ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е О проведении аграрной реформы и создании организационно-правовых и экономических условий развития агропромышленного комплекса Принято Законодательным Собранием Оренбургской области 19.07.94 г.

Изучив экономическое состояние аграрного сектора, Законодательное Собрание отмечает, что на селе произошли серьезные изменения. Создано 388 акционерных обществ закрытого типа, 68 товариществ с ограниченной ответственностью, 15 сельхозкооперативов.

Организовано 6,7 тыс. крестьянских хозяйств. В собственность сельскохозяйственных товаропроизводителей передано более 90% сельскохозяйственных угодий. Создается новая аграрная структура.

Однако, аграрная реформа, в силу ряда объективных и субъективных причин, не принесла желаемых результатов. Основными причинами являются неустойчивость производственных связей, инфляция, дефицит бюджета, сокращение государственного финансирования, ограничение кредитования, отсутствие всех форм государственного контроля цен, рост неплатежей, внешняя продовольственная интервенция, бессистемность в аграрном законодательстве и другие.

Это привело к резкому спаду производства, старению производственных фондов, снижению плодородия земли, разрушению социальной сферы. За последние 3 года производство мяса сократилось на 47 %, молока - на 29 %. Значительно уменьшилось поголовье крупного рогатого скота, свиней, овец. Разрушаются производственные помещения, сокращается количество тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники.

Большая часть акционерных обществ, колхозов и сельскохозяйственных кооперативов, предприятий агросервиса, строительных, дорожных организаций районного и областного уровня поставлены на грань полного разорения. В то же время средства колхозов, акционерных обществ расходуются на содержание и развитие социальной сферы.

В связи с повышением цен на энергоносители, материально-технические ресурсы и промышленную продукцию резко возросли цены на продовольственные товары, что повлияло на уровень их потребления населением. Потребление мяса в 1993 году в сравнении с 1990 годом уменьшилось на 16 %, молока - на 26 %, яиц - на 11 %.

Сложно идет становление и развитие фермерских хозяйств.

Высокие цены на сельскохозяйственную технику, стройматериалы, большие процентные ставки за кредиты, недостаток специальной техники, семян, удобрений, отсутствие правовой защиты, дорог, связи, сферы обслуживания являются главным тормозом в дальнейшем развитии фермерского хозяйства.

В области заканчивается реформирование и приватизация перерабатывающих, обслуживающих и предприятий по материально-техническому снабжению.

Однако, положительных результатов в отношениях интересов товаропроизводителей и переработчиков не произошло. Сохраняется монополизм перерабатывающих предприятий. В результате слабо идет реализация продукции, систематически возникают противоречия между товаропроизводителями и переработчиками по закупочной цене и расчетам за продукцию. Это приводит к сокращению поставок продукции на перерабатывающие предприятия и строительству малых цехов по переработке мяса и молока в акционерных обществах. Из-за недостатка сырья некоторые предприятия переработки приблизились к банкротству и остановке.

Законодательное Собрание также отмечает, что на уровне области отсутствует должная экономическая поддержка аграрного сектора, что также резко повлияло на экономическое состояние сельских товаропроизводителей.

Учитывая сложившуюся ситуацию в аграрном секторе, Законодательное Собрание ПОСТАНОВИЛО:

1. Одобрить программу продолжения аграрной реформы в агропромышленном комплексе области и перечень мероприятий, направленных на его стабилизацию и устойчивое развитие (приложения № 1, 2) 2. Считать одной из основных задач Законодательного Собрания, областной, городских и районных администраций, управлений, объединений, комитетов и отделов, районных агропромышленных формирований, колхозов, совхозов, акционерных обществ, крестьянских (фермерских) и других хозяйств перерабатывающей промышленности выполнение принятой программы с целью осуществления радикальных экономических реформ, направленных на обеспечение роста производства и переработки сельскохозяйственной продукции, улучшения снабжения населения продуктами питания и социальных условий на селе.

3. Предложить администрации области принять меры по выполнению основных направлений экономической поддержки сельских товаропроизводителей, предусмотренных программой аграрной реформы.

Рассмотреть вопрос о выделении дотаций на второе полугодие 1994 года:

- на реализованное молоко (при 10-процентном уровне рентабельности) - 24,7 млрд. рублей, масла - 1,1 млрд. рублей;

- на компенсацию 50-процентных затрат на покупку кормов согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 126 от 22.02.94 г. "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1994 году" ассоциации "Оренбургптицепром" - 6,4 млрд. рублей, рыбхозяйствам - 60,5 млн. рублей.

4. Рекомендовать управлению сельского хозяйства области, совместно с комитетами и управлениями администрации, научными учреждениями разработать конкретные мероприятия по выполнению аграрной реформы.

5. Просить Правительство Российской Федерации решить вопрос о зачислении в региональный бюджетный фонд финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства области всей суммы спецналога, поступающей на территории Оренбургской области.

6. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комитеты по агропромышленному комплексу, экономической реформе, бюджету, внешнеэкономической деятельности и заместителя председателя Законодательного Собрания области Нефедова В.Л.

Глава администрации Оренбургской области В.В. Елагин 19 июля 1994 г. № 2-ПЗС Приложение № 1 к решению Законодательного Собрания Оренбургской области от 19.07.94 г. П Р О Г Р А М М А продолжения аграрной реформы в агропромышленном комплексе Оренбургской области Управление сельского хозяйства администрации области, комитет по агропромышленному комплексу Законодательного Собрания области представляют для рассмотрения на заседании Законодательного Собрания Программу аграрной реформы в агропромышленном комплексе области 1. ВВЕДЕНИЕ Программа продолжения аграрной реформы в Оренбургской области учитывает общие положения Программы аграрной реформы в Российской Федерации. В то же время она отличается от общей Программы тем, что учитывает естественно-исторические и экономические условия Оренбургской области в плане специализации сельскохозяйственного производства, формирования многоукладной аграрной экономики и сельскохозяйственной кооперации, развития рыночных отношений.

В Программе дана оценка первых итогов аграрной реформы и сложившейся социально-экономической ситуации в аграрном секторе области. На базе этого разработаны основные положения дальнейшего развития различных форм собственности и хозяйствования, развития сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции.

Представлен комплекс мер по повышению эффективности в деятельности АО, формированию конкурентной среды товаропроизводителей и переработчиков, развитию рыночных инфраструктур, кадровому обеспечению, государственному и хозяйственному управлению АПК.

2. ПЕРВЫЕ ИТОГИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ В аграрном секторе области за последние 3 года приняты меры по развитию многообразных форм собственности и форм хозяйствования, расширению прав и полномочий сельскохозяйственных товаропроизводителей по распоряжению своей продукцией и доходами, установлению цен на продукцию, приобретению пакета акций приватизированных перерабатывающих и обслуживающих предприятий.

В результате проведенной работы было создано 388 акционерных обществ закрытого типа, 68 товариществ с ограниченной ответственностью, 15 сельскохозяйственных кооперативов. Организовано 6,7 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств. В собственность сельскохозяйственным товаропроизводителям передана бесплатно большая часть сельскохозяйственных угодий. В ходе аграрной реформы создается новая аграрная структура.

Однако, аграрная реформа в силу ряда объективных и субъективных причин, не принесла желаемых результатов. Основными характерными причинами являются неустойчивость производственно-хозяйственных связей, инфляция, дефицит бюджета, необоснованное сокращение государственного финансирования, ограничение кредитования, отсутствие всех форм государственного контроля цен, рост неплатежей, внешняя продовольственная интервенция, бессистемность в аграрном законодательстве и другие.

Сельскохозяйственные предприятия утратили возможность вести за счет собственных средств не только расширенное, но и простое воспроизводство. Происходит старение производственных фондов, снижается плодородие земли, разрушается социальная сфера. Это привело к резкому спаду производства.

В общественном секторе производство мяса в 1993 году по сравнению с 1990 годом сократилось с 283 тыс. тонн живого веса до 126 тыс. тонн или на 47 %, производство молока сократилось с 915 тыс.

тонн до 653 тыс. тонн или на 29 %. Поголовье КРС за этот период уменьшилось на 392 тыс. голов, поголовье свиней сократилось на 45 %, овец и коз - на 36 %. Тенденция к сокращению поголовья сохраняется.

Разрушаются неиспользуемые животноводческие помещения.

Практически прекращено производственное строительство на селе.

Сократилось количество покупаемой техники. Объем инвестиций сократился в 10 раз. Более половины оставшейся техники выработало амортизационный срок.

Большая часть колхозов, акционерных обществ и других формирований поставлены на грань полного разорения. На расчетных счетах колхозов и акционерных обществ всего 380 млн. рублей.

Задолженность по кредитам составляет 120 млрд. рублей. На грани полного развала предприятия агросервиса, строительные и дорожные организации. При реформировании собственности на селе возникает угроза ликвидации технического сервиса непосредственно в колхозе, акционерном обществе.

При таких условиях аграрный сектор развиваться не может и продовольственную проблему не решит. Нужны меры по созданию условий эффективного функционирования всех форм хозяйствования на селе.

3. СТРАТЕГИЯ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ Цель аграрной реформы - создание организационно-экономических, финансовых и правовых условий для эффективного ведения агропромышленного производства и сохранения села.

В основу аграрных преобразований заложены принципы:

- социально-справедливого распределения земли и имущества;

- обязательное участие собственников земли и имущества в сельскохозяйственном производстве;

- предоставление свободы выбора коллективам сельскохозяйственных предприятий и отдельным работникам любых форм собственности и хозяйствования;

- поддержка всех форм хозяйствования (акционерное общество, колхоз, госхоз, кооперация фермеров и сельхозкооперативов и т.д.).

Основными направлениями аграрной реформы предусматривается:

разработка и реализация мер по стабилизации и устойчивому развитию агропромышленного комплекса области.

4. ВЫБОР ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АО На первой стадии реформирования колхозы, совхозы области реорганизованы в акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственные кооперативы, ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств. Реформирование колхозов, совхозов осуществлялось путем безвозмездной передачи земли и имущества в собственность колхозников и рабочих совхозов с одновременным предоставлением права каждому работнику решать как использовать свой земельный и имущественный пай.

Коллективные формы организации производства остались основной формой хозяйствования, сохраняют доминирующее положение в производстве товарной продукции, поэтому важно проводить политику на их поддержку, предоставляя право развитию и других форм хозяйствования.

Однако в каждом районе имеются хозяйства, которые резко сократили производство сельскохозяйственной продукции, производство стало убыточным, нет собственных средств, свою деятельность осуществляют за счет кредитов банков. Хозяйства оказались неплатежеспособными. Таким хозяйствам надо помочь разработать программу выхода из кризиса или принимать решение о банкротстве и реформировать их на самостоятельные сельскохозяйственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и товарищества, с предоставлением им права выбора способов и направлений производственной деятельности. В то же время объекты производственной инфраструктуры (мастерские, гаражи, сушилки, зернотока, нефтебазы и др.), услугами которых пользуются все или большая часть вновь образованных форм хозяйствования, рекомендуется использовать на межхозяйственной, кооперативной основе.

5 РОЛЬ АКЦИОНЕРОВ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ, ТОВАРИЩЕСТВ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ И СЕЛЬХОЗКООПЕРАТИВОВ Более года прошло как колхозы и совхозы преобразованы в частные предприятия. Однако, отношение людей к производству не улучшилось, а в некоторых хозяйствах даже ухудшилось.

В этих условиях необходимо:

1. Вести постоянную разъяснительную работу с акционерами.

2. Внести изменения в устав АО, в котором четко определить права и обязанности его членов.

Рассмотреть на собраниях и утвердить правила внутреннего трудового распорядка АО.

3. Подготовить рекомендации о ревизионной комиссии и порядке рассмотрения трудовых споров работников АО.

4. Экономические отношения основывать на создании производственных кооперативов и арендных коллективов на хозрасчетной основе.

5. Трудовые отношения между акционерами и председателями правлений строить на контрактной основе.

6. Предложить на каждом предприятии разработать меры по мотивации труда.

6. СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ПРОИЗВОДСТВЕННО- ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛХОЗОВ, АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ, ТОВАРИЩЕСТВ, КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И СЕЛЬХОЗКООПЕРАТИВОВ Структура производства и специализация колхозов, акционерных обществ, фермерских хозяйств сложилась под влиянием государственных планов, не всегда учитывающих природно-экономические условия и возможности хозяйств. Увеличение объемов производства продукции обеспечивалось в основном экстенсивным методом, ростом поголовья скота и расширением посевных площадей.

В условиях резкого повышения цен на энергоносители, материально- технические ресурсы и промышленную продукцию увеличиваются затраты на выращивание сельскохозяйственных культур и содержание скота.

Чтобы производство в современных условиях стало рентабельным необходимо:

- принять все меры по повышению плодородия почв, провести инвентаризацию земель, а на ее основе выявить и организовать саморегулирующиеся агроиндустриальные системы (Агроландшафты);

- на основе ландшафтной организации территории землепользования разработать системы земледелия, предусматривающие сохранение существующего плодородия и состояния почвы с последующим улучшением этих показателей;

- определить направления использования агроландшафтов и предусмотреть для них ограничительные параметры по насыщенности территории посевами культур, возделываемых на основе эррозионно-опасных технологий, нагрузки скота, применения способов обработки почвы и степени распаханности, а также ответственности землепользователей за их соблюдение и сохранение плодородия почв;

- в случае неиспользования владельцем земли отведенного ему земельного участка для сельскохозяйственного производства ухудшения показателей плодородия и состояния почвы, отведенный участок изымается, в соответствии с законодательными актами;

- установить для землепользователей дифференцированные налоги на земли: орошаемые, богарные луга, пастбища в зависимости от бонитета почвы, их месторасположения с учетом мест сбыта продукции, транспортных путей. Освободить от налогов вновь освоенные деградированные и орошаемые земли;

- определить главным направлением развития отрасли растениеводства высокоинтенсивный путь;

- принять меры к концентрации производства основных сельскохозяйственных культур в районах с наиболее благоприятными для них биоклиматическими условиям и посредством изменения системы закупочных цен и надбавок к ним, стимулирующих увеличение производства наиболее рентабельных для данного региона культур.

Утвердить и принять к исполнению разработанные целевые программы:

1. "Повышение плодородия почв" 2. "Селекция и семеноводство кукурузы" 3. "Семеноводство овощных культур" 4. Коренное улучшение земель и развитие мясного скотоводства в восточных районах области 5."Белок" 6. "Молоко" и др.

Для хранения областного резервного фонда семян целесообразно иметь в области собственные элеваторы;

- создать в области научно-обоснованную систему кормопроизводства;

- необходимо совершенствовать селекционно-племенную работу в животноводческой отрасли. Племенную службу перевести на госбюджетное содержание;

- научным учреждениям разработать оптимальную структуру и сочетание отраслей, акционерным обществам, сельхозкооперативам выбрать наиболее эффективную специализацию хозяйства.

7. РАЗВИТИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И СЕЛЬХОЗКООПЕРАТИВОВ Фермерский сектор экономики в области представлен 6,7 тыс.

фермерскими хозяйствами с земельной площадью 524 тыс. га, из них 389 тыс. га - пашни. Доля фермерских хозяйств в производстве зерна составляет 6 %, по поголовью КРС - 1 %, свиней - 1,2 %, овец - 0,9 %.

Становление и развитие фермерских хозяйств идет сложно.

Высокие цены на сельскохозяйственную технику, строительные материалы, высокие процентные ставки за кредиты, неплатежи за сданную продукцию, недостаток техники, удобрений, дорог, связи, сферы обслуживания, отсутствие правовой защиты является главным тормозом в развитии фермерского движения.

Дальнейшее развитие и деятельность фермерских хозяйств целесообразно строить на взаимоотношениях с АО в направлении:

- кооперирования с акционерными обществами и товариществами по сервисному обслуживанию на базе созданной инфраструктуры акционерных обществ (ремонтные мастерские, нефтебазы, складские помещения, зерноочистительные пункты, автопарк) через договорные отношения, или оставлении части имущественных паев при выходе крестьянских хозяйств из АО;

- кооперирования с акционерными обществами, товариществами и сельхозкооперативами по созданию акционерных обществ, по переработке и сбыту произведенной продукции;

- создания единого государственного управления всеми формами хозяйствования на уровне района и области;

- финансирование и кредитование фермерских хозяйств и акционерных обществ должно осуществляться на уровне районов из единых источников;

- создание самостоятельных ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств по организации производства и реализации продукции, организации технического и технологического обслуживания как хозяйственного органа управления;

- подготовка фермеров для эффективного ведения крестьянского хозяйства.

8. РАЗВИТИЕ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ Часть личных подсобных хозяйств, в связи с банкротством хозяйств, высвобождением рабочих, должна стать экономически самостоятельной, равноправной формой хозяйствования наряду с акционерными обществами, фермерскими(крестьянскими) хозяйствами. Они должны выступать в качестве физических лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и вступать в договорные отношения с государственными и другими организациями и учреждениями, кооперироваться с акционерными обществами, крестьянскими хозяйствами для организации акционерных обществ по переработке и реализации продукции, а также материально-техническому и технологическому обслуживанию. Сельские жители самостоятельно определяют виды деятельности и выбирают наиболее приемлемые формы хозяйствования.

В целях дальнейшего развития личных подсобных хозяйств необходимо распространить на подсобные хозяйства населения порядок и условия предоставления целевых кредитов, выделения бюджетных и других ассигнований, установленных для колхозов, акционерных обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств в доле их участия в поставках сельскохозяйственной продукции в государственные ресурсы на договорных условиях.

9. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР СЕЛЬСКО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В государственный сектор сельскохозяйственных предприятий входят:

- предприятия, организации и учреждения государственной племенной, ветеринарной службы и службы защиты растений;

- государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, проектно-изыскательские центры и станции агрохимической службы, центры по химизации и сельскохозяйственной радиологии; семеноводческие станции, должны сохранить статус государственного предприятия.

Государственные предприятия и организации осуществляют единую политику в области семеноводства и племенного животноводства, внедрения передовых технологий, осуществляют карантинно-ветеринарные и другие государственные мероприятия, направленные на улучшение деятельности товаропроизводителей.

10. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕРЕРАБОТКИ, ОБСЛУЖИВАНИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С СЕЛЬСКИМИ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ Реформирование и приватизация предприятий и организаций АПК нацелены на формирование новых производственных структур, в наибольшей степени отвечающих условиям рыночной экономики.

Приватизация перерабатывающих, обслуживающих и предприятий по материально-техническому снабжению практически заканчивается. Из 7 мясокомбинатов приватизировано 6 , из 35 предприятий молочной промышленности приватизировано 30, из 35 снабов приватизировано 28, из 48 РТП - 20, из 32 транспортных предприятий - 26, из 26 предприятий сельхозхимии - 20, из 4 комбикормовых заводов приватизировано З. Не приватизировались элеваторы - 22 предприятия.

Приватизация всех предприятий проведена путем акционирования по II варианту, то есть 51 % акций выделено трудовым коллективам предприятий.

Предоставлением акций сельскохозяйственным товаропроизводителям предполагалось широкое развитие кооперативных отношений между товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями, основанных на соединении интересов по производству, переработке и реализации продуктов питания населению. Такого соединения интересов между товаропроизводителями и переработчиками не произошло. Сохраняется монополизм перерабатывающих предприятий.

Финансирование строительства малых цехов по переработке сельскохозяйственной продукции следует вести только по заключению экспертизы, с учетом географии размещения и наличия рынков сбыта производимой продукции.

На период формирования рыночных отношений необходимо сохранить систему государственного управления материально-техническим снабжением АПК через ГП "Оренбургагроснабтехсервис", возложив на него функции генерального заказчика по обеспечению агрокомплекса области материально - техническими ресурсами.

Для сохранения системы обеспечения АПК как единого целого, комитету по управлению госимуществом области нужно решить вопрос о применении золотой акции для предприятий системы снабжения или о передаче невыкупленных товаропроизводителями акций в трастовое управление руководителю ГП "Оренбургагроснабтехсервис", возложив на него функции генерального заказчика по материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса области.

11. РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ АПК Основой эффективного производства является отлаженный товарный рынок.

Развитие товарного рынка должно осуществляться по нескольким направлениям:

- создание условий сельскохозяйственным товаропроизводителям для расширения базы фирменной розничной торговли;

- создание системы торгово-закупочных фирм в сфере деятельности крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств;

- формирование оптовых торговых продовольственных рынков и товарных бирж по реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее промышленной переработки, используя возможности ГП "Оренбургоблпродконтракт";

- развитие фьючерских (предварительная оплата части стоимости товара до его получения) контрактов на поставку продовольствия и сельскохозяйственного сырья;

- расширение ассортимента продуктов питания, повышение их качества и развитие рекламы;

- ускорение подготовки кадров, владеющих практикой маркетинга.

Расширение ассортимента продуктов питания и их качества определяется уровнем технического и технологического развития перерабатывающих предприятий и цехов. Массовое строительство товарных цехов в колхозах, акционерных обществах по переработке мяса и молока экономически нецелесообразно. На уровне района должны строиться современные акционерные предприятия по переработке молока и мяса, а на уровне специализированных хозяйств - хлебопекарни, маслобойни, сыродельни.

12. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКИХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ Политика государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется на основе дотаций, компенсаций, льготного кредитования, налогового и инвестиционного стимулирования.

Она базируется на двух уровнях: республиканском и областном.

Финансовая поддержка агропромышленного комплекса на уровне федерального бюджета ведется по следующим направлениям:

- финансирование государственных капитальных вложений на развитие сельскохозяйственной науки и реализацию федеральных целевых программ;

- дотация по поддержке племенного дела в животноводстве и птицеводстве, ведения элитного семеноводства;

- субсидирование, начиная с 1994 года, за счет средств республиканского бюджета части затрат на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями высокопроизводительных машин и оборудования, внедрение эффективных технологий;

- компенсация 30 процентов затрат на электрическую и тепловую энергию, природный газ и другие виды топлива, используемые на технологические нужды при выращивании овощей защищенного грунта в специализированных сельскохозяйственных предприятиях;

- компенсация 30 процентов затрат на приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений;

- оказание финансовой помощи в становлении и развитии крестьянских и фермерских хозяйств;

- возмещение части затрат ветеринарно-санитарных утилизационных заводов.

Просить Совет Министров Российской Федерации:

- освободить от транспортного налога сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий, обслуживающих село;

- направлять не менее 50 процентов налога, уплачиваемого сельхозпроизводителями за ГСМ, на строительство и реконструкцию межпоселковых и внутрихозяйственных дорог.

Финансовая поддержка товаропроизводителей на областном уровне:

- дотация на продукцию животноводства, поставляемую в федеральные и региональные фонды;

- компенсация части стоимости содержания объектов социальной инфраструктуры села, включая отопление жилых домов, находящихся на балансе колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий;

- постепенный переход к возмещению из бюджета области затрат на социальное строительство на селе;

- направлять не менее 2/3 общего объема средств, поступающих в бюджетный фонд финансовой поддержки, на развитие сельского хозяйства;

- предусмотреть компенсацию расходов по повышению плодородия почв, коренному улучшению земель за счет земельного налога;

- компенсировать 50 процентов затрат на ремонтно-эксплуатационные работы внутрихозяйственных оросительных систем;

- предусмотреть освобождение предприятий РТП, сельхозхимии, снабов, транспортных, строительных организаций от уплаты налога на прибыль, зачисляемую в областной бюджет.

- установить льготные фиксированные цены на бензин, дизельное топливо, газ, электроэнергию, гербициды для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также комбикорма, выделяемые птицефабрикам, свинокомплексам, племенным хозяйствам, рыбоводческим предприятиям.

Финансирование капитальных вложений сельских товаропроизводителей, организаций и предприятий АПК за счет республиканского, областного бюджетов и внебюджетных фондов осуществлять управлением сельского хозяйства на контрактной основе под продукцию, поставляемую в продовольственные фонды для федеральных и областных нужд.

13. КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА Изменить отношение к выделению централизованных кредитных ресурсов на покрытие сезонного недостатка собственных оборотных средств.

При выделении кредитов учитывать наличие собственных оборонных средств и затрат на социальное строительство на селе.

Кредитные ресурсы должны быть целевыми и играть стимулирующую роль в наращивании производства сельскохозяйственной продукции.

В первую очередь кредитные и инвестиционные ресурсы предоставлять сельскохозяйственным предприятиям всех форм собственности, которые наращивают производственный потенциал, сокращают непроизводительные расходы, внедряют научно-технический прогресс, обеспечивают высокую отдачу. Необходимо повышать ответственность хозяйств за целевое использование кредитов.

14. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ Регулирование земельных отношений в сельском хозяйстве предусматривает:

- преобразование государственной собственности на землю в собственность граждан, коллективных предприятий, акционерных обществ, товариществ, производственных сельскохозяйственных кооперативов и других юридических лиц, непосредственно занятых сельскохозяйственным производством;

- перераспределение земель и юридическое закрепление прав на землю за собственниками, владельцами, пользователями;

- введение залога земель сельскохозяйственного назначения с целью получения заемных средств для сельских товаропроизводителей.

Создание условий для закрепления сельских жителей, заселения сельской местности, не обеспеченной трудовыми ресурсами, жителями городов, переселенцами, военнослужащими, уволенными из рядов ВС;

формирование экологически устойчивых землевладений и землепользовании с учетом восстановления природных ландшафтов;

осуществление государственного контроля за предоставлением, использованием и охраной земель.

15. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ ОБЛАСТИ Развитие рыночных отношений и необходимость рационального использования производственных ресурсов обуславливают необходимость реформирования на всех уровнях и системы управления. Она должна строиться на основе разграничения функций государственного и хозяйственного управления.

Взаимодействие органов государственного управления с хозяйственным управлением, а также с добровольно созданными ассоциациями, объединениями, союзами и другими формированиями должно строиться на основе соглашений, контрактов, договоров, заключаемых между органами государственного управления и хозяйственными структурами по обеспечению населения продуктами питания;

промышленности - сельскохозяйственным сырьем; выполнению федеральных и региональных программ; обеспечению социальной защищенности работников агропромышленного комплекса.

Органы государственного управления АПК должны:

- выполнять функции по разработке, совместно с научными учреждениями, основных направлений аграрной и продовольственной политики, прогнозированию производства и развитию сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности;

- осуществлять разработку государственных (региональных) программ развития отраслей и обеспечение их ресурсами;

- проводить организацию экспертиз технико-экономических обоснований, проектов и инвестиционных программ;

- заниматься внедрением, производством и пропагандой достижений науки и техники, передовых технологий и методов хозяйствования;

- обеспечивать инженерно-технологическую политику и организацию агросервиса;

- выполнять функции по организации подготовки кадров для сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности;

- заниматься организацией научно-технического и экономического сотрудничества.

Органы хозяйственного управления формируются товаропроизводителями и предприятиями перерабатывающих и обслуживающих отраслей.

На добровольных началах создаются кооперативные и акционерные агропромышленные объединения, фирмы, комбинаты и другие формирования, как органы самоуправления.

Эти органы могут во взаимодействии с органами государственного управления координировать деятельность хозяйств и предприятий - учредителей, представлять и защищать их интересы на договорной основе.

По поручению органов хозяйственного управления учредители могут выполнять хозяйственно-коммерческие функции по эффективному использованию предприятий, совместному производству продукции сельского хозяйства, ресурсов, фондов, выполнению ими работ и оказанию услуг участникам кооперации, акционерам.

16. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Основными направлениями социальной политики должны стать:

- постепенная передача основных сельских социальных объектов муниципалитетам и региональным органам власти;

- усиление строительства;

- реконструкция и улучшение содержания автомобильных дорог, объектов газификации, электрификации, связи и водоснабжения;

- обеспечение качественно новых условий проживания сельского населения;

- финансирование осуществлять за счет государственных централизованных федеральных бюджетных средств и средств местного бюджета и внебюджетных фондов.

17. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА Кадровая политика должна быть направлена на:

- подготовку и переподготовку специалистов высшей и средней квалификации на базе интеграции образования, производства и науки;

- организацию массовой подготовки и переподготовки менеджеров аграрного предпринимательства;

- создание системы воспроизводства трудовых ресурсов, подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих.

18. НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С переходом к рынку вся прикладная аграрная наука должна быть заказной и интегрирована сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Заказчиком на прикладные научные исследования выступают:

- управление сельского хозяйства области, АО, сельхозкооперативы, фермеры на хозрасчетной основе.

Научные учреждения несут ответственность за эффективность своих разработок. При них создаются специальные хозрасчетные организации, работающие в тесном контакте с наукой по внедрению разработок в производство.

Серьезной проблемой в аграрной реформе остается слаборазвитая консультационная и экспертная деятельность.

Основными направлениями деятельности консультационных формирований должны стать:

- консультации по технологическим, инженерно-техническим, экономическим, финансово-кредитным, организационно-хозяйственным, социальным и другим вопросам деятельности предприятий всех организационно-правовых форм;

- участие в проведении оценки экономического состояния предприятий, хозяйств и разработки мер по преодолению кризисных ситуаций;

- практическая помощь предприятиям, хозяйствам в разработке, экспертизе и реализации инновационных процентов;

- оказание помощи фермерам, другим мелким формам хозяйствования в получении и рациональном использовании средств из государственных и других источников, направляемых на субсидирование сельского хозяйства;

- содействие сельскохозяйственным предпринимателям в получении льготных банковских кредитов для модернизации технической базы;

приобретении высококачественных семян, племмолодняка, удобрений, новых машин, стройматериалов, проектов современных хозяйственных объектов и др.;

- услуги по рациональному землепользованию, включая консультации по мониторингу, улучшению состояния использования земельных угодий, с учетом требования охраны окружающей среды и т.

д.;

- консультации по вопросам сельскохозяйственного строительства и оборудованию, в том числе и мелиоративному, систем водоснабжения, освещения.

Реализация программы возможна при условии, что каждое направление программы должно быть обеспечено конкретными мероприятиями, разработанными управлениями, комитетами совместно с научными учреждениями. Для этого должен быть создан координирующий орган по организации выполнения разработанной программы.

Приложение № 2 к решению Законодательного Собрания Оренбургской области от 19 июля 1994 года ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий, направленных на выполнение программы аграрной реформы ------------------------------------------------------------------------------- ¦Наименование мероприятий ¦Срок ¦Исполнители ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------- ¦1. Рекомендации по преобразованию ¦июнь –¦управление сельского¦ ¦колхозов, акционерных обществ в ¦июль ¦хозяйства ¦ ¦ассоциации крестьянских (фермерских) ¦ ¦ ¦ ¦хозяй товарищества ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------ ¦2.Методические рекомендации по ¦июль ¦- // -¦ ¦организации внутрихозяйственных ¦ ¦ ¦ ¦экономических отношений ¦ ¦ ¦ ¦собственников реорганизуемых ¦ ¦ ¦ ¦предприятий сельского хозяйства ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------ ¦3. Устав (примерный) общества ¦июль ¦- // -¦ ¦закрытого типа (товарищества ¦ ¦ ¦ ¦с ограниченной ответственностью ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------ ¦4. Правила внутреннего распорядка ¦июль ¦- // -¦ ¦акционерного общества ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------ ¦5. Положение о ревизионной комиссии ¦июль ¦- // -¦ ¦акционерного общества¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------ ¦6. Рекомендации по мотивации труда ¦июнь ¦- // -¦ ------------------------------------------------------------------------------ ¦7. Рекомендации по трудовому контракту¦июнь ¦- // -¦ ------------------------------------------------------------------------------ ¦8. Разработать программы:¦1994 г.¦управление сельского¦ ¦"Плодородие" ¦ ¦хозяйства ¦ ¦"Молоко" ¦ ¦НПО "Южный Урал",¦ ¦"Мясо" ¦ ¦НПО "Оренбургское"¦ ¦"Белок" ¦ ¦ ¦ ¦"Картофель" ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------ ¦9.Селекция зерновых и кормовых культур¦1994 г.¦НПО "Южный Урал"¦ ¦ ¦ ¦НПО "Оренбургское"¦ ------------------------------------------------------------------------------ ¦10.Программа социального развития села¦1994 г.¦управление сельского¦ ¦ ¦ ¦хозяйства ¦ ¦ ¦ ¦управление финанс.¦ ¦ ¦ ¦управление экономики¦ ------------------------------------------------------------------------------ ¦11. Программа развития крестьянских¦1994 г.¦ассоциация фермерских¦ ¦(фермерских) хозяйств¦ ¦хозяйств ¦ ------------------------------------------------------------------------------ ¦12. Мероприятия по организации ¦1994 г. ¦управление с/х¦ ¦акционерных обществ, агропромышленных ¦ ¦продовольственный ¦ ¦объединений, ¦ ¦комитет ¦ ¦агрофирм ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------ ¦13. Программа развития оптовых ¦1994 г. ¦управление с/х¦ ¦торговых продовольственных рынков ¦ ¦продовольственный ¦ ¦ ¦ ¦комитет ¦ ¦ ¦ ¦продконтракт ¦ ------------------------------------------------------------------------------ ¦14. Программа развития малых с/х¦1994 г. ¦управление с/х¦ ¦перерабатывающих цехов и¦ ¦продовольственный ¦ ¦реконструкции перерабатывающих¦ ¦комитет ¦ ¦предприятий ¦ ¦продконтракт ¦ ------------------------------------------------------------------------------ ¦15. Положение об использовании¦июль ¦управление с/х¦ ¦средств (Фонд финансовой поддержки,¦ ¦управление финанс.¦ ¦направленный на развитие сельского¦ ¦ ¦ ¦хозяйства) ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------ ¦16. Программа дотирования¦июнь ¦управление с/х¦ ¦производства животноводческой¦ ¦управление финанс.¦ ¦продукции ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------- ¦17. Программа материально-¦1994 г. ¦управление с/х¦ ¦технического обеспечения¦ ¦“Оренбургагроснабсервис” ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------- ¦18. Программа производственно-¦1994 г. ¦управление с/х¦ ¦технического обслуживания¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------- ¦19.Программа кадрового обеспечения¦июль ¦управление с/х¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------- ¦20. Программа научного обеспечения¦1994 г. ¦управление с/х¦ ¦ ¦ ¦НПО "Южный Урал"¦ ¦ ¦ ¦НПО "Оренбургское"¦ ------------------------------------------------------------------------------- ¦21. Программа консультационной¦1994 г. ¦управление с/х¦ ¦деятельности ¦ ¦НПО "Южный Урал"¦ ¦ ¦ ¦НПО "Оренбургское"¦ -------------------------------------------------------------------------------