Декларация, принятая Всемирной конференцией, посвященной действиям и стратегии в области обучения, предупреждения инвалидности и вовлечения инвалидов в жизнь общества, 7 ноября 1981 года, Торремолинос, Испания [Санбергская декларация]


ДЕКЛАРАЦИЯ

[Санбергская декларация *]

Принята Всемирной конференцией, посвященной действиям и стратегии в области обучения, предупреждения инвалидности и вовлечения инвалидов в жизнь общества

7 ноября 1981 года, Торремолинос, Испания

Всемирная конференция, посвященная действиям и стратегии в области обучения, предупреждения инвалидности и вовлечения инвалидов в жизнь общества1, организованная правительством Испании в сотрудничестве с ЮНЕСКО и проходившая 2-7 ноября 1981 года в Торремолинос, Малага, Испания,

учитывая Всеобщую декларацию прав человека и другие соответствующие документы Организации Объединенных Наций, и в частности Декларацию прав ребенка, Декларацию о правах инвалидов и Декларацию о правах умственно отсталых лиц,

подчеркивая настоятельную необходимость проведения в жизнь выводов и предложений настоящей Конференции, принципов, лежащих в основе Долгосрочного плана действий Консультативного комитета Организации Объединенных Наций для Международного года инвалидов, и таких руководящих указаний, которые предусматриваются из недавних рекомендаций, деклараций2 и программ действий,

будучи серьезно обеспокоена тем фактом, что десять процентов мирового населения в той или иной степени страдает от умственных или физических недостатков и что перспективы становятся все более неблагоприятными,

подтверждает необходимость обеспечения неукоснительного выполнения этих руководящих указаний и деклараций,

подчеркивает, что предупреждение инвалидности3 является одним из важнейших видов деятельности и что следует применять все виды стратегии, разрабатываемые на основе современных знаний, для целей предупреждения умственных или физических недостатков в условиях обеспечения каждой семьи и каждого человека необходимым обслуживанием,

подчеркивает значение максимального восстановления трудоспособности4 и вовлечения5 инвалидов в жизнь общества наряду с принятием мер по обеспечению охвата каждого человека услугами по восстановлению трудоспособности и другими видами поддержки и помощи, которые могут понадобиться для сокращения последствий инвалидности, с тем чтобы добиться максимального вовлечения инвалидов в жизнь общества и предоставить им возможность сыграть конструктивную роль в обществе,

учитывая первостепенное значение образования, науки, культуры и информации в жизни всех людей и желая осуществить вышеупомянутые рекомендации и принципы, с тем чтобы содействовать максимальному проявлению способностей всех инвалидов и их всестороннему участию в жизни общества,

подтверждает, что государственные органы, компетентные организации и общество в целом при подготовке любой краткосрочной или долгосрочной стратегии, касающейся инвалидов, должны учитывать основополагающие принципы участия, интеграции, индивидуального подхода, децентрализации (разбивка по секторам) и межпрофессиональной координации, с которыми:

а) обеспечивается полное участие инвалидов и их ассоциаций в принятии .всех касающихся их решений и мер;

b) инвалиды пользуются всеми видами обслуживания и участвуют во всех видах деятельности общины; во всех действиях и стратегиях общего характера, предназначенных для общины в целом, также должным образом учитываются интересы инвалидов;

с) инвалиды охватываются общинным обслуживанием, учитывающим их специфические личные потребности;

d ) путем децентрализации и разбивки обслуживания по секторам потребности инвалидов учитываются и удовлетворяются .в рамках их общин;

е) деятельность различных профессиональных организаций и специальных органов по обслуживанию инвалидов координируется таким образом, чтобы содействовать всестороннему развитию их личности;

настоятельно призывает правительства, компетентные правительственные и неправительственные организации, общественность, инвалидов, их семьи и всех тех, кто тем или иным образом связан с их повседневной жизнью, работников просвещения, ученых, руководителей и государственных деятелей распространять и проводить в жизнь принципы следующей Декларации, которую она единодушно постановляет принять и торжественно провозглашает:

Статья 1

Каждый инвалид должен иметь возможность осуществлять свое основное право на полный доступ к образованию, профессиональной подготовке, культуре и информации.

Статья 2

Правительства и национальные и международные организации должны принять эффективные меры по обеспечению максимально полного участия инвалидов в жизни общества. Необходимо оказать экономическую и практическую помощь действиям, направленным на удовлетворение потребностей инвалидов в области образования и медицинского обслуживания, и также созданию и функционированию ассоциаций инвалидов или их семей. Эти ассоциации должны принимать участие в планировании и принятии решений в областях, касающихся инвалидов.

Статья 3

Инвалидам должна быть предоставлена возможность в полной мере использовать свои творческие, артистические и интеллектуальные способности не только для своего собственного блага, но и для обогащения общины.

Статья 4

Программы в области образования, культуры и связи, в которых будут участвовать инвалиды, должны составляться и осуществляться в широких рамках процесса непрерывного образования. В этой связи следует уделять больше внимания образовательным аспектам восстановления трудоспособности и профессиональной подготовки.

Статья 5

Для максимального использования их способностей на благо общества все лица, страдающие умственными или физическими недостатками, и особенно те из них, которые испытывают трудности в общении, должны иметь доступ к программам в области образования, культуры и информации, учитывающим их специфические потребности.

Статья 6

Программы в области образования, профессиональной подготовки, культуры и информации должны быть нацелены на интеграцию инвалидов в нормальную рабочую и жизненную среду. Такая интеграция должна начинаться как можно раньше в жизни человека. В этих целях инвалиды независимо от их положения должны получать соответствующее образование и профессиональную подготовку (в учреждениях, на дому, в школе и т. д.) на протяжении всего необходимого периода.

Статья 7

С целью сокращения числа умственных или физических недостатков и уменьшения их пагубных последствий правительства в сотрудничестве с неправительственными организациями несут ответственность за обеспечение их раннего выявления и соответствующего лечения. Должны быть разработаны программы в области образования, охватывающие детей самого младшего возраста, в которых важную роль играет информация и работа с родителями.

Статья 8

Должно быть расширено участие семьи в образовании, профессиональной подготовке, восстановлении трудоспособности и развитии всех инвалидов. Для выполнения своих функций в этой области семье должна предоставляться надлежащая помощь.

Статья 9

Специалисты в области образования и другие специалисты, несущие ответственность за программы в области образования, культуры и информации, должны также иметь необходимую квалификацию, для того чтобы заниматься специфическими проблемами и нуждами инвалидов. Поэтому их профессиональная подготовка должна учитывать это требование и регулярно совершенствоваться.

Статья 10

Ввиду влияния средств массовой информации на общественное мнение и в целях повышения уровня сознательности и солидарности общественности содержание информации, распространяемой этими средствами, а также профессиональная подготовка персонала, работающего в средствах массовой информации, должны включать аспекты, соответствующие нуждам и интересам инвалидов, и разрабатываться в консультации с их ассоциациями.

Статья 11

Для осуществления мероприятий в области образования и профессиональной подготовки инвалидов им должны предоставляться необходимые помещения и оборудование. С этой целью должны быть приняты все меры, чтобы необходимое оборудование могло изготовляться в самих развивающихся странах.

Статья 12

Все проекты, касающиеся городского развития, окружающей среды и населенных пунктов, должны составляться таким образом, чтобы способствовать вовлечению и участию инвалидов во всех общинных мероприятиях, особенно в мероприятиях в области образования и культуры.

Статья 13

Следует поощрять исследования, направленные на углубление знаний и их применение для достижения целей данной Декларации, и прежде всего для приспособления современной технологии к нуждам инвалидов и сокращения затрат на ее производство, а результаты таких исследований должны широко распространяться, чтобы способствовать процессу образования, культурного развития и обеспечения занятости инвалидов.

Статья 14

Всем правительствам, компаниям, профессиональным организациям и профсоюзам необходимо принять позитивные меры для введения специальных программ по профессиональной ориентации, набору, профессиональной подготовке и повышению квалификации в целях расширения возможностей занятости инвалидов.

Статья 15

Для осуществления принципов, закрепленных в данной Декларации, необходимо расширять международное сотрудничество между правительственными и неправительственными, региональными и межрегиональными организациями, включая техническую помощь, прежде всего в целях создания банков данных и региональных центров по подготовке кадров, а также для разработки и распространения программ.

Статья 16

Государства несут первоочередную ответственность за осуществление данной Декларации; с этой целью они должны принять все возможные законодательные, технические и финансовые меры и обеспечить участие инвалидов, их ассоциаций и специализированных неправительственных организаций в разработке этих мер.

1. В работе Конференции приняли участие 103 страны, шесть международных и четыре региональных организации, 17 международных правительственных и неправительственных организаций, перечень которых приводится в приложении к настоящему документу.

2. Программная декларация министров здравоохранения и социального обеспечения стран американского континента, Мадрид, октябрь 1981 года. Доклад Специального комитета по проблемам инвалидов и лиц, страдающих физическими и умственными недостатками, Канада, палата общин, февраль 1981 года.

3. Например, рекомендации Смешанной комиссии ВОЗ и Международной лиги обществ помощи умственно отсталым; Национальный план Испании в области предупреждения инвалидности; Программа действий ЮНИСЕФ на 1982-1983 годы.

4. Международное общество по восстановлению трудоспособности инвалидов: «Декларация Хартии на 80-е годы».

5. Доклад ОЭСР «Образование инвалидов: интеграция подростков в школе».

* В память о Нильсе-Иваре Санберге, главе Программы специального образования ЮНЕСКО, 1968-1981 годы

3 Comments

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

Leave a reply

your email address will not be published. required fields are marked *

Name *
Email *
Website