ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ (В редакции Постановления Главы администрации Новосибирской области от 05.10.2001 г. № 931) От 14.12.2000 № 1118 г. Новосибирск Об утверждении Основных направлений по улучшению экологической обстановки в Новосибирской области на 2001-2003 годы и внесении изменений в распоряжение главы администрации области от 21.09.2000 № 374-р В соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", Законом Новосибирской области "О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области", распоряжением главы администрации области от 21.09.2000 № 374-р "О подготовке "Основных направлений улучшения экологической обстановки в Новосибирской области" и разработке проекта областной целевой программы "Охрана окружающей природной среды Новосибирской области" и в связи со структурными изменениями в администрации области ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления по улучшению экологической обстановки в Новосибирской области на 2001-2003 годы.
2. Внести в пункт 5 распоряжения главы администрации области от 21.09.2000 № 374-р "О подготовке "Основных направлений улучшения экологической обстановки в Новосибирской области на 2001-2003 годы" и разработке проекта областной целевой программы "Охрана окружающей природной среды Новосибирской области" изменение, изложив его в следующей редакции:
Утвердить заказчиком областной целевой программы департамент экономического развития и промышленности администрации области. (В редакции Постановления Главы администрации Новосибирской области от 05.10.2001 г. № 931) 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Косоурова В.С.
И.о. главы администрации В.С.Косоуров _________________________ УТВЕРЖДЕНЫ постановлением главы администрации области от 14.12.2000 № 1116 Основные направления улучшения экологической обстановки в Новосибирской области на 2001-2003 годы Состояние окружающей природной среды в Новосибирской области характеризуется следующим.
В ближайшей и среднесрочной перспективе одной из наиболее серьезных экологических проблем, от решения которой во многом зависит состояние здоровья населения области, является загрязнение атмосферы.
Более половины населения области проживает в районах, где концентрации вредных примесей в атмосфере регулярно превышает ПДК (предельно допустимые концентрации).
Основными источниками загрязнения атмосферы являются автомобильный транспорт (75,9%), ТЭЦ (9,1%), отопительные котельные и промышленные предприятия.
Ухудшилось качество воды, потребляемой населением. Основными причинами этого являются ухудшение санитарно-технического состояния сооружений и сетей хозяйственно-питьевого водоснабжения, высокое содержание железа, марганца природного происхождения. Начинает прослеживаться тенденция техногенного и антропогенного загрязнения подземных вод.
Из-за нестабильной работы большинства предприятий, их тяжелого финансового положения, а также неудовлетворительного бюджетного финансирования, водоохранные мероприятия в области осуществляются крайне низкими темпами.
Увеличивается объем сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты. Бассейн р. Оби в пределах Новосибирской области и поверхностные воды загрязнены нефтепродуктами (6-15 ПДК), фенолом (2-6 ПДК), тяжелыми металлами (3-11 ПДК), соединениями азота (1,5-2,6 ПДК).
Наличие в источниках централизованного водоснабжения указанных и других загрязняющих веществ создает реальную угрозу здоровья населения.
В связи со сменой форм земельной собственности, хозяйствования и другими причинами продолжаются процессы ухудшения состояния земель, выражающиеся в разрушении почвенного покрова, загрязнении земель химическими веществами, захламленности производственными и бытовыми отходами, зарастании угодий сорной растительностью, кустарником, вторичном засолении и подтоплении, разрушении береговой линии водных объектов.
Существенный ущерб земельным ресурсам на территории области наносится в ходе разработки месторождений полезных ископаемых, строительстве дорог, производственных и иных объектов. Общая площадь нарушенных земель составляет 1,9 тыс. га, из которых рекультивировано 0,77 тыс. га.
Остается одной из наиболее актуальных проблема удаления, размещения и обезвреживания отходов. Нерешенность вопросов размещения, переработки и утилизации отходов приводит к увеличению их объемов, размеров занимаемой территории, росту числа несанкционированных свалок, интенсивному загрязнению почв, поверхностных водоемов и подземных вод.
Ежегодно в области образуется около 6,6 млн. т различных отходов, в том числе отходов животноводческих комплексов и птицефабрик - 2,9 млн. т, твердых бытовых - 1,5 млн. т, золошлаковых отходов - около 1 млн. т, токсичных производственных отходов - 1,2 млн. т.
До настоящего времени не решена проблема утилизации бытовых отходов. Мусороперерабатывающие заводы отсутствуют. По данным инвентаризации выявлено 1850 объектов размещения и захоронения отходов общей площадью около 2,8 тыс. га. Из них только 258 объектов (15%) являются санкционированными, 9 из 15 полигонов складирования отходов города Новосибирска расположены в городской черте, не имеют проектов и технических решений, предусматривающих меры обеспечения санитарно-гигиенической и экологической безопасности.
Леса Новосибирской области из-за недостаточного объема использования древесины стареют. Объем заготовок по всем видам рубок не превышает 10-15% к расчетной лесосеке. Основное влияние на состояние лесов и другой растительности оказывают пожары и массовое развитие энтомовредителей. В 1999 году зарегистрировано 932 пожара, которыми пройдено 11,0 тыс. га. Область понесла ущерб в 12,5 млн.
руб., лесное хозяйство недосчиталось 64,5 тыс. м3 древесины на корню и 0,7 тыс. га молодняка.
В прошедшие годы сложились благоприятные условия доя развития большинства вредителей и болезней леса, произошло увеличение площадей очагов вредителей болезней леса. Так, площадь очагов непарного шелкопряда в области составляет около 30 тыс. га, из них на 19 тыс. га требуется принятие срочных мер борьбы. Основной очаг, требующий принятия неотложных мер, располагается в северо-западной части области. Отмечается возможность развития вспышки сибирского шелкопряда в северо-восточной части области.
В результате хозяйственной деятельности и высокого уровня браконьерства на территории области наметилась тенденция к обеднению биоразнообразия.
Анализ состояния окружающей природной среды позволяет наметить основные направления улучшения экологической обстановки в Новосибирской области, которые должны явиться базой для разработки проекта областной целевой программы и конструктивного взаимодействия органов государственной власти области, органов местного самоуправления, предпринимателей, организаций всех форм собственности и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем развития экономики и улучшения состояния окружающей среды.
К основным направлениям улучшения экологической обстановки в Новосибирской области относятся:
1. Оздоровление среды обитания в городских и сельских поселениях.
2. Снижение уровня экологической опасности при развитии промышленности, энергетики, транспорта, коммунального, сельского и лесного хозяйства, экологически обоснованное размещение производств.
3. Минимизация загрязнения атмосферного воздуха, почв и водных объектов.
4. Обеспечение населения качественной питьевой водой и продуктами питания.
5. Неистощительное использование возобновимых (плодородие почв, рыбных, лесных ресурсов и др.) и рациональное использование невозобновимых (минерального, углеводородного сырья и др.) природных ресурсов.
6. Сохранение и восстановление природных экосистем, биологического разнообразия, охрана и восстановление лесов.
7. Развитие и совершенствование системы особо охраняемых природных территорий, природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения.
8. Сокращение объемов, утилизация, обезвреживание и надежное захоронение отходов.
9. Расширение использования вторичных ресурсов.
10. Предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф, обеспечение радиационной безопасности населения.
11. Экологическое образование и воспитание населения.
12. Решение межрегиональных экологических проблем. Необходимыми условиями реализации основных направлений улучшения экологической обстановки являются:
совершенствование структуры управления в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
совершенствование правовой, нормативной, методической и метрологической базы в области охраны окружающей среды и рационального природопользования;
совершенствование экономических и административных механизмов управления качеством окружающей среды (сертификация, лицензирование, аудит);
обеспечение экологической безопасности (оценка экологического риска, прогноз, развитие сети мониторинга и контроля за состоянием окружающей среды);
развитие информационно-аналитической системы;
формирование системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения.