Как избежать двойного налогообложения?


В настоящее время всё больше организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, расширяют сферу своей деятельности и открывают филиалы и представительства за границей. При выборе иностранного государства, в котором российское предприятие планирует работать, необходимо учитывать наличие и положения международных соглашений Российской Федерации о порядке зачета налоговых платежей и взносов, уплаченных вне пределов России, с обособленных подразделений зарегистрированных в России организаций, с целью избежания «двойного налогообложения». В противном случае, при отсутствии таких межгосударственных актов, не исключена ситуация, когда отечественное предприятие обязано отчислять с полученного дохода налоговые взносы и платежи в бюджет Российской Федерации и иностранного государства, на территории которого зарегистрированы его филиалы или представительства.

Таким образом, ключевым моментом при определении необходимости открытия филиала или представительства российского юридического в другой стране должно служить наличие у России соглашений об избежании двойного налогообложения с этими странами.

Статьей 7 Налогового Кодекса РФ установлен принцип приоритета действия международных соглашений России, касающихся налогообложения и сборов, над нормами национального законодательства. В случае, если в Налоговой Кодексе РФ содержаться иные правила и нормы, чем установлены международным актом, подлежат применению положения международных соглашений.

В зависимости от того, заключено ли у Российской Федерации с государством, в котором организована деятельность обособленного подразделения отечественного юридического лица, международное соглашение об избежании двойного налогообложения или такого соглашения нет, действуют различные механизмы зачета и возврата излишне взысканных доходов с российской организации.

Первая ситуация - когда порядок зачета налоговых платежей страной регистрации юридического лица при получении дохода обособленными подразделениями предприятия за пределами Российской Федерации, урегулирован:

  • двусторонними международными соглашениями об избежании двойного налогообложения;

  • иными международными актами, косвенно касающимися вопросов налогообложения;

  • либо иными международными договорами, заключенными несколькими странами, в форме Конвенций и Типовых положений.

  • По результатам 2011 года Россия заключила двусторонние международные договора об избежании двойного налогообложения с 74 странами.

  • Подробный перечень двусторонних международных документов, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами по вопросам определения порядка налогобложения, содержится в Письме ФНС РФ от 15.01.2009 N ВЕ-22-2/20@ «О направлении Перечня действующих двусторонних договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения».

Также вопросы применимого порядка налогообложения могут быть затронуты в международных соглашениях, тема налогообложения в которых рассматривается наряду с другими вопросами:

  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Туркменистана о поощрении и взаимной защите инвестиций (Ратифицировано РФ на основании Распоряжения Правительства РФ от 24.03.2009г. №347-р);

  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле от 13.11.1992г.

Проблемы устранения двойного налогообложения обсуждаются на совещаниях таких международных организаций, как Организация Объединенных Наций (ООН), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Результаты совместного рассмотрения налоговых вопросов странами-участниками находят свое отражение в международных актах, например, таких как:

  • Типовая конвенция ООН об устранении двойного налогообложения между развитыми и развивающимися странами, 1980г.;

  • Многосторонняя конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения от 13.12.1979г. (Мадрид);

  • Модельная налоговая конвенция Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), 1971 г.;

  • Типовая конвенция ОЭСР об избежании двойного обложения налогами доходов и капитала, 1977 г.;

  • Конвенция об избежании двойного налогообложения при взаимоотношениях стран, входящих в Андский пакт, с другими странами, 1971 г.;

  • Межправительственное Соглашение об избежании двойного налогообложения, предотвращения уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал и о пообщрении региональной торговли и инвестиций Ассоциации свободной торговли стран — членов Андской группы (CARICOM4) от 6 июля 1994 г.;

  • Ломейская конвенция о регулировании взаимоотношений между ЕЭС и развивающимися странами в области налогообложения, 1976 г.;

  • Типовая конвенция ОЭСР об оказании взаимной административной помощи в налоговых вопросах, 1981г.

Согласно статьи 232 Налогового Кодекса РФ, для освобождения от уплаты налогов, проведения зачетов и получения налоговых вычетов при сдаче налоговой отчетности в Российской Федерации, налогоплатильщик обязан предоставить в налоговые органы документы, подтверждающие, что он является резидентом государства, с которым у Российской Федерации заключен договор об избежании двойного налогообложения, а также справку, подтверждающую полученныый доход и уплату налога в иностранном государстве.

При этом, такое подтверждение должно быть предоставлено в налоговые органы России до уплаты налога или авансовых платежей по налогу либо в течение одного года после окончания налогового периода, по результатам которого налогоплатильщик претендует на освобожение от уплаты налога, зачета или налоговых вычетов.

Вторая ситуация - при получении организацией доходов на территории иностранного государства, с которым у Российской Федерации отсутствует действующее соглашение во избежание двойного налогообложения, либо если российская организация не воспользовалась своим правом по зачету налога, удержанного в государстве, с которым Россия имеет действующее соглашение об избежании двойного налогообложения.

В этих случаях зачет оплаченных на территории иностранного государства налоговых платежей при оплате российской организацией налога на прибыль в Российской Федерации, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 311 Налогового Кодекса РФ.

Организация, местом регистрации которой является Российская Федерация, имеет право на зачет сумм уплаченных или удержанных с другом государстве налоговых платежей вне зависимости от наличия или отсутствия соглашения об избежании двойного налогообложения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 311 Налогового Кодекса РФ, размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных российской организацией за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.

Следовательно, сумму налога, которая была удержана с российской организации в иностранном государстве, не всегда в полном объеме можно принять к зачету при уплате этой организацией налога на прибыль в России.

Автор:
юрист-международник
Коновалова В.В.

3 Comments

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

Leave a reply

your email address will not be published. required fields are marked *

Name *
Email *
Website