ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е О ПРОГРАММЕ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998 - 2000 ГОДЫ Принято Законодательным Собранием Оренбургской области 29 октября 1997 года В целях улучшения условий и охраны труда на предприятиях и в организациях области Законодательное Собрание Оренбургской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить программу по улучшению условий и охраны труда в Оренбургской области на 1998 - 2000 годы (прилагается).

2. Финансирование программы за счет средств областного бюджета и внебюджетного фонда уточнить при их рассмотрении на 1998 год и последующие годы (по 2000 год).

Глава администрации Оренбургской области В.В. Елагин 17 ноября 1997 года № 197/35-ПЗС Приложение к постановлению Законодательного Собрания Оренбургской области от 29 октября 1997 года № 197/35-ПЗС ПРОГРАММА по улучшению условий и охраны труда в Оренбургской области на 1998 - 2000 годы Основанием для разработки областной программы по улучшению условий и охраны труда в Оренбургской области на 1998 - 2000 годы (далее именуемой - Программа) является постановление Правительства Оренбургской области № 14-п от 27.03.96 "О первоочередных мерах по улучшению условий и охраны труда на производстве". Характеристика проблемы.

Несмотря на принимаемые меры, состояние условий и охрана труда на большинстве предприятий и организаций остаются неудовлетворительными. Количество работающих, находящихся в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в основных отраслях экономики не уменьшается и составляет более 60 тысяч человек, или 19% работающих в этих отраслях.

В результате несчастных случаев на производстве ежегодно травмируется около 6 тысяч человек, 120 погибают, более 250 становятся инвалидами, вновь выявляется более 65 профессиональных заболеваний.

На начало 1997 года численность работающих, которым установлен хотя бы один вид льгот за работу в неблагоприятных условиях труда на предприятиях промышленности, строительства, транспорта и связи, составляет 130 тысяч человек, в том числе в цветной и черной металлургии, строительстве и промышленности строительных материалов - 32 тыс. человек.

Остроту проблемы в вопросах охраны труда подтверждает и тот факт, что государственная инспекция труда ежегодно выявляет и предупреждает 16 тысяч нарушений техники безопасности.

Сложившееся положение с охраной труда обусловлено прежде всего низкой технической оснащенностью многих производств, применением устаревших технологий, изношенностью машин и механизмов, технологического оборудования, недостаточным обеспечением средствами индивидуальной защиты.

Наряду с перечисленными причинами, устранение которых требует значительных капитальных вложений, решение многих проблем по охране труда сдерживается отсутствием на многих предприятиях служб охраны труда. Не отработан механизм, побуждающий предприятия принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и создающий устойчивую финансово-экономическую основу для реализации требований законов, норм и правил по охране труда.

В решении проблем охраны труда недостаточно используются возможности социального партнерства.

Цель и задачи программы. Цель программы - разработка и принятие первоочередных мер по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на производстве, предупреждению и профилактике производственного травматизма, сохранению жизни и здоровья человека в процессе труда.

Поставленная цель достигается выполнением задач Программы, к которым относятся подготовка и реализация правовых, организационных, социально-экономических, технических, санитарно-гигиенических и других мер, обеспечивающих работникам социальные гарантии и правовую защиту в области охраны труда.

Программа предусматривает следующие разделы:

1. Нормативное, правовое и организационное обеспечение охраны труда, формирование экономического механизма в этой области.

2. Информационное обеспечение охраны труда.

3. Обучение работников и подготовка специалистов по охране труда.

4. Мероприятия по профилактике и предупреждению травматизма, профессиональных заболеваний на производстве.

5. Управление и контроль за реализацией Программы.

1. Нормативное, правовое и организационное обеспечение охраны труда, формирование экономического механизма в этой области Главными целями данного раздела являются продолжение создания в регионе системы управления охраной труда областного, городского (районного) уровней и уровня предприятий с регламентацией их функций;

разработка областных законодательных и нормативных актов, обеспечивающих заинтересованность и ответственность работодателей в улучшении условий и охраны труда.

Финансово-экономическое обеспечение раздела предусматривается осуществить за счет средств предприятий и бюджетов области, районов, городов, внебюджетного фонда.

Социальный эффект реализации данного раздела: создание нормативной базы, осуществление государственной политики по охране труда на территории области, города (района), повышение ответственности местных органов исполнительной власти и работодателей за обеспечение безопасных условий и охраны труда.

2. Информационное обеспечение охраны труда Главными целями данного раздела являются изучение, пропаганда и распространение передового опыта по охране труда, проведение отраслевых и региональных выставок, семинаров, совещаний, выступлений на радио, по телевидению, в печати.

Социальный эффект реализации данного направления: внедрение передовых методов организации работы по охране труда и профилактике производственного травматизма.

3. Обучение работников и подготовка специалистов по охране труда Главными целями данного раздела являются повышение уровня знаний в области охраны труда руководителей, специалистов предприятий всех форм собственности, своевременное обучение работающих вопросам техники безопасности, обеспечение предприятий и организаций необходимыми наглядными пособиями и оборудованием.

Финансовое обеспечение раздела предусматривается осуществлять за счет средств предприятий.

Социальный эффект реализации данного направления: формирование кадров квалифицированных работников по охране труда, повышение знаний в области охраны труда работающих и на этой же основе сокращение производственного травматизма и профзаболеваний.

4. Мероприятия по профилактике и предупреждению травматизма, профессиональных заболеваний на производстве Главными целями данного раздела являются: организация и проведение смотров, конкурсов по охране труда, разработка и внедрение новых технологий, модернизация и усовершенствование машин, механизмов, аппаратуры и приборов, обеспечивающих безопасные методы труда.

Финансовое обеспечение предусматривается осуществлять за счет средств областного бюджета, внебюджетного фонда, средств предприятий и организаций.

Социально-экономический эффект: сохранение жизни и здоровья, повышение работоспособности людей в процессе их труда.

5. Управление и контроль за реализацией программы Главные цели данного раздела - контроль и координация реализации Программы со стороны государственных органов, контролирующих вопросы охраны труда.

Мероприятия, этапы реализации и финансовое обеспечение программы ----------------------------------------------------------------------------------------------- | № | Наименование | Исполнитель | Срок | Источник | Сумма | | п/п | мероприятия | | выполнения | финансирования | (млн. | | | | | | | руб.) | ----------------------------------------------------------------------------------------------- | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ----------------------------------------------------------------------------------------------- I. Hoрмативное, правовое и организационное обеспечение охраны труда, формирование экономического механизма этой области 1. Подготовить и внести на Главное управление 1998 г. - - рассмотрение Законодательного труда и занятости Собрания области вопрос о населения создании фонда охраны труда администрации Оренбургской области области (ГУТиЗН) 2. Разработать и внести на ГУТиЗН, 1998 г. - - рассмотрение областной Государственная трехсторонней комиссии по инспекция труда регулированию социально- (по согласованию) трудовых отношений предложения по улучшению условий и охраны труда на предприятиях области 3. Разработать областную типовую Оренбургский 1999 г. Областной 5 систему управления охраной государственный бюджет, труда на предприятиях университет внебюджетный промышленности фонд 4. Разработать областную типовую Оренбургский 1999 г. Областной 5 систему управления охраной государственный бюджет, труда на предприятиях аграрный внебюджетный агропромышленного комплекса университет фонд 5. Обеспечить выполнение ст. 12 Администрация 1998 - Средства Закона Оренбургской области городов и районов, 2000 г. предприятий "Об охране труда" в части областные ст. 12 Закона наличия в штате предприятий с управления, Оренбургской числом рабочих мест 100 и ГУТиЗН, области "Об более освобожденного от государственная охране труда" другой производственной инспекция труда деятельности руководителя (контроль), службы по охране труда предприятия области 6. Обеспечить в коллективных Предприятия 1998 - Средства договорах наличие мероприятий области, 2000 г. предприятий по охране труда и их администрации ст. 22 Закона финансирование городов, районов Оренбургской области "Об охране труда" 7. Разработать и внести на ГУТиЗН, 2000 г. - - рассмотрение Законодательного межведомственная Собрания области программу комиссия по охране улучшения условий и охраны труда труда на 2001 - 2005 годы 8. Продолжить формирование Администрация 1998 - Средства городских и районных фондов городов, районов, 2000 г. администраций охраны труда, фондов охраны предприятия городов, труда предприятий области районов, предприятий - на договорной основе 9. Организовать и производить Предприятия 1999 - Средства обязательное страхование области 2000 г. предприятий на работников от несчастных договорной случаев и профессиональных основе заболеваний на производстве в порядке и на условиях, определенных законодательством РФ 10. Предусмотреть финансирование ГУТиЗН, 1998 - Средства специалистов по охране труда финансовое 2000 г. областного в Главном управлении труда и управление бюджета, занятости населения администрации внебюджетного администрации области в фонда в соответствии с нормативной соответствии численностью, утвержденной со штатным постановлением Правительства расписанием Оренбургской области от 27.03.96 № 14-П 11. Провести областное совещание ГУТиЗН, 2000 г. Средства 10 по охране труда с Государственная областного руководителями и инспекция труда бюджета, специалистами по охране труда (по согласованию) внебюджетного предприятий всех форм фонда собственности 12. Доукомплектовать санитарно- ГУТиЗН 1998 - Средства 300 промышленные лаборатории 2000 г. областного управления условий и охраны бюджета, труда ГУТиЗН, учреждений внебюджетного госсанэпиднадзора фонда необходимыми приборами для Областной центр 1998 - 205 определения вредных и опасных Госсанэпиднадзора 2000 г.

производственных факторов на рабочих местах производственных объектов II. Информационное обеспечение охраны труда 1. Обобщать и распространять ГУТиЗН 1998 - - - через средства массовой 2000 г.

информации положительный опыт работы по охране труда предприятий и организаций всех форм собственности 2. Создать банк данных (с Областной центр 2000 г. Средства 20 помощью компьютерной системы) Госсанэпиднадзора областного о токсичных веществах, бюджета, используемых в экономике внебюджетного области, и мерах защиты от их фонда вредного воздействия на организм человека 3. Организовать конкурс на Совет федерации 1999 - Средства лучшего уполномоченного профсоюзов 2000 г. бюджета (доверенного) лица по охране Оренбургской Совета труда отрасли, области области федерации профсоюзов Оренбургской области - на договорной основе 4. Организовать конкурс на ГУТиЗН, Совет 1999 - Средства 10 лучший совместный комитет федерации 2000 г. областного (комиссию) по охране труда профсоюзов бюджета, предприятия Оренбургской внебюджетного области фонда Средства 10 бюджета Федерации профсоюзов на договорной основе 5. Периодически публиковать в ГУТиЗН, 1998 - - - средствах массовой информации Государственная 2000 г.

состояние производственного инспекция труда травматизма в отраслях экономики и по городам и районам 6. Ежегодно представлять в ГУТиЗН, 1998 - - - городов, районов доклады о инспекция труда состоянии охраны труда и (по согласованию), производственного травматизма управление в отраслях экономики области юстиции, областной центр Госсанэпиднадзора 7. Организовать выставку ГУТиЗН, органы 2000 г. - - специальной одежды, снабжения специальной обуви и других средств индивидуальной защиты III. Обучение работников и подготовка специалистов по охране труда 1. Организовать и проводить в ГУТиЗН, 1998 - Средства в учебных центрах обучение Государственная 2000 г. предприятий руководителей и специалистов инспекция труда на договорной по вопросам охраны труда (по согласованию), основе предприятий всех форм учебные центры собственности 2. Создать постоянно действующие Администрации 1998 - - семинары по охране труда при городов и районов 2000 г.

администрациях городов и районов, где организовать обучение и обмен опытом работы инженеров и специалистов по охране труда 3. Организовать и провести Совет федерации 1998 - Средства обучение уполномоченных профсоюзов 2000 г. Совета (доверенных) лиц по охране Оренбургской федерации труда, членов совместных области, ГУТиЗН профсоюзов комитетов предприятий по на договорной охране труда основе 4. Один раз в год проводить ГУТиЗН 1998 - - - семинары-совещания со 2000 г.

специалистами по охране труда органов по труду горрайадминистраций IV. Мероприятия по профилактике и предупреждению травматизма, профессиональных заболеваний на производстве 1. Организовать проверки Областной центр 1998 - - - выпускаемых в области станков стандартизации, 2000 г.

и оборудования на предмет метрологии и соответствия их требованиям сертификации стандартов безопасности труда (ССБТ) 2. Организовать и проводить ГУТиЗН 1998 - - - экспертизу проектов 2000 г.

строительства новых и реконструируемых объектов производственного назначения 3. Организовать проверку Областной центр 1998 - - - качества выпускаемой на стандартизации, 2000 г.

предприятиях области метрологии и спецодежды, спецобуви и сертификации других средств индивидуальной защиты 4. Обеспечить проведение ГУТиЗН, 1998 - - - аттестации рабочих мест по предприятия 2000 г.

условиям труда области 5. Организовать проведение ГУТиЗН 1999 - - - сертификации предприятий, 2000 г.

производственных объектов на соответствие требованиям безопасности труда 6. Провести санитарно-бытовые Предприятия 1998 - Средства помещения в соответствие с области 2000 г. предприятий.

требованиями санитарных норм Ст. 13 Закона Оренбургской области "Об охране труда" 7. Осуществить разработку Предприятия 2000 г. Средства комплексных планов улучшения области предприятий - условий и охраны труда на на договорной предприятиях области на основе основе аттестации рабочих мест по условиям труда 8. Обеспечить проведение Предприятия 1998 - Средства медицинских осмотров области, 2000 г. предприятий.

работающих согласно перечню Главное Ст. 19 Закона работ, при выполнении которых управление Оренбургской требуются обязательные здравоохранения области "Об медицинские осмотры администрациия охране труда" области, областной центр Госсанэпидемнадзора Управление и контроль за реализацией Программы 1. Организовать и проводить Государственная 1998 - - - комплексные проверки инспекция труда (по 2000 г.

состояния охраны труда на согласованию), предприятиях с высоким областной центр уровнем травматизма и Госсанэпидемнадзора, профзаболеваний Оренбургский округ Госгортехнадзора 2. Осуществлять контроль за ГУТиЗН, 1998 - - - за правильностью и Государственная 2000 г.

своевременностью инспекция труда (по предоставления льгот и согласованию в компенсаций за работу во части вредных и тяжелых условиях предоставления труда, правильностью льгот и предоставления пенсий на компенсаций за льготных условиях работу во вредных и тяжелых условиях труда), администрации городов и районов, отраслевые управления 3. Провести проверки Оренбургский 1998 - - - правильности представления комитет 2000 г.

государственной государственной статистической отчетности о статистики производственном травматизме, профессиональный заболеваниях и связанных с ними материальных затратах 4. Установить контроль за Государственная 1998 - - - соблюдением законодательства инспекция труда (по 2000 г.

о труде женщин и подростков в согласованию), части своевременного вывода областной центр их с вредных и тяжелых работ Госсанэпиднадзора 5. Осуществлять постоянный Государственная 1998 - - - контроль за санитарным инспекция труда (по 2000 г.

состоянием санитарно-бытовых согласованию), помещений на предприятиях областной центр всех форм собственности Госсанэпиднадзора, предприятия области 6. Осуществлять постоянный Государственная 1998 - - - контроль за обеспечением инспекция труда (по 2000 г.

работающих спецодеждой, согласованию), спецобувью и другими областной центр средствами индивидуальной Госсанэпиднадзора защиты в соответствии с действующими нормами Средства, необходимые для выполнения программы Всего по программе Областной бюджет, Средства бюджета 565 млн. руб. внебюджетный фонд федерации профсоюза 555 млн. руб. 10 млн. руб.

В том числе:

в 1998 г. 168,3 - в 1999 г. 183,3 5 в 2000 г. 203,4 5