ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ОБЛУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ПРИРОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ НА 1998-1999 ГОДЫ ("РАДОН") Принято Законодательным Собранием Оренбургской области 3 сентября 1997 г. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 года № 809 "О федеральной целевой программе снижения уровня облучения населения России и производственного персонала от природных радиоактивных источников" и с целью совершенствования организации выявления, оценки и устранения вредного влияния радиационного фактора на здоровье населения области Законодательное Собрание Оренбургской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: Утвердить областную целевую программу снижения уровня облучения населения и производственного персонала Оренбургской области от природных источников ионизирующего излучения на 1998-1999 годы ("Радон") (прилагается).

Глава администрации Оренбургской области В.В.Елагин 18 сентября 1997 года № 138/18-ПЗС УТВЕРЖДЕНА постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 3 сентября 1997 г. № 138/18-ПЗС ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА снижения уровня облучения населения и производственного персонала Оренбургской области от природных источников ионизирующего излучения на 1998-1999 годы ("Радон") ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ Проблема радона обусловлена тем, что природные источники ионизирующего излучения и прежде всего изотопы радона и их короткоживущие продукты распада, находящиеся в воздухе жилых, производственных и общественных зданий, являются одним из источников облучения населения.

По оценке Международной комиссии по радиационной защите /МКРЗ/ годовая доза облучения населения продуктами распада радона составляет 43% от всех источников ионизирующего излучения, воздействующих на человека.

Данные ПО "Оренбурггеофизика" указывают, что в Первомайском районе Оренбургской области имеет место выход к поверхности уранконцентрирующих фосфоритов, что позволяет ожидать значительную степень радоноопасности территории района. Наличие в западной части области нарушенности геологического разреза по линии Курманаевского района Оренбургской области, г.Бузулука, нарушения осадочного чехла в северо-восточной части области способствует радоновыделению.

Строительство на радоноопасных участках может привести к повышению концентрации радона в воздухе жилых и общественных зданий и к увеличению дозы облучения.

Воздействию ионизирующего излучения за счет пылерадиационного фактора подвергаются также работники нефтегазодобывающих предприятий Оренбургской области. Выявлены факты повышенного радиационного фона /до 200 микрорентген в час/ на оборудовании нефтепромысла в Первомайском районе Оренбургской области в связи с загрязнением естественными радионуклидами (ЕРН), выносимыми на поверхность вместе с нефтью.

Обследование потенциально радиационноопасных территорий, жилых и общественных зданий, предприятий, а в дальнейшем проведение адекватных мероприятий по снижению радонового фона с учетом полученных результатов позволит снизить уровень облучения населения Оренбургской области от природных источников ионизирующего излучения.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Целью данной Программы является снижение уровня облучения населения и производственного персонала Оренбургской области от природных источников ионизирующего излучения.

Основными задачами областной целевой программы являются: - проведение обследования всех потенциально радиационно-опасных жилых и общественных зданий, углубленного обследования потенциально радиационно-опасных производственных предприятий;

- исследование радонового фона в жилых и производственных помещениях;

- формирование групп риска. Обследование состояния здоровья и осуществление профилактических мероприятий для лиц, вошедших в группы риска;

- радиоэкологическое сопровождение строительства новых зданий и сооружений;

- паспортизация по содержанию естественных радионуклидов питьевого водоснабжения, продукции и отходов производственных предприятий и их выбросов в окружающую среду.

МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ Программа предусматривает осуществление следующих мероприятий: 1. Радиационно-геохимическое районирование территорий области с целью выявления радиационно-опасных площадей и геохимических аномалий, составление карт этих аномалий.

2. Приобретение приборов и оборудования для проведения исследований, обучение специалистов.

3. Составление и обследование представительной выборки 1% жилого фонда и 10% производственных организаций.

4. Измерение содержания радона в воздухе жилых, общественных и производственных зданий, расположенных на радоноопасных площадях, детских дошкольных учреждений и школ, а также зданий, выполненных из строительных материалов с повышенным содержанием радия, продуктом распада которого является газообразный радон.

5. Исследование содержания радона и ЕРН в грунтовых водах, источниках питьевого и хозяйственно-бытового назначения.

6. Обследование радиационной обстановки на предприятиях по переработке минерального сырья и нефтегазодобывающей промышленности.

7. Определение содержания ЕРН в отходах предприятий, ТЭЦ, шлаках металлургической промышленности, рудопроизводства, используемых в строительстве и стройматериалах, контроль содержания ЕРН в стройматериалах.

8. Радиоэкологическое сопровождение строительства зданий и сооружений путем измерения объемной активности радона на участках застройки в соответствии с Генпланами и оценки радиационной обстановки в зданиях и сооружениях, сдаваемых в эксплуатацию.

9. Создание компьютерной базы данных радоноопасности территории области, жилого и производственного фонда, подключение к сети регионального экологического мониторинга.

10. Оценка заболеваемости населения в зонах геоэкологического риска.

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ Финансирование Программы осуществляется за счет федерального бюджета, областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Предусматривается финансирование Программы в объеме 1631,0 млн. рублей (в ценах I квартала 1997 года), в том числе из областного бюджета 436,0 млн. рублей.

Привлечение средств местных бюджетов, финансовых средств предприятий на финансирование программы осуществляется на договорной основе.

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ Основными заказчиками и исполнителями областной целевой программы являются областной комитет по охране окружающей Среды и природных ресурсов и Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Оренбургской области.

Соисполнители работ: Оренбургская Государственная медицинская академия, Главное управление здравоохранения администрации области, а также предприятия, добывающие и перерабатывающие минеральное сырье и строительные материалы, нефтегазодобывающей промышленности (по договору).

Администрация Оренбургской области и государственный заказчик 2 раза в год рассматривают материалы о ходе реализации Программы, проводят проверку целевого и эффективного использования средств.

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Выполнение работ по данной Программе позволит: - получить достоверную информацию по содержанию естественных радионуклидов и продуктов их распада, в том числе радона в природной среде, жилых и общественных помещениях;

- создать систему предупредительных и защитных мер по снижению дозовой нагрузки на население от естественных радионуклидов:

- установить областные уровни по природному радиационному фону, что будет способствовать более конкретной оценке состояния окружающей Среды и техногенного воздействия на население;

- разработать и осуществить систему профилактических мер по эндемичным формам заболеваемости населения.

ПРИЛОЖЕНИЕ к областной целевой программе снижения уровня облучения населения и производственного персонала Оренбургской области от природных источников ионизирующего излучения на 1998-1999 годы ("Радон"), утвержденной постановлением от 3 сентября 1997 г.

№ 138/18-ПЗС ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ /в ценах I квартала 1997 г./ --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- № | Наименование мероприятий | Исполнитель | Стоимость, млн.рублей | Источник |Ожидаемый | п/п| | | Всего |в том числе по годам| финанси- |результат | | | | | 1998 г.| 1999 г. | рования | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1.|Радиационно-геохимическое районирование|Облкомпри- | | | |Областной |Выявление | |территории области с целью выявления|рода | 240,0 | 120,0 | 120,0 |бюджет |экологичес- | |радиационно-опасных площадей и геохимичес-|ОблЦГСЭН | | | | |ких природ- | |ких аномалий, составление карт этих аномалий|ОАО "Орен-| | | | |ных аномалий | | |бурггеология"| | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 2.|Приобретение приборов и оборудования для| | 893,0 | 582,0 | 311,0 | | | |проведения исследований, в том числе:| | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |- приобретение специализированной передвиж-|Облкомпри- | 140,0 | 90,0 | 50,0 |Федераль- |Обследование | |ной радиологической лаборатории /ПРЛ/ на|рода | | | |ный бюд-|удаленных | |шасси УАЗ-452 /2 шт./; |ОблЦГСЭН | | | |жет |территорий | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |- приобретение гамма-спектрометрометричес-|Облкомпри- | | | |Федераль- |Выявление | |ких комплексов для определения содержания|рода | 214,0 | 120,0 | 94,0 |ный бюд-|факторов рис- | |радона в жилых и общественных зданиях,|ОблЦГСЭН | 139,0 | 82,0 | 57,0 |жет |ка в местах | |детекторов радона, дозиметрической и радио-| | | | |Областной |пребывания | |метрической аппаратуры для экспрессной| | | | |внебюд- |людей | |оценки радиационно-экологической обстановки| | | | |жетный | | |в зданиях и сооружениях, на потенциально| | | | |фонд | | |радиационно-опасных производствах, в почве,| | | | | | | |на месторождениях минерального сырья| | | | | | | |/ТРЭК-1, Рамон, РА-02, Камера-Р/; | | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |- оснащение горнодобывающих, металлургичес-|Руководители | 260,0 | 200,0 | 60,0 |Средства |Обеспечение | |ких и перерабатывающих предприятий средст-|предприятий |(ориентировочно) |предприя- |радиационно- | |вами радиационного контроля для ведомствен-| | | | |тий |го контроля | |ного производственного контроля. | | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3.|Составление и обследование представитель-|Облкомпри- | 66,0 | 33,0 | 33,0 |Областной |Подготови- | |ной выборки 1% жилого фонда и 10% произ-|рода | | | |бюджет |тельный этап | |водственных организаций. |ОблЦГСЭН | | | | |районирова- | | |НИИРГ | | | | |ния по радо- | | |г. Санкт- | | | | |ноопасности | | |Петербург(по | | | | | | | |договору) | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 4.|Измерение содержания радона в воздухе жи-|ОблЦГСЭН | 65,0 | 30,0 | 35,0 |Федераль- |Выявление | |лых, общественных и производственных| | | | |ный бюд-|неблагополуч- | |зданий, расположенных на радоноопасных| | 40,0 | 20,0 | 20,0 |жет |ных мест по | |площадях, детских дошкольных учреждений, а| | | | | |радиационно- | |также зданий, выполненных из строительных| | | | | |му фактору, | |материалов с повышенным содержанием| | | | | |сведения о | |радия. | | | | | |содержании | | | | | | | |радона | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 5.|Исследование содержания радона и ЕРН в|Облкомпри- | | | |Областной |Выявление | |грунтовых водах, источниках питьевого и|рода | 50,0 | 25,0 | 25,0 |бюджет |водоисточни- | |хозяйственно-бытового назначения. |ОблЦГСЭН | | | | |ков с повы- | | | | | | | |шенным со- | | | | | | | |держанием | | | | | | | |радия и радо- | | | | | | | |на | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 6.|Обследование радиационной обстановки на|Руководители | |Средства |Выявление | |предприятиях по переработке и добыче|предприятий | по договору |предприя- |неблагополуч- | |минерального сырья, нефтегазодобывающей| | |тий |ных условий | |промышленности. | | | |труда по ра- | | | | | |диац. фактору | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 7.|Определение содержания ЕРН в отходах|ОблЦГСЭН | |Средства |Сертификация | |промпредприятий, ТЭЦ, шлаках металлурги-|Облкомпри- | по договору |предприя- |продукции и | |ческой промышленности, рудопроизводства,|рода | |тий |промотходов | |используемых в строительстве и строймате-| | | | | |риалах, контроль содержания ЕРН в строй-| | | | | |материалах. | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 8.|Радиоэкологическое сопровождение строитель-| | | | |Местные |Выдача сани- | |ства зданий и сооружений путем измерения|ОблЦГСЭН | 90,0 | 45,0 | 45,0 |бюджеты, |тарно-гигиени-| |объемной активности радона на участках| | по договору |средства |ческого заклю-| |застройки в соответствии с генпланами и| | | | |предприя- |чения | |оценки радиационной обстановки в зданиях и| | | | |тий | | |сооружениях, сдаваемых в эксплуатацию.| | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 9.|Создание компьютерной базы данных радоно-|ОблЦГСЭН | 45,0 | 25,0 | 20,0 |Областной |Информацион- | |опасности территории области, жилого и|Облкомпри- | | | |бюджет |ное обеспече-| |производственного фонда, подключение к|рода | | | | |ние руковод-| |системе регионального экологического| | | | | |ства | |мониторинга. | | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 10.|Оценка заболеваемости населения в зонах| | 142,0 | 67,0 | 75,0 | | | |геоэкологического риска, | | | | | | | |в том числе: | | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |- изучение состояния заболеваемости рабо-|ОблЦГСЭН | | | |Средства |Определение | |тающего населения, занятого в горнодобы-|Медицинская | 55,0 | 30,0 | 25,0 |предприя- |групп риска по| |вающей промышленности; |государствен-| ориентировочно |тий (по |воздействию | | |ная академия| | | |договору) |радона | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |- создание базы данных по состоянию заболе-|ОблЦГСЭН | 47,0 | 22,0 | 25,0 | -"- |Мониторинг | |ваемости работающих на предприятиях| | | | | |здоровья | |горнодобывающей промышленности; | | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |- подготовка и выпуск брошюры для населения|ОблЦГСЭН | 5,0 | 5,0 | - |Областной |Повышение | |по вопросам воздействия природных радио-| | | | |экологи- |уровня эколо-| |нуклидов на организм человека; | | | | |ческий |гических зна- | | | | | | |фонд |ний | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |- формирование групп риска по результатам|ОблЦГСЭН | 35,0 | 10,0 | 25,0 |Областной |Улучшение | |радиационных исследований и организация|Медицинская | | | |бюджет |показателей | |наблюдения за состоянием их здоровья. |государствен-| | | | |здоровья на-| | |ная академия| | | | |селения | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | ВСЕГО: |1631,0 | 947,0 | 684,0 | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | в том числе: федеральный бюджет| 559,0 | 330,0 | 229,0 | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | областной бюджет| 436,0 | 213,0 | 223,0 | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | областной внебюджетный фонд| 139,0 | 82,0 | 57,0 | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | областной экологический фонд| 5,0 | 5,0 | - | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | местные бюджеты| 130,0 | 65,0 | 65,0 | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | средства предприятий| 362,0 | 252,0 | 110,0 | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------