ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 10.12.98 № 33-п г. Оренбург Утратилo силу - Постановление Правительства Оренбургской области от 18.10.2010 г. № 752-п Об областной программе по проблемам качества и конкурентоспособности продукции, выпускаемой в Оренбургской области, на период 1998-2001 годы В целях осуществления региональной политики в решении проблем управления качеством и повышения конкурентоспособности продукции, выпускаемой в Оренбургской области, правительство Оренбургской области п о с т а н о в л я е т :

1. Одобрить областную программу по проблемам качества и конкурентоспособности товаров, выпускаемых в Оренбургской области, на период 1998-2001 годов (приложение).

2. Внести данную программу на рассмотрение Законодательного Собрания Оренбургской области.

3. Финансовому управлению администрации области (Бачурин В.М.) при разработке областного бюджета на 1998-2001 годы предусмотреть средства на реализацию данной программы.

4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации области Миркитанова В.И.

5. Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель правительства- глава администрации области В.Елагин УТВЕРЖДЕНА постановлением правительства Оренбургской области от 10.12.98 № 33-п П Р О Г Р А М М А по проблемам качества и конкурентоспособности продукции, выпускаемой в Оренбургской области, на период 1998-2001 годов "Оренбуржье - качество" П А С П О Р Т П Р О Г Р А М М Ы по проблемам качества и конкурентоспособности продукции, выпускаемой в Оренбургской области, на период 1998-2001 г.г.

Наименование Программа по проблемам качества и Программы конкурентоспособности продукции, выпускаемой в Оренбургской области, на период 1998-2001г.г.

Заказчик Программы Администрация Оренбургской области Основные разработчики Оренбургский центр стандартизации, метрологии и Программы сертификации, Оренбургская торгово-промышленная палата, Оренбургский государственный университет, управление по региональным торгово-экономическим связям администрации области Цель Программы Формирование надежно и эффективно функционирующей областной системы обеспечения качества и безопасности продукции и услуг Задачи Программы - повышение качества и конкурентоспособности продукции и услуг оренбургских товаропроизводителей путем создания эффективных систем качества и их сертификации;

- совершенствование областной нормативно-правовой базы в области обеспечения качества продукции и услуг;

- создание механизмов стимулирования предприятий области, выпускающих высококачественную, конкурентоспособную продукцию;

- создание областной инфраструктуры информационного обеспечения предприятий области по вопросам качества, областного фонда нормативной документации;

- создание областной системы методического обеспечения, подготовки и переподготовки персонала предприятий в части управления качеством и сертификацией;

- совершенствование организации сертификации продукции и услуг на территории области;

Сроки реализации 1998 - 2001 годы Программы Ожидаемые конечные - улучшение технико-экономических показателей результаты реализации работы предприятий и организаций промышленного и Программы агропромышленного производств области;

- насыщение потребительского рынка области высококачественной, конкурентоспособной отечественной продукцией и услугами;

- рост дополнительных стабильных налоговых поступлений в областной и местные бюджеты;

- активизация взаимовыгодного сотрудничества с регионами России, странами СНГ и дальнего зарубежья;

- сохранение на территории области имеющихся и создание дополнительно новых рабочих мест;

- улучшение социально-экономической обстановки в области.

Система контроля Администрация Оренбургской области РАЗДЕЛ 1. Обоснование проблемы по повышению качества и конкурентоспособности продукции, выпускаемой товаропроизводителями Оренбургской области В центре ожидания общества в удовлетворении жизненных потребностей его граждан стоит производство и потребление высококачественной продукции и услуг.

Известно, что российские товары нередко превосходят импортные по многим потребительским качествам, к тому же они привычнее, удобнее и часто доступнее по цене. Однако реклама отечественной продукции ни в какое сравнение не идет с широкомасштабными рекламными кампаниями западных фирм. У большинства российских предприятий нет средств на такие акции, нет специалистов по рекламе и маркетингу, а иногда нет достаточных знаний о роли рекламы в организации сбыта и наращивании объемов производства. В результате отечественные товары покупают лишь там, где их производят.

Повышение конкурентоспособности продукции, как показывает опыт, требует глубоких изменений в профессиональной подготовке персонала, структуре производственных отношений, методике изучения потребностей потребительского рынка и организации производства.

Пути достижения достаточного уровня эффективности работы предприятий сконцентрированы в имеющемся отечественном опыте, а также в международных стандартах систем обеспечения качества.

Проблемы оказания услуг предприятиям в создании современных систем качества, признания их авторитетными на том или ином рынке сбыта продукции, развитию систем сертификации продукции уделяется много времени со стороны государственных и общественных организаций.

Для решения проблем на уровне области целесообразно объединить их усилия, обеспечить комплексный подход на основе специально разработанной программы по повышению качества и конкурентоспособности продукции, выпускаемой в Оренбургской области на период 1998-2001гг.

(далее по тексту - Программа по качеству).

На территории Оренбургской области объективно имеется ряд неблагоприятных факторов, сдерживающих развитие этой деятельности, к которым относятся:

- смещение интересов новых собственников средств производства, руководства и работников предприятий в сторону достижения разовой выгоды, а не долгосрочных гарантий высокой конкурентоспособности продукции и, следовательно, выживания в новых экономических условиях;

- разрушение отраслевой системы научной и технологической поддержки промышленных предприятий, их информационного и экспертно-консультационного сопровождения;

- отсутствие общереспубликанских и региональных стимулов повышения качества и конкурентоспособности продукции, слабое использование возможностей сертификации и страхования продукции;

- отсутствие региональной инфраструктуры подготовки к сертификации систем обеспечения качества и продукции, получившей международное признание;

- отсутствие отраслевого квалифицированного руководства по созданию на предприятиях систем обеспечения качества продукции;

- отсутствие системы подготовки преподавателей менеджмента качества и консультантов для предприятий по созданию систем качества продукции.

РАЗДЕЛ 2. Цели и задачи Программы по качеству 2.1 Целью Программы по качеству является:

- формирование надежно и эффективно функционирующей областной системы обеспечения качества и безопасности продукции и услуг, позволяющей:

- повысить качество и конкурентоспособность продукции и услуг и, как следствие, увеличить доходность предприятий;

- расширить объемы производства продукции (в том числе экспортной), создать новые рабочие места и тем самым повысить уровень жизни населения Оренбургской области;

- оказание услуг предприятиям по переходу на систему управления качеством, установленную в соответствии с нормами международных стандартов, следствием чего и является повышение их конкурентоспособности на российском и на внешнем рынках;

- сохранение и развитие научно-технического потенциала исследовательских и промышленных предприятий.

2.2.В сложившихся условиях приоритетным задачами Программы по качеству являются:

- повышение качества и конкурентоспособности продукции и услуг оренбургских товаропроизводителей путем создания эффективных систем качества и их сертификации;

- совершенствование областной нормативно-законодательной базы в области обеспечения качества продукции и услуг;

- создание механизмов стимулирования предприятий области, выпускающих высококачественную, конкурентоспособную продукцию;

- создание областной инфраструктуры информационного обеспечения промышленных предприятий по вопросам качества, областного фонда нормативной документации;

- создание областной системы методического обеспечения и подготовки персонала предприятий области в части управления качеством и сертификации;

- совершенствование организации сертификации продукции и услуг на территории области, проведение работ по аккредитации испытательных лабораторий в национальных системах сертификации и других международных системах;

- пропаганда выгоды для предприятий деятельности по повышению качества продукции и ее результатов.

РАЗДЕЛ 3. Участники создания и реализации Программы по качеству В создании и реализации Программы по качеству участвуют:

- Администрация Оренбургской области, администрации городов и районов области;

- Оренбургское территориальное управление Государственного антимонопольного комитета РФ;

- Оренбургский Центр по стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта РФ;

- Центр санитарно-эпидемиологического надзора по Оренбургской области;

- Торгово-промышленная палата Оренбургской области;

- Оренбургский государственный университет;

- Союз промышленников Оренбургской области;

- Агропромышленный союз Оренбургской области;

- Оренбургское областное управление ветеринарии;

- Оренбургский центр академии проблем качества и др.

Генеральный заказчик Программы - администрация Оренбургской области.

Генеральный подрядчик Программы - Центр по стандартизации, метрологии и сертификации.

Координацию деятельности по выполнению Программы выполняет координационный совет по проблемам качества и конкурентоспособности товаров, выпускаемых в Оренбургской области.

Привлечение территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, других организаций, не являющихся объектами областной собственности, к реализации данной Программы осуществляется по согласованию (на договорной основе) с этими органами и организациями.

РАЗДЕЛ 4. Мероприятия Программы по качеству ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Содержание мероприятий ¦ Срок ¦ Исполнители ¦ Источник ¦Прим.

¦ исполнения ¦ ¦финансирования ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 1. Приоритеты политики Оренбургской области в вопросах качества и конкурентоспособности продукции 1.1 Разработка методики и проведение анализа II кв. 1999г. Оренбургский областной социально - экономического положения области в государственный бюджет сравнении с другими субъектами Российской университет, 40,0 Федерации. Подготовка рекомендаций по управление приоритетным направлениям развития области в экономики, вопросах качества и конкурентоспособности УРТЭС, областной продукции комитет государственной статистики 1.2 Подготовка и проведение совместного II кв. 1999г. Союз без финансир.

заседания союза промышленников и промышленников, агропромышленного союза области по вопросу Агропромсоюз, экономического состояния в ведущих отраслях УРТЭС народного хозяйства области и конкурентоспособности выпускаемой продукции с выработкой предложений и рекомендаций 1.3 Разработка и принятие политики Оренбургской I кв. ОЦСМС, УРТЭС, без финансир.

области по вопросам управления качеством 1999 г. управления и продукции в Оренбургской области с декларацией комитеты линии - "конкурентный товар - конкурентное администрации предприятие - конкурентоспособная область - области, повышение уровня и качества жизни оренбуржцев" Оренбургский центр академии проблем качества Российской Федерации 2.Совершенствование нормативно-правовой базы 2.1 Разработка проекта областного закона "О III кв. Координационный без финансир.

качестве и конкурентоспособности продукции, 1999 г. совет по проблемам выпускаемой в Оренбургской области" качества и конкурентоспособно сти товаров, ОЦСМС, ТПП 2.2 Разработка предложений оптимизации областной II кв. ОЦСМС без финансир.

структуры сертификации, с привлечением научно - 1999 г.

производственного потенциала высшей школы и промышленных предприятий 2.3 Разработка и утверждение нормативно-правовых Администрация без финансир.

актов по вопросам: области, Союз - усиления контроля за качеством Ш кв. промышленников, продовольственных товаров народного потребления, 1999г. агропромсоюз, выпускаемых на предприятиях малого и среднего ОЦСМС, ОЦГСЭН бизнеса;

- взаимодействия федеральных и областных органов I кв.

исполнительной власти при сертификации 2000 г.

производств малых предприятий 2.4 Разработка положения о марке "Сделано в II кв. 1999г. ТПП , ОЦСМС, без финансир.

Оренбуржье" и ее введение для сертифицированной администрация продукции промышленных предприятий области и области экологически чистой продовольственной продукции агропромышленного комплекса области 2.5. Участие областных организаций в разработке II - III кв. Комитет по без финансир.

системы экологической сертификации и стратегии 1999 г. природоохранной экологически чистого производства предприятий с деятельности и учетом "Системы обязательной сертификации по мониторингу экологическим требованиям стандартов серии РФ и окружающей среды, ИСО 14000": Оренбургский государственный университет, НПФ "Экобиос" 2.5.1 Внедрение системы управления качеством в 1999г. Предприятия средства соответствии с требованиями стандартов ИСО 14000 области предприятий 2.5.2 Организация работы по сертификации 1999- Предприятия средства производства предприятий области, производящих -2000г. области предприятий бутылированную питьевую воду, в соответствии с системой сертификации ГОСТ Р 2.5.3 Введение перечня строительных и отделочных 1999г. ОЦГСЭН без финансир.

материалов по безопасности их применения 2.6. Рекомендовать главам администраций городов 1 полугодие Администрации без финансир.

и районов области разработать целевые программы 1999г. городов и районов по совершенствованию систем обеспечения качества области и конкурентоспособности продукции предприятий, расположенных на подведомственной территории 3. Формирование механизмов повышения качества продукции 3.1 Участие в подготовке и проведении заседаний ежеквар- Управления, без финансир.

Координационного совета государственного тально комитеты контроля качества продукции в Оренбургской администрации области при ОЦСМС по вопросам обеспечения области качества и безопасности продукции 3.2 Подготовка и проведение выездных заседаний по ОЦСМС без финансир.

Координационного совета государственного отдельному контроля качества продукции при ОЦСМС в городах графику и на предприятиях области 3.3 Определение из числа областных постоянно Координационный без финансир.

товаропроизводителей конкретных предприятий, совет по проблемам имеющих необходимый потенциал по сертификации качества и систем качества по международным стандартам конкурентоспособно серии ИСО 9000; разработка предложений по сти товаров, подготовке этих предприятий к сертификации ОЦСМС систем качества 3.4. Оказание предприятиям области методической постоянно ОЦСМС средства помощи по разработке, внедрению и предприятий- совершенствованию систем качества на основе заказчиков международных стандартов серии ИСО 9000, осуществление координации этой работы 3.5. Оптимизация областной структуры ОЦСМС, средства сертификации на основании результатов анализа, в 1998 - предприятия области предприятий- т. ч.: - 1999 г.г. заказчиков - создание и аккредитация испытательных лабораторий на предприятиях области для исследования качества продукции.

- организация на материально-технической базе объектов стройиндустрии полигона и лаборатории под сертификационные испытания стройматериалов, конструкций и систем 3.6 Расширение области аккредитации органа по 1999- ОЦСМС, без финансир.

сертификации Оренбургского ЦСМС, в т.ч. для -2001 г.г. ОЦГСЭН сертификации производства продовольственных товаров народного потребления 3.7 Привлечение предприятий области к участию в ежегодно Администрация средства конкурсах на премию Правительства Российской области, предприятий- Федерации и области за создание лучших систем администрации заказчиков качества продукции городов и районов области, ОЦСМС, предприятия области 4. Государственный надзор за качеством продукции и услуг 4.1 Совместная деятельность областных органов постоянно Администрация без финансир.

исполнительной власти и государственных области, ОЦСМС, контролирующих органов в рамках Координационного ОЦГСЭН, совета по проблемам качества и ТПП области.

конкурентоспособности товаров, выпускаемых в Оренбургской области 4.2 Участие по согласованию с соответствующими 1998 - УРТЭС совместно с средства контролирующими органами в проведении проверок 2001гг. ОЦСМС, ОЦГСЭН, контролирующ.

соблюдения обязательных требований по плану УВД администрации организаций государственных стандартов, правил сертификации, проверок области, областное санитарных правил, ветеринарно-санитарных управление правил, метрологических норм и правил при ветеринарии, производстве продовольственных и управление непродовольственных товаров народного госторгинспекции, потребления по согласованию с государственными управление контролирующими органами государственной хлебной инспекции 4.3 Анализ результатов государственного надзора, постоянно Координационный без финансир.

разработка предложений и рекомендаций по: совет по проблемам - внесению изменений в действующую нормативную качества и документацию и законодательные акты; конкурентоспособно - освоению новой продукции и доработке сти товаров, выпускаемой ОЦСМС 5. Метрологическое обеспечение 5.1 Проведение анализа существующей III кв. ОЦСМС, ОЦГСЭН, без финансир.

метрологической базы Оренбургской области и 1999 г. областное разработка мероприятий по ее совершенствованию управление ветеринарии 6. Информационное обеспечение 6.1 Создание областной инфраструктуры 1998- ОЦСМС, областной без финансир.

информационного обеспечения предприятий всех 2001г.г. комитет форм собственности по вопросам качества, включая государственной банки данных: статистики, ТПП, - по товарам и товаропроизводителям области; администрация - по действующей нормативной документации области 6.2 Создание информационно-аналитического центра III кв.1999г. ТПП, ОЦСМС, средства потребительского рынка области областной комитет ТПП, государственной ОЦСМС, статистики, ОКГС администрация области 6.3 Организация печатного издания 1999г. ТПП, ОЦСМС, средства Координационного совета "Вестник потребителя", ОЦГСЭН, учредителей публикующего новости о товарах, поставщиках, управление продавцах, бесплатную рекламу товаров, членов госторгинспекции, реестра надежных производителей, законодательные областное и нормативные акты, результаты проверок, общественное пропаганду опыта объединение потребителей, Оренбургский государственный университет, территориальное управление Государственного антимонопольного комитета РФ 6.4 Организация смотров-конкурсов, дегустаций постоянно Предприятия средства продовольственной продукции, выпускаемой области, управление предприятий предприятиями области госторгинспекции, ОЦСМС 6.5 Проведение ежегодного конкурса на премию ежегодно Администрация средства губернатора области "Лучший товаропроизводитель IV кв. области, ОЦСМС предприятий области" 6.6 Организация теле- и радиопередач в прямом постоянно Областное без финансиров.

эфире с ответами на вопросы теле- и общественное радиослушателей по качеству товаров, объединение сертификации и защите прав потребителей потребителей, территориальное управление Государственного антимонопольного комитета РФ, контролирующие организации 6.7 Проведение маркетинговых социологических ежегодно Информационно- без финансиров.

исследований потребительского рынка области и аналитическое потребительского поведения населения (по управление специальному заказу) администрации области 7. Кадровое обеспечение 7.1 Разработка системы и координации работ по постоянно Оренбургский центр средства подготовке и переподготовке для предприятий и 1998- академии проблем предприятий организаций области специалистов: 2001гг. качества, - инженеров по качеству; Оренбургский - менеджеров по качеству; государственный - специалистов по сертификации систем качества университет, продукции и услуг; ОЦСМС - преподавателей для подготовки кадров в области качества на предприятиях 7.2 Организовать переподготовку специалистов, постоянно Главное управление средства работающих на основных технологических операциях 1999- труда и занятости предприятий при выработке пищевых продуктов 2001гг. населения администрации области, ОЦГСЭН, предприятия области, ОЦСМС, областное управление ветеринарии 7.3 Проведение семинаров, совещаний, конференций I и IV кв. Территориальное по вопросам качества, сертификации, защиты прав ежегодно управление потребителей Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации, ОЦСМС, ОЦГСЭН, управление госторгинспекции, администрация области, администрации городов и районов области 7.4 Оказание методической помощи учебным постоянно ОЦСМС средства заведениям области в подготовке специалистов в ОЦСМС области качества, стандартизации, метрологии и сертификации 7.5 Открытие специальности "Менеджмент качества" с 1999 г. Оренбургский средства ОГУ в ОГУ государственный университет 8. Материально-техническое обеспечение 8.1. Рассмотреть вопрос о передаче в оперативное 1999г. Администрация без финансиров.

управление ОЦСМС площади для размещения области лабораторий (в размере 1000 кв.м) под сертификационные испытания 8.2. Завершение строительства 1999- ОЦСМС средства инженернолабораторного корпуса ОЦСМС 2001г. предприятий- заказчиков, ОЦСМС 8.3. Приобретение лабораторного оборудования для 1999- ОЦСМС, ОЦГСЭН, средства исследования товаров в ОЦСМС и ЦГСЭН 2001г. администрация ОЦСМС, области ОЦСЭН *) В настоящей Программе мероприятия второго раздела представлены как задания и детально будут прорабатываться при уточнении Программы на каждый год после принятия Законодательным Собранием Оренбургской области закона о бюджете на планируемый бюджетный год.

Привлечение средств организаций для реализации данной Программы по качеству осуществляется на договорной основе.

Потребность в финансовых ресурсах по каждому мероприятию определена на стадии формирования Программы по укрупненным показателям с использованием аналогов и экспертных оценок. На стадии реализации Программы потребность в финансовых и ресурсных средствах будет уточняться на основе бизнес-планов, сметной документации, инвестиционных проектов.

Стоимостные показатели приняты в ценах на 01.08.1998 года.

Список сокращений УРТЭС - управление по региональным торгово-экономическим связям администрации области;

ОЦСМС - Оренбургский центр стандартизации, метрологии и сертификации;

ОЦГСЭН - Оренбургский центр санитарно-эпидемиологического надзора;

ТПП - Торгово-промышленная палата Оренбургской области.