ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О ВЛ Е Н И Е ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПРОФИЛАКТИКА, ЛЕЧЕНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТСКОЙ НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ ИНВАЛИДНОСТИ НА 1997 - 1999 ГОДЫ" Принято Законодательным Собранием Оренбургской области 29 октября 1997 года В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 19 сентября 1997 года за № 33-п "Об утверждении целевой программы "Профилактика, лечение и реабилитация детской неврологической инвалидности на 1997 - 1999 годы" и с целью профилактики детской неврологической инвалидности Законодательное Собрание Оренбургской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить областную целевую программу "Профилактика, лечение и реабилитация детской неврологической инвалидности на 1997 - 1999 годы" (прилагается).

Глава администрации Оренбургской области В.В. Елагин 13 ноября 1997 года, № 169/23-ПЗС УТВЕРЖДЕНА постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 29.10.97 г. № 169/23-ПЗС ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПРОФИЛАКТИКА, ЛЕЧЕНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТСКОЙ НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ ИНВАЛИДНОСТИ НА 1997 - 1999 ГОДЫ" ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Областная целевая программа Программы "Профилактика, лечение и реабилитация детской неврологической инвалидности на 1997 - 1999 годы" Заказчик Программы Главное управление здравоохранения администрации Оренбургской области Цель и задачи Цель - профилактика и предупреждение детской Программы инвалидности, лечение неврологических заболеваний у детей, снижение показателей младенческой смертности.

Задачи соответствуют основным направлениям Программы.

Основные показатели Главное управление здравоохранения Программы администрации Оренбургской области, Городские управления здравоохранения Сроки реализации 1997 - 1999 годы Программы Перечень основных - укрепление материально-технической базы мероприятий детских реабилитационных центров области Программы - подготовка кадров по вопросам предупреждения и лечения детской неврологической патологии Объемы и источники на весь период: из средств местных бюджетов - финансирования 5470,0 млн. руб.

(в ценах 1996 года) Ожидаемые результаты Предупреждение рождения детей с врожденными Программы аномалиями, уменьшение числа больных с неврологической патологией, что в свою очередь приведет к снижению расходов на лечение и уменьшению потерь трудоспособного населения.

Система организации Информация и доклады о ходе выполнения контроля за Программы и об использовании средств местных исполнением бюджетов предоставляются в установленном Программы порядке.

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ Инвалидность у детей является актуальной проблемой медицины, что аргументируется убедительными данными международной статистики, согласно которой число инвалидов во всех странах велико и четко прослеживается тенденция к его увеличению.

Особенностью современной патологии детского возраста является учащение перехода острых форм заболеваний в рецидивирующие и хронические, а также нарастание первичной хронической патологии внутренних органов.

Закономерным следствием плохо поддающихся лечению хронических заболеваний, тяжелых травм и отравлений является возникновение выраженных нарушений в состоянии здоровья детей, которые приводят к ограничению их жизненных и социальных функций, свойственных возрасту.

Инвалидность у взрослых часто обусловлена патологией, берущей начало в детском возрасте, нередко - в перинатальном периоде.

В Российской Федерации инвалиды с детства составляют более 12% от общего числа инвалидов, в Оренбургской области это количество приближается к 8%.

Количество детей-инвалидов в Оренбургской области из года в год растет: в 1994 г. - 6700, в 1995 г. - 7300, в 1996 г. - 8609 детей, т.е. за 3 года увеличилось на 28,5%.

Увеличение числа детей-инвалидов обусловлено ростом врожденной и наследственной патологии, хронизацией многих соматических заболеваний, продолжающимся ухудшением экологической обстановки и бытовых условий проживания детей. Здоровье детей, особенности течения у них хронических заболеваний определяются в значительной степени наследственными факторами, т.е. здоровьем родителей.

В области наблюдается рост заболеваемости беременных женщин: с 7141,0 на 10000 закончивших беременность в 1994 г. до 8447,7 в 1996 г.

Основными причинами инвалидности до последнего времени были:

детский церебральный паралич (ДЦП), органические заболевания центральной и периферической нервной системы, врожденные пороки, слепота и др.

В 1996 году в области первое место в структуре детской инвалидности по-прежнему занимают нервно-психические заболевания (3062 чел. - 40,84%), на втором месте - врожденные аномалии (1288 - 17,18%), на третьем - болезни органов чувств (846 - 11,28%).

Медицинская и социальная реабилитация инвалидов является основным в профилактике и коррекции инвалидности.

Созданная сеть реабилитационных учреждений в области явно недостаточна для решения данной проблемы, неврологические отделения в области неудовлетворительно оснащены современным диагностическим оборудованием.

Все это вызывает необходимость проведения на областном уровне комплекса мероприятий по решению проблем детской инвалидности у детей с заболеваниями нервной системы.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ Основной целью Программы является создание системы комплексного решения проблемы профилактики и предупреждения детской инвалидности, лечения неврологических заболеваний у детей, снижения показателей младенческой смертности.

Программа предусматривает решение следующих задач:

1. Сохранение репродуктивного здоровья населения, планирование желанной беременности;

2. Развитие перинатальной диагностики пороков развития плода и внутриутробных заболеваний;

3. Создание условий для повышения качества здоровья новорожденных;

4. Развитие специализированной неврологической помощи новорожденным и детям раннего возраста;

5. Совершенствование системы медицинской реабилитации детей с неврологическими заболеваниями, неврозами и неврозоподобными заболеваниями;

6. Создание программ психологической и социальной реабилитации детей-инвалидов.

Мероприятия, предусмотренные Программой, будут осуществляться в течение 1997 - 1999 годов.

МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ ------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Срок | Источник | Стоимость | Исполнители | | мероприятия | исполнения | финансирования | (млн. рублей) | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------- I. Укрепление материально-технической базы 1. Расширить площадь муниципального 1998 г. местный бюджет 2500 Главное управление детского здравоохранения диагностико-реабилитационного администрации центра за счет введения в Оренбургской области, эксплуатацию здания детскоко Управление сада на Больничном проезде в г. здравоохранения Оренбурге г. Оренбурга (по согласованию) 2. Организация неврологического 1998 г. местный бюджет 1050 Главное управление отделения для детей раннего здравоохранения возраста с острой администрации неврологической патологией на Оренбургской области, базе детской больницы им. 14 лет Управление Октября г. Оренбурга здравоохранения г. Оренбурга (по согласованию) 3. Открытие межрайонных 1998 г. местный бюджет 500 Главное управление реабилитационных центров в г. здравоохранения Орске, Бузулуке (филиалы администрации психоневрологического отделения Оренбургской области, МДДРЦ) Управление здравоохранения г. Орска, ЦРБ г. Бузулука (по согласованию) II. Обучение специалистов Обучение специалистов в 1997 - местный бюджет 420,0 Главное управление Российской Федерации и в 1998 гг. 1000,0 здравоохранения Германии по следующим администрации профессиям: Оренбургской области, 1. неврология - 5 чел. Управление 2. неонатология - 2 чел. здравоохранения 3. медицинская психология - 1 г. Оренбурга (по чел. согласованию) 4. психотерапия - 1 чел.

5. реабилитология - 2 чел.

6. нейрофизиология - 1 чел.

7. логопедия - 1 чел.

8. оториноларингология - 1 чел.

9. ЛФК - 1 чел.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ---------------------------------------------------------------------- | | Общая стоимость в млн. руб. | | |-------------------------------------| | | Всего | в том числе | | | |-----------------------------| | | | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | ---------------------------------------------------------------------- ВСЕГО: 5470 420,0 5050,0 - в том числе:

местный бюджет 5470 420,0 5050,0 - Привлечение средств местных бюджетов осуществляется на договорных условиях в соответствии с действующим законодательством.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ Эффективность реализации Программы в значительной степени будет зависеть от постоянного контроля и комплексной оценки ее выполнения с последующей корректировкой, а также от разработки и реализации местных Программ.

Формы и методы организации управления по реализации Программы определяются Главным управлением здравоохранения администрации области.

Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Главное управление здравоохранения администрации области путем проведения систематического мониторинга независимой комплексной оценки реализации Программы и при необходимости ее корректировки, разработки соответствующих критериев и методик, проверок.

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация мероприятий Программы позволит создать систему комплексного решения проблемы профилактики и предупреждения детской инвалидности, лечения неврологических заболеваний у детей, снижения показателей младенческой смертности.

Выполнение мероприятий по укреплению материально-технической базы детских реабилитационных центров области приведет к созданию условий для повышения качества оказания медицинской помощи новорожденным с поражением ЦНС, совершенствованию системы медицинской реабилитации детей с неврологическими заболеваниями, неврозами и неврозоподобными заболеваниями.

Своевременная диагностика заболеваний нервной системы и врожденных аномалий у плода позволит предупредить рождение ребенка с грубыми уродствами ЦНС, снизит количество средств, затрачиваемых на их лечение и реабилитацию, даст экономию по выплатам пособий по инвалидности.

Качественное обучение специалистов за рубежом позволит оказывать высокоспециализированную неврологическую помощь новорожденным и детям раннего возраста, создать программы психологической и социальной реабилитации детей-инвалидов.

Таким образом, экономический эффект от реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь и приведет и улучшению здоровья населения.