Решение Совета коллективной безопасности о Концепции коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности


Совет коллективной безопасности

РЕШИЛ:

1. Утвердить Концепцию коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности (прилагается).

2. Рассмотреть на сессии Совета коллективной безопасности проект Плана реализации Концепции коллективной безопасности. В целях разработки проекта Плана создать при Генеральном секретаре Совета коллективной безопасности временную рабочую группу из представителей государств-участников.

Совершено в городе Алматы 10 февраля 1995 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.

За Республику Армения _____________ подпись

За Республику Беларусь (с замечаниями и предложениями *) _____________ подпись

За Республику Грузия _____________ подпись

За Республику Казахстан _____________ подпись

За Республику Кыргызстан _____________ подпись

За Российскую Федерацию (РСФСР) _____________ подпись

За Республику Таджикистан _____________ подпись

За Туркменистан _____________ подпись

За Республику Узбекистан _____________ подпись

За Украину _____________ подпись

__________________ * Замечания и предложения Республики Беларусь: "По разделу II. Основы обеспечения коллективной безопасности:

1. В абзаце 1 после слов "государств-участников" добавить "на основе двусторонних соглашений";

2. В абзаце 4 исключить слова "либо угрозы международному миру" (это выходит за рамки Договора о коллективной безопасности)".

ПРИЛОЖЕНИЕ к Решению Совета коллективной безопасности о Концепции коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности от 10 февраля 1995 года

КОНЦЕПЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Концепция коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. (далее - Концепция) представляет собой совокупность взглядов государств-участников Договора о коллективной безопасности (далее - государства-участники) на предотвращение и устранение угрозы миру, совместную защиту от агрессии, обеспечение их суверенитета и территориальной целостности. Концепция основывается на принципах ООН, ОБСЕ, Договора о коллективной безопасности, а также положениях других документов, принятых государствами-участниками в его развитие. Концепция включает в себя: основы военной политики государств-участников, основы обеспечения коллективной безопасности, основные направления и этапы создания системы коллективной безопасности. Реализация положений Концепции предусматривает осуществление согласованных политических, экономических, военных и других мер. Государства-участники в политическом и военном отношениях не считают своим противником ни одно государство или коалицию государств, видят в лице всех государств мирового сообщества равноправных партнеров.

I. Основы военной политики государств-участников

Государства-участники объединены военно-политическими и экономическими интересами, сложившимися военно-технической базой и инфраструктурой, стремлением проводить согласованную политику по обеспечению коллективной безопасности. Государства-участники будут проводить консультации в целях координации позиций и проведения согласованной политики в области безопасности: в отношении других государств-участников СНГ - по вопросам военного сотрудничества и оказания взаимной помощи при решении проблем военного строительства; в отношении НАТО и других военно-политических организаций - по вопросам сотрудничества и партнерства, участия в имеющихся и создаваемых новых структурах региональной безопасности. Государства-участники обеспечивают коллективную безопасность всеми имеющимися в их распоряжении возможностями при приоритете мирных средств. При выработке мер обеспечения коллективной безопасности они учитывают следующее. Завершение глобального противостояния между Востоком и Западом значительно снизило опасность возникновения мировой войны. Вместе с тем существует значительное количество региональных межгосударственных и внутригосударственных проблем, обострение которых чревато перерастанием в вооруженные конфликты и локальные войны. Предпосылки для этого сохраняются в социальных, политических, экономических, территориальных, национально-этнических, религиозных и других противоречиях, а также в приверженности ряда государств к решению их силовыми методами. Основными источниками военной опасности государства-участники считают: территориальные притязания других стран к государствам-участникам; существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов прежде всего в непосредственной близости от границ государств-участников; возможность применения (в том числе несанкционированного) ядерного и других видов оружия массового поражения, находящегося на вооружении ряда государств; распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, средств его доставки и новейших технологий военного производства в сочетании с попытками отдельных стран, организаций и террористических групп реализовать свои политические и военные устремления; возможность подрыва устойчивости стратегической обстановки в результате нарушения международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооруженных сил и вооружений, необоснованного наращивания военной мощи другими государствами и военно-политическими союзами; попытки вмешательства извне во внутренние дела государств-участников, дестабилизации их внутриполитической обстановки; международный терроризм, политику шантажа. В качестве факторов, способных привести к перерастанию военной опасности в непосредственную военную угрозу, государства-участники рассматривают: наращивание группировок войск (сил) в прилегающих к внешним границам государств-участников регионах до пределов, нарушающих сложившееся соотношение сил; создание и подготовку на территории других государств вооруженных формирований, предназначенных для применения против государств-участников; развязывание пограничных конфликтов и вооруженных провокаций с территории сопредельных государств; ввод иностранных войск на сопредельные с государствами-участниками территории (если это не связано с мерами по восстановлению и поддержанию мира в соответствии с решением Совета Безопасности ООН или ОБСЕ). Приоритетными направлениями в совместной деятельности по предотвращению военной угрозы государства-участники считают: участие совместно с другими государствами и международными организациями в создании систем коллективной безопасности в Европе и Азии; координацию действий по реализации имеющихся и разработке новых международных договоренностей по вопросам разоружения и контроля над вооружениями; расширение мер доверия в военной области; установление и развитие равноправных партнерских отношений с НАТО, другими военно-политическими организациями и региональными структурами безопасности, направленных на эффективное решение задач по укреплению мира; активизацию диалога по подготовке и принятию эффективных международных договоренностей в области сокращения военно-морских сил и вооружений, а также ограничения военно-морской деятельности; проведение операций по поддержанию мира по решению Совета Безопасности ООН, ОБСЕ, в соответствии с международными обязательствами; согласование усилий по охране внешних границ государств-участников; поддержание вооруженных сил и других войск государств-участников на уровне, обеспечивающем оборонную достаточность.

II. Основы обеспечения коллективной безопасности

Целью государств-участников в обеспечении коллективной безопасности является предотвращение войн и вооруженных конфликтов, а в случае их развязывания - гарантированная защита интересов, суверенитета и территориальной целостности государств-участников. В мирное время указанная цель достигается урегулированием спорных проблем, международных и региональных кризисов исключительно политическими, согласительными средствами, поддержанием оборонного потенциала каждого государства с учетом как национальных, так и коллективных интересов. Каждое государство-участник принимает надлежащие меры по обеспечению стабильного положения на своих границах. На основе взаимного согласия они координируют деятельность пограничных войск и других компетентных служб по поддержанию установленного режима в приграничных зонах государств-участников. При возникновении угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников либо угрозы международному миру государства-участники незамедлительно приводят в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия конкретных мер для устранения возникшей угрозы. Стратегические ядерные силы Российской Федерации выполняют функцию сдерживания от возможных попыток осуществления агрессивных намерений против государств-участников в соответствии с военной доктриной Российской Федерации. В случае агрессии государства-участники в соответствии со статьей 4 Договора о коллективной безопасности отражают ее и принимают меры к тому, чтобы вынудить агрессора прекратить военные действия. Для достижения этого они заблаговременно определяют и планируют содержание, формы и способы совместных действий. Коллективная безопасность государств-участников базируется на следующих основных принципах: неделимость безопасности: агрессия против одного государства-участника рассматривается как агрессия против всех государств-участников; равная ответственность государств-участников за обеспечение безопасности; соблюдение территориальной целостности, уважение суверенитета, невмешательство во внутренние дела и учет интересов друг друга; коллективность обороны, создаваемой на региональной основе; принятие решений по принципиальным вопросам обеспечения коллективной безопасности на основе консенсуса; соответствие состава и готовности сил и средств масштабу военной угрозы.

III. Система коллективной безопасности. Основные направления ее создания

Основой коллективной безопасности является система коллективной безопасности, которую государства-участники рассматривают как совокупность межгосударственных и государственных органов управления, сил и средств, обеспечивающих на общей правовой основе (с учетом национального законодательства) защиту их интересов, суверенитета и территориальной целостности. Межгосударственными органами системы коллективной безопасности являются: Совет коллективной безопасности - высший политический орган на межгосударственном уровне, обеспечивающий координацию и совместную деятельность государств-участников, направленную на реализацию Договора о коллективной безопасности; Совет министров иностранных дел - высший консультативный орган Совета коллективной безопасности по вопросам согласования внутренней и внешней политики государств-участников; Совет министров обороны - высший консультативный орган Совета коллективной безопасности по вопросам военной политики и военного строительства государств-участников. Для решения конкретных задач обеспечения коллективной безопасности могут создаваться и иные органы управления, действующие на постоянной или временной основе. Государственными органами системы коллективной безопасности являются органы политического и военного руководства государств-участников. В качестве сил и средств системы коллективной безопасности государства-участники рассматривают: вооруженные силы и другие войска государств-участников; коалиционные (объединенные) группировки войск (сил) в регионах, которые будут созданы для отражения агрессии против государств-участников; совместную (объединенную) систему противовоздушной обороны, другие системы. Создание сил и средств системы коллективной безопасности направлено на сдерживание возможного агрессора, своевременное вскрытие подготовки возможной агрессии и ее отражение, обеспечение охраны границ государств-участников, участие в операциях по поддержанию мира. Советом коллективной безопасности для операций по поддержанию мира, проводимых в соответствии с решением Совета Безопасности ООН, ОБСЕ, могут создаваться коллективные миротворческие силы. В качестве основных направлений создания системы коллективной безопасности государства-участники рассматривают: сближение основных положений законодательных актов государств-участников в области обороны и безопасности; проведение регулярных консультаций по проблемам военного строительства и подготовки вооруженных сил государств-участников; выработку общих подходов по вопросам приведения войск (сил) в высшие степени боевой готовности, форм и способов их обучения, оперативного и боевого применения, а также согласованной мобилизационной подготовки экономики государств-участников; достижение многосторонних договоренностей по использованию элементов военной инфраструктуры, воздушного и водного пространства государств-участников; согласование вопросов оперативного оборудования территорий государств-участников в интересах коллективной обороны; проведение совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки вооруженных сил и других войск государств-участников; согласование программ подготовки военных кадров и специалистов; координацию планов разработки, производства, поставок и ремонта вооружения и военной техники; выработку единых подходов к нормам создания и содержания запасов материальных средств. Формирование системы коллективной безопасности осуществляется последовательно (поэтапно), с учетом развития военно-политической обстановки в мире.

На первом этапе: в основном завершить создание вооруженных сил государств-участников; разработать программу военного и военно-технического сотрудничества государств-участников и приступить к ее реализации; разработать и принять правовые акты, регламентирующие функционирование системы коллективной безопасности.

На втором этапе: создать коалиционные (объединенные) группировки войск (сил) для отражения возможной агрессии и провести планирование их применения; создать совместную (объединенную) систему противовоздушной обороны; рассмотреть вопрос о создании объединенных вооруженных сил.

На третьем этапе завершить создание системы коллективной безопасности государств-участников.

* * *

Государства-участники в своей деятельности по обеспечению коллективной безопасности будут соблюдать Устав ООН, общепринятые международно-правовые нормы и принципы. Данная Концепция коллективной безопасности закрепляет приверженность государств-участников целям предотвращения войн и вооруженных конфликтов, устранения их из системы международных отношений, создания условий для всестороннего развития личности, обществ и государств на базе идеалов гуманизма, демократии и всеобщей безопасности. Положения Концепции будут дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере дальнейшего развития и укрепления сотрудничества между государствами-участниками и формирования новой системы международных отношений.

3 Comments

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

John Doe

March 27, 2018 at 8:00 am Reply

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

Leave a reply

your email address will not be published. required fields are marked *

Name *
Email *
Website