Статья 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств


1. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

2. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:

непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;

в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

Комментарий 1

Комментарий 2

1. Предусмотренная комментируемой статьей ответственность возлагается за нарушение обязательств, вытекающих из договора о подаче транспортных средств (см. ст. 791 ГК). Пункт 1 комментируемой статьи носит отсылочный характер: ответственность применяется в объеме, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Поскольку в специальном законодательстве данная ответственность предусмотрена в виде штрафов (законной неустойки), соглашением сторон данную неустойку можно только увеличить (п. 2 ст. 332 ГК). Не все транспортные законы содержат конкретные виды штрафов за неисполнение обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей. На морском и воздушном транспорте ответственность сторон регулируется договором.

2. Ответственность перевозчика наступает в соответствии с комментируемой статьей только за одно правонарушение по уже заключенному договору о подаче транспортных средств (т.е. после того, как перевозчик принял оферту грузовладельца в форме заявки или заказа). Это правонарушение выражается в неподаче транспортных средств в обусловленное время и в оговоренное место. Некоторые транспортные законы различают непредоставление и несвоевременное предоставление транспортного средства. В зависимости от вида транспорта законом установлен следующий объем ответственности перевозчика:

а) на железнодорожном транспорте перевозчик несет ответственность в форме штрафа за каждую тонну груза, которая планировалась к погрузке в неподанные транспортные средства (ст. 94 УЖТ). Размер штрафа определяется в зависимости от транспортного средства (0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждую непогруженную тонну груза, если груз должен был перевозиться в вагонах; от 0,5 до двух размеров минимального размера оплаты труда за каждый контейнер в зависимости от массы контейнера, если груз должен был перевозиться в контейнерах, и т.п.);

б) на автомобильном транспорте перевозчик несет ответственность за несвоевременное предоставление транспортного средства в форме штрафа за каждый час просрочки в процентах от провозной платы (п. 3 ст. 34 УАТ). Размер штрафа определяется в зависимости от вида перевозки (5% — при перевозке в городском или пригородном сообщении и 1% среднесуточной провозной платы — при перевозке в междугородном сообщении);

в) на внутреннем водном транспорте перевозчик несет ответственность в форме штрафа за каждую тонну груза, которая планировалась к погрузке в неподанные транспортные средства (ст. 115 КВВТ). Размеры штрафов такие же, как и на железнодорожном транспорте.

3. Ответственность грузовладельца наступает за более широкий круг правонарушений: во-первых, за неиспользование поданных транспортных средств, что включает в себя непредъявление груза перевозчику (но не только); во-вторых, за ненадлежащее исполнение других обязанностей по договору на подачу транспортных средств (так, например, в статье 102 УЖТ предусмотрена ответственность грузовладельца за предъявление груза с превышением грузоподъемности (перегрузом) вагона, контейнера). И наконец, неиспользование поданных под погрузку транспортных средств влечет наложение штрафов за их простой.

В зависимости от вида транспорта различают следующий установленный законом объем ответственности грузовладельца:

а) на железнодорожном транспорте грузовладелец по ст. 94 УЖТ РФ за неисполнение своих обязанностей несет ответственность в таком же точно размере, как и перевозчик. Но это только одна составляющая. В случае если грузовладелец не использовал транспортные средства, которые принадлежат перевозчику, он в дополнение к штрафу выплачивает перевозчику так называемый сбор (0,04 размера минимального размера оплаты труда за каждую непогруженную тонну груза, если груз должен был перевозиться в вагонах, и т.п.). Видимо, этот «сбор» мыслится как упущенная выгода перевозчика (неиспользование транспортных средств означает и невнесение предусмотренной платы за пользование ими). Но правовая природа «сбора» не оставляет сомнения в том, что он, так же, как и штраф, является законной неустойкой.

За перегруз вагона (контейнера) предусмотрен штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза;

б) на автомобильном транспорте грузовладелец несет ответственность по ст. 35 УАТ РФ в форме штрафа в процентах от провозной платы: за непредъявление для перевозки груза — в размере 20% платы. Предусмотрен отдельный штраф за задержку (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику, и др.;

в) на внутреннем водном транспорте грузовладелец по ст. 115 КВВТ РФ за неисполнение своих обязанностей несет ответственность в таком же точно размере, как и перевозчик.

4. В п. 2 комментируемой статьи перечислены основания освобождения перевозчика и грузовладельца от ответственности. Как перевозчик, так и отправитель груза (поскольку он является предпринимателем) несут ответственность за неисполнение обязательств по договору о подаче транспортных средств независимо от вины. Законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, освобождающих стороны от ответственности:

1) непреодолимая сила, включая явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения);

2) военные действия;

3) прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, в установленном законом порядке (включая как экономические, так и политические причины);

4) в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами (например, на железнодорожном транспорте перевозчик освобождается от ответственности за неподачу вагонов, контейнеров, если неподача была допущена по вине грузоотправителя).

3 Comments

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

Leave a reply

your email address will not be published. required fields are marked *

Name *
Email *
Website