Рекомендация МОТ № 102. Рекомендация о бытовом обслуживании работников


Генеральная Конференция Международной Организации Труда, созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 6 июня 1956 года на свою тридцать девятую сессию, постановив принять ряд предложений о бытовом обслуживании работников, что является пятым пунктом повестки дня сессии, и решив придать этим предложениям форму рекомендации,

принимает сего двадцать шестого дня июня месяца тысяча девятьсот пятьдесят шестого года нижеследующую Рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1956 года о бытовом обслуживании:

принимая во внимание, что желательно определить некоторые принципы и установить некоторые нормы в отношении бытового обслуживания, касающегося:

a) питания на предприятии или поблизости от него,

b) организации отдыха на предприятии или поблизости от него и культурных развлечений, за исключением оплачиваемых отпусков,

c) средств транспорта к месту работы и обратно, когда обычный общественный транспорт недостаточен или трудно доступен.

Конференция рекомендует, чтобы применялись, со всей совместимой с условиями в отдельных странах полнотой и быстротой, по частной инициативе, в порядке мероприятий государственной власти или иным способом, нижеследующие положения и чтобы каждый Член Организации представил Международному Бюро Труда по запросу Административного Совета доклад с изложением мер, принятых для проведения в жизнь этих положений:

I. Oxват

1. Настоящая Рекомендация применяется к работникам как физического, так и нефизического труда, занятым на государственных или частных предприятиях, за исключением работников сельского хозяйства и морского транспорта.

2. Во всех случаях, когда возникает сомнение в применимости настоящей Рекомендации к определенному предприятию, вопрос должен разрешаться либо компетентным органом власти по консультации с соответствующими организациями работодателей и работников, либо согласно законодательству или практике страны.

II. Методы осуществления

3. Принимая во внимание разнообразие видов бытового обслуживания и практики его осуществления в разных странах, указанные в настоящей Рекомендации виды обслуживания могут создаваться органами государственной власти или по частной инициативе:

a) либо в законодательном порядке;

b) либо иным образом, одобренным соответствующим органом власти по консультации с организациями работодателей и работников;

c) либо в порядке коллективных договоров или путем других соглашений, заключенных между соответствующими работодателями и работниками.

III.Общественное питание

А. Столовые

4. На предприятиях или поблизости от них должны устраиваться и работать столовые, отпускающие соответствующие готовые блюда, когда это представляется желательным, с учетом числа занятых на предприятии работников, просьб об открытии столовой и перспектив ее использования, отсутствия другого надлежащего обслуживания для получения готовой пищи и в зависимости от всех прочих особых обстоятельств.

5. Если создание столовых предусматривается законодательством страны, компетентный орган власти должен иметь право требовать создания и работы столовых на предприятиях или поблизости от предприятий, на которых работает не меньше определенного числа рабочих, или если по другим соображениям соответствующих органов власти это представляется целесообразным.

6. Если создание столовых входит в компетенцию образованных в силу законодательства страны фабрично-заводских комитетов, эти комитеты должны создавать столовые на предприятиях, где их открытие и работа представляются целесообразными.

7. Если столовые создаются в силу коллективных договоров или другим способом, за исключением случаев, предусмотренных в параграфах 5 и 6, заключенные соглашения должны применяться к предприятиям, на которых по обоюдному соглашению между соответствующими работодателями и работниками это будет найдено целесообразным.

8. Компетентные органы власти или другой соответствующий орган должны принять надлежащие меры, чтобы давать предприятиям сведения, указания и советы по техническим вопросам, связанным с созданием и работой столовых.

9. 1) Там, где не существует соответствующих печатных материалов, компетентный орган власти или другой соответствующий орган должен выработать и издать подробную документацию со сведениями, предложениями и советами, соответствующими особым условиям данной страны, относительно способов создания и работы столовых.

2) Эта документация должна содержать предложения по следующим вопросам:

a) расположение столовой по отношению к различным зданиям или службам соответствующих предприятий;

b) создание общих для нескольких предприятий столовых, поскольку это представляется целесообразным;

c) внутреннее устройство столовых с указанием норм площади, освещения, отопления, температуры и вентиляции;

d) планировка столовых: столовые и служебные помещения, кухня, помещение для мытья посуды, склад продовольствия, контора, шкафы для одежды и умывальники для служащих столовых;

e) оборудование, меблировка и внутренняя отделка столовых: оборудование для приготовления и варки пищи, холодильники, оборудование складов и помещений для мытья посуды; вид топлива для приготовления пищи; тип столов и стульев для столовых; общие указания относительно окраски и внутренней отделки;

f) характер отпускаемой готовой пищи: стандартные меню, меню с блюдами на выбор, порционные блюда; диетическое питание по врачебному предписанию: особые блюда для работающих во вредных условиях; завтраки, обеды и готовая пища в другое время для работников, работающих посменно;

g) нормы питания: питательные свойства пищи, выработка меню и сбалансированные режимы питания:

h) характер обслуживания в столовой: выдача еды через окошко или у прилавка, самообслуживание или подача блюд на стол; личный состав, необходимый для каждого вида обслуживания;

i) правила гигиены для кухни и столовых помещений;

j) финансовые вопросы: начальные средства для постройки, оборудования и меблировки; накладные и текущие расходы по содержанию; стоимость продовольственных продуктов и содержание персонала; ведение отчетности; определение цен на готовые блюда.

В. Буфеты и передвижные лотки

10. 1) На предприятиях, где организация столовых, отпускающих соответствующие блюда, представляется невозможной, и на других, на которых такие столовые существуют, должны обеспечиваться, если это окажется нужным и возможным, буфеты или передвижные лотки для продажи пищи в упаковке или легких закусок, а также чая, кофе, молока и других напитков. Однако передвижные лотки не должны допускаться на места работы, на которых, ввиду вредных или опасных производственных процессов, потребление работниками пищи и напитков является нежелательным.

2) Некоторые виды этого обслуживания должны предоставляться не только в обеденное время или во время перерывов среди смены, но также во время разрешенных перерывов для отдыха и остановок работы.

С. Помещения для приготовления пищи и прочие

соответствующие помещения

11. 1) На предприятиях, где организация столовых, отпускающих соответствующую готовую пищу, является невозможной, и, если это окажется нужным, также на других предприятиях, на которых такие столовые существуют, работникам должны предоставляться, когда это будет возможно и целесообразно, помещения, где они могли бы готовить, подогревать и употреблять принесенную ими с собой пишу.

2) Соответствующие средства должны включать по меньшей мере:

a) помещение с надлежащим приспособлением для облегчения, сообразно с климатом, неудобств, вызываемых холодом или жарой;

b) надлежащие вентиляцию и освещение;

c) столы и сиденья соответствующего типа и в достаточном количестве;

d) средства для подогревания пищи и напитков;

e) снабжение в достаточном количестве хорошей питьевой водой.

D. Передвижные кухни

12. На предприятиях, где работники работают на разбросанных по большой площади местах работы, желательно, по мере возможности и необходимости и когда не существует других удовлетворительных возможностей питания, организовать передвижные кухни для продажи работникам надлежащей пищи.

Е. Прочие виды обслуживания

13. Особые меры должны приниматься для раздачи сменным рабочим в соответствующие часы надлежащей еды и напитков.

14. В местностях, где не существует достаточного платного предоставления соответствующих съестных продуктов, обедов и напитков, должны приниматься меры для предоставления такого обслуживания.

F. Использование обслуживания

15. Работники ни в коем случае не должны принуждаться к использованию этого обслуживания, за исключением случаев, когда это предусматривается законодательством страны с целью охраны здоровья.

IV. Организация отдыха

А. Сиденья

16. 1) На предприятиях, где работники, в особенности женщины и подростки, имеют в ходе работы возможность присесть без ущерба для работы, им должны предоставляться сиденья.

2) Предоставленные таким образом сиденья должны устанавливаться в достаточном количестве и достаточно близко от места работы соответствующих работников.

17. 1) На предприятиях, где значительная часть работы может без ущерба выполняться сидя. работникам должны предоставляться сиденья.

2) Форма, конструкция и размер сиденья должны быть удобны для работника, приспособлены к работе и, в случае необходимости, снабжены подножками.

18. Вне зависимости от того, предусматривается ли в законодательстве страны предоставление сидений для работников, компетентные органы власти каждой страны должны разрешать сотрудникам соответствующего ведомства давать сведения, указания и советы по техническим вопросам, связанным с предоставлением соответствующих сидений и содержанием их в исправности, в частности когда таковые предоставляются работникам, занятым на работах, значительная часть которых может без ущерба выполняться сидя.

В. Помещения для отдыха

19. 1) На предприятиях, где не существует других возможностей временного отдыха для работников в рабочие часы, должны устраиваться помещения для отдыха, где это представляется желательным, с учетом характера работы и прочих касающихся ее условий и обстоятельств. Помещения для отдыха должны предоставляться, в частности, для работниц, для рабочих, занятых на особо тяжелых или иных специальных работах и нуждающихся во временном отдыхе в течение работы, и для посменных рабочих, пользующихся перерывами.

2) Законодательство отдельных стран должно, где это окажется целесообразным, содержать положения, уполномочивающие компетентный орган власти требовать устройства помещений для отдыха на отдельных предприятиях или группах предприятий, где, по мнению компетентного органа власти, это представится желательным ввиду условий и обстановки труда.

20. Соответствующие средства должны включать по меньшей мере:

a) помещение с надлежащим приспособлением для облегчения, сообразно с климатом, неудобств, вызываемых холодом или жарой;

b) надлежащие освещение и вентиляцию;

c) достаточное число соответствующих сидений.

IV. Организация культурных развлечений

21. 1) Должны приниматься надлежащие меры для поощрения создания на предприятии или поблизости от него возможностей развлечений для работающих на предприятии работников в случае, если такие возможности еще не предоставлены в их распоряжение особым учреждением или общественными организациями, и представители заинтересованных работников указывают на действительную необходимость создания этих средств.

2) Когда эти меры необходимы, они должны приниматься либо фабрично-заводскими комитетами, либо, если этот вопрос входит в их компетенцию, другими органами, созданными на основе законодательства соответствующей страны, либо по инициативе соответствующих работодателей и работников после взаимных консультаций. Эти меры должны предпочтительно приниматься таким образом, чтобы стимулировать и поддерживать действия органов власти, с целью удовлетворения общественного спроса на культурные развлечения.

22. Каковы бы ни были методы, принятые для предоставления средств культурных развлечений, работники не должны ни в коем случае принуждаться пользоваться ими.

V. Руководство общественным питанием и культурными развлечениями

23. Если руководство общественным питанием и культурными развлечениями, предоставляемыми в распоряжение работников, может осуществляться различными способами сообразно с обычаями соответствующей страны или местности или сообразно с соглашениями, возлагающими на особые органы общую организацию бытового обслуживания, компетентные органы власти, работодатели и работники должны учитывать возможность использования указываемых ниже методов управления:

a) в отношении общественного питания:

i). в странах, где организация общественного питания находится в ведении фабрично-заводских комитетов, созданных в силу законодательства данной страны, руководство этим обслуживанием должно осуществляться указанными фабрично-заводскими комитетами или созданными подкомитетами;

ii). в других странах руководство этими видами обслуживания должно осуществляться дирекцией предприятия или концессионером по ее назначению, причем должны приниматься меры для консультации с работниками предприятия, например через комитет по столовой, состоящий из представителей работников;

b) в отношении организации культурных развлечений:

i). в странах, где организация культурных развлечений находится в ведении фабрично-заводских комитетов, созданных в силу законодательства данной страны, руководство должно осуществляться фабрично-заводскими комитетами или созданными ими подкомитетами;

ii). в других странах руководство организацией культурных развлечений должно осуществляться либо центральной культурно-бытовой комиссией, избираемой работниками предприятия с участием одного или нескольких представителей дирекции или без такого участия, либо рядом отдельных клубов, созданных добровольно группами работников предприятия, интересующихся той или иной формой развлечений.

24. Компетентные органы власти каждой страны должны организовывать совещания с организациями работников и работодателей как по вопросам форм руководства, так и по вопросам наблюдения за бытовым обслуживанием, осуществляемым на основании законодательства данной страны.

VI. Финансирование общественного питания и культурных развлечений

25. Если общественное питание и культурные развлечения могут финансироваться различными способами сообразно с обычаями страны или местности или сообразно с соглашениями, возлагающими на особые органы общую организацию бытового обслуживания, компетентные органы власти, работодатели и работники должны учитывать возможность использования указываемых ниже методов финансирования:

a) в отношении общественного питания:

i). оплата работодателем стоимости постройки, найма или предоставления другим способом помещений для общественного питания, необходимого оборудования и мебели, а также текущих накладных расходов, включая отопление, освещение, уборку, уплату сборов и налогов, а также страхование и содержание упомянутых помещений, оборудования и мебели;

ii). оплата работниками, пользующимися этими видами обслуживания, отпускаемых готовых блюд и прочей пищи;

iii). финансирование расходов по выплате зарплаты и взносов за страхование работников общественного питания либо работодателями, либо работниками в виде платы за отпускаемые готовые блюда и прочую пищу;

b) в отношении культурных развлечений:

i). финансирование работодателем постройки, найма или предоставление другим способом помещений для развлечений внутри помещений, площадок и установок для развлечений на открытом воздухе вместе с постоянным оборудованием и мебелью, а также покрытие текущих накладных расходов, включая отопление, освещение, уборку, оплату сборов и налогов, а также страхование и содержание упомянутых помещений, площадок, установок, оборудования и мебели;

ii). финансирование работниками, пользующимися этим обслуживанием, текущих и, в частности, невозвратных расходов на оборудование и снабжение, уплатой членских взносов и оплатой права участия в играх, а также выручкой за право входа на спортивные состязания или другими способами.

26. В экономически слаборазвитых странах при отсутствии особых узаконенных обязательств о бытовом обслуживании таковое может финансироваться за счет фонда по улучшению культурно-бытовых условий, образуемого из взносов, устанавливаемых соответствующими органами власти, и управляемого комитетами, состоящими из равного числа представителей работодателей и работников.

27. 1) Если готовые блюда и прочая пища предоставляются работникам непосредственно работодателем, то цены на них должны быть умеренны и устанавливаться без расчета прибыли для работодателя; любой возможный денежный избыток от продажи должен вноситься в специальный фонд или на специальный счет, служащий, сообразно с обстоятельствами, для возмещения потерь или улучшения обслуживания работников.

2) Если готовые блюда и прочая пища предоставляются управляющим или концессионером, то цены должны быть умеренными и устанавливаться без расчета прибыли для работодателя.

3) Если такое обслуживание осуществляется в порядке коллективных договоров или заключенных на отдельных предприятиях соглашений, то упомянутые в пункте 1 фонды должны управляться либо паритетным органом, либо работниками.

28. 1) Ни в коем случае не должно требоваться от работников участие в расходах по тем видам бытового обслуживания, которыми они лично не желают пользоваться.

2) Если предусматривается участие работников в расходах по бытовому обслуживанию, то не должны допускаться платеж в рассрочку или отсрочка платежа.

VII. Средства транспорта

29. Когда это окажется необходимым и возможным, должно предусматриваться устройство подходящих мест для стоянки и хранения, если в соответствии с национальным или местным обычаем работники пользуются своими собственными средствами транспорта для поездки на работу и обратно.

30. Если значительное число работников испытывает особые затруднения в поездке на работу и возвращении домой ввиду недостаточности общественного транспорта или несоответствия расписаний требованиям, связанным с часами прихода на работу и ухода с нее, то предприятия, где работают эти работники, должны стараться добиться от местных служб общественного транспорта необходимых улучшений и изменений.

31. Если испытываемые работниками транспортные затруднения объясняются главным образом перегруженностью транспортных средств и заторами уличного движения в определенные часы и если эти затруднения не могут быть преодолены иначе, то предприятие, где работают эти работники, должно, по консультации с соответствующими работниками, службами транспорта и движения, а если нужно, то и с другими, расположенными в той же местности предприятиями, постараться изменить или распределить часы начала и конца работы для всего предприятия или для некоторых из его служб.

32. Если работники нуждаются в достаточных и легко используемых транспортных средствах и не могут обеспечиваться ими никаким иным образом, то таковые должны предоставляться им самими предприятиями.

33. В отдельных странах или районах или отраслях промышленности, где службы общественного транспорта недостаточны или трудно доступны, предприятия должны, если они не предоставляют транспортных средств, выплачивать работникам, в согласии с соответствующими работодателями и работниками, дотацию на транспорт.

34. В случае необходимости предприятия должны позаботиться о предоставлении достаточных общественных или других транспортных средств для перевозки работающих посменно рабочих в дневное или ночное время, когда обычные средства общественного транспорта недостаточны, труднодоступны или вовсе отсутствуют.

VIII. Положение общего характера

35. Каждый раз, когда в настоящей Рекомендации говорится о "законодательстве страны", это выражение распространяется, в отношении федеративных государств, как на законодательство самого федеративного государства, так и на законодательство соответствующих органов власти отдельных штатов, провинций, кантонов или других субъектов, входящих в указанное федеративное государство.

3 Comments

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

Leave a reply

your email address will not be published. required fields are marked *

Name *
Email *
Website