РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Утратил силу - Закон Орловской области от 22.08.2005 г. № 533-ОЗ Об образовании в Орловской области (В редакции Законов Орловской области от 04.10.2001 г. № 216-ОЗ;

от 15.01.2002 г. № 241-ОЗ; от 28.02.2003 г. № 316-ОЗ;

от 29.10.2003 г. № 358-ОЗ; от 12.08.2004 г. № 422-ОЗ) Принят Орловским областным Советом народных депутатов 18 июня 1999 г.

Настоящий Закон регулирует вопросы, отнесенные к компетенции субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области образования.

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Государственная политика в сфере образования 1. В Орловской области сфера образования является приоритетной.

2. В Орловской области реализуется система мер, направленных на развитие непрерывного профессионального образования, включающая в себя обеспечение преемственности начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования; обеспечение его новыми технологиями, включая дистанционное образование.

3. Организационной основой политики Орловской области в сфере образования является областная Программа развития образования, разрабатываемая на конкурсной основе. Конкурс объявляется администрацией Орловской области.

4. Ход реализации областной Программы развития образования ежегодно рассматривается Орловским областным Советом народных депутатов и публикуется в официальном печатном органе.

Статья 2. Законодательство Орловской области в сфере образования 1. Законодательство Орловской области в сфере образования включает в себя Устав (Основной Закон) Орловской области, настоящий Закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Орловской области.

2. Настоящий Закон:

а) разграничивает компетенцию в сфере образования между органами законодательной и исполнительной власти Орловской области;

б) регулирует в рамках установленной компетенции субъектов Российской Федерации вопросы отношений в сфере образования;

в) определяет:

- порядок разработки и контроля реализации региональных программ развития образования с учетом региональных социальноэкономических, экологических, культурных, национальных, демографических и других особенностей развития области, принципы организации, порядок формирования и деятельности государственных и муниципальных органов управления образованием, назначения руководителей этих органов;

- порядок финансирования образовательных учреждений;

- порядок разработки, установления и введения региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

- компетенцию государственного органа управления образованием и органов местного самоуправления по лицензированию образовательной деятельности;

- полномочия государственного органа управления образованием при осуществлении государственной аккредитации образовательных учреждений;

- экономические основы функционирования системы образования области;

г) устанавливает:

- дополнительные к федеральным льготы обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам, а также виды и нормы материального обеспечения обучающихся, воспитанников и педагогических работников;

Статья 3. Понятие системы образования Образование в Орловской области представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

физических лиц, занимающихся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью; государственного и муниципальных органов управления образованием; организаций и учреждений, составляющих инфраструктуру системы образования.

Статья 4. Инфраструктура системы образования Инфраструктуру системы образования Орловской области составляют учреждения и организации, обслуживающие образовательные учреждения, независимо от их организационноправовых форм, типов и видов, а также государственный и муниципальные органы управления образованием и обеспечивающие их образовательную и управленческую деятельность.

К организациям инфраструктуры могут относится внебюджетные фонды развития образования, транспортные, ремонтно-строительные организации, комбинаты питания, общежития, гостиницы, жилищный фонд, дома и базы отдыха, спортивно-оздоровительные и санаторнокурортные организации, спортивные сооружения, издательские и полиграфические предприятия и иные организации и учреждения.

Статья 5. Государственные образовательные стандарты 1. Региональные компоненты государственных стандартов устанавливаются Орловским областным Советом народных депутатов.

Орловская область в лице областного Совета народных депутатов устанавливает региональные компоненты государственных образовательных стандартов.

2. Порядок разработки и введения региональных компонентов государственных образовательных стандартов определяется администрацией Орловской области.

ГЛАВА II СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 6. Социальная защита обучающихся, воспитанников 1. Гражданам, проживающим на территории Орловской области, гарантируется возможность получения дополнительного образования в рамках действующей системы образования, а также свобода выбора вида, формы получения дополнительного образования и дополнительной образовательной программы.

Обучающимся в возрасте до 18 лет гарантируется возможность бесплатного получения дополнительного образования по одной или нескольким дополнительным образовательным программам в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Порядок и условия реализации этих норм устанавливает Коллегия администрации Орловской области или Управление общего и профессионального образования администрации Орловской области, если такое право делегировано ему решением Коллегии администрации Орловской области. (В редакции Закона Орловской области от 28.02.2003 г. № 316-ОЗ) 2. Органы государственной власти Орловской области оказывают содействие гражданам в получении профессионального образования, преимущественно детям и молодежи из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям и молодежи, проявляющим выдающиеся способности в освоении дополнительных образовательных программ, посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом.

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (Дополнен - Закон Орловской области от 12.08.2004 г. № 422-ОЗ) 3. В целях развития творческого потенциала обучающихся, устанавливаются ежегодные областные стипендии для учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, учащихся и студентов начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с Положением, утверждаемым Губернатором Орловской области. (В редакции Закона Орловской области от 28.02.2003 г. № 316-ОЗ) 4. Обучающиеся, воспитанники государственных областных и муниципальных общеобразовательных учреждений обеспечиваются в соответствии с действующими нормативами бесплатным горячим питанием, иными видами льгот и материальной помощи по решению органов государственной власти и местного самоуправления.

5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, функционирующих на территории Орловской области, не допускается взимание платы за ликвидацию академической задолженности (зачетов, экзаменов, лабораторных и практических работ) пользование библиотекой, получение студенческих билетов и зачетных книжек и другие услуги, относящиеся к основной образовательной деятельности.

Статья 7. Социальные гарантии и льготы работникам образовательных учреждений, организаций 1. Педагогическим работникам и другим специалистам, работающим в образовательных учреждениях, организациях, финансируемых за счет средств местного и областного бюджетов, может предоставляться право льготного проезда на общественном транспорте (за исключением такси) в пределах административного района.

2. Работникам образовательных учреждений, организаций (в том числе руководителям образовательных учреждений, деятельность которых связана с образовательным процессом), независимо от нахождения их в отпуске, периода временной нетрудоспособности и отсутствия по другим уважительным причинам, независимо от объема учебной нагрузки, выплачивается ежемесячная денежная компенсация для обеспечения их книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, в размере, предусмотренном действующим законодательством одновременно с выплатой им заработной платы.

3. В целях развития творческого потенциала педагогов, поощрения талантливых работников образовательных учреждений, лауреатов педагогических профессиональных областных конкурсов, молодых ученых устанавливаются ежегодные областные премии в соответствии с Положением, утверждаемым Губернатором Орловской области. (В редакции Закона Орловской области от 28.02.2003 г. № 316-ОЗ) 4. Работникам образовательных учреждений могут предоставляться дополнительные льготы или компенсации.

ГЛАВА III УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 8. Разграничение компетенции в сфере образования между Орловским областным Советом народных депутатов и Коллегией администрации Орловской области (В редакции Закона Орловской области от 29.10.2003 г. № 358-ОЗ) 1. К компетенции Орловского областного Совета народных депутатов в сфере образования относится:

а) определение государственной политики в сфере образования, не противоречащей политике Российской Федерации в данной области;

б) разработка и принятие законодательных и иных нормативных актов Орловской области в сфере образования;

в) утверждение областных программ развития образования с учетом региональных, социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;

г) утверждение региональных компонентов государственных образовательных стандартов в пределах, определенных этими стандартами;

д) формирование бюджета Орловской области в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;

е) установление областных налогов и сборов на цели образования;

ж) установление областных нормативов финансирования образования;

з) установление дополнительных к федеральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников.

2. К компетенции Коллегии администрации Орловской области в сфере образования относится: (В редакции Закона Орловской области от 29.10.2003 г. № 358-ОЗ) а) осуществление государственной политики в сфере образования, не противоречащей политике Российской Федерации в данной области;

б) разработка и реализация областных программ развития образования с учетом региональных, социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;

в) формирование государственного органа управления образованием и руководство им, назначение руководителей этого органа;

г) создание, реорганизация, ликвидация государственных образовательных учреждений областного подчинения, лицензирование образовательной деятельности учреждений в соответствии с Положением о лицензировании, за исключением лицензирования на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. Ликвидация образовательного учреждения (по согласованию с областным Советом народных депутатов) допускается только в случае отсутствия контингента обучающихся, воспитанников, государственного заказа на подготовку специалистов, непригодности к эксплуатации зданий образовательного учреждения;

д) организация финансирования местных органов управления образованием и образовательных учреждений, оказание им посреднических услуг в части материально-технического обеспечения;

е) установление дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

ж) информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация издания учебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин;

з) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных работников;

и) обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации и Орловской области в сфере образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов;

к) издание нормативных документов в пределах своей компетенции.

Статья 9. Компетенция органов местного самоуправления в сфере образования 1. Компетенция органов местного самоуправления в сфере образования регулируется в порядке, установленном федеральными законами, настоящим законом и другими нормативными актами Орловской области, Уставом муниципального образования.

2. Органы местного самоуправления не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к ведению органов законодательной и исполнительной власти Орловской области. (В редакции Закона Орловской области от 28.02.2003 г. № 316-ОЗ) Статья 10. Органы управления образованием 1. На территории Орловской области создаются и действуют государственный и муниципальные органы управления образованием.

(Исключен - Закон Орловской области от 28.02.2003 г. № 316-ОЗ) 2. Компетенция органов государственной власти области в сфере образования реализуется органом специальной компетенции администрации Орловской области (далее именуется орган специальной компетенции области) в соответствии с полномочиями, установленными Законом Орловской области "О системе органов исполнительной государственной власти Орловской области.

Орган специальной компетенции области действует на основании Положения, утверждаемого постановлением коллегии администрации Орловской области.

(Часть 2 в редакции Закона Орловской области от 29.10.2003 г. № 358-ОЗ) 3. Муниципальный орган управления образованием может создаваться (ликвидироваться) решением соответствующего органа местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования.

4. Разграничение компетенции в области образования между государственным органом управления образованием и органами местного самоуправления регулируются соглашением.

Статья 11. Задачи и функции органов местного самоуправления в сфере образования 1. Основными задачами органов местного самоуправления являются:

а) создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на образование;

б) обеспечение эффективного функционирования и развития системы образования на подведомственной территории на основе муниципальной программы развития образования;

в) охрана и защита прав несовершеннолетних путем выполнения функций органа опеки и попечительства;

2. Орган местного самоуправления в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет на подведомственной территории следующие основные функции:

а)утверждает устав муниципального образовательного учреждения (организации);

б)устанавливает порядок приема в муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня;

в)назначает руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;

г)заключает договор с каждым муниципальным образовательным определяющий отношения между учредителем и этим учреждением;

д) закрепляет за муниципальным образовательным учреждением объекты муниципальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области; (В редакции Закона Орловской области от 28.02.2003 г. № 316-ОЗ) е)получает от муниципальных образовательных учреждений ежегодный отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств и проводит его анализ;

ж)осуществляет в установленном порядке за счет средств муниципального бюджета финансирование деятельности подведомственных образовательных учреждений;

з)организует и координирует методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного и школьного возраста на дому;

и)формирует местный бюджет в части расходов на образование;

к)определяет местные нормативы финансирования системы образования в целом и отдельных ее элементов в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории муниципального образовательного учреждения;

л)выдает лицензию муниципальным образовательным учреждениям, реализующим общеобразовательные программы (основные и дополнительные) на право ведения образовательной деятельности на основании заключений экспертных комиссий муниципальных органов управления образованием;

м)осуществляет ежегодную публикацию статистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственной территории;

н)контролирует условия аренды зданий, помещений и иных объектов муниципальной собственности образовательными учреждениями;

о)оказывает на договорных началах посреднические услуги подведомственным образовательным учреждениям (если последние в них нуждаются);

п)принимает меры по обращениям несовершеннолетних, должностных лиц учреждений, организаций и иных граждан при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию и обучению ребенка, либо при злоупотреблении ими (им) родительскими правами;

р)осуществляет контроль за условиями содержания, воспитания и обучения детей, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственной территории и осуществляет защиту прав выпускников указанных учреждений;

с)создает в установленном порядке муниципальные фонды стабилизации и развития сферы образования;

т)координирует работу по профессиональной ориентации молодежи;

у)разрабатывает и реализует целевые муниципальные программы в области образования, стимулирует поисковые и экспериментальные работы, научно-методические исследования в этой области, выступает заказчиком таких программ, работ и исследований;

ф)проводит в подведомственных образовательных учреждениях и организациях инспекторскую и контрольно-ревизионную проверку состояния бухгалтерского учета, отчетности и осуществляет внутриведомственный финансовый контроль, в том числе за целевым расходованием средств, выделяемых из бюджетов всех уровней;

х)организует снабжение муниципальных образовательных учреждений учебниками, учебными пособиями, классными журналами, бланками строгой отчетности, в том числе бланками документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, техническими средствами обучения;

ц)разрабатывает и реализует совместно с выборными профсоюзными органами, общественными организациями, заинтересованными муниципальными органами комплекс мер по охране труда, направленный на обеспечение здоровых и безопасных условий учебы и труда обучающихся, воспитанников и работников сферы образования, а также по их социальной защите;

ч)создает банк данных о кадровом составе муниципальных образовательных учреждений, формирует на основе их заявок заказ на подготовку и переподготовку специалистов, заключает двусторонние и многосторонние договоры с образовательными учреждениями профессионального образования на целевую подготовку (переподготовку) специалистов.

Статья 12. Учредители государственных и муниципальных образовательных учреждений и организаций 1. Учредителем государственных образовательных учреждений и организаций, а также государственных учреждений и организаций инфраструктуры системы образования Орловской области является Коллегия администрации Орловской области или Управление общего и профессионального образования администрации Орловской области, если такое право делегировано ему решением Коллегии администрации Орловской области. (В редакции Закона Орловской области от 28.02.2003 г. № 316-ОЗ) 2. Учредителем муниципальных образовательных учреждений и организаций, а также муниципальных учреждений и организаций инфраструктуры системы образования Орловской области является орган местного самоуправления или муниципальный орган управления образованием, если такое право делегировано ему органом местного самоуправления .

ГЛАВА IV РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Статья 13. Финансирование системы образования 1. Расходы на финансирование системы образования отражаются в консолидированном бюджете Орловской области отдельной строкой и финансируются целевым назначением в объеме средств, определяемых областными нормативами финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов, видов и категорий.

2. Доля расходов на цели развития инновационной образовательной деятельности устанавливается в размере не более 15 % средств, направляемых на финансирование системы образования Орловской области.

3. Финансирование образовательных учреждений осуществляет их учредитель в соответствии с утвержденными нормативами по каждому типу, виду и категории образовательных учреждений и организаций.

4. Областные нормативы финансирования устанавливаются Орловским областным Советом народных депутатов в расчете на одного обучающегося, воспитанника одновременно с принятием Закона Орловской области ''Об областном бюджете на очередной финансовый год'' и не должны быть ниже федеральных нормативов.

5. Муниципальные (местные) нормативы финансирования исчисляются с учетом местной специфики и должны быть достаточными для покрытия средних по данной территории расходов, связанных с образовательным процессом, и не могут быть ниже областных.

В случае недостаточности у муниципальных образований средств на содержание муниципальных образовательных учреждений открытие новых не допускается, а в действующих муниципальных образовательных учреждениях гарантии доступности и обязательности получения основного общего образования реализуются путем выделения субвенций из областного бюджета.

Муниципальные (местные) нормативы финансирования утверждаются органами местного самоуправления по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения.

6. Для малокомплектных сельских школ и рассматриваемых в качестве таковых образовательных учреждений органами государственной власти и органами управления образованием норматив их финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся, воспитанников.

7. Наличие у образовательных учреждений дополнительных финансовых средств, помимо бюджетных, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров бюджетного финансирования, а также снижения финансирования текущего и капитального ремонтов.

8. Государственные внебюджетные фонды поддержки системы образования области создаются в целях объединения средств, поступающих из внебюджетных источников, направляемых на финансирование мероприятий, связанных с реализацией образовательных программ, социальной защиты образования.

9. Образование государственных внебюджетных фондов поддержки системы образования осуществляется в порядке, определяемом администрацией области.

10. Порядок образования муниципальных внебюджетных фондов поддержки системы образования осуществляется в порядке, определяемом органом местного самоуправления.

Статья 14. Строительство образовательных учреждений 1. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления выделяют средства на строительство образовательных учреждений и осуществляют контроль за планированием, проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию на своей территории образовательных учреждений в соответствии с установленными нормами.

В состав приемо-сдаточных комиссий в обязательном порядке включаются представители соответствующих органов управления образованием.

Акты ввода в эксплуатацию образовательных учреждений, подписанные после вступления настоящего Закона в силу без участия представителей органов управления образованием, признаются недействительными.

2. Нормативы минимальной обеспеченности жилых районов образовательными учреждениями определяются органами государственной власти и органами местного самоуправления в зависимости от плотности населения и местных условий.

Статья 15. Льготы по налогам, тарифам на коммунальные услуги и лицензионным сборам на право ведения образовательной и медицинской деятельности Государственным областным и муниципальным образовательным учреждениям, организациям, функционирующим на территории Орловской области, всех типов, видов и категорий, а также негосударственным образовательным учреждениям, имеющим государственную аккредитацию в части предпринимательской деятельности, предусмотренной уставами этих образовательных учреждений, снижается ставка налога на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет, на 4 процентных пункта при условии, что доходы, получаемые от этой деятельности, реинвестируются непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении. (В редакции Закона Орловской области от 28.02.2003 г. № 316-ОЗ) Государственные областные и муниципальные образовательные учреждения, организации, функционирующие на территории Орловской области всех типов, видов и категорий, а также негосударственные образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, освобождаются от уплаты платежей за пользование тепловой и электрической энергией, водоснабжением и канализацией с последующей компенсацией поставщикам фактических затрат в пределах выделенных лимитов из областного и местных бюджетов.

Отключение водо-, газо-, тепло- электроснабжения государственных и муниципальных образовательных учреждений, организаций всех типов, видов, категорий, а также негосударственных дошкольных и общеобразовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, на территории Орловской области без учета требований федерального законодательства запрещается. (В редакции Закона Орловской области от 15.01.2002 г. № 241-ОЗ) Государственные областные и муниципальные образовательные учреждения, дошкольные образовательные учреждения, организации, функционирующие на территории Орловской области, всех типов, видов и категорий, а также негосударственные образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, освобождаются от уплаты лицензионного сбора на право ведения образовательной и медицинской деятельности. (Дополнен - Закон Орловской области от 28.02.2003 г. № 316-ОЗ) Предоставление образовательным учреждениям льгот по налогам и сборам осуществляется в соответствии с законодательством Орловской области. (В редакции Закона Орловской области от 28.02.2003 г. № 316-ОЗ) Решение о предоставлении указанных льгот оформляется законом Орловской области. (В редакции Закона Орловской области от 28.02.2003 г. № 316-ОЗ) Учреждениям, организациям, предприятиям, взявшим на себя частичное или полное содержание и (или) направляющим финансовые средства и учебное оборудование на развитие областных государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снижается ставка налога на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет, на 2 процентных пункта при условии, что доходы, получаемые от этой деятельности, реинвестируются непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении, и суммарно не может превышать объема фактически произведенных затрат. (В редакции Закона Орловской области от 28.02.2003 г. № 316-ОЗ) Статья 16. Оплата труда работников образовательных учреждений, организаций 1. Работникам образовательных учреждений, организаций ставки заработной платы (должностные оклады) устанавливаются на основе Единой тарифной сетки в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями).

2. Образовательные учреждения, организации самостоятельно определяют размер доплат и надбавок работникам на основании положения о порядке установления доплат и надбавок в данном учреждении за счет бюджетных средств и средств от внебюджетной деятельности, утверждаемого руководителем образовательного учреждения, организации.

3. Для государственных и муниципальных образовательных учреждений, учреждений всех типов, видов, категорий, функционирующих на территории Орловской области, независимо от их ведомственной принадлежности, устанавливается следующее соотношение расходов по оплате труда: тарифный фонд (фонд на оплату труда работников по штатному расписанию и по тарификации с учетом компенсационных выплат за условия труда, отклоняющиеся от нормальных и т.п.) - 75 процентов фонда заработной платы; надтарифный фонд (на установление надбавок и выплат за высокую результативность работы, а также на оплату дополнительных видов работ) - 25 процентов фонда заработной платы.

4. Ставка заработной платы учителям начальных классов общеобразовательных учреждений исчисляется, исходя из педагогической нагрузки, равной 18 часам в неделю.

ГЛАВА V ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 17. Ответственность работников системы образования в Орловской области за нарушение прав обучающихся, воспитанников 1. Педагогические работники образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за ненадлежащее воспитание и обучение обучающихся и за вред, причиненный их поступками, если этот вред был обусловлен их действием или бездействием.

2. Должностные лица, педагогические работники, в обязанности которых входят охрана и защита детства, за нарушение санитарных норм в образовательных учреждениях, негуманное, унижающее достоинство обращение с обучающимися, воспитанниками в образовательных учреждениях, уклонение от выполнения воспитательных функций, разглашение сведений, составляющих личную тайну ребенка и его семьи, иное использование информации о ребенке или его семье в ущерб его интересам, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области.

Статья 18. Ответственность за нарушение настоящего Закона Должностные лица и граждане за нарушение настоящего Закона несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области.

Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации Орловской области Е.С. Строев г. Орел 6 июля 1999 года № 108-ОЗ