Первая Директива Совета 89/104/EEC от 21 декабря 1988 г. по сближению законов государств-членов, касающихся товарных знаков.



Директива доступна на следующих языках

Язык Название
en First Council Directive 89/104/EEC of 21 December 1988 to approximate the laws of the Member States relating to trade marks
ru Первая Директива Совета 89/104/EEC от 21 декабря 1988 г. по сближению законов государств-членов, касающихся товарных знаков.

ПЕРВАЯ ДИРЕКТИВА СОВЕТА от 21 декабря 1988 г. по сближению законов государств-членов, касающихся товарных знаков (89/104/EEC)

СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ,

Принимая во внимание Договор о создании Европейского экономического сообщества и, в частности, его статью 100а,

Принимая во внимание предложение Комиссии (1),

В сотрудничестве с Европейским парламентом (2),

Принимая во внимание мнение Экономического и социального комитета (3),

Поскольку законы о товарных знаках, действующие в настоящее время в государствах-членах ЕС, содержат различия, которые могут препятствовать свободному перемещению товаров и свободе предоставления услуг и могут искажать конкуренцию на общем рынке; поскольку поэтому необходимо, ввиду создания и функционирования внутреннего рынка, сблизить законы государств-членов;

Принимая во внимание, что важно не игнорировать решения и преимущества, которые система товарных знаков Сообщества может предоставить предприятиям, желающим приобрести товарные знаки;

Принимая во внимание, что в настоящее время не представляется необходимым предпринимать полномасштабное сближение законов о товарных знаках государств-членов, и будет достаточно, если сближение будет ограничено теми национальными положениями законодательства, которые наиболее непосредственно влияют на функционирование внутреннего рынка. ;

Поскольку Директива не лишает государства-члены права продолжать охрану товарных знаков, приобретенных путем использования, а принимает их во внимание только в отношении отношений между ними и товарными знаками, приобретенными путем регистрации;

Принимая во внимание, что государства-члены также сохраняют право устанавливать положения процедуры, касающиеся регистрации, отзыва и недействительности товарных знаков, приобретенных путем регистрации; поскольку они могут, например, определять форму процедуры регистрации товарного знака и процедуры признания ее недействительности, решать, следует ли ссылаться на более ранние права либо в процедуре регистрации, либо в процедуре действительности, либо в обеих, и, если они разрешают ссылаться на более ранние права в процедуру регистрации, иметь процедуру возражения или процедуру рассмотрения ex officio, или и то, и другое; поскольку государства-члены по-прежнему могут свободно определять последствия отзыва или признания торговых марок недействительными;

Принимая во внимание, что настоящая Директива не исключает применения к товарным знакам положений законодательства государств-членов ЕС, кроме законодательства о товарных знаках, таких как положения, касающиеся недобросовестной конкуренции, гражданской ответственности или защиты потребителей;

Принимая во внимание, что достижение целей, на которые направлено это сближение законов, требует, чтобы условия получения и продолжения владения зарегистрированным товарным знаком были, в целом, идентичными во всех государствах-членах ЕС; поскольку для этого необходимо перечислить примеры знаков, которые могут представлять собой товарный знак, при условии, что такие обозначения способны отличать товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг, в которых имеется отказ или недействительность самого товарного знака, например , отсутствие какого-либо отличительного характера или конфликты между товарным знаком и более ранними правами должны быть перечислены исчерпывающим образом, даже если некоторые из этих оснований перечислены в качестве варианта для государств-членов, которые, следовательно, смогут сохранить или включить эти основания в свое законодательство; тогда как государства-члены смогут сохранить или ввести в свое законодательство основания для отказа или недействительности, связанные с условиями получения и продолжения владения товарным знаком, для которого не предусмотрено положение о сближении, например, в отношении права на выдачу товарного знака, продление срока действия товарного знака или правил о пошлинах или связанных с несоблюдением процессуальных правил;

Принимая во внимание, что для уменьшения общего количества зарегистрированных и охраняемых в Сообществе товарных знаков и, следовательно, количества возникающих между ними конфликтов, необходимо требовать, чтобы зарегистрированные товарные знаки действительно использовались или, если не используются, подлежит отзыву; поскольку необходимо предусмотреть, что товарный знак не может быть признан недействительным на основании существования неиспользованного ранее товарного знака, в то время как государства-члены сохраняют право применять тот же принцип в отношении регистрации товарного знака или предусмотреть, что товарный знак не может быть успешно использован в разбирательстве о нарушении прав, если он установлен в результате заявления о возможности отзыва товарного знака; поскольку во всех этих случаях государства-члены ЕС должны установить применимые правила процедуры;

Принимая во внимание, что для облегчения свободного обращения товаров и услуг крайне важно обеспечить, чтобы зарегистрированные товарные знаки пользовались одинаковой защитой в рамках правовых систем всех государств-членов; поскольку это, однако, не должно препятствовать государствам-членам предоставлять по своему выбору обширную охрану тем торговым маркам, которые имеют репутацию;

Принимая во внимание, что охрана, обеспечиваемая зарегистрированным товарным знаком, функция которого заключается, в частности, в том, чтобы гарантировать товарный знак как указание на происхождение, является абсолютной в случае идентичности между знаком и знаком, а также товарами или услугами; поскольку охрана применяется также в случае сходства между знаком и обозначением и товарами или услугами; при этом необходимо дать толкование понятия сходства с учетом вероятности смешения; тогда как вероятность смешения, оценка которого зависит от многих элементов и, в частности, от узнаваемости товарного знака на рынке, от ассоциации, которую можно установить с используемым или зарегистрированным знаком, от степени сходства между товарный знак и обозначение, а также между идентифицированными товарами или услугами составляют особое условие такой охраны; поскольку способы установления вероятности путаницы и, в частности, обязанность доказывания, являются предметом национальных процессуальных правил, которым не наносит ущерба Директива;

Принимая во внимание, что важно, по соображениям правовой определенности и без несправедливого ущерба интересам владельца более раннего товарного знака, предусмотреть, что последний больше не может требовать заявления о недействительности, а также не может возражать против использования товарного знака после его собственный, использование которого он сознательно допускал в течение значительного периода времени, если только заявка на последующий товарный знак не была подана недобросовестно:

Принимая во внимание, что все государства-члены Сообщества связаны Парижской конвенцией по охране промышленной собственности; поскольку необходимо, чтобы положения настоящей Директивы полностью соответствовали положениям Парижской конвенции; поскольку обязательства государств-членов, вытекающие из настоящей Конвенции, не затрагиваются настоящей Директивой; поскольку, где это уместно, применим второй подпункт статьи 234 Договора,

ПРИНЯЛ НАСТОЯЩУЮ ДИРЕКТИВУ:

Статья 1

Объем

Настоящая Директива применяется к каждому товарному знаку в отношении товаров или услуг, который является предметом регистрации или заявки в государстве-члене ЕС на регистрацию в качестве индивидуального товарного знака, коллективного знака, гарантийного или сертификационного знака или который является предмет регистрации или заявки на регистрацию в Ведомстве по товарным знакам Бенилюкса или международной регистрации, имеющей силу в государстве-члене.

Статья 2

Признаки, из которых может состоять товарный знак

Товарный знак может состоять из любого знака, который может быть представлен графически, в частности слов, включая личные имена, рисунки, буквы, цифры, форму товаров или их упаковки, при условии, что такие знаки способны отличать товары или услуги одного производителя. предприятия от доходов других предприятий.

Статья 3

Основания для отказа или недействительности

1. Не подлежат регистрации или в случае регистрации подлежат признанию недействительными:

(а) знаки, которые не могут составлять товарный знак;

(б) товарные знаки, лишенные какого-либо отличительного характера;

(c) товарные знаки, которые состоят исключительно из знаков или указаний, которые могут служить в торговле для обозначения вида, качества, количества, предполагаемого назначения, стоимости, географического происхождения или времени производства товаров или оказания услуги. или другие характеристики товаров или товарные знаки, которые состоят исключительно из знаков или указаний, ставших общепринятыми на нынешнем языке или в добросовестной и установившейся практике торговли;

(e) знаки, которые состоят исключительно из:

- форму, которая обусловлена ​​природой самих товаров, или

- форма товара, необходимая для получения технического результата, или

- форма, придающая товару существенную ценность;

(f) товарные знаки, противоречащие государственной политике или общепринятым принципам морали;

(g) товарные знаки, которые по своей природе вводят общественность в заблуждение, например, относительно характера, качества или географического происхождения товаров или услуг;

(h) товарные знаки, которые не были разрешены компетентными органами и должны быть отклонены или признаны недействительными в соответствии со статьей 6 тер Парижской конвенции по охране промышленной собственности, именуемой в дальнейшем «Парижская конвенция».

2. Любое государство-член ЕС может предусмотреть, что товарный знак не подлежит регистрации или, в случае регистрации, подлежит признанию недействительным, если и в такой степени, что:

(a) использование этого товарного знака может быть запрещено в соответствии с положениями закона, отличного от закона о товарных знаках соответствующего Государства-члена ЕС или Сообщества;

(b) товарный знак охватывает знак высокой символической ценности, в частности, религиозный символ;

(c) товарный знак включает в себя значки, эмблемы и гербы, кроме тех, которые предусмотрены статьей 6 тер Парижской конвенции и которые представляют общественный интерес, если только согласие соответствующих органов на его регистрацию не было дано в соответствии с законодательством государство-член;

(г) заявка на регистрацию товарного знака была подана заявителем недобросовестно.

3. Товарному знаку не может быть отказано в регистрации или объявлен недействительным в соответствии с пунктом 1 (b), (c) или (d), если до даты подачи заявления о регистрации и после его использования: оно приобрело своеобразный характер. Любое государство-член ЕС может дополнительно предусмотреть, что это положение также применяется, если отличительный признак был приобретен после даты подачи заявления на регистрацию или после даты регистрации.

4. Любое государство-член может предусмотреть, что, в отступление от предыдущих параграфов, основания отказа в регистрации или недействительности регистрации, действующие в этом государстве до даты вступления в силу положений, необходимых для соблюдения настоящей Директивы, будут применяться к товарные знаки, на которые была подана заявка до этой даты.

Статья 4

Дополнительные основания для отказа или недействительности в отношении конфликта с предыдущими правами

1. Товарный знак не подлежит регистрации, а в случае регистрации подлежит признанию недействительным:

(а) если он идентичен более раннему товарному знаку, а товары или услуги, для которых подана или зарегистрирована торговая марка, идентичны товарам или услугам, для которых более ранняя торговая марка защищена;

(b) если из-за его идентичности или сходства с более ранним товарным знаком, а также идентичности или сходства товаров или услуг, охватываемых товарными знаками, существует вероятность возникновения путаницы со стороны общественности, что включает в себя вероятность ассоциации с более ранней торговой маркой.

2. «Более ранние товарные знаки» по смыслу пункта 1 означают:

(a) товарные знаки следующих видов, дата подачи заявки на регистрацию которых более ранняя, чем дата подачи заявки на регистрацию товарного знака, с учетом, где это применимо, приоритетов, заявленных в отношении этих товарных знаков; (i) товарные знаки Сообщества;

(ii) товарные знаки, зарегистрированные в государстве-члене ЕС или, в случае Бельгии, Люксембурга или Нидерландов, в Ведомстве по товарным знакам Бенилюкса;

(iii) товарные знаки, зарегистрированные в соответствии с международными соглашениями, действующими в государстве-члене;

(b) Товарные знаки Сообщества, которые законно претендуют на приоритетность, в соответствии с Регламентом о товарных знаках Сообщества, по сравнению с товарным знаком, указанным в (a) (ii) и (iii), даже если последний товарный знак был передан или разрешено истечь;

(c) заявки на товарные знаки, указанные в пунктах (a) и (b), при условии их регистрации;

(d) товарные знаки, которые на дату подачи заявки на регистрацию товарного знака или, в соответствующих случаях, приоритета, заявленного в отношении заявки на регистрацию товарного знака, хорошо известны в государстве-члене, в том смысле, в котором слова «хорошо известный» используются в статье 6 bis Парижской конвенции.

3. Кроме того, товарный знак не регистрируется или, в случае регистрации, подлежит объявлению недействительным, если он идентичен или аналогичен более раннему товарному знаку Сообщества в значении пункта 2 и должен быть или имел был зарегистрирован для товаров или услуг, которые не похожи на те, для которых зарегистрирован более ранний товарный знак Сообщества, если более ранний товарный знак Сообщества имеет репутацию в Сообществе и если использование более позднего товарного знака без уважительной причины было бы несправедливым преимущество или ущерб отличительному характеру или репутации ea4. Кроме того, любое государство-член ЕС может предусмотреть, что товарный знак не подлежит регистрации или, в случае регистрации, подлежит признанию недействительным, если и в такой степени, что:

(a) товарный знак идентичен или аналогичен более раннему национальному товарному знаку в значении пункта 2 и зарегистрирован или был зарегистрирован для товаров или услуг, которые не аналогичны тем, для которых использовался более ранний товарный знак. Товарный знак зарегистрирован, если более ранний товарный знак имеет репутацию в соответствующем государстве-члене ЕС и если использование более позднего товарного знака без уважительной причины может привести к несправедливому преимуществу или нанести ущерб отличительному характеру или репутации более раннего товарного знака. отметка;

(б) права на незарегистрированный товарный знак или на иное обозначение, используемое в обороте, были приобретены до даты подачи заявки на регистрацию последующего товарного знака или даты приоритета, заявленного по заявке на регистрацию следующего товарного знака. последующий товарный знак и незарегистрированный товарный знак или иное обозначение предоставляют его владельцу право запретить использование последующего товарного знака;

(c) использование товарного знака может быть запрещено на основании более раннего права, кроме прав, указанных в пунктах 2 и 4 (b), и, в частности:

(i) право на имя;

(ii) право на личное изображение:

(iii) авторские права;

(iv) право промышленной собственности;

(d) товарный знак идентичен или аналогичен более раннему коллективному товарному знаку, дающему право, срок действия которого истек в течение максимум трех лет до подачи заявки;

(e) товарный знак идентичен или похож на более ранний гарантийный или сертификационный знак, дающий право, срок действия которого истек в течение периода, предшествующего подаче заявки, продолжительность которого установлена ​​государством-членом ЕС;

(f) товарный знак идентичен или аналогичен более раннему товарному знаку, который был зарегистрирован для идентичных или аналогичных товаров или услуг и предоставил им право, срок действия которого истек из-за невозможности продления в течение периода максимум двух лет. предшествующей заявки, если только владелец более раннего товарного знака не дал согласия на регистрацию более позднего товарного знака или не использовал свой товарный знак;

(g) товарный знак можно спутать с знаком, который использовался за границей на дату подачи заявки и который все еще используется там, при условии, что на дату подачи заявки заявитель действовал недобросовестно?

5. Государства-члены ЕС могут разрешить, чтобы при соответствующих обстоятельствах не было необходимости отказывать в регистрации или объявлять товарный знак недействительным, если владелец более раннего товарного знака или другого более раннего права дает согласие на регистрацию более позднего товарного знака.

6. Любое государство-член может предусмотреть, что, в отступление от параграфов с 1 по S, будут применяться основания для отказа в регистрации или недействительности регистрации, действовавшие в этом государстве до даты вступления в силу положений, необходимых для соблюдения настоящей Директивы. к товарным знакам, на которые была подана заявка до этой даты.

Статья 5

Права, предоставляемые товарным знаком

1. Зарегистрированный товарный знак предоставляет правообладателю исключительные права на него. Собственник имеет право препятствовать использованию всеми третьими лицами без его согласия использования в процессе торговли:

(a) любое обозначение, идентичное товарному знаку, в отношении товаров или услуг, которые идентичны тем, для которых зарегистрирован товарный знак;

(b) любой знак, если из-за его идентичности или сходства с товарным знаком, а также идентичности или сходства товаров или услуг, охватываемых товарным знаком и этим знаком, существует вероятность смешения со стороны публичность, которая включает в себя вероятность ассоциации между знаком и товарным знаком.

2. Любое государство-член может также предусмотреть, что владелец имеет право запретить всем третьим лицам, не имеющим его согласия, использовать в ходе торговли любое обозначение, которое идентично или похоже на товарный знак, в отношении товаров или услуг. которые не аналогичны знакам, для которых зарегистрирован товарный знак, если последний имеет репутацию в государстве-члене ЕС и если использование этого знака без уважительной причины дает несправедливое преимущество или наносит ущерб отличительному характеру или репутации торговая марка.

3. В соответствии с пунктами 1 и 2, среди прочего, может быть запрещено:

(а) прикрепление знака к товару или его упаковке;

(b) предложение товаров, размещение их на рынке или складирование их для этих целей под этим знаком, или предложение или предоставление услуг под этим знаком;

(c) импорт или экспорт товаров под этим знаком;

(г) использование знака на деловых бумагах и в рекламе.

4. Если по законодательству государства-члена использование знака при условиях, указанных в пункте 1 (b) или 2, не может быть запрещено до даты, когда положения, необходимые для соблюдения настоящей Директивы, вступили в силу в В соответствующем государстве-члене ЕС права, предоставляемые товарным знаком, не могут быть использованы для предотвращения дальнейшего использования знака.

5. Параграфы с 1 по 4 не затрагивают положений любого государства-члена, касающихся защиты от использования знака, кроме как для целей различения товаров или услуг, когда использование этого знака без уважительной причины дает несправедливое преимущество или является нанесение ущерба отличительному характеру или репутации торговой марки

Статья 6

Ограничение действия товарного знака

1. Товарный знак не дает права правообладателю запрещать третьему лицу использовать в обороте

(а) его собственное имя или адрес;

(h) сведения о виде, качестве, количестве, целевом назначении, стоимости, географическом происхождении, времени производства товаров или оказания услуг или других характеристик товаров или услуг;

(c) товарный знак, если необходимо указать целевое назначение продукта или услуги, в частности, в качестве аксессуаров или запасных частей;

при условии, что он использует их в соответствии с честной практикой в ​​промышленных или коммерческих вопросах.

2. Товарный знак не дает право владельцу запрещать третьему лицу использовать в ходе торговли более раннее право, которое применяется только в определенной местности, если это право признано законодательством соответствующего государства-члена ЕС и в пределах пределы территории, на которой он признан.

Статья 7

Исчерпание прав, предоставляемых товарным знаком

1. Товарный знак не дает право владельцу запрещать его использование в отношении товаров, которые были выпущены на рынок Сообщества под этим товарным знаком владельцем или с его согласия.

2. Параграф 1 не применяется, если у собственника существуют законные причины противодействовать дальнейшей коммерциализации товаров, особенно если состояние товаров изменилось или ухудшилось после того, как они были выпущены на рынок.

Статья 8

Лицензирование

л. Торговая марка может лицензироваться для некоторых или всех товаров или услуг, для которых она зарегистрирована, а также для всей или части соответствующего государства-члена ЕС. Лицензия может быть исключительной и неисключительной.

2. Владелец товарного знака может ссылаться на права, предоставляемые этим товарным знаком, против лицензиата, который нарушает любое положение своего лицензионного договора в отношении срока его действия, формы регистрации, в которой может использоваться товарный знак, объем товаров или услуг, на которые выдана лицензия, территория, на которой может быть нанесен товарный знак, качество производимых товаров или услуг, предоставляемых лицензиатом.

Статья 9

Ограничение вследствие молчаливого согласия

1. Если в государстве-члене ЕС владелец более раннего товарного знака, как указано в статье 4 (2), в течение пяти лет подряд согласился на использование более позднего товарного знака, зарегистрированного в этом государстве-члене ЕС, в то время как зная о таком использовании, он больше не имеет права на основании более раннего товарного знака ни подавать заявление о признании более позднего товарного знака недействительным, либо возражать против использования более позднего товарного знака в отношении товаров или услуг. для которого использовался более поздний товарный знак, за исключением случаев, когда регистрация более позднего товарного знака была подана недобросовестно.

2. Любое государство-член может предусмотреть, что параграф 1 применяется с соответствующими изменениями к владельцу более раннего товарного знака, указанного в статье 4 (4) (а), или другого более раннего права, указанного в статье 4 (4) (b) или (с).

3. В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2, владелец более позднего зарегистрированного товарного знака не имеет права возражать против использования более раннего права, даже если это право больше не может быть использовано в отношении более позднего товарного знака.

Статья 10

Использование торговых марок

1. Если в течение пяти лет со дня завершения процедуры регистрации правообладатель не довел товарный знак до реального использования в государстве-члене в отношении товаров или услуг, в отношении которых он зарегистрирован или если такое использование было приостановлено в течение непрерывного пятилетнего периода, на товарный знак распространяются санкции, предусмотренные настоящей Директивой, за исключением случаев, когда имеются надлежащие причины для неиспользования.

2. Следующие действия также представляют собой использование по смыслу пункта 1:

(а) использование товарного знака в форме, отличающейся элементами, которые не изменяют отличительный характер знака в той форме, в которой он был зарегистрирован;

(b) нанесение товарного знака на товары или их упаковку в соответствующем государстве-члене ЕС исключительно в целях экспорта.

3. Использование товарного знака с согласия владельца или любого лица, имеющего полномочия на использование коллективного знака, гарантийного или сертификационного знака, считается использованием правообладателем.

4. В отношении товарных знаков, зарегистрированных до даты вступления в силу положений, необходимых для соблюдения настоящей Директивы, в соответствующем государстве-члене:

(a) если положение, действовавшее до этой даты, предусматривает санкции за неиспользование товарного знака в течение непрерывного периода, соответствующий пятилетний период, упомянутый в пункте 1, считается начавшимся одновременно с любой период неиспользования, уже текущий на эту дату;

(b) если до этой даты не действует положение об использовании, пятилетние периоды, упомянутые в пункте 1, считаются отсчитывающимися не раньше этой даты.

Статья 11

Санкции за неиспользование товарного знака в судебном или административном производстве

1. Товарный знак не может быть признан недействительным на основании наличия предшествующего противоречивого товарного знака, если последний не соответствует требованиям использования, установленным пунктами 1, 2 и 3 статьи 10 или статьей 10. 10 (4), в зависимости от обстоятельств.

2. Любое государство-член может предусмотреть, что в регистрации товарного знака не может быть отказано на том основании, что ранее существовал конфликтующий товарный знак, если последний не соответствует требованиям использования, изложенным в статье 10 (1), (2). и (3) или в статье 10 (4), в зависимости от обстоятельств.

3. Без ущерба для применения статьи 12, когда подается встречный иск об отзыве, любое государство-член может предусмотреть, что товарный знак не может быть успешно использован в разбирательстве о нарушении авторских прав, если он установлен в результате заявления о том, что товарный знак не может быть успешно использован в разбирательстве о нарушении прав. товарный знак может быть отозван в соответствии со статьей 12 (1).

4. Если более ранний товарный знак использовался только в отношении части товаров или услуг, для которых он зарегистрирован, для целей применения пунктов 1, 2 и 3 он считается зарегистрированным только в отношении этого часть товаров или услуг.

Статья 12

Основания для отзыва

1. Товарный знак подлежит аннулированию, если в течение непрерывного пятилетнего периода он не использовался по-настоящему в государстве-члене ЕС в связи с товарами или.

услуги, в отношении которых он зарегистрирован, и отсутствуют уважительные причины для неиспользования; при этом никто не может требовать отзыва прав собственника на товарный знак, если в период между истечением пятилетнего срока и подачей заявления об отзыве было начато или возобновлено реальное использование товарного знака; начало или возобновление использования в течение трех месяцев, предшествующих подаче заявления об отзыве, которое началось не ранее истечения непрерывного пятилетнего периода неиспользования, однако не принимается во внимание, если подготовка к началу или возобновление происходит только после того, как собственнику станет известно, что может быть подано заявление об отзыве.

2. Товарный знак подлежит аннулированию также, если после даты его регистрации:

(a) в результате действий или бездействия владельца оно стало общепринятым в торговле продуктом или услугой, в отношении которых оно зарегистрировано;

(b) вследствие использования его владельцем товарного знака или с его согласия в отношении товаров или услуг, для которых он зарегистрирован, он может ввести общественность в заблуждение, особенно относительно характера, качества или географическое происхождение этих товаров или услуг.

Статья 13

Основания для отказа, отзыва или недействительности, относящиеся только к некоторым товарам или услугам

Если основания для отказа в регистрации или отзыва или признания недействительности товарного знака существуют только в отношении некоторых товаров или услуг, для которых этот товарный знак был подана или зарегистрирован, отказ в регистрации, отзыв или недействительность товарного знака распространяются на эти товары или только услуги.

Статья 14

Установление апостериорной недействительности или отзыва товарного знака

Если в отношении товарного знака Сообщества заявлен приоритет более раннего товарного знака, от которого отказались или срок действия которого истек, недействительность или аннулирование более раннего товарного знака может быть установлено апостериорно.

Статья 15

Специальные положения в отношении коллективных знаков, гарантийных знаков и сертификационных знаков

1. Без ущерба для статьи 4, государства-члены, законы которых разрешают регистрацию коллективных знаков или.

Гарантийные или сертификационные знаки могут предусматривать, что такие знаки не подлежат регистрации, аннулируются или объявляются недействительными на основаниях, дополнительных к тем, которые указаны в статьях 3 и 12, если этого требует функция этих знаков.

2. В отступление от статьи 3 (1) (c) государства-члены могут предусмотреть, что знаки или обозначения, которые могут служить в торговле для обозначения географического происхождения товаров или услуг, могут представлять собой коллективные, гарантийные или сертификационные знаки. Такой знак не дает владельцу права запрещать третьему лицу использовать в ходе торговли такие знаки или обозначения при условии, что он использует их в соответствии с добросовестной практикой в ​​промышленных или коммерческих вопросах; в частности, такой знак не может быть использован против третьего лица, имеющего право использовать географическое название.

Статья 16

Национальные положения, которые должны быть приняты в соответствии с настоящей Директивой

1. Государства-члены ЕС должны ввести в действие законы, правила и административные положения, необходимые для этого.

соблюдать настоящую Директиву не позднее 28 декабря 1991 г. Они должны немедленно проинформировать об этом Комиссию.

2. По предложению Комиссии Совет квалифицированным большинством может отложить дату, указанную в параграфе 1, самое позднее до 31 декабря 1992 года.

3. Государства-члены должны сообщить Комиссии текст основных положений национального законодательства, которые они принимают в области, регулируемой настоящей Директивой.

Статья 17

Адресаты.

Данная Директива адресована государствам-членам.

Совершено в Брюсселе 21 декабря 1988 года.

Для Совета

Президент

Б. ПАПАНДРЕУ

(1) Официальный журнал № C 351, 31.12.1980, с. 1 и OJ N° C 351, 31.12.1985, стр.4.

(2) Официальный журнал № C 307, 14.11.1983, с. 66 и OJ N° C 309, 5.12.1988.

(3) Официальный журнал № C 310, 30. ll. 1981, с. 22.