РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Об областной целевой Программе "Дети Чернобыля на 2002 год" Принят областным Советом народных депутатов 15 марта 2002 года Настоящим Законом утверждается областная целевая программа "Дети Чернобыля на 2002 год", направленная на сохранение и повышение уровня здоровья детей, проживающих на загрязненных территориях в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Статья 1 Утвердить областную целевую Программу" Дети Чернобыля на 2002 год" (прилагается).

Статья 2 Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Орловской области Е.С. Строев г. Орел 25 марта 2002 года № 256-ОЗ Приложение РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ Областная целевая Программа "Дети Чернобыля на 2002 год" г. Орел 2002 г.

Структура программы 1. Паспорт программы.

2. Содержание, проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.

3. Цели и задачи программы.

4. Основные направления реализации программы:

а) оказание специализированной медицинской помощи детям, подвергшимся радиационному воздействию в результате аварии на ЧАЭС;

б) обеспечение детей, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на ЧАЭС, продуктами питания с лечебно- профилактическими свойствами;

в) психолого-педагогическая и социальная поддержка детей;

г) медицинская и социальная реабилитация детей-инвалидов;

д) капитальное строительство.

5. Оценка эффективности программы.

ПАСПОРТ областной целевой программы "Дети Чернобыля на 2002 год".

Наименование программы - Областная целевая программа "Дети Чернобыля на 2002 г." Заказчик программы - Губернатор Орловской области Основные разработчики - Комитет федеральных инвестиционных и исполнители программ администрации области программы - Управление здравоохранения - Управление общего профессионального образования - Управление социальной защиты населения - Управление сельского хозяйства и продовольствия Цель программы - Комплексное решение проблемы сохранения и повышение уровня здоровья детей, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, на основе совершенствования методов медико-социальной и психолого- педагогичекой реабилитации и условий реализации лечебно- профилактических мероприятий Объемы и источники - 11,3 млн.руб. из средств федерального финансирования бюджета программы - 2,0 млн.руб. за счет средств областного бюджета Ожидаемые конечные - Сохранение и повышение уровня здоровья результаты программы детей, минимизация последствий ионизирующего излучения на их организм 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привела к радиоактивному загрязнению окружающей среды 22-х административных районов области. В зоне радиоактивного загрязнения оказались 2054 населенных пункта, в которых проживало 355 тыс. человек, в т.ч. около 80 тыс. детей и подростков. Постановлением Правительства № 1582 от 18.12.97 г. было выведено из зонирования 1098 населенных пунктов. На сегодняшний день на загрязненных территориях области проживают 24572 ребенка в возрасте до 14 лет и 5633 подростка.

При разработке областной целевой программы "Дети Чернобыля на 2002 год" (далее именуется Программа) учитывались итоги реализации Программы в 1991-2000 годах.

Приоритетным направлением реализации Программы в 1991-2000 годах было повышение уровня технической оснащенности лечебно-профилактических и реабилитационных учреждений современным лечебным, диагностическим и реабилитационным оборудованием для обеспечения высокого качества и достаточного объема специализированной помощи детям, внедрения новых технологий в лечении и обследовании. Это позволило выявлять радиационно-индуцированные заболевания на ранних стадиях их развития и своевременно оказывать необходимую квалифицированную медицинскую помощь.

Были организованы и оснащены специализированные отделения восстановительного лечения и реабилитации.

В настоящее время необходимо укрепить материально-техническую базу вновь созданных и действующих лечебных учреждений, т.к.

приобретенное оборудование быстро морально и физически устаревает.

Для мониторинга состояния здоровья детей, подвергшихся воздействию радиации, Минздравом России была разработана и внедрена в практическое здравоохранение эффективная трехуровневая (районный, областной и федеральный уровень) система организации диспансерного наблюдения. Ежегодной целевой диспансеризацией в контролируемых территориях охвачено 97-98 процентов детского населения. В настоящее время является очевидной не обходимость дальнейшего проведения мониторинга за состоянием здоровья детского населения, подвергшегося воздействию ионизирующей радиации. Однако, он должен касаться не только жителей загрязненных территорий, но и детей, родившихся от участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, эвакуированных и переселенных из зон отчуждения и отселения.

Проведены профилактические и терапевтические мероприятия, направленные на минимизацию действия ионизирующего излучения на организм ребенка, в том числе обеспечение коррекции гормональными препаратами радиационно-индуцированных заболеваний щитовидной железы, повышение адаптационно-компенсаторных реакций организма ребенка, оперативное лечение наиболее тяжелых заболеваний с применением высоких технологий.

Среди мер, направленных на снижение отрицательных последствий аварии на Чернобыльской АЭС на здоровье детей, исключительная роль принадлежит рациональному питанию и использованию защитных свойств пищи. В рамках Программы Министерством сельского хозяйства Российской Федерации организован и налажен выпуск витаминизированных продуктов питания с лечебно-профилактическими свойствами, тем самым, заложен фундамент для работы на последующие годы в решении проблем витаминного дефицита и недостаточного иммунитета у детей, подвергшихся радиационному воздействию. Ежегодно около 10 тыс. детей получают витаминизированную продукцию. Планируется расширение ассортимента продуктов пи тания с лечебно-профилактическими свойствами.

Для отслеживания психологического статуса детей и динамики развития системы образования на радиоактивно загрязненных территориях, осуществлялось постоянное наблюдение. Были разработаны и внедрены в образовательные учреждения новые образовательные технологии, способствую щие уменьшению нагрузок во время обучения, повышению мотивации обучения. Планируется разработка и внедрение новых видов воспитательных, коррекционных и реабилитационных технологий.

В целях физического и психологического оздоровления детей была создана сеть "Школ здоровья" (6 учреждении) на базе обычных школ в районах радиоактивного загрязнения. Проводимый ежегодно мониторинг выявил существенное снижение числа заболеваний, улучшение психологического самочувствия, показателей средней успеваемости, активизацию жизненной позиции детей, посещающих данные учреждения.

При дальнейшей реализации Программы планируется создание "Школ здоровья" на базе интернатных и детских дошкольных учреждений.

Кроме того, была создана служба психолого-педагогической помощи детям, включающая 17 центров областного, городского и районного уровней. Работа службы помощи заключается в оказании индивидуальной психологической помощи детям. В районах, где созданы центры помощи, осуществляется постоянное тестирование готовности детей к различным ступеням образования, уровня психического развития дошкольников и школьников, коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии памяти, речи, двигательной сферы.

Проводимая Министерством образования Российской Федерации политика подготовки высококвалифицированных кадров психологов, дефектологов, социальных педагогов, учителей-методистов и других специалистов, работающих по современным специальным технологиям с учетом специфики развития детей, подвергшихся воздействию радиации, обеспечивает реализацию программных мероприятий и создает кадровый потенциал в регионах, загрязненных радионуклидами. Однако, до настоящего времени, в образовательных учреждениях отсутствуют в необходимом количестве педагогические кадры, подготовленные к обучению школьников по новым образовательным технологиям.

В рамках Программы удалось значительно укрепить материально-техническую базу 3 детских домов-интернатов для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками путем оснащения их необходимым медицинским, реабилитационным оборудованием, автотранспортом, а также ежегодно проводимого текущего ремонта зданий. Следует продолжить комплекс мероприятий по их оздоровлению и улучшению условий проживания в интернатных учреждениях.

Основой укрепления лечебно-профилактический базы радиоактивно загрязненных регионов России является завершение строительства объектов здравоохранения.

Известно, что последствия радионуклидного загрязнения окружающей среды после аварии на Чернобыльской АЭС носят долговременный характер вследствие выброса долгоживущих радионуклидов. Большинство детей, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС, продолжает жить в условиях воздействия малых доз радиации. Сохраняется опасность роста внутреннего облучения организма детей за счет потребления загрязненных радионуклидами продуктов питания.

3. Цели и задачи Программы Целью Программы является комплексное решение проблемы сохранения и повышение уровня здоровья детей, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, на основе совершенство вания методов медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации и условий реализации лечебно-профилактических мероприятий.

Программа предусматривает решение следующих задач:

оказание специализированной медицинской помощи детям, подвергшимся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС;

обеспечение детей, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС, продуктами питания с лечебно-профилактическими свойствами;

медицинская и социальная реабилитация детей-инвалидов, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в детских домах-интернатах;

психолого-социальная и педагогическая поддержка детей, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС;

научное обеспечение Программы;

ввод в действие учреждений здравоохранения;

4. Основные направления реализации Программы Для сохранения и укрепления здоровья детей планируется проведение специализированного медицинского обследования детей на основе данных скрининга, создание кабинетов по экспертизе состояния здоровья детей, родившихся от участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, эвакуированных и переселенных из зон отселения и отчуждения, оказание детям высокотехнологичных видов медицинской помощи в клиниках федерального уровня, приобретение для учреждений, оказывающих медицинскую и реабилитационную помощь детям, современного лечебного оборудования, реактивов, лекарственных препаратов, направленных на повышение адаптационно-компенсаторных возможностей организма ребенка, организация выпуска продуктов питания с лечебно-профилактическими свойствами и обеспечение ими детей, проживающих в радиоактивно загрязненных территориях, проведение комплекса оздоровительных мероприятий и улучшение условий проживания детей в детских домах-интернатах, продолжение и завершение строительства детских лечебно-профилактических учреждений.

Для психолого-социальной и педагогической поддержки детей планируется создание новых и дооснащение действующих центров и кабинетов со циально-психологической и педагогической помощи детям, разработка комплекса мероприятий по повышению экологической грамотности детей, новых образовательных технологий, проведение мониторинга психологического статуса детей, состояния и условий их обучения, подготовка и повышение квалификации кадров, обеспечивающих реализацию программных мероприятий.

а) Оказание специализированной медицинской помощи детям, подвергшимся радиационному воздействию в результате аварии на ЧАЭС млн.руб.

_____________________________________________________________________________ Наименование мероприятий Ответственные Лимиты инвестиций Всего за мероприятия __________________ Фед. Обл.

бюджет бюджет _____________________________________________________________________________ 1. Проведение Управление 0,20 0,20 специализированного здравоохранения медицинского обследования детей 2. Обеспечение детей -"- 0,10 0,10 лекарственными препаратами, повышающими адаптационно-компенсаторные возможности организма ребенка 3. Приобретение современного -"- 1,25 0,85 2,10 медицинского оборудования, реактивов и расходных материалов для лечения детей в лечебно-профилактических и реабилитационных учреждениях.

Замена устаревшего оборудования в учреждениях, оказывающих медицинскую помощь детям и беременным женщинам ВСЕГО: 1,55 0,85 2,40 _____________________________________________________________________________ б) Обеспечение детей, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на ЧАЭС, продуктами питания с лечебнопрофилактическими свойствами млн.руб.

_____________________________________________________________________________ Наименование мероприятий Ответственные Лимиты инвестиций Всего за мероприятия __________________ Фед.бюджет Обл.

бюджет _____________________________________________________________________________ 1. Организация выпуска Управление 0,144 0,10 0,244 продуктов сельского питания с хозяйства и лечебно-профилактическими продовольствия свойствами для детей, проживающих на загрязненных территориях 2. Обеспечение детей в Управление 0,10 0,10 лечебно-профилактических здравоохранения и реабилитационных учреждениях дополнительным питанием- продуктами с лечебно-профилактическими свойствами 3. Обеспечение детей в детских Управление 0,069 0,069 домах-интернатах социальной дополнительным питанием защиты продуктами населения с лечебно-профилактическими свойствами ВСЕГО: 0,313 0,10 0,413 _____________________________________________________________________________ в) Психолого-педагогическая и социальная поддержка детей, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на ЧАЭС млн.руб.

_____________________________________________________________________________ Наименование мероприятий Ответственные Лимиты инвестиций Всего за мероприятия __________________ Фед. Обл.

бюджет бюджет _____________________________________________________________________________ 1. Создание новых и дооснащение Управление 0,13 0,13 действующих общего центров и кабинетов и социально-психологической профессиональног и педагогической помощи детям о образования 2. Совершенствование технологий -"- 0.516 0,516 "Школ здоровья", применение их в образовательных учреждениях различного типа, расположенных на радиоактивно загрязненных территориях, оснащение их необходимым оборудованием 3. Подготовка и повышение -"- 0,44 0,44 квалификации кадров, обеспечивающих реализацию программных мероприятий в системе образования 4. Поддержка и ведение банка -"- 0,03 0,03 данных по Программе, издание методических материалов 5. Совершенствование системы -"- 0,55 0,55 оказания социально-психологической и педагогической помощи детям ВСЕГО: 1,116 0,55 1,666 _____________________________________________________________________________ г) Медицинская и социальная реабилитация детей-инвалидов, подвергшихся радиационному воздействию, в детских домах интернатах млн.руб.

_____________________________________________________________________________ Наименование мероприятий Ответственные Лимиты инвестиций Всего за мероприятия ____________________ Фед. Обл.

бюджет бюджет _____________________________________________________________________________ 1. Приобретение оборудования и Управление 0,40 0,15 0,55 предметов социальной длительного пользования всего защиты населения в т.ч.: Болховский детский -"-- 0,05 дом-интернат Воинский дом-интернат -"- 0,05 Глазуновский дом-интернат -"- 0,05 2. Проведение текущего ремонта -"- 0,30 0,30 0,60 всего в т.ч.: Болховский детский 0,10 дом-интернат Воинский дом-интернат 0,10 Глазуновский 0,10 дом-интернат 3. Приобретение -"- 0,03 0,03 аэрофито-препаратов 4. Приобретение письменных -"- - 0,05 0,05 принадлежностей в т.ч.

Болховский дом интернат: -"- 0,05 ВСЕГО: 0,73 0,50 1,23 _____________________________________________________________________________ д) Капитальное строительство млн.руб.

_____________________________________________________________________________ Наименование отраслей и объектов Сроки Лимиты инвестиций Всего Здравоохранение строительства ____________________ Фед. Обл.

бюджет бюджет _____________________________________________________________________________ Областная консультативная 1992-2002 3,0 X) 3,00 поликлиника (детское отделение), г. Орел Детский реабилитационный центр, 1992-2002 4,60 - 4,60 г. Ливны ВСЕГО: 7,60 - 7,60 _____________________________________________________________________________ млн.руб.

Лимиты инвестиций _____________________________________________________________________________ Федеральный Областной Всего бюджет бюджет _____________________________________________________________________________ Всего (по всем направлениям 11,309 2,00 13,309 реализации программы):

_____________________________________________________________________________ 5. Оценка эффективности Программы В результате реализации Программы ожидается сохранение и повышение уровня здоровья детей, снижение последствий ионизирующего излучения на их организм на основе комплексного решения проблем медицинской и психолого-педагогической реабилитации с использованием высокотехнологичных методов коррекции отклонений состояния здоровья.

Эффективность Программы оценивается посредством сопоставления ожидаемых программных результатов (целевых показателей) и затрат на их достижение. Эффективность Программы оценивается по следующим целевым показателям: демографическим показателям и показателям заболеваемости детей, охвата спецдиспансеризаций детского населения, оказания детям высокотехнологичных видов медицинской помощи, оказания услуг по обеспечению детей лекарственными препаратами, улучшения структуры питания, оказания услуг в области социально-психологической и педагогической помощи детям, показателям успеваемости, создания новых и сохранения прежних рабочих мест, ввода в действие объектов непроизводственной сферы.