Российская Федерация АДМИНИСТРАЦИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 9 февраля 1995 г. № 32 г. Новгород О программе социальной поддержке малообеспеченных слоев населения области на 1995 год С целью поддержания уровня жизни социально уязвимых групп населения области и, учитывая предложения заинтересованных комитетов, управлений, отделов, Администраций городов и районов области, отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области и общественных организаций, ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Программу социальной поддержки малообеспеченных слоев населения области на 1995 год.
2. Комитету финансов по согласованию с комитетом по социальным вопросам области обеспечить перечисление средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию данной Программы, на расчетный счет фонда социальной поддержки населения области.
3. Рекомендовать Администрациям городов и районов области в развитие настоящей Программы разработать и осуществить конкретные мероприятия по социальной поддержке малообеспеченных слоев населения.
4. Комитетам, управлениям и отделам области, участвующим в реализации мер по социальной поддержке малообеспеченных слоев населения, Администрациям городов и районов области ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информировать комитет по социальным вопросам области о ходе выполнения соответствующих мероприятий областной и районных программ поддержки нуждающихся граждан.
5. Комитету по социальным вопросам области ежеквартально до 20 числа следующего за отчетным периодом месяца информировать Администрацию области о ходе реализации данной Программы.
6. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы администрации области В.Н.Иванова.
7. Снять с контроля постановление Администрации области от 27.01.94 № 23 "О региональной программе социальной поддержки малообеспеченных слоев населения области на 1994 год" как выполненное.
Глава администрации М.М.Прусак Утверждена постановлением Администрации области от 09.02.95 № 32 ПРОГРАММА социальной поддержки малообеспеченных слоев населения области на 1995 год I. Социальная ситуация в области Осуществление в 1994 году мер по повышению и индексации пенсий и пособий способствовало дальнейшему сокращению числа пенсионеров с низкими доходами. Но на 01.01.95 в области еще 98387 пенсионеров получают пенсии ниже прожиточного минимума, что составляет 47,2 процента от их общего числа.
В результате реализации Программы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения области на 1994 год свыше 130 тысяч граждан получили различные виды помощи, что позволило не допустить в области образования зон социального бедствия.
Вместе с тем, продолжается процесс сокращения численности работающих на предприятиях и в организациях области, что ведет к снижению доходов населения. По сравнению с прошлым годом численность занятых уменьшилась на 8,9 процента. Статус безработного на 01.01.95 имеют 9 тысяч человек, против 3,5 тысячи на 01.01.94.
По результатам бюджетных обследований в области 33-35 процентов семей имеют доходы ниже прожиточного минимума. Среди бедных высок процент работников сельского хозяйства и бюджетной сферы. Средняя заработная плата в сельскохозяйственном производстве на 36,3 процента, в культуре на 34 процента, в образовании на 23,7 процента ниже, чем в среднем по области.
Ситуация осложняется систематическими задержками выдачи многими предприятиями заработной платы.
В структуре использования денежных доходов населения произошли существенные изменения. Расходы на покупку товаров и оплату услуг сократились с 74,6 процента в 1993 году до 63,6 процента в 1994 году, а расходы на уплату налогов и взносов возросли с 7,6 до 9,7 процента.
По прогнозу в 1995 году число безработных возрастет вдвое, ряды безработных будут усиленно пополняться за счет выпускников школ и ВУЗов.
Продолжает сохраняться тенденция снижения общей численности населения из-за низкого уровня рождаемости и высокой смертности.
Миграционный прирост остается положительным, однако он не компенсирует отрицательного естественного прироста населения.
Уменьшение численности происходит как в сельской, так и в городской местности.
II. Цели и задачи Программы Исходя из социальной ситуации, в области основными целями Программы в 1995 году будут:
оказание помощи малообеспеченным семьям и одиноким гражданам области со среднедушевым совокупным доходом значительно ниже прожиточного физиологического минимума (приложения 1, 2, 3);
предотвращение появления в области зон социального бедствия.
Прогнозируемый рост безработицы ведет к сохранению и дальнейшему расширению появившейся в 1994 году тенденции возрастания масштабов бедности среди семей с детьми, следовательно, главной задачей Программы в 1995 году является осуществление комплекса мер помощи малоимущим семьям с детьми за счет местных источников сверх гарантируемого государством уровня поддержки с целью устранения острого социального неблагополучия, а также стимулирования рождаемости. Другой важной задачей будет усиление помощи ветеранам войны и труда в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне. Третьей задачей является поддержка студенческой и учащейся молодежи, а также граждан, попавших в экстремальные ситуации в результате пожаров, наводнений и других стихийных бедствий и катастроф.
Примечание: "III. Комплекс мероприятий по социальной поддержке малообеспеченных слоев населения области в 1995 году" в базу не введен.
IV. Механизм реализации Программы В Программу включены только мероприятия по оказанию дополнительной помощи нуждающимся гражданам за счет местных возможностей сверх гарантируемого государством уровня поддержки в виде пенсий, пособий, компенсационных выплат и льгот.
Единым критерием нуждаемости граждан в социальной помощи принимается прожиточный физиологический минимум, рассчитываемый по методике Министерства труда Российской Федерации от 10.11.92, разработанной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.03.92 № 210 "О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации". Комитет по социальным вопросам области на 1 число каждого месяца рассчитывает размер прожиточного минимума для различных социально-демографических групп населения и обеспечивает этими сведениями Администрации городов, районов и все организации, применяющие этот показатель в работе. Администрации городов и районов области могут самостоятельно рассчитывать и утверждать размеры прожиточного минимума для различных категорий населения по вышеназванной методике.
С этим критерием сравниваются совокупные среднедушевые доходы граждан, обратившихся за помощью в органы власти. К малообеспеченным относятся семьи, а также одинокие граждане, у которых эти доходы ниже прожиточного минимума для соответствующей демографической группы. Если доходы обратившихся за помощью граждан значительно ниже прожиточного минимума соответствующей категории населения, они относятся к остро нуждающимся и им предоставляется помощь в первую очередь.
Граждане, обратившиеся за помощью, должны предоставить органам социальной защиты города или района сведения о составе семьи и доходах всех ее членов за три последние месяца перед обращением. На основе этих сведений работники органов соцзащиты в недельный срок рассчитывают среднедушевые доходы семьи, определяют степень нуждаемости, производят самостоятельно или с привлечением членов ВОИ, ВОС, ВОГ и других общественных организаций, проверку их материально-бытовых условий и вносят предложения Администрации города, района о возможных видах помощи. Главы администраций городов и районов или их заместители в 3-дневный срок издают распоряжения о размерах и видах помощи нуждающимся в соответствии с имеющимися возможностями. Распоряжениями Глав администраций городов и районов области предоставляется право председателям комитетов по соцвопросам и заведующим отделами соцзащиты в экстренных случаях самостоятельно оказывать помощь нуждающимся в установленном Главой администрации размере.
Социальная помощь оказывается в основном нетрудоспособным членам малообеспеченных семей: пенсионерам, инвалидам, детям, а также детям-сиротам и находящимся под опекой. Помощь оказывается и малоимущим беременным женщинам, матерям, находящимся в отпусках по уходу за детьми, как временно нетрудоспособным, а также нуждающимся студентам и учащимся начальных и средних профессиональных образовательных учреждений. В основном оказывается единовременная или разовая помощь. Остро нуждающимся гражданам предоставляется право на получение социальной помощи на определенный период времени, как правило, на квартал.
Трудоспособным гражданам поддержка предоставляется в виде предложения работы или возможностей для профессиональной переподготовки и лишь в экстремальных ситуациях им может быть оказана и другая помощь.
В развитие данной Программы Администрациями городов и районов области разрабатываются и утверждаются районные программы соцподдержки, в которых конкретизируются меры помощи различным категориям населения, исходя из социальной обстановки в городе или районе и имеющихся ресурсов и возможностей. На реализацию отдельных направлений этих программ из областного фонда соцподдержки ежеквартально выделяется Администрациям городов и районов финансовая помощь.
Примечание: Приложения 1, 2, 3 в базу не введены.