РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Утратил силу - Закон Орловской области от 13.08.2009 г. № 953-ОЗ О зонах экономического развития в Орловской области (В редакции Закона Орловской области от 17.03.2009 г. № 880-ОЗ) Принят областным Советом народных депутатов 17 марта 2000 года Настоящий Закон в совокупности с другими законодательными актами Российской Федерации и Орловской области (далее - "законодательство") определяет правовые и организационные основы создания, функционирования и ликвидации зон экономического развития в Орловской области. Настоящий Закон направлен на создание благоприятных условий для социально-экономического развития Орловской области и её отдельных административных территорий.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Цели создания зон экономического развития Создание зон экономического развития на территории Орловской области призвано обеспечить благоприятные условия для:

- привлечения отечественных и иностранных инвестиций на договорной основе для реализации областной Программы создания и развития зон экономического развития на территории Орловской области;

- технического перевооружения действующих предприятий;

- организации новых высокотехнологических производств и расширения выпуска конкурентоспособной продукции;

- активизации деятельности малого и среднего бизнеса;

- роста промышленного и сельскохозяйственного производства;

- увеличения поступлений в бюджеты разных уровней, превращения дотационных территорий в территории - доноры бюджета области;

- создания гарантированных рабочих мест в перспективных отраслях экономики, закрепления имеющихся трудовых ресурсов;

- создания необходимых социально-бытовых условий проживания населения;

- сохранения природного комплекса Орловской области и улучшения среды жизнеобитания;

- формирования соответствующей мировым стандартам производ ственной и социальной инфраструктуры;

- расширения экономического сотрудничества и внешнеэкономической деятельности по осуществлению взаимовыгодного экспорта и импорта товаров и услуг.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия:

зона экономического развития - ограниченный участок территории Орловской области, где устанавливается льготный, по сравнению с общим, режим предпринимательской деятельности.

Под льготным, по сравнению с общим, режимом предпринимательской деятельности понимаются такие условия ее осуществления, при которых в зоне экономического развития в соответствии с налоговым законодательством и с учетом особенностей, установленных настоящим Законом, применяются налоговые и иные льготы;

наблюдательный Совет зоны экономического развития - орган, осуществляющий координацию и контроль деятельности участников зоны экономического развития;

фонд развития зоны экономического развития - целевой фонд, формируемый для создания и развития зоны экономического развития;

регистрационное разрешение - документ, подтверждающий право осуществления предпринимательской (в том числе инвестиционной) де ятельности на территории зоны экономического развития;

участники зоны экономического развития - индивидуальные предприниматели или коммерческие организации, созданные в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации, имеющие регистрационное разрешение и внесенные в Реестр хозяйственных субъектов зоны экономического развития.

Статья 3. Субъекты правоотношений, на которых распространяется действие настоящего Закона Субъектами правоотношений, на которых распространяется действие настоящего Закона, являются участники зоны экономического развития, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления области, Орловская торгово-промышленная палата, профессиональные союзы, иные заинтересованные общественные организации, объединения и союзы.

Статья 4. Правовой режим зон экономического развития 1. Создание и развитие зон экономического развития осуществляются в соответствии с главой II настоящего Закона и на основе областной Программы создания и развития зон экономического развития на территории Орловской области, утверждаемой областным Советом народных депутатов.

2. Территория зоны экономического развития может занимать всю территорию или часть территории одного или нескольких муниципальных образований Орловской области.

3. На территории зон экономического развития действует законодательство Российской Федерации и Орловской области.

4. Органы государственной власти и органы местного само управления осуществляют свои полномочия на территории зон экономического развития в соответствии с законодательством и в пределах своей компетенции.

5. В зонах экономического развития разрешается предпринимательская деятельность, которая не запрещена законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 5. Правовая защита государством инвестиций и предпринимательской деятельности в зонах экономического развития 1. Предпринимательская (в том числе инвестиционная) деятельность в зонах экономического развития пользуется правовой защитой государства, которая обеспечивается законодательством, международными договорами Российской Федерации, соглашениями об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенными органами государственной власти Орловской области.

2. Инвестиции отечественных и иностранных предпринимателей в зонах экономического развития не могут быть подвергнуты национализации, реквизиции и конфискации, кроме как в исключительных случаях, предусмотренных специальными законодательными, административными актами, или по решению суда. В случаях национализации и реквизиции компенсация убытков производится в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 6. Государственная политика в области создания и развития зон экономического развития 1. Государственная политика по созданию и развитию зон экономического развития осуществляется органами государственной власти Орловской области в пределах их компетенции.

2. С целью содействия созданию и функционированию зон экономического развития, привлечения отечественных и иностранных инвестиций, поощрения ведения в них (зонах) предпринимательской деятельности при Правительстве Орловской области создается комиссия по проблемам создания и развития зон экономического развития, в работе которой помимо представителей законодательного и исполнительного органа государственной власти Орловской области, представительных и исполнительных органов местного самоуправления, принимают участие представители Орловской торгово-промышленной палаты, профессиональных союзов, иных заинтересованных общественных организаций, объединений и союзов. (В редакции Закона Орловской области от 17.03.2009 г. № 880-ОЗ) Статья 7. Областная Программа создания и развития зон экономического развития на территории Орловской области 1. Правительство Орловской области при участии органов местного самоуправления разрабатывает и ежегодно уточняет областную Программу создания и развития зон экономического развития на территории Орловской области. (В редакции Закона Орловской области от 17.03.2009 г. № 880-ОЗ) 2. Областная Программа создания и развития зон экономического развития на территории Орловской области включает в себя следующие основные разделы:

направления государственной политики по созданию и развитию зон экономического развития;

анализ функционирования действующих зон экономического развития и меры по повышению эффективности их функционирования;

перечень действующих и планируемых к созданию зон экономического развития;

финансовые средства, необходимые для реализации областной Программы создания и развития зон экономического развития, в том числе за счет бюджетных средств (с распределением указанных средств по конкретным зонам).

3. Правительство Орловской области ежегодно представляет областному Совету народных депутатов для утверждения уточненную областную Программу создания и развития зон экономического развития на территории Орловской области одновременно с проектом закона об областном бюджете на очередной финансовый год. (В редакции Закона Орловской области от 17.03.2009 г. № 880-ОЗ) 4. В соответствии с утвержденной областной Программой создания и развития зон экономического развития ежегодно выделяются средства из бюджета области для специальных объектов финансирования.

ГЛАВА II. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ЗОН ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Статья 8. Внесение предложения о создании зоны экономического развития и принятие решения о ее создании 1. Предложение о создании зоны экономического развития, техникоэкономическое обоснование ее создания представляются органами местного самоуправления для экспертизы и заключения в Правительство области в порядке, утвержденном Правительством области. (В редакции Закона Орловской области от 17.03.2009 г. № 880-ОЗ) 2. Правительство области при наличии положительного заключения вносит проект закона о создании зоны экономического развития на рассмотрение областного Совета народных депутатов. (В редакции Закона Орловской области от 17.03.2009 г. № 880-ОЗ) 3. Областной Совет народных депутатов принимает закон Орловской области о создании зоны экономического развития, в котором устанавливаются территория зоны, срок действия закона, льготные условия осуществления хозяйственной деятельности, особенности функционирования зоны экономического развития.

Статья 9. Условия участия в зонах экономического развития 1. Основные условия участия в зоне экономического развития определяются в соответствии с целями создания зоны и устанавливаются законом Орловской области, указанным в пункте 3 статьи 8 настоящего Закона.

2. Обязательными условиями участия в зоне экономического развития являются:

добровольность;

наличие (создание) на территории зоны экономического развития производственной базы, принадлежащей участнику зоны экономического развития;

реинвестиция не менее 50 процентов чистой прибыли, полученной участником зоны экономического развития от всех видов деятельности на территории зоны экономического развития в развитие (создание) производственной базы, сосредоточенной на территории зоны.

Статья 10. Срок действия зоны экономического развития 1. Зона экономического развития создается на срок не менее 5 лет.

В течение указанного срока налоговый режим, установленный законом области, в зоне экономического развития не может быть изменен иначе, как только при условии изменения федерального налогового законодательства.

2. По истечении срока действия зоны экономического развития новый срок ее действия может быть установлен законом области по мотивированному представлению органов местного самоуправления, на территории которых расположена эта зона.

ГЛАВА III. РЕЖИМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗОНАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Статья 11. Правовое регулирование инвестиций и предпринимательской деятельности в зонах экономического развития 1. Правовое регулирование инвестиций и предпринимательской деятельности в зонах экономического развития осуществляется в соответствии с законодательством (в том числе законодательством об иностранных инвестициях), соглашениями о разделе продукции, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соглашениями об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенными органами государственной власти Орловской области.

2. Коммерческие организации любого профиля предпринимательской деятельности с полным или частичным привлечением иностранных инвестиций создаются, ликвидируются и осуществляют свою деятельность в порядке, предусмотренном законодательством. Физические лица - индивидуальные предприниматели без образования юридического лица также осуществляют свою деятельность с соблюдением требований законодательства.

3. Лицензируемая предпринимательская деятельность в зонах экономического развития осуществляется в соответствии с законодательством.

4. К участнику зоны, нарушающему законодательство об инвестициях и предпринимательской деятельности, включая законодательство о недропользовании и охране окружающей среды, а также законодательство Российской Федерации о труде, могут применяться следующие меры ответственности:

- приостановление действия регистрационного разрешения на срок до устранения этим участником выявленного нарушения;

- аннулирование регистрационного разрешения.

Указанные меры принимаются органами, осуществляющими регистрацию участников зон экономического развития.

Статья 12. Регистрация участников зоны экономического развития 1. Регистрацию индивидуальных предпринимателей, российских и иностранных коммерческих организаций, а также филиалов иностранных юридических лиц в качестве участников зоны экономического развития и заключение с ними договоров на ведение хозяйственной (в том числе инвестиционной) деятельности на территории зоны осуществляют в установ ленном порядке органы местного самоуправления, на территории которых расположена зона.

Участник зоны экономического развития считается таковым со дня указанной регистрации.

2. Органы местного самоуправления не позднее 30 дней со дня заключения договора, указанного в части 1 настоящей статьи, обязаны сообщить в налоговые органы о видах и размерах налоговых льгот, которые предоставлены участнику зоны экономического развития в соответствии с законодательством.

3. Органы местного самоуправления в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) участником зоны экономического развития обязательств по договору, независимо от удовлетворения своих имущественных требований к участнику зоны экономического развития в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, вправе приостановить (прекратить) действие регистрационного разрешения.

Статья 13. Право пользования земельными участками и иными объектами недвижимости в зонах экономического развития Право пользования земельными участками, зданиями, сооружениями и иными объектами недвижимости, находящимися на территории зон экономического развития и являющимися муниципальной или государственной собственностью, участникам зон экономического развития предоставляется исключительно на основании договоров аренды (субаренды), в том числе и долгосрочной, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.

Статья 14. Налоговые и иные льготы, действующие на территории зоны экономического развития 1. Налоговые и иные льготы, действующие на территории зоны экономического развития, устанавливаются законом Орловской области, указанным в пункте 3 статьи 8 настоящего Закона.

2. Налоговые и иные льготы предоставляются участникам зоны экономического развития на основе заключенных с органами местного самоуправления договоров на право ведения хозяйственной (в том числе и инвестиционной) деятельности на территории зоны.

3. Льготы участникам зоны экономического развития по платежам в бюджет области предоставляются исключительно при условии предоставления налоговых льгот по уплате местных налогов и на период, установленный законом области о создании зоны экономического развития.

Решение о предоставлении налоговых льгот по местным налогам принимают представительные органы местного самоуправления, на территории которых расположена зона экономического развития.

4. Налоговые и иные льготы могут быть отменены (сокращены) в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) участниками зоны экономического развития обязательств по договору, указанному в пункте 1 статьи 12 настоящего Закона.

ГЛАВА IV. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ СОЗДАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЗОН ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Статья 15. Полномочия областного Совета народных депутатов Областной Совет народных депутатов:

а) утверждает областную Программу создания и развития зон экономического развития на территории Орловской области, а также изменения и дополнения к ней;

б) утверждает отчет о ходе выполнения областной Программы создания и развития зон экономического развития на территории Орловской области;

в) принимает законы Орловской области о создании (продлении сроков действия, ликвидации) зон экономического развития на территории Орловской области;

г) в пределах своей компетенции осуществляет контроль по соблюдению законодательства по вопросам создания, функционирования и ликвидации зон экономического развития на территории Орловской области;

д) выполняет иные полномочия, предусмотренные законодательством по вопросам создания, функционирования и ликвидации зон экономического развития на территории Орловской области.

Статья 16. Полномочия Правительства области 1. Правительство области: (В редакции Закона Орловской области от 17.03.2009 г. № 880-ОЗ) а) вносит на рассмотрение областного Совета народных депутатов проект областной Программы создания и развития зон экономического развития на территории Орловской области, а также дополнения и изменения к Программе;

б) вносит на рассмотрение областного Совета народных депутатов проекты законов о создании (продлении сроков действия, ликвидации) зон экономического развития на территории Орловской области;

в) ежегодно направляет в областной Совет народных депутатов отчет о ходе выполнения областной Программы создания и развития зон экономического развития на территории Орловской области;

г) утверждает положение об областной комиссии по проблемам создания и развития зон экономического развития на территории Орловской области, определяет ее состав и круг полномочий;

д) утверждает порядок представления предложений по созданию зон экономического развития на территории Орловской области и проведения экспертизы этих предложений;

е) утверждает порядок регистрации и выбытия участников зон экономического развития;

ж) выполняет иные полномочия, предусмотренные законодательством по вопросам создания, функционирования и ликвидации зон экономического развития на территории Орловской области.

2. Правительство области: (В редакции Закона Орловской области от 17.03.2009 г. № 880-ОЗ) а) разрабатывает и ежегодно уточняет при участии органов местного самоуправления областную Программу создания и развития зон экономического развития на территории Орловской области;

б) организует при участии органов местного самоуправления реализацию утвержденной Программы создания и развития зон экономического развития на территории Орловской области;

в) осуществляет в установленном порядке экспертизу обоснованных предложений органов местного самоуправления по созданию зон экономического развития на территории муниципальных образований;

г) в пределах своей компетенции осуществляет контроль по соб людению законодательства по вопросам создания, функционирования и ликвидации зон экономического развития и по выполнению областной Прог раммы создания и развития зон экономического развития на территории Орловской области;

д) выполняет иные полномочия, предусмотренные законодательством по вопросам создания, функционирования и ликвидации зон экономического развития на территории Орловской области.

Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления Органы местного самоуправления:

а) вносят в Правительство области предложения к областной Программе создания и развития зон экономического развития на территории Орловской области; (В редакции Закона Орловской области от 17.03.2009 г. № 880-ОЗ) б) вносят в Правительство области обоснованные предложения по созданию, продлению сроков действия, ликвидации зон экономического развития на территории муниципального образования; (В редакции Закона Орловской области от 17.03.2009 г. № 880-ОЗ) в) осуществляют руководство зонами экономического развития, создают наблюдательные Советы и Фонды развития зон экономического развития;

г) осуществляют регистрацию и ведение Реестров участников зон экономического развития и заключают с ними договоры на ведение хозяйственной (в том числе инвестиционной) деятельности на территории зоны;

д) содействуют развитию малого предпринимательства на территории зон;

е) содействуют участникам зон в использовании новых форм внешнеэкономической деятельности (лизинг, сотрудничество на ком пенсационной основе, франчайзинг и др.);

ж) устанавливают размеры взимаемой с участников зон арендной платы за предоставляемые в долгосрочную аренду земельные участки, производственные здания и сооружения, а также размеры платежей за предоставляемые услуги;

з) осуществляют контроль за выполнением участниками зон принятых ими обязательств по инвестиционным договорам, а также установленных в зоне правил хозяйственной деятельности, в том числе приостанавливают действие или аннулируют разрешения на ведение хозяйственной деятельности в зонах;

и) предоставляют отчетность о функционировании зон экономического развития органам государственной власти Орловской области по вопросам, входящим в их компетенцию;

к) представляют интересы участников зон в отношениях с органами государственной власти;

л) выполняют иные полномочия, предусмотренные законодательством по вопросам создания, функционирования и ликвидации зон экономического развития на территории муниципального образования.

Статья 18. Наблюдательный Совет зоны экономического развития 1. Координацию и общий контроль за деятельностью зоны экономического развития осуществляет наблюдательный Совет зоны экономического развития, в который входят представители органов государственной власти, представители органов местного самоуправления, на территории которых находится зона, представители участников зоны, представители Орловской торгово-промышленной палаты, профессиональных союзов, иных заинтересованных общественных организаций, объединений и союзов.

Число представителей органов местного самоуправления в наблюдательном Совете зоны экономического развития должно составлять не менее 50 процентов от общего числа его членов.

2. Положение о наблюдательном Совете зоны экономического развития и его состав утверждаются органами местного самоуправления, на территории которых создается зона.

Статья 19. Фонд развития зоны экономического развития 1. Для финансирования создания и развития зоны экономического развития образуется Фонд развития зоны экономического развития.

Положение о Фонде развития зоны экономического развития утверждается органами местного самоуправления, на территории которых создается зона.

2. Фонд развития зоны экономического развития может формироваться за счет:

1) поступлений денежных средств от выдачи регистрационных разрешений;

2) платежей, вносимых участниками зоны за предоставляемые услуги;

3) средств предприятий и организаций, привлекаемых в соот ветствии с законодательством на договорной основе;

4) иных источников финансирования, не запрещенных законодательством.

3. Бюджетные средства на основе договора могут предоставляться как в форме прямого финансирования, так и в форме возвратных бюджетных ссуд или отсрочки, либо рассрочки платежей в бюджет, в других формах, предусмотренных законодательством.

ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 20. Государственный контроль за созданием, функци онированием и ликвидацией зон экономического развития 1. Государственный контроль за созданием, функционированием и ликвидацией зон экономического развития осуществляют органы государственной власти Орловской области.

2. Контроль в пределах своей компетенции осуществляют также органы местного самоуправления, на территории которых создаются зоны экономического развития.

Статья 21. Государственные гарантии в зонах экономического развития 1. Органы государственной власти Орловской области гарантируют в соответствии с законодательством необходимую стабильность экономических и правовых условий деятельности участников зон экономического развития, защиту вложенных инвестиций, прав и свобод граждан.

2. Областные законы и иные правовые акты Орловской области, которые ухудшают условия осуществления инвестиций и ведения предпринимательской деятельности участников зоны экономического развития, не имеют силы на территории зоны в течение срока действия закона о создании зоны экономического развития, но не более 5 лет с момента принятия этих правовых актов.

Это положение не распространяется на изменения в законодательстве Орловской области, связанные с вопросами обеспечения безопасности, общественного порядка и охраны окружающей среды.

Статья 22. Ликвидация зон экономического развития 1. Ликвидация зоны экономического развития осуществляется на основании закона, принимаемого областным Советом народных депутатов по представлению Правительства области с учетом мнения органов местного самоуправления, на территории которых она была создана. (В редакции Закона Орловской области от 17.03.2009 г. № 880-ОЗ) 2. Основаниями для принятия решения о ликвидации зоны экономического развития могут являться:

истечение срока действия зоны экономического развития и отсутствие мотивированного предложения на продление этого срока;

невыполнение целей и задач, предусмотренных законом о создании зоны экономического развития;

несоответствие функционирования зоны экономического развития жизненно важным интересам Орловской области.

Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона Орловской области Настоящий Закон Орловской области вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации Орловской области Е.С. Строев г. Орел 3 апреля 2000 г.

№ 145-ОЗ