ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ З А К О Н Утратил силу - Закон Оренбургской области от 04.07.2005 г. № 2357/433-III-ОЗ О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА (В редакции Законов Оренбургской области от 07.03.2003 г. № 65/5-III-ОЗ; от 11.03.2004 г. № 908/151-III-ОЗ) Принято Законодательным Собранием Оренбургской области 25 июня 1997 года Настоящий Закон определяет общие для Оренбургской области организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Оренбургской области (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства или его части в пределах Оренбургской области, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайной ситуации).

Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Оренбургской области, территориальных органов государственной власти (далее - администраций районов), органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно - правовой формы и ведомственной принадлежности (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории области, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайной ситуации - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для чрезвычайных ситуаций опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях - комплекс экономических, организационных, инженерно - технических и социальных мероприятий, обеспечивающих создание и поддержание минимальных условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей во время осуществления эвакуации, на ее маршрутах и в местах размещения эвакуируемых.

Источник техногенной чрезвычайной ситуации - объект промышленности, энергетики, коммунального хозяйства или транспорта, в результате деятельности которого на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Потенциально опасный объект - объект, на котором единовременно используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро - взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества или иные вещества, создающие реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.

Статья 2. Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Оренбургской области.

Статья 3. Цели настоящего Закона Целями настоящего Закона являются:

- предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

- снижение размеров ущерба, потерь и ограничение масштабов чрезвычайной ситуации;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения в результате возникновения чрезвычайных ситуаций.

Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.

Статья 4. Оренбургская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Оренбургская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Оренбургская территориальная подсистема) состоит из звеньев и объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти области, администраций районов, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и является частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами Оренбургской территориальной подсистемы являются:

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- осуществление целевых и научно - технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- подготовка населения и должностных лиц органов управления к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- прогнозирование и оценка социально - экономических последствий чрезвычайных ситуаций, организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов;

- создание резервов финансовых, материально - технических, продовольственных ресурсов и медицинских средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которое определяется рамками принятых соглашений, договоров и других нормативных правовых актов Российской Федерации и Оренбургской области.

- Организация, состав сил и средств, порядок деятельности Оренбургской территориальной подсистемы и ее звеньев определяются нормативными правовыми актами Оренбургской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 5. Классификация зон чрезвычайных ситуаций Чрезвычайные ситуации на территории Оренбургской области в зависимости от количества людей, пострадавших в этих чрезвычайных ситуациях, размера материального ущерба, границ зон распространения и других факторов подразделяются на чрезвычайные ситуации трансграничного, федерального, территориального, местного и локального уровней.

Статус зон чрезвычайных ситуаций устанавливает областная комиссия по чрезвычайным ситуациям и утверждается начальником гражданской обороны.

Статья 6. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Оренбургской области руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации и по согласованию с исполнительными органами государственной власти, администрациями районов и органами местного самоуправления, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации.

Статья 7. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствия, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти, администраций районов, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти Оренбургской области, администрации районов, органы местного самоуправления и администрации организаций организуют оперативное и достоверное информирование населения через средства массовой информации, другими возможными способами о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, порядке действий, способах защиты населения от них.

Сокрытие, несвоевременное предоставление либо предоставление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок обеспечения населения, органов государственной власти области, администраций районов, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и Оренбургской области.

Порядок сбора и обмена информацией по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Оренбургской области между органами исполнительной власти области, администрациями районов, органами местного самоуправления, органами управления объектов экономики и постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяется в соответствии с действующим законодательством.

Все средства массовой информации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности обязаны передавать информацию с момента угрозы возникновения чрезвычайной ситуации и до ее ликвидации, поступающую от дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям вне всякой очереди и безвозмездно.

Статья 8. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся заблаговременно с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования сил и средств.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органами местного самоуправления, администраций районов, органов исполнительной власти Оренбургской области, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. Обеспечение безопасности в организациях соответствующей территории, а также создание финансовых и материально-технических резервов для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций и их последствий являются обязательной составной частью деятельности каждой организации - потенциального источника техногенных чрезвычайных ситуаций, органов государственной власти области, администраций районов и органов местного самоуправления.

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ, АДМИНИСТРАЦИЙ РАЙОНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 9. Полномочия Законодательного Собрания Оренбургской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Законодательное Собрание Оренбургской области: - принимает в соответствии с Федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также их последствий;

- осуществляет иные полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Статья 10. Полномочия администрации Оренбургской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Администрация Оренбургской области: - определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Оренбургской области и настоящим Законом основные направления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их выполнение;

- определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности органов исполнительной власти области, администраций районов и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляет руководство Оренбургской территориальной подсистемой;

- формирует комиссию по чрезвычайным ситуациям области, эвакуационную комиссию области и комиссию по повышению устойчивости функционирования объектов экономики области, осуществляет руководство и координацию действий соответствующих служб, организаций, функционирующих на территории области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- создает при органах исполнительной власти области постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- организует проведение научных исследований и разработку специальных областных программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их выполнение;

- определяет объемы и задания областных резервов финансовых, материально-технических, продовольственных ресурсов и медицинских средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также сроки накопления, порядок использования и восполнения указанных резервов, определяет места их хранения;

- принимает решения о введении соответствующих режимов функционирования Оренбургской территориальной подсистемы и ее звеньев, о персональном руководстве в организации и проведении аварийно-спасательных работ, при недостаточности собственных сил и средств обращается к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;

- определяет порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядок обмена указанной информацией между исполнительными органами государственной власти, а также территориальными органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;

- осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;

- организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживает общественный порядок в ходе их проведения;

- организует и контролирует проведение декларирования объектов по территориальному принципу;

- координирует работу по созданию единого российского страхового фонда документации промышленных объектов повышенного риска и объектов жизнеобеспечения населения;

- принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивает их проведение;

- содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

- финансирует мероприятия по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций территориального уровня;

- принимает решение о потребности в ресурсах для проведения аварийно-спасательных работ и полного восстановления объектов на основании представленных расчетов;

- финансирует мероприятия по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий местного уровня при недостаточности сил и средств администраций районов и органов местного самоуправления;

- проводит заслушивание руководства администраций районов, органов местного самоуправления и руководителей организаций по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

- Глава администрации Оренбургской области является по должности начальником гражданской обороны области.

Статья 11. Полномочия администраций районов и органов местного самоуправления Оренбургской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Администрации районов и органы местного самоуправления: - создают при администрациях районов и органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих условиях;

- принимают решения о введении соответствующих режимов функционирования звеньев Оренбургской территориальной подсистемы;

- принимают решения о эвакуационных мероприятиях в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

- осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

- осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении, при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти области;

- содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.

- Руководители администраций районов, органов местного самоуправления являются по должности начальниками гражданской обороны.

Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 12. Координирующие органы и органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Оренбургской территориальной подсистемы Координирующими органами Оренбургской территориальной подсистемы являются комиссии по чрезвычайным ситуациям, которые создаются органами исполнительной власти Оренбургской области, администрациями районов, органами местного самоуправления, а также администрациями организаций, предприятий всех форм собственности.

Комиссии по чрезвычайным ситуациям в городах, районах и организациях области возглавляются первыми заместителями глав соответствующих администраций и первыми заместителями руководителей организаций и предприятий.

Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Оренбургской территориальной подсистемы являются постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создаваемые при органах исполнительной власти области, администрациях районов, органах местного самоуправления, на объектах.

Деятельность органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям осуществляется в соответствии с Положением об органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, утвержденным распоряжением главы администрации области.

Органами повседневного управления Оренбургской территориальной подсистемы являются:

- дежурные службы комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней;

- дежурные службы и специализированные подразделения звеньев функциональных подсистем;

- дежурные диспетчерские службы и специализированные подразделения министерств и ведомств, организаций;

- пункты управления органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех уровней и их дежурные службы.

Статья 13. Разграничение функций комиссией по чрезвычайным ситуациям Ликвидацию чрезвычайной ситуации организуют комиссии по чрезвычайным ситуациям. Непосредственное руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации осуществляют:

- объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям - при локальных чрезвычайных ситуациях, распространение которых ограничено производственным помещением;

- объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям с участием при необходимости оперативных групп районных, городских и ведомственных комиссий по чрезвычайным ситуациям - при объектовых чрезвычайных ситуациях, распространение которых ограничено территорией объекта;

- комиссии по чрезвычайным ситуациям администраций районов - при местных чрезвычайных ситуациях, в зависимости от границ распространения чрезвычайной ситуации с участием при необходимости оперативной группы комиссии по чрезвычайным ситуациям области;

- комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления городов и районов области - при местных чрезвычайных ситуациях, в зависимости от границ распространения чрезвычайной ситуации с участием при необходимости оперативной группы комиссии по чрезвычайным ситуациям области;

- комиссии по чрезвычайным ситуациям Оренбургской области - при чрезвычайных ситуациях, распространение которых ограничено территорией области.

Статья 14. Обязанности комиссий по чрезвычайным ситуациям территорий Обязанностями комиссий по чрезвычайным ситуациям являются: - руководство деятельностью Оренбургской территориальной подсистемы и ее звеньев на подведомственных территориях;

- участие в разработке и осуществлении государственных целевых и научно-технических программ по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуациях;

- разработка и осуществление мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, уменьшению ущерба от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, по обеспечению устойчивости работы организаций в условиях чрезвычайных ситуаций;

- организация и координация действий служб постоянного наблюдения и контроля за состоянием природной Среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и оценка их последствий;

- обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- формирование системы экономических и правовых мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, обеспечение технической и экологической безопасности;

- координация работы по созданию резервов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, используемых для покрытия расходов на профилактические мероприятия, содержание и обеспечение аварийно-спасательных формирований, ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий и оказание помощи пострадавшим;

- координация деятельности комиссий по чрезвычайным ситуациям на подведомственных территориях в вопросах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- организация взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям сопредельных областей, городов, районов, с военным командованием и общественными организациями по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- на основании соответствующего решения начальника гражданской обороны о введении режимов функционирования приминают на себя непосредственное руководство функционированием Оренбургской территориальной подсистемы;

- привлечение формирований и трудоспособного населения к аварийно-спасательным, аварийно-восстановительным и другим неотложным работам при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- руководство обучением и подготовкой специалистов Оренбургской территориальной подсистемы и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- анализ, обобщение информации, выработка рекомендаций по действиям населения в чрезвычайной ситуации и доведение их через средства массовой информации;

- участие в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов в области предупреждения, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и их последствий;

Статья 15. Обязанности организаций, предприятий всех форм собственности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Организации обязаны: - планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

- планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; (В редакции Закона Оренбургской области от 11.03.2004 г. № 908/151-III-ОЗ) - создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения с чрезвычайных ситуациях;

- обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

- создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Статья 16. Участие общественных организаций в ликвидации чрезвычайных ситуаций Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, Оренбургской области и со своими уставами.

Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.

Статья 17. Привлечение Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, дислоцированных на территории Оренбургской области, для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

Порядок их привлечения определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 18. Применение сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел Оренбургской области при ликвидации чрезвычайных ситуаций При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации и органы внутренних дел Оренбургской области применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Оренбургской области.

Глава IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПОСТРАДАВШИХ Статья 19. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 1. Граждане Российской Федерации имеют право: - на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

- в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти области, администраций районов, органов местного самоуправления и организаций, предназначенных для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

- быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны и о мерах безопасности;

- обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления, индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

- на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

- на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

- Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством Оренбургской области.

Статья 20. Обязанности граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Граждане Российской Федерации на территории Оренбургской области обязаны:

- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Оренбургской области и органов местного самоуправления по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

- изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

- выполнять установленные правила поведения и рекомендации органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

- при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Глава V. ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 21. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.

Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы. (В редакции Закона Оренбургской области от 11.03.2004 г. № 908/151-III-ОЗ) Статья 22. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в Оренбургскою территориальную подсистему, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, органами государственной власти, администрациями районов, органами местного самоуправления и организациями, предприятиями всех форм собственности.

Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации, независимо от форм собственности.

Глава VI. ПОРЯДОК ФИНАНСОВОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 23. Финансирование целевых программ Финансирование областных целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области.

Статья 24. Финансирование органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Финансирование деятельности постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

(Статья в редакции Закона Оренбургской области от 07.03.2003 г. № 65/5-III-ОЗ) Статья 25. Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций Финансирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в зависимости от уровня чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств:

- организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций; - федеральных органов исполнительной власти; - соответствующих бюджетов; - страховых фондов; - резервных фондов, созданных для финансирования работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- целевых кредитов банков; - других источников. При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 26. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются: - резервы финансовых и материальных ресурсов Оренбургской области - за счет средств областного бюджета;

- резервы финансовых и материальных ресурсов районов области - за счет средств областного бюджета;

- резервы финансовых и материальных ресурсов органов местного самоуправления - за счет средств местных бюджетов;

- резервы финансовых и материальных ресурсов объектов - за счет собственных средств организаций.

Порядок создания и использования резервов, порядок восполнения использованных средств этих резервов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством Оренбургской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Законодательством Оренбургской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организаций ежегодно определяются нормативы отчислений финансовых средств на создание резервов для проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Глава VII. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА, НАДЗОР И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 27. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты насе ления и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуется и проводится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Оренбургской области в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае необходимости экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, может проводиться общественными объединениями и независимыми экспертами, а также специалистами международных экспертных организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 28. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на Оренбургскую территориальную подсистему, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Оренбургской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Оренбургской области.

Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Оренбургской области.

Глава VIII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 30. Международные договоры Российской Федерации и Оренбургской области Если международными договорами Российской Федерации и Оренбургской области установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации и Оренбургской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, то применяются правила международных договоров.

Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 31. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 32. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом Законы и иные нормативные правовые акты области, нормативные правовые акты органов местного самоуправления привести в соответствие с настоящим Законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.

Глава администрации Оренбургской области В.В. Елагин 8 июля 1997 года № 109/28-03