АДМИНИСТРАЦИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е 02.12.97 № 1051-р О Программе реализации модели региональной национальной политики Оренбургской области на 1998-2000 годы 1. Одобрить Программу реализации модели региональной национальной политики Оренбургской области на 1998-2000 годы (приложение 1).

2. Внести Программу и проект ее финансирования на рассмотрение Законодательного Собрания Оренбургской области (приложение 2).

3. Отделам, комитетам, управлениям администрации области обеспечить выполнение данной программы.

4. Финансирование мероприятий Программы, предусмотренных из городских и районных бюджетов, а также иных организаций и учреждений производится по согласованию с исполнителями.

5. Контроль за исполнением данного распоряжения возложить на начальника информационно-аналитического центра Шорикова В.А.

6. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Глава администрации В.В.Елагин Администрация Оренбургской области Приложение 1 к распоряжению главы администрации области № 1051-р от 02.12.97 П Р О Г Р А М М А реализации модели региональной национальной политики Оренбургской области на 1998-2000 г.г.

Оренбург, 1997 г.

ПРЕАМБУЛА В 1996 году в Оренбуржье разработана модель региональной национальной политики. Предлагаемая программа на предстоящие три года (1998-2000 г.г.) является логическим продолжением предыдущих Целевых комплексных программ поддержки развития национальных культур, народов Оренбуржья (1994-1995 г.г.) (1996-1997 г.г.)., поэтому в ней соблюдена определенная преемственность. Она разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, Законом РФ "О национально-культурной автономии", другими местными и федеральными законами.

Одним из наиболее важных инструментов реализации региональной национальной политики в Оренбургской области должен стать программно-целевой подход, который обеспечивает разработку экономической, правовой, организационной основ для реализации модели национальной политики на базе Оренбургской области. Цель программы - активно способствовать адаптации оренбуржцев к новым политическим и социально-экономическим реалиям в регионе.

В современных условиях принятию политических, правовых и управленческих решений должны предшествовать их научное осмысление и проработка. Решение назревших национальных и межнациональных проблем возможно на базе использования и применения результатов фундаментальных, теоретико-прикладных и инновационно-прикладных исследований в области теории и практики этносоциальных конфликтов, национальных аспектов российской государственности, перспектив оптимизации межнациональных отношений в России. Приоритетными становятся те направления научных исследований, которые дают информацию о состоянии социокультурной среды, выявляют культурный, духовный потенциал этносов применительно к современной социально-экономической и политической ситуации в области.

Особую актуальность в условиях деидеологизации и деполитизации массового сознания приобретает религиозный фактор в формировании культурных установок людей. В связи с этим целесообразно исследовать историко-культурный потенциал в сфере религиозных верований, преобладающих в области. В этой связи особое значение приобретают исследования тех теоретических аспектов школьного и вузовского образования, которые позволяют разработать механизмы включения в эти социокультурные институты элементов национального просвещения, образования и воспитания, способствуя передаче новым поколениям информации об общецивилизационных достижениях народов, населяющих область, о национальных культурах, языках, специфике национального самосознания того или иного этноса.

Важно проанализировать возможности и средства реконструкции национальных установок в массовом сознании, как они складываются и изменяются под воздействием средств массовой информации.

Приоритетным должен стать социально-психологический мониторинг национальных настроений масс. Внимание следует уделить и этнополитическому мониторингу.

Необходимо на базе новейших научных разработок осуществить реформу краеведения и музейного дела в регионе. Речь идет о выработке принципов нового осмысления историко-культурного наследия региона как многонационального, с учетом особенностей культурного синтеза, взаимовлияния различных национальных менталитетов.

Одной из приоритетных установок в исследовании динамики национальных процессов в области должны стать исследования социокультурной эволюции русского этноса в современных условиях миграции в регионе.

Разработка вышеперечисленных национальных аспектов социокультурной ситуации в регионе должна стать основой для изучения новых измерений национальной политики. Речь идет о моделировании экономических и правовых механизмов оптимизации национальных и межнациональных отношений в области. В теоретическом осмыслении нуждаются вопросы национальной культурной автономии, перспективы и возможности реализации этих принципов на уровне региона: как в законодательных актах и правовых нормах органов федеральной власти и органов местного самоуправления, так и на уровне определения приоритетов экономической деятельности в области. Особую роль в этих исследованиях должен сыграть анализ межнациональных отношений во взаимосвязи с экономическими реалиями в регионе.

Проработка этих вопросов предполагает качественно новый уровень владения современным инструментарием теории и практики национальных и межнациональных отношений во всем многообразии их экономических, социально-политических и духовно-культурных компонентов. Это предполагает целый комплекс мер, направленных на освоение новых идей в отечественном и мировом гуманитарном знании по всему комплексу проблем этнического, этносоциального, национального, транснационального характера и т.п. Следует поставить задачу создания комплексной системы обмена информацией между центром и регионом, вопрос о создании системы повышения квалификации на базе научных центров на уровне области и в Москве. В перспективе на уровне региона должен быть создан аналитический центр по проблемам межнациональных отношений. Этот центр, изучая состояние межнациональных отношений, этнополитическую ситуацию в регионе, качество региональной национальной политики на сегодняшний день, должен быть в состоянии заложить основы для разработки научно-фундированных проектов, сориентированных на разрешение конкретных проблем национальной жизни в регионе.

Консультативную и организационную помощь в этой работе будут оказывать специалисты соответствующих научных и учебных центров Москвы.

Научному обеспечению реализации Программы будет способствовать ряд неотложных мероприятий.

II. Цели и задачи программы:

- обеспечение благоприятных условий для людей различных национальностей в их приобщении к богатствам национальной культуры, языка и традиций;

- формирование у населения области общенациональных, патриотических чувств, любви к родному краю, историческому и культурному наследию народов, проживающих в области, ответственности за его развитие и благосостояние;

- развитие национальной системы образования, создание условий для функционирования национальной школы и высшего образования как важнейших институтов сохранения и развития этнических культур;

- обеспечение подготовки кадров в сфере национального образования и культуры;

- поддержка деятельности национальных культурных центров и обществ;

- поддержка деятельности национальных средств массовой информации и печати;

- обеспечение научных исследований по проблемам национальных и межнациональных процессов в регионе.

III. Приоритеты Программы В области социально-экономической.

Гармонизация межнациональных отношений опирается на достижения в развитии экономики и требует дальнейшего совершенствования политической и экономической структуры края. Органам государственной власти необходимо предусмотреть повышение темпов социально-экономического развития Оренбургской области с целью выравнивания социально-экономических показателей на душу населения со среднефедеральными показателями.

При формировании бюджетов и инвестиций необходимо учитывать нужды и потребности районов и населенных пунктов по реализации данной модели и соответствующей ей программы. При разработке программ экономического развития необходима поддержка традиционных видов хозяйственной деятельности, социальная защита населения, ориентированная на сохранение основ жизнеобеспечения и выравнивание социальных и культурных условий жизни народов, осуществление программ в сфере занятости и трудовых ресурсов с целью оптимизации социально-профессиональных структур национальных групп и предотвращения социального разделения по этническим признакам, учет новых этносоциальных аспектов, связанных с миграционными процессами.

В духовно-культурной сфере Необходимо предусмотреть:

- формирование чувства патриотизма и общероссийской символики на основе общности исторических судеб народов, интегрированных в единую евразийскую общность россиян;

- культурное развитие народов Оренбуржья на основе сохранения традиций, самобытности, взаимообогащения и приумножения национальных ценностей. Формирование национального самосознания в каждом новом поколении, освоение ценностей мировой, общероссийской и этнической культур;

- развитие национальной системы образования, создание условий для функционирования национальной школы и высшего образования как важнейших институтов сохранения и развития этнических культур;

- свободное развитие конфессий как составной части духовной культуры каждого народа, противодействие попыткам использования чувств верующих в разжигании межнациональной розни.

В области языковой:

- обеспечение на основе государственных гарантий всестороннего развития родных языков народов, свободы выбора и использования языка общения;

- разработка мероприятий по подготовке кадров, совершенствование системы народного образования на языках народов, населяющих область;

- развитие просветительской деятельности, включающей написание учебных пособий, хрестоматий, справочников и других видов учебно-методической и научно-популярной литературы.

В области науки и информации:

- поддержка различных средств массовой информации, радио-, телекомпаний, осуществляющих вещание на языках народов, населяющих область, содействие изданию художественной, публицистической, научной, учебной и другой литературы на языках народов региона;

- научное исследование истории, культуры и современного состояния народов Оренбуржья, процессов взаимодействия между этнокультурными и языковыми общностями, межкультурного и межязыкового общения, характера двуязычия и многоязычия;

- публикация лингвистических энциклопедий, фольклорных текстов и памятников словесности;

- издание специализированных газет.

В области межнационального общения:

- поддержка деятельности национально-культурных автономий, центров, обществ;

- укрепление межнациональных политических и культурных связей.

IV. СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ ОРЕНБУРЖЬЯ -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Основные ¦ Мероприятия по реализации основных направлений ¦ Сроки ¦ Ответственный ¦ Источники направления ¦ ¦ выпол- ¦ исполнитель ¦ финансирования деятельности¦ ¦ нения ¦ ¦ -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Создание ус- 1. Организация и поддержка деятельности националь- 1998 Комитет по культу- Бюджеты городов ловий для ных музеев в районах области 2000 ре и искусству, об- и районов сохранения ластной краеведчес- национальных кий музей культур 2. Создание национальных коллективов самодеятельно- 1998 ОМЦНТ, Бюджеты городов го творчества. Бугурусланский район (мордовский), 2000 Райгор отделы куль- и районов Новоорский район (башкирский), Соль-Илецкий район туры (казахский), Гайский район (украинский), Абдулин- ский район (чувашский), Асекеевский район (татар- ский) 3. Создание фонда видеокассет с фильмами, спектак- Ежегод- ОМЦНТ Обл.бюджет лями на русском, татарском, башкирском, казахском, но мордовском, чувашском, немецком и других языках 4. Оснащение учреждений культуры необходимым обору- посто- Комитет по культуре Обл.бюджет дованием, техническими средствами, национальными янно и искусству, ОМЦНТ Бюджеты городов костюмами и музыкальными инструментами и районов 5. Организация молодежной русской театральной сту- 1998 Русский националь- Обл.бюджет дии "Наследие" ный центр, ОМЦНТ 6. Открыть отделы национальной литературы при цент- 1999- Отделы культуры ад- Бюджеты городов ральных библиотеках Адамовского, Илекского и др.ра- 2000 министраций районов и районов йонов Содействие 1. Проведение фестивалей национальных культур, посто- Комитет по культуре Обл.бюджет развитию на- смотров-конкурсов детских и взрослых самодеятельных янно и искусству, ОМЦНТ, циональной коллективов, дней национальной культуры, встреч с Национальные центры культуры. писателями, поэтами, мастерами искусства Ознакомление населения с 2. Организация обменных гастролей профессиональных посто- ОМЦНТ, Областная Обл.бюджет обрядами, и самодеятельных коллективов, представляющих раз- янно филармония традициями, личные национальные культуры на договорной основе культурой разных на- 3. Организация ежегодных праздников народов Орен- ежегод- ОМЦНТ, Национальные Местные бюджеты родов, про- буржья (Святки, Масленица, Пасха, Сабантуй, Наурыз но центры живающих и др.) в области 4. Проведение традиционного Шевченковского марта 1998 ОКПУО им.Шевченко, Обл.бюджет ОМЦНТ 5. Организация передвижных выставок, посвященных ежегод- ОМЦНТ, областной Обл.бюджет истории, быту, культуре и искусству народов Орен- но краеведческий му- буржья зей, областной му- зей ИЗО 6. Проведение Дней польской культуры, посвященных 1998 Польский культур- Обл.бюджет 200-летию со дня рождения А.Мицкевича но-просветительский центр "Червонэ маки", ОМЦНТ 7. Проведение праздника дружбы между обществом 1998 ОМЦНТ, областное Обл.бюджет дружбы "Казахстан-Россия" и Домом дружбы народов объединение Дом г.Оренбурга дружбы народов 8. Проведение праздника татарской культуры на базе 1998 ОМЦНТ, ТОЦ Обл.бюджет Переволоцкого района 9. Проведение Дней Татарстана в Оренбургской об- 1998 ОМЦНТ, ТОЦ Обл.бюджет ласти 10. Чествование трудоармейцев области 1998 ОМЦНТ, областное Обл.бюджет 2000 общество "Возрожде- ние" 11. Проведение праздника "День немецкой семьи" 1998 ОМЦНТ, областное Обл.бюджет 2000 общество "Возрожде- ние" 12. Проведение Дней Оренбургской области в Башкор- 1998 ОМЦНТ, областное Обл.бюджет тостане общество башкир 13. Проведение Дней русской духовности и культуры 1998 ОМЦНТ, Русский на- Обл.бюджет 2000 циональный центр 14.Проведение Дгнй казахской культуры, посвященных 1999 Общество "Казах ти- Обл.бюджет 10-летию создания общества "Казах тили" в Оренбург- ли" ской области 15. Проведение областного телевизионного конкурса 1998 Комитет по культуре Обл.бюджет "Русская песня" 2000 и искусству 16. Проведение областного праздника Дружбы народов 1999 ОМЦНТ Обл.бюджет "Венок дружбы" 17. Проведение областного фестиваля белорусско-ук- 1999 ОМЦНТ Обл.бюджет раинской культуры 18. Проведение областного башкирского "Сабантуя" 1998 ОМЦНТ, областное Обл.бюджет общество башкир Поддержка 1. Открыть областной Дом дружбы народов 1998 Комитет по культуре Обл.бюджет деятельности и искусству, ОМЦНТ национальных Комитет по межнацио- культурных нальным отношениям центров 2. Предоставление всем национально-культурным об- 1998 Городские, районные Городские и ществам помещений для культурно-просветительской 2000 администрации районные деятельности бюджеты 3. Создание Центра немецкой культуры 1998 Областное немецкое Обл.бюджет общество "Возрожде- ние" 4. Создание областного польского культурного центра 1999 Общество "Червонэ- Обл.бюджет маки" 5. Создание региональной татарской националь- 1998 ТОЦ Обл.бюджет но-культурной автономии 6. Установить в г.Оренбурге мемориальную доску Ризе 1998 ТОЦ Обл.гор.бюджет Фахретдинову 7. Создание региональной казахской националь- Областное общество Обл.бюджет но-культурной автономии "Казах тили" 8. Создание региональной башкирской националь- 1998 Областное общество Обл.бюджет но-культурной автономии башкир Издатель - 1. Издание межнационального сборника оренбургских 1998 ОМЦНТ Обл.бюджет ская дея- композиторов тельность 2. Издание сборника "Обычаи, обряды и традиции на- 1999 ОМЦНТ Обл.бюджет родов Оренбуржья" 3. Издание сборника "Национальные праздники и фес- 2000 ОМЦНТ Обл.бюджет тивали" 4. Издание сборника"Методика библиотечных материа- 1999 Комитет по межнаци- Обл.бюджет лов "В помощь работе с национальной литературой" ональным отношениям Областная библиоте- ка им.Н.К.Крупской 5. Издание энциклопедического справочника "Этно- 1998 Комитет по межнаци- Обл.бюджет культурная мозаика Оренбужья" ональным отношениям 6. Издание материалов научно-практических конферен- 1998 Комитет по межнаци- Обл.бюджет ций по этнической истории, национальной культуре, 2000 ональным отношени- родному языку народов Оренбуржья ям, областное отде- ление МОО "Научное общество этнографов и антропологов" Подготовка 1. Организация целевой подготовки национальных кад- посто- Комитет по культуре Обл.бюджет кадров для ров в учебных заведениях Казани, Уфы, Саранска, Ал- янно и искусству, отделы учреждений ма-Аты, Киева, Чебоксар на договорной основе культуры районов и культуры городов националь- ных сел и 2. Введение в программу курсов повышения квалифика- посто- Комитет по культуре Бюджеты городов повышение ции работников культуры курса лекции по истории янно и искусству, курсы и районов их квали- культуры, этнографии, фольклору народов, проживаю- повышения квалифи- фикации щих в Оренбуржье кации 3. Проведение областных семинаров-практикумов для Обл.бюджет руководителей национальных коллективов:

- славянских коллективов 1998 ОМЦНТ - тюрско-язычных коллективов 1999 ОМЦНТ V. МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Основные ¦ Мероприятия по реализации основных направлений ¦ Сроки ¦ Ответственный ¦ Источники направления ¦ ¦ выпол- ¦ исполнитель ¦ финансирования деятельности¦ ¦ нения ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Совершенст- 1. В планах развития образовательных учреждений ра- 1998 - Местные администра- Бюджеты ГУО, вование на- йонов и городов области предусмотреть (в соответс- 2000 ции, Рай/гор ОО, УО районные, циональных твии с желанием детей и родителей) открытие нацио- городские образова- нальных ДДУ, школ, групп в ПТУ бюджеты тельных уч- реждений 2. Пересмотреть и внести соответствующие коррективы 1998 - ГУО, Рай/гор УО Бюджеты райо- в заказы на учебники и учебно-методическую литера- 2000 нов, городов туру национальных школ 1998-1999 г.г. и последующие годы 3. Оказание содействия и поддержки национальным и 1998 - ГУО, местные адми- Бюджеты райо- общественным центрам в открытии и функционировании 2000 нистрации нов, городов воскресных школ, других альтернативных учебных за- ведений, а также кружков, факультетов по изучению родных языков, национальных культур Обновление 1. Провести анализ результатов учебно-воспитатель- сентя- ГУО, руководители Бюджеты ГУО, содержания ной работы национальных образовательных учреждений брь ОО, рай/гор УО, рай/гор УО, ОО школьного за 1997-1998 г.г. и наметить меры по повышению ре- 1998 школ и допол- зультативности общеобразовательной подготовки, вос- нительного питания учащихся с учетом развития образования образова- ния 2. Разработка учебных программ по истории этносов, 1998 - ИУУ Местные бюджеты культуре, национальным традициям татарского, баш- 2000 кирского, казахского, мордовского народов 3. Внедрение учебных планов для национальных школ, 1998 - ГУО, рай/гор УО, ОО Бюджеты ГУО, использование регинального и школьного компонента 2000 рай/гор УО, ОО для изучения национальной культуры и истории народов 4. Осуществление взаимодействия с министерствами ГУО, рай/гор УО, ОО Областной, образования Татарстана, Башкортостана, Мордовии, местные бюдже- Чувашии и Казахстана по направлениям: ты - обеспечение школ учебными, методическими пособия- ежегод- ми на родных языках; но - подготовка учителей родного языка и литературы; -"- - участие в республиканских олимпиадах по родным языкам победителей областного тура;

- обучение одаренных детей на родных языках в на- -"- ГУО, КиМ.Н.О.

циональных гимназиях гг.Казани, Уфы, Саранска, Че- боксар, Актюбинска 5. Проведение областных олимпиад по родным языкам ежегод ГУО, ИУУ Обл.бюджет для старшеклассников национальных школ но 6. Принять участие в региональном и межрегиональном Обл.бюджет конкурсах "Люби и знай родной язык" 7. Разработка и апробация экспериментальных прог- 1998 - Оренбургский гос. Бюджет г.Орен- рамм для национальных образовательных учреждений 2000 педуниверситет, ГУО бурга 8. Организация кружков прикладного народного твор- Обл.комитет по Рай/гор бюдже- чества по приготовлению блюд национальной кухни в делам молодежи ты школах и домах творчества школьников.

Проведение выставок изделий, поделок, конкурсов ежегод- Рай/гор УО, ОО лучшего умельца но 9. Организация и проведение праздников дружбы, 1999 Рай/гор УО,ОО Бюджеты городов встреч учащихся национальных школ и районов 10. Создание в школах и домах творчества школьников 1998 - Рай/гор УО, ОО Бюджеты городов коллективов художественной самодеятельности на род- 2000 и районов ных языках, кружков художественного слова, вокаль- ных и фольклорных ансамблей, драматических коллек- тивов. Проведение смотров, конкурсов чтецов, песен на родных языках 11. Проведение фольклорных праздников. дней нацио- ежегод- Отделы образования Областной, го- нальных культур но совместно с отдела- родские, рай- ми культуры онные бюджеты 12. Разработка маршрутов и рекомендации по изучению 1999 ИУУ, обл.станция Обл.бюджет истории родного края юных туристов 13. Обобщение опыта работы школ по созданию музеев 1998 Обл.станция юных Обл.бюджет национальной культуры и распространение его среди туристов национальных школ 14. Проведение в школах и ПТУ читательских конфе- 1998 - Администрации школ Районные, ренций по книгам национальных авторов 2000 и ПТУ совместно с городские библиотеками бюджеты 15. Открытие в школах и ДЮСШ секции национальных Комитет по физкуль- видов борьбы, проведение соревнований, первенств, туре и спорту спартакиад.

16. Организация областных профильных лагерей для 1998- Комитет по делам Обл.бюджет углубленного изучения родных языков, литературы, 2000 молодежи админи- национальной истории и культуры: страции области, - на базе Асекеевского района - 50 чел.; ГУО, рай ОО - на базе Кувандыкского района - 50 чел.;

- на базе Новоорского района - 50 чел.

Работа с 1. Обеспечить своевременное прохождение курсов по- 1998 - ИУУ, ГУО, рай/гор Бюджеты ГУО, кадрами вышения квалификации учителей русского и родных 2000 УО, ОО рай/гор ОО, УО, языков в Оренбурге, башкирского языка - в Уфе, ка- администрации захского языка - в Алма-Ате, Актюбинске, мордовского районов, горо- языка - в Саранске, чувашского языка - в Чебокса- дов рах, татарского - в Казани, немецкого языка - в Бар- науле в соответствии с графиком, разработанным ИУУ 2. Провести семинары-практикумы по проблемам разви- ГУО, рай/оо, коми- тия родных языков: тет по межнациональ- - татарского языка (Матвеевский район) 1998 ным отношениям адми- обл.бюджет - башкирского языка (Александровский район) 1999 нистрации области - мордовского языка (Бугурусланский район) 2000 3. Обеспечить подготовку педагогических кадров для посто- ГУО, ОГПУ, педкол- Обл.бюджет национальных образовательных учреждений янно леджи г.Оренбурга, Орска, Бугуруслана 4. В плане работы ИУУ (кабинета национальных школ) посто- Бюджеты гор/ с национальными школами предусмотреть: янно рай ОО, УО - проведение проблемных курсов передового педагоги- ческого опыта на базе национальных школ;

- изучение возможностей и подготовка экспертного 1998 УМН, ИУУ, эксперт- Бюджеты ИУУ, заключения об организации в области национальной ная группа ГУО школы, национальной гимназии, лицея, колледжа 5. Оказание помощи по подбору абитуриентов на учебу посто- ГУО, национальные в вузах и колледжах области по специальности: учи- янно общественные цент- тель башкирского, казахского, мордовского, немецко- ры, объединения, го, татарского, чувашского языков комитет по межнаци- ональным отношениям МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Основные ¦ Мероприятия по реализации основных направлений ¦ Сроки ¦ Ответственный ¦ Источники направления ¦ ¦ выпол- ¦ исполнитель ¦ финансирования деятельности¦ ¦ нения ¦ ¦ -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Заключение договоров о культурном сотрудничестве 1998- Комитет по культуре Обл.бюджет с Башкортостаном, Татарстаном, Мордовией, Чувашией 2000 и искусству и странами СНГ: Украиной, Казахстаном, Арменией, Азербайджаном 2. Участие национальных коллективов области в фес- 1998- Райгоротделы куль - Обл.бюджет тивалях и праздникамх, проводимых в Москве, Уфе, 2000 туры, ОМЦНТ Казани, Саранске, Чебоксарах, Алма-Ате, Киеве 3. Привлечение специалистов из Уфы, Казани, Че- посто- Комитет по культуре Обл.бюджет боксар, Саранска, Алма-Аты, Киева для оказания ме- янно и искусству тодической практической помощи национальным самоде- ятельным коллективам 4. Обеспечение методическими материалами, литерату- Комитет по культуре Обл.бюджет рой учреждений культуры национальных сел и искусству VI. М Е Р О П Р И Я Т И Я по реализации религиозного фактора в развитии национальных культур народов Оренбуржья -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Основные ¦ Мероприятия по реализации основных направлений ¦ Сроки ¦ Ответственный ¦ Источники направления ¦ ¦ выпол- ¦ исполнитель ¦ финансирования деятельности¦ ¦ нения ¦ ¦ -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Организа- Создать экспертно-консультативный совет при комите- 1998 г. Комитет по Бюджет ционная те по связям с религиозными организациями для: (и пос- связям с области деятель- тоянно) религиозны- ность - разъяснения и пропаганды российского законода- ми органи- тельства о свободе совести; зациями - юридического обоснования решений администрации области, принимаемых в сфере государственно-церков- ных отношений гражданских правоотношений, прав и обязанностей в вопросах государственно-церковной собственности;

- оказания организационной и технической помощи в правоприменительной практике администрациями на местах отдельным гражданам и религиозным организа- циям различных вероисповеданий;

- изучения и учета религиозного фактора в межнацио- нальных отношениях;

- координации деятельности комитета по связям с ре- лигиозными организациями с органами юстиции, суда, прокуратуры и милиции.

Научно-ис- 1. По согласованию с администрацией области, Патри- 1998- Комитеты по Внебюд следова- архией РПЦ осуществить мероприятия по подготовке и 1999 связям с жетный тельская и проведению 200-летнего юбилея Оренбургской Епархии религиозны- фонд собиратель- (по особому плану). ми органи- ная работа зациями, по изуче- по межнаци- нию истории ональным религий, отношениям, религиозных культуре и процессов искусству, среди насе- ОООБФ "Со- ления облас- весть" ти 2. Подготовка и публикация исторических материалов, 1998- Комитет по ОООБФ освещающих становление, развитие и жизнь традицион- 2000 связям с "Совесть" ных для Оренбуржья конфессий. религиозны- ми органи- зациями 3.Проведение социологических исследований по теме ежегодно Комитет по Обл.бюджет "Религиозные процессы в Оренбуржье", с дальнейшим связям с отражением их результатов в ежегодных отчетах и ин- религиозны- формациях в Правительство РФ и Администрацию Прези- ми органи- дента РФ. зациями, областная библиотека им.Крупской Издатель- Подготовить и выпустить справочник "Свобода совес- 1998 г. Комитет по Обл.бюджет ская дея- ти, конфессии и религиозные объединения в Оренбург- связям с тельность ской области" религиозны- ми органи- зациями Подготовка Проведение семинаров с ответственными работниками Ежегод- Комитет по Обл.бюджет кадров администраций городов и районов области, ведающих но связям с вопросами государственно-церковных отношений по религиозны- вопросам практической реализации положений нового ми органи- Закона РФ "О свободе совести и религиозных объеди- зациями, нениях" курсы повы- шения ква- лификации Организаци- С целью совершенствования системы анализа религиоз- Весь Комитет по Обл.бюджет онно-анали- ной обстановки в области, фиксации изменений в сфе- период связям с тическая ре государственно-церковных отношений, пополнения религиозны- деятельность банка данных и его информативной базы поставить на ми органи- компьютерный учет всю конфессионально-религиозную зациями структуру области.

VII. СИСТЕМА МЕР ПО РАЗВИТИЮ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ДУХОВНЫХ ЗАПРОСОВ НАРОДОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ОБЛАСТИ -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Основные ¦ Мероприятия по реализации основных направлений ¦ Сроки ¦ Ответственный ¦ Источники направления ¦ ¦ выпол- ¦ исполнитель ¦ финансирования деятельности¦ ¦ нения ¦ ¦ -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Работа 1. Издание областных газет "Яна вакыт" на татарском посто- Учредители газет, Обл.бюджет, печати языке, "Айкап" на казахском языке, "Караван-Сарай" янно национальные объ- учредители, на башкирском языке, "Лисьмапря" на мордовском язы- единения, админист- спонсоры, ке, "Криница" на украинском языке, "Оренбургераль- рация области доход редакций гемайне" на немецком языке.

2. Введение в практику работы районных, городских посто- Администрации райо- местные бюджеты редакций регулярного выпуска страниц, полос, посвя- янно нов, городов, ре- щенных проблемам народов, проживающих на данной дакции газет территории.

3. В районах компактного проживания татарского, 1998- Редакции газет, об- местные бюджеты башкирского, казахского, мордовского, чувашского, 2000 щественные нацио- украинского, немецкого населения организовать пос- нальные объедине- тоянно действующие корреспондентские посты ния, организации Союза журналистов 4. Осуществлять публикацию в областной, городской, посто- Комитет по межнаци- Обл.бюджет, районной печати серии научно-популярных статей, янно ональным отношени- местные бюджеты раскрывающих адресную концепцию национальной поли- ям, комитет по пе- тики в области, ход реализации ее программы чати, научно-мето- дический совет, ре- дакции горрайгазет 5. Продолжить издание ежеквартального информацион- 1998- Комитет по межнаци- Обл.бюджет ного вестника "Жизнь национальностей Оренбуржья" 2000 ональным отношени- ям Работа ра- 1. Совершенствовать сложившуюся в области систему 1998- ГТРК "Оренбург", Обл.бюджет дио и теле- национального вещания. Организация регулярных теле- 2000 информационно-ана- видения радиопередач на языках народов, компактно проживаю- литический центр щих в Оренбуржье. Производить обмен теле-и радиопе- администрации об- редачами делегациями журналистов из соседних респуб- ласти лик (на основе подписанных Соглашений) 2. Продолжить работу по организации установки теле- 1998 Городская, районная Обл.бюджет визионного ретранслятора в г.Бугуруслане для приема администрации теле- радиопередач из г.г.Казани и Санкт-Петербурга 3. Закупка и обмен кассетами с записанными телера- 1998- ГТРК "Оренбург" Обл.бюджет диопередачами на родных языках с Республиками Та- 2000 тарстан, Башкортостан, Мордовии, Чувашии, Удмуртии и странами СНГ: Украиной и Казахстаном 4. Создание серии телефильмов о жизни, истории, 1998- Государственная Обл.бюджет традициях и обычаях народов, проживающих в Орен- 2000 телекинорадиокомпа- буржье ния "Оренбург" VIII. НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Основные ¦ Мероприятия по реализации основных направлений ¦ Сроки ¦ Ответственный ¦ Источники направления ¦ ¦ выпол- ¦ исполнитель ¦ финансирования деятельности¦ ¦ нения ¦ ¦ -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Уточнять и корректировать научно обоснованную мо- 1998- Научно-методический Областной бюджет дель региональной национальной политики и программу 2000 совет при комитете ее реализации в области по межнациональным отношениям адми- нистрации области 2. Создание информационной базы по теории и практике 1998- Комитет по межнаци- Областной бюджет межнациональных отношений в регионе (на базе об- 1999 ональным отношени- ластной научной библиотеки им.Н.К.Крупской) ям, областная биб- лиотека им.Н.К.Круп- ской 3. Организация системы учебы (семинаров) по теме: "На- 1998- Комитет по межнаци- Областной бюджет циональная политика в России (Оренбуржье): история, 2000 ональным отношени- проблемы, перспективы" для представителей органов ям, организационно- государственной власти городов и районов области аналитический отдел 4. Комплексная разработка проектов по национальной 1998- Научно-методический Областной бюджет проблематике в исследованиях ученых Оренбуржья 2000 совет при комитете по межнациональным отношениям адми- нистрации области, областное отделение МОО "Научно е об- щество этнографов и антропологов" 5. Издание учебных и методических пособий по курсам 1998- Научно-методический Областной бюджет этнографии, этносоциологии, этнопсихологии, геопо- 2000 совет при комитете литики, теории истории национальной культуры, этни- по межнациональным ческой истории, литературоведения, лингвистики отношениям адми- нистрации области 6. Проведение научно-практических конференций по проб- 1998- Научно-методический Федеральный бюд- лемам этнической истории, перспективам сохранения, 2000 совет при комитете жет, возрождения и развития культуры, родных языков на- по межнациональным Областной бюджет родов Оренбуржья. Издание материалов по итогам кон- отношениям адми- ференции. нистрации области, областное отделение МОО "Научное об- щество этнографов и антропологов", Оренбургский науч- но-исследователь- ский центр истории народов Южного Ура- ла, администрации районов, городов 7. Проведение социологического мониторинга по пробле- 1998- Комитет по межнаци- Областной бюджет мам межнациональных отношений, оценки и прогнозиро- 2000 ональным отношениям вания этнополитической ситуации в регионе 8. Организация научных этнографических экспедиций по 1998- Областное отделение Областной бюджет районам и городам области по изучению быта, обря- 2000 МОО "Научное об- дов, обычаев народов Оренбуржья щество этнографов и антропологов", Краеведческий музей 9. Проведение регионального конгресса этнографов и 1998 Комитет по межнаци- Областной бюджет антропологов, специалистов по этнической истории ональным отношени- ям, областное отде- ление МОО "Научное общество этнографов и антропологов" 10. Разработать и внедрить региональный компонент со- 1998- Главное управление Областной бюджет держания национального образования 2000 образования админис- трации области 11. Открыть кафедру "Развитие национального образования 1998 ИУУ Областной бюджет и межнационального взаимодействия" при институте усовершенствования учителей 12. Создать информационную карту (банк данных) для ана- 1998- Информационно-ана- Областной бюджет лиза демографических изменений в области, фиксации 2000 литический центр изменений в сфере национальных отношений администрации об- ласти 13. Продолжить работу по открытию в ВУЗ(ах) области, на 1998- Комитет по межнаци- Областной бюджет кафедрах истории, политологии, философии спецкурсов 2000 ональным отношени- по основам конфликтологии ям, комитет по нау- ке администрации области 14. Открыть отдел этнографии и национальных культур в 1998 Комитет по межнаци- Областной бюджет краеведческом музее ональным отношени- ям, комитет по культуре и искусс- тву администрации области, краевед- ческий музей 15. Открыть общественный институт по изучению истории 1998 ТОЦ, комитет по меж- Областной бюджет татар им.М.Джалиля национальным отноше- ниям 16. Семинар с участием Совета Европы по интеграции на- 1998 Комитет по межнацио- Федеральный бюд- циональных меньшинств в гражданское общество нальным отношениям жет, областной бюджет IX. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Постоянное накопление и системный анализ социологической и иной информации о жизни народов, проживающих в Оренбуржье, являются обязательным условием успешной реализации настоящей программы. На этой основе возможна не только оценка складывающейся в каждый конкретный момент времени социально-этнической ситуации, но и внесение коррективов в ранее принятые решения, а также прогнозирование национальных отношений.

Информационно-аналитическое обеспечение программы должно опираться на междисциплинарные исследования, базирующиеся на комплексном подходе к изучению жизни народов. Приоритетными направлениями научных исследований являются те, которые дают информацию о состоянии социокультурной среды (включая человеческий потенциал), способной содействовать прогнозированию социально-культурных процессов, выявлению культурных потребностей населения области. К ним относятся:

- социальный паспорт области: социальная, социопрофессиональная, этническая структуры, демографическая ситуация и динамика региона;

- политический паспорт области: структура политических сил, цели политики и поведения национальных групп, партий и движений, действий национальных элит и административных аппаратов;

- динамика социальной и политической обстановки в области, факторы напряженности и безопасности;

- согласование конфликтных альтернатив политического и экономического развития области;

Анализируются несколько групп факторов, определяющих этнополитическую ситуацию в Оренбуржье.

1. Социально-экономические:

- современный и перспективный материальный уровень этнических групп, уровень дифференциации доходов;

- обеспеченность безопасности жизненных стандартов от экономических потрясений кратко- и долгосрочного характера;

- состояние экономических отношений, эффективность макроэкономического регулирования.

2. Социологические:

- совместимость жизненных стандартов этнических групп с поддержанием физических и духовных сил;

- криминогенная ситуация;

- уровень риска применения насилия;

- уровень риска этнополитических конфликтов.

3. Политические:

- совместимость жизненных стандартов этнических групп с защитой гражданских свобод и прав человека;

- уровень и динамика политического участия в этническом аспекте;

- структура государственной власти области;

- руководящий состав государственных органов области в этническом отношении;

- внутриполитическая стабильность, состояние политического контроля и управления.

Выполнение этих задач реализуют информационно-аналитический центр администрации области, комитет по межнациональным отношениям совместно с другими структурными подразделениями, занимающимися сферой межнациональных отношений. В задачу центра входят регулярный сбор стандартизированной информации, фиксация изменений этносоциальных показателей.

Информационно-аналитический центр обеспечивает также проведение социологических исследований мониторингового типа, регулярных опросов населения, анализ специальной литературы, периодики и т.д.

X. МЕХАНИЗМ ПО РЕАЛИЗАЦИИ И КОНТРОЛЮ ПРОГРАММЫ Глава администрации области:

организует реализацию указов Президента, постановлений Правительства Российской Федерации, Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, решений Законодательного Собрания области по национальным вопросам, Совета по делам национальностей, выходит с предложениями к Президенту, Правительству России, ассоциации "Большой Урал", в Законодательное Собрание области по национальным проблемам; координирует вопросы реализации программы между Правительством России, областной администрацией и органами местного самоуправления; не реже раза в год заслушивает ответственных лиц администрации по реализации программы, получает постоянную информацию по национальным проблемам;

обеспечивает содействие всестороннему развитию народов, населяющих область, выравниванию социально-экономических и культурных условий их жизни.

Заместители главы администрации области:

организуют выполнение указов Президента, постановлений Правительства, главы администрации области и его распоряжений по национальным проблемам, разделов программы по направлениям своей деятельности, представляют достаточную и достоверную информацию глав администраций области и друг другу по этим проблемам, анализируют ход реализации программы; обеспечивают участие подчиненных им управлений и отделов, областных производственных объединений, предприятий, учреждений в реализации программы, в работе комиссий Законодательного Собрания и администрации области, занимающихся национальными вопросами и реализацией программы.

Руководитель информационно-аналитического центра (ИАЦ):

руководит координационным советом по национальным проблемам, всеми структурами при администрации области, занимающимися реализацией программы, ежеквартально рассматривает вопросы реализации программы, организует ее реализацию на территории области.

Финансовое управление администрации области обеспечивает финансирование утвержденной программы, обоснование расчетов и определение источников финансирования по развитию национальной культуры народов, при формировании бюджета области обеспечивает совместно с заинтересованными управлениями и отделами администрации выделение целевых ассигнований; изыскивает возможности и источники дополнительных целевых ассигнований в ходе реализации программы; обеспечивает максимальное финансирование расходной части бюджета, направляемое на развитие образования, культуры, науки, средств массовой информации.

Главное управление образования администрации области организует реализацию мер по обновлению содержания образования, использованию регионального и школьного компонента учебных программ, факультативных курсов для изучения родных языков, литератур, национальных культур, истории этноса, быта народов Оренбуржья.

Является главным организатором - координатором раздела (подпрограммы) "Система мер по развитию национальной системы образования".

Комитет по культуре и искусству администрации области обеспечивает культурное развитие народов на основе полной свободы сохранения традиций, самобытности, взаимообогащения и приумножения национальных ценностей;

реализует раздел (подпрограмму) "Система мер по сохранению и развитию культурно-национальной самобытности народов".

Управление печати и информации администрации области, Государственная телерадиокомпания "Оренбург" обеспечивают информацией население по национальным проблемам, о ходе реализации программы, поднимают проблемные вопросы развития языка и культуры, способствуют развитию средств массовой информации, удовлетворяющих потребности народов, населяющих область.

Комитет по науке, высшей школе и региональной политике образования координирует научно-исследовательскую работу по национальным проблемам, отслеживает внедрение их результатов с целью реализации и корректировки программы, участвует в организации научно-практических конференций, семинаров по национальным проблемам.

Управление международных и внешнеэкономических связей администрации области способствует установлению связей с другими государствами, устанавливает внешнеэкономические связи в интересах социальной инфраструктуры для компактно проживающих этнических групп.

Комитет по межнациональным отношениям проводит постоянный мониторинг по национальным проблемам, по реализации программы и вносит рекомендации в соответствующие органы, управления, комитеты Законодательного Собрания;

обеспечивает текущий, постоянный контроль за ходом реализации программы всеми управлениями, отделами администрации области, анализирует проблемы, причины недостаточной реализации программы;

разрабатывает рекомендации по устранению этих причин; готовит проекты управленческих актов, в реализации которых необходимо участие разных уровней управления, нескольких управлений и отделов администрации области, направленных на реализацию программы в целом или ее части;

обобщает и представляет руководству администрации области информацию о ходе реализации программы и о роли (исполнительности) управлений и отделов администрации области в реализации программы; обеспечивает реализацию ряда мероприятий программы с учетом национальных особенностей населения, готовит совещания по вопросам реализации программы.

Комитет по связям с религиозными организациями администрации области способствует созданию условий для осуществления гражданам всех национальностей прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в том числе и по вопросам свободы совести и вероисповедания.

Миграционная служба Оренбургской области осуществляет управление и контроль за миграционным потоком, информирует об этих процессах комитет по межнациональным отношениям администрации области.

Общественные национальные формирования содействуют реализации программы, а также активному участию населения в реализации программы.

Примечание: Финансирование мероприятий из горрайбюджетов и их выполнение горрайадминистрациями, а также организациями, объединениями, не входящими в состав областной администрации, производятся по согласованию с исполнителями.

XI. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ --------------------------------------------------------------------- № №¦ ¦ Пери- ¦ ¦ Ответственные п/п¦ Мероприятия ¦ одич- ¦ Сроки ¦ структуры, ¦ ¦ ность ¦ ¦ службы --------------------------------------------------------------------- 1. Довести программу до Миннаца до 1.02 Комитет по межнаци- России, до городов и районов 1998 ональным отношениям области, управлений, комите- администрации облас- тов и отделов администрации ти области 2. Обеспечить представление ин- 1 раз в Управления образова- формации, необходимой для полгода ния, комитеты по ис- контроля за реализацией прог- кусству, культуре, раммы печати и информации, по межнациональным отношениям, госте- лерадиокомпания "Оренбург", админи- страции городов и районов 3. Проводить корректировку фи- 1 раз в Июнь- Управления, комитеты нансово-ресурсного обеспече- год ноябрь и отделы, задейство- ния программы на последующие еже- ванные в реализации годы,расчет необходимых целе- годно программы вых ассигнований для реализа- ции программы 4. В порядке контроля рассматри- Регу- Совет по делам наци- вать ход реализации программы лярно ональностей при гла- на заседаниях межнационально- ве администрации го координационного совета, области Совета по делам национальнос- тей при главе администрации области, заслушивать управле- ния, комитеты, отделы адми- нистрации области, ответс- твенных лиц за реализацию программы или ее разделов (по особому плану) 5. Проводить оперативные совеща- 1 раз в Комитет по межнаци- ния по корректировке програм- полуго- ональным отношениям мы, оценке информации обрат- дие администрации облас- ной связи, вопросам организа- ти ции контроля и выработке до- полнительных управленческих актов с целью наиболее пол- ной реализации программы 6. Проводить комплексные провер- Ежеквар- Комитет по межнаци- ки территорий области, управ- тально ональным отношениям лений, комитетов и отделов (по осо- администрации облас- администрации области по реа- бому ти лизации программы и информи- плану) ровать главу администрации области 7. Представлять информацию главе Ежегод- К 10.01 Управления, комите- администрации области о ходе но ты администрации реализации программы с пред- области, ложениями, требующими решения Комитет по межнаци- на его уровне ональным отношениям администрации облас- ти (обобщает) 8. С целью корректировки прог- Ежеквар- Комитет по межнаци- раммы проводить социологичес- тально ональным отношениям кий мониторинг по националь- администрации облас- ным проблемам ти 9. Представлять текущую статис- Ежегод- Оренбургский област- тику по национальному показа- но ной комитет государ- телю ственной статистики 10. Корректировать областную Посто 1998- Управления, комитеты, программу в соответствии с янно 2000 отделы администрации концепцией государственной области национальной политики Рос- сийской Федерации XII. ПРАВОВАЯ БАЗА Программы по реализации модели региональной национальной политики в Оренбургской области 1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России.12.12.93 2. Федеративный договор РФ от 31.03.92 3. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Фе- деративной Социалистической Республики от 12.06.90 4. Декларация о языках народов России от 25.10.91 5. Закон РСФСР от 25.10.91 "О языках народов РСФСР" 6. Закон РСФСР от 10.07.92 "Об образовании" 7. Закон РСФСР от 09.10.92 "Основы законодательства Российской Федера- ции о культуре" 8. Закон РСФСР от 1990 года "О свободе выбора вероисповедания" 9. Федеральный закон "О национально-культурной автономии" от 05.06.96 10. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.96 № 881 "Об утверждении федеральной целевой программы "Русский язык" 11. Постановление Верховного Совета РСФСР от 25.10.91 "О порядке вве- дения Закона РСФСР "О языках народов РСФСР" 12. Постановление Верховного Совета РСФСР от 10.07.92 "О порядке вве- дения в действие Закона Российской Федерации "Об образовании" 13. Постановление Верховного Совета РСФСР от 09.01.91 "Основы законо- дательства Российской Федерации о культуре" 14. Концепция государственной национальной политики Российской Федера- ции от 15.06.96 15. Федеральная целевая программа "Русский язык" от 23.07.96 16. Устав Оренбургской области 17. Закон РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 19.09.97 XIII. СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ РАЗРАБОТЧИКОВ ПРОГРАММЫ 1. Амелин В.В. - председатель комитета по межнациональным отношениям администрации области, доктор исторических наук 2. Горшенин С.Г. - заместитель начальника управления международных и внешнеэкономических связей администрации области, кандидат исторических наук 3. Ермагамбетова С.С. - председатель областного объединения "Дом дружбы народов" 4. Зотова Н.К. - директор Института усовершенствования учителей 5. Капустин В.И. - начальник управления печати и информации администрации области 6. Карташов Л.П. - председатель комитета по науке администрации области, профессор, доктор технических наук 7. Калина И.И. - начальник Главного управления образования администрации области 8. Кухарев В.И. - заместитель начальника финансового управления администрации области 9. Карасевич Ю.М. - заместитель директора ГТРК "Оренбург" 10 Муртазина Р.С. - зам.председателя комитета по межнациональным отношениям 11 Панкова Т.А. - директор педколледжа № 3 12 Прусакова Л.Е. - заведующая отделом управления юстиции администрации области 13 Рагузин В.Н. - председатель комитета по связям с религиозными организациями администрации области, кандидат исторических наук 14 Райзих Л.Л. - генеральный директор производственно-коммерческой ассоциации "Возрождение" 15 Рублев А.И. - директор ОМЦНТ 16 Сковородко Л.П. - директор областной библиотеки им.Н.К.Крупской 17 Телешевский Н.П.- заместитель главы администрации г.Оренбурга 18 Узбеков И.Г. - председатель областного межнационального координационного Совета, кандидат философских наук 19 Федорова А.В. - председатель научно-методического совета при комитете по межнациональным отношениям, доктор исторических наук, профессор 20 Флейшер В.Н. - председатель комитета по культуре и искусству администрации области 21 Шориков В.А. - начальник информационно-аналитического центра администрации области Приложение 2 к распоряжению главы администрации области № 1051-р от 02.12.97 Финансирование мероприятий по реализации Программы региональной национальной политики Оренбургской области на 1998 год 1. Мероприятия по сохранению и развитию национально-культурной самобытности народов:

1.1. Проведение фестивалей национальных культур, смотров-конкурсов детских и взрослых самодеятельных коллективов, дней национальных культур, встреч с писателями, поэтами, мастерами искусств России. Проведение семинаров-практикумов с руководителями национальных самодеятельных коллективов - 350 млн.рублей.

1.2. Реставрация комплекса "Караван-Сарай" - 150 млн.рублей.

1.3. Создание, организация работы "Дома Дружбы народов" - 200 млн.рублей.

2. Мероприятия по научному обеспечению выполнения программы:

2.1. Реализация проекта "Многонациональный мир Оренбуржья". В его рамках проведение исследований и научно-практических конференций по проблемам этнической истории, языков народов Оренбуржья. Издание книг по итогам исследований - 100 млн.рублей.

2.2. Проведение социологических исследований по проблемам межнациональных отношений в области. Организация социологического мониторинга по проблемам национальной жизни - 100 млн.рублей.

3. Меры по развитию средств массовой информации для удовлетворения духовных запросов народов, проживающих в области:

3.1. Поддержка издания областных национальных газет - 20 млн.рублей.

3.2. Ежеквартальный выпуск информационного вестника "Жизнь национальностей Оренбуржья" - 30 млн.рублей.

4. Поддержка национальных организаций:

4.1. Оказание поддержки национальным организациям по их организационному становлению (их регистрация, проведение учредительных и отчетных конференций, пленумов, командировки и т.п.) - 50 млн.рублей.

4.2. Проведение мероприятий в связи с организацией национально-культурных автономий в соответствии с Законом РФ "О национально-культурной автономии" - 1 млрд.рублей.

Итого: 2 млрд.рублей