ДИРЕКТИВА СОВЕТА от 28 июня 1984 г. о борьбе с загрязнением воздуха промышленными предприятиями (84/360/EEC)
СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ,
Принимая во внимание Договор о создании Европейского экономического сообщества и, в частности, его статьи 100 и 235,
Принимая во внимание предложение Комиссии (1),
Принимая во внимание мнение Европейского парламента (2),
Принимая во внимание мнение Экономического и социального комитета (3),
Принимая во внимание, что программы действий Европейских Сообществ по окружающей среде 1973 (4), 1977 (5) и 1983 (6) подчеркивают важность предотвращения и сокращения загрязнения воздуха;
Принимая во внимание, что программы действий 1973 и 1977 годов, в частности, предусматривают не только объективную оценку рисков для здоровья человека и окружающей среды, связанных с загрязнением воздуха, но также формулирование целей качества и установление стандартов качества, особенно для ряда загрязнители, считающиеся наиболее опасными;
Принимая во внимание, что Совет уже принял несколько Директив в рамках этих программ;
Принимая во внимание, что, кроме того, согласно Решению 81/462/EEC (7) Сообщество является стороной Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния;
Принимая во внимание, что программа действий 1983 года, общие руководящие принципы которой были одобрены Советом Европейских Сообществ и представителями государств-членов, заседающими в Совете, предусматривает, что Комиссия продолжит свои усилия по установлению стандартов качества воздуха и что там, где должны быть установлены соответствующие стандарты выбросов для определенных типов источников;
Принимая во внимание, что во всех государствах-членах ЕС действуют законы, постановления и административные положения, касающиеся борьбы с загрязнением воздуха стационарными промышленными предприятиями; поскольку несколько государств-членов находятся в процессе внесения поправок в существующие положения;
Принимая во внимание, что различия между положениями, касающимися борьбы с загрязнением воздуха промышленными установками, которые в настоящее время действуют или находятся в процессе внесения поправок в различных государствах-членах ЕС, могут создать неравные условия конкуренции и, таким образом, оказать прямое влияние на функционирование общий рынок ; поскольку поэтому требуется сближение законодательства в этой области, как это предусмотрено статьей 100 Договора;
Принимая во внимание, что одной из основных задач Сообщества является содействие гармоничному развитию экономической деятельности на всей территории Сообщества, а также непрерывному и сбалансированному расширению, задачи, которые немыслимы без кампании по борьбе с загрязнением и вредными воздействиями или улучшения качества жизни и в защите окружающей среды;
Принимая во внимание, что Сообщество должно и должно помочь повысить эффективность действий, предпринимаемых государствами-членами по борьбе с загрязнением воздуха стационарными промышленными предприятиями;
Принимая во внимание, что для достижения этой цели следует ввести определенные принципы, направленные на реализацию ряда мер и процедур, предназначенных для предотвращения и уменьшения загрязнения воздуха промышленными предприятиями внутри Сообщества;
Принимая во внимание, что усилия Сообщества по внедрению этих принципов могут быть только постепенными, принимая во внимание сложность ситуаций и фундаментальные принципы, на которых базируются различные национальные политики; (1) ОЖ № C 139, 27 мая 1983 г., с. 5. (2) ОЖ № C 342, 19.12.1983, с. 160. (3) Официальный журнал № C 23, 30 января 1984 г., с. 27. (4) ОЖ № C 112, 20.12.1973, с. 1. (5) ОЖ № C 139, 13 июня 1977 г., с. 1. (6) ОЖ № C 46, 17 февраля 1983 г., с. 1. (7) ОЖ № L 171, 27.6.1981, с. 11.
Принимая во внимание, что первоначально должна быть введена общая структура, позволяющая государствам-членам адаптировать, при необходимости, свои существующие правила к принципам, принятым на уровне Сообщества; поскольку государства-члены, следовательно, должны ввести систему предварительного разрешения на эксплуатацию и существенное изменение стационарных промышленных предприятий, которые могут вызвать загрязнение воздуха;
Принимая во внимание, что, кроме того, компетентные национальные органы не могут выдать такое разрешение до тех пор, пока не будет выполнен ряд условий, включая требования о принятии всех соответствующих превентивных мер и о том, что эксплуатация завода не приведет к значительному уровню загрязнения воздуха;
Принимая во внимание, что должна быть возможность применения специальных положений в особо загрязненных районах и в районах, нуждающихся в особой защите;
Принимая во внимание, что правила, применимые к процедурам выдачи разрешений и определению выбросов, должны удовлетворять определенным требованиям;
Принимая во внимание, что в определенных ситуациях компетентные органы должны изучить необходимость введения дополнительных требований, которые, однако, не должны приводить к чрезмерным затратам для соответствующего предприятия;
Принимая во внимание, что положения, принятые в соответствии с настоящей Директивой, должны применяться постепенно к существующим предприятиям, принимая во внимание технические факторы и экономические последствия;
Принимая во внимание, что необходимо предусмотреть сотрудничество между самими государствами-членами и с Комиссией для облегчения реализации мер, направленных на предотвращение и уменьшение загрязнения воздуха, а также для разработки превентивных технологий,
ПРИНЯЛ НАСТОЯЩУЮ ДИРЕКТИВУ:
Статья 1
Целью настоящей Директивы является обеспечение дальнейших мер и процедур, предназначенных для предотвращения или снижения загрязнения воздуха промышленными предприятиями Сообщества, особенно теми, которые относятся к категориям, указанным в Приложении I.
Статья 2
Для целей настоящей Директивы: 1. «Загрязнение воздуха» означает попадание человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в воздух, что приводит к пагубным последствиям такого характера, что ставит под угрозу здоровье человека, наносит вред живым ресурсам и экосистемам и материальное имущество и наносить ущерб или мешать благоустройству и другим законным видам использования окружающей среды.
2. «Завод» означает любое предприятие или другое стационарное предприятие, используемое в промышленных или коммунальных целях, которое может вызывать загрязнение воздуха.
3. «Существующий завод» означает завод, находившийся в эксплуатации до 1 июля 1987 года или построенный или получивший разрешение до этой даты.
4. "Предельные значения качества воздуха" - концентрация загрязняющих веществ в воздухе в течение определенного периода времени, превышение которой не допускается.
5. «Предельные значения выбросов» означают концентрацию и/или массу загрязняющих веществ в выбросах предприятий за определенный период, которые не должны превышаться.
Статья 3
1. Государства-члены должны принять необходимые меры для обеспечения того, чтобы эксплуатация предприятий, принадлежащих к категориям, перечисленным в Приложении I, требовала предварительного разрешения компетентных органов. Необходимость выполнения требований, предусмотренных для такого разрешения, должна быть принята во внимание на стадии проектирования станции.
2. Разрешение также требуется в случае существенного изменения всех установок, которые относятся к категориям, перечисленным в Приложении I, или которые в результате изменения подпадают под эти категории.
3. Государства-члены ЕС могут требовать, чтобы другие категории растений подвергались разрешению или, если это предусмотрено национальным законодательством, предварительному уведомлению.
Статья 4
Без ущерба для требований, установленных национальными положениями и положениями Сообщества с целью, отличной от цели настоящей Директивы, разрешение может быть выдано только тогда, когда компетентный орган удостоверится, что: 1. были приняты все соответствующие профилактические меры против загрязнения воздуха, включая применение наилучших доступных технологий при условии, что применение таких мер не влечет за собой чрезмерных затрат;
2. использование растения не приведет к значительному загрязнению воздуха, особенно выбросами веществ, указанных в Приложении II;
3. ни одно из применимых предельных значений выбросов не будет превышено;
4. Будут приняты во внимание все применимые предельные значения качества воздуха.
Статья 5
Государства-члены ЕС могут: - определить особо загрязненные территории, для которых могут быть установлены более строгие предельные значения выбросов, чем те, которые указаны в Статье 4;
- определить территории, подлежащие особой защите, для которых могут быть установлены предельные значения качества воздуха и предельные значения выбросов, более строгие, чем те, которые указаны в Статье 4,
- принять решение о том, что в пределах вышеупомянутых территорий определенные категории электростанций, указанные в Приложении I, не могут строиться или эксплуатироваться, если не будут соблюдены особые условия.
Статья 6
Заявки на получение разрешения должны включать описание предприятия, содержащее необходимую информацию для целей принятия решения о выдаче разрешения в соответствии со Статьями 3 и 4.
Статья 7
С учетом положений, касающихся коммерческой тайны, государства-члены должны обмениваться информацией между собой и с Комиссией относительно своего опыта и знаний о мерах по предотвращению и сокращению загрязнения воздуха, а также о технических процессах и оборудовании, а также о качестве воздуха и предельных значениях выбросов.
Статья 8
1. Совет, принимая единогласное решение по предложению Комиссии, при необходимости устанавливает предельные значения выбросов на основе наилучшей доступной технологии, не влекущей за собой чрезмерных затрат, и принимая во внимание характер, количество и вредность соответствующих выбросов.
2. Совет, постановляя единогласно по предложению Комиссии, определяет подходящие методы и методы измерения и оценки.
Статья 9
1. Государства-члены ЕС должны принять необходимые меры для обеспечения того, чтобы заявки на получение разрешения и решения компетентных органов были доступны заинтересованной общественности в соответствии с процедурами, предусмотренными национальным законодательством.
2. Параграф 1 применяется без ущерба для конкретных национальных положений или положений Сообщества, касающихся оценки воздействия на окружающую среду государственных и частных проектов, и при условии соблюдения положений, касающихся коммерческой тайны.
Статья 10
Государства-члены должны предоставлять другим заинтересованным государствам-членам в качестве основы для всех необходимых консультаций в рамках их двусторонних отношений ту же информацию, которая предоставляется их собственным гражданам.
Статья 11
Государства-члены должны принять необходимые меры для обеспечения того, чтобы выбросы от предприятий определялись с целью мониторинга соблюдения обязательств, указанных в Статье 4. Методы определения должны быть одобрены компетентными органами.
Статья 12
Государства-члены должны следить за развитием событий в отношении наилучших доступных технологий и экологической ситуации.
В свете этой проверки они должны, при необходимости, наложить соответствующие условия на предприятия, разрешенные в соответствии с настоящей Директивой, на основании как этих разработок, так и желательности избежать чрезмерных затрат на рассматриваемые предприятия, принимая во внимание, в частности, экономическое положение предприятий, относящихся к соответствующей категории.
Статья 13
В свете изучения разработок в отношении наилучших доступных технологий и экологической ситуации государства-члены должны реализовать политику и стратегии, включая соответствующие меры, для постепенной адаптации существующих предприятий, принадлежащих к категориям, указанным в Приложении I, к лучшим доступную технологию, принимая во внимание, в частности: - технические характеристики установки,
- степень его использования и продолжительность оставшегося срока службы,
- характер и объемы загрязняющих выбросов от него,
- желательность того, чтобы это не влекло за собой чрезмерных затрат для соответствующего предприятия, принимая во внимание, в частности, экономическое положение предприятий, принадлежащих к рассматриваемой категории.
Статья 14
Государства-члены ЕС могут в целях защиты здоровья населения и окружающей среды принимать положения, более строгие, чем те, которые предусмотрены настоящей Директивой.
Статья 15
Директива не распространяется на промышленные предприятия, служащие целям национальной обороны.
Статья 16
1. Государства-члены должны ввести в действие законы, правила и административные положения, необходимые для соблюдения настоящей Директивы, не позднее 30 июня 1987 г.
2. Государства-члены должны сообщить Комиссии тексты положений национального законодательства, которые они принимают в области, регулируемой настоящей Директивой.
Статья 17
Данная Директива адресована государствам-членам.
Совершено в Люксембурге 28 июня 1984 года.
Для Совета
Президент
Х. БУШАРДО
ПРИЛОЖЕНИЕ I КАТЕГОРИИ РАСТЕНИЙ (1) (подпадающие под действие статьи 3)
1. Энергетика 1.1. Коксовые печи
1.2. Нефтеперерабатывающие заводы (за исключением предприятий, производящих только смазочные материалы из сырой нефти)
1.3. Установки газификации и сжижения угля
1.4. Тепловые электростанции (кроме атомных электростанций) и другие установки сжигания номинальной тепловой мощностью более 50 МВт.
2. Производство и обработка металлов 2.1. Обжигово-агломерационные фабрики мощностью более 1 000 тонн металлической руды в год.
2.2. Комбинаты по производству чугуна и сырой стали
2.3. Литейные заводы черных металлов, имеющие плавильные установки общей мощностью более 5 тонн.
2.4. Заводы по производству и плавке цветных металлов, имеющие установки общей мощностью более 1 тонны по тяжелым металлам или 0,5 тонны по легким металлам.
3. Производство неметаллической минеральной продукции 3.1. Заводы по производству цемента и производству вращающейся извести
3.2. Установки по производству и переработке асбеста и производству изделий на его основе
3.3. Заводы по производству стекловолокна или минерального волокна
3.4. Заводы по производству стекла (обычного и специального) мощностью более 5 000 тонн в год.
3.5. Заводы по производству грубой керамики, в частности огнеупорного кирпича, керамогранитных труб, облицовочного и напольного кирпича, а также черепицы.
4. Химическая промышленность 4.1. Химические заводы по производству олефинов, производных олефинов, мономеров и полимеров
4.2. Химические заводы по производству прочих органических промежуточных продуктов
4.3. Заводы по производству основных неорганических химикатов.
5. Утилизация отходов 5.1. Установки по утилизации токсичных и опасных отходов путем сжигания
5.2. Установки для переработки путем сжигания других твердых и жидких отходов.
6. Другие отрасли
Заводы по производству бумажной массы химическими методами производственной мощностью 25 000 тонн и более в год. (1) Пороговые значения, указанные в настоящем Приложении, относятся к производственным мощностям.
ПРИЛОЖЕНИЕ II ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ (по смыслу статьи 4 (2))
1. Диоксид серы и другие соединения серы.
2. Оксиды азота и другие соединения азота.
3. Окись углерода
4. Органические соединения, в частности углеводороды (кроме метана)
5. Тяжелые металлы и их соединения.
6. Пыль; асбест (взвешенные частицы и волокна), стекло и минеральные волокна
7. Хлор и его соединения
8. Фтор и его соединения.
Директивы по годам
- 2024
- 2023
- 2022
- 2021
- 2020
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
- 2015
- 2014
- 2013
- 2012
- 2011
- 2010
- 2009
- 2008
- 2007
- 2006
- 2005
- 2004
- 2003
- 2002
- 2001
- 2000
- 1999
- 1998
- 1997
- 1996
- 1995
- 1994
- 1993
- 1992
- 1991
- 1990
- 1989
- 1988
- 1987
- 1986
- 1985
- 1984
- 1983
- 1982
- 1981
- 1980
- 1979
- 1978
- 1977
- 1976
- 1975
- 1974
- 1973
- 1972
- 1971
- 1970
- 1969
- 1968
- 1967
- 1966
- 1965
- 1964
- 1963
- 1962
- 1961
- 1960
- 1959