Рекомендация МОТ № 149. Рекомендация об организациях сельских работников и их роли в экономическом и социальном развитии


Генеральная Конференция Международной Организации Труда, созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 4 июня 1975 года на свою шестидесятую сессию, признавая, что исходя из значения сельских работников в мире, необходимо срочно привлекать их к осуществлению задач экономического и социального развития с целью обеспечения постоянного и эффективного улучшения их условий труда и жизни, отмечая, что во многих и особенно в развивающихся странах земля используется весьма неудовлетворительно, а рабочая сила в основном не имеет постоянной работы, и что эти обстоятельства вызывают необходимость поощрения сельских работников к развитию свободных и жизнедеятельных организаций, способных защищать и отстаивать интересы своих членов таким образом, чтобы обеспечить их эффективное участие в экономическом и социальном развитии, считая, что такие организации могут и должны способствовать сокращению постоянной нехватки продовольствия в различных районах мира, признавая, что аграрная реформа в большинстве развивающихся стран является одним из важнейших условий в улучшении условий труда и жизни сельских работников, и что вследствие этого организации сельских работников должны активно сотрудничать и участвовать в проведении этой реформы, напоминая о существующих международных конвенциях и рекомендациях по труду — в частности, Конвенции 1921 года о праве на объединение в сельском хозяйстве, Конвенции 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию и Конвенции 1949 года о праве на организацию и ведение коллективных переговоров, которые подтверждают право всех работников, включая сельских работников, создавать свободные и независимые организации, а также положения многих международных конвенций и рекомендаций по труду, применимых к сельским работникам и требующих, в частности, чтобы организации работников принимали участие в их применении, отмечая, что Организация Объединенных Наций и специализированные учреждения, в частности Международная Организация Труда и Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций, проявляют общий интерес к аграрной реформе и сельскому развитию, отмечая, что нижеследующие нормы были сформулированы в сотрудничестве с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций и что, с целью избежать дублирования, будет осуществляться постоянное сотрудничество с этой организацией и с Организацией Объединенных Наций в деле поощрения и обеспечения применения данных норм, постановив принять ряд предложений об организациях сельских работников и их роли в экономическом и социальном развитии, что является четвертым пунктом повестки дня сессии, решив придать этим предложениям форму рекомендации, принимает сего двадцать третьего дня июня месяца тысяча девятьсот семьдесят пятого года нижеследующую Рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1975 года об организациях сельских работников:

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. 1) Настоящая Рекомендация применяется ко всем типам организаций сельских работников, включая организации, которые не ограничивают свой состав сельскими работниками, но представляют их интересы.

2) Кроме того, Рекомендация 1966 года о кооперативах в развивающихся странах будет по-прежнему применяться к организациям сельских работников.

2. 1) В целях настоящей Рекомендации выражение "сельские работники" означает любое лицо, занятое в сельских районах на сельскохозяйственных работах, в ремеслах или в смежных профессиях, независимо от того, является ли оно лицом, работающим по найму, или, в соответствии с пунктом 2) настоящего параграфа, лицом, работающим не по найму, таким, как арендатор, издольщик или мелкий землевладелец.

2) Настоящая Рекомендация применяется только к тем арендаторам, издольщикам или мелким землевладельцам, которые получают свой основной доход от сельского хозяйства и которые обрабатывают землю сами или с помощью только своих семей или используют время от времени помощь третьих лиц и которые:

a) не используют работников на постоянной основе; или

b) не используют значительного числа сезонных работников; или

c) не имеют участков земли, обрабатываемых арендаторами или издольщиками.

3. Все категории сельских работников, идет ли речь о лицах, работающих по найму, или о лицах, работающих не по найму, должны иметь право создавать свои собственные организации, а также вступать в организации по своему собственному выбору, в соответствии только с правилами данной организации, без предварительного разрешения.

II. РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ СЕЛЬСКИХ РАБОТНИКОВ

4. Одной из целей политики развития сельских районов должно быть содействие созданию и развитию, на добровольной основе, сильных и независимых организаций сельских работников, как эффективного средства обеспечения участия, без дискриминации, в духе Конвенции 1958 года о дискриминации в области труда и занятости, сельских работников в экономическом и социальном развитии и в пользовании плодами такого развития.

5. Организации сельских работников, в случае необходимости, должны быгь в состоянии:

a) представлять, продвигать и защищать интересы сельских работников, например, посредством проведения коллективных переговоров и консультаций на всех уровнях от имени коллектива таких работников;

b) представлять сельских работников в связи с разработкой, применением и оценкой программ сельского развития на всех этапах и уровнях национального планирования;

c) активно и с самого начала привлекать различные категории сельских работников, в соответствии с интересами каждой из них, к выполнению:

i). программ сельскохозяйственного развития, включая улучшение методов производства, хранения, переработки, перевозки и сбыта;

ii). программ аграрной реформы, заселения и освоения земель;

iii). программ, связанных с общественными работами, сельской промышленностью и сельскими ремеслами;

iv). программ сельского развития, включая программы, осуществляемые в сотрудничестве с ООН, Международной Организацией Труда и другими специализированными учреждениями;

v). информационных и образовательных программ и других видов деятельности, перечисленных в параграфе 15 настоящей Рекомендации;

d) добиваться и содействовать доступу сельских работников к обслуживанию их в таких областях, как кредит, снабжение, сбыт, транспорт, а также к техническому обслуживанию;

e) играть активную роль в улучшении общего и профессионального образования и профессиональной подготовки в сельских районах, в подготовке по вопросам развития общин, деятельности кооперативов и прочей деятельности организаций сельских работников, а также в подготовке к осуществлению управления всеми этими организациями;

f) содействовать улучшению условий труда и жизни сельских работников, включая технику безопасности и гигиену труда;

g) поощрять расширение социального обеспечения и основных социальных служб в таких областях, как обеспечение жильем, здравоохранение и отдых.

III. МЕРЫ ПО СОДЕЙСТВИЮ РАЗВИТИЮ ОРГАНИЗАЦИЙ СЕЛЬСКИХ РАБОТНИКОВ

6. Для предоставления организациям сельских работников возможности играть свою роль в экономическом и социальном развитии, Члены Организации должны принять и осуществлять политику активного поощрения этих организаций, в частности, с целью:

a) устранения препятствий, стоящих на пути их создания, их роста и осуществления ими законной деятельности, а также прекращения законодательной и административной дискриминации, объектом которой могут быть организации сельских работников и их члены;

b) обеспечения организациям сельских работников и их членам таких же иозможностей для получения профессионального обучения и профессиональной подготовки, какими располагают другие организации работников и их члены;

c) предоставления организациям сельских работников возможности осуществлять политику, обеспечивающую, чтобы социальная и экономическая защита, а также пользование экономическими и социальными преимуществами, аналогичными тем, которые получают работники в промышленности, или, в случае необходимости, работники в других, непромышленных профессиях, распространялись и на их членов.

7. 1) Принципы свободы объединения должны соблюдаться полностью: организации сельских работников по своему характеру должны быть независимыми, добровольными и свободными от какого-либо вмешательства, принуждения или репрессий.

2) Приобретение правосубъективности организациями сельских работников не должно зависеть от условий такого характера, которые ограничивают применение положений параграфа 3 и пункта 1) настоящего параграфа.

3) При осуществлении прав, предусмотренных в параграфе 3 и в настоящем параграфе, сельские работники и их соответствующие организации, а также другие лица или организованные коллективы должны соблюдать национальное законодательство.

4) Национальное законодательство не должно нарушать, а также не должно применяться таким образом, чтобы нарушать гарантии, предусмотренные параграфом 3 и настоящим параграфом.

А. Законодательные и административные меры

8. 1) Члены Организации должны обеспечить, чтобы национальное законодательство или правила не препятствовали, с учетом особых условий сельского сектора, созданию и развитию организаций сельских работников.

2) В частности:

a) принципы права на объединение и на ведение коллективных переговоров в соответствии, в частности, с Конвенцией 1921 года о праве на объединение в сельском хозяйстве, Конвенцией 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию и Конвенцией 1949 года о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров должны полностью осуществляться путем применения общих законов или правил по этому вопросу к сельскому сектору, или путем принятия специальных законов или правил, с полным учетом нужд каждой категории сельских работников ;

b) следует обеспечить полное приспособление соответствующего законодательства и правил к особым потребностям сельских районов, в частности:

i). требования относительно минимального членства, минимального уровня образования и минимальных фондов не должны препятствовать созданию организаций в сельских районах с немногочисленным, плохо образованным и бедным населением;

ii). проблемы, которые могут возникнуть в отношении связей организаций сельских работников с их членами, должны решаться с соблюдением прав всех заинтересованных сторон и соответствовать положениям Конвенции 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию и Конвенции 1971 года о представителях работников;

iii). должна обеспечиваться эффективная защита заинтересованных сельских работников от увольнения и выселения на основании их статуса или деятельности как руководителей или членов организаций сельских работников.

9. Соответствующие системы контроля, такие как инспекция труда, особые службы или какие-либо другие службы, должны обеспечивать эффективное выполнение законов и правил, касающихся организаций сельских работников и их членов.

10. 1) Там, где сельским работникам трудно, при существующих условиях, проявлять инициативу в деле создания и обеспечения деятельности их собственных организаций, следует поощрять существующие организации в предоставлении сельским работникам, по их просьбе, соответствующих советов и помощи, отвечающих их интересам.

2) В случае необходимости, по просьбе организаций, эта помощь может дополнягься консультативными службами, располагающими квалифицированным персоналом, способным дать юридические и технические советы, а также вести образовательные курсы.

11. Должны быть приняты соответствующие меры для обеспечения организаций сельских работников действенными консультациями и проведения с ними обсуждения всех вопросов, относящихся к условиям груда и жизни в сельских районах.

12. 1) В связи с разработкой и, в соответствующих случаях, с осуществлением экономических и социальных планов, программ и любых других общих мер, относящихся к экономическому, социальному или культурному развитию сельских районов, организации сельских работников должны привлекаться к участию в процедуре планирования и в работе таких компетентных органов, как государственные комиссии и комитеты, учреждения по вопросам развития, экономические и социальные советы.

2) В частности, должны быть приняты соответствующие меры для обеспечения эффективного участия таких организаций в разработке, осуществлении и оценке программ аграрной реформы.

13. Члены Организации должны поощрять установление процедуры и создание учреждений, способствующих контактам организаций сельских работников с работодателями и их организациями и компетентными органами власти.

В. Массовая информация

14. Должны быть предприняты меры, в частности со стороны компетентного органа власти, для обеспечения:

a) понимания такими непосредственно заинтересованными кругами, как центральные, местные и другие органы власти, сельскохозяйственные работодатели и землевладельцы, того вклада, который могут внести организации сельских работников в дело увеличения и лучшего распределения национального дохода, увеличения возможностей продуктивной и хорошо оплачиваемой занятости в сельском секторе, повышения общего уровня образования и подготовки различных категорий сельских работников и улучшения общих условий труда и жизни в сельских районах;

b) понимания общественностью, в частности в несельскохозяйственных секторах экономики, важности поддержания должного равновесия между развитием сельских и городских районов и желательности содействия развитию организаций сельских работников как элемента такого равновесия.

15. Эти меры могут включать:

a) массовые информационные и просветительные кампании, особенно с целью предоставления сельским работникам полной и полезной информации об их правах с тем, чтобы они могли пользоваться ими должным образом;

b) радио-, телевизионные и кинопрограммы, а также периодические статьи в местной и национальной печати, показывающие условия жизни и труда в сельских районах и разъясняющие задачи организаций сельских работников и результаты их деятельности;

c) организацию на местах семинаров и собраний с участием представителей сельских работников различных категорий, работодателей и землевладельцев, других слоев населения и местных органов власти;

d) организацию посещений сельских районов журналистами, представителями работодателей и работников различных отраслей промышленности и торговли, школьниками и студентами вузов в сопровождении их преподавателей, а также другими представителями различных слоев населения;

e) подготовку соответствующих образовательных программ для школ различных типов и уровней, отражающих надлежащим образом проблемы сельскохозяйственного производства и жизни сельских работников.

С. Образование и подготовка

16. Чтобы обеспечить гармоничный рост организаций сельских работников и чтобы они в скором времени смогли взять на себя свою полную роль в деле экономического и социального развития сельских районов, следует принять меры, в том числе со стороны компетентного органа власти, с целью:

a) ознакомления руководителей организаций сельских работников и их членов:

i). с национальным законодательством и правилами и международными нормами по вопросам, прямо касающихся деятельности этих организаций, в частности, права на объединение;

ii). с основными принципами создания и функционирования организаций сельских работников;

iii). с вопросами, касающимися развития сельских районов, как части экономического и социального развития страны, включая вопросы сельскохозяйственного и ремесленного производства, хранения, переработки, перевозки, маркетинга и сбыта продуктов;

iv). с принципами и методами национального планирования на различных уровнях;

v). с учебными пособиями и программами по профессиональной подготовке, изданными или разработанными Организацией Объединенных Наций, Международной Организацией Труда или другими специализированными организациями, предназначенными для обучения и профессиональной подготовки сельских работников;

b) совершенствования и развития обучения сельских работников во всех аспектах — общем, техническом, экономическом и социальном с тем, чтобы они лучше могли как развивать организации и сознавать свои права, так и активно участвовать в развитии сельских районов; особое внимание следует уделять обучению полностью или частично неграмотных работников путем осуществления программ ликвидации неграмотности, связанных с практическим расширением их деятельности;

c) содействия осуществлению программ, учитывающих роль, которую женщины могут и должны играть в сельских районах, и являющихся неотъемлемой частью общих программ образования и подготовки, к которым мужчины и женщины должны иметь равный доступ;

d) обеспечения подготовки, в особенности лицам, отвечающим за образование сельских работников, чтобы дать им возможность, например, помогать развитию деятельности по оказанию услуг на кооперативных и других соответствующих началах, что позволило бы удовлетворять нужды членов организаций сельских работников, укрепляя в то же время экономическую независимость этих организаций;

e) поддержания программ, которые включают все аспекты развития сельской молодежи.

17. 1) В качестве эффективного средства обеспечения упомянутых в параграфе 16 подготовки и образования, должны разрабатываться и применяться программы рабочего образования или образования взрослых, специально приспособленные к национальным и местным условиям, а также к социальным, экономическим и культурным потребностям различных категорий сельских работников, и к особым потребностям женщин и молодежи.

2) Поскольку же существующие профсоюзы и организации, представляющие сельских работников, располагают особыми знаниями и опытом в этой области, они могут непосредственно привлекаться к разработке и осуществлению таких программ.

D. Финансовая и материальная помощь

18. 1) В тех случаях, особенно на начальных этапах развития, когда организации сельских работников считают, что они нуждаются в финансовой или материальной помощи, например, для осуществления программ образования и подготовки, и когда они носят и получают такую помощь, они должны получать ее на таких условиях, при которых полностью соблюдаются независимость и интересы этих организаций и их членов. Эта помощь должна дополнять инициативу и усилия сельских работников по финансированию своих собственных организаций.

2) Вышеуказанные принципы касаются всей финансовой и материальной помощи, в том числе и тех случаев, когда политикой Члена Организации является оказание такой помощи самим государством.

3 Comments

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

Leave a reply

your email address will not be published. required fields are marked *

Name *
Email *
Website