Рекомендация МОТ № 192. О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве


Генеральная конференция Международной организации труда,

созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся на свою 89-ю сессию 5 июня 2001 года,

постановив принять ряд предложений о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве, что является четвертым пунктом повестки дня сессии,

решив придать этим предложениям форму рекомендации, дополняющей Конвенцию 2001 года о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве (далее именуемой «Конвенция»),

принимает сего ... дня июня месяца две тысячи первого года следующую рекомен-дацию, которая может именоваться Рекомендацией 2001 года о безопасности и ги-гиене труда в сельском хозяйстве.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. В целях реализации положений статьи 5 Конвенции меры, касающиеся инспекции труда в сельском хозяйстве, должны приниматься с учетом положений Конвенции и Рекомендации 1969 года об инспекции труда в сельском хозяйстве.

2. Многонациональные корпорации должны обеспечивать надлежащую охрану труда и здоровья работников сельского хозяйства на всех своих предприятиях без дискриминации и независимо от места или страны, где они расположены, в соответствии с национальными законодательством и практикой, а также с положениями Трехсторонней декларации принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики.

II. КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ И ГИГИЕНЫ ТРУДА

3. 1) Компетентный орган, назначенный для осуществления национальной политики, о которой идет речь в статье 4 Конвенции, должен после консультаций с заинтересованными представительными организациями работодателей и трудящихся осуществлять следующие меры:

а) выявлять основные проблемы, устанавливать приоритетные направления действий, разрабатывать эффективные методы их решения и периодически давать оценку полученным результатам;

b) предписывать меры профилактики производственных рисков в сельском хозяйстве и осуществления контроля за ними:

i) принимая во внимание технологический прогресс и уровень знаний в области безопасности и гигиены труда, а также соответствующие нормы, рекомендации и своды практических правил, принятые признанными национальными или международными организациями;

ii) принимая во внимание необходимость защиты окружающей среды от последствий сельскохозяйственной деятельности;

iii) конкретно определяя меры, которые следует принять, с тем чтобы предотвратить или контролировать риск возникновения связанных с производством инфекционных заболеваний работников сельского хозяйства;

iv) конкретно указывая на то, что работник не должен в одиночку выполнять опасные виды работ в изолированных местах или замкнутых пространствах без надежных средств связи с ним и возможности оказания ему помощи;

с) готовить руководящие указания для работодателей и работников.

2) В целях реализации положений статьи 4 Конвенции компетентный орган должен:

а) принимать положения, направленные на постепенное распространение сферы деятельности соответствующих служб гигиены труда на работников сельского хозяйства;

b) устанавливать порядок уведомления о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях в сельском хозяйстве и их регистрации, в частности в целях осуществления статистического учета, проведения нацио-нальной политики и разработки профилактических программ на уровне предприятия;

с) содействовать безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве за счет учебных программ и материалов, направленных на удовлетворение потребностей работодателей и работников, действующих в сельском хозяйстве.

4. 1) Для реализации положений статьи 7 Конвенции компетентный орган должен учредить национальную систему контроля за состоянием безопасности и гигиены труда, которая должна включать контроль за состоянием здоровья работников и контроль за состоянием производственной среды.

2) Эта система должна включать обязательную оценку факторов риска и, в за-висимости от обстоятельств, меры профилактики и контроля, касающиеся, помимо прочего:

а) опасных химических веществ и отходов;

b) токсических и инфекционных веществ, биологических аллергенов и отходов;

c) раздражающих или токсических паров;

d) вредных видов пыли;

e) канцерогенных веществ или агентов;

f) шума и вибрации;

g) экстремальных температур;

h) солнечного ультрафиолетового облучения;

i) болезней, передаваемых через животных;

j) контактов с дикими или ядовитыми животными;

k) использования машин и оборудования с применением средств индивидуаль-ной защиты;

l) ручной обработки или перемещения грузов;

m) чрезмерных или продолжительных физических и умственных нагрузок, стрессов, вызванных производственной деятельностью, и неудобных рабочих поз;

n) рисков, связанных с внедрением новых технологий.

3) Должны приниматься меры по контролю за состоянием здоровья молодых работников, беременных женщин и кормящих матерей, а также работников пожилого возраста, в зависимости от обстоятельств.

III. МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ЗАЩИТЫ

Оценка факторов риска и управление ими

5. В целях реализации положений статьи 7 Конвенции перечень мер по безопасности и гигиене труда на уровне предприятия должен включать:

а) организацию служб охраны и гигиены труда;

b) меры по оценке факторов риска и управлению ими в следующем приоритетном порядке:

i) устранение риска;

ii) установление контроля за факторами риска в источнике их возникновения;

iii) сведение к минимуму факторов риска такими средствами, как разработка систем безопасного труда, внедрение технических и организационных мер, а также использование опыта по охране труда и профессиональная подготовка;

iv) в той мере, в какой риск сохраняется, предоставление и использование средств индивидуальной защиты и спецодежды без какихлибо затрат для работника;

с) меры, направленные на решение проблем, возникающих в результате несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций, включая оказание первой помощи и обеспечение надлежащими транспортными средствами для доставки в медицинские учреждения;

d) порядок уведомления о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях и их регистрации;

e) надлежащие меры по защите лиц, присутствующих на сельскохозяйственном объекте, населения, проживающего рядом с этим объектом, а также окружающей среды от рисков, которые могут возникать в связи с соответствующей сельскохозяйственной деятельностью, например в связи с отходами агрохимикатов, животноводческими стоками, загрязнением почвы и воды, истощением почвы и изменениями рельефа местности;

f) меры, направленные на обеспечение того, чтобы используемая технология была адаптирована к климатическим условиям, организации труда и трудовой практике.

Безопасность машин и эргономика

6. В целях реализации положений статьи 9 Конвенции необходимо принимать меры, обеспечивающие соответствующий выбор или адаптацию технологии, машин и оборудования, в том числе средств индивидуальной защиты, учитывая местные условия в странах-пользователях, и в частности связанные с этим последствия с точки зрения эргономики и влияния климатических условий.

Безопасное использование химических веществ

7. 1) С учетом положений Конвенции и Рекомендации 1990 года о химических веществах и других соответствующих международных технических стандартов, должны приниматься предписываемые меры, обеспечивающие безопасное использование химических веществ в сельском хозяйстве.

2) В частности, меры профилактики и защиты, принимаемые на уровне пред-приятия, должны включать:

a) надлежащие средства индивидуальной защиты, спецодежду и соответствующее моечное оборудование для лиц, использующих химические вещества, и для обслуживания и очистки средств индивидуальной защиты и оборудования для внесения ядохимикатов, но не за счет работников;

b) меры предосторожности во время и после распыления и разбрызгивания в местах, где применяются химические вещества, включая меры профилактики заражения продуктов питания и питьевой воды, а также воды, используемой для личной гигиены и орошения;

c) обработку и утилизацию неиспользуемых опасных химических веществ и порожних контейнеров, которые все еще могут содержать остатки опасных хи-мических веществ, таким образом, чтобы исключить или свести к минимуму риск для безопасности и здоровья работников, а также угрозу для окружающей среды в соответствии с национальными законодательством и практикой;

d) ведение учета применения пестицидов, используемых в сельском хозяйстве;

е) обучение сельскохозяйственных работников должно на постоянной основе включать, в зависимости от обстоятельств, изучение практических мероприятий и процедур, либо характера рисков и мер профилактики, которые необхо-димо принимать в связи с применением химических веществ на производстве.

Уход за животными и защита от рисков биологического характера

8. В целях реализации положений статьи 14 Конвенции меры при работе с би-ологическими веществами, которая связана с риском возникновения инфекции, аллергии или отравления, а также в связи с уходом за животными должны включать:

а) оценку факторов риска в соответствии с положениями пункта 5 выше в целях исключения, профилактики или снижения рисков биологического характера;

b) контроль и проверку животных с целью выявления всех заразных для человека заболеваний, в соответствии в ветеринарными нормами и национальными законодательством и практикой;

c) меры защиты в связи с уходом за животными и, в зависимости от обстоятельств, обеспечение надлежащими средствами защиты и спецодеждой;

d) меры защиты при работе с биологическими веществами и, в случае необходимости, обеспечение надлежащими средствами защиты и спецодеждой;

e) в зависимости от обстоятельств, иммунизацию работников, ухаживающих за животными;

f) обеспечение дезинфицирующих средств, санитарных установок, обслуживание и очистку средств индивидуальной защиты и спецодежды;

g) обеспечение аптечек для оказания первой помощи и противоядий или иных чрезвычайных средств на случай контакта с ядовитыми животными, насекомыми или растениями;

h) меры безопасности при обработке, сборе, хранении и удалении навоза и отходов;

i) меры безопасности при обработке и уничтожении туш зараженных животных, включая очистку и дезинфекцию зараженных помещений;

j) предоставление информации об обеспечении безопасности, включая предупреждающие знаки и обучение работников, осуществляющих уход за животными.

Сельскохозяйственные производственные объекты

9. В целях реализации положений статьи 15 Конвенции требования в отношении безопасных и здоровых условий труда на сельскохозяйственных производственных объектах должны включать технические стандарты, касающиеся строений, зданий, сооружений, барьеров, заграждений и замкнутых пространств.

Социально-бытовые и жилищные условия

10. В целях реализации положений статьи 19 Конвенции и в соответствии с национальными законодательством и практикой работодатели должны обеспечивать работникам сельского хозяйства, в зависимости от обстоятельств:

а) пригодную к употреблению питьевую воду в достаточном количестве;

b) условия для хранения и стирки личной спецодежды работников;

c) условия для приема пищи и, в случае практической возможности, для кормле-ния грудных детей на рабочем месте;

d) раздельные санузлы и душевые для работников и работниц или их раздельное использование;

e) транспортные средства по производственной необходимости.

IV. ДРУГИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Трудящиеся женщины

11. В целях реализации положений статьи 18 Конвенции должны приниматься меры для обеспечения оценки любых связанных с производством рисков для безопасности и здоровья беременных женщин и кормящих матерей, а также для репродуктивного здоровья женщин.

Самостоятельно занятые фермеры

12. 1) Государства-члены должны предусмотреть постепенное распространение сферы действия защиты, предусмотренной Конвенцией, на самостоятельно занятых фермеров, с учетом, в зависимости от обстоятельств, мнения заинте-ресованных представительных организаций самостоятельно занятых фермеров.

2) В этих целях в национальном законодательстве следует определить права и обязанности самостоятельно занятых фермеров в отношении обеспечения безопасности и гигиены труда в сельском хозяйстве.

3) С учетом национальных условий и практики следует принимать во внима-ние, в зависимости от обстоятельств, мнения представительных организаций самостоятельно занятых фермеров при выработке, применении и периодическом пересмотре национальной политики, о которой говорится в статье 4 Конвенции.

13. 1) В соответствии с национальными законодательством и практикой компетентный орган должен принимать меры, обеспечивающие, чтобы самостоятель-но занятые фермеры пользовались охраной и гигиеной труда, предусмотренной положениями Конвенции.

2) Эти меры должны включать:

а) разработку положений о постепенном распространении на самостоятельно занятых фермеров сферы действия соответствующих служб гигиены труда;

b) постепенную разработку процедур для включения самостоятельно занятых фермеров в систему уведомления о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях и их регистрации;

с) разработку рекомендаций, учебных программ и материалов, а также соответст-вующее консультирование и обучение самостоятельно занятых фермеров, чтобы охватить, в частности, вопросы:

i) обеспечения охраны и гигиены их труда, а также охраны и гигиены труда тех, кто работает с ними, учитывая связанные с трудовой деятельностью факторы риска, включая опасность нарушения опорно-мышечного аппарата, выбор и использование химических и биологических веществ, проектирование безопасных производственных систем, выбор, использо-вание и техническое обслуживание средств индивидуальной защиты, машин, инструментов и приспособлений;

ii) обеспечения того, чтобы на вредных и опасных работах не использовался труд детей.

14. Если экономические, социальные и административные условия не позво-ляют включать в систему национального или добровольного страхования самостоятельно занятых фермеров и их семьи, в том числе малообеспеченных лиц, ве-дущих натуральное хозяйство, то государства-члены должны принимать меры для постепенного распространения ее сферы охвата до уровня, предусмотренного в статье 21 Конвенции. Этого можно было бы достичь за счет следующих средств:

а) создание специальных страховых систем или фондов;

b) адаптация существующих систем социального обеспечения.

15. В ходе реализации вышеуказанных мер, касающихся самостоятельно занятых фермеров, необходимо учитывать особое положение:

а) мелких арендаторов и издольщиков;

b) мелких собственников сельскохозяйственных предприятий;

с) лиц, участвующих в работе сельскохозяйственных коллективных предприятий, например членов кооперативов фермерских хозяйств;

d) членов семьи, устанавливаемых в соответствии с национальными законодательством и практикой;

е) фермеров, ведущих натуральное хозяйство;

f) других самостоятельно занятых работников сельского хозяйства, в соответствии с национальными законодательством и практикой.

3 Comments

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

Leave a reply

your email address will not be published. required fields are marked *

Name *
Email *
Website