Статья 467. Ассортимент товаров


1. Если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.

2. Если ассортимент в договоре купли-продажи не определен и в договоре не установлен порядок его определения, но из существа обязательства вытекает, что товары должны быть переданы покупателю в ассортименте, продавец вправе передать покупателю товары в ассортименте исходя из потребностей покупателя, которые были известны продавцу на момент заключения договора, или отказаться от исполнения договора.

Комментарий 1

Комментарий 2

1. Ассортимент — это отличие в одном или нескольких признаках при сохранении тождества во всех прочих. Это наличие разнообразия в одном товаре, а не в нескольких товарах.

Различные ассортиментные группы товара сами по себе совершенно независимы, каждая из них может быть использована потребителем по прямому назначению данного товара вне какой-либо связи со всеми другими ассортиментными группами. Так, «аналогичный, но иной» товар ГК РФ упоминает в разделе о договорах поставки (п. 2 ст. 504).

2. Поскольку речь идет не только о различии товаров «по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам» самом по себе, но и об «определенном соотношении» таких товаров, совершенно очевидно, что условие об ассортименте, как это и следует из определения предмета договора купли-продажи (ст. 455 ГК), должно предусматривать и количество каждого вида товара. Таким образом, наименование и количество товара в ассортименте должны быть определены договором (или поддаваться определению) по каждой товарной позиции.

Однако для купли-продажи товаров в ассортименте ГК РФ делает важное исключение. Если определено общее наименование всей группы товаров и их общее количество (в противном случае не было бы согласовано условие о товаре (п. 3 ст. 455 ГК) и договор не был бы заключен вовсе), то и точное наименование каждой товарной позиции, и количественное соотношение разных видов товара могут быть доопределены продавцом на основании дополнительной информации, в ряде случаев — фактически в одностороннем порядке.

3. Спор об ассортименте (о различии в одном или нескольких признаках товара) между сторонами договора купли-продажи может возникнуть только в том случае, если спор о наименовании товара (т.е. в числе прочего о совокупности этих признаков и об их допустимом диапазоне) или уже разрешен, или не возникал вовсе. Поэтому, если «из существа обязательства вытекает, что товары должны быть переданы покупателю в ассортименте», неопределенность признаков, наличие изменчивости в которых включено ГК РФ (п. 1 ст. 467) в понятие ассортимента (виды, модели, размеры, цвета), не может использоваться как основание для оспаривания факта достижения сторонами согласия о наименовании товара.

Однако, поскольку перечень таких признаков в п. 1 комментируемой статьи включает и «иные признаки», т.е. является открытым, отнесение спора, касающегося таких «иных признаков», прямо не упомянутых комментируемой статьей, к той или иной области (спор о наименовании и количестве (п. 3 ст. 455) или же спор об ассортименте (п. 1 ст. 467)) в каждом конкретном случае фактически оставлено Кодексом на усмотрение суда.

4. Из «существа обязательства» (п. 2 ст. 467 ГК) должны вытекать не только сама необходимость передачи покупателю набора «разных» товаров, но также и то их «определенное соотношение», которое включено законом (п. 1) в само понятие ассортимента. В противном случае продавец вправе руководствоваться собственными представлениями о потребностях покупателя не только в качественной (в части различия по тем или иным признакам), но и в количественной сфере.

Чаще всего продавец исходит из сложившейся деловой практики — истории взаимоотношений с данным конкретным контрагентом или с группой подобных контрагентов. И если условие об ассортименте не было согласовано сторонами в явном виде, то уже покупатель должен будет обосновать не только то обстоятельство, что в данном случае его потребности были другими, но и тот факт, что продавцу было об этом известно, иначе он обязан будет принять и оплатить товар.

Ассортимент, предусмотренный п. 2 ст. 467 ГК РФ, определен не договором, а непосредственно законом (точнее, продавцом на основании закона). Продавец в данном случае реализует (или не реализует) свое законное право. В случае возникновения спора ему необходимо лишь обосновать сам факт наличия у него информации о «потребностях покупателя», а не степень соответствия этой информации действительности. Поэтому покупатель не вправе возбуждать спор по п. 1 ст. 468 ГК РФ: «условие об ассортименте» не могло быть нарушено, коль скоро оно вообще отсутствовало, по крайней мере не было сформулировано сторонами в явном виде. Таким образом, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора наступить не может. А соответствующий риск последствий «недоопределения» условия договора купли-продажи о товаре несет покупатель.

5. В отличие от качества товара (ст. 469 ГК) простой факт «постановки продавца в известность», не акцептованный явным образом, т.е. не ставший договорным условием, сам по себе не порождает обязанности продавца непременно передать товары в ассортименте.

6. Правовая норма п. 2 ст. 467 ГК РФ предоставляет право выбора продавцу. Он вправе отказать покупателю в том случае, если последний не доведет до продавца свои потребности. Но даже если и доведет, но договором это непосредственно предусмотрено не будет, то продавец может по своему выбору или учесть такую просьбу покупателя, или отказаться от договора. Даже если у продавца есть необходимая информация, в отсутствие договорного условия Кодекс не возлагает на него безусловной обязанности непременно передать товар в ассортименте, соответствующем «известным ему потребностям» контрагента.

7. В общем случае продавец вправе передать товар в ассортименте исходя из своих представлений о потребностях покупателя, но не обязан этого делать. И в случае его отказа договор купли-продажи действительно будет считаться незаключенным, поскольку условие о товаре не определено и не поддается определению — по крайней мере, по мнению продавца, которому ГК РФ предоставил право в одностороннем порядке руководствоваться этим мнением.

8. В действующем законодательстве термин «ассортимент» употребляется и в другом смысле. Так, Правилами продажи отдельных видов товаров упоминается, например, «ассортимент предлагаемых к продаже товаров», определяемый продавцом самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности (п. 4), или «минимальный ассортимент», в котором продавец обязан обеспечить продажу лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи (п. 74).

3 Comments

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

Leave a reply

your email address will not be published. required fields are marked *

Name *
Email *
Website