П О С Т А Н О В Л Е Н И Е ПРАВИТЕЛЬСТВА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ 19.09.97 № 29-п Об областной программе "Реформирование статистики в 1997-2000 годах" В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года № 1410 "О федеральной целевой программе "Реформирование статистики в 1997-2000 годах" и обеспечения потребностей органов исполнительной власти и других потребителей в статистической информации о социально-экономическом развитии области Правительство Оренбургской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Добрить прилагаемую областную программу "Реформирование статистики в 1997-2000 годах" (далее именуется Программа).

2. Определить зачазчиком-координатором Программы областной комитет государственной статистики.

3. Данную программу внести на рассмотрение Законодательного Собрания области.

4. Финансовому управлению администрации области предусматривать ежегодно при разработке прогнозов социально-экономического развития области и проектов областного бюджета выделение средств для осуществления мероприятий Программы.

5. Контроль за выполнением данного постановления возложить на первого заместителя главы администрации области А.И.Зеленцова.

Председатель Правительства - глава администрации области В.В.Елагин Госкомстат Российской Федерации Оренбургский областной комитет государственной статистики Приложение к постановлению Правительства Оренбургской области от 19.09.97 № 29-п ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММЫ "Реформирование статистики в 1997-2000 годах" Оренбург ПАСПОРТ Областной программы "Реформирование статистики в 1997-2000 годах" Наименование Программы - Областная программа "Реформирование статистики в 1997-2000 годах" Принятие решения о - Постановление Правительства разработке Программы Российской Федерации от 23 ноября 1996 года № 1410 (пункт 5) Заказчики Программы - Областной комитет государственной статистики, управление экономики администрации области Основной разработчик - Областной комитет государственной Программы статистики Цель и задачи Программы - Наиболее полное удовлетворение потребностей органов исполнительной власти области, других потребителей в объективной статистической информации о социально -экономическом развитии территории, отраслей и секторов экономики и хозяйствующих субъектов. Реализация системы показателей, позволяющих оценивать соответствующие экономические и социальные процессы в экономике области. Использование статинформации для принятия органами местного самоуправления решений по вопросам, входящим в предмет их ведения.

Срок реализации Программы - 1997-2000 годы Объем и источники - Программа финансируется за счет целевых финансирования Программы ассигнований из федерального и областного бюджетов. Объем финансирования Программы в 1997-2000 годах за счет средств областного бюджета составит 4,48 млрд. рублей.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СТАТИСТИКИ Завершен первый этап реформирования статистики, в результате которого определен состав статистических показателей, наиболее адекватно отражающих аспекты социально-экономических процессов, происходящих в экономике, заложены основы для перехода к системе национальных счетов (СНС), уточнены показатели отраслевой статистики, положено начало статистике институциональных преобразований.

В соответствии с Федеральной программой в 1996 году органами статистики области выполнено 1,5 тысячи статистических работ, из которых 70 % по электронной обработке данных. В Госкомстат Российской Федерации представлено свыше 7 млн. показателей, среди которых сформированы качественно новые, отвечающие международным стандартам.

Так, для оценки динамики промышленного производства ежемесячно определяется важнейший индикатор - индекс физического объема производства, позволяющий исключить воздействие изменения цен на стоимостные объемы.

В статистике цен изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг ежемесячно характеризует индекс потребительских цен, позволяющий прогнозировать целевые процессы в экономике, пересматривать минимальные социальные гарантии, решать правовые споры.

Еженедельно проводится регистрация цен и тарифов на товары и услуги, входящие в состав необходимого социального набора из 37 наименований основных продуктов, нормативы которого базируются на принятых в мировой практике границах достаточного питания.

Внесены значительные изменения в статистику уровня жизни населения. В целях получения комплексной информации о социальных условиях и социальных последствиях экономической реформы ведутся такие расчеты, как распределение населения по уровню материального достатка, распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения; определяются коэффициенты дифференциации, концентрации доходов. Для более полной характеристики процессов, происходящих в малообеспеченных группах населения, и принятия эффективной государственной поддержки наиболее нуждающейся категории населения области расчитываются величина прожиточного минимума, уровень бедности и дефицит дохода.

С 1994 года облкомстатом проводятся ежемесячные оценки объемов и динамики валового внутреннего продукта. Развернуты работы, связанные с построением системы национальных счетов, ведутся экспериментальные расчеты отдельных из них.

Расширена практика выборочных обследований, переписи деятельности предприятий, особенно негосударственного сектора.

В области созданы основы Государственного статистического регистра юридических лиц и их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей ( ГОСТАР), Единой системы классификации и кодирования технико- экономической и социальной информации. Принципиально новую качественную нагрузку будет нести регистровый метод наблюдения. В процессе перехода на статистику предприятий ГОСТАР будет представлять своего рода стержень, центральное звено как по учету хозяйствующих субъектов, отражению "реквизитной" информации, так и экономических данных. Предстоит активизировать работу по созданию взаимоувязанных классификаторов на основе пересмотра на федеральном уровне ранее действовавших и новых общероссийских.

В последние годы статистике отошли несвойственные ей функции экономического анализа, появилась новая функция- массовое информирование широкой общественности о социально- экономическом развитии. Улучшились качество выпускаемых статистических материалов, их содержание, доступнее стали они потребителю.

Проделанная работа создала предпосылки для нового подхода к реформированию статистики, который сочетал бы в себе:

дальнейшее развитие и завершение работ в рамках приоритетов и изменение самой системы статистики в целях адаптации ее к рыночной экономике;

обеспечение объективности и оперативности статистических данных;

повышение программнотехнологического уровня, технического оснащения системы, обеспечение необходимых условий труда работников органов государственной статистики;

cовершенствование системы переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов органов государственной статистики области.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Основной целью Программы является завершение системы реформирования статистики, что позволит на основе внедрения современных методологий в сфере статистики и информационных технологий наиболее полно обеспечить потребности органов исполнительной власти области и других потребителей в статистической информации о социально- экономическом положении области, района (города), отраслей и секторов экономики, хозяйствующих субъектов.

Достижение цели будет обеспечиваться решением следующих основных задач:

развитие и изменение статистической системы показателей, совершенствование статистической информационной базы, развитие новых направлений экономического анализа;

решение вопросов, связанных с развитием информационно- вычислительной системы статистики (ИВСС), представляющей собой совокупность методов и средств новой информационной технологии, реализующей задачи комплексной автоматизации статистических работ, включающих процессы сбора, обработки, хранения, актуализации, анализа.

Процесс развития ИВСС должен обеспечить переход на сквозную технологию сбора, обработки, накопления и хранения информации с максимальным соблюдением требований по обеспечению безопасности, включая защиту несанкционированного доступа;

укрепление материально-технической базы органов государственной статистики областного и районного уровней, развитие ее с ориентацией на ресурсосбережение;

повышение квалификации работников органов государственной статистики на всех ее уровнях в соответствии с требованиями ее реформирования.

3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В систему программных мероприятий положены конкретные решения вопросов по всем направлениям совершенствования системы государственной статистики на областном и районном уровнях.

Для решения основных подходов, положенных в основу программных мероприятий, предусматривается переход от отраслевых принципов в сборе информации на статистику предприятий, что обеспечит формирование гибкого, динамичного характера системы статистического наблюдения и позволит:

объективнее отражать результаты статистического наблюдения за юридическими лицами, как хозяйствующими субъектами, независимо от организационно- правовой формы и сферы их деятельности;

расширить функции Единого государственного регистра предприятий не только как основы учета хозяйствующих субъектов, но и как источника формирования и ведения генеральной совокупности для организации выборочных статистических наблюдений;

активизировать обмен статистической информацией с банковскими, финансовыми, налоговыми, таможенными и другими службами, с органами исполнительной власти и ее структурными подразделениями.

Предусматривается перестроить методы сбора информации. Малые предприятия негосударственного сектора будут наблюдаться выборочным способом; крупные и средние- сплошным. Дальнейшее развитие получат переписи (населения и домашних хозяйств, предприятий оптовой и розничной торговли, сельского хозяйства и др.), социологические и конъюнктурные опросы и т.д. С помощью современных средств вычислительной техники будут совершенствоваться технологии обработки информации.

4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Полное обеспечение финансирования мероприятий Программы в 1997- 2000 годах производится за счет федерального и областного бюджетов.

Объем финансирования за счет средств областного бюджета составит 4,48 млрд. рублей.

млн. рублей ---------------------------------------------------------------------- Мероприятия ¦ Финансовые затраты областного Программы ¦ бюджета на реализацию Программы ---------------------------------------------------------------------- Организация проведения обследо- ваний, переписей, мониторинга по отдельным отраслям экономики области 340 Представление дополнительной экономико-статистической информации органам исполнительной власти по выполнению федеральных и региональных программ 1200 Обучение, подготовка и перепод- готовка кадров 100 Научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы по развитию областной государственной статистики 290 Прочие текущие расходы 2550 в том числе:

развитие информационных ресурсов областного комитета государственной статистики 1500 внедрение новейших телекоммуникационных технологий на областном и районном (городском) уровнях 610 программно-технологического обеспечения,средств защиты информационных ресурсов на областном и районном (городском) уровнях 440 Итого 4480 Программой не предусмотрено создание новых рабочих мест. В соответствии с планом технического обновления существующих будет проводиться их аттестация.

5. ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НА 1997-2000 ГОДЫ I. Реформирование системы статистических показателей, характеризующих реформирование, функционирование и результаты развития экономики --------------------------------------------------------------------------- Мероприятия ¦ Сроки ис-¦ Ответственные ¦Объем и ис- ¦ полнения ¦ исполнители ¦точники фи- ¦ ¦ ¦нансирова- ¦ ¦ ¦ния, млн.руб.

--------------------------------------------------------------------------- 1.Подготовка предложений по формированию системы показателей и методологии их исчисления по следующим направлениям:

1.1 реформирование 1997 год Облкомстат, комитет по отношений собственности управлению государственным имуществом Оренбургской области, управление экономики администрации области 1.2 представление 1998 год Финансовое управление системы показателей администрации области, кредитно- денежного облкомстат, Главное механизма на управление Центрального региональном уровне с банка по Оренбургской учетом реальных области процессов в реформируемой экономике 1.3 формирование 1997 год Облкомстат, показателей для оценки Оренбургское явлений демонополизации территориальное управление ГКАП России 1.4 организация 1998 год Государственная наблюдения за ходом налоговая инспекция по реализации налоговой Оренбургской области, политики управление экономики администрации области, финансовое управление администрации области, облкомстат 1.5 организация учета и 1997- Облкомстат,управление комплексного 1998 экономики администра- статистического годы ции области, другие наблюдения за заинтересованные деятельностью структурные хозяйствующих субъектов подразделения администрации области 1.6 развитие системы 1997- Облкомстат, управление показателей 1999 экономики администрации муниципальной годы области, админист- статистики рации городов и районов 1.7 оперативное 1997 год Облкомстат с участием наблюдение и заинтересованных сравнительный анализ структурных социально-экономическо- подразделений го положения отдельных администрации области районов (городов) области 1.8 разработка системы показателей:

государственного 1998- Облкомстат,управление регулирования экономики 1999 экономики администрации и развития рынка, годы области, Главное включая оценку управление Центрального эффективности банка РФ по применения Оренбургской области соответствующих регуляторов эффективности 1997 год Облкомстат производства по отраслям на основе их рыночной оценки формирования и 1997 год Облкомстат,управление использования экономики и финансовое финансовых ресурсов в управление целом по области, по администра-ции области районам и городам качества жизни 1997- Облкомстат,управление 1998 экономики годы админи-страции области, Глав- ное управление труда и занятости населения 2.Организация системы 1998- Облкомстат с участием 290 централизации 2000 заинтересованных областной ведомственной годы комитетов, управлений бюджет отчетности в органах облас- ти, структурных государственной подразделений статистики области администрации области Итого 290 областной бюджет II. Совершенствование методов статистического наблюдения 1.Создание системы 1997 Облкомстат с участием Федеральный статистических -2000 заинтересованных бюджет регистров годы структурных (субрегистров) подразделений 190 хозяйствующих субъектов администрации области областной на базе Единого бюджет государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО), бухгалтерской и статистической отчетности в том числе:

1.1 развитие и 1997- Облкомстат Федеральный совершенствование ЕГРПО 1998 бюджет как осно- вы годы статистического учета и 160 идентификации областной юридических лиц, их бюджет обособленных подразделений,индивиду- альных предпринимателей 1.2 определение набора 1997 год Облкомстат с участием Федеральный показателей для заинтересованных бюджет получения информации, структурных характеризующей подразделений 30 развитие хозяйствующих администрации области областной субъектов бюджет 2.Организация проведения выборочных статистических наблюдений на основе статистических регистров (субрегистров):

2.1 предприятий 1997- Облкомстат с участием Федеральный государственной 2000 заинтересованных бюджет собственности годы структурных подразделений администрации области 2.2 субъектов малого 1997- Облкомстат, комитет по 50 предпринимательства 2000 поддержке и развитию областной годы малого бюджет предпринимательства администрации области 2.3 приватизированных 1997- Облкомстат,управление Федеральный предприятий 2000 экономики администрации бюджет годы области, комитет по управлению государст- 25 венным имуществом областной Оренбургской области бюджет 2.4 1997- годы Облкомстат, Федеральный сельскохозяйственных 2000 Главное управление бюджет товаропроизводителей сельского хозяйства администрации области 25 областной бюджет 2.5 предприятий 1997- Облкомстат, Оренбургс- Федеральный монополистов 2000 кое территориальное уп- бюджет годы равление ГКАП России 3. Развитие мониторинга 1997- Облкомстат с участием 500 социально-экономической 2000 заинтересованных областной сферы области годы структурных бюджет подразделений администрации области в том числе:

3.1 организация 1997- Главное управление мониторинга здоровья 2000 здравоохранения населения, социально- годы администрации экономического Оренбургской области, положения различных его облкомстат групп 3.2 организация 1998- Оренбургский областной мониторинга охраны 2000 комитет по охране окружающей среды годы окружающей среды и природ- ных ресурсов, комитет по природоохранной деятельности и монито- рингу окружающей среды администрации области, облкомстат 3.3 организация 1998- Главное управление мониторинга охраны 1999 труда и занятости труда годы населения, облкомстат 3.4 организация 1998- Главное управление мониторинга социально- 1999 труда и занятости экономического годы населения, комитет по потенциала семьи вопросам женщин, семьи и детства администрации области, облкомстат 3.5 организация 1997- Облкомстат, управление мониторинга деловой 1998 экономики администрации активности различных годы области, другие секторов экономики на заинтересованные базе опросов структурные подразделения администрации области 3.6 организация 1997- Главное управление мониторинга состояния 2000 образования образования, культуры годы администрации области, комитет по культуре и искусству администрации области, облкомстат 4.Продолжение работы по 1997- Облкомстат, управление 500 проведению и 2000 экономики администрации областной совершенствованию годы области, Главное бюджет областного мониторинга управление труда и социально-трудовой занятости населения, сферы комитет по поддержке и в том числе по развитию малого направлениям: предпринимательства администрации области, другие заинтересованные структурные подразделения администрации области 4.1 общеэкономическая ситуация в Оренбургской области 4.2 улучшение условий и охраны труда 4.3 создание и сохранение рабочих мест 4.4 поддержка малого предпринимательства 4.5 социально-трудовые аспекты на предприятиях различных отраслей экономики 4.6 определение приоритетных направлений в проведении региональной социальной политики и принятия решения о финансировании программ, мероприятий и объектов социальной защиты населения 5.Организация 1997- Облкомстат, управление 150 проведения переписей 2000 экономики администрации областной предприятий оптовой и годы области, Главное бюджет розничной торговли, управление сельского общественного питания, хозяйства администрации бытового обслуживания, области, управление по сельского хозяйства, инвестициям в объектов не завершенных строительстве, строительством, жилищно-коммунальном населения и т.д. и дорожном хозяйствах администрации области, управление по региональным торгово-экономическим связям администрации области, другие структурные подразделения администрации области 6.Развитие статистики По мере Облкомстат Федеральный информационных поступления бюджет технологий указаний от Госкомстата РФ Итого 1440 областной бюджет III. Cовершенствование комплексного анализа социально- экономического развития области, районов и городов 1.Подготовка предложений по:

1.1 проведению анализа 1997 год Облкомстат,информацион- социально- но-аналитический центр экономического администрации области, положения области и управление экономики развития отраслей администрации области, экономики другие заинтересованные структурные подразделения органов исполнительной власти 1.2 совершенствованию 1997 год Облкомстат,информацион- анализа ежемесячного но- аналитический центр доклада "О социально- администрации области экономическом положении Оренбургской области" 1.3 совершенствованию 1997 год Облкомстат, комитеты системы показателей, государственной характеризующих ход статистики республик и экономической реформы в областей Уральского Уральском экономическом экономического района районе 1.4 комплексному 1997 год Облкомстат, анализу информации, информационно-аналитич- характеризующей еский центр социально-экономическую администрации области, ситуацию в районах и другие заинтересованные городах области структурные подразделения администраций области, районов и городов 1.5 анализу отраслевых 1998- Облкомстат, управление и структурных 1999 экономики администрации пропорций, развитию годы области, другие секторов экономики заинтересованные структурные подразделения администрации области 1.6 анализу и оценке 1997- Облкомстат, управления состояния 1998 экономики и по инвестиционного годы инвестициям в климата, а также строительстве,жилищно- условий, определяющих коммунальном и дорожном направления инвестиций хозяйствах в экономику области администрации области 1.7 разработке 1998 год Облкомстат, управление принципов системного экономики администрации анализа товарных рынков области, Оренбургское территориальное управление ГКАП России, управление по региональным торгово- экономическим связям администрации области 2.Формирование системы 1998 год Облкомстат, Главное натуральных показателей управление Центрального производства основных банка РФ по видов продукции Оренбургской области 50 промышленности, областной бюджет сельского хозяйства, транспорта, строительства для построения индекса хозяйственной активности в экономике области 3.Расчет отдельных По мере Облкомстат Федеральный блоков системы поступле- бюджет национальных счетов ния ука- заний Госкомс- тата РФ 4.Изучение 1997- Облкомстат, управление 50 инновационных процессов 2000 экономики администрации областной в экономике области годы области бюджет 5.Совершенствование 1997- Облкомстат с участием методологических 1998 заинтересованных указаний по разработке годы структурных на районном уровне: подразделений администрации области, расчета прожиточного районов и городов минимума динамических рядов по отраслям экономики территорий паспортов района, города статистического ежегодника макетов экспресс-информаций, бюллетеней, сборников Итого 100 областной бюджет IV.Реализация современных методов формирования информационных ресурсов и информационных технологий в области статистической деятельности 1.Создание системы 1997- Облкомстат, областные информационных ресурсов 2000 органы исполнительной областного комитета годы власти госстатистики в том числе:

1.1создание системного 1997- Облкомстат, областные проекта интегрированных 1998 органы исполнительной баз статистических годы власти данных 1.2 разработка 1997- Облкомстат программного 1999 обеспечения годы интегрированных баз статистических данных 1.3 организация и 1997- Облкомстат ведение интегрированных 2000 баз статистических годы данных 2.Создание и ведение 1997- Облкомстат единой системы 1998 нормативно-справочной годы информации, классификаторов для электронной обработки данных и формирования информационных ресурсов 3.Формирование 1997- Облкомстат Федеральный коммуникационных и 2000 бюджет технико-технологических годы ресурсов облкомстата 2390 областной бюджет в том числе:

3.1 техническое и 1997- Облкомстат программно-технологиче- 1999 ское переоснащение годы облкомстата, городских и районных отделов статистики 3.2 развитие локальной 1997- Облкомстат вычислительной сети 2000 (ЛВС ) облкомстата с годы учетом новейших разработок, дальнейшее распространение ее на районном уровне 3.3 внедрение 1998- Облкомстат безбумажной технологии 2000 на основе единой годы системы электронного документооборота 3.4 развитие 1998- Облкомстат информационно-телеком- 2000 муникационного годы обслуживания пользователей статинформации 4.Разработка 1997- Облкомстат предложений при 1998 подготовке нормативных годы документов, регламентирующих информационное взаимодействие облкомстата:

с органами исполнительной власти органами местного самоуправления и другими категориями пользователей Итого 2390 областной бюджет V.Совершенствование системы распространения статистических данных и информирование общественности о социально- экономическом положении области 1.Организация Ежегодно Облкомстат, Федеральный мониторинга по изучению информационно- бюджет информационных услуг и аналитический центр спроса на администрации области статистическую информацию различных категорий потребителей 2.Предложение Ежегодно Облкомстат Федеральный потребителям бюджет статистических материалов, характеризующих развитие экономики и отдельных отраслей по:

области (районам, городам), областям и республикам Уральского экономического района и Российской Федерации 3.Совершенствование Постоянно Облкомстат, тематики и содержания информационно- статистических аналитический центр публикаций на областном администрации и районном уровнях области, экономические службы районов и городов области 4.Выпуск статистических 1998- Облкомстат Федеральный публикаций в виде 2000 бюджет электронных изданий годы 60 областной бюджет 5.Разработка средств 1998- Облкомстат Федеральный визуализации 2000 бюджет информации, включая годы использование 100 технологий мультимедиа областной бюджет Итого 160 областной бюджет VI. Совершенствование непрерывного профессионального образования кадров в области статистики и информационных технологий 1.Изучение временного 1997 год Оренбургский колледж Федеральный государственного статистики, экономики и бюджет образовательного информатики стандарта среднего специального образования по специальности "Статистика" 2.Подготовка 1997 год Оренбургский колледж Федеральный предложений по статистики, экономики и бюджет стандарту среднего информатики, облкомстат специального образования по специальности "Статистика" 3.Участие в разработке 1998- Оренбургский Федеральный и внедрении новых 2000 государственный бюджет учебных годы университет, (учебно-тематических) Оренбургский колледж 10 планов и учебных статистики, экономики и областной программ по информатики, облкомстат бюджет специальности "Статистика" и других специальностей в области информационых технологий для подготовки и переподготовки специалистов с высшим, средним специальным и начальным профессиональным образованием 4.Организация и 1998- Оренбургский Федеральный проведение повышения 2000 государственный бюджет квалификации работников годы университет, органов госстатистики Оренбургский колледж 10 по приоритетным статистики, экономики и областной направлениям информатики, облкомстат бюджет реформирования статистики 5.Обучение специалистов 1998- Оренбургский колледж 45 органов исполнительной 2000 статистики, экономики и областной власти, местного годы информатики, облкомстат бюджет самоуправления и других категорий пользователей социально-экономической информации по использованию информационных ресурсов госстатистики и средств информационных технологий 6.Обучение 1998- Оренбургский колледж Федеральный руководителей и 2000 статистики, экономики и бюджет ответственных годы информатики, облкомстат исполнителей 10 предприятий, областной организаций по ведению бюджет статистической отчетности 7.Организовать 1997- Оренбургский колледж Федеральный постоянно действующий 2000 статистики, экономики и бюджет экономический семинар годы информатики, облкомстат работников областного комитета госстатистики и Оренбургского колледжа статистики, экономики и информатики 8.Осуществить 1997- Оренбургский колледж Федеральный переподготовку 2000 статистики, экономики и бюджет преподавателей и годы информатики, облкомстат руководителей колледжа в соответствии с требованиями Программы 9.Совершенствовать 1997- Оренбургский колледж Федеральный материально-техническую 2000 статистики,экономики и бюджет базу колледжа в области годы информатики, облкомстат вычислительной техники 25 и информационных областной технологий бюджет Итого 100 областной бюджет VII. Межрегиональное сотрудничество в области реализации Программы 1998-2000 Облкомстат, информа- Федеральный годы ционно- аналитический бюджет центр администрации области