Российская Федерация НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН Утратил силу - Областной закон Новгородской области от 19.11.2003 г. № 209-оз О социальном партнерстве Принят областной Думой 27 января 1998 года Настоящий закон устанавливает правовые и организационные основы функционирования и развития социального партнерства в Новгородской области.
Статья 1.
Социальное партнерство в области - это основанная на сотрудничестве система взаимодействия органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, профсоюзов, организаций работодателей, предпринимателей (в случаях, предусмотренных действующим законодательством работодателей, работников) в регулировании социально-экономических и трудовых отношений, разрешении трудовых и социальных конфликтов, обеспечении приемлемых для населения области уровня материального благосостояния и свободного развития личности в условиях экономической устойчивости и равных возможностей.
Статья 2.
Полномочиями на участие в социальном партнерстве обладают:
Администрация области, комитеты, отделы, управления области, органы местного самоуправления;
профсоюзы, их объединения, имеющие в своих уставах полномочия представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов трудящихся;
организации предпринимателей, работодателей, их объединения, зарегистрированные в установленном порядке и обладающие соответствующими полномочиями по представительству интересов предпринимателей, работодателей;
работодатели и работники при заключении коллективных договоров.
Для представительства и защиты своих экономических, профессиональных интересов и участия в социальном партнерстве предприниматели и трудящиеся вправе создавать по своему выбору организации и объединения и осуществлять свободно профсоюзную деятельность.
Статья 3.
Целями и задачами социального партнерства на территории области являются:
установление общих согласованных принципов проведения социально-экономической политики в области;
регулирование условий труда, занятости и социальных гарантий;
обеспечение договорного регулирования трудовых отношений в области;
согласование социально-экономических интересов работников, предпринимателей, населения области;
содействие мирному урегулированию трудовых споров и социальных конфликтов;
укрепление экономики области, достижение стабильной работы организаций и повышения объемов производства;
формирование рыночных отношений;
развитие трудовой и предпринимательской активности населения области;
проведение активной политики занятости;
обеспечение мотивации производительного труда;
обеспечение охраны труда и здоровья работников на производстве, укрепление здоровья взрослого населения и детей, экологической безопасности населения;
сокращение разрыва между стоимостью жизни и доходами населения;
совершенствование организации и функционирования социального партнерства в области;
развитие объединений работодателей, профсоюзов и усиление их роли как социальных партнеров в решении социально-экономических проблем области.
Статья 4.
Правовыми основами социального партнерства являются:
общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере социального партнерства;
федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации;
областные нормативные правовые акты;
правовые акты, заключенные на договорной основе участниками социального партнерства (генеральные, региональные, отраслевые, тарифные, территориальные соглашения и коллективные договоры).
Статья 5.
Социальное партнерство в области строится на принципах:
постоянного сотрудничества, ведения социального диалога и переговорного процесса, регулярности консультаций между социальными партнерами на всех уровнях социального партнерства в области;
уважения и учета интересов участников социального партнерства;
регулирования трудовых отношений, вопросов социального обеспечения и жизненного уровня населения посредством постоянного сотрудничества социальных партнеров;
добровольности ведения переговоров и добровольности принятия на себя обязательств;
разумности требований при ведении переговоров;
полномочности представителей участников социального партнерства;
равноправного представительства всех участников социального партнерства на равной основе в любом переговорном процессе и органах, ведущих консультации;
соблюдения социальными партнерами норм законодательства;
приоритета общепризнанных принципов и норм международного права перед федеральным и областным законодательством;
соблюдения правовых актов, заключенных на договорной основе участниками социального партнерства;
рассмотрения предусмотренных соглашениями и договорами между участниками социального партнерства условий в качестве минимальных социальных гарантий;
приоритета переговорных методов и примирительных процедур в разрешении конфликтов.
Статья 6.
Механизм социального партнерства включает в себя:
формирование трехсторонних и двухсторонних органов представительства (совместные комиссии и комитеты и другое);
развитие системы правовых актов, заключенных на договорной основе участниками социального партнерства (трехсторонние, двухсторонние соглашения);
применение и развитие примирительных процедур, посредничества, арбитража при разрешении коллективных споров в сфере труда и социальных отношений;
создание нормативной базы для развития социального партнерства и урегулирования процедуры переговоров.
Статья 7.
Социальное партнерство осуществляется:
на уровне области - Администрацией области, областными объединениями предпринимателей, работодателей, профсоюзов;
в отраслях - комитетами, отделами, управлениями области, отраслевыми областными объединениями предпринимателей, работодателей, профсоюзов;
в городах, районах и иных административно-территориальных образованиях - органами местного самоуправления, территориальными объединениями и организациями предпринимателей, работодателей, профсоюзов;
в организациях - работодателями и представителями работников.
Статья 8.
В сфере социального партнерства заключаются:
на уровне области - региональное соглашение (областное трехстороннее соглашение), устанавливающее общие принципы и основы регулирования социально-трудовых отношений, минимальные стандарты и социальные гарантии для населения области, принципы взаимоотношений участников соглашений;
в отрасли - отраслевое (тарифное) и профессиональное (тарифное) соглашение, устанавливающее нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли либо определенной профессии;
на территории города, района, иного административно - территориального образования - территориальное соглашение (городское, районное и другие), устанавливающее условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, иного административно - территориального образования;
в организациях - коллективный договор.
Вышеуказанные соглашения и договоры заключаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях".
В рамках социального партнерства его участниками могут заключаться иные договоры в соответствии с законодательством.
Статья 9.
Администрацией области при формировании проекта областного бюджета учитываются расходы на мероприятия и программы, предусмотренные в региональном соглашении.
Иные соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии полномочных представителей Администрации области, органов местного самоуправления.
Финансовое обеспечение мероприятий и программ, предусмотренных в соглашениях, осуществляется за счет бюджетных средств, внебюджетных источников и иных источников, не запрещенных законодательством.
Статья 10.
Для обеспечения регулирования социально-экономических и трудовых отношений, ведения переговоров, консультаций и подготовки проектов соглашений, договоров участники социального партнерства образуют комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей.
Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка дня определяются соглашением участников социального партнерства.
Сторонам, участвующим в переговорах, консультациях предоставляется полная свобода выбора и обсуждения рассматриваемых вопросов.
Представителям сторон, ведущих переговоры, участниками социального партнерства предоставляется в установленном порядке информация, необходимая для ведения переговоров.
На областном уровне для решения вышеуказанных вопросов создается постоянно действующая областная комиссия, в которую входят представители Администрации области, областного объединения профсоюзов, представители областных объединений работодателей.
Положение о ней и регламент ее работы после принятия сторонами утверждаются Губернатором области.
Статья 11.
Сроки действия соглашений определяются сторонами соглашений в соответствии с законодательством.
Изменение и дополнение соглашений производится по взаимному согласию сторон в порядке, определенном в соглашении, а если он не определен, то в порядке, установленном законодательством.
Соглашение, заключенное в порядке, установленном законодательством, приобретает характер правового акта и распространяется на работников, работодателей, предпринимателей, органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени.
В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашения.
Статья 12.
Коллективные трудовые споры по вопросам социально-трудовых отношений разрешаются в соответствии с действующим законодательством.
Для урегулирования разногласий и споров в процессе коллективных переговоров, предупреждения социальных конфликтов, участники социального партнерства добровольно создают и используют механизмы примирительных процедур:
совместные комиссии по ведению переговоров, примирительные комиссии, трудовой арбитраж, привлечение посредников и государственной службы по урегулированию коллективных трудовых споров.
Участники коллективных переговоров соблюдают принципы приоритетности примирительных процедур перед другими способами разрешения конфликтов, равного представительства и прав сторон в создаваемых органах.
Статья 13.
Критериями эффективности социального партнерства являются:
реальное повышение благосостояния и жизненного уровня трудящихся на основе увеличения объемов производства;
уровень занятости трудоспособного населения области;
улучшение организации производства и условий труда;
снижение остроты социальных конфликтов и разрешение их путем сочетания государственного регулирования со средствами, характерными для представительных объединений, как институтов гражданского соблюдение законодательства, регулирующего социально-трудовые отношения.
Статья 14.
Уклонение от участия в переговорах по заключению, изменению и дополнению соглашения, невыполнение обязательств соглашения, непредставление сторонами друг другу информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением соглашения, влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 15.
Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области М.М.Прусак № 8-ОЗ 9 февраля 1998 года г. Новгород