ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПО ОХРАНЕ ТЕРРИТОРИИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ЗАВОЗА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОСОБО ОПАСНЫХ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЛЮДЕЙ, ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ, А ТАКЖЕ ТОКСИЧНЫХ ВЕЩЕСТВ НА 1995 - 1997 ГОДЫ Принято Законодательным Собранием Оренбургской области от 16 июня 1995 года В Оренбургской области одним из факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на санитарно-эпидемиологическую, ветеринарную и фитосанитарную обстановку, является возрастающая угроза завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных, растений, а также токсичных веществ, чем наносится значительный ущерб народному хозяйству и здоровью населения.
Положение усугубляется тем, что на большом протяжении Оренбургская область граничит с Казахстаном, где фактически отсутствует государственная граница, что позволяет ввозить грузы без должной оценки и досмотра, минуя соответствующие санитарно - карантинные пункты.
Только в 1994 году в Оренбургской области на мясокомбинате выявлено 4 % скота пораженного туберкулезом. Органами санэпидемнадзора запрещена реализация 190 партий продовольствия по причине недоброкачественности и отсутствия документов, подтверждающих качество товара.
Учитывая сложившуюся ситуацию, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 года № 624, Законодательное Собрание Оренбургской области ПОСТАНОВИЛО:
1. Принять "Областную целевую программу по охране территории Оренбургской области от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ на 1995 - 1997 годы".
2. Рекомендовать администрации области принять меры по выполнению основных мероприятий программы.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на агропромышленный комитет и комитет по экономической реформе, бюджету и внешнеэкономической деятельности.
Глава администрации Оренбургской области В.В. ЕЛАГИН 16 июня 1995 года № 22-ПЗС Приложение к постановлению Законодательного Собрания Оренбургской области от 16 июня 1995 г. № 22-ПЗС ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПО ОХРАНЕ ТЕРРИТОРИИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ЗАВОЗА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОСОБО ОПАСНЫХ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЛЮДЕЙ, ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ, А ТАКЖЕ ТОКСИЧНЫХ ВЕЩЕСТВ НА 1995 - 1997 ГОДЫ 1. Обоснование В Российской Федерации в настоящее время одним из факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на санитарно - эпидемиологическую, ветеринарную и фитосанитарную обстановку, является существующая и возрастающая угроза завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ, чем наносится значительный ущерб народному хозяйству и здоровью населения.
По данным Всемирной организации здравоохранения, начиная с 1990 года, в мире резко активизировались эпидемические очаги особо опасных инфекционных заболеваний. Ежегодно регистрируется более 300 тысяч больных холерой, около 1200 случаев чумы и свыше 5 тысяч заболеваний желтой лихорадкой, обостряется обстановка по другим опасным инфекционным заболеваниям.
Положение усугубляется значительным притоком на территорию Российской Федерации и Оренбургской области из стран, неблагополучных по особо опасным инфекционным заболеваниям, лиц, ищущих убежище, на которых распространяется статус беженцев.
Отмечается увеличение числа случаев завоза в страну инфекционных заболеваний людей, животных и растений, требующих для ликвидации последствий их распространения значительных финансовых и материальных затрат. Локализация и ликвидация последствий завоза одного случая заболевания холерой обходится государству в 3 млн.
рублей.
Значительно обострилось положение в связи с резко возросшим потоком поставок из-за рубежа в Российскую Федерацию и Оренбургскую область продуктов питания и пищевого сырья, товаров народного потребления, которые представляют реальную и потенциальную опасность для здоровья населения и могут оказывать негативное влияние на санитарно-эпидемиологическую, ветеринарную и фитосанитарную обстановку.
Только в 1993 году зарегистрированы десятки случаев ввоза продуктов питания, опасных по своим качественным характеристикам.
В 1994 году органами государственной санитарно - эпидемиологической службы Оренбургской области запрещена реализация 190 партий продовольствия в связи с недоброкачественностью и отсутствием документов, подтверждающих качество товара.
На территории Казахстана практически отсутствуют биофабрики и биозаводы по изготовлению ветеринарных биопрепаратов, из-за большой нехватки биопрепаратов в республике во многих районах и областях Казахстана противоэпизоотические мероприятия выполняются далеко недостаточно. При убое животных из хозяйств Казахстана на мясокомбинатах Оренбургской области довольно часто устанавливали туберкулез, лептоспироз и другие инфекционные болезни животных.
Поставляемые по импорту винно-водочные изделия в 17 партиях (91163 бутылок) не соответствовали санитарным нормам, а консервная продукция - в 5 партиях.
В результате деятельности частных предпринимателей, что особенно осложняет организацию контроля и надзора, рынок наводнен огромным количеством всевозможных жевательных резинок и конфет, нередко крайне низкого качества и с истекшими сроками реализации, содержащих порой неразрешенные пищевые добавки и опасные токсичные элементы.
Развитие в последние годы международных связей на федеральном, региональном и местном уровнях, значительно возросший уровень международных пассажирских и грузовых перевозок обусловили увеличение числа пунктов пропуска на территории Оренбургской области в аэропорту, на железнодорожных путях и автострадах, которые должным образом не оборудованы.
Положение усугубляется тем, что на большом протяжении у Российской Федерации фактически отсутствует государственная граница с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, что позволяет ввозить грузы без должной оценки и досмотра, минуя соответствующие санитарно-карантинные пункты.
Указанные причины приводят к ухудшению санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной обстановки.
Предпринимаются меры по обеспечению санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охраны территории Оренбургской области.
Действующие и вновь открываемые пункты пропуска не отвечают возросшим современным требованиям по материально-техническому и приборному оснащению, не укомплектованы достаточным количеством квалифицированного персонала и, как правило, не в должной мере решают вопросы санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Создание таких пунктов осуществляется неудовлетворительными темпами из-за отсутствия необходимого финансирования их содержания и оборудования.
Необходимо создание системы организаций и учреждений санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного контроля на границе Оренбургской области, координирующих свои усилия с таможенными органами Оренбургской области и оснащенных современными техническими средствами, позволяющими исключить возможность завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний, карантинных вредителей растений и токсичных веществ.
Осуществление лабораторных исследований с использованием современных технических средств и приборов планируется возложить на существующие лаборатории центров госсанэпиднадзора.
Для реализации этих целей и задач, во исполнение Постановления Правительства РФ от 11 мая 1993 года № 437 "О мерах по санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охране территории Российской Федерации" разработана областная целевая программа по охране территории Оренбургской области от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ на 1995-1997 годы.
Финансовые средства на выполнение данной программы предусматриваются из областного бюджета.
Реализация программы обеспечит сокращение ожидаемых прямых и косвенных потерь в результате предотвращения завоза и распространения на территории Оренбургской области особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, улучшение состояния здоровья населения, обеспечение санитарно - эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного благополучия.
2. Цель и задачи Основной целью программы является обеспечение охраны территории Оренбургской области от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ, промышленных отходов и других потенциально-опасных грузов, которые могут оказывать вредное воздействие на здоровье населения, ухудшать санитарно-эпидемиологическую, ветеринарную, фитосанитарную и экологическую обстановку.
Для достижения поставленной цели предусмотрена реализация следующих задач:
- совершенствование системы организации государственного санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного надзора и контроля на территории Оренбургской области;
- научное и кадровое обеспечение государственных служб контроля;
- материально-техническое развитие государственных служб контроля;
- международное сотрудничество.
3. Совершенствование системы организации государственного санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного надзора и контроля на территории Оренбургской области Основными направлениями совершенствования организационного построения, управления и взаимодействия соответствующих служб государственного санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного контроля;
на областном уровне программой предусматривается:
контроль за исполнением правовых и иных нормативных актов по санитарной, ветеринарной и фитосанитарной охране территории Оренбургской области;
контроль за порядком ввоза импортной продовольственной, животноводческой и растениеводческой продукции. Оснащение приборами и оборудованием учреждений государственных служб контроля.
Исполнителями данного раздела являются: областной центр госсанэпиднадзора, Главное управление сельского хозяйства администрации области, Оренбургская таможня.
4. Научное и кадровое обеспечение государственных служб контроля В целях научного и кадрового обеспечения санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охраны территории области на областном уровне программой предусматриваются:
использование методов, в том числе экспресс-методов, диагностик и индикации особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ;
осуществление экстренной профилактики и лечения особо опасных инфекционных заболеваний людей и животных;
проведение обеззараживания в очагах эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, транспортных и технических средств, а также утилизация павших животных и токсичных веществ.
Исполнителями данного раздела являются: областной центр госсанэпиднадзора, Главное управление сельского хозяйства администрации области, областное управление ветеринарии.
5. Материально-техническое развитие государственных служб контроля на областном уровне предусматривает:
строительство 33 двухквартирных жилых домов для государственных служб госсанэпидемнадзора, ветнадзора и службы по карантину растений, осуществляющих пограничный контроль в населенных пунктах рядом с пунктами пропуска.
Исполнителями данного раздела являются:
финансовое управление администрации Оренбургской области, областное управление ветеринарии, Главное управление сельского хозяйства администрации области, центр государственного санэпидемнадзора Оренбургской области, областная инспекция по карантину растений.
6. Управление и механизм реализации Государственным заказчиком и основным исполнителем Программы является центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Оренбургской области (Н.Н. Верещагин).
Соисполнителями программы являются:
- Главное управление сельского хозяйства администрации области, - областное управление ветеринарии, - Оренбургская таможня.
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ Мероприятия программы по охране территории Оренбургской области от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ на 1995 - 1997 годы Объем финансирования программы за счет федерального бюджета и бюджета области (в ценах на 01.01.94 г. млн. руб.) -------------------------------------------------------------------------- Наименование мероприятий ¦ 1995 -¦ в том числе ¦ 1997 |-------------------------- ¦ годы ¦ 1995 г ¦ 1996 г ¦ 1997 г -------------------------------------------------------------------------- 1. Совершенствование системы организации санитарно- эпидемиологического, ветеринарно- санитарного надзора и контроль на государственной границе 78,0 26,0 26,0 26,0 в том числе по бюджету области 30,0 15,0 15,0 2. Научное и кадровое обеспечение учреждений госсанэпидемнадзора, госветнадзора и инспекции по карантину растений 4028,3 1353,1 1355,6 1319,6 в том числе по бюджету области 3. Создание межведомственной автоматизированной системы контроля (АИС "Санохрана", "Ветнадзор") за поступлениями из-за рубежа 233,2 147,2 65,2 20,8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в том числе по бюджету области 4. Приборное и материально - техническое развитие учреждений госсанэпидемнадзора, ветеринарно- санитарного надзора и инспекции по карантину растений 16468,4 6480,1 5176,6 4811,6 в том числе по бюджету области 2445,0 975,0 735,0 735,0 ИТОГО 20807,9 8006,4 6623,4 6178,0 в том числе за счет бюджета области 2475,0 990,0 750,0 735,0
