Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20.03.1998 № 2321-II ГД «О кризисном состоянии угольной промышленности России и мерах по его преодолению»


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20.03.1998 № 2321-II ГД «О кризисном состоянии угольной промышленности России и мерах по его преодолению»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О кризисном состоянии угольной промышленности России и мерах по его преодолению

Проведенные 10 февраля 1998 года парламентские слушания на тему "О реструктуризации угольной промышленности России" свидетельствуют о наличии серьезных недостатков в организации и реализации осуществляемых с 1993 года преобразований данной отрасли. Прекращение функционирования 94 организаций по добыче угля (из 147 таких организаций, которые предполагается закрыть)

обусловило возникновение социальных проблем у работников организаций по добыче угля и членов их семей, крайне тяжелой обстановки в шахтерских городах, для которых ликвидация организаций по добыче угля и объектов их инфраструктуры обернулась нарушением основ жизнедеятельности населения таких городов. Массовое закрытие организаций по добыче угля порождает в угледобывающих регионах России серьезные экологические проблемы, связанные с бесконтрольным состоянием отвалов горных пород и затоплением подземных выработок.

Основой преобразования угольной промышленности России явились одобренные Правительством Российской Федерации "Основные направления реструктуризации угольной промышленности России", в которых в качестве целей определена необходимость создания прибыльных организаций по добыче (переработке) угля, ликвидации убыточных неперспективных организаций по добыче угля, решения возникающих в связи с этим проблем социальной защиты работников организаций по добыче угля, проведения мероприятий по реализации политики в области безопасного ведения работ по добыче угля.

Осуществляемая с 1993 года реструктуризация угольной промышленности России в результате свелась к остановке и закрытию организаций по добыче угля. Поскольку "Основные направления реструктуризации угольной промышленности России" не дают четкого представления о содержании и целях преобразования угольной промышленности России, все выполнявшиеся в этом направлении работы не имели планового характера.

Недостатки реструктуризации угольной промышленности России усугубились экономическим кризисом, обусловившим уменьшение объема ее государственной финансовой поддержки, повсеместные неплатежи за поставленную продукцию, отсутствие у организаций по добыче угля оборотных средств и, как следствие, задолженность по выплате заработной платы в течение шести месяцев, резкое снижение уровня трудовой дисциплины, неудовлетворительное обеспечение безопасности ведения работ по добыче угля. Вследствие отсутствия инвестиций подготовка запасов угля для его добычи осуществляется в недостаточном объеме: за последние три года общий объем таких запасов сократился более чем на 35 миллионов тонн. В реконструкции и техническом перевооружении нуждается около 80 процентов действующих угольных шахт.

В целях улучшения обстановки в угольной промышленности России, оптимизации ее реструктуризации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Предложить Правительству Российской Федерации: образовать комиссию из представителей Правительства Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации, Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Союза промышленников и предпринимателей угольной отрасли, органов исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации и поручить ей определить в течение 1998 года стратегию использования природных запасов угля, а также принципы организации и функционирования угольной промышленности России. О результатах работы комиссии информировать Государственную Думу; учитывая особенности функционирования организаций по добыче угля независимо от форм собственности, необходимость реорганизации указанных организаций, а также в целях обеспечения производства продукции, получаемой посредством переработки и использования угля, образовать орган управления угольной промышленностью России на федеральном уровне, возложив на него решение важнейших проблем в области добычи (переработки) угля, в том числе вопросов реструктуризации угольной промышленности России, научно-технического обеспечения, безопасного ведения работ по добыче угля; учитывая характерную для угольной промышленности инерцию капиталовложений, непривлекательность организаций по добыче угля для инвесторов, разработать и осуществить меры по обеспечению благоприятных условий для капиталовложений в угольную промышленность России, в том числе по освобождению указанных организаций от отдельных видов налогов и уменьшению размеров основных видов налогов; рассмотреть возможность установления для организаций по добыче угля особого порядка реструктуризации просроченных ими платежей в бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные фонды, а также начисленных пени. При необходимости внести в Государственную Думу проект соответствующего федерального закона; поручить Министерству топлива и энергетики Российской Федерации, Министерству труда и социального развития Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Федеральному горному и промышленному надзору России разработать в течение 1998 года концепцию безопасного функционирования организаций по добыче угля; пересмотреть компетенцию Федерального горного и промышленного надзора России в отношении опасных объектов промышленности, предоставив указанному органу дополнительные полномочия в части принятия административных мер и одновременно определив ответственность его должностных лиц за принятие (непринятие)

решений и их последствия; учитывая особые условия функционирования организаций по добыче угля, специфику технологий добычи (переработки) угля, привлекать Союз промышленников и предпринимателей угольной отрасли к разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов о регулировании отношений, возникающих при добыче (переработке) угля, проектов федеральных целевых программ в области развития угольной промышленности России, а также к осуществлению координации научно-технического обеспечения организаций по добыче угля, производству продукции, получаемой посредством переработки и использования угля; разработать федеральную целевую программу реструктуризации угольной промышленности России, подготовить ее к принятию в установленном порядке в 1998 году и определить в ней основные этапы, содержание и цели реструктуризации угольной промышленности России, в том числе структуру данной отрасли. В качестве одной из стратегических целей предусмотреть в федеральной целевой программе реструктуризации угольной промышленности России создание в угледобывающих регионах России организаций по комплексной переработке угля в продукцию широкого ассортимента; в целях создания условий для выполнения указанной программы внести предложения о пересмотре налогов и других платежей в угольной промышленности России, в том числе об освобождении организаций по добыче угля от таможенных платежей и пошлин, налога на добавленную стоимость, налога на горно-шахтное оборудование, не имеющее отечественных аналогов и приобретаемое для технического перевооружения организаций по добыче угля; разработать программы экономического и социального развития шахтерских городов, градообразующие предприятия которых включены в планы и программы реструктуризации угольной промышленности России, согласовав их с Федеральной комплексной программой развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы. В целях финансового обеспечения реализации указанных программ: разработать и внедрить механизм пропорционального финансирования за счет средств бюджетов всех уровней расходов на содержание объектов социальной сферы, принятых на баланс органов местного самоуправления от организаций по добыче угля; рассмотреть целесообразность и возможность использования средств от налогов, уплачиваемых ликвидируемыми организациями по добыче угля, на решение социальных проблем в шахтерских городах.

2. В январе 1999 года заслушать Правительство Российской Федерации о ходе выполнения положений настоящего Постановления.

3. Продлить срок деятельности Комиссии Государственной Думы по выявлению причин и последствий кризиса в угольной промышленности и социальной инфраструктуре угледобывающих регионов России до декабря 1999 года и привлекать ее к разработке проектов нормативных правовых актов, регламентирующих отношения, возникающие в ходе реструктуризации угольной промышленности России. В целях реализации указанных в настоящем Постановлении задач создать при указанной Комиссии постоянно действующую рабочую группу из числа депутатов Государственной Думы, представителей государственных органов, профессиональных союзов работников угольной промышленности России и иных организаций Российской Федерации. Указанной Комиссии привлекать к своей работе экспертов Правового управления Аппарата Государственной Думы и других экспертов.

4. Обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением незамедлительно рассмотреть причины социально-экономического кризиса в угольной промышленности России и принять меры по его ликвидации.

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезнев

Москва 20 марта 1998 года № 2321-II ГД

3 Comments

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

Leave a reply

your email address will not be published. required fields are marked *

Name *
Email *
Website