РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Утратил силу - Закон Орловской области от 22.08.2005 г. № 534-ОЗ О местном самоуправлении в Орловской области (В редакции Законов Орловской области от 16.06.97 г. № 37-ОЗ;

от 06.07.99 г. № 112-ОЗ; от 13.12.2000 г. № 169-ОЗ;

от 06.04.2004 г. № 394-ОЗ) Принят областной Думой 6 декабря 1996 г.

Настоящий закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) области и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет правовые, экономические, финансовые и организационные основы местного самоуправления в области.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основное содержание местного самоуправления в Орловской области.

1. Местное самоуправление в области - самостоятельная под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения, владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, осуществляемая в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) и законами области (далее по тексту - законом).

2. Никто, никакой орган не вправе вмешиваться в решение муниципальными образованиями вопросов местного значения, утверждать, отменять или приостанавливать их решение, принятое в соответствии с законом.

3. Местное самоуправление осуществляется в интересах населения с учетом накопленного опыта земского движения, существующих культурных, исторических и иных местных традиций.

Статья 2. Организационные формы местного самоуправления в Орловской области.

1. Местное самоуправление осуществляется гражданами непосредственно путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

2. Выборы органов местного самоуправления обеспечивают свободное выражение воли населения на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном и добровольном голосовании.

Статья 3. Правовая основа местного самоуправления.

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Правовую основу местного самоуправления в области составляют Конституция Российской Федерации, Устав (Основной Закон) области, а также законодательство о местном самоуправлении в области.

Законодательство о местном самоуправлении в области состоит из Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иных федеральных законов, настоящего закона и иных законов области.

3. Законы области, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральному закону, ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.

Законы области, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить также настоящему закону.

Статья 4. Право граждан на участие в местном самоуправлении.

1. Граждане Российской Федерации, проживающие в области, имеют право на участие в местном самоуправлении независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

2. Право граждан на участие в местном самоуправлении осуществляется через:

право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местном референдуме, иным образом выражать свою непосредственную волю; равный доступ к муниципальной службе;

право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления;

предоставление каждому возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможности получения гражданами другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Статья 5. Муниципальные образования.

1. Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях. Муниципальными образованиями в области могут быть городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная территория, предусмотренная законом.

2. Местное самоуправление осуществляется на всей территории области. Никакие территории не могут быть исключены из сферы местного самоуправления или ограничены для осуществления местного самоуправления иначе, как законом.

Статья 6. Создание условий населению в осуществлении прав на местное самоуправление.

Органы государственной власти области создают необходимые правовые, экономические, финансовые и организационные условия для становления и развития местного самоуправления, оказывают содействие населению в осуществлении прав на местное самоуправление.

Статья 7. Ассоциации и союзы муниципальных образований.

Муниципальные образования в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций.

Статья 8. Символика муниципальных образований.

Муниципальные образования вправе иметь собственную негосударственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую их исторические, культурные, социально - экономические и иные местные традиции.

ГЛАВА 2. СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 9. Территориальные основы местного самоуправления.

1. Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами законом области с учетом исторических и иных местных традиций. (В редакции Закона Орловской области от 13.12.2000 г. № 169-ОЗ) Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

2. Границы муниципальных образований устанавливаются областным Советом народных депутатов на основе исторически сложившихся территорий компактного проживания и их комплексного социально-экономического развития.

Установление границ муниципальных образований производится на основе нормативов обеспечения земельными ресурсами с обязательным выделением земель общего пользования, рекреационных зон и земель, необходимых для развития.

Границы муниципального образования могут быть изменены только с учетом мнения населения, выраженного непосредственно путем референдума, собрания, схода, либо в ином порядке, предусмотренном Уставом муниципального образования. Изменение границ муниципального образования без учета мнения населения не допускается.

Статья 10. Система муниципальных образований в Орловской области 1. Муниципальные образования в области на момент вступления в силу настоящего закона составляют систему муниципальных образований, состоящую из двух уровней.

Под двухуровневой организацией местного самоуправления понимается наличие у муниципальных образований общей территории при различных источниках доходов, объектах собственности, предметах ведения и отсутствии подчиненности одного муниципального образования другому.

2. К муниципальным образованиям 1 уровня на момент вступления в силу настоящего закона относятся города районного значения, сельсоветы, поселки и иные поселения в соответствии с административно-территориальным делением области.

К муниципальным образованиям 1 уровня относятся также районы в городе Орле, если представительным органом местного самоуправления города Орла с учетом мнения населения района не будет принята другая форма организации местного самоуправления.

К муниципальным образованиям 2 уровня на момент вступления в силу настоящего закона относятся сельские районы и город Орел.

Организация местного самоуправления в городах Ливны и Мценск на момент вступления в силу настоящего закона имеет одноуровневую систему. Города Ливны и Мценск осуществляют полномочия и функции, отнесенные законом к вопросам местного значения, в полном объеме.

ГЛАВА 3. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 11. Разграничение предметов ведения между Орловской областью и муниципальными образованиями в Орловской области К ведению области в сфере местного самоуправления относятся:

1) принятие и изменение законов области о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;

2) обеспечение соответствия законов области о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации, федеральному закону и Уставу (Основному Закону) Орловской области;

3) регулирование порядка передачи и передача объектов собственности области в муниципальную собственность;

4) регулирование отношений между бюджетом области и местными бюджетами;

5) обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

6) наделение органов местного самоуправления законом отдельными полномочиями области, одновременная передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;

7) принятие программ развития местного самоуправления в области;

8) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;

9) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;

10) обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;

11) установление и изменение порядка создания, объединения, преобразования или ликвидации муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;

12) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти области;

13) регулирование в соответствии с законом особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;

14) законодательство о муниципальной службе;

15) принятие и изменение законов области об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;

16) установление порядка регистрации Уставов муниципальных образований;

17) утверждение генпланов городов, райцентров, проектов городской (поселковой) черты, пригородных зон по представлению в установленном порядке органами местного самоуправления;

18) контроль за реализацией государственной градостроительной политики на территории области, обеспечивающей защиту прав и охраняемых законом интересов участников градостроительного процесса;

19) обеспечение архитектурно - строительного надзора в сфере градостроительной и архитектурной деятельности;

20) выделение средств на содержание, реставрацию и ремонт, обеспечение необходимой проектно - реставрационной документацией памятников истории и культуры федерального и областного значения.

Статья 12. Разграничение предметов ведения между муниципальными образованиями в Орловской области.

1. Предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности и источники доходов местных бюджетов разграничиваются настоящим законом и иными законами области.

2. Муниципальным образованиям обеспечивается экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями.

Статья 13. Предметы ведения муниципальных образований в Орловской области.

1. Каждое муниципальное образование самостоятельно принимает свой Устав, вносит в него изменения и контролирует его соблюдение.

2. Каждое муниципальное образование самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью, необходимой для комплексного социально-экономического развития соответствующей территории.

3. Каждое муниципальное образование самостоятельно утверждает и исполняет местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, решает другие финансовые вопросы местного значения.

4. Муниципальные образования 1 и 2 уровня, имеющие общую территорию, заключают договоры о разграничении полномочий и функций, отнесенных настоящим законом к совместному ведению муниципальных образований в области.

Муниципальные образования в соответствии с настоящим законом наделяются также предметами исключительного ведения.

5. По ходатайству выборных органов местного самоуправления либо населения (местный референдум, собрание, сход), законом области предметы ведения соответствующих муниципальных образований могут разграничиваться иным образом, чем это предусмотрено настоящим законом.

Статья 14. Исполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

1. Органы государственной власти области могут возлагать законом на органы местного самоуправления исполнение отдельных государственных полномочий с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

2. Реализация государственных полномочий, возложенных на органы местного самоуправления, подконтрольна органам государственной власти области.

Статья 15. Передача полномочий по решению вопросов местного значения.

Муниципальные образования вправе передавать полномочия по решению вопросов местного значения другим муниципальным образованиям и органам государственной власти по договору.

Статья 16. Предметы исключительного ведения муниципальных образований 1 уровня.

К исключительному ведению муниципальных образований 1 уровня относятся:

1) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

2) приостановление эксплуатации и строительства объектов, в том числе и жилья, в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм;

3) приостановление строительства, осуществляемого с нарушением проектов, планов и правил застройки;

4) осуществление контроля за работой транспортных предприятий и организаций;

5) выдача ордеров на заселение жилых помещений, относящихся к соответствующему жилищному фонду;

6) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

7) организация рынков и ярмарок;

8) учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

9) решение иных вопросов, отнесенных к их ведению законом.

Статья 17. Предметы исключительного ведения муниципальных образований 2 уровня.

К исключительному ведению муниципальных образований 2 уровня относятся:

1) организация, содержание и развитие энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;

2) контроль за использованием земель;

3) организация и содержание муниципальных архивов;

4) выделение дотаций и субвенций бюджетам муниципальных образований 1 уровня;

5) выпуск и размещение лотерей и займов;

6) объявление объектов памятниками природы, истории и культуры местного значения;

7) организация проведения работ по землеустройству;

8) регулирование планировки и застройки территорий; разработка и осуществление генеральных планов, проектов планировки и застройки населенных пунктов;

9) определение маршрутов и графиков движения местного транспорта;

10) учет механических транспортных средств;

11) установление порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

12) установление правил торговли;

13) создание дополнительных подразделений милиции общественной безопасности;

14) организация и финансирование разработки градостроительной документации перспективного развития городов, районных центров, рассмотрение, согласование и представление на утверждение в областной Совет народных депутатов;

15) организация разработки, рассмотрения и утверждения проектов застройки, инженерного обеспечения территории, объектов социальной сферы, комплексного благоустройства территории, регулирование текущего строительства;

16) осуществление функций по опеке и попечительству;

17) решение иных вопросов, отнесенных к их ведению законом.

(Дополнен - Закон Орловской области от 06.07.99 г. № 112-ОЗ) Статья 18. Предметы совместного ведения муниципальных образований 1 и 2 уровней.

К совместному ведению муниципальных образований относятся:

1) содержание и использование жилищного фонда и нежилых помещений;

2) организация, содержание и развитие учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

3) организация, содержание и развитие учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

4) охрана общественного порядка, организация и содержание органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

5) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

6) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

7) благоустройство и озеленение территории;

8) организация утилизации и переработки бытовых отходов;

9) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

10) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;

11) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

12) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

13) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

14) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;

15) создание условий для организации зрелищных мероприятий;

16) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;

17) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

18) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

19) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы;

20) регулирование застройки населенных мест, текущего строительства на основе утвержденной градостроительной и другой проектно - планировочной документации;

21) осуществление архитектурно - строительного надзора за строительством;

22) участие в приемке законченных строительством объектов всех видов собственности.

ГЛАВА 4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДЕ ОРЛЕ Статья 19. Система управления в городе Орле.

1. Границы внутригородских муниципальных образований устанавливаются в рамках действующего на момент вступления в силу настоящего закона административно-территориального устройства города, включающего Советский, Заводской и Железнодорожный районы.

2. Город Орел утверждает общую схему управления городом и включает ее в Устав города Орла. Вопросы о преобразовании или ликвидации внутригородских муниципальных образований решаются только с учетом мнения населения. (В редакции Закона Орловской области от 16.06.97 г. № 37-ОЗ) Статья 20. Правовой статус города Орла.

Город Орел является областным центром в соответствии с Уставом (Основным Законом) области.

Статус областного центра, а также особенности отношений между органами государственной власти области и органами местного самоуправления города Орла могут определяться Уставом города Орла и законом. При противоречии положений Устава города Орла закону действуют положения, установленные законом.

К ведению города Орла относятся вопросы, отнесенные законом к вопросам местного значения, за исключением вопросов, отнесенных Уставом города Орла к ведению внутригородских муниципальных образований.

Статья 21. Правовой статус районов в городе Орле.

Если Уставом города Орла будет установлено, что районы в городе Орле являются муниципальными образованиями, к ведению районов в городе Орле в обязательном порядке относятся: (В редакции Закона Орловской области от 16.06.97 г. № 37-ОЗ) 1) принятие и изменение Устава муниципального образования, контроль за его соблюдением;

2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования.

5) договоры с предприятиями, учреждениями и организациями об их участии в социально-экономическом развитии района;

6) управление районными жилищным фондом, коммунально-бытовыми службами, службами благоустройства и озеленения, учреждениями народного образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физкультурно-спортивными объектами.

ГЛАВА 5. СОЗДАНИЕ, ОБЪЕДИНЕНИЕ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Статья 22. Порядок создания и ликвидации муниципальных образований в Орловской области.

Муниципальное образование может быть создано или ликвидировано законом области по инициативе населения соответствующей территории, выраженного непосредственно путем местного референдума, собрания или схода.

С инициативой о проведении местного референдума могут выступать общественные объединения и граждане. Для принятия решения о проведении местного референдума необходимо собрать подписи граждан, проживающих на соответствующей территории, в количестве не менее десяти процентов от общей численности населения данной территории. Решение о проведении местного референдума принимает областной Совет народных депутатов на основании представленных подписей в поддержку данной инициативы.

Областной Совет народных депутатов отклоняет инициативу о проведении местного референдума, если не соблюдены требования, установленные законом. Отказ областного Совета народных депутатов в назначении местного референдума может быть обжалован в суд.

Местный референдум считается состоявшимся, если в нем приняло участие более двух третей граждан, проживающих на данной территории, а решение на нем принятым, если за него проголосовало не менее половины граждан, принявших участие в голосовании.

Собрание или сход граждан, имеющее целью возбудить инициативу о создании или ликвидации муниципального образования, является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от численности населения данной территории. Организаторы инициативы о создании или ликвидации муниципального образования не позднее чем за один месяц уведомляют областной Совет народных депутатов о предстоящем рассмотрении этого вопроса. Областной Совет народных депутатов образует комиссию для контроля за соблюдением процедуры проведения собрания или схода граждан. Решение о возбуждении инициативы о создании или ликвидации муниципального образования принимается тайным голосованием большинством голосов от числа присутствующих граждан. При нарушении процедуры проведения собрания или схода граждан областной Совет народных депутатов вправе не рассматривать вопрос о создании или ликвидации муниципального образования. Отказ областного Совета народных депутатов в рассмотрении вопроса о создании или ликвидации муниципального образования может быть обжалован в суд.

Порядок организации местного референдума регулируется законом.

Вновь созданное муниципальное образование законом области наделяется предметами ведения, объектами собственности и источниками доходов.

Ликвидация муниципального образования допускается только в случае, если его территория относится либо будет относиться к территории другого муниципального образования.

Статья 23. Порядок объединения муниципальных образований в Орловской области.

Муниципальные образования, имеющие граничащие друг с другом территории, могут объединяться в одно муниципальное образование.

Муниципальные образования объединяются законом области по инициативе представительных органов местного самоуправления либо населения непосредственно в соответствии с Уставами соответствующих муниципальных образований.

Статья 24. Порядок преобразования муниципальных образований в Орловской области.

Муниципальное образование может быть преобразовано законом области в иное территориальное образование только на основании решения, принятого на местном референдуме.

ГЛАВА 6. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 25. Устав муниципального образования.

1. Основным документом, устанавливающим организационную форму и структуру органов местного самоуправления муниципального образования, является Устав муниципального образования.

2. Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно.

Устав муниципального образования, изменения и дополнения к нему принимаются, как правило, представительным органом местного самоуправления. Устав муниципального образования, изменения и дополнения к нему могут приниматься непосредственно населением муниципального образования (путем референдума, схода) по решению представительного органа местного самоуправления либо при отсутствии такого органа.

3. Положения настоящего закона, относящиеся к принятию Устава муниципального образования, относятся также к внесению в него изменений и дополнений.

Статья 26. Регистрация Устава муниципального образования.

Устав муниципального образования подлежит обязательной регистрации в областном Совете народных депутатов. Решение о регистрации Устава муниципального образования принимается областным Советом народных депутатов на его заседании. Основанием для отказа в регистрации Устава муниципального образования может быть только несоответствие его закону. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

В случае отказа в регистрации Устава муниципального образования представительный орган местного самоуправления обязан внести в него необходимые изменения и направить его в областной Совет народных депутатов для регистрации.

Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

Статья 27. Порядок принятия Устава муниципального образования и внесения в него изменений.

1. Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления в соответствии с его Регламентом.

Устав муниципального образования не может быть принят менее чем в двух чтениях. Решение представительного органа местного самоуправления о принятии Устава муниципального образования считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа депутатов, установленного для данного представительного органа.

2. В случае, если Уставом муниципального образования не предусматривается образование представительного органа местного самоуправления, изменение Устава муниципального образования производится на собрании или сходе граждан.

Статья 28. Содержание Устава муниципального образования.

В Уставе муниципального образования указываются:

1) границы и состав территории муниципального образования;

2) вопросы, относящиеся к ведению муниципального образования;

3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

6) срок полномочий депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления;

7) виды, порядок принятия и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления;

8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

10) статус и социальные гарантии депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;

12) условия и порядок организации муниципальной службы;

13) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

14) другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законом.

Статья 29. Органы и должностные лица местного самоуправления.

1. К органам местного самоуправления относятся:

выборные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с законом и Уставом муниципального образования;

другие органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с Уставом муниципального образования.

Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.

2. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с Уставом муниципального образования собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

3. Наименования органов местного самоуправления устанавливаются Уставом муниципального образования в соответствии с законом и с учетом местных традиций.

4. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

5. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Статья 30. Формирование органов местного самоуправления.

1. Представительные органы местного самоуправления образуются путем выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном и добровольном голосовании.

Не имеют права быть избранными в выборные органы местного самоуправления граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

2. Должностные лица местного самоуправления могут избираться населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном и добровольном голосовании, назначаться выборным органом или выборным должностным лицом местного самоуправления.

3. Порядок формирования органов местного самоуправления регулируется законом и Уставом муниципального образования.

Статья 31. Полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления.

1. Органы и должностные лица местного самоуправления самостоятельно в пределах своей компетенции решают вопросы местного значения.

2. Органы местного самоуправления не вправе принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации, области, других муниципальных образований или к компетенции иных органов местного самоуправления.

3. Представительные полномочия могут осуществляться только выборными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления.

4. Исполнительные и распорядительные полномочия местного самоуправления могут осуществляться:

органами и должностными лицами местного самоуправления;

хозяйствующими субъектами на основе договора по поручению органов местного самоуправления.

5. Разделение полномочий и функций между органами и должностными лицами местного самоуправления осуществляется Уставом муниципального образования.

6. Выборные должностные лица могут наделяться полномочиями органа местного самоуправления, за исключением полномочий, отнесенных законом к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.

Статья 32. Статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления.

1. Депутату, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

2. Сроки полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются Уставом муниципального образования и не могут быть более 5 лет. (В редакции Закона Орловской области от 13.12.2000 г. № 169-ОЗ) Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий никакими органами государственной власти или органами местного самоуправления.

3. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы представительного органа местного самоуправления в новом составе.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица.

4. Депутат, выборное должностное лицо местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

5. Уставами муниципальных образований в соответствии с законом может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, выборного должностного лица местного самоуправления.

6. Статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, ограничения, связанные с их статусом, а также социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законом.

Депутаты, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования за исключением случаев задержания на месте преступления не могут быть задержаны, подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора области.

Статья 33. Структурные подразделения органов местного самоуправления.

1. Органы местного самоуправления вправе создавать структурные подразделения и назначать должностных лиц для осуществления отдельных полномочий, а также для повышения эффективности управления во внутригородских территориальных образованиях и в поселениях, входящих в состав муниципального образования.

2. Полномочия и порядок формирования структурных подразделений и назначения должностных лиц, границы подведомственной территориальным подразделениям территории определяются Уставом муниципального образования.

Статья 34. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления.

1. Органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, принимают правовые акты в форме постановлений, решений, распоряжений и приказов.

Акты органов и должностных лиц местного самоуправления, имеющие нормативное содержание, затрагивающие права граждан, а также связанные с решением крупных вопросов экономического и социального развития, охраны общественного порядка, использованием муниципальной собственности и финансовых ресурсов, принимаются в форме постановлений.

Виды правовых актов органов местного самоуправления, порядок их принятия и вступления в силу закрепляются в Уставе муниципального образования.

2. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, изданные по вопросам их компетенции, имеют юридическую силу, обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на соответствующей территории, и не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти.

3. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или опротестованы в порядке прокурорского надзора в соответствии с законом.

Статья 35. Нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления.

Нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе затрагивающие права, свободы, обязанности и интересы граждан, проживающих на соответствующей территории, вступают в силу после официального опубликования для всеобщего сведения. Форма опубликования определяется в Уставе муниципального образования. Не опубликованные нормативные правовые акты не применяются.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления доводятся до сведения Главы администрации области и областного Совета народных депутатов в течение десяти дней с момента их принятия.

Статья 36. Правовой статус органов местного самоуправления.

Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами, если это предусмотрено Уставом муниципального образования.

Статья 37. Муниципальная служба.

1. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.

2. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяются Уставом муниципального образования в соответствии с законом.

3. Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законом.

Статья 38. Расходы на содержание органов и должностных лиц местного самоуправления.

Расходы, связанные с содержанием органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществляются за счет средств местного бюджета.

ГЛАВА 7. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 39. Организационные основы деятельности представительного органа местного самоуправления.

1. Представительным органом местного самоуправления является выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

2. Представительный орган состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном и добровольном голосовании в соответствии с законом.

3. Представительные органы местного самоуправления области именуются Советами народных депутатов. Численный состав представительного органа определяется Уставом муниципального образования.

4. К исключительной компетенции представительных органов местного самоуправления относятся:

1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом муниципального образования;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4) установление местных налогов и сборов;

5) установление порядка владения, пользования, распоряжения и управления муниципальной собственностью;

6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных Уставами муниципальных образований;

7) рассмотрение и согласование генпланов городов, поселков - райцентров, проектов городской (поселковой) черты, пригородных зон и вынесение их на утверждение областного Совета народных депутатов.

Иные полномочия представительных органов местного самоуправления определяются Уставами муниципальных образований.

5. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.

Правовые акты представительного органа местного самоуправления подписывает должностное лицо, уполномоченное уставом муниципального образования. В случае, если решение представительного органа принято большинством не менее чем в две трети от установленного числа депутатов, соответствующее должностное лицо обязано подписать правовой акт представительного органа местного самоуправления в установленные уставом муниципального образования сроки, но не позднее чем через 14 дней с момента принятия соответствующего решения.

(Дополнен - Закон Орловской области от 06.04.2004 г. № 394-ОЗ) 6. Полномочия представительных органов местного самоуправления могут осуществляться также собраниями или сходами граждан в порядке, установленном Уставом муниципального образования в соответствии с законом.

Статья 40. Заседание представительного органа местного самоуправления.

1. Основной формой работы представительного органа является заседание, на котором решаются вопросы, отнесенные к его компетенции.

2. Заседание является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от числа депутатов, установленного для данного представительного органа.

3. Заседание созывается по инициативе не менее одной трети от числа депутатов, установленного для данного представительного органа, а также председателя представительного органа или выборного должностного лица местного самоуправления не позднее чем в двухнедельный срок.

В случае, если заседание представительного органа местного самоуправления созывается по инициативе не менее чем одной трети от установленного числа депутатов, а также если председатель представительного органа или уполномоченное председательствовать на заседании выборное должностное лицо своевременно извещены о такой инициативе и не являются на заседание, правом председательствовать на заседании представительного органа местного самоуправления обладает любой депутат, избранный большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов. (Дополнен - Закон Орловской области от 06.04.2004 г. № 394-ОЗ) 4. Представительный орган из числа депутатов избирает председателя представительного органа, его заместителя, формирует комитеты или постоянные комиссии представительного органа, утверждает председателей комитетов и постоянных комиссий, если иное не предусмотрено Уставом муниципального образования.

Статья 41. Гласность работы представительного органа местного самоуправления.

1. Заседания представительного органа проводятся гласно и носят открытый характер. Представительный орган вправе принять решение о проведении закрытого заседания.

2. Выборные и иные должностные лица местного самоуправления, а также представители органов государственной власти Российской Федерации и области вправе присутствовать на любых, в том числе и на закрытых заседаниях представительного органа.

3. На открытом заседании представительного органа имеют право присутствовать представители средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных объединений, граждане.

Статья 42. Регламент представительного органа местного самоуправления.

Представительный орган принимает свой регламент, которым определяются порядок рассмотрения вопросов на заседании представительного органа, внесения депутатами запросов и предоставления ответов на них, избрания, образования и заслушивания отчетов комитетов, постоянных и иных комиссий представительного органа, должностных лиц представительного органа, обсуждения проектов решений, поправок и дополнений к ним, голосования, посещения заседаний представительного органа, а также порядок привлечения к ответственности депутатов за невыполнение депутатских обязанностей.

Статья 43. Обязательность явки должностных лиц на заседание представительного органа местного самоуправления.

По требованию представительного органа или его председателя руководители или иные должностные лица предприятий, учреждений и организаций, расположенных территории муниципального образования, обязаны являться на заседание представительного органа для ответов на запросы депутатов и предоставления информации по вопросам, относящимся к компетенции представительного органа. Неявка без уважительных причин влечет за собой установленную законом ответственность.

Статья 44. Депутатские объединения.

В представительном органе могут создаваться постоянные и временные депутатские группы, клубы и иные добровольные депутатские объединения.

Порядок образования, полномочия и процедура регистрации депутатских объединений определяются Регламентом представительного органа.

Статья 45. Аппарат представительного органа местного самоуправления.

Если иное не предусмотрено Уставом муниципального образования, представительный орган местного самоуправления имеет свой аппарат.

ГЛАВА 8. ВЫБОРНЫЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 46. Глава муниципального образования, иные выборные должностные лица местного самоуправления.

1. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность Главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

2. Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном и добровольном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном законом.

3. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с Уставом муниципального образования. Избранный населением Глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления и председательствовать на его заседаниях, если иное не установлено Уставом муниципального образования.

4. Наименование Главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т.п.), а также сроки их полномочий определяются Уставом муниципального образования в соответствии с законом.

5. Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.

Статья 47. Иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

1. В Уставе муниципального образования помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

2. Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц самоуправления определятся Уставами муниципальных образований в соответствии с законом.

3. Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.

ГЛАВА 9. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 48. Местный референдум.

1. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум.

На местный референдум не могут выноситься вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации, области, других муниципальных образований.

2. Решение о проведение местного референдума на территории муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с Уставом муниципального образования.

3. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе.

4. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

5. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

6. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается Уставом муниципального образования в соответствии с законом.

Статья 49. Местные выборы.

1. Выборы депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном и добровольном голосовании.

Организация местных выборов обеспечивает установленные федеральным законом избирательные права граждан.

2. Порядок проведения местных выборов определяется законом.

Органы государственной власти гарантируют проведение местных выборов.

Статья 50. Собрания и сходы граждан.

1. В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания и сходы граждан.

2. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются Уставом муниципального образования в соответствии с законом.

В случае осуществления собранием (сходом) граждан полномочий, отнесенных настоящим законом к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления, собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Статья 51. Народная инициатива.

Население в соответствии с Уставом муниципального образования имеет право на инициативу по вопросам местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 52. Обращения граждан в органы местного самоуправления.

1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.

3. Порядок рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления и к их должностным лицам устанавливается законом.

ГЛАВА 10. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ Статья 53. Понятие территориального общественного самоуправления.

1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется населением непосредственно или через органы территориального общественного самоуправления.

Статья 54. Организация территориального общественного самоуправления населения.

1. Территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления населения, устанавливаются по предложению граждан соответствующим выборным органом местного самоуправления.

2. В соответствии с Уставом муниципального образования органы территориального общественного самоуправления могут являться юридическими лицами.

3. Органы территориального общественного самоуправления регистрируются в соответствующем органе местного самоуправления. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется Уставом муниципального образования в соответствии с законом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Статья 55. Выборы органов территориального общественного самоуправления населения.

1. Органы территориального общественного самоуправления населения создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления.

Выборы органов территориального общественного самоуправления могут проводиться на общих собраниях (сходах) или конференциях граждан по месту их жительства, а также на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном и добровольном голосовании по избирательным участкам на срок полномочий соответствующего выборного органа местного самоуправления. Общее собрание (сход) или конференция жителей вправе установить и другой срок полномочий органов территориального общественного самоуправления.

2. Выборные органы местного самоуправления по предложению инициативных групп населения устанавливают порядок, нормы представительства и сроки проведения выборов органов территориального общественного самоуправления, а при проведении прямых выборов по избирательным участкам образуют избирательные комиссии и устанавливают порядок выдвижения кандидатов.

3. Выборы органов территориального общественного самоуправления населения по избирательным участкам признаются состоявшимися, если в них приняли участие не менее двадцати пяти процентов избирателей, внесенных в списки.

Избранными в состав органов общественного самоуправления считаются граждане, получившие большинство голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

Статья 56. Основные полномочия органов территориального общественного самоуправления населения.

1. Компетенция органов территориального общественного самоуправления населения определяется соответствующим выборным органом местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления могут устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления населения.

Статья 57. Экономическая деятельность органов территориального общественного самоуправления населения.

Органы территориального общественного самоуправления населения, наделенные правом юридического лица, вправе:

выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры;

кооперировать на добровольной основе средства населения и юридических лиц для финансирования целевых социальных программ;

определять в соответствии со своим положением (уставом) штаты и порядок оплаты труда работников.

Статья 58. Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления населения.

1. Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления населения состоят из собственных, а также средств, передаваемых им органами местного самоуправления.

Собственные финансовые ресурсы образуются за счет добровольных взносов и пожертвований граждан и юридических лиц.

2. Органы территориального общественного самоуправления населения самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые ресурсы в соответствии с программами социально-экономического развития соответствующих территорий.

Статья 59. Взаимоотношения органов территориального общественного самоуправления населения с органами местного самоуправления.

1. Органы местного самоуправления содействуют органам территориального общественного самоуправления населения в осуществлении их полномочий.

2. Органы территориального общественного самоуправления населения вправе выступать с инициативой в органах местного самоуправления, а также участвовать в их работе с правом совещательного голоса.

ГЛАВА 11. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 60. Экономическая основа местного самоуправления.

Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Статья 61. Состав муниципальной собственности.

1. В состав муниципальной собственности входят:

средства местного бюджета, местные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

2. Формирование муниципальной собственности происходит за счет:

муниципальной собственности, имеющейся на момент вступления в силу настоящего закона;

объектов государственной собственности, передаваемых на безвозмездной основе в муниципальную собственность для выполнения полномочий местного самоуправления и отдельных государственных полномочий;

создания и приобретения на законных основаниях.

Статья 62. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

1. Муниципальное образование самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью.

2. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом и Уставом муниципального образования, население непосредственно.

Полномочия органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью устанавливаются Уставом муниципального образования.

3. Муниципальная собственность защищается равным образом наряду с иными формами собственности и не может быть изъята иначе, как по суду, в случаях, предусмотренных законом.

Статья 63. Финансовая основа местного самоуправления.

Финансовую основу местного самоуправления составляют средства местного бюджета и целевых фондов, ценные бумаги, кредитные и иные финансовые ресурсы в соответствии с законом.

Статья 64. Местный бюджет.

1. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Представительные органы местного самоуправления самостоятельно контролируют исполнение местного бюджета.

2. В доходы местных бюджетов зачисляются:

местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов области в соответствии с нормативами, установленными законом, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.

Средства от указанных источников зачисляются непосредственно в местный бюджет. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов.

В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти Российской Федерации и области.

3. Сумма превышения доходов над расходами местного бюджета по результатам отчетного года не подлежит изъятию органами государственной власти Российской Федерации и области, не может служить основанием для снижения нормативов отчислений от государственных налогов и сборов на следующий финансовый год.

4. Органы государственной власти не вмешиваются в формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, за исключением случаев целевого финансирования через местный бюджет планов и программ, реализуемых на территории муниципального образования. Расходование средств, выделенных из областного бюджета в виде трансфертов и субвенций, подконтрольно органам государственной власти области.

Статья 65. Обеспечение минимальных местных бюджетов.

1. Органы государственной власти области в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.

2. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законом области на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

3. Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе законом доходных источников. В случаях, если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, органы государственной власти области передают органам местного самоуправления иные доходные источники бюджета области, при этом свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.

4. Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов органами государственной власти отчислений от налогов.

5. Показатели финансовой и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и организаций подлежат учету органами государственной статистики в установленном порядке.

Статья 66. Финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, компенсация дополнительных расходов органов местного самоуправления.

1. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в бюджете области.

2. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти области компенсируются из средств областного бюджета. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

Статья 67. Местные налоги и сборы.

1. Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.

2. Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.

Статья 68. Право органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования.

Статья 69. Самостоятельная финансово-хозяйственная деятельность.

Для исполнения функций местного самоуправления, удовлетворения интересов населения соответствующей территории, создания условий финансово-экономической самостоятельности органы местного самоуправления ведут финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с законом.

Статья 70. Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций.

Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

Статья 71. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности.

1. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

2. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии законом.

Статья 72. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности.

1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.

2. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.

3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Статья 73. Муниципальный заказ.

Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

Статья 74. Внешнеэкономическая деятельность органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Статья 75. Муниципальные внебюджетные фонды.

Представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законом.

Статья 76. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.

Статья 77. Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования.

1. Органы государственной власти области содействуют комплексному социально-экономическому развитию муниципальных образований.

2. Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования может осуществляться за счет:

собственных средств муниципального образования, расходование которых осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно;

средств бюджета области, передаваемых органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям, расположенным на территории муниципального образования, для реализации программ экономического и социального развития области. Порядок контроля и условия расходования средств в этом случае определяются договором или программой;

иных средств, привлекаемых органами местного самоуправления на договорных условиях для развития территории.

3. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии муниципального образования.

ГЛАВА 12. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 78. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

1. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования в соответствии с законом.

2. Ответственность перед населением наступает в результате нарушения закона, Устава муниципального образования, утраты органами и должностными лицами местного самоуправления доверия со стороны населения муниципального образования.

3. Население муниципального образования имеет право на выражение недоверия, отзыв и досрочное прекращение полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления, если иное не предусмотрено Уставом муниципального образования.

Отзыв выборных лиц и досрочное прекращение полномочий выборных органов местного самоуправления, избранных населением непосредственно, осуществляется на основе прямого волеизъявления. Досрочное прекращение полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления, образованных выборными органами и выборными должностными лицами, осуществляется этими органами и лицами.

Порядок отзыва и досрочного прекращения полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливается Уставом муниципального образования.

4. В случае принятия органом или должностным лицом местного самоуправления неправомерного решения оно может быть обжаловано в суд.

Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений, действий или бездействия органов и должностных лиц местного самоуправления, возмещается ими на основании судебного решения.

Статья 79. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.

1. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава (Основного Закона) Орловской области, законов области, Устава муниципального образования.

2. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действие (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.

3. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

4. Представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, принявший (издавший) нормативный правовой акт, который признан судом противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, Уставу (Основному Закону) Орловской области, закону области, Уставу муниципального образования, обязаны в установленный решением суда срок отменить данный нормативный правовой акт или отдельные его положения, а также опубликовать информацию о решении суда в течение десяти дней со дня вступления решения суда в силу.

5. В случаях и порядке, установленном федеральным законодательством, может быть решен вопрос о роспуске представительного органа местного самоуправления и отрешении от должности главы муниципального образования.

6. Одновременно с роспуском представительного органа местного самоуправления законом области либо федеральным законом назначаются новые выборы.

7. Отрешение главы муниципального образования от должности и одновременное назначение новых выборов (если он избирался населением муниципального образования) осуществляется постановлением Главы администрации Орловской области либо Указом Президента Российской Федерации.

В случае отрешения главы муниципального образования от должности Глава администрации Орловской области либо Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности главы муниципального образования на период до вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования, если иной порядок не установлен Уставом муниципального образования.

8. Граждане, права и законные интересы которых нарушены в связи с роспуском представительного органа местного самоуправления, отрешением главы муниципального образования от должности, вправе обжаловать роспуск представительного органа местного самоуправления, отрешение главы муниципального образования от должности в Орловском областном суде либо в Верховном Суде Российской Федерации в течение десяти дней со дня официального опубликования закона, указа, постановления о роспуске представительного органа местного самоуправления, отрешении от должности главы муниципального образования.

(В редакции Закона Орловской области от 13.12.2000 г. № 169-ОЗ) ГЛАВА 13. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 80. Запрет на ограничение прав на местное самоуправление.

1. Ограничение прав на местное самоуправление, установленных законом, запрещается.

2. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд иски о признании недействительными нарушающих права на местное самоуправление актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

Статья 81. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

2. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

3. Неисполнение или не надлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законом.

ГЛАВА 14. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 82. Государственная поддержка местного самоуправления.

Органы государственной власти области способствуют становлению и развитию местного самоуправления, обеспечивают гарантированное законом участие граждан в решении вопросов местного значения, принимают программы поддержки местного самоуправления, создают условия организационно-правовой и финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления, создают и развивают систему подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.

Статья 83. Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе заключать договоры и соглашения.

2. Для решения отдельных вопросов, разработки и реализации долгосрочных планов и программ, организации постоянного взаимодействия органы государственной власти и органы местного самоуправления могут создавать совместные координационные, консультативные, совещательные и иные рабочие органы как временные, так и постоянно действующие.

3. Органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в областном Совете народных депутатов. Осуществление права законодательной инициативы регулируется законом.

4. Предложения и обращения органов и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению теми органами государственной власти, организациями и учреждениями, в которые эти предложения направлены. О результатах рассмотрения соответствующему органу и должностному лицу местного самоуправления должен быть дан мотивированный ответ.

Статья 84. Передача органами местного самоуправления отдельных полномочий органам государственной власти.

1. Органы местного самоуправления в случае невозможности выполнения ими отдельных полномочий по решению вопросов местного значения вправе передавать их органам государственной власти области вместе с необходимыми материальными и финансовыми ресурсами.

2. Органы государственной власти области принимают передаваемые им органами местного самоуправления полномочия только при наличии соответствующего решения органа местного самоуправления.

Статья 85. Государственный контроль деятельности органов местного самоуправления.

Органы государственной власти области осуществляют контроль за выполнением закона органами и должностными лицами местного самоуправления, а также возложенных на них законом отдельных государственных полномочий.

Статья 86. Разрешение споров и разногласий.

Споры и разногласия между органами государственной власти области и органами, должностными лицами местного самоуправления разрешаются посредством согласительных процедур или судом.

ГЛАВА 15. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 87. Вступление в силу настоящего закона.

Настоящий закон вступает в силу по истечении десяти дней с момента его официального опубликования.

Статья 88. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим законом.

1. Органам государственной власти области привести правовые акты в соответствие с настоящим законом в течение двух месяцев со дня вступления его в силу.

2. Нормативные правовые акты до приведения их в соответствие с настоящим законом применяются в части, не противоречащей настоящему закону.

Статья 89. Принятие Уставов муниципальных образований.

Представительные органы местного самоуправления не позднее двух месяцев с момента вступления в силу настоящего закона принимают Уставы муниципальных образований.

Статья 90. Временное правовое регулирование отдельных отношений, не урегулированных настоящим законом.

Впредь до принятия законов, регулирующих отношения, связанные с местным самоуправлением, они могут регулироваться только Уставами муниципальных образований, подлежащими регистрации в областном Совете народных депутатов. Регулирование указанных отношений в иных нормативных правовых актах местного самоуправления не допускается.

Статья 91. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области.

В соответствии с Уставом (Основным Законом) области областной Совет народных депутатов до избрания депутатов нового созыва именуется Орловской областной Думой. Положения, предусмотренные настоящим законом в отношении областного Совета народных депутатов, до избрания депутатов нового созыва применяются в отношении Орловской областной Думы.

Глава администрации Орловской области Е.С. Строев г. Орел 18 декабря 1996 г.

№ 17-ОЗ