Статья 641. Особенности аренды отдельных видов транспортных средств


Транспортными уставами и кодексами могут быть установлены иные, помимо предусмотренных настоящим параграфом, особенности аренды отдельных видов транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.

Комментарий 1

Комментарий 2

1. Для того чтобы отразить особенности аренды отдельных видов транспортных средств, продиктованные спецификой их эксплуатации, технического обслуживания и т.п., помимо общих положений ГК РФ об аренде транспортного средства с экипажем указанные отношения регулируются также нормами транспортных уставов и кодексов.

Транспортные уставы и кодексы представляют собой источники специального (отраслевого) регулирования отношений, складывающихся на железнодорожном, автомобильном, внутреннем водном, морском и воздушном видах транспорта.

Принимая во внимание комментируемую статью и ст. 625 ГК РФ, нормативно-правовое регулирование отношений по аренде транспортных средств осуществляется на трех уровнях: 1) положения об аренде транспортных средств (§ 3 гл. 34 ГК); 2) предписания транспортных уставов и кодексов, устанавливающие особенности аренды отдельных видов транспортных средств; 3) общие положения об аренде (§ 1 гл. 34 ГК).

2. Аренда морского судна с экипажем называется договором фрахтования судна на время (тайм-чартером), по условиям которого судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ).

Среди особенностей аренды морских судов следует обратить внимание на установление существенных условий тайм-чартера (ст. 200 КТМ), возложение на фрахтователя обязанности внести плату за задержку возврата судна (ст. 204 КТМ), наделение судовладельца правом изъять судно у фрахтователя при просрочке внесения фрахта (ст. 208 КТМ), а также на особенности уплаты фрахта в случае гибели судна (ст. 209 КТМ) и др.

Необходимо учитывать, что все установленные гл. X КТМ специальные правила о тайм-чартере носят диспозитивный характер, т.е. их применение может быть исключено (изменено) соглашением сторон (ст. 199 КТМ).

3. Вопросы регулирования аренды судов внутреннего водного транспорта выделены в специальную гл. X КВВТ. Необходимо обратить внимание на то, что с 1 января 2013 г. утратил силу п. 1 ст. 60 КВВТ, в соответствии с которым положения гл. X КВВТ носили диспозитивный характер . Поэтому в настоящее время стороны договора аренды не вправе изменять их своим соглашением.

——————————— См.: подп. 31 ст. 2, п. 3 ст. 10 Федерального закона от 28 июля 2012 г. № 131-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 31. Ст. 4320.

В соответствии с п. 6 ст. 60 КВВТ договор аренды обязательно должен предусматривать срок передачи судна в распоряжение арендатора (т.е. это условие является существенным).

Другие правила аренды судов на внутреннем водном транспорте во многом однотипны специальным правилам КТМ об аренде морских судов: плата за задержку возврата судна, право арендодателя изъять судно у арендатора при просрочке внесения платы (п. 4 и 5 ст. 65 КВВТ) и др.

4. Воздушный кодекс РФ не отграничивает четко договор фрахтования воздушного судна на время (аренда) от договора чартера (воздушная перевозка) и не устанавливает каких-либо особенностей договора аренды воздушного судна с экипажем (ст. 104 Воздушного кодекса).

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о железнодорожном транспорте перевозчик может владеть железнодорожным подвижным составом для осуществления перевозок на праве собственности или ином праве. Под «иным правом» в данном случае следует понимать и право аренды по соответствующему договору. Однако, как и Воздушный кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта не содержит специальных предписаний относительно договоров аренды железнодорожного подвижного состава.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта не содержит норм об аренде автомобилей с экипажем.

3 Comments

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

Leave a reply

your email address will not be published. required fields are marked *

Name *
Email *
Website