ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН Утратил силу - Закон Оренбургской области от 06.10.2003 г. № 495/67-III-ОЗ ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ОРНЕБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ Принят Законодательным Собранием Оренбургской области 23 апреля 1997 г. Памятники истории и культуры представляют собой уникальные, ничем не заменимые и не возобновимые свидетельства исторического развития государства, его народностей, личности граждан и служат основами духовной, моральной и интеллектуальной жизни. Они являются неотъемлемым достоянием и национальным богатством народов Российской Федерации.

Государство создает необходимые условия для сохранения и эффективного использования памятников истории и культуры.

Настоящий Закон является составной частью законодательства Оренбургской области, определяет принципы государственной политики в сфере охраны и использования памятников истории и культуры области, регламентирует вопросы их влияния и государственного учета, а также охраны и использования в интересах развития личности, гуманитарного образования, науки и культуры. Бережное отношение к памятникам истории и культуры является обязанностью каждого гражданина, организации, в том числе общественных и религиозных. Глава 1. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования 1. Настоящий Закон устанавливает основные понятия и положения в сфере охраны памятников истории и культуры (далее - памятники культуры) и регулирует отношения, возникающие в связи с выявлением, учетом, охраной и использованием памятников культуры, находящихся на территории области, в целях их сохранения для современников и будущих поколений.

2. Недвижимые памятники культуры подлежат охране и использованию как единое целое с территорией памятников и связанными с ними сооружениями и другими объектами.

Статья 2. Правовая основа охраны и использования памятников культуры 1. Правовая основа охраны и использования памятников культуры состоит из Конституции Российской Федерации, Гаагской Конвенции "О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта", Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", других федеральных актов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Оренбургской области.

2. Установленный настоящим Законом порядок учета, охраны и использования памятников культуры применяется ко всем памятникам культуры независимо от форм собственности.

3. Положения настоящего Закона действуют на всей территории области и обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций независимо от форм собственности, граждан, находящихся и (или) осуществляющих свою деятельность на территории области.

4. Акты органов государственной власти и местного самоуправления области действуют на территории области в части, не противоречащей настоящему Закону.

Статья 3. Основные понятия Для настоящего Закона вводятся следующие понятия:

- объекты культурного наследия - здания, сооружения и иные недвижимые или движимые объекты, обладающие исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью;

- памятники культуры - здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, зарегистрированные в Государственных списках памятников культуры вне зависимости от форм собственности, использования или степени их сохранности;

- движимые памятники культуры - произведения живописи, скульптуры, декоративно - прикладного искусства, произведения народного творчества, документы, образцы книгопечатания, археологические находки, в том числе составляющие архивные, музейные, библиотечные и иные фонды, государственные и частные коллекции.

- недвижимые памятники культуры - объекты культурного наследия, обладающие общественно - значимой универсальной культурной (археологической, исторической, художественной, архитектурной или иной) ценностью, зарегистрированные в Государственных списках памятников культуры либо в Списках выявленных памятников культуры вне зависимости от форм собственности, характера использования или степени их сохранности;

- памятники культуры недвижимые единичные - здания или сооружения вместе с исторически сложившимися территориями и находящимися в них движимыми культурными ценностями, земельные участки, содержащие археологические культурные слои;

- памятники культуры недвижимые ансамблевые - исторические или по единому замыслу сложившиеся комплексы недвижимых памятников культуры в их композиционной и ландшафтной взаимосвязи, в том числе исторические города, исторические культурные места и исторические ландшафты;

- памятники искусства - произведения монументального, изобразительного, декоративно - прикладного и иных видов искусства;

- государственная охрана памятников культуры - система правовых, организационных, финансовых и иных мер, направленных на выявление и учет, сохранение, реставрацию, использование (включая обеспечение общественной доступности) памятников культуры;

- Государственный список недвижимых памятников культуры - перечень недвижимых памятников культуры, находящихся под охраной государства;

- Список выявленных недвижимых памятников культуры - перечень недвижимых объектов, предлагаемых специально уполномоченными органами охраны памятников культуры (далее - органы охраны памятников) для включения в Государственный список недвижимых памятников культуры;

- Список учетных культурных ценностей - перечень недвижимых культурных ценностей, выявленных при обследовании объектов культурного наследия;

- Список исторических городов и поселений - перечень городов и поселений, обладающих историко - культурной ценностью планировки и застройки и получивших статус исторических;

- исторический город, историческое поселение - город или поселение, обладающее выдающейся историко - градостроительной, историко - архитектурной, ландшафтной или иной ценностью и включенное в Список исторических городов и поселений;

- исторические территории недвижимых памятников культуры - земельные участки, образовавшиеся в процессе исторического развития памятника культуры и непосредственно связанные с ним;

- Особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации (далее - Особо ценные объекты) - историко - культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, организации культуры и иные объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, архитектуры, науки и искусства, отнесенные к таковым Указом Президента Российской Федерации;

- реставрация - весь комплекс исследовательских, проектных и производственных работ, проводимых на памятниках культуры с целью выявления их культурной ценности и максимального обеспечения сохранности;

- зоны охраны недвижимого памятника культуры - земельные и водные участки, примыкающие к территории памятника культуры, необходимые для обеспечения его материальной и культурной сохранности и закрепленные в своих границах в установленном законодательством порядке, и обладающие определенным режимом использования;

- особо охраняемые территории - территории государственных организаций хранения памятников культуры (музеи, музеи - усадьбы, историко - культурные заповедники, иные организации хранения памятников культуры), историко - культурные природные ландшафты, достопримечательные места, а также земли, с которыми тесно связано существование традиционных народных художественных промыслов;

- государственная организация хранения памятников культуры - государственные музеи, библиотеки, архивы, музеи - заповедники, музеи под открытым небом и иные организации, осуществляющие государственное хранение памятников культуры;

- земли историко - культурного назначения - земли, на которых располагаются памятники культуры, достопримечательные места, в том числе объявленные историко - культурными заповедниками (музеями - заповедниками); занятые учреждениями культуры, с которыми связано существование традиционных народных художественных промыслов и ремесел; военных и гражданских захоронений, индустриальных и археологических памятников и иных объектов историко - культурного наследия;

- Открытый лист - специальное разрешение, выдаваемое уполномоченным органом на право проведения археологических исследований и регистрируемое в порядке, устанавливаемом федеральным органом охраны памятников;

- статус исторического города (поселения) - нормативный акт, регулирующий развитие и застройку исторических территорий данного города ( поселения), с целью полного сохранения и раскрытия его исторической, градостроительной, архитектурной и художественной ценности.

Статья 4. Виды памятников культуры 1. К недвижимым памятникам культуры относятся:

а) памятники архитектуры и градостроительства:

- ансамбли, то есть совокупность зданий, сооружений и открытых пространств, включая места археологических или палеонтологических раскопок, заселенные места в городах или сельской местности, обладающие универсальной ценностью с археологической, архитектурной, исторической, эстетической или социально - культурной точек зрения, как-то: города и поселения в их исторических границах, деревни, фрагменты исторических планировок, городские кварталы, архитектурные ансамбли, произведения ландшафтной архитектуры, некрополи, произведения монументального искусства - скульптурные памятники, стелы, обелиски, произведения монументального и монументально - декоративного искусства;

- единичные памятники: отдельные постройки, здания, сооружения, а также четко локализуемые архитектурные ансамбли фортификационного, культового, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения вместе со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно - прикладного искусства, а также с их историческими территориями;

б) достопримечательные места:

- территории, имеющие универсальную ценность как современные творения природы и человека с точки зрения истории и этнологии, в том числе места бытования народных художественных промыслов;

в) памятники истории:

постройки с их исторически сложившимися территориями, памятные места, некрополи и отдельные захоронения, ландшафты, связанные с историческими (в том числе военными событиями), с жизнью выдающихся исторических личностей, ученых, деятелей науки и культуры;

г) памятники археологии:

- культурные слои и остатки построек древних городов, городищ, селищ, жилищ, объектов фортификационного назначения, религиозного назначения - храмов, церквей, монастырей, святых мест, культовых комплексов, мест совершения обрядов;

- погребальные комплексы - курганные и грунтовые могильники, отдельные погребения, некрополи, мавзолеи;

- каменные кресты, культовые камни, изваяния, наскальная и пещерная живопись, этнографические памятники;

- объекты хозяйственного назначения - остатки и следы охотничьих, скотоводческих, земледельческих, промысловых угодий, добывающих и обрабатывающих производств, мастерских, ирригационных сооружений, гидротехнических устройств (прудов, каналов и других), транспортных артерий и сооружений (дорог, мостов, стоянок и других), инфраструктура водных путей.

2. К движимым памятникам культуры относятся:

- предметы древности, такие, как: орудия труда, гончарные изделия, изделия из стекла, дерева и металла , произведения эпиграфики, монеты, печати, драгоценности, оружия, предметы из погребений;

- фрагменты недвижимых или движимых памятников;

- этнологические материалы;

- исторические ценности, связанные с историей естественных наук и техники, военной и общественной историей, а также жизнью народов и национальных руководителей, мыслителей, ученых и деятелей культуры и важными историческими событиями;

- произведения живописи и графики на любой основе и из любых материалов ручной работы, а также чертежи и промышленные изделия, украшенные вручную;

- афиши и фотоафиши как виды оригинального творчества;

- оригинальные художественные подборки и монтаж из любых материалов;

- произведения скульптуры из любых материалов;

- произведения декоративно - прикладного искусства из любых материалов;

- манускрипты, инкунабулы, кодексы, книги и издания, представляющие особый интерес;

- предметы, представляющие интерес с точки зрения истории быта, ремесла, промышленного производства;

- архивные документы, включая рукописи, документы, записи текстов, карты и другие картографические материалы, фотографии, кинофильмы, видео и звукозаписи, машиночитаемые документы.

Глава 2. Компетенция органов государственной власти области в сфере охраны и использования памятников культуры Статья 5. Полномочия Законодательного Собрания области в сфере охраны и использования памятников культуры Законодательное Собрание области:

а) устанавливает порядок охраны, использования и учета памятников культуры на территории области;

б) устанавливает порядок управления и распоряжения памятниками культуры, являющимися собственностью области;

в) устанавливает порядок объявления находящихся на территории области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, охраняемыми памятниками культуры;

г) принимает решения о придании объекту, находящемуся и выявленному на территории области, имеющему историческую, культурную и научную ценность статуса памятника культуры Оренбургской области согласно предоставленному списку;

д) включает Особо ценные объекты исторического и культурного наследия областного значения в Перечень объектов государственной собственности области, не подлежащих отчуждению;

е) утверждает областные целевые программы охраны, использования и реставрации памятников культуры;

ж) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 6. Полномочия администрации области в сфере охраны и использования памятников культуры Администрация области:

а) разрабатывает и представляет на утверждение Законодательного Собрания области областные целевые программы охраны, использования и реставрации памятников культуры;

б) принимает решение о балансовой принадлежности памятников культуры, находящихся в государственной собственности области в установленном порядке;

в) создает, реорганизует и ликвидирует государственный орган охраны памятников культуры области;

г) составляет Государственный список недвижимых памятников культуры областного значения;

д) составляет Список исторических городов и поселений областного значения;

е) утверждает границы зон охраны памятников культуры и земель историко-культурного назначения за исключением Особо ценных объектов;

ж) согласовывает с органами охраны памятников в пределах их компетенции направления своей деятельности в части охраны культурного наследия;

з) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 7. Государственный орган охраны памятников культуры области Специально уполномоченным государственным органом охраны памятников культуры на территории области является комитет по культуре и искусству администрации Оренбургской области.

Указания (предписания) государственного органа охраны памятников культуры области обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, независимо от форм собственности и граждан.

Проекты всех нормативных правовых актов администрации области, касающиеся памятников культуры, должны быть согласованы с государственным органом охраны памятников культуры области.

Статья 8. Полномочия государственного органа охраны памятников культуры области в сфере охраны памятников культуры Основными полномочиями государственного органа охраны памятников культуры области являются:

- инспекционно - правовое и научно - методическое обеспечение действия на территории области законодательства об охране и использовании памятников культуры;

- выявление и установление на основе предварительных исторических и натуральных исследований исторической и культурной ценности памятников;

- регистрация объектов в Списках выявленных недвижимых памятников культуры;

- подготовка при активном участии и содействии областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, обоснований для придания объектам статуса памятников культуры: подготовка и внесение на рассмотрение Законодательным Собранием Оренбургской области соответствующих проектов нормативных правовых актов;

- ведение учета и паспортизации памятников культуры;

- определение ограничительных условий и рекомендаций по использованию памятников культуры с точки зрения требований их сохранности, заключения охранных договоров. Включение, в качестве неотъемлемой части договора на пользование памятника культуры, требований по условиям его содержания, порядку возмещения ущерба в случае нарушения действующего законодательства и настоящего Закона;

- осуществление функций заказчика на разработку проектов зон охраны памятников культуры, на проведение научных исследований в области охраны, изучение культурного наследия и составление документации по производству и исполнению реставрационных работ;

- выдача архитектурно - реставрационных заданий, заключение к архитектурно-планировочным заданиям на разработку и осуществление проектов во всех случаях проектирования, реконструкции и нового строительства, реставрации, ремонта, приспособления, консервации и воссоздания объектов культурного наследия;

- выдача разрешительной документации (сертификатов) на проведение предварительных исследований и работ на объектах культурного наследия;

- проведение экспертизы, согласования на всех стадиях научной, проектной, методической и сметной документации, в том числе и архитектурно-планировочных заданий, опорных планов и проектов нового строительства, относящихся к объектам культурного наследия;

- выдача разрешительной документации на производство реставрационных работ; контроль за производством, участие в поэтапной приемке выполненных работ;

- согласование на всех стадиях проекта проведения строительных, земляных, дорожных, подземных и других работ в зонах охраны памятников культуры;

- контроль за состоянием, содержанием и использованием всех памятников культуры;

- осуществление контроля за соблюдением режима зон охраны памятников культуры, включая охранные зоны регулирования застройки и зоны охраняемого ландшафта, за соблюдением установленного режима историко-культурных заповедников и заповедных мест как самостоятельно, так и с привлечением заинтересованных и уполномоченных органов;

- издание актов по приостановлению или запрещению действий, угрожающих сохранности объектов культурного наследия;

- составление актов, протоколов и направление заявлений в правоохранительные органы о нарушениях юридическими лицами и гражданами требований законодательства об охране и использовании памятников культуры;

- организация разработки ежегодных и перспективных программ использования, охраны и реставрации памятников культуры;

- создание банка информации о культурном наследии области, участие в формировании федерального банка информации о культурном наследии;

- согласование установок мемориальных досок;

- научная и издательская деятельность по вопросам изучения и охраны историко-культурного наследия;

- обеспечение охраны культурных ценностей, расположенных на территории Оренбургской области от возможных последствий чрезвычайных обстоятельств.

Статья 9. Полномочия государственного органа охраны памятников культуры области в сфере использования и эксплуатации памятников культуры Основными функциями государственного органа охраны памятников культуры области в сфере использования и эксплуатации объектов культурного наследия являются:

1. Содержание на балансе выявленных памятников культуры на территории области;

2. Участие в подготовке в установленном действующим законодательством порядке заключения арендных договоров (договоров передаче в пользование) на недвижимые памятники культуры независимо от их балансовой принадлежности и форм собственности. Неотъемлемой частью договоров является включение требований государственного органа охраны памятников культуры области по условиям содержания объектов, о порядке определения размера ущерба в случае нарушения требований законодательства и условий договора;

3. Обращение в судебные органы с заявлением о расторжении охранных договоров с пользователями, в комитет по управлению государственным имуществом области с предложениями о расторжении договоров аренды памятников культуры, эксплуатируемых с ущербом для их сохранности, с предоставлением соответствующих документов;

4. Осуществление контроля за правильным и своевременным выполнением условий охранных договоров;

5. Выдача технических заданий на проведение работ по реставрации, воссозданию, ремонту и приспособлению памятников культуры, состоящих на балансе государственного органа охраны памятников культуры области.

Статья 10. Полномочия государственного органа охраны памятников культуры области в сфере реставрации памятников культуры Основными направлениями деятельности государственного органа охраны памятников культуры области по реставрации является:

1. Разработка, обеспечение выполнения государственных областных программ реставрации памятников культуры области;

2. Координация в обеспечении деятельности по научно-проектным, производственным, реставрационным и другим работам на памятниках культуры области;

3. Исполнение функций заказчика на научные, изыскательские, проектно-счетные, производственно-исполнительные работы на памятниках культуры, организация в соответствии с действующим законодательством конкурсов на реставрационный подряд;

4. Осуществление проектных и исследовательских работ.

Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны памятников культуры Органы местного самоуправления могут наделяться Законом Оренбургской области отдельными государственными полномочиями в области охраны памятников культуры по согласованию с государственным органом охраны памятников культуры области с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Глава 3. Государственный учет памятников культуры Статья 12. Организация государственного учета памятников культуры К государственному учету памятников культуры относятся:

- выявление объектов культурного наследия вместе с их историческими территориями, определение их историко-культурной ценности, принятие наиболее общественно значимых объектов на государственную охрану в качестве памятников культуры;

- составление учетных документов на памятники культуры, их изучение, фото- и графическая фиксация;

- формирование списков памятников культуры, осуществляемое государственным органом охраны памятников культуры области;

- установка охранных досок на памятниках культуры, принятых на государственную охрану.

Списки памятников культуры подразделяются на :

- Список выявленных недвижимых памятников культуры, предложенных на государственную охрану;

- Государственный список недвижимых памятников культуры, принятых на государственную охрану.

Статья 13. Выявление и обследование объектов культурного наследия Выявление, обследование, фиксацию объектов культурного наследия проводит государственный орган охраны памятников культуры области, а также привлекаемые им специализированные организации, творческие коллективы и специалисты.

Юридические лица и граждане сообщают государственному органу охраны памятников культуры области об обнаружении ими культурных ценностей. Государственный орган охраны памятников культуры области обязан организовать экспертизу обнаруженных культурных ценностей.

Статья 14. Списки выявленных недвижимых памятников культуры, предложенных на государственную охрану Администрация области обязана направить в Законодательное Собрание области списки выявленных объектов для принятия решения о включении их в Государственные списки недвижимых памятников культуры и в течение месяца со дня принятия решения Законодательным Собранием области известить собственников и пользователей о принятом решении.

Статья 15. Государственные списки недвижимых памятников культуры, принятых на государственную охрану на территории области Государственные списки недвижимых памятников культуры, принятых на государственную охрану, подразделяются на:

- Государственные списки недвижимых памятников культуры федерального значения;

- Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры областного значения.

Статья 16. Порядок ведения учета недвижимых памятников культуры, принятых на государственную охрану на территории области 1. Государственные списки недвижимых памятников культуры формируются государственным органом охраны памятников культуры области по их значимости, видам памятников, административно-территориальному принципу.

Объекты, включаемые в списки, получают порядковый номер.

Государственные списки недвижимых памятников культуры подлежат публикации в периодических и специальных изданиях.

2. На памятниках культуры, принятых на государственную охрану, государственный орган охраны памятников культуры области устанавливает охранные доски в соответствии с утвержденными образцами.

Охранные доски изготавливаются за счет пользователей, собственников памятников культуры.

3. Государственный орган охраны памятников культуры области организует историко-архитектурные, историко-культурные, историко -художественные, инженерно-геологические и другие исследования памятников, раз в пять лет проводит документальную фиксацию, а также составляет учетную документацию по установленным образцам, включая опорные историко-архитектурные планы.

Статья 17. Снятие с государственной охраны недвижимых памятников культуры Недвижимые памятники культуры снимаются с государственной охраны в случае их полной физической утраты в результате природных явлений, преднамеренных или непреднамеренных действий юридических и физических лиц, а также в процессе реконструкции.

Снятие с государственной охраны памятников культуры осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Памятники культуры, снятые с государственной охраны, исключаются государственным органом охраны памятников культуры области из Государственных cписков недвижимых памятников культуры с последующей публикацией в печати.

Глава 4. Собственность на памятники культуры Статья 18. Формы собственности на памятники культуры и ограничение правомочий собственников 1. Памятники культуры могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.

2. Памятники культуры, собственник которых не определен, переходят в установленном законами Российской Федерации порядке в собственность Российской Федерации, Оренбургской области или муниципальную собственность.

3. Правомочия собственников памятников культуры ограничиваются в целях сохранения памятников культуры в интересах всего общества и обеспечения общественной доступности. Вид и мера ограничения устанавливаются государственным органом охраны памятников культуры области путем заключения охранных договоров на основании действующего законодательства.

4. В случае отказа или уклонения собственника от заключения охранного договора государственный орган охраны памятников культуры области вправе обратиться в суд с иском о понуждении его к заключению договора.

Статья 19. Уведомление об изменении формы собственности или пользователя памятников культуры Изменения формы собственности или пользователя памятника культуры производятся с обязательным уведомлением об этом государственного органа охраны памятников культуры области.

Статья 20. Ограничение на отчуждение памятников культуры, находящихся в государственной и муниципальной собственности 1. Отчуждение памятников культуры с их историческими территориями ограничено условиями сохранения их художественной, исторической и иной ценности.

2. Движимые и недвижимые памятники культуры, находящиеся в государственной собственности и входящие в состав музейного, архивного, библиотечного, археологического фондов Российской Федерации, а также помещения и здания, где они расположены, отчуждению из государственной собственности не подлежат.

3. Памятники культуры, отнесенные к Особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, либо являющиеся имуществом учреждения, организации, отнесенные к Особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, отчуждению из государственной собственности не подлежат.

Глава 5. Использование памятников культуры Статья 21. Ограничение использования памятников культуры Использование памятников культуры допускается при обеспечении их сохранности. Использование памятников по прямому назначению допускается, если это не наносит ущерба их сохранности и культурной ценности.

Статья 22. Обязанности собственников, пользователей памятников культуры Собственники, пользователи памятников культуры обязаны: - соблюдать порядок охраны, использования, реставрации памятников культуры, предусмотренные федеральным законодательством, настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами области;

- заключать охранные и арендные договоры в установленном порядке;

- за свой счет содержать памятники культуры в надлежащем состоянии, производить их ремонт, реставрацию, принимать другие меры по сохранению памятников культуры;

- своевременно уведомлять государственный орган охраны памятников культуры области о своих намерениях по отчуждению, ремонту, реставрации принадлежащих или используемых ими памятников культуры;

- выполнять указания и предписания государственного органа охраны памятников культуры области;

- обеспечить доступ представителей государственного органа охраны памятников культуры области и специалистов к памятникам культуры с целью осмотра, а также для обследования, археологических исследований, для проведения консервационных и реставрационных работ и иных мероприятий по их сохранению;

- хранить и предоставлять государственному органу охраны памятников культуры области документацию на принадлежащие или используемые ими памятники культуры;

- предварительно согласовывать с органами охраны памятников культуры проекты и проведение ремонтно-реставрационных работ по принадлежащим или используемым ими памятникам культуры.

Статья 23. Заключение охранных и арендных договоров на использование памятников культуры Памятники культуры используются при условии обязательного заключения их собственниками или пользователями охранных договоров с государственным органом охраны памятников культуры области и заключения арендных договоров с комитетом по управлению государственным имуществом области.

Статья 24. Изменение и расторжение охранных и арендных договоров 1. Лицо, отчуждающее или сдающее в аренду памятник культуры, обязано уведомить приобретателя, арендатора и государственный орган охраны памятников культуры области о наличии охранного и арендного договора и об условиях использования памятника культуры. Лицо, приобретающее памятник культуры, принимает на себя обязательство прежнего собственника, пользователя.

2. При расторжении охранного договора и до заключения нового охранного договора ответственность за сохранение памятника культуры возлагается на собственника. Если памятники культуры находятся в ведении государственного органа охраны памятников культуры области или не имеют собственника, ответственность за их сохранение несет государственный орган охраны памятников культуры области.

3. В случае нанесения ущерба, угрозы уничтожения, порчи, разрушения памятников культуры из-за несоблюдения собственниками (пользователями) охранных и арендных договоров, органы, заключившие указанные договоры, вправе расторгнуть их в одностороннем порядке и принять меры к возмещению ущерба.

Статья 25. Выкуп бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с Законом к охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в соответствии с законодательством.

Глава 6. Специальные меры охраны памятников культуры Статья 26. Государственное хранение памятников культуры 1. Памятники культуры в целях обеспечения сохранности и оптимального использования могут быть переданы собственником на государственное хранение.

2. Государственное хранение движимых памятников культуры производится музеями, архивами, библиотеками и другими организациями хранения памятников, осуществляющими свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области о музейном, архивном, библиотечном деле.

3. Организации хранения памятников культуры области создаются органами государственной власти по представлению государственного органа охраны памятников области, а муниципальные организации хранения - органами местного самоуправления.

4. Пользователи, не имеющие возможности обеспечить режим охранного содержания находящихся в памятнике произведений искусства и предметов, имеющих научное, историческое, художественное и иное культурное значение, могут передать их по согласованию с государственным органом охраны памятников культуры области на хранение в музей или иное хранилище.

Статья 27. Зоны охраны недвижимых памятников культуры 1. В целях обеспечения охраны недвижимых памятников культуры, музеев-заповедников, музеев под открытым небом на землях, примыкающих к их территориям, устанавливаются три вида зон охраны:

- охранная зона памятника культуры и особо охраняемой территории - территория с особо строгим режимом использования земель, ограничения хозяйственной деятельности и строительства с целью обеспечения физической сохранности памятника, историко-градостроительной среды и ландшафта;

- зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория с режимом регулирования реконструкции существующей и создание новой застройки, а также с режимом регулирования хозяйственной деятельности для сохранения историко-градостроительной среды и ландшафта;

- зона охраняемого природного ландшафта - природная территория и объекты, находящиеся в неразрывной визуальной связи с памятниками культуры, строгий режим использования которых должен обеспечить сохранность ландшафта.

2. Типовое положение о порядке разработки и режимах использования каждого вида зон охраны памятников культуры и особо охраняемых территорий устанавливается федеральным органом охраны памятников.

Статья 28. Порядок проведения земельных, строительных и прочих работ, градостроительной и хозяйственной деятельности в зонах охраны памятников культуры 1. В пределах зон охраны памятников культуры допускается производство мелиоративных, дорожных, строительных, геологоразведочных, инженерных и других работ, а также градостроительная, хозяйственная деятельность лишь в той степени, которая не может привести к разрушению памятников культуры, нарушению их целостности и сохранности.

2. Проектирование, производство земляных, строительных и других работ, градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в зонах охраны памятников культуры областного значения осуществляется только по письменному разрешению государственного органа охраны памятников культуры области, согласованному с органами архитектуры и градостроительства Оренбургской области.

3. В пределах зон охраны памятников культуры запрещается размещение, реконструкция промышленного, агропромышленного производства, транспортных и инженерных сооружений и иных объектов капитального строительства, которые могут оказать вредное влияние на состояние окружающей среды, исказить облик ландшафтами памятников и их ансамблей, либо снизить историко-культурную значимость памятников культуры, а также запрещается прокладка газопроводов, сооружений взрывоопасных и стратегических объектов, ведение работ, изменяющих установленный гидрологический режим, загрязнение бытовыми и промышленными отходами, а также иных действий, которые представляют повышенную опасность для памятников культуры.

Статья 29. Обеспечение сохранности памятников культуры при производстве строительных и других работ 1. Отвод (предоставление) земель и земельных участков под строительство, расширение, реконструкцию предприятий и объектов капитального строительства, которые способны изменить местность, территорию в окружении памятника культуры, а также производство земляных , мелиоративных, сельскохозяйственных, строительных и других работ, градостроительная и хозяйственная деятельность могут осуществляться только по предварительному согласованию с государственным органом охраны памятников культуры области после осуществления мероприятий по защите и сохранению памятников культуры.

Предварительное уведомление должно быть направлено в государственный орган охраны памятников культуры области не позднее, чем за три месяца до предоставления заявки на отвод земельного участка и начала предполагаемых работ.

2. Проекты строительных, мелиоративных, дорожных и других работ, которые производятся с разрешения государственного органа охраны памятников культуры области, должны предусматривать согласованные с государственным органом охраны памятников культуры области мероприятия, обеспечивающие сохранность памятников при производстве работ.

3. Мероприятия по обеспечению сохранности памятников культуры при производстве строительных, мелиоративных, дорожных и других работ осуществляются юридическими и физическими лицами, производящими эти работы с привлечением специализированных научных и научно-реставрационных организаций и под контролем государственного органа охраны памятников культуры области.

Указанные мероприятия включают выявление памятников, их исследование и фиксацию, передачу вещественных находок в музеи и другие хранилища, археологические раскопки, реставрационные и иные работы, проводимые по указанию (предписанию) государственного органа охраны памятников культуры области.

4. Финансирование указанных в данной статье мероприятий производится за счет юридических и физических лиц, осуществляющих строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы или являющихся заказчиками этих работ.

Статья 30. Приостановление строительных и иных работ, представляющих опасность для памятников культуры 1. Производство строительных, мелиоративных, дорожных , ремонтно-реставрационных и других работ, а также хозяйственная деятельность в случае возникновения в процессе этих работ опасности для памятников культуры должны быть приостановлены независимо от того, получено или нет на то указание (предписание) государственного органа охраны памятников культуры области.

2. Юридические лица в случае обнаружения при производстве строительных, дорожных, мелиоративных и иных работ археологических, архитектурных и других объектов, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязаны немедленно сообщить об этом государственному органу охраны памятников культуры области и приостановить дальнейшее ведение работ.

3. Приостановленные в указанных случаях работы могут быть возобновлены с письменного разрешения государственного органа охраны памятников культуры области после устранения угрозы сохранности памятника.

Статья 31. Охрана выявленных памятников культуры Выявленные памятники культуры, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, впредь, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников культуры подлежат охране в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и настоящего Закона.

Статья 32. Запрещение сноса, перемещения, изменения памятников культуры 1. Снос, перемещение, изменение памятников культуры запрещается.

Исключение из этого правила допускается лишь в каждом отдельном случае в соответствии с законодательством.

2. В случае получения разрешения на снос, перемещение, изменение памятника культуры государственный орган охраны памятников культуры области обязан организовать до его сноса, перемещения или изменения работы по научному изучению и полной фиксации памятника культуры.

Расходы, связанные с осуществлением указанных работ, производятся за счет юридических лиц, получивших разрешение на снос, перемещение или изменение памятника.

Статья 33. Ограничение движения транспортных средств в зонах охраны памятников культуры Движение транспортных средств, самоходных машин и механизмов по землям историко-культурного назначения или по территориям зон охраны памятников культуры, а также по территории музеев- заповедников, историко-культурных заповедников при угрозе порчи или разрушения памятников может быть ограничено или запрещено в соответствии с указаниями государственного органа охраны памятников культуры области в установленном порядке.

Статья 34. Собирание памятников культуры и поиск ценностей Собирание старинных документальных памятников, произведений древней живописи и древнего декоративно-прикладного искусства, поиск исторических и культурных ценностей допускаются по разрешениям, регистрируемым и выдаваемым государственным органом охраны памятников культуры области в соответствии с законодательством.

Лица, нашедшие указанные предметы, обязаны обеспечить их сохранность и уведомить об этом государственный орган охраны памятников культуры области.

Статья 35. Сохранение захоронений и связанных с ними памятников культуры Мероприятия по обследованию и обеспече нию сохранности захоронений и установленных на них памятников культуры, памятных знаков осуществляются с письменного разрешения государственного органа охраны памятников культуры области.

Статья 36. Ограничение использования памятников археологии 1. Земельные или водные участки в пределах территорий памятников археологии и зон их охраны подлежат изъятию из хозяйственного использования, если их использование может привести к разрушению памятника археологии, не соответствует установленному режиму использования земель и вод или является препятствием для проведения археологических работ.

2. Порядок охраны и исследования памятников археологии регулируется законодательством Российской Федерации.

Статья 37. Раскопки и разведки памятников археологии 1. Археологические исследования (раскопки, шурфы, разведки) производятся на основании специального разрешения - Открытого листа, который выдается Академией Наук Российской Федерации и регистрируется в государственном органе охраны памятников с заключением договора о порядке производства археологических исследований и раскопок.

2. Обследование зданий и их интерьеров производится по специальным разрешениям, выдаваемым государственным органом охраны памятников культуры области.

Статья 38. Охрана археологических предметов и коллекций Предметы, выявленные в результате разведок и раскопок, являются государственной собственностью. После камеральной обработки археологические объекты передаются на постоянное хранение в организации хранения памятников по договору между организацией, производящей раскопки или разведки, государственным органом по охране памятников истории и культуры и государственной организацией хранения памятников о порядке и проведении археологических работ.

Статья 39. Обязанности учреждений, организаций, иных лиц по обеспечению сохранности памятников культуры при археологических раскопках Юридические и физические лица, осуществляющие в установленном порядке исследования археологических предметов и памятников, обязаны обеспечить их сохранность и несут ответственность за сохранность памятников культуры в процессе и после завершения раскопок.

Глава 7. Режим использования земель историко - культурного назначения Статья 40. Земли историко-культурного назначения 1. Отнесение земельных участков к категории земель историко-культурного назначения производится в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации и Оренбургской области.

2. Режим использования земель историко-культурного назначения определяется органами охраны памятников Российской Федерации и Оренбургской области и утверждается в соответствии с законодательством.

3. Границы территорий единичных недвижимых памятников культуры определяется на основании историко-культурных исследований и специальных проектов и устанавливаются органами исполнительной власти Оренбургской области по согласованию с государственным органом охраны памятников культуры области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области.

4. Границы особо охраняемых территорий, в зависимости от статуса объекта или организации, утверждаются Правительством Российской Федерации или органами Исполнительной власти Оренбургской области по представлению соответствующих органов охраны памятников на основании градостроительной документации и историко-архитектурных опорных планов.

Статья 41. Учет земель историко-культурного назначения Земли историко-культурного назначения включают в себя территории недвижимых памятников культуры, зоны их охраны, особо охраняемые земли историко-культурного назначения и подлежат учету в государственном земельном кадастре, а также в государственном органе охраны памятников культуры области.

Статья 42. Использование земель историко-культурного назначения 1. Основной целью использования земель историко-культурного назначения является обеспечение сохранности расположенных на них памятников культуры.

2. Деятельность, не соответствующая установленному режиму использования земель, запрещается.

3. Отнесение земель к землям историко-культурного назначения не влечет за собой прекращения прав собственности на землю, прав землепользования, землевладения и аренды.

4. Отвод (предоставление)земель и земельных участков в пределах зон охраны памятников культуры производится только по согласованию с государственным органом охраны памятников культуры области.

5. Земли историко-культурного назначения могут быть полностью изъяты из хозяйственного оборота и переданы в пользование специально учрежденным государственным организациям, в том числе историко-культурным заповедникам, музеям под открытым небом.

6. Изъятие земель историко-культурного назначения для нужд, противоречащих их основному целевому назначению, и любая деятельность, несоответствующая установленному режиму, не допускаются.

Глава 8. Реставрация памятников культуры Статья 43. Порядок выполнения ремонтно-реставрационных работ 1. Реставрация памятников культуры производится с разрешения органов охраны памятников культуры и под их контролем.

2. Все работы по ремонту и реставрации памятников культуры выполняются по заданию, выдаваемому органами охраны памятников. К выполнению работ допускаются юридические и физические лица, имеющие лицензию на производство указанных работ.

3. Разрешения на производство реставрационных работ на памятниках культуры выдаются на основании согласованной и утвержденной научно-проектной и сметной документации.

4. Разрешения на производство ремонтно-реставрационных работ на памятниках культуры выдаются для памятников культуры федерального значения федеральным органом охраны памятников; для памятников культуры областного значения - государственным органом охраны памятников культуры области.

Производство реставрационных работ без согласованной в установленном порядке научно-проектной документации не допускается.

5. Юридические и физические лица, ведущие разработку научно - проектной документации для недвижимого памятника культуры, осуществляют научное руководство и авторский надзор по всем видам работ на этом памятнике до их завершения. После завершения реставрации памятников культуры юридические и физические лица, осуществляющие научное руководство, сдают в трехмесячный срок в органы охраны памятников комплект документации с научным отчетом о выполненных ремонтно - реставрационных работах.

Статья 44. Мониторинг технического состояния недвижимых памятников культуры Государственный орган охраны памятников культуры области обязан проводить не реже, чем один раз в пять лет обследования технического состояния памятников культуры с целью разработки текущих и перспективных планов реставрационных работ.

Статья 45. Воссоздание утраченных недвижимых памятников культуры Воссоздание утраченных недвижимых памятников культуры как элементов ансамблей, комплексов, градостроительных образований осуществляется реставрационными методами в исключительных случаях при наличии достаточных научных данных и при особой исторической, научной, художественной или иной общественной значимости утраченной культурной ценности.

Статья 46. Заключение соглашения о сохранности памятника в период проведения реставрационных работ До начала проведения реставрационных работ на памятнике культуры его собственники (пользователи) обязаны заключить специальное соглашение с исполнителем работ, определяющее условия ответственности за сохранность памятника. Данное соглашение утверждается государственным органом охраны памятников культуры области на период проведения работ.

Производство реставрационных работ без соглашения, утверждаемого государственным органом охраны памятников культуры области, не допускается.

Статья 47. Ответственность за сохранность памятников культуры при производстве реставрационных работ 1. В период производства реставрационных работ ответственность за сохранность памятника культуры несет исполнитель реставрационных работ.

2. Реставрационные работы, осуществляемые с нарушением установленного порядка их проведения, с отступлением от утвержденной научно-проектной документации, должны быть приостановлены государственным органом охраны памятников культуры области до устранения выявленных нарушений и восстановления нанесенного памятнику ущерба.

Статья 48. Комиссии по наблюдению за реставрацией памятников культуры 1. В случае проведения сложных консервативных или реставрационных работ государственный орган охраны памятников культуры области в соответствии со значимостью памятников культуры, образует комиссии по наблюдению за реставрацией памятников культуры.

Оплата работы комиссии включается в общую стоимость реставрационных работ.

2. Все материалы по обмеру памятника, а также научно-проектная документация и материалы по исследованию и фотофиксации памятника передаются собственником (пользователем) в 10-дневный срок после их утверждения в одном экземпляре государственному органу охраны памятников культуры области безвозмездно.

Статья 49. Приемка выполненных реставрационных работ Выполненные реставрационные работы принимаются экспертной комиссией, уполномоченной государственным органом охраны памятников культуры области, только вместе с отчетной документацией.

Глава 9. Финансирование государственной охраны памятников культуры Статья 50. Источники финансирования деятельности по государственной охране памятников культуры Основными источниками финансирования деятельности по государственной охране памятников культуры на территории области являются средства федерального бюджета , бюджета области.

На эти цели направляются: - арендная плата за использование памятников культуры; - отчисления от деятельности организаций, учреждаемых государственным органом охраны памятников культуры области;

- добровольные отчисления и пожертвование юридических и физических лиц ;

- доходы организаций государственного хранения памятников культуры;

- средства от штрафных санкций за нарушение законодательства об охране и использовании памятников;

- средства от иных источников, не запрещенных законодательством. Средства, поступающие из всех источников, зачисляются на специальный счет государственного органа охраны памятников культуры области и расходуются только на государственные программы и мероприятия по охране и использованию памятников культуры, а также на развитие инфраструктуры, на подготовку, переподготовку специалистов государственного органа охраны памятников культуры области.

Арендная плата, подлежащая перечислению в областной бюджет, балансодержателю, в соответствии с Положением " О порядке сдачи в аренду нежилых помещений (зданий, сооружений, встроенно-пристроенных в жилых домах), расположенных на территории Оренбургской области и находящихся в государственной собственности Оренбургской области", утвержденным решением Законодательного Собрания Оренбургской области от 24.04.96 г. зачисляется на счет фонда развития и поддержки культуры комитета по культуре и искусству администрации области.

Статья 51. Средства, за счет которых осуществляется содержание, ремонт и реставрация памятников культуры 1. Собственники , пользователи памятников культуры обязаны в установленном законом порядке содержать, ремонтировать и реставрировать памятники культуры за свой счет.

2. Государственный орган охраны памятников культуры области имеет право с согласия собственников, пользователей принимать долевое участие в финансировании работ по сохранению памятников культуры.

Функции заказчиков в этих случаях сохраняются за собственниками, пользователями либо по соглашению сторон переходят к государственному органу охраны памятников культуры области.

Статья 52. Финансирование исследований и реставрации памятников культуры при проведении земляных, строительных и иных работ При проведении всех видов земляных, строительных и иных работ финансирование археологических раскопок, натурных и документальных исследований, обеспечение сохранности и реставрации памятников культуры, выявленных культурных ценностей производится за счет юридических и физических лиц, выступающих заказчиками этих работ, и является обязательным условием их проведения.

Глава 10. Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании памятников культуры Статья 53. Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании памятников культуры Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства об охране и использовании памятников культуры и осуществляющие работы на недвижимых памятниках истории и культуры в нарушение статей настоящего Закона и действующего законодательства, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 54. Возмещение ущерба, причиненного памятникам культуры 1. Юридические и физические лица, причинившие ущерб памятникам культуры, зонам охраны памятников, обязаны восстановить в прежнем состоянии памятники, зоны охраны памятников, а при невозможности этого - возместить убытки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Восстановление памятников культуры осуществляется с соблюдением установленного порядка производства всех видов работ.

2. Для определения причиненного памятнику культуры ущерба и подготовки необходимых материалов в каждом отдельном случае создается комиссия, образуемая органом охраны памятников культуры в зависимости от категории значимости памятников культуры. При необходимости для работы в комиссии могут привлекаться представители пользователя или собственника.

Глава 11. Заключительные положения Статья 55. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации Оренбургской области В.В. Елагин 12 мая 1997 г. № 63/12-03