Международные стандарты в сфере управления инновационной деятельностью: Руководство Фраскати и Руководство Осло


Международные стандарты

Спонсор публикации Ардист Студио - салон итальянской мебели в Москве. Подробности читайте далее.

По мнению ученых, инновации являются противоречивым явлением, причем первичным является противоречие между инновационной и традиционной, рутинной деятельностью: первая отрицает вторую. С современной точки зрения можно сказать, что определенные противоречия существуют и между участниками инновационного процесса - инициаторами, организаторами, разработчиками, производителями и тому подобное, поскольку каждая из таких функциональных групп может иметь собственные интересы, которые существенно отличаются от других. Решение этих противоречий возможно на путях эффективного управления инновационными процессами на всех уровнях - от государства к субъекту ведения хозяйства.

Необходимость создания систем управления инновационной деятельностью, лучшего понимания форм ее проявления и взаимосвязи с экономическим ростом вызывала потребность в мониторинге, в первую очередь, на государственном уровне, инновационных процессов и измерения их параметров. Международные стандарты в данной сфере определяются несколькими документами, важнейшими среди которых есть документы ОЭСР, Что имеют название Руководство Фраскати и Руководство Осло. "Предложенная стандартная практика для обследования исследований и экспериментальных разработок", или Руководство Фраскати, впервые было принято в 1963 году. В этом документе определяется сущность процесса исследований и разработок ("R&D" по международной терминологии, от англ. Research and Development), как источники создания технологических инноваций, характеризуются его стадии и отличия от родственной деятельности.

Другой документ, "Предложенные руководящие принципы сбора и толкования данных о технологических инновациях", или Руководство Осло, было принято в 1992 году и содержит базовые определения инноваций и инновационной деятельности, количественные параметры инновационного процесса, механизм вычисления инновационных расходов и процедуры проведения обследования. Однако его последняя, третья редакция, принятая в 2005 году, имеет измененное название - "Руководящие принципы сбора и толкования данных об инновациях" - и существенно отличается от предыдущих, поскольку у них речь шла только о технологических инновациях. Продукты и услуги там рассматривались как инновационные, лишь если их появление было связано с внедрением результатов научно-технических исследований. Нетехнологические инновации, а именно - организационные и управленческие, можно было учитывать в составе инновационной деятельности предприятия, только если они имели определен технологический аспект (например, внедрение автоматизированной системы принятия решений, которая базируется на использовании компьютерной техники и информационных технологий).

Такой взгляд на содержание инноваций приводил к тому, что организации сферы услуг, в том числе, финансовых, практически не отображались статистикой в числе "инновационно-активных предприятий". Так, специальное исследование, проведенное в конце 1990-х годов в России, показало, что среди обследованных больше чем 3,7 тысяч организаций сферы финансового посредничества, инновационно-активных было только 3,7%, причем в общем объеме услуг часть инновационных составила у них лишь 1,2%.

Вместе с тем, в Дополнении 2 Руководства Осло органам проведения обследований предлагалось определенным образом исследовать и нетехнологические виды инноваций и даже рекомендовалось постепенно разрабатывать соответствующие методики, какие бы включали следующий минимальный перечень показателей: виды нетехнологических инноваций, экономические выгоды от осуществления этой деятельности, затраты на нетехнологические инновации, цель их реализации и источник идей или информации для их разработки.

Новая редакция Руководства Осло расширяет рамки измерения инноваций. Трансформация методологических принципов, на которых базируется Руководство Осло была связана, с одной стороны, с развитием общей теории инноваций, расширением ее объектной базы, углублением понимания значения человеческого капитала в инновационной деятельности, а с другой стороны - кардинальной сменой роли в современной экономике сферы услуг, которая в большинстве развитых стран мира обеспечивает создание до 70-80% объема национального ВВП.

Все эти процессы уже не позволяют, в том числе и с практической точки зрения, ограничиваться взглядом на инновации только как на технологические нововведения, обусловленные процессом научно-технических исследований и разработок. Конкурентоспособность экономики, которая ориентирована на знание, зависит не только от технологических, но и от организационных и рыночных инноваций, а их разработка в сфере услуг является таким же высокоинтеллектуальным и наукоемким видом деятельности, как и создание новейших техники и технологий. Эти рассуждения полностью касаются и сектора финансово-банковских услуг.

Автор: saturn13 (Олег)

3 Comments

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

Leave a reply

your email address will not be published. required fields are marked *

Name *
Email *
Website