П О С Т А Н О В Л Е Н И Е ПРАВИТЕЛЬСТВА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ от 25.09.98 № 29-п О концепции региональной политики в сфере профессиоального образования Оренбургской области на период 1998-2001 гг. На основании Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 года № 597, постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 1995 года № 498 "О развитии высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 года №908 "О концепции реформирования системы начального профессионального образования", в целях реали-зации государственных гарантий конституционных прав и интересов граждан и приведения системы профессионального образования в соответствие с потребностями личности, общества и экономики региона правительство Оренбургской области п о с т а н о в л я е т :

1. Одобрить концепцию региональной политики в сфере профессионального образования Оренбургской области на период 1998-2001 годов (приложение).

2. Комитету по науке, высшей школе и региональной политике образования администрации области (А.М.Русанов) совместно с заинтересованными комитетами и управлениями администрации области, администрациями городов и районов области, профессиональными учебными заведениями организовать работу по реализации концепции региональной политики в сфере профессионального образования Оренбургской области.

3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации области А.Г.Иванову.

4. Постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель правительства - глава администрации области В.В.Елагин Утверждена постановлением правительства Оренбургской области № 29-п от “25” 09 1998 года КОНЦЕПЦИЯ региональной политики в сфере профессионального образования Оренбургской области на период 1998-2001 годов Политико-правовой основой региональной политики в сфере профессионального образования являются: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Согласно ст. 72 (ч.1 п."е") Конституции, "общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта" относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Основные разграничения компетенции центральных и региональных органов управления образованием определены в разделе III Закона "Об образовании". Основными нормативными документами, регулирующими взаимодействие учебных заведений профессионального образования с федеральными и региональными органами, являются "Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 года № 597, постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 1995 года №498 "О развитии высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 908 "О Концепции реформирования системы начального профессионального образования".

Система высшего, среднего и начального профессионального образования Оренбургской области состоит из 11 государственных вузов, их филиалов и факультетов, 12 средних профессиональных учебных заведений, 18 техникумов, 19 колледжей, 68 учреждений начального профессионального образования. В них обучается более 120 тысяч человек.

Глубокие изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве обусловили необходимость реформы профессионального образования. Изменились роль и функция образования, сместившиеся с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребности личности и общества. Возрастает роль субъектов Российской Федерации в определении собственности образовательной политики. В серьезной корректировке нуждаются содержание и структура системы образования на основе требований национально-региональных компонентов Государственных образовательных стандартов.

Однако осуществление реформ сдерживается трудностями переходного периода . По этой причине давно не обновляется лабораторное и научное оборудование, учебная литература и библиотечные фонды. Бюджетное финансирование учебных заведений профессионального образования области последние 5 лет осуществляется лишь по статьям "зарплата", "начисления на зарплату" и "стипендия".

Задерживается выплата заработной платы учителям и профессорско-преподавательскому составу, стипендии студентам. Растет задолженность профессиональных учебных заведений топливно-энергетическому комплексу.

Несмотря на экономическую нестабильность, профессиональным учебным заведениям области немало сделано на пути адаптации образования к новым рыночным условиям . В области работают три университета (ОГУ, ОГАУ, ОГПУ), одна академия (ОГМА), созданы два новых института – Межрегиональный институт менеджмента и институт искусств. В вузах области количество специальностей, по которым готовят студентов, возросло за последние 8 лет с 39 до 114 при сохранении ранее существующих. До 128 увеличилось количество специальностей в средних профессиональных учебных заведениях. По 60 различным профессиям ведется подготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих ) с учетом состояния и тенденций развития рынка труда региона в профессиональных училищах. В том числе 13 учебных заведений начального профессионального образования (далее НПО) имеют федеральный статус профессионального лицея и ведут подготовку по средним профессиональным программам. Однако несмотря на позитивные сдвиги, темпы преобразований нельзя признать удовлетворительными. В условиях отсутствия федеральной концепции реформирования системы образования, возникает необходимость в разработке основных направлений преобразования высшего, среднего и начального профессионального образования на областном (региональном) уровне.

Цель реформирования профессионального образования в Оренбургской области состоит в создании надежной гарантии конституционных прав и интересов граждан и в приведении системы высшей, средней и начальной профессиональной школы в соответствие с приоритетами социального и экономического развития региона.

Сущность новой государственной политики Российской Федерации в области образования состоит в переходе от преимущественно отраслевого к преимущественно региональному развитию системы профессионального образования и соответственно – от отраслевого федерального управления к совместному федерально-региональному управлению профессиональными учебными заведениями при соблюдении принципов единого федерального образовательного пространства.

Таким образом, развитие профессионального образования в регионе перестает быть исключительным делом государства и становится полем многоаспектного партнерского взаимодействия федеральных и областных структур управления с органами местного самоуправления, профессиональным педагогическим сообществом и общественными объединениями.

Реформы высшего, среднего и начального профессионального образования ставят задачу создания единой региональной системы, обеспечивающей непрерывность образовательных систем всех уровней на основе пакета социально-экономических, научно-технических, инновационных и образовательных программ. При этом региональные образовательные стандарты должны соответствовать общей концепции развития образования и экономики области, а также требованиям Государственных образовательных стандартов. Приоритетным направлением ближайших лет считать создание необходимых условий для сохранения и развития региональной системы подготовки профессиональных кадров, превращение профессионального образования в средство развития региональных социальных систем на основе консолидации институтов начального, среднего, высшего и послевузовского образования в рамках широкомасштабных социально-экономических преобразований и программ развития региона С учетом целей и задач реформы высшего, среднего и начального профессионального образования в пределах Оренбургской области необходимо осуществить следующие меры:

1. В СОДЕРЖАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1. Высшим, средним и начальным профессиональным учебным заведениям области совместно с заинтересованными организациями привести профессионально-квалификационную структуру подготовки специалистов в соответствие с потребностями на рынках труда региона, обратив особое внимание на специальности, обеспечивающие высокоэффективное развитие образования, здравоохранения и культуры, нефте-газодобывающего комплекса, сельского хозяйства, добычи и переработки полиметаллических руд, экологии, сферы обслуживания.

1.2. Разработать механизм взаимовыгодного обмена между образовательными учреждениями учебной и учебно-методической литературой, реализовать меры по обеспечению учреждений начального профессионального образования учебной литературой, научно-методическому обеспечению стандарта начального профессионального образования.

1.3. Продолжить практику работы с талантливой молодежью, обеспечив финансирование из областного бюджета ежегодных конкурсов научных работ молодых ученых и специалистов и выставок научно-технического творчества молодежи (НТТМ), поддержку ученых, защищающих кандидатские и докторские диссертации.

1.4. Реализовать меры, направленные на повышение открытости системы вступительных экзаменов в высшие и средние профессиональные учебные заведения, уменьшить их зависимость от субъективных факторов.

1.5. Разработать региональное положение об инновационных высших и средних профессиональных образовательных учреждениях, обеспечить поддержку целевых инновационных программ в сфере профессионального образования.

1.6. Продолжить формирование системы послевузовского и дополнительного образования, профессиональной переподготовки специалистов и повышения квалификации с обязательным соблюдением ее периодичности.

1.7. Усилить контроль за деятельностью на территории Оренбургской области негосударственных учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования и их подразделений.

1.8. Разработать целевую программу внедрения государственных и региональных стандартов начального профессионального образования.

1.9. Осуществить экспериментальное апробирование и поэтапный переход учреждений начального профессионального образования на обучение по единой интегрированной образовательной программе среднего (полного) общего и начального профессионального образования на базе основного образования.

1.10. Пересмотреть характер и формы производственного обучения и порядок присвоения квалификации выпускникам, максимально приблизив к этой процедуре независимые аттестационные комиссии с привлечением работодателей.

2. В СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2.1. Считать основным организационным направлением регионализации профессионального образования интеграцию расположенных на территории области учебных заведений в системы университетского (академического ) типа, путем преобразования ряда средних профессиональных учебных заведений (техникумов, училищ) в колледжи – средние образовательные учреждения университетского типа, которые решают задачи первой ступени многоуровневого высшего образования.

Интеграция подобных учебных заведений с вузами становится не только возможной, но и необходимой.

2.2 Внедрить механизм совместного использования вузами и средними специальными учебными заведениями (далее ССУЗ) области на взаимовыгодной основе материальной базы учебных заведений и их кадрового потенциала.

2.3. Продолжить интеграцию ведущих кафедр ОГУ, ОГАУ, ОГМА, ОГПУ с учреждениями РАН, РАМН и РАСХН: институтом степи, институтом клеточного и внутриклеточного симбиоза, НПО “Южный Урал”, ВНИИМС и др.

2.4. На базе ведущих вузов области расширить практику формирования научно-образовательных и научно-образовательно-производственных комплексов, как наиболее эффективных форм рационального использования научных, образовательных и материальных ресурсов региона. ОГУ и ОГАУ активизировать создание сети научно-технологических структур (технопарков, техноцентров), обеспечивающих развитие инновационных процессов в экономике и социальной сфере региона.

2.5. Повысить роль администрации области в формировании блока направлений, по которому ведется подготовка специалистов в вузах и ссузах региона.

2.6. Активизировать работу Совета ректоров вузов и Совета директоров ссузов по воспитанию студенческой молодежи.

2.7. Провести работу по оптимизации сети учебных заведений начального и среднего профессионального образования на основе интеграции действующих в конкретном городе или поселке училищ, продолжить создание гибкой сети филиалов сельских профессиональных училищ при образовательных школах.

2.8. В соответствии с Федеральной Концепцией реформирования системы НПО начать подготовку к дифференциации учебных заведений начального профессионального образования по уровням управления, финансирования и владения собственностью (федеральные, субъектов Российской Федерации, муниципальные, негосударственные), разработать нормативно-правовую базу функционирования разноуровневых образовательных учреждений.

2.9. Проанализировать целесообразность функционирования учебно-производственных комбинатов райгороно и осуществить перевод учреждений допрофессиональной подготовки школьников в учебные заведения начального профессионального образования.

3. В ЭКОНОМИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ 3.1. Реализация государственно-региональной политики в сфере профессионального образования предусматривает переход на многоуровневую систему финансирования учебных заведений:

3.1.1. Федеральный бюджет обеспечивает финансирование федеральной составляющей государственного образовательного стандарта, научно-исследовательской деятельности по федеральным и, частично, по межрегиональным программам.

3.1.2. Областной и муниципальный бюджеты обеспечивают финансирование региональных компонентов государственного образовательного стандарта и научную деятельность по региональным исследовательским программам.

3.1.3. Внебюджетные источники финансирования связаны с деятельностью региональных научно-технологических парков, предоставлением дополнительных образовательных услуг и другой хозрасчетной деятельностью учебных заведений.

3.2. Разработать систему мер, направленную на развитие целевой контрактной подготовки специалистов и на привлечение инвестиций в сферу образования. При принятии областного бюджета на очередной финансовый год учитывать предложения по перечню налоговых льгот образовательным учреждениям высшего, среднего и начального профессионального уровней.

3.3. Разработать программу создания региональной профессионально-образовательной индустрии, информационного банка и банка инвестиций “Профессиональное образование”.

4. ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ 4.1. Улучшить условия для занятий физической культурой и спортом на всех курсах обучения в системе высшего, среднего и начального профессионального образования области.

4.2. До 2000 года открыть в г.Оренбурге на базе Оренбургского государственного педагогического университета институт физической культуры.

4.3. На спортивных базах ведущих вузов области планировать и проводить комплексные спортивные соревнования среди студенчества.

4.4. Внести изменения в содержание педагогического образования вузов, педагогических колледжей и училищ, направленные на повышение квалификации педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья.

4.5. Разработать и реализовать систему мер, направленных на охрану репродуктивного здоровья, профилактику алкоголизма и наркомании среди студентов и учащихся.

4.6. Осуществлять поддержку инновационных программ, направленных на охрану здоровья и полноценное развитие студентов и учащихся.

5. В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ 5.1 Финансовым органам всех уровней усилить контроль за прохождением и целевым использованием бюджетных групп и внебюджетных средств, направляемых на финансирование вузов и ссузов.

5.2. Расширить практику адресной поддержки в системе высшего, среднего и начального профессионального образования: материальную помощь малообеспеченным студентам, стипендии и гранты талантливой молодежи за особые достижения в обучении и научной деятельности .

5.3. Предусмотреть меры по усилению роли областных и муниципальных структур в решении вопросов социальной защиты работающих и обучающихся в сфере высшего, среднего и начального профессионального образования, включая совершенствование областной нормативно-правовой базы, создания фондов поддержки образования, решения вопросов занятости выпускников профессиональных образовательных учреждений.

Для реализации концепции необходимо принять ряд шагов по наполнению региональной программы конкретными заданиями и временными интервалами, а именно:

- принять областной Закон “Об образовании в Оренбургской области” - сформировать систему планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки специалистов;

- провести изучение спроса и прогнозирование потребности в выпускниках учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования;

- согласовать направления и темпы структурной переориентации хозяйственной деятельности с системой планирования подготовки кадров;

- разработать программу укрепления материально-технической и финансовой базы образовательных учреждений высшего, среднего и начального звена;

- создать региональный орган общественной аттестации и аккредитации вузов и ссузов области.

* * * Реализация концепции региональной политики в сфере профессионального образования Оренбургской области будет соотнесена с этапами развития Российского образования и определением способов их достижения.