О Р Е Н Б У Р Г С К А Я О Б Л А С Т Ь З А К О Н Утратил силу - Закон Оренбургской области от 25.06.2004 г. № 1246/185-III-ОЗ О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ (В редакции Закона Оренбургской области от 12.09.2000 г. № 663/188-ОЗ) Принят Законодательным Собранием Оренбургской области 16 сентября 1998 года Раздел I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Оренбургской области и его обеспечение 1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, когда отсутствует вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности.

2. В Оренбургской области оно обеспечивается реализацией:

- мер по профилактике заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой, ее ближайшим и отдаленным прогнозом;

- региональных и местных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения, оздоровления среды обитания человека и условий его жизнедеятельности;

- гигиенической сертификации продукции, работ и услуг, а также товаров для личных (бытовых) нужд человека;

- лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для здоровья человека;

- социально-гигиенического мониторинга;

- мер по своевременному информированию населения о заболеваемости, состоянии среды обитания и о проводимых профилактических, гигиенических и противоэпидемических мероприятиях;

- гигиенического воспитания и образования населения.

Статья 2. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы 1. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы - это нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

На территории области действуют санитарные правила - федеральные и Оренбургской области.

2. Санитарные правила Оренбургской области являются временными и вводятся в следующих случаях:

а) при отсутствии федеральных правил по отдельным вопросам санитарно-эпидемиологического нормирования;

б) при необходимости изменения и уточнения отдельных требований и нормативов федеральных санитарных правил, введения более жестких требований в зависимости от особенностей санитарно-эпидемиологической обстановки и состояния здоровья населения.

3. Временные областные санитарные правила утверждаются главным государственным санитарным врачом по Оренбургской области и действуют один год. При необходимости срок их действия может быть продлен, но не более чем на один год.

Статья 3. Полномочия органов местного самоуправления по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:

а) разработка, принятие и реализация местных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

б) координация деятельности предприятий, организаций и граждан по проведению ими мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия;

в) организация и проведение мероприятий по предотвращению возникновения, распространения и по ликвидации инфекционных болезней, заболевании и отравлений людей;

г) обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан и интересов общества и государства в области санитарно-эпидемиологического благополучия;

д) информирование населения о сложившейся ситуации и прогнозе санитарно-эпидемиологического состояния данной территории.

Статья 4. Привлечение населения к контролю за санитарным состоянием, содержанием и благоустройством населенных мест 1. Органы государственной власти и местного самоуправления совместно с центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в добровольном порядке могут привлекать граждан к контролю за санитарным состоянием территорий населенных мест и их благоустройству.

2. Общественные объединения граждан в соответствии с их уставами и другими нормативными актами, регулирующими их деятельность, вправе осуществлять контроль за выполнением установленных санитарных правил и о результатах информировать центры государственного и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора области.

3. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны оказывать поддержку общественным организациям, представлять им информацию о неблагополучных с экологической точки зрения объектах, санитарном состоянии открытых водоемов, зон отдыха и т.д.

Раздел II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО ВОПРОСАМ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ Статья 5. Права юридических лиц 1. Юридические лица при обращении в органы государственной власти и управления, центры государственного или ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора имеют право на получение от них на договорной основе информации о санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановке, состоянии окружающей природной среды, заболеваемости населения, действующих санитарных правилах.

2. Юридические лица имеют право вносить предложения при разработке областных и местных программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Статья 6. Обязанности юридических лиц Юридические лица обязаны:

а) обеспечивать соблюдение требований санитарного законодательства, выполнять постановления, предписания и заключения должностных лиц государственного или ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора;

б) разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей природной среды, оздоровление условий труда, питания, проживания, быта, отдыха, воспитания и образования населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний;

в) обеспечивать производство и реализацию безопасных для здоровья продуктов питания, продукции, услуг, товаров производственно-технического назначения и товаров для личных (бытовых) нужд граждан;

г) иметь в наличии санитарные правила и методики контроля факторов среды обитания;

д) осуществлять производственный контроль, в том числе лабораторные исследования и испытания, за выполнением санитарных правил, проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий;

е) проводить работы по обоснованию безопасности для здоровья человека новой продукции и технологии ее производства, гигиенических нормативов факторов среды его обитания и разработку методов их контроля;

ж) своевременно информировать центры государственного или ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора Оренбургской области об аварийных ситуациях, остановках производства, нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

з) применять меры, направленные на повышение заинтересованности и поощрение работников за соблюдение санитарного законодательства и санитарных правил;

и) создавать условия для предупреждения возникновения заболеваний на производстве, сохранения и укрепления здоровья работников;

к) осуществлять гигиеническое обучение и воспитание работников, направленное на повышение санитарной культуры людей и ведение здорового образа жизни.

Статья 7. Права физических лиц (граждан) Граждане имеют право:

1. На благоприятную среду обитания (окружающую природную среду, питание, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, потребляемую или используемую продукцию народного хозяйства), факторы которой не оказывают вредного влияния на здоровье настоящего и будущих поколений людей.

2. Осуществлять через общественные объединения (в соответствии с их уставами) общественный контроль за выполнением требований санитарных правил, а также вносить предложения, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

3. На возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью вследствие нарушения санитарного законодательства, а также при осуществлении противоэпидемических мероприятий.

Статья 8. Обязанности физических лиц (граждан) Граждане обязаны:

1. Выполнять требования санитарного законодательства, а также постановления, предписания и заключения должностных лиц центров государственного и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора.

2. Заботиться о своем здоровье и гигиеническом воспитании своих детей.

3. Не осуществлять действий, влекущих нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Статья 9. Обязанности граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны:

1. Знать, неукоснительно соблюдать и иметь в наличии по месту осуществления своей деятельности санитарные правила, методики контроля факторов среды обитания, а также другие нормативные акты и методические материалы, утвержденные в установленном порядке и касающиеся деятельности, которой они занимаются.

2. Согласовывать с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы мероприятия по изменению технологических процессов, рецептур и ассортимента вырабатываемой и реализуемой продукции, постановке на производство новых технологий, материалов и видов изделий, санитарной охране атмосферного воздуха, источников водопользования населения, почвы, изменению предназначенных жилых, общественных, производственных помещений, в том числе и сдаваемых в аренду, ликвидации последствий аварийных ситуаций, внеплановых остановок производства, нарушений технологических процессов, которые могут создавать угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

3. Проводить работы по обоснованию безопасности для здоровья человека новой продукции и технологии ее производства, гигиенических нормативов факторов среды его обитания и разработку методов их контроля.

4. Обеспечивать прохождение профилактических медицинских осмотров своих работников, которые относятся к категории граждан, занятых отдельными видами профессиональной деятельности.

5. Возмещать расходы учреждениям государственного санитарно-эпидемиологического надзора Оренбургской области в связи с дополнительным, внеплановым проведением санитарно-гигиенических обследований и лабораторных исследований объектов окружающей среды в случае возникновения санитарно-эпидемиологического неблагополучия на предприятиях и в организациях.

6. Возмещать расходы учреждениям государственного санитарно-эпидемиологического надзора Оренбургской области за проведение ими инспекционного контроля, повторных обследований с применением лабораторных инструментальных методов исследования в связи с выявлением санитарного правонарушения.

Раздел III.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ Статья 10. Требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения при планировке и застройке населенных пунктов 1. Планировка и застройка населенных пунктов должны предусматривать создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения, комплексное благоустройство городов и других населенных пунктов, предупреждение и ликвидацию вредного влияния неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье человека, а также на условия его жизни и деятельности.

2. Предоставление земельных участков под строительство, утверждение норм проектирования, проектной документации на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение объектов, на планировку и застройку населенных пунктов, ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных жилых домов, зданий и сооружений культурно-бытового, жилищно-коммунального назначения, промышленных, транспортных и других объектов (пусковых комплексов) и сооружений, а также транспортных средств допускается только при наличии заключений центров государственного или ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора, удостоверяющих выполнение требований санитарных норм и правил.

При этом необходимо учитывать:

- местные особенности (границы историко-культурных зон, природоохранных заповедников);

- наличие санитарно-защитных зон;

- состояние радиационно-радонового фактора на участке, радиоактивность и токсичность строительных материалов.

3. Юридические и физические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, зданий и сооружений, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение этих работ или их финансирование и (или) кредитование.

Статья 11. Требования к продовольственному сырью, пищевым продуктам, материалам и изделиям, контактирующим с ними, а также технологиям их изготовления 1. Пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не оказывать вредного влияния на его здоровье. Продовольственное сырье, пищевые продукты, материалы и изделия, контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации населению, должны соответствовать требованиям санитарных правил.

2. При производстве пищевых продуктов могут быть использованы пищевые добавки и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, только разрешенные для этих целей в Российской Федерации.

3. В целях профилактики и снижения заболеваемости эндемическим зобом и другими йоддефицитными заболеваниями АО "Илецк-Соль" должно обеспечить йодирование выпускаемой соли.

4. Постановка на производство, применение (использование) и реализация населению новых видов (впервые разрабатываемых и внедряемых в производство) продовольственного сырья, пищевых продуктов, пищевых добавок, контактирующих с ними материалов и изделий, внедрение новых технологических процессов их производства и технологического оборудования допускается только после получения заключения о соответствии их требованиям санитарных правил (гигиенического сертификата).

5. Юридические и физические лица, осуществляющие хранение, транспортировку, торговлю продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, должны выполнять требования санитарных правил для соответствующих видов деятельности и объектов и проводить мероприятия, направленные на предотвращение ухудшения их качества.

6. Продовольственное сырье, пищевые продукты и контактирующие с ними материалы и изделия, не соответствующие санитарным правилам и представляющие опасность для здоровья населения, немедленно снимаются ее изготовителем (продавцом) с производства и (или) реализации по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя.

Снятые с производства или реализации продовольственное сырье, пищевые продукты и контактирующие с ними материалы и изделия должны быть использованы их владельцем в иных целях, исключающих причинение вреда человеку, либо уничтожены.

7. В товаросопроводительных документах на производственное сырье и пищевые продукты должна быть указана информация об их сертификации, сроках и условиях хранения, транспортировки, реализации, основных потребительских свойствах, составе, пищевых добавках, пищевой ценности, содержании в них вредный для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями нормативных документов, а также обозначения данных нормативных документов.

Статья 12. Требования к материалам, веществам, изделиям, другой продукции непродовольственного назначения 1. Ввозимая на территорию Оренбургской области юридическими и физическими лицами продукция, предназначенная для применения в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте и в процессе применения (использования) которой требуется непосредственное участие человека и (или) предназначенная для реализации населению, включая пищевые продукты и продовольственное сырье, должна быть безопасной для жизни и здоровья людей и среды обитания.

2. Новые технологии, материалы, вещества и изделия, предназначенные для пользования в хозяйстве и быту, а также продукция, закупаемая за пределами области, допускаются к постановке на производство, к внедрению и применению только на основании заключений центров государственного или ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора.

3. Юридические и физические лица обязаны приостановить производство или реализацию продукции, не соответствующей санитарным правилам, по постановлению главного государственного санитарного врача или ведомственного главного санитарного врача или их заместителей.

Статья 13. Продукция, закупаемая за рубежом 1. Закупаемая за рубежом продукция, применение и (или) употребление которой требует непосредственного участия человека, должна соответствовать санитарным правилам и международным требованиям безопасности и безвредности для человека. В договорах (контрактах) на поставку в Оренбургскую область продукции, подлежащей обязательной сертификации, должно быть предусмотрено выполнение установленных настоящей статьей требований.

2. Продукция разрешается к ввозу и реализации на территории области только после гигиенической оценки ее безопасности и безвредности для здоровья человека.

3. Продукция, закупаемая за рубежом, должна содержать информацию о товаре, указанную в п. 7 статьи 11 настоящего Закона, на русском языке.

4. Запрещается ввоз и реализация на территории Оренбургской области пищевой продукции без заключения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Статья 14. Хозяйственно-питьевое водоснабжение населения и требования к водным объектам, используемым населением 1. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

(В редакции Закона Оренбургской области от 12.09.2000 г. № 663/188-ОЗ) 2. Качество воды, подаваемой населению для питьевых, хозяйственных и производственных целей, должно соответствовать санитарным правилам и нормам.

3. В целях устранения и предупреждения загрязнения источников водопользования населения администрацией области устанавливаются зоны санитарной охраны, водоохранные зоны и прибрежные полосы со специальным режимом. Сброс в питьевые водоисточники неочищенных бытовых и промышленных сточных вод, отходов запрещается.

4. Ответственность за санитарно-техническое состояние системы водоснабжения, количество и качество подаваемой населению питьевой воды несут органы местного самоуправления, учреждения и организации, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения.

5. Государственный контроль за качеством питьевой воды, используемой населением из централизованных систем водоснабжения и децентрализованных источников общественного пользования, осуществляется органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

6. Юридические и физические лица в случаях несоответствия питьевой воды санитарным правилам обязаны немедленно информировать органы местного самоуправления, государственного и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечить прекращение использования населением питьевой воды негарантированного качества по постановлению главного государственного или ведомственного санитарного врача.

7. Юридические лица, независимо от форм собственности, органы местного самоуправления обязаны осуществлять мероприятия, направленные на развитие систем централизованного и децентрализованного водоснабжения, обеспечение населения доброкачественной питьевой водой, повышение эффективности и надежности функционирования систем водообеспечения за счет реализации водоохранных, технических и санитарных мероприятий, совершенствования технологии забора, обработки, транспортировки воды.

8. Юридическим и физическим лицам запрещается без соответствующего разрешения органов государственной власти, местного самоуправления и постановления главного государственного или ведомственного санитарного врача или их заместителей приостанавливать подачу питьевой воды населению, кроме случаев аварийных ситуаций.

9. Юридическим и физическим лицам запрещается без разрешения органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществлять или возобновлять подачу питьевой водопроводной воды населению.

10. Деятельность, связанная с использованием водных объектов, допускается только при наличии лицензии, выданной в установленном порядке органами исполнительной власти при согласовании с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

11. Ответственность за качество и безопасность воды нецентрализованных источников общественного пользования (колодцы, каптажи родников) несут местные органы самоуправления, в ведении которых находятся данные водозаборные устройства.

12. Учреждения и организации, в ведении которых находятся централизованные системы хозяйственно-питьевого водоснабжения и водопроводы, используемые одновременно для хозяйственно-питьевых и технических целей, обязаны постоянно осуществлять лабораторный производственный контроль качества воды в местах водозабора перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

13. Количество и периодичность отбора проб воды по каждому водозабору устанавливается владельцем водопровода с обязательным согласованием с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и утверждением администрацией местного органа самоуправления.

Статья 15. Атмосферный воздух населенных пунктов, воздух рабочей зоны и мест постоянного и временного пребывания людей 1. Атмосферный воздух населенных пунктов, территорий промышленных предприятий, воздух рабочей зоны производственных помещений в местах постоянного или временного пребывания людей должен соответствовать санитарным правилам и нормам.

2. В целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха территорий жилой застройки населенных пунктов производственными выбросами органы местного самоуправления совместно с предприятиями принимают необходимые меры по организации санитарно-защитных зон вокруг действующих предприятий и отселению жителей за их пределы.

3. Юридические лица всех форм собственности обязаны осуществлять комплексные мероприятия, направленные на предотвращение и ликвидацию загрязнений воздушной среды вредными веществами, физическими факторами, которые оказывают неблагоприятное влияние на здоровье человека.

4. Предприятия, являющиеся источниками выбросов вредных веществ в атмосферу, обязаны иметь в наличии и соблюдать утвержденные в установленном порядке нормативы предельно допустимых выбросов, гарантирующие безопасность воздушной среды для здоровья человека.

5. Предприятия, имеющие источники выбросов вредных веществ в атмосферу, обязаны обеспечить постоянный ведомственный лабораторный контроль за состоянием атмосферного воздуха жилой территории в зоне влияния выбросов.

6. Государственный контроль за состоянием атмосферного воздуха населенных мест осуществляется центром по гидрометеорологии и мониторингу природной среды и органами государственного и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора.

7. Система контроля и наблюдения должна соответствовать требованиям ГОСТа "Правила контроля качества атмосферного воздуха населенных мест".

Для постоянного контроля за состоянием атмосферного воздуха промышленными предприятиями, центрами по гидрометеорологии и мониторингу природной среды и государственного санитарно-эпидемиологического надзора организуются посты наблюдения.

Размещение постов наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха должны согласовываться с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.

8. Предприятия I и II категорий опасности обязаны внедрять автоматизированную систему мониторинга окружающей среды в зоне своего влияния.

9. Руководители предприятий, загрязняющих атмосферный воздух выше установленных нормативов, обязаны принимать меры по сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу, а в случае аварийных выбросов приостанавливать работу предприятия (участка, цеха, установки), принимать меры по устранению аварийной ситуации и незамедлительно информировать территориальную службу ГО и ЧС, учреждения государственного санитарного эпидемиологического надзора и государственного комитета по экологии.

Статья 16. Требования к охране почв, содержанию территорий населенных пунктов и производств, сбору, переработке, обезвреживанию, утилизации и захоронению отходов производства и потребления 1. В почвах населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для здоровья человека химических веществ и биологических организмов, а также уровень радиоактивности не должны превышать нормативов, установленных санитарными правилами.

2. Территории населенных пунктов и всех видов производств (промышленных площадок) должны содержаться в соответствии с требованиями санитарных правил.

Порядок и условия обеспечения надлежащего санитарного состояния территорий населенных пунктов устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию с центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Органы местного самоуправления могут создавать на своих территориях муниципальные подразделения с целью осуществления контроля за санитарным содержанием территорий населенных пунктов.

3. Отходы производства и потребления подлежат сбору, переработке, обезвреживанию, утилизации и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для здоровья населения и окружающей природной среды и отвечать требованиям санитарных правил.

В местах централизованной переработки, утилизации и захоронения отходов должен осуществляться санитарный и радиационный контроль.

Порядок, условия и способы сбора, переработки, обезвреживания, утилизации и захоронения отходов устанавливаются органами местного самоуправления и подлежат согласованию с центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Статья 17. Жилые помещения 1. Помещения, предназначенные для временного и постоянного проживания граждан, по площади, планировке, степени освещенности, воздухообмену, расположению и оборудованию должны обеспечивать безопасные и благоприятные условия для здоровья и жизни.

2. Юридические и физические лица обязаны не допускать заселение и проживание в жилых помещениях, не отвечающих санитарным правилам.

Не допускается размещение и эксплуатация в жилых домах ресторанов, баров, кафе, дискотек, казино и т.п., если время их работы не ограничивается периодом с 7 до 23 часов.

3. Изменение назначения и перепланировка жилых помещений должны быть согласованы с учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Оренбургской области.

4. Соответствие состояния жилых помещений нормативным требованиям определяется комиссиями исполнительных органов местного самоуправления с учетом строительных, санитарных, экологических и других нормативов.

Статья 18. Эксплуатация производственных, общественных зданий, помещений, сооружений и оборудования 1. При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться благоприятные для здоровья людей условия труда, быта и отдыха, осуществляться мероприятия по охране окружающей природной среды, по предупреждению возникновения и распространения заболеваний среди населения.

2. Юридические и физические лица обязаны приостанавливать либо полностью прекращать свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнение и оказание отдельных видов работ и услуг в случае несоблюдения установленных санитарных правил по постановлению главного государственного врача или его заместителей.

Статья 19. Условия работы с источниками механических колебаний, ионизирующих и неионизирующих излучений, радиоактивными, биологическими веществами и микроорганизмами 1. Работы с источниками (машины, механизмы, установки, устройства, аппараты и другие) механических колебаний (шума, ультразвука, вибрации и иных), ионизирующих излучений (радиоактивного, рентгеновского и иного), неионизирующих (электромагнитных полей, высоких, ультравысоких и сверхвысоких частот, световых потоков и иных) и других видов излучения должны осуществляться в соответствии с требованиями санитарных правил при наличии заключения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы.

2. Размещение, строительство, ввод в эксплуатацию источников ионизирующего, оптического излучения, а также источников шума, вибрации, инфразвука, ультразвука, электромагнитных полей допускается только при наличии заключения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы.

3. Работа с возбудителями инфекционных заболеваний, а также деятельность, связанная с источниками ионизирующего излучения (генерирующим), допускается при наличии лицензий, выданных в установленном порядке центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Оренбургской области.

Статья 20. Требования к условиям труда работающих 1. Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное влияние на здоровье работающих.

2. В организациях должна проводиться аттестация рабочих мест, осуществляться мероприятия, направленные на обеспечение безопасных условий труда и выполнение требований санитарных правил к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты, режиму работы и бытовому обследованию работающих в целях предупреждения несчастных случаев, отравлений, профессиональных и иных заболеваний, связанных с условиями труда.

Статья 21. Условия воспитания и обучения граждан 1. В детских дошкольных и оздоровительных учреждениях, школах, лицеях, гимназиях и других образовательных учреждениях, на предприятиях и в организациях, осуществляющих воспитание, обучение и профессиональную подготовку, должны обеспечиваться условия для сохранения и укрепления здоровья граждан, профилактики заболеваний, а также соблюдаться санитарные правила.

2. Программы, методики, режимы воспитания, обучения и профессиональной подготовки утверждаются только при наличии заключения органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы об их соответствии санитарным правилам.

Статья 22. Профилактические медицинские осмотры и лабораторные обследования 1. В целях охраны здоровья, предупреждения возникновения и распространения заболеваний работники предприятий и организаций, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, обязаны проходить медицинские осмотры как при приеме на работу, так и впоследствии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок и сроки проведения этих осмотров и обследований определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

2. В случае необходимости по предложению центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора органами исполнительной власти области и местного самоуправления на отдельных предприятиях и в организациях, а также среди населения могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению медицинских осмотров.

3. Юридические лица в пределах их компетенции обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения работающими профилактических медицинских осмотров и лабораторных обследований.

4. Лица, не прошедшие профилактические медицинские осмотры, не допускаются к работе или временно отстраняются от нее по решению администрации предприятий и организаций в соответствии с действующим законодательством.

5. Профилактические медицинские осмотры и лабораторные обследования подлежат учету в лечебно-профилактических учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в центрах государственного и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Статья 23. Предупреждение и ликвидация инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей 1. Для предупреждения возникновения, распространения и ликвидации инфекционных заболеваний людей, а также массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей, связанных с влиянием неблагоприятных факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека, юридическими и физическими лицами должны своевременно и в полном объеме проводиться необходимые комплексные организационные, инженерно-технические, медицинские, гигиенические и противоэпидемические мероприятия.

2. В целях предотвращения завоза, возникновения, распространения и для ликвидации инфекционных заболеваний проводится комплекс мер по санитарной охране территории области.

Организация санитарной охраны территории области, мероприятия по ее осуществлению, порядок и условия их проведения регламентируются санитарными правилами.

В целях обеспечения санитарной охраны территории области, предотвращения завоза инфекционных заболеваний и потенциально опасных для здоровья населения грузов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации создаются санитарно-карантинные, ветеринарно-контрольные и фитосанитарные пункты.

3. Перечень инфекционных болезней, требующих проведения специальных мероприятий по санитарной охране территории области, порядок и условия их осуществления определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

4. В случае угрозы возникновения и распространения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей в отдельных населенных пунктах органами исполнительной власти Оренбургской области и местного самоуправления вводятся особые условия и режим хозяйственной деятельности и жизни людей согласно действующему законодательству. Предложения по введению (отмене) таких условий и режима вносятся центрами государственного или ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора.

5. Больные инфекционными заболеваниями и граждане с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с инфекционными больными подлежат лабораторному обследованию, медицинскому наблюдению и вакцинации, а в случае если они представляют опасность для окружающих - лечению, обязательной госпитализации и изоляции (карантину). При уклонении от выполнения предписаний центров государственного или ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора такие лица могут быть привлечены к административной ответственности.

6. Граждане, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лечению. Эти же граждане, если они могут быть источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой работой, временно переводятся на другую работу, а при невозможности перевода - временно, до выздоровления, отстраняются от работы с выплатой пособия по социальному страхованию.

7. Инфекционные, массовые неинфекционные заболевания и отравления людей, связанные с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды обитания и условий его жизнедеятельности, подлежат регистрации в учреждениях здравоохранения по месту их выявления и государственному учету в центрах государственного или ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора. Организации, осуществляющие ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны информировать учреждения госсанэпиднадзора о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций и обеспечивать взаимодействие в их ликвидации.

Статья 24. Организация дератизационных, дезинсекционных и дезинфекционных работ 1. Дератизационные, дезинсекционные и дезинфекционные работы проводятся государственными унитарными предприятиями - дезинфекционными станциями, отделами профилактической дезинфекции центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, находящихся в структуре санитарно-эпидемиологической службы, на договорных началах при наличии лицензии, выданной в установленном порядке.

2. Юридические и физические лица могут проводить дератизационные, дезинсекционные и дезинфекционные работы только при наличии лицензии, обязательном выполнении требований санитарных правил и под контролем центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Статья 25. Профилактические прививки 1. Для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний гражданам проводятся профилактические прививки. Обязательными являются прививки против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка и кори.

2. Дополнительно к перечню обязательных прививок, установленному законодательством Российской Федерации, в области обязательными являются прививки против эпидемического паротита, краснухи, вирусного гепатита В, а также туляремии, бруцеллеза, сибирской язвы, клещевого энцефалита согласно санитарным и ветеринарным правилам.

3. В случае угрозы возникновения и распространения других инфекционных заболеваний (по эпидемическим показаниям) администрацией области по предложению главного государственного санитарного врача области или его заместителя принимается решение о проведении гражданам профилактических прививок против этих заболеваний.

4. Группы населения, подлежащие профилактическим прививкам, порядок, сроки проведения прививок и их учет определяются директивными указаниями Министерства здравоохранения Российской Федерации.

5. Профилактические прививки против карантинных и других инфекционных заболеваний проводятся гражданам, выезжавшим в зарубежные страны в соответствии с требованиями Международных санитарных правил о выдаче Международного свидетельства о вакцинации и ревакцинации.

6. Сведения о проведении профилактических прививок подлежат внесению в сертификат о профилактических прививках, выдаваемый гражданам в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

7. Должностные лица, допустившие санитарное правонарушение установленного порядка и условий проведения иммунизации, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

8. В случае причинения вреда здоровью при проведении профилактических прививок граждане имеют право на его возмещение в соответствии с действующим законодательством.

Статья 26. Социально-гигиенический мониторинг 1. В целях выявления неблагоприятного влияния на здоровье человека факторов окружающей природной среды, условий труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питания и разработки предложений по профилактике заболеваний населения и оздоровлению среды обитания человека создается государственная система социально-гигиенического мониторинга.

2. Государственная система социально-гигиенического мониторинга ведется центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора на основании выполняемых ими наблюдений за качеством окружающей природной среды в местах проживания и хозяйственной деятельности людей, условиями труда, быта, воспитания, обучения, питания населения, а также данных мониторинга здоровья населения, окружающей природной среды, радиационной обстановки и других видов специальных мониторингов, сведений о заболеваемости, смертности, рождаемости населения, экономическом и социальном развитии территорий, получаемых от соответствующих органов государственной власти и статистики.

Статья 27. Требования к гигиеническому воспитанию и образованию населения 1. Гигиеническое воспитание и образование граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.

2. Гигиеническое воспитание и образование граждан осуществляется:

- в процессе воспитания в дошкольных организациях и обучения в образовательных организациях;

- при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников (путем включения в программы обучения и воспитания разделов о гигиенических знаниях);

- при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

3. Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация категорий граждан, занятых отдельными видами профессиональной деятельности, проводится за счет средств работодателя.

Статья 28. Сертификация продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для здоровья человека В Оренбургской области продукция, работы и услуги, представляющие потенциальную опасность для здоровья человека, подлежат сертификации в соответствии с законодательством Россий ской Федерации при наличии заключения (гигиенического сертификата) органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы.

Статья 29. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза 1. Учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Оренбургской области в установленном порядке проводят санитарно-эпидемиологическую экспертизу путем гигиенической сертификации, аттестации, паспортизации и выдают заключения по оценке воздействия факторов среды обитания на здоровье челове ка, а также о соответствии требованиям санитарного законодательства технической документации предполагаемой деятельности, продукции, работ, услуг, условии труда и уровня знаний.

2. Санитарно-эпидемиологической экспертизе подлежат генеральный план застройки городов, градостроительные проекты; документация по предоставлению земельных участков под размещение и строительство предприятий, зданий и сооружений; размещение объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения, материалы выбора земельных участков под строительство, технико-экономическое обоснование, проектно-сметная документация на строительство, реконструкцию, модернизацию объектов, пусковых комплексов, сооружений, транспортных средств и инженерных сетей; жилые дома, здания и сооружения культурно-бытового, жилищно-коммунального, медицинского, ветеринарного назначения, промышленные, транспортные и другие предприятия (пусковые комплексы) и сооружения, а также транспортные средства при вводе их в эксплуатацию; материалы, вещества, изделия и другая продукция, а также продовольственное сырье, пищевые продукты и материалы, контактирующие с ними; изделия медицинского назначения; продукция, закупаемая за рубежом; вода для питьевых, хозяйственных и производственных нужд, вода источников централизованного и нецентрализованного водоснабжения, для купания, занятия спортом и отдыха населения, для лечебных целей, водоемов в городе; атмосферный воздух территорий населенных пунктов, территорий промышленных предприятий, воздух рабочей зоны производственных и других помещений постоянного и временного пребывания людей; способы, порядок и условия сбора, переработки, обезвреживания, утилизации и захоронения производственных и бытовых отходов жилые, производственные и общественные здания и помещения; источники механических колебаний, ионизирующих, неионизирующих и других видов излучений; условия, программы, методики и режимы воспитания, обучения и профессиональной подготовки и уровень гигиенических знаний.

3. Порядок и методы проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы определяются органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы. К проведению экспертизы допускаются специалисты органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы, научно-исследовательских учреждений и организаций, высших учебных заведений, аккредитованных в установленном порядке.

4. Лица, осуществляющие санитарно-эпидемиологическую экспертизу и выдающие заключения, несут ответственность за их качество, объективность и полноту в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Раздел IV.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Статья 30. Санитарное правонарушение и виды ответственности за его совершение 1. Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства, в том числе действующих санитарных правил, невыполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, постановлений, предписаний и заключений должностных лиц центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Оренбургской области.

2. Должностные лица и граждане, совершившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

Статья 31. Дисциплинарная ответственность 1. За совершение санитарного правонарушения должностные лица и работники предприятий и организаций подвергаются дисциплинарным взысканиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, вплоть до отстранения от работы, освобождения от занимаемой должности и увольнения.

2. Руководители предприятий и организации обязаны налагать дисциплинарные взыскания по представлении главного государственного санитарного врача территории или его заместителя на должностных лиц, работников этих предприятий и организаций, совершивших санитарное правонарушение.

Статья 32. Административная ответственность за санитарные правонарушения 1. К должностным лицам и гражданам применяются административные взыскания за санитарные правонарушения в виде предупреждения или штрафа, налагаемых постановлением главного государственного или ведомственного санитарного врача или их заместителей.

2. Наложение и взыскание штрафов производится в размерах, и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

По согласованию с органами местного самоуправления часть штрафов зачисляется на счет территориального центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора на развитие и укрепление его материально-технической базы.

Статья 33. Уголовная ответственность За совершение санитарных правонарушений, повлекшее или могущее повлечь за собой возникновение массовых заболеваний, отравлений и смерть людей, должностные лица и граждане подлежат уголовной ответственности в соответствии с законодательством.

Статья 34. Возмещение предприятиями и организациями вреда вследствие нарушения санитарного законодательства 1. Предприятия и организации, допустившие нарушения санитарного законодательства, которые привели к возникновению заболеваний и отравлений людей, обязаны возместить нанесенный вред их здоровью, а также внеплановые расходы лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений на оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

2. Центры государственного или ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора области при статистически достоверном повышении заболеваемости (массовые случаи заболеваний и отравлений) для конкретной группы населения или населенного пункта, а также появлении любого числа случаев заболеваний и отравлений, не регистрировавшихся ранее в этой группе людей или в данном населенном пункте, проводят гигиеническое и (или) эпидемиологическое расследование, в ходе которого:

а) выясняются причины и условия возникновения и распространения заболевания;

б) устанавливается его связь с условиями труда, употреблением (использованием) товаров народного потребления, пищевых продуктов, питьевой воды, загрязнением окружающей природной среды;

в) определяется вина должностных лиц и (или) работников предприятий и организаций в нарушении санитарного законодательства, повлекшем за собой возникновение заболеваний и отравлений.

3. Степень повреждения здоровья потерпевших граждан и последствия развившихся у них заболеваний и отравлений определяются на основании заключений лечебно-профилактических учреждений, медико-социальных экспертиз, проводимых в установленном порядке.

4. Возмещение ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан, производится его причинителем добровольно или по решению суда.

5. Размер внеплановых расходов учреждений здравоохранения, центров государственного или ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора определяется как сумма затрат на лечение больных и восстановление их здоровья, проведение комплекса необходимых гигиенических, противоэпидемических и профилактических мероприятий, другие виды работ в соответствии с конкретными условиями.

6. Затраты на лечение больных и восстановление их здоровья включают стоимость медицинского обследования, лечения в амбулаторных и (или) стационарных условиях, диспансерного наблюдения и реабилитации больных, доставки их в медицинские учреждения, профилактических прививок и иных необходимых работ.

7. В затраты на проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятии включается стоимость лабораторных исследований, гигиенического и эпидемиологического расследования, карантинных мероприятий, дезинфекции, дезинсекции и дератизации, обследования лиц, находящихся в контакте с инфекционными больными.

8. На основании материалов проведенного расследования, утвержденных руководителем учреждения внеплановых расходов, оформляется постановление главного государственного или ведомственного санитарного врача или их заместителей о возмещении расходов учреждениям здравоохранения и центрам санитарно-эпидемиологического надзора.

9. Внеплановые расходы, связанные с ликвидацией последствий нарушения санитарного законодательства, предусмотренные настоящей статьей, возмещаются предприятиями и организациями в добровольном порядке, а в случае отказа - в судебном порядке.

Раздел V.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ВЕДОМСТВЕННЫЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ Статья 35. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор 1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность санитарно-эпидемиологических учреждений, направленная на профилактику заболеваний людей и оздоровление среды обитания человека путем обнаружения, пресечения и предупреждения нарушений санитарного законодательства Российской Федерации.

2. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает:

- осуществление контроля за выполнением требований санитарного законодательства и проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий;

- применение мер пресечения санитарных правонарушений и привлечение к ответственности лиц, их совершивших;

- наблюдение, оценку и прогнозирование состояния здоровья населения, состояния среды обитания, санитарно-эпидемиологической обстановки;

- выявление и установление причин и условий возникновения и распространения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения;

- разработку обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;

- ведение статистического наблюдения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, государственного учета инфекционных, профессиональных массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения в связи с неблагоприятным влиянием на здоровье человека факторов среды его обитания, а также формирование государственных информационных ресурсов о санитарно-эпидемиологической обстановке.

3. Организация и проведение государственного санитарно-эпидемиологического надзора возлагаются на государственную санитарно-эпидемиологическую службу Оренбургской области, действующую в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 36. Производственный контроль 1. На администрации предприятий, учреждений, организаций и на граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, возлагается обязанность по обеспечению производственного контроля за соблюдением установленных гигиенических правил в процессе производства (деятельности), выполнением мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей природной среды, за условиями труда, быта, отдыха, обучения и воспитания людей, гигиеническими показателями качества выпускаемой продукции.

Контроль качества продукции, в том числе пищевой, является неотъемлемой частью технологического процесса ее производства.

2. При невозможности выполнения производственного контроля собственными силами его могут осуществлять учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы и другие аккредитованные лаборатории на договорной основе.

3. Организация исследований показателей качества и характеристики продукции является обязанностью изготовителя.

Статья 37. Ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор 1. Ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия в войсках и на специальных объектах Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства путей сообщения и других министерств и ведомств Российской Федерации, расположенных на территории Оренбургской области, осуществляется специальными службами указанных министерств и ведомств.

2. Деятельность указанных служб, действующих на территории Оренбургской области, не должна противоречить санитарному законодательству Российской Федерации.

Статья 38. Общественный контроль Общественные объединения граждан в соответствии с их уставами, иными нормативными актами, регулирующими их деятельность, вправе осуществлять общественный контроль за выполнением установленных санитарных правил и о его результатах информировать учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Оренбургской области.

Статья 39. Взаимодействие при осуществлении государственного и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного и общественного контроля Деятельность специальных служб министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и граждан, обеспечивающих ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор, производственный и общественный контроль, осуществляется во взаимодействии с организациями и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Оренбургской области.

Раздел VI.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 40. Организация государственной санитарно-эпидемиологической службы Оренбургской области 1. Учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Оренбургской области являются частью системы, обеспечивающей единство профилактических мероприятий в Оренбургской области, и в своей деятельности руководствуются действующим законодательством.

Организации, учреждения и предприятия государственной санитарно-эпидемиологической службы Оренбургской области являются юридическими лицами, имеют самостоятельную смету расходов, расчетные счета в учреждениях государственных банков, печати со своими наименованиями.

2. В систему органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Оренбургской области входят:

- центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Оренбургской области;

- центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городах и районах;

- государственные унитарные предприятия "Дезинфекционные станции".

3. Руководство учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Оренбургской области возлагается на главного государственного санитарного врача по Оренбургской области, назначаемого и освобождаемого главным государственным санитарным врачом Российской Федерации по согласованию с главой администрации области.

Главные государственные санитарные врачи городов и районов назначаются и освобождаются главным государственным санитарным врачом по Оренбургской области по согласованию с главами администрации городов и районов.

4. Дополнительными источниками финансирования организаций государственной санитарно-эпидемиологической службы Оренбургской области являются:

а) ассигнования, выделяемые из областного и местных бюджетов на реализацию целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и профилактики заболеваний;

б) часть средств из фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области, направляемых на финансирование первичной медико-санитарной помощи;

в) средства, получаемые от юридических и физических лиц в порядке возмещения понесенных затрат на проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлений людей;

г) средства, поступающие за выполнение платных работ и услуг по договорам с хозяйствующими субъектами;

д) добровольные взносы и пожертвования предприятий, организаций, учреждений и граждан;

е) другие источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Статья 41. Права должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы Оренбургской области 1. Главный государственный санитарный врач по Оренбургской области и его заместители, главные государственные санитарные врачи районов, городов, на транспорте и их заместители имеют право:

а) вносить в органы государственной власти и управления предложения по вопросам выполнения санитарного законодательства Российской Федерации и Оренбургской области, а также по проектам планов социального и экономического развития территорий, комплексных программ охраны здоровья населения, окружающей природной среды, улучшения условий труда и проживания граждан, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

б) беспрепятственно посещать (по предъявлении служебного удостоверения) и проводить обследования организаций, предприятий, жилищных условий граждан, условий работы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, с целью проверки выполнения санитарного законодательства Российской Федерации и Оренбургской области, проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий и соблюдения действующих санитарных норм и правил;

в) предъявлять предприятиям, организациям и гражданам требования о проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий и устранении санитарных правонарушений, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;

г) поручать проведение специальных экспертиз и консультаций и по их результатам представлять предприятиям, организациям и гражданам основанные на действующих санитарных правилах заключения;

д) выявлять и устанавливать причины и условия возникновения и распространения инфекционных, профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей, обусловленных неблагоприятным воздействием на организм человека факторов среды его обитания;

е) приостанавливать впредь до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения - прекращать:

- работы по проектированию и строительству, а также введению в эксплуатацию законченных строительных, реконструированных объектов и их пусковых комплексов;

- эксплуатацию действующих предприятий, организаций, отдельных производственных цехов, участков, помещений, оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдельных видов работ и производственной деятельности;

- разработку, постановку на производство и применение (использование) продукции народного хозяйства;

- производство, хранение, транспортировку и реализацию продовольственного сырья и пищевых продуктов, использование воды (водоисточников) для питьевых, хозяйственных и культурно-оздоровительных целей;

ж) вносить предложения в органы государственной власти и управления, а также в финансово-кредитные органы:

- о запрещении и (или) введении на отдельных территориях особых условий и режимов проживания населения и осуществления ими хозяйственной деятельности, направленных на ликвидацию и предотвращение распространения массовых заболеваний и отравлений населения;

- о приостановлении финансирования (кредитования) работ по проектированию, строительству, а также хозяйственной деятельности предприятий, организаций и граждан в случае невыполнения ими санитарных правил, постановлений органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы области о приостановлении или прекращении этой деятельности;

з) принимать решения:

- о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы или производства, в котором они заняты;

- о проведении лабораторного обследования и медицинского наблюдения за гражданами, контактировавшими с больными инфекционными заболеваниями;

- об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих;

- о проведении дезинфекции, дезинсекции, дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также в помещениях и на территории, где сохраняются условия для возникновения и распространения инфекционных заболеваний;

- о проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям;

и) вызывать в учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы в Оренбургской области должностных лиц и граждан для рассмотрения материалов по фактам нарушений санитарного законодательства Российской Федерации и Оренбургской области и санитарных правил;

к) рассматривать дела о санитарных правонарушениях, налагать административные взыскания, передавать материалы в следственные органы для возбуждения уголовных дел, представлять вышестоящим должностным лицам или органам управления предложения о применении мер дисциплинарного воздействия;

л) предъявлять требования:

- о возмещении ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан;

- о возмещении расходов лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлений людей;

- об уплате штрафов;

м) получать без ограничений от предприятий и учреждений, организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Оренбургской области задач;

н) изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы.

2. Главный государственный санитарный врач по Оренбургской области и его заместители имеют право утверждать в установленном порядке Временные местные санитарные правила, издавать и вводить их в действие.

3. Главный государственный санитарный врач по Оренбургской области и его заместители имеют также право поручать организациям и учреждениям проведение специальных экспертиз и консультаций и представлять предприятиям, организациям и гражданам заключения по нормам проектирования, нормативно-технической, технологической и эксплуатационной документации на новую (модернизируемую) продукцию народного хозяйства и технологию ее изготовления, по контрактной документации на поставку в Оренбургскую область из-за рубежа продукции, предназначенной для использования в народном хозяйстве и быту, а также пищевых продуктов и продовольственного сырья, по программам и режимам воспитания, обучения, учебно-трудовой нагрузки.

4. Права, предусмотренные в пунктах 2, 3, 5, 12 и 13 настоящей статьи, распространяются также на должностных лиц и специалистов учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Оренбургской области.

Статья 42. Обязанности и ответственность должностных лиц и специалистов государственной санитарно-эпидемиологической службы Оренбургской области 1. Главные государственные санитарные врачи, другие должностные лица и специалисты государственной санитарно-эпидемиологической службы Оренбургской области, осуществляющие государственный санитарный эпидемиологический надзор в пределах своей компетенции, обязаны:

а) использовать своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению санитарных правонарушений;

б) координировать свою деятельность с органами государственной власти и управления, общественными объединениями граждан, заинтересованными в деле защиты прав и интересов граждан и общества в охране и укреплении здоровья населения, обеспечении его санитарно-эпидемиологического благополучия;

в) сохранять государственную и коммерческую тайну в отношении информации, которая может стать им известна при выполнении своих функциональных обязанностей;

г) содействовать развитию самосознания и самодеятельности граждан по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия и выполнения санитарного законодательства Российской Федерации и Оренбургской области.

2. Должностные лица и специалисты государственной санитарно-эпидемиологической службы Оренбургской области за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 43. Правовое положение и социальная защита должностных лиц и специалистов государственной санитарно-эпидемиологической службы Оренбургской области 1. Главные государственные санитарные врачи, другие должностные лица и специалисты государственной санитарно-эпидемиологической службы Оренбургской области, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются представителями органов государственного управления и находятся под защитой государства.

В своей деятельности они независимы и руководствуются только действующим санитарным законодательством Российской Федерации и Оренбургской области, пользуются преимущественным правом при распределении жилой площади, установке телефонов, предоставлении мест в детских дошкольных и санаторно-курортных учреждениях, медицинском обслуживании, а также при решении других вопросов социально-бытового обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Любое воздействие в какой бы то ни было форме на должностных лиц и специалистов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, препятствующее выполнению ими профессиональных обязанностей, или вмешательство в их деятельность запрещается.

Должностные лица и отдельные граждане, допускающие указанные действия, подлежат ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 44. Контроль за деятельностью государственной санитарно-эпидемиологической службы Оренбургской области Надзор за исполнением обязанностей государственной санитарно-эпидемиологической службой Оренбургской области осуществляется органами прокуратуры.

Надзор за соблюдением законности государственной санитарно-эпидемиологической службой Оренбургской области при исполнении ею своих обязанностей осуществляется прокурором Оренбургской области и подчиненными ему прокурорами.

Статья 45. О вступлении в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации Оренбургской области В.В. Елагин 6 октября 1998 года № 115/18-ОЗ