АДМИНИСТРАЦИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 08.10.97 № 877-р Об организации ОАО "Оренбургский межрегиональный оптовый продовольственный рынок" В целях создания благоприятных условий для товаропроизводителей области в организации сбыта продукции сельского хозяйства, формирования сети оптовых поставщиков продовольственной продукции высокого качества на потребительский рынок и во исполнение распоряжения главы администрации области от 02.08.96 № 624-р "Об основных направлениях развития оптовой торговли в Оренбургской области":

1. Считать целесообразным создать ОАО "Оренбургский межрегиональный оптовый продовольственный рынок".

2. Поручить комитету по управлению госимуществом Оренбургской области (Коннов М.Ф.) выступить в качестве учредителя ОАО "Оренбургский межрегиональный продовольственный рынок".

3. Утвердить состав оргкомитета по формированию ОАО "Оренбугский межрегиональный оптовый продовольственный рынок" (приложение 1).

4. Одобрить прилагаемую Концепцию о деятельности оптового продовольственного рынка (приложение 2).

5. Предложить главам администраций городов и районов принять участие в подборе учредителей ОАО "Оренбургский межрегиональный оптовый продовольственный рынок".

6. Контроль за выполнением данного распоряжения возложить на заместителя главы администрации Миркитанова В.И.

7. Настоящее распоряжение вступает в силу с момента его подписания.

Глава администрации В.В. Елагин Приложение 1 к распоряжению администрации области от 08.10.97 № 877-р Состав оргкомитета по формированию ОАО "Оренбургский межрегиональный оптовый продовольственный рынок" Председатель оргкомитета :

Миркитанов В.И. - заместитель главы администрации области Заместители председателя оргкомитета :

Коннов М.Ф. - заместитель главы администрации области Хохлов В.Н. - начальник управления по региональным торгово - экономическим связям администрации области Зелепухин А.Г. - председатель комитета Законодательного Собрания по агропромышленному комплексу (по согласованию) Секретарь оргкомитета :

Нечаева Л.Н. - главный специалист комитета по развитию товарных рынков, рынков услуг и общественного питания управления по региональным торгово - экономическим связям администрации области Члены оргкомитета:

Абросимов Г.М. - заместитель председателя комитета по развитию потребительского рынка и его инфраструктуры управления экономики администрации области Брюханов В.В. - председатель комитета по поддержке и развитию малого предпринимательства администрации области Жарков А.Н. - генеральный директор ГП "Оренбургоблпродконтракт" (по согласованию) Мартынов А.П. - заместитель начальника Главного управления сельского хозяйства администрации области Незнамов А.И. - начальник департамента денежно - кредитных отношений и ценных бумаг администрации области Ушакова Л.Н. - председатель комитета по развитию товарных рынков, рынков услуг и общественного питания управления по региональным торгово - экономическим связям администрации области Шмаков Л.Ф. - начальник организационно- аналитического отдела управления государственной службы и по работе с территориями аппарата главы администрации области Приложение 2 к распоряжению администрации области от 08.10.97 № 877-р К О Н Ц Е П Ц И Я о деятельности оптового продовольственного рынка I. Общие положения Оптовый рынок - это организованный рынок, осуществляющий установление хозяйственных связей на основе концентрации спроса и предложения и формирование объективных цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие. Оптовый продовольственный рынок является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме акционерного общества, имеющим специализацию по продаже продовольственных товаров и сельхозпродукции. Отношения, связанные с деятельностью оптового рынка и оптовой торговли, регулируются Конституцией Российской Федерации, Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области, учредительными документами оптового рынка, правилами оптовой торговли и внутренними правилами оптового рынка, принятыми в соответствии с действующим законодательством.

II. Основные цели и задачи Целью создания оптового рынка является установление хозяйственных связей между производителем, оптовым посредником и потребителем для формирования эффективности рыночного механизма, их взаимной заинтересованности и удовлетворения текущего и потенциального потребительского спроса. Оптовый рынок решает следующие задачи: - сведение интересов товаропроизводителя, торговца и покупателя (потребителя) в одно время и в одном месте при условии широкого ассортимента и гарантированного сбыта; - предоставление всем поставщикам сельскохозяйственной продукции и ее потребителям равных возможностей устойчивого выхода на немонополизированный конкурентный рынок высокой степени доступности и безопасности; - обеспечение единого обустроенного рабочего места для осуществления сделок по купле-продаже сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- обеспечение достоверной информацией о потребительском качестве товаров, создание механизма действенного санитарного контроля за качеством реализуемой продукции; - использование государством рынка в качестве инструмента для регулирования цен и контролируемой зоны налогообложения, контроля за качеством, сертификацией продукции.

III. Структура оптового рынка, имущественный комплекс Оптовые продовольственные рынки с успехом функционируют в США, Японии, ряде стран Европы. Они играют важную роль в снабжении населения продовольствием. Во многих странах с рыночной экономикой более половины плодоовощной и почти половина мясной и рыбной продукции поступает к потребителю через оптовые рынки. Товаропроизводители сами или через своих агентов поставляют продукцию на оптовый рынок, а предприятия торговли, перерабатывающей про-мышленности и общественного питания должны получать в основном продукцию с оптового продовольственного рынка. Такой механизм действует во всех странах с рыночной экономикой. Современный оптовый продовольственный рынок - это саморазвивающаяся система, включающая в себя инженернотехнологический комплекс и инфраструктуру, способствующую четкой и бесперебойной деятельности. Это - торговые помещения, вспомогательные службы, транспортные сети и сооружения, объекты сервиса, контроля, безопасности и другие службы. Оптовый продовольственный рынок предлагается создать в виде акционерного общества открытого типа. ОАО Оренбургский межрегиональный оптовый продовольственный рынок целесообразнее разместить на базе Универсальной межрайбазы облпотребсоюза, которая располагается в Южном поселке г. Оренбурга (ул. Беляевская,2). Транспортная сеть представлена железнодорожными подъездными путями, автомагистралью, городским общественным транспортом (троллейбусы, автобусы). Удобное расположение транспортных коммуникаций (автомобильная, железнодорожная связь по направлениям Москвы, Самары, Уфы, Средней Азии; воздушный транспорт - Китай, Турция, Эмираты, Болгария, Германия, Израиль) будут способствовать функционированию Оренбургского оптового рынка как межрегионального.

Базовый комплекс располагает общей площадью 13,5 гектаров, в том числе складской - 37,1 кв. м. На территории расположены 32 здания и сооружения, из них 21 помещение - двухэтажные с подвальными помещениями, кирпичные, отапливаемые, а 11 складов - металлические, без отопления. Имеется два административных корпуса, где можно разместить администрацию рынка, после реконструкции - столовую, гостиницу. Оборудована площадка для выгрузки автомобилей, имеется отапливаемый гараж. Территория базы полностью заасфальтирована, поэтому без дополнительных вложений можно открыть стоянку для автомобилей. В состав ОАО "Оренбургский межрегиональный оптовый продовольственный рынок" могут войти своей долей в виде складских помещений такие крупные оптовые предприятия, как АООТ Оренбургский хладокомбинат (емкость - 6 тысяч тонн при областной ежемесячной потребности мясопродуктов - 10,5 тысяч тонн). Руководство хозяйственной деятельностью оптового рынка и организация процесса купли-продажи осуществляется через исполнительную дирекцию рынка. В ее состав входят 30 - 35 человек администрации.

IV. Схема взаимодействия оптового рынка и правила его функционирования Дирекция предоставляет оптовикам ряд услуг: предоставление в аренду складских помещений, осуществление погрузочно-разгрузочных работ (грузчики, электрокары, тележки), транспортных перевозок, охрана материальных ценностей, коммунальные услуги (освещение, отопление, уборка мусора, туалет), предоставление весоизмерительных приборов, стоянки для автомобилей, проживание в гостинице, организация питания, услуги по связи, маркетингу, рекламе и другие. В первую очередь участниками оптового рынка должны быть сельскохозяйственные товаропроизводители, заинтересованные в гарантийном сбыте своей продукции, в отточенной системе взаиморасчета между производителем и оптовиком. Гарантом здесь могут выступать банковские и страховые структуры, аккредито-ванные на оптовом рынке. Вторым важнейшим участником должен быть оптовик, аккредитованный на оптовом рынке и выступающий связующим звеном между розничной торговлей и производителем. В роли оптовика должны выступать торговые структуры, имеющие мощный финансовый потенциал и прошедшие тендерный отбор по профессиональному соответствию. Оптовик совместно с производителем определяют объем и ассортимент продовольствия и выступает в роли представителя производителя на оптовом рынке, получая при этом от производителя комиссионное вознаграждение от объема продаж по сложившейся цене на рынке. Третьим важнейшим участником является потребитель. Он делится на две категории. Первая - розничная торговля и общественное питание области с емкостью рынка 2,2 млн. человек.

Вторая - крупные оптовики продовольствия Казахстана, Башкирии, Алтая, районов Севера и другие. Таким образом, концентрация усилий производителей и оптовиков по созданию оптового продовольственного рынка носит межрегиональный характер. На оптовом рынке концентрируется спрос и предложение товаров, проводятся публичные торги по установленным правилам. Рынок будет способствовать формированию равновесных цен на товары, обеспечивать прозрачносность процесса купли-продажи, предсказуемость спроса и предложения, достаточную стабильность цен. На оптовом рынке устанавливаются свободные рыночные цены. Дирекцией оптового рынка должны быть разработаны правила функционирования оптового рынка, в которых должны быть определены порядок проведения оптовой торговли, виды оптовых сделок, порядок информирования участников оптовой торговли о рыночной конъюнктуре оптовых товаров, перечень нарушений, за которые исполнительной дирекцией рынка взыскиваются штрафы с участников оптовой торговли, а также размеры штрафов и порядок их взимания; размеры отчислений, сборов, тарифов и других платежей и порядок их взимания дирекцией рынка и другие необходимые положения. Сделки, заключаемые на оптовом рынке, обладают определенной спецификой, зависящей от характера товара, допущенного к обращению на оптовом рынке. К оптовым сделкам применяются правила о договоре поставке, купле-продаже и другие.

Оптовые сделки заключаются только в отношении реального товара, существующего в натуре в момент заключения договора. Сделки могут различаться лишь по срокам поставки реального товара. Совершение сделок на оптовом рынке в основном осуществляется через посреднические звенья.

V. Гарантии защиты прав потребителей Создание оптового продовольственного рынка позволит обеспечить защиту интересов потребителей продовольствия в области. Так, на оптовом рынке предусмотрено создание института товарной экспертизы. Участники оптовой торговли для реализации на оптовом рынке обязаны предоставить администрации оптового рынка сертификат качества на товар или иной документ, гарантирующий его доброкачественность в соответствии с правилами торговли на оптовом рынке.

VI. Заключение Прекращение государственного оптового обеспечения вызвало к жизни новые формы оптовой торговли. Частная стихия, захлестнувшая торговлю пять лет назад, постепенно оформляется в цивилизованные рынки. Участие государства в управлении оптовой торговлей и контроле над ней, по примеру европейских стран, начинает развиваться и в России.

Обеспечение населения области продовольствием, а предприятий переработки сырьем - базовый фактор стабильности жизни, доходов, занятости населения. Оптовый рынок будет способствовать заинтересованности производителей в повышении качества выпускаемой продукции и снижении уровня издержек. Конкуренция заставит их серьезно заниматься этими вопросами. Повысится и уровень культуры торговли.

Перечисленный круг проблем возможен к успешному решению в нашей области путем создания межрегионального оптового продовольственного рынка.