Международный коммерческий арбитраж


В процессе ведения внешнеэкономической коммерческой деятельности между субъектами предпринимательской деятельности – организациями, зарегистрированными на территории различных иностранных государств, могут возникать споры. В таких случаях в международной практике предусмотрен не только государственный судебный порядок разрешения таких споров, но и предоставлена возможность обращения в органы международного коммерческого арбитража, создаваемых на частной основе, - третейских судов. Отличительной чертой международных арбитражей является то, что они действуют на территории определенного государства, но при этом не являются частью национальной госудратсвенной системы и неподконтрольны им. Являются независимыми и образуюся на частной основе.

Рассмотрение споров между участниками предпринимательской деятельности на межнациональном уровне в органах международного коммерческого арбитража имеет ряд преимуществ по сравнению с процедурой рассмотрения дела судебными органами любого государства:

  • Спорящие участники договорных отношений могут по своему усмотрению определить арбитра или коллегиальный третейский орган. Договаривающиеся стороны могут выбрать из числа судей обладающего наиболее глубокими профессиональными познаниями в определенной сфере специалиста для решения возникших вопросов;

  • Значительное снижение судебных расходов при ведении дела третейским судов в отличие от государственной судебной системы;

  • Упрощение формальной стороны процесса, следствием чего является существенное сокращение сроков судебного разбирательства;

  • Выбор места рассмотрения дела;

  • Ведение дела при участии сторон спора в закрытом судебном заседании, что позволяет обеспечить сохранение коммерческой тайны.

Деятельность международного коммерческого арбитража урегулирована множеством международно-правовых актов, таких как:

  • Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, Нью-Йорк, 10 июня 1958 г.;

  • Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже, Женева, 21 апреля 1961 г.;

  • Конвенция ООН о договорах купли-продажи, Вена, 1980 г.;

  • Арбитражный регламент Европейской экономической комиссии ООН, 1966г.;

  • Правила международного торгового арбитража Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока, 1966г.;

  • Арбитражный регламент Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), 1976 г.;

  • Вашингтонская конвенция о разрешении инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами от 18 марта 1965 г.;

  • Московская конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества, заключенная странами — членами СЭВ 26 мая 1972 г.;

  • Межамериканская конвенция о международном коммерческом арбитраже, Панама, 30 января 1975 г.

На уровне национального законодательства, 07 июля 1993г. был принят Закон Российской Федерации №5338-I «О международном коммерческом арбитраже» (далее – Закон №5338-I). Указанным нормативным актов учреждены основные органы международного коммерческого арбитражат в России, которыми являются Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссии при Торгово-промышленной палате РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона №5338-I, указанный закон применяется к «международному коммерческому арбитражу, если место арбитража находится на территории Российской Федерации».

Основным условием для передачи споров на рассмотрение органов международного арбитража является наличие «письменного соглашения» в тексте основного внешнеэкономического договора. «Письменное соглашение», на основании ч. 2 ст. II Конвенции ООН «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений», Нью-Йорк, 1958 г., ч. 2 ст.II Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже, Женева, 1961г., ст. 1 Арбитражного регламента Европейской экономической комиссии ООН, 1966 г., ст. 7 Закона №5338-I, ч. 1 ст. 1 Арбитражный регламента ЮНСИТРАЛ, 1976 г., включает арбитражную оговорку в договоре, или арбитражное соглашение, подписанное сторонами, или содержащееся в обмене письмами или телеграммами.

В международный коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон передаваться споры:

  • из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также

  • споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации (ч. 2 ст. 1 Закона РФ №5338-I).

Международный коммерческий арбитраж может осуществляться в двух формах (ч. 2 ст. II Европейской конвенции 1961 г., п. 2 ст. I Нью-Йоркской конвенции 1966 г.,):

  • Изолированный арбитраж (ad hoc). Учреждается сторонами только для рассмотрения единичного конкретного спора. Участники правоотношений сами определяют порядок создания такого суда, согласовывают состав суда. Чаще всего работает на временной основе.

  • Институционный арбитраж. Представляет собой постоянно действующий орган. Органы институционнного коммерческого арбитража создаются при национальных торгово-промышленных палатах, биржах, ассоциациях предпринимателей.

В настоящее время в мире действует около 100 институционных международных коммерческих арбитража. Наиболее авторитетными из них считаются:

  • Арбитражный институт Торговой палаты г. Стокгольма,

  • Лондонский международный третейский суд,

  • Американская арбитражная ассоциация,

  • Арбитражный суд Международной торговой палаты в Париже.

Оспаривание в суде арбитражного решения может быть произведено только путем подачи ходатайства об отмене в случае предоставления заявителем доказательств приведенных в обоснование требований (ст. 34 Закона РФ №5338-I, ст. V Нью-Йоркской конвенции 1966 г.).

На основании ч. 1 ст. 35 Закона №5338-I, «арбитражное решение независимо от того, в какой стране оно было вынесено, признается обязательным и при подаче в компетентный суд письменного ходатайства приводится в исполнение». Порядок исполнение идентичен процедуре исполнения решений национальных судов и урегулировано положениями Закона РФ от 6 декабря 2011 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Автор:
юрист-международник
Коновалова В.В.

3 Comments

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

Leave a reply

your email address will not be published. required fields are marked *

Name *
Email *
Website