ТГ, ВК, Дзен, enotrakoed@gmail.com

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН от 12 ноября 1996 г. № 50-З Утратил силу - Закон Нижегородской области от 12.10.2011 г. № 150-З О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (В редакции Законов Нижегородской области от 10.02.97 г. № 63-З;

от 03.06.97 г. № 73-З; от 14.10.98 г. № 15-З;

от 15.12.2000 г. № 150-З; от 23.10.2001 г. № 215-З;

от 28.12.2001 г. № 240-З; от 12.08.2002 г. № 44-З;

от 28.02.2003 г. № 22-З; от 14.04.2003 г. № 27-З;

от 20.05.2003 г. № 35-З; от 23.12.2003 г. № 123-З;

от 11.06.2004 г. № 50-З; от 11.10.2004 г. № 105-З;

от 29.12.2004 г. № 168-З; от 31.12.2004 г. № 175-З;

от 14.03.2005 г. № 26-З; от 14.05.2005 г. № 55-З;

от 30.12.2005 г. № 223-З; от 13.03.2006 г. № 16-З;

от 28.04.2006 г. № 34-З; от 14.07.2006 г. № 73-З;

от 28.09.2006 г. № 106-З; от 26.10.2006 г. № 117-з;

от 26.12.2006 г. № 162-З; от 11.04.2007 г. № 31-З;

от 03.05.2007 г. № 46-З; от 03.08.2007 г. № 102-З;

от 05.09.2007 г. № 105-З; от 01.11.2007 г. № 151-З;

от 12.02.2008 г. № 11-З; от 08.07.2008 г. № 88-З;

от 05.03.2009 г. № 18-З; от 04.06.2009 г. № 64-З;

от 03.07.2009 г. № 90-З; от 12.01.2010 г. № 1-З;

от 11.05.2010 г. № 71-З; от 01.06.2010 г. № 84-З;

от 03.09.2010 г. № 138-з; от 04.03.2011 г. № 33-З) Принят постановлением Законодательного Собрания от 14.10.1996 № 196 Настоящий Закон определяет права, обязанности и ответственность депутата Законодательного Собрания Нижегородской области, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Положение статьи 1 в части ограничений для депутатов Законодательного Собрания быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также занимать государственные должности государственной службы не распространяются на депутатов, избранных до вступления в силу настоящего Закона (статья 42 данного документа).

Статья 1. Депутат Законодательного Собрания Депутатом Законодательного Собрания Нижегородской области (далее - депутат) является избранный населением области представитель, уполномоченный осуществлять совместно с другими депутатами Законодательного Собрания области законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом и настоящим Законом области.

(В редакции Закона Нижегородской области от 30.12.2005 г. № 223-З) При осуществлении своих полномочий депутат руководствуется общегосударственными интересами и интересами населения области, действующим законодательством Российской Федерации и области, Регламентом Законодательного Собрания.

Часть.(Утратила силу - Закон Нижегородской области от 08.07.2008 г. № 88-З) Часть.(Утратила силу - Закон Нижегородской области от 08.07.2008 г. № 88-З) Статья 1-1. Полномочия депутата Полномочия депутата - совокупность взаимосвязанных прав и обязанностей депутата, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Нижегородской области, настоящим Законом и другими законами области, в целях осуществления законодательной и иной деятельности в Законодательном Собрании, а также работы с избирателями в округе либо на территории, определяемой депутату в соответствии с настоящим Законом, для обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов избирателей в установленном законом порядке. (В редакции Закона Нижегородской области от 08.07.2008 г. № 88-З) Статья 2. Срок полномочий депутата Срок полномочий депутата начинается со дня его избрания и прекращается со дня проведения первого правомочного заседания Законодательного Собрания нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных статьей 3 настоящего Закона.

Часть.(Утратила силу - Закон Нижегородской области от 08.07.2008 г. № 88-З) (Статья 2 в редакции Закона Нижегородской области от 23.12.2003 г. № 123-З) Статья 3. Досрочное прекращение полномочий депутата 1. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях:

а) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;

б) избрания (назначения) депутата членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, назначения на должность судьи, замещения иных государственных должностей Российской Федерации, иных государственных должностей Нижегородской области, должностей федеральной государственной службы, должностей государственной гражданской службы Нижегородской области, а также муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом; (В редакции Законов Нижегородской области от 04.06.2009 г.

№ 64-З; от 03.07.2009 г. № 90-З) б-1) несоблюдения депутатом требований, предусмотренных частями 4 - 6 статьи 21-2 настоящего Закона; (В редакции Закона Нижегородской области от 04.06.2009 г. № 64-З) в) отзыва депутата избирателями в порядке, установленном законодательством; (В редакции Закона Нижегородской области от 08.07.2008 г. № 88-З) г) утраты депутатом гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; (В редакции Закона Нижегородской области от 26.10.2006 г. № 117-з) д) (Утратил силу - Закон Нижегородской области от 26.12.2006 г. № 162-З) е) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;

ж) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности депутата либо о признании его недееспособным;

з) признания депутата безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу, и) смерти депутата.

2. Полномочия депутата прекращаются также в связи с досрочным прекращением полномочий Законодательного Собрания в случаях, предусмотренных федеральным законом и Уставом Нижегородской области.

3. На основании документов, подтверждающих возникновение предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи случаев, Законодательным Собранием принимается постановление о прекращении полномочий депутата. Полномочия депутата прекращаются со дня, определенного постановлением Законодательного Собрания на основании документа, подтверждающего возникновение такого случая. Письменное заявление депутата Законодательного Собрания о досрочном сложении своих полномочий не может быть им отозвано после принятия Законодательным Собранием постановления о досрочном прекращении его полномочий. (В редакции Закона Нижегородской области от 11.10.2004 г. № 105-З) 4. (Утратил силу - Закон Нижегородской области от 08.07.2008 г. № 88-З) 5. В случае досрочного прекращения депутатских полномочий замещение образовавшегося вакантного депутатского мандата осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Нижегородской области от 25 ноября 2005 года № 187-З "О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области".

(Дополнен - Закон Нижегородской области от 04.06.2009 г. № 64-З) (Статья 3 в редакции Закона Нижегородской области от 23.12.2003 г. № 123-З) Статья 4. Удостоверение и нагрудный знак депутата Депутат имеет соответствующее удостоверение, являющееся документом, подтверждающим полномочия депутата, и нагрудный знак депутата Законодательного Собрания Нижегородской области, которыми он пользуется в течение срока своих полномочий. (В редакции Закона Нижегородской области от 28.09.2006 г. № 106-З) Удостоверение депутата Законодательного Собрания Нижегородской области является документом, дающим ему право при осуществлении депутатских полномочий беспрепятственно посещать исполнительные органы государственной власти области, иные государственные органы области, органы местного самоуправления на территории области, присутствовать а также право посещения всех предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений на территории области, независимо от их подчиненности и форм собственности. (В редакции Законов Нижегородской области от 23.12.2003 г. № 123-З; от 30.12.2005 г. № 223-З) Нагрудный знак в обязательном порядке надевается депутатом на проводимые Законодательным Собранием официальные мероприятия (заседания Законодательного Собрания, комитетов (комиссий), временных комиссий, депутатские слушания, конференции, совещания рабочих групп).(Часть дополнена - Закон Нижегородской области от 12.02.2008 г. № 11-З) Положение об удостоверении и нагрудном знаке депутата, их образцы и описание утверждаются постановлением Законодательного Собрания области.

По окончании срока полномочий удостоверение и нагрудный знак по желанию депутата могут оставаться у него на вечное хранение или могут быть сданы в Законодательное Собрание.

Статья 5. Условия осуществления депутатом своих полномочий Депутату при осуществлении его депутатской деятельности обеспечиваются органами государственной власти условия для беспрепятственной и эффективной реализации его прав и обязанностей.

Депутат осуществляет свои полномочия на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности.

В Законодательном Собрании на профессиональной постоянной основе могут осуществлять свою деятельность не более 15 депутатов.

Председатель Законодательного Собрания и заместитель (заместители) Председателя Законодательного Собрания исполняют свои должностные обязанности на профессиональной постоянной основе.

Руководитель фракции в Законодательном Собрании или его заместитель вправе осуществлять свою деятельность на профессиональной постоянной основе по решению фракции в Законодательном Собрании.

В комитете (комиссии) Законодательного Собрания может осуществлять свою деятельность на профессиональной постоянной основе один депутат, замещающий должность председателя или заместителя председателя комитета (комиссии) Законодательного Собрания.

О работе руководителя (заместителя руководителя) фракции в Законодательном Собрании, председателя (заместителя председателя) комитета (комиссии) Законодательного Собрания на профессиональной постоянной основе принимается постановление Законодательного Собрания.

Депутаты, избранные по одномандатным избирательным округам, а также в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании, вправе замещать руководящие должности в Законодательном Собрании в порядке, предусмотренном Регламентом Законодательного Собрания Нижегородской области, Положением о комитетах и комиссиях Законодательного Собрания Нижегородской области и положениями о депутатских объединениях в Законодательном Собрании Нижегородской области.

Руководящими должностями в Законодательном Собрании являются Председатель Законодательного Собрания, заместитель Председателя Законодательного Собрания, руководитель фракции в Законодательном Собрании, председатель и заместитель председателя комитета (комиссии) Законодательного Собрания.

(Статья в редакции Закона Нижегородской области от 03.09.2010 г. № 138-з) Статья 6. Формы депутатской деятельности Формами депутатской деятельности являются:

а) участие в подготовке (индивидуальной или совместно с другими депутатами) материалов для рассмотрения Законодательным Собранием;

б) участие в заседаниях Законодательного Собрания области;

в) участие в работе соответствующих комитетов (комиссий), членом которых депутат является, с правом решающего голоса и других органов Законодательного Собрания области; (В редакции Закона Нижегородской области от 08.07.2008 г. № 88-З) г) участие в работе других комитетов (комиссий) с правом совещательного голоса;

д) участие в депутатских слушаниях и иных мероприятиях, проводимых в Законодательном Собрании области; (В редакции Закона Нижегородской области от 08.07.2008 г. № 88-З) е) выполнение поручений Законодательного Собрания области;

ж) обращение с депутатскими запросами;

и) направление депутатского обращения; (В редакции Закона Нижегородской области от 23.12.2003 г. № 123-З) к) работа с избирателями.

л) участие в работе депутатских объединений - фракций и депутатских групп в Законодательном Собрании области; (В редакции Закона Нижегородской области от 30.12.2005 г. № 223-З) м) проведение отчетов и встреч с избирателями; (Дополнен - Закон Нижегородской области от 23.12.2003 г. № 123-З) н) прием граждан; (Дополнен - Закон Нижегородской области от 23.12.2003 г. № 123-З; в редакции Закона Нижегородской области от 30.12.2005 г. № 223-З) о) взаимодействие с гражданами посредством электронных и иных средств связи; (Дополнен - Закон Нижегородской области от 08.07.2008 г. № 88-З) п) выступления в средствах массовой информации. (Дополнен - Закон Нижегородской области от 08.07.2008 г. № 88-З) Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами области, Регламентом Законодательного Собрания области.

Статья 6.1. Депутатские объединения Депутатскими объединениями являются фракции и депутатские группы.

Депутатские объединения в Законодательном Собрании области регистрируются в порядке, установленном Регламентом Законодательного Собрания Нижегородской области. (В редакции Закона Нижегородской области от 13.03.2006 г. № 16-З) Депутаты, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации, в дальнейшем могут войти в любое из них при согласии депутатского объединения.

Порядок деятельности депутатских объединений устанавливается постановлением Законодательного Собрания. Депутатские объединения в соответствии с указанным порядком принимают положения о депутатских объединениях. (В редакции Закона Нижегородской области от 04.06.2009 г. № 64-З) Часть. (Утратила силу - Закон Нижегородской области от 04.06.2009 г. № 64-З) Статья 6.2. Фракции в Законодательном Собрании Фракцией является депутатское объединение Законодательного Собрания, сформированное из депутатов, избранных в составе областного списка кандидатов избирательного объединения, который был допущен к распределению депутатских мандатов.

Во фракцию также могут входить:

а) депутаты, избранные по одномандатным избирательным округам, которые были выдвинуты в порядке самовыдвижения;

б) депутаты, избранные в составе областного списка иного избирательного объединения, фракция в Законодательном Собрании которого не была создана либо прекратила свою деятельность;

в) депутаты, избранные по одномандатным избирательным округам, которые были выдвинуты иным избирательным объединением, фракция в Законодательном Собрании которого не была создана либо прекратила свою деятельность.

(Часть в редакции Закона Нижегородской области от 03.08.2007 г.

№ 102-З) Указанные депутаты входят в состав фракции на основании решения большинства от общего числа членов фракции, оформленного протоколом заседания данной фракции, по их письменному заявлению. (Часть дополнена - Закон Нижегородской области от 03.08.2007 г. № 102-З) Депутат может быть исключен из состава фракции на основании решения большинства от общего числа членов депутатской фракции об исключении его из фракции.

Часть. (Утратила силу - Закон Нижегородской области от 04.06.2009 г. № 64-З) В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в Законодательном Собрании, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.(Дополнена - Закон Нижегородской области от 04.06.2009 г. № 64-З) (Статья в редакции Закона Нижегородской области от 26.12.2006 г. № 162-З) Статья 6-3. Депутатские группы В Законодательном Собрании могут создаваться депутатские группы для выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Законодательным Собранием.

Депутатские группы в Законодательном Собрании не могут создаваться в целях реализации в Законодательном Собрании задач политической партии.

Указанные депутатские группы вправе образовывать депутаты, избранные по одномандатному избирательному округу, которые были выдвинуты в порядке самовыдвижения, и не вошедшие во фракции. (В редакции Закона Нижегородской области от 05.09.2007 г. № 105-З) Глава II. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ ДЕПУТАТА И ПОРЯДОК ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Статья 7. Права и обязанности депутата 1. Депутат имеет право:

1) осуществлять право законодательной инициативы в Законодательном Собрании;

2) вносить в Законодательное Собрание проекты постановлений;

3) участвовать в работе комитетов (комиссий) Законодательного Собрания с правом совещательного голоса;

4) входить в депутатские объединения (фракции и депутатские группы);

5) направлять депутатский запрос, депутатское обращение;

6) обращаться в соответствующие органы и к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному устранению обнаружившегося нарушения прав граждан;

7) участвовать в проведении депутатских расследований;

8) участвовать в депутатских слушаниях, рабочих группах, согласительных комиссиях, совещаниях по вопросам, связанным с депутатской деятельностью;

9) на безотлагательный прием должностными лицами по вопросам, связанным с депутатской деятельностью;

10) участвовать в заседаниях Правительства Нижегородской области и других органов государственной власти области, а также органов местного самоуправления с их согласия;

11) участвовать в контроле за исполнением законов области, постановлений Законодательного Собрания, за реализацией программ социально-экономического развития;

12) получать и распространять информацию по вопросам, связанным с депутатской деятельностью.

Депутат может иметь иные права, предусмотренные федеральными законами и законами области.

2. Депутат обязан:

1) принимать личное участие в заседаниях Законодательного Собрания и заседаниях комитетов (комиссий), членом которых он является;

2) соблюдать Регламент Законодательного Собрания;

3) соблюдать нормы депутатской этики;

4) проводить личный прием, отчеты и встречи с избирателями в избирательном округе либо на территории, определяемой депутату в порядке, установленном настоящим Законом;

5) выполнять поручения Законодательного Собрания и его органов;

6) ежегодно представлять в Законодательное Собрание сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Нижегородской области, и лицами, замещающими государственные должности Нижегородской области, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным Губернатором Нижегородской области, в случае осуществления им полномочий на профессиональной постоянной основе. (В редакции Закона Нижегородской области от 11.05.2010 г. № 71-З) Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов, осуществляющих полномочия на профессиональной постоянной основе, и членов их семей размещаются на официальном сайте Законодательного Собрания Нижегородской области в международной компьютерной сети Интернет и предоставляются средствам массовой информации в порядке, утвержденном Губернатором Нижегородской области. (Дополнен - Закон Нижегородской области от 01.06.2010 г. № 84-З) Депутат может иметь иные обязанности, предусмотренные федеральными законами и законами области.

Статья 8. Право законодательной инициативы 1. Депутат имеет право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Законодательное Собрание:

1) проектов законов о поправках к Уставу Нижегородской области;

2) проектов законов области;

3) поправок к проектам законов области, принятых в первом чтении.

2. Законопроекты, внесенные депутатом в порядке законодательной инициативы, подлежат обязательному рассмотрению Законодательным Собранием в установленном Регламентом Законодательного Собрания порядке.

Статья 9. Депутатский запрос Депутатским запросом считается письменное обращение депутата (группы депутатов), фракции, комитета (комиссии) по вопросам, связанным с реализацией полномочий Законодательного Собрания, полномочий депутатов, а также по иным вопросам, имеющим общественное значение.

Депутат (группа депутатов), фракция, комитет (комиссия) вправе обратиться с запросом к Губернатору Нижегородской области, другим лицам, замещающим государственные должности Нижегородской области, должностным лицам федеральных органов государственной власти, действующих на территории области, органов государственной власти области, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций.

Запрос в письменной форме направляется Председателю Законодательного Собрания и подлежит рассмотрению на ближайшем заседании Законодательного Собрания с принятием соответствующего постановления.

Должностное лицо, которому направлен депутатский запрос, должно дать ответ на него в письменной форме в Законодательное Собрание и инициатору запроса не позднее чем через 15 дней либо в иной срок, определенный федеральным законодательством или постановлением Законодательного Собрания.

Ответ на запрос должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности.

Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов. О дне рассмотрения поставленных в запросе вопросов инициатор запроса должен быть извещен должностным лицом, которому адресован запрос, заблаговременно, но не позднее чем за три дня до дня заседания соответствующего органа.

Письменный ответ на депутатский запрос по предложению инициатора запроса оглашается на заседании Законодательного Собрания.

По результатам рассмотрения депутатского запроса может приниматься постановление Законодательного Собрания.

Статья 10. Депутатское обращение Депутатским обращением считается обращение депутата в письменной форме в органы государственной власти области, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации с просьбой осуществить какие-то меры, предоставить информацию, предложения, разъяснения по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью.

При обращении депутата по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, в органы государственной власти области, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации должностные лица указанных органов, объединений и организаций не позднее семи дней со дня получения обращения (а при необходимости получения дополнительных материалов - не позднее 30 дней со дня получения обращения) дают ответ на это обращение и предоставляют запрашиваемые документы или сведения. При этом сведения, составляющие государственную или коммерческую тайну, предоставляются в порядке, установленном федеральным законодательством.

Если необходимо проведение дополнительной проверки или истребование каких-либо дополнительных материалов, должностные лица, указанные в части первой настоящей статьи, обязаны сообщить об этом обратившемуся к ним депутату.

Должностные лица федеральных органов государственной власти осуществляют рассмотрение обращения депутата в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством.

Депутат имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен не позднее чем за три дня.

Статья 11. Право депутата требовать устранения нарушения закона, прав, свобод и законных интересов граждан При выявлении неправомерных действий должностных лиц или граждан депутаты вправе потребовать от них незамедлительного устранения нарушения закона, прав, свобод и законных интересов граждан. Должностные лица органов государственной власти области, органов местного самоуправления, организаций, к которым обращено требование депутата, обязаны незамедлительно принять меры для устранения нарушения, а при необходимости - для привлечения виновных к ответственности с последующим информированием об этом депутата.

Статья 12. (Утратила силу - Закон Нижегородской области от 03.09.2010 г. № 138-з) Статья 13. Депутатские слушания Депутатские слушания - форма депутатской деятельности по обсуждению вопросов, отнесенных к ведению Законодательного Собрания, иных вопросов, имеющих общественную и социальную значимость, с гражданами, органами государственной власти области, иными органами государственной власти, органами местного самоуправления, расположенными на территории области организациями.

Порядок организации и проведения депутатских слушаний устанавливается Регламентом Законодательного Собрания.

Статья 14. Право депутата на прием должностными лицами По вопросам депутатской деятельности депутаты пользуются правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности.

Для решения вопросов, связанных с депутатской деятельностью, депутат вправе обратиться к должностному лицу непосредственно или через секретариат должностного лица письменно или устно.

В случае устного обращения время приема назначается должностным лицом по договоренности с депутатом, а в случае письменного обращения депутата время приема назначается должностным лицом не позднее трех дней с момента получения обращения депутата.

При невозможности приема депутата в течение трех дней должностное лицо по договоренности с депутатом назначает иное время.

Статья 15. Право депутата на получение и распространение информации Депутат в порядке, установленном в Законодательном Собрании, обеспечивается актами, принятыми Законодательным Собранием, другими документами, информационными и справочными материалами, в том числе официально распространяемыми Правительством области, иными органами исполнительной власти области, государственными органами по вопросам, связанным с депутатской деятельностью.

При обращении депутата в органы государственной власти области, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации соответствующие должностные лица обеспечивают депутата консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют ему необходимую информацию и документацию по вопросам, связанным с депутатской деятельностью.

С документами, содержащими государственную или коммерческую тайну, депутат может быть ознакомлен в порядке, установленном федеральным законодательством.

Депутат информирует население о своей деятельности через средства массовой информации.

Статья 16. Участие депутата в работе Законодательного Собрания Депутат обязан принимать личное участие в заседаниях Законодательного Собрания, комитетов (комиссий), членом которых он является. При невозможности присутствовать на заседании Законодательного Собрания, комитета (комиссии) по уважительной причине депутат заблаговременно, не позднее чем за один день, письменно информирует об этом соответственно Председателя Законодательного Собрания, председателя комитета (комиссии).

Статья 17. Депутатская этика Депутатская этика - совокупность норм, устанавливающих правила поведения депутата во взаимоотношениях с другими депутатами, избирателями и иными лицами при реализации депутатских прав и обязанностей.

Отношения депутата с должностными лицами, гражданами и другими депутатами строятся на принципах взаимного уважения и делового этикета.

Информация о нарушении депутатом норм депутатской этики и иных правовых норм, в том числе распространенная в средствах массовой информации, подлежит рассмотрению комитетом Законодательного Собрания по регламенту и депутатской этике. Указанная информация рассматривается комитетом Законодательного Собрания по регламенту и депутатской этике по собственной инициативе либо на основании заявления депутата, обращения комитетов (комиссий) и депутатских объединений в Законодательном Собрании.

Решение об опубликовании результатов проверки принимается Законодательным Собранием.

Правила депутатской этики, а также ответственность за их нарушение устанавливается Регламентом Законодательного Собрания.

Статья 18. Взаимоотношения депутатов с избирателями Депутат обязан поддерживать связь с избирателями. Депутат, избранный по одномандатному избирательному округу, поддерживает связь с избирателями своего округа. Депутат, избранный по областному списку кандидатов, поддерживает связь с избирателями на соответствующей территории региональной группы, иной территории, определяемой фракцией (для депутатов, входящих в состав фракции) или депутатами самостоятельно (для депутатов, не входящих в состав фракции).

Депутат проводит встречи с избирателями, рассматривает их обращения, ведет прием граждан, вносит предложения в соответствующие органы государственной власти области, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации.

Статья 19. Наказы избирателей Депутат вправе принимать предложения в избирательном округе либо на территории, определяемой депутату в порядке, установленном настоящим Законом.

Предложения избирателей - обращения граждан к депутатам, имеющие общественное значение.

Наказами избирателей являются предложения избирателей, утвержденные постановлением Законодательного Собрания.

Порядок придания предложениям избирателей статуса наказа, механизм и сроки реализации наказов избирателей, порядок их финансирования устанавливаются законом области.

Контроль за выполнением наказов избирателей осуществляет Законодательное Собрание.

Статья 20. Отчет депутата перед избирателями 1. Депутат ежегодно отчитывается перед избирателями о своей деятельности.

2. Отчет депутата перед избирателями должен содержать следующую информацию:

1) о реализации права законодательной инициативы;

2) о проведенных приемах граждан;

3) о результатах рассмотрения обращений граждан;

4) о работе депутата в комитетах (комиссиях) Законодательного Собрания.

Отчет может содержать и иную информацию о деятельности депутата.

3. По требованию избирателей может быть проведен внеочередной отчет депутата.

Под требованием внеочередного отчета депутата должно быть собрано не менее 150 подписей избирателей.

Порядок проведения внеочередного отчета депутата разрабатывается комитетом Законодательного Собрания по регламенту и депутатской этике и утверждается постановлением Законодательного Собрания.

Статья 21. Содействие депутату в проведении отчетов и встреч с избирателями По согласованию с местной администрацией соответствующего муниципального района (городского округа) депутату и его помощникам обеспечиваются необходимые, в пределах имеющихся возможностей, условия для проведения личных приемов, отчетов и встреч с избирателями в избирательном округе либо на территории, определяемой депутату в соответствии с настоящим Законом. Для этого указанная местная администрация по просьбе депутата выделяет помещение, извещает граждан о времени и месте проведения встречи, направляет по приглашению депутата для участия во встрече своих представителей, оказывает другую помощь.

Депутат вправе проводить отчеты и встречи с работниками предприятий, организаций и их структурных подразделений, расположенных на территории избирательного округа, по которому избран данный депутат, на территории, определяемой данному депутату в соответствии с настоящим Законом, включая режимные объекты и предприятия. Администрация соответствующих предприятий, организаций в трехдневный срок после получения письменной просьбы депутата обязана обеспечить ему возможность организации такой встречи и предоставить помещение на территории предприятия или организации.

Допуск депутата на территорию режимных объектов и предприятий осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 21-1. Выполнение депутатом поручений Законодательного Собрания и его органов Депутат обязан выполнять поручения Законодательного Собрания, комитета (комиссии), данные ему в пределах их компетенции.

Органы государственной власти области, органы местного самоуправления, организации оказывают содействие депутатам в решении вопросов, возникающих при осуществлении ими депутатской деятельности.

О результатах выполнения поручений депутат информирует Законодательное Собрание или его органы, вносит предложения об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения федерального законодательства, законов области и других нормативных правовых актов органов государственной власти области и органов местного самоуправления.

Статья 21-2. Ограничения, связанные с исполнением обязанностей депутата 1. В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности Нижегородской области, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы Нижегородской области, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

2. Депутат не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

3. В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

2) участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.

4. Депутат, избранный в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии со статьей 6-2 настоящего Закона. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.

5. Депутат, избранный по одномандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, указанной в части шестой статьи 6-2 настоящего Закона, и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.

6. Депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, указанной в части шестой статьи 6-2 настоящего Закона, вступивший в политическую партию, которая имеет фракцию в Законодательном Собрании, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.

7. Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.

(Статья в редакции Закона Нижегородской области от 04.06.2009 г. № 64-З) (Глава в редакции Закона Нижегородской области от 08.07.2008 г. № 88-З) Глава III. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 22. Гарантии депутатской деятельности и неприкосновенности депутата Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий.

Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

(Статья в редакции Закона Нижегородской области от 23.12.2003 г. № 123-З) Статья 23. (Утратила силу - Закон Нижегородской области от 30.12.2005 г. № 223-З) Статья 24. Компенсация за причинение депутату увечья или иного повреждения здоровья В случае причинения депутату увечья или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным вознаграждением депутата, работающего на профессиональной постоянной основе в Законодательном Собрании, на момент выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию. (В редакции Закона Нижегородской области от 23.12.2003 г. № 123-З) Данная статья не применяется, если в предусмотренном законом порядке будет установлено, что причинение вреда депутату не связано с осуществлением им депутатских полномочий.

Статья 25. (Утратила силу - Закон Нижегородской области от 08.07.2008 г. № 88-З) Статья 26. (Утратила силу - Закон Нижегородской области от 03.05.2007 г. № 46-З) Статья 27. Освобождение от основной работы или службы депутата, осуществляющего свои полномочия без отрыва от основной деятельности Депутату, работающему без отрыва от основной работы или службы, предоставляется отпуск для участия в работе Законодательного Собрания.

Депутату для решения вопросов, связанных с депутатской деятельностью в избирательном округе либо на территории, определяемой депутату в соответствии с настоящим Законом, также может предоставляться отпуск продолжительностью до трех дней в месяц, который он вправе разделить по своему усмотрению на части в течение месяца. (В редакции Закона Нижегородской области от 08.07.2008 г. № 88-З) Освобождение от основной работы или службы депутата производится по инициативе депутата на основании его письменного уведомления. Требование каких-либо других документов не допускается.

Отпуск депутата для участия в работе Законодательного Собрания, а также для работы в избирательном округе либо на территории, определяемой депутату в соответствии с настоящим Законом, оплачивается за счет средств областного бюджета, предусмотренных на функционирование Законодательного Собрания, в размере среднего заработка, начисляемого в установленном порядке по месту работы, службы депутата, по его письменному заявлению. (В редакции Закона Нижегородской области от 08.07.2008 г. № 88-З) (Статья в редакции Закона Нижегородской области от 30.12.2005 г. № 223-З) Статья 28. Гарантии трудовых прав депутатов На основании постановления Законодательного Собрания и личного заявления депутата он должен быть оформлен на работу в Законодательное Собрание на профессиональной постоянной основе.

Время осуществления полномочий депутата на профессиональной постоянной основе зачисляется в стаж государственной гражданской службы. Срок этой работы депутата засчитывается также в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности.

Депутату, работающему в Законодательном Собрании на профессиональной постоянной основе, по прекращении работы в Законодательном Собрании предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы, службы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации, по иному месту службы.

В случае ликвидации, реорганизации предприятия, учреждения, организации органы государственной власти области оказывают содействие в трудоустройстве депутата после прекращения его работы в Законодательном Собрании на профессиональной постоянной основе.

Часть (Утратила силу - Закон Нижегородской области от 13.03.2006 г. № 16-З) (Статья в редакции Закона Нижегородской области от 30.12.2005 г. № 223-З) Статья 29. Обеспечение материально-финансовых условий для осуществления депутатом своих полномочий на профессиональной постоянной основе Денежное содержание депутата, работающего в Законодательном Собрании на профессиональной постоянной основе, в соответствии с Законом Нижегородской области "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Нижегородской области и должности государственной гражданской службы Нижегородской области" состоит из ежемесячного денежного вознаграждения, а также из дополнительных выплат, предусмотренных федеральными законами и указанным Законом Нижегородской области. (В редакции Закона Нижегородской области от 08.07.2008 г. № 88-З) Часть (Утратила силу - Закон Нижегородской области от 13.03.2006 г. № 16-З) Оклады должностных лиц Законодательного Собрания из числа депутатов (Председателя Законодательного Собрания, заместителей Председателя Законодательного Собрания, председателей, заместителей председателей и членов комитетов (комиссий)) устанавливаются в соответствии с законом области. (В редакции Закона Нижегородской области от 13.03.2006 г. № 16-З) По истечении установленного срока полномочий депутату выплачивается единовременное денежное пособие, равное трехкратному размеру его ежемесячного денежного вознаграждения. (В редакции Закона Нижегородской области от 13.03.2006 г. № 16-З) Депутату, не имеющему жилой площади в Нижнем Новгороде, по его заявлению на период работы в Законодательном Собрании предоставляется служебное жилое помещение для проживания с членами семьи либо возмещаются расходы по найму жилого помещения для проживания с членами семьи.

Депутату, членам его семьи оплачиваются расходы, связанные с переездом в Нижний Новгород, а также расходы, связанные с их переездом к постоянному месту жительства депутата по прекращении полномочий депутата.

На депутатов, работающих в Законодательном Собрании на профессиональной постоянной основе, распространяются государственные гарантии, установленные для государственных гражданских служащих области пунктом 3 части 2 статьи 25 Закона Нижегородской области от 10 мая 2006 года № 40-З "О государственной гражданской службе Нижегородской области".(Часть дополнена - Закон Нижегородской области от 03.05.2007 г. № 46-З) (Статья в редакции Закона Нижегородской области от 30.12.2005 г. № 223-З) Статья 29.1. Обеспечение материально-финансовых условий для осуществления депутатом своих полномочий Депутату ежемесячно возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью, в сумме 2500 рублей.

Депутату возмещаются связанные с проживанием вне его постоянного места жительства в связи с осуществлением им депутатской деятельности расходы по проживанию в гостинице или найму жилого помещения.

Депутату возмещаются расходы на командировки, связанные с его депутатской деятельностью в Законодательном Собрании. Порядок и условия командирования депутатов устанавливаются Председателем Законодательного Собрания в соответствии с законодательством.

Расходы, связанные с обеспечением материально-финансовых условий для осуществления депутатом своих полномочий, производятся за счет средств областного бюджета, предусмотренных на функционирование Законодательного Собрания.

(Статья в редакции Закона Нижегородской области от 03.05.2007 г. № 46-З) Статья 30.Транспортное обеспечение депутатской деятельности При осуществлении депутатских полномочий депутату предоставляется по его вызову служебный автотранспорт. Депутату, использующему личный автотранспорт для депутатской деятельности, возмещаются расходы по его содержанию в порядке и размерах, устанавливаемых Председателем Законодательного Собрания.

(В редакции Закона Нижегородской области от 14.03.2005 г. № 26-З) Депутату, проживающему за пределами Нижегородской области, возмещаются расходы на оплату проезда железнодорожным транспортом от его постоянного места жительства до города Нижний Новгород и обратно для участия в заседаниях Законодательного Собрания, комитетов (комиссий) Законодательного Собрания, в состав которых он входит.(Часть дополнена - Закон Нижегородской области от 28.04.2006 г. № 34-З) Указанные расходы на поездку (в Нижний Новгород и обратно) возмещаются по заявлению депутата и по предъявлении проездных документов, но не более чем на две поездки в течение одного месяца.(Часть дополнена - Закон Нижегородской области от 28.04.2006 г. № 34-З) Депутат по предъявлении депутатского удостоверения имеет право пользования залами официальных делегаций аэропортов, железнодорожных вокзалов и станций, речных вокзалов на территории Нижегородской области с последующим возмещением соответствующим организациям стоимости оказанных услуг за счет средств, предусмотренных законом Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год на функционирование Законодательного Собрания, в порядке, установленном статьей 33 настоящего Закона. (В редакции Закона Нижегородской области от 30.12.2005 г. № 223-З) (Статья в редакции Закона Нижегородской области от 31.12.2004 г. № 175-З) Статья 31. Ежегодный оплачиваемый отпуск депутата, осуществляющего депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе Депутату, осуществляющему депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 40 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью до 10 календарных дней.

Количество предоставляемых дней дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день определяется распоряжением Председателя Законодательного Собрания.

(Статья в редакции Закона Нижегородской области от 28.04.2006 г. № 34-З) Статья 32. Право депутата на учебу, переподготовку, курсы повышения квалификации Депутат, осуществляющий депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, по его просьбе и решению комитета, может быть направлен председателем Собрания на учебу, переподготовку, курсы повышения квалификации и т.д. Расходы на обучение депутата в течение срока его полномочий возмещаются из средств областного бюджета, предусмотренных на функционирование Законодательного Собрания. (В редакции Законов Нижегородской области от 23.12.2003 г. № 123-З; от 30.12.2005 г. № 223-З) Статья 33. Возмещение расходов, связанных с материальным обеспечением деятельности депутата Расходы, связанные с материальным обеспечением деятельности депутата, осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных на функционирование Законодательного Собрания.

Расходы органов местного самоуправления и организаций на материальное обеспечение деятельности депутата, предусмотренные настоящим Законом, компенсируются за счет средств, перечисляемых Законодательным Собранием на счета указанных органов и организаций.

(Статья в редакции Закона Нижегородской области от 30.12.2005 г. № 223-З) Статья 34. Помощники депутата Депутат для осуществления депутатских полномочий в Законодательном Собрании, избирательном округе либо на территории, определяемой депутату в соответствии с настоящим Законом, вправе иметь не более семи помощников, работающих по срочному трудовому договору (на постоянной основе или по совместительству), и не более тринадцати помощников, осуществляющих деятельность на безвозмездной основе. Депутат самостоятельно определяет число помощников и распределяет обязанности между ними. (В редакции Законов Нижегородской области от 01.11.2007 г. № 151-З; от 08.07.2008 г. № 88-З; от 04.03.2011 г. № 33-З) Помощники депутатов, входящих в состав фракции, могут участвовать в работе по обеспечению ее деятельности в порядке, установленном фракцией.(Часть дополнена - Закон Нижегородской области от 30.12.2005 г. № 223-З) Полномочия, права, обязанности и порядок работы помощников депутатов устанавливаются соответствующим Положением, принимаемым Законодательным Собранием.

Статья 35. Предоставление депутату служебного помещения, помещения приемной Депутату, работающему на профессиональной постоянной основе, для осуществления своих полномочий предоставляется служебное помещение или рабочее место в здании Законодательного Собрания, оборудованное необходимой мебелью, средствами связи и оргтехникой.

Депутату для осуществления депутатских полномочий в избирательном округе (для депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам), а также на территории, определяемой в соответствии с настоящим Законом (для депутатов, избранных по областному избирательному округу), предоставляется одно отдельное помещение для организации приемной депутата по работе с избирателями. (В редакции Закона Нижегородской области от 08.07.2008 г. № 88-З) Помещение для организации приемной депутата предоставляется по согласованию с местной администрацией городского округа, муниципального района (поселения, являющегося административным центром муниципального района), иным собственником на безвозмездной основе либо на условиях договора аренды. (В редакции Закона Нижегородской области от 08.07.2008 г. № 88-З) Порядок организации приемной депутата устанавливается соответствующим положением, принимаемым Законодательным Собранием.

Расходы на содержание приемной производятся в соответствии со статьей 33 настоящего Закона.

Депутат вправе дополнительно создавать иные приемные в помещениях, предоставляемых ему органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями по их взаимному соглашению.

(Статья в редакции Закона Нижегородской области от 14.07.2006 г. № 73-З) Глава IV. (Утратила силу - Закон Нижегородской области от 08.07.2008 г. № 88-З) Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА Статья 38. Ответственность за невыполнение законных требований депутата Невыполнение должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм законных требований депутата либо создание препятствий в осуществлении ею деятельности, непредставление или несвоевременное представление по письменному обращению депутата документов, материалов, иной информации для осуществления их полномочий, а также представление заведомо недостоверной информации влечет административную ответственность, налагаемую в соответствии с Кодексом Нижегородской области об административных правонарушениях.

(Статья в редакции Закона Нижегородской области от 23.12.2003 г. № 123-З) Статья 39. Ответственность за неправомерное воздействие на депутата, членов его семьи и других его родственников Неправомерное воздействие на депутата, членов его семьи и других родственников, оказанное с целью повлиять на его голосование по каким - либо вопросам, а также с целью принуждения его к прекращению депутатской деятельности или изменению ее характера, если отсутствуют признаки уголовно наказуемого преступления, влечет административную ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. (В редакции Закона Нижегородской области от 20.05.2003 г. № 35-З) Статья 40. Ответственность за посягательство на честь и достоинство депутата Оскорбление депутата, в том числе при исполнении депутатских обязанностей, а равно клевета в отношении депутата либо распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде влекут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Статья 41. Рассмотрение заявлений и жалоб депутатов органами прокуратуры и судами Заявления и жалобы депутата на нарушение законодательства Российской Федерации и законов области, его прав, предусмотренных настоящим Законом, рассматриваются органами прокуратуры и судами в порядке и сроки, установленные законами Российской Федерации.

(Статья в редакции Закона Нижегородской области от 10.02.97 г. № 63-З) Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 42. (Утратила силу - Закон Нижегородской области от 08.07.2008 г. № 88-З) Статья 43. О вступлении в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Нижегородские новости".

Председатель Собрания Губернатор области А.А.КОЗЕРАДСКИЙ Б.Е.НЕМЦОВ