Российская Федерация АДМИНИСТРАЦИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 января 1997 г. № 5 г. Новгород Утратилo силу - Постановление Администрации Новгородской области от 24.01.2003 г. № 11 О проведении эвакуационных мероприятий при чрезвычайных ситуациях мирного времени и их обеспечении В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях совершенствования эвакуационных мероприятий при чрезвычайных ситуациях и деятельности эвакуационных органов области ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения эвакуационных мероприятий в области при чрезвычайных ситуациях мирного времени.
2. Непосредственное руководство проведением эвакуационных мероприятий в области возложить на областную эвакуационную комиссию.
3. Главам местного самоуправления городов и районов области:
3.1. Организовать на подведомственной территории изучение настоящего Положения эвакуационными органами всех уровней;
3.2. Обеспечить до 31 марта 1997 года уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в части, касающейся планирования эвакуационных мероприятий при прогнозируемых чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
3.3. Осуществлять постоянный контроль за готовностью к использованию имеющихся систем связи и оповещения.
4. Руководителям: государственного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области", управления внутренних дел области, областного производственного объединения автомобильного транспорта "Новгородавтотранс", комитета по охране здоровья населения области, коммерческого комитета области, акционерного общества "Новгороднефтепродукт" в срок до 24 марта 1997 года уточнить расчеты и порядок выделения сил и средств для обеспечения эвакомероприятий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и представить информацию о выполнении данного постановления к 31 марта 1997 года в штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области.
5. Штабу по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области обобщить и проанализировать представленную информацию о готовности органов местного самоуправления к проведению эвакуационных мероприятий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и в срок до 30 апреля 1997 года проинформировать Администрацию области о выполнении данного постановления.
6. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Главы администрации области Трофимова В.И.
Губернатор области М.М.Прусак Утверждено постановлением Администрации области от 13.01.1997 № 5 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке проведения эвакуационных мероприятий в области при чрезвычайных ситуациях мирного времени I. Общие положения Настоящее Положение определяет основные задачи, порядок планирования, организации и проведения эвакуационных мероприятий (эвакомероприятий) на территории области в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Эвакомероприятия планируются и подготавливаются заблаговременно и осуществляются при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В Положении используются следующие термины и определения:
эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному выводу и вывозу населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации, а также жизнеобеспечение эвакуированных в районах размещения.
В зависимости от масштабов реализации чрезвычайной ситуации и численности эвакуируемого населения возможны локальная и местная варианты эвакуации.
Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эваконаселения составляет от нескольких десятков до нескольких тысяч человек.
В этом случае эвакуированные размещаются как правило в примыкающих к опасной зоне населенных пунктах или непострадавших районах города.
Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону опасности попадают средние города, отдельные районы крупных и крупнейших городов, сельские районы. При этом численность эваконаселения может составить от нескольких тысяч до сотен тысяч человек. При проведении местной эвакуации вывозимое население размещается как правило в безопасных соседних районах области и соседних областей.
В зависимости от времени и сроков проведения выделяются заблаговременная (упреждающая) и экстренная варианты эвакуации населения.
Заблаговременная (упреждающая) эвакуация проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности аварии на опасных объектах или стихийного бедствия и реальной угрозе жизни людей.
Экстренная эвакуация проводится в случае внезапного возникновения чрезвычайной ситуации в условиях ограниченного времени на проведение эвакомероприятий.
Цель эвакуации - удаление населения из зоны действия поражающих факторов.
Зона временного отселения - территория, откуда при угрозе или во время возникновения чрезвычайной ситуации эвакуируется или временно выселяется население с целью обеспечения его безопасности.
Загородная зона - территория, находящаяся вне пределов зоны вероятной чрезвычайной ситуации, установленной для населенных пунктов, имеющих потенциально опасные объекты и объекты иного назначения, подготовленная для размещения населения, эвакуируемого из зоны бедствия или зоны чрезвычайной ситуации.
Жизнеобеспечение населения в чрезвычайной ситуации - комплекс экономических, организационных инженерно-технических и социальных мероприятий, обеспечивающих создание и поддержание минимальных условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей во время осуществления эвакуации, на ее маршрутах и в местах размещения эвакуированных.
Реэвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному возвращению эваконаселения в места постоянного проживания.
II. Основные задачи проведения эвакомероприятий Непосредственное планирование, организация и проведение эвакуации населения возлагаются на эвакуационные органы, включающие в свой состав:
эвакуационные комиссии;
эвакоприемные комиссии;
сборные эвакуационные пункты (СЭП);
приемные эвакуационные пункты (ПЭП);
промежуточные пункты эвакуации (ППЭ).
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением Администрации области и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования эвакоорганов:
режим повседневной деятельности - функционирование в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
режим повышенной готовности (возможен в условиях проведения упреждающей эвакуации) - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
чрезвычайный режим функционирования - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании эвакоорганов в различных режимах, являются:
в режиме повседневной деятельности:
разработка документов, плана проведения эвакомероприятий;
учет населения, попадающего в опасные зоны при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
организация разработки и согласование вопросов транспортного, дорожного, технического, материального, медицинского, химического обеспечения, охраны общественного порядка, снабжения продуктами питания, предметами первой необходимости при проведении эвакомероприятий;
организация взаимодействия всех звеньев, участвующих в проведении эвакомероприятий или обеспечивающих их проведение;
в режиме повышенной готовности:
приведение при необходимости в полном или сокращенном составе в состояние готовности эвакоорганов, организаций, обеспечивающих проведение эвакуационных мероприятий;
уточнение порядка проведения запланированных эвакомероприятий, уточнение расчетов;
организация информирования населения о возможной обстановке и порядке действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций (далее по тексту ЧС);
приведение в готовность сил и средств обеспечения эвакомероприятий, подготовка загородной зоны к приему эваконаселения;
проведение заблаговременной (упреждающей) эвакуации в плановом порядке;
в чрезвычайном режиме функционирования:
организация работы эвакоорганов и служб, обеспечивающих эвакуационные мероприятия;
организация оповещения населения о сложившейся обстановке и порядке проведения эвакомероприятий;
проведение эвакуационных мероприятий в плановом или оперативном порядке;
организация взаимодействия со штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области, городов и районов и органами военного командования по использованию маршрутов движения и выделению дополнительных транспортных средств для эвакуации населения;
контроль за ходом проведения эвакомероприятий на местах, учет эвакуируемых в соответствии с планом;
поддержание постоянной связи с эвакоорганами всех степеней, транспортными службами;
организация работ по жизнеобеспечению эвакуированных.
При угрозе возникновения техногенных аварий и стихийных бедствий проводятся:
прекращение производственной деятельности, остановка и консервирование оборудования;
проверка готовности системы связи и оповещения для работы по обеспечению эвакуационных мероприятий согласно схемам связи;
уточнение плана эвакуационных мероприятий и списков эваконаселения;
развертывание работы эвакокомиссий и эвакоорганов;
контроль за приведением в готовность защитных сооружений в пунктах сбора.
III. Порядок проведения эвакомероприятий С учетом складывающейся обстановки эвакуация производится в один или несколько этапов.
Экстренная эвакуация осуществляется в условиях ограниченного времени на проведение эвакомероприятий и направлена в первую очередь на вывод (вывоз) населения за границы зоны действия поражающих факторов. При этом вывоз осуществляется как правило из детских садов и других дошкольных и детских учреждений, больниц и домов престарелых. Основная масса населения выводится пешим порядком. В последующем население вывозится в районы размещения в загородной зоне. Эвакуация может проводиться как в плановом (если позволяет обстановка), так и в оперативном порядке. В этом случае не развертываются сборные эвакуационные пункты (СЭП), задачи, решаемые СЭП, возлагаются на создаваемые оперативные и мобильные эвакогруппы, подчиненные эвакокомиссиям.
Задачи оперативных групп заключаются в оповещении, сборе, учете эвакуируемых, формировании эвакоколонн и сопровождении их к маршрутам эвакуации, организации подачи транспорта и вывоза детей и больных, поддержании общественного порядка на закрепленной территории, осуществлении контроля за ходом эвакуации и информировании соответствующей эвакокомиссии.
Заблаговременная (упреждающая) эвакуация осуществляется при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации по территориально - производственному принципу. При ее проведении население должно быть удалено из зон возможного действия поражающих факторов до возникновения запроектной техногенной аварии или стихийного бедствия. В этом случае население вывозится (выводится) до промежуточных пунктов эвакуации с последующей доставкой в заранее спланированные места размещения за исключением отдельных объектов (больниц, интернатов, детских садов), эвакуация которых осуществляется непосредственно в места размещения, минуя промежуточные пункты эвакуации.
Размещение эвакуированных проводится в загородной зоне эвакоприемными комиссиями по заранее разработанным планам в назначенные места (гостиницы, дома отдыха, школы, кинотеатры и другие общественные здания и сооружения).
Ответственность за организацию оповещения населения на подведомственной территории (объектах) при угрозе и возникновении ЧС возлагается на комиссии по чрезвычайным ситуациям области, городов и районов, руководителей организаций соответственно.
Оповещение населения о начале эвакуационных мероприятий осуществляется по всем имеющимся средствам массовой информации путем передачи сигнала "Внимание всем" и доведения подготовленных текстов информации о возникновении (угрозе) чрезвычайной ситуации и действиях при эвакуации, а также машинами органов внутренних дел области, оборудованными сигнальными громкоговорящими установками (СГУ), другими средствами оповещения.
Оповещение персонала организаций, на территории которых произошла ЧС, и населения, проживающего вблизи химически опасных объектов, осуществляется путем задействования локальных систем оповещения.
Готовность транспортных средств к выполнению возложенных задач и организация своевременной подачи транспорта обеспечивается руководителями железнодорожного, автомобильного и водного транспорта. В соответствии со статьей 4 областного закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера" привлекается независимо от форм собственности водный, железнодорожный и автомобильный транспорт для проведения эвакомероприятий.
Медицинское обеспечение эвакуации населения включает проведение руководителями лечебно-профилактических учреждений области, городов, районов организационных, лечебных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи заболевшим и получившим травмы в ходе эвакуации, на предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных болезней. Весь комплекс мероприятий по медицинскому обеспечению эваконаселения планируется заблаговременно и осуществляется в период эвакуации.
Персональную ответственность за организацию медицинского обеспечения эвакуации населения несут начальники служб медицины катастроф области, городов и районов.
Обеспечение питанием и товарами первой необходимости эваконаселения на маршрутах и в местах временного размещения осуществляется организациями за счет переходящих товарных запасов организаций торговли и общественного питания.
Транспорт, привлекаемый для вывоза эвакуируемого населения, обеспечивается горюче-смазочными материалами через существующую сеть автозаправочных станций.
Выполнение мероприятий при проведении эвакуации населения (оборудование объездов, разрушенных или непроходимых участков дорог, оборудование и содержание переправ через узкие водные преграды, очистка дорог от снега зимой на маршрутах эвакуации) обеспечивается силами и средствами государственного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области" с привлечением дорожно-эксплуатационных предприятий районов на дорогах, обслуживаемых этим учреждением.
В зависимости от характера эвакуации мероприятия по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в зонах ЧС, на маршрутах и в районах размещения эваконаселения осуществляют соответствующие органы внутренних дел области, городов районов.
IV. Руководство проведением эвакомероприятий Основанием для принятия решения о проведении эвакуации является наличие угрозы здоровью людей.
Указание на осуществление экстренной, упреждающей эвакуации, носящей местный или локальный характер и реэвакуации дается Губернатором области, соответствующими руководителями органов местного самоуправления, председателями комиссий по чрезвычайным ситуациям или при получении распоряжения Правительства Российской Федерации на проведение эвакомероприятий. Экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может объявляться по указанию диспетчера аварийно-опасного техногенного объекта.
Реэвакуация населения в места постоянного проживания осуществляется железнодорожным и автомобильным транспортом.
V. Финансирование эвакуационных мероприятий Финансирование эвакуационных мероприятий проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств органов местного самоуправления, резервных, страховых фондов и других источников.
При недостаточности или отсутствии указанных средств в установленном порядке могут быть выделены средства из областного резервного фонда на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, а также из резервного фонда Правительства Российской Федерации.