Российская Федерация НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН Утратил силу - Областной закон Новгородской области от 07.11.2008 г. № 394-оз О территориальном общественном самоуправлении в Новгородской области Принят областной Думой 16 сентября 1998 года Глава I. Общие понятия и общие положения Статья 1. Территориальное общественное самоуправление в Новгородской области 1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях сельсоветов, сельских поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.
2. Территориальное общественное самоуправление является составной частью системы местного самоуправления, служит реализации принципов народовластия на территории местного сообщества и призвано обеспечить развитие инициативы и расширение возможностей самостоятельного решения населением вопросов социально-экономического развития соответствующей территории, укрепление гарантий реализации прав и свобод граждан.
3. Территориальное общественное самоуправление осуществляется населением через:
непосредственное волеизъявление граждан путем проведения общих собраний (сходов) или конференций, опросов граждан;
органы территориального общественного самоуправления по месту жительства;
выборных лиц территориального общественного самоуправления.
4. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим законом и уставом муниципального образования.
5. Территория, в пределах которой осуществлятся территориальное общественное самоуправление, устанавливается представительным органом местного самоуправления с учетом мнения граждан, проживающих на соответствующей территории.
Статья 2. Цели и задачи закона 1. Настоящий закон устанавливает на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава Новгородской области (Основного Закона), областного закона "О местном самоуправлении в Новгородской области" общие принципы и формы организации территориального общественного самоуправления в области и гарантии его осуществления, определяет место и роль территориального общественного самоуправления в структуре организации местного самоуправления, устанавливает основные права и обязанности населения на осуществление территориального общественного самоуправления.
2. Настоящий закон составляет основу для взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления области.
Статья 3. Правовая основа территориального общественного самоуправления Правовую основу территориального общественного самоуправления составляют:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
иные федеральные законы;
Устав Новгородской области (Основной закон);
областной закон "О местном самоуправлении в Новгородской области";
уставы муниципальных образований;
настоящий закон;
иные областные законы и другие нормативные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления.
Статья 4. Принципы территориального общественного самоуправления Территориальное общественное самоуправление осуществляется на принципах:
законности;
защиты прав и интересов граждан;
свободного волеизъявления граждан через собрания, сходы, конференции, опросы населения;
выборности, самостоятельности органов территориального общественного самоуправления, их подконтрольности населению и ответственности за решение вопросов, отнесенных к их компетенции;
широкого участия граждан в выработке, принятии и реализации решений местного значения;
сочетания интересов населения соответствующей территории и интересов всего муниципального образования;
гласности и учета общественного мнения.
Статья 5. Право граждан на участие в территориальном общественном самоуправлении Граждане Российской Федерации (далее по тексту - граждане), проживающие на соответствующей территории, имеют право участвовать в непосредственном (общее собрание (сход) или конференция, опрос) решении вопросов, затрагивающих интересы населения, избирать и быть избранными в органы территориального общественного самоуправления, получать информацию о деятельности органов территориального общественного самоуправления, осуществлять контроль за их работой.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в организации территориального общественного самоуправления Органы местного самоуправления:
оказывают содействие населению в осуществлении права на территориальное общественное самоуправление;
разрабатывают и принимают нормативные правовые акты, регулирующие деятельность территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании;
координируют деятельность органов территориального общественного самоуправления, оказывают им организационную и методическую помощь;
оказывают помощь инициативным группам и органам территориального общественного самоуправления в проведении общих собраний (сходов), конференций и принимают в них участие;
устанавливают порядок созыва и проведения собраний (сходов), конференций граждан, принятия и изменения их решений, в соответствии с настоящим законом;
при принятии нормативных правовых актов изучают мнение граждан, проживающих на территории муниципального образования, территориального общественного самоуправления, устанавливают перечень вопросов, решения по которым не принимаются без согласования с органами территориального общественного самоуправления;
вправе передавать органам территориального общественного самоуправления часть своих полномочий с предоставлением необходимых для их осуществления финансовых и материальных ресурсов и контролировать их деятельность в части осуществления переданных полномочий и расходования выделенных средств;
осуществляют иные полномочия, не противоречащие законодательству.
Статья 7. Экономические и финансовые источники деятельности территориального общественного самоуправления Экономическими и финансовыми источниками деятельности территориального общественного самоуправления могут являться объекты муниципальной собственности, переданные им органами местного самоуправления; денежные средства, выделяемые органами государственной власти и местного самоуправления; добровольные взносы и пожертвования участников территориального общественного самоуправления или иных лиц и организаций и другие, не запрещенные законодательством, поступления.
Глава II. Формы участия граждан в территориальном общественном самоуправлении Статья 8. Собрания (сходы), конференции граждан 1. Собрания (сходы), конференции граждан являются одной из форм прямого волеизъявления граждан, проводятся для решения вопросов местного значения.
2. Собрания (сходы), конференции граждан могут созываться по инициативе Главы муниципального образования, органов местного самоуправления и их структурных подразделений, органов территориального общественного самоуправления, депутата представительного органа местного самоуправления, граждан.
Созыв собраний (сходов), конференций граждан осуществляется должностными лицами органов местного самоуправления и выборными лицами территориального общественного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
3. В работе собраний (сходов), конференций принимают участие граждане, достигшие 16-летнего возраста, проживающие на соответствующей территории.
4. В отдельных случаях, когда созыв собраний (сходов) граждан затруднен, могут проводиться собрания - конференции представителей жителей населенных пунктов, микрорайонов, кварталов, улиц, жилых домов. Норма представительства в этих случаях устанавливается органами местного самоуправления.
5. Собрания (сходы), конференции граждан правомочны при условии явки на них более половины общего числа граждан, имеющих право участвовать в собраниях (сходах). Конференция правомочна при участии не менее 2/3 представителей жителей, проживающих на соответствующей территории.
6. Собрания (сходы), конференции граждан созываются по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
7. К компетенции собрания (схода), конференции граждан относятся решения следующих вопросов:
обсуждение проекта положения о территориальном общественном самоуправлении муниципального образования, изменений и дополнений к нему;
обсуждение и принятие устава (положения) органа территориального общественного самоуправления, дополнений и изменений к нему;
обсуждение проектов положения о выборных лицах территориального общественного самоуправления;
избрание органа территориального общественного самоуправления и установление его численного состава;
избрание выборного лица территориального общественного самоуправления;
утверждение программы деятельности органа территориального общественного самоуправления по социально-экономическому развитию территорий;
заслушивание отчета руководителя органа территориального общественного самоуправления;
иные вопросы в соответствии с уставом муниципального образования.
8. Собрания (сходы), конференции граждан могут обращаться с запросами и предложениями в государственные, муниципальные, правоохранительные и общественные органы и организации, к их должностным лицам, которые обязаны в 30-дневный срок рассмотреть обращения и о результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить гражданам через органы местного самоуправления или территориального общественного самоуправления.
9. Решения собрания (схода), конференции граждан принимаются большинством голосов граждан, присутствующих на собрании (сходе), конференции и оформляются протоколом.
Протокол передается в соответствующий орган местного самоуправления или орган территориального общественного самоуправления.
10. Решения собраний (сходов), конференций граждан, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми органами и должностными лицами, организациями, находящимися на территории, в пределах которой действует территориальное общественное самоуправление, а также гражданами.
Решения собраний (сходов), конференций граждан могут быть отменены или изменены только собранием (сходом), конференцией.
Решения собраний (сходов), конференций могут быть обжалованы в суд.
11. О выполнении решений собраний (сходов), конференций граждан органы местного самоуправления и территориального общественного самоуправления, юридические и физические лица своевременно информируют население.
Статья 9. Опрос населения 1. Опрос населения может проводиться с целью выявления мнения населения по отдельным вопросам социально-экономического развития соответствующей территории, в пределах которой действует территориальное общественное самоуправление.
2. Опрос населения может проводиться органами местного самоуправления и их структурными подразделениями, органами территориального общественного самоуправления, депутатами представительных органов местного самоуправления.
3. Порядок проведения, формы опроса населения устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 10. Органы территориального общественного самоуправления 1. Органы территориального общественного самоуправления могут создаваться на части территории муниципального образования в одной из следующих организационно-правовых форм:
комитет или совет территориального общественного самоуправления города, поселка;
комитет или совет старост (представителей сельских населенных пунктов) сельсовета;
комитет или совет микрорайонов, улиц, домов;
иных организационно-правовых формах в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Порядок избрания органов территориального общественного самоуправления, организация их деятельности определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим законом.
3. Границы территории, в пределах которой действует орган территориального общественного самоуправления, устанавливаются органами местного самоуправления данного муниципального образования с учетом мнения граждан, проживающих на соответствующей территории.
Статья 11. Выборные лица территориального общественного самоуправления 1. На части территории муниципального образования (сельсоветах отдельных населенных пунктов, микрорайонах городов, улицах) функции органа территориального общественного самоуправления могут осуществлять выборные лица территориального общественного самоуправления.
2. Выборными лицами территориального общественного самоуправления являются - старосты (старейшины, представители сельских населенных пунктов), уполномоченные (старшие) улиц, домов, подъездов - далее по тексту старосты и уполномоченные.
3. Порядок избрания выборных лиц территориального общественного самоуправления, организация их деятельности определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим законом.
4. Территория, в пределах которой осуществляется деятельность старосты, уполномоченного устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом мнения граждан.
5. Выборные лица территориального общественного самоуправления работают, как правило, на общественных началах.
6. Средства, выделяемые из областного бюджета и бюджетов городов и районов для обеспечения деятельности выборных лиц территориального общественного самоуправления, используются строго по целевому назначению.
Статья 12. Выборы органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления и принципы их деятельности 1. Органы и выборные лица территориального общественного самоуправления избираются на собраниях (сходах), конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
Срок полномочий органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления устанавливается соответственно уставом (положением) органа территориального общественного самоуправления и Положениями о выборных лицах территориального общественного самоуправления, но не может быть больше срока полномочий органов местного самоуправления.
2. Порядок избрания, полномочия, формы организации работы органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с настоящим законом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
3. Деятельность органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления основывается на принципах добровольности, равноправия, законности и строится на основе самоуправления.
Органы территориального общественного самоуправления свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.
Статья 13. Полномочия органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления 1. Органы и выборные лица территориального общественного самоуправления вправе:
вносить предложения в органы местного самоуправления по вопросам изъятия и отвода земельных участков на территории действия органа территориального общественного самоуправления, целесообразности строительства зданий и сооружений и т.д.;
вносить в органы местного самоуправления предложения об объявлении объектов, расположенных на территории действия органа территориального общественного самоуправления, памятниками истории и культуры и о передаче данных объектов в ведение или под охрану органов территориального общественного самоуправления;
осуществлять контроль совместно с уполномоченными на это органами за соблюдением общественного порядка, санитарно-гигиенических норм в сфере торговли, общественного питания, бытового, транспортного и иного обслуживания населения, охраной окружающей природной среды и вносить предложения в органы местного самоуправления о привлечении к административной ответственности должностных лиц и граждан в случаях выявления нарушений;
участвовать в экологической экспертизе объектов производственной инфраструктуры;
привлекать население к участию в работе по обеспечению сохранности жилищного фонда, благоустройству и озеленению;
организовывать общественные работы, включая оплачиваемые в пределах переданных средств;
принимать меры по организации досуга населения, проводить культурно-массовые и спортивные мероприятия с населением по месту жительства;
содействовать развитию народного творчества;
вносить предложения по созданию комиссии для изучения состояния дел по различным вопросам жизнедеятельности территории;
обращаться с предложениями по вопросам адресной социальной защиты граждан, проживающих на территории действия органа территориального общественного самоуправления;
вправе участвовать в заседаниях соответствующих органов местного самоуправления, при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы граждан, проживающих на их территории;
созывать общие собрания, сходы, конференции граждан, проводить на своей территории опросы жителей;
разрабатывать инициативные планы и программы развития территории, передавать их соответствующим органам местного самоуправления для использования при составлении планов и программ социально-культурного развития территории местного сообщества;
выступать в защиту общественных интересов населения данной территории, прав и интересов отдельных граждан в административных органах государственного и местного самоуправления;
выступать заказчиком по строительным и ремонтным работам, осуществляемым за счет средств, находящихся в распоряжении органа территориального общественного самоуправления;
иные полномочия, не противоречащие законодательству.
2. Органы территориального общественного самоуправления обладают правом правотворческой инициативы в органах местного самоуправления. Проекты нормативных правовых актов, внесенные органами территориального общественного самоуправления в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.
3. Органы территориального общественного самоуправления могут наделяться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления отдельными полномочиями органов местного самоуправления с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Статья 14. Устав (положение) органа территориального общественного самоуправления 1. Устав (положение) органа территориального общественного самоуправления должен предусматривать:
название, цели органа территориального общественного самоуправления;
границы и состав территории, на которую распространяется деятельность органа территориального общественного самоуправления;
структуру и порядок формирования органа территориального общественного самоуправления;
вопросы, относящиеся к ведению органа территориального общественного самоуправления;
компетенцию и порядок формирования руководящих структур органа территориального общественного самоуправления, сроки их полномочий и место нахождения;
источники формирования денежных средств и иного имущества органа территориального общественного самоуправления и права по управлению имуществом;
порядок внесения изменений и дополнений в устав (положение) органа территориального общественного самоуправления;
порядок реорганизации и (или) ликвидации (упразднения) органа территориального общественного самоуправления в соответствии со статьей 17 настоящего закона;
В уставе (положении) могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к организации и деятельности органа территориального общественного самоуправления.
2. Устав (положение) органа территориального общественного самоуправления утверждается общим собранием (сходом) или конференцией граждан.
Статья 15. Реорганизация или ликвидация органа территориального общественного самоуправления, досрочное прекращение полномочий выборных лиц территориального общественного самоуправления 1. Реорганизация или ликвидация органа территориального общественного самоуправления осуществляется по решению общего собрания (схода) или конференции граждан в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и уставом (положением) органа территориального общественного самоуправления.
2. Полномочия выборного лица территориального общественного самоуправления могут быть досрочно прекращены:
в случае подачи им письменного заявления о сложении своих полномочий;
по требованию не менее 1/3 граждан, проживающих на территории общественного самоуправления, подтвержденному в письменной форме путем сбора подписей;
по предложению Главы муниципального образования.
Порядок досрочного прекращения полномочий выборного лица территориального общественного самоуправления определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим законом.
Глава III. Гарантии прав органов территориального общественного самоуправления Статья 16. Рассмотрение предложений органов территориального общественного самоуправления 1. Органы и должностные лица государственной власти области, органы и должностные лица местного самоуправления обязаны рассматривать предложения органов территориального общественного самоуправления и сообщать им о результатах рассмотрения этих предложений.
2. Решения органов территориального общественного самоуправления, принимаемые ими в пределах своих полномочий, обязательны для исполнения всеми организациями, их органами, должностными лицами и гражданами в установленные законом сроки.
Статья 17. Надзор и контроль за деятельностью органов территориального общественного самоуправления 1. Надзор и контроль за деятельностью органов территориального общественного самоуправления осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
2. Органы местного самоуправления области контролируют реализацию переданных ими органам территориального общественного самоуправления полномочий и использование материальных и финансовых средств.
Глава IV. Ответственность за нарушение законодательства, регулирующего осуществление территориального общественного самоуправления Статья 18. Ответственность за нарушение законодательства о территориальном общественном самоуправлении Органы государственной власти и органы местного самоуправления области и их должностные лица, причинившие ущерб органам территориального общественного самоуправления вследствие нарушения указанными органами и их должностными лицами настоящего закона, а также других нормативных правовых актов, регулирующих осуществление территориального общественного самоуправления, несут ответственность, предусмотренную федеральным законодательством.
Статья 19. Ответственность органов территориального общественного самоуправления за нарушение федеральных и областных законов Органы территориального общественного самоуправления в случае нарушения федеральных и областных законов и других нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.
Глава V. Заключительные положения Статья 20. О вступлении в силу настоящего закона Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 21. О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов С момента вступления в силу настоящего закона признаются утратившими силу:
областной закон "О собраниях (сходах) граждан в Новгородской области";
областной закон "О внесении изменений и дополнений в областной закон О собраниях (сходах) граждан в Новгородской области";
постановление Новгородской областной Думы от 28.12.94 № 108-ОД "О временном положении о старосте сельского населенного пункта Новгородской области".
Статья 22. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим законом Нормативные правовые акты органов государственной власти области, местного самоуправления, уставы (положения) органов территориального общественного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим законом в течение 3-х месяцев с момента вступления его в силу.
Губернатор области М.М.Прусак № 36-оз 30 сентября 1998 года Великий Новгород