программе: 2000,0 100,0 1900,0 в том числе по годам:

1996 г. - - - 1997 г. 1000,0 50,0 950,0 1998 г. 1000,0 50,0 950,0