Директива 2000/46/EC Европейского парламента и Совета от 18 сентября 2000 г. о создании, осуществлении и пруденциальном надзоре за деятельностью учреждений, занимающихся электронными деньгами.



Директива доступна на следующих языках

Язык Название
en Directive 2000/46/EC of the European Parliament and of the Council of 18 September 2000 on the taking up, pursuit of and prudential supervision of the business of electronic money institutions
ru Директива 2000/46/EC Европейского парламента и Совета от 18 сентября 2000 г. о создании, осуществлении и пруденциальном надзоре за деятельностью учреждений, занимающихся электронными деньгами.

Директива 2000/46/EC Европейского парламента и Совета

от 18 сентября 2000 г.

о создании, осуществлении и пруденциальном надзоре за деятельностью учреждений электронных денег

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ И СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА,

Принимая во внимание Договор о создании Европейского Сообщества, в частности первое и третье предложения его статьи 47(2),

Принимая во внимание предложение Комиссии(1),

Принимая во внимание мнение Экономического и социального комитета(2),

Принимая во внимание мнение Европейского центрального банка(3),

Действуя в порядке, предусмотренном статьей 251 Договора(4),

Тогда как:

(1) Кредитные учреждения по смыслу статьи 1, пункта 1, первого подпункта (b) Директивы 2000/12/EC(5) ограничены в сфере своей деятельности.

(2) Необходимо принять во внимание специфические характеристики этих учреждений и обеспечить соответствующие меры, необходимые для координации и гармонизации законов, правил и административных положений государств-членов, касающихся создания, осуществления и пруденциального надзора за деятельностью учреждения электронных денег.

(3) Для целей настоящей Директивы электронные деньги могут считаться электронным заменителем монет и банкнот, который хранится на электронном устройстве, таком как чиповая карта или память компьютера, и который обычно предназначен для осуществления электронных платежей. ограниченных сумм.

(4) Принятый подход подходит для достижения только существенной гармонизации, необходимой и достаточной для обеспечения взаимного признания авторизации и пруденциального надзора за учреждениями, занимающимися электронными деньгами, что делает возможным выдачу единой лицензии, признаваемой на всей территории Сообщества и предназначенной для обеспечения доверия предъявителя. и применение принципа пруденциального надзора в государстве происхождения.

(5) В более широком контексте быстро развивающейся электронной коммерции желательно обеспечить нормативную базу, которая поможет электронным деньгам полностью реализовать свои потенциальные выгоды и позволит избежать, в частности, препятствия технологическим инновациям. Таким образом, данная Директива вводит технологически нейтральную правовую основу, которая гармонизирует пруденциальный надзор за учреждениями, занимающимися электронными деньгами, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения их надежной и разумной работы и, в частности, их финансовой целостности.

(6) Кредитным учреждениям, в соответствии с пунктом 5 Приложения I к Директиве 2000/12/EC, уже разрешено выпускать и управлять средствами платежа, включая электронные деньги, а также осуществлять такую ​​деятельность в масштабах Сообщества при условии взаимного признания и комплексная система пруденциального надзора, применяемая к ним в соответствии с Европейскими банковскими директивами.

(7) Введение отдельного режима пруденциального надзора для учреждений, занимающихся электронными деньгами, который, хотя и откалиброван по режиму пруденциального надзора, применяемому к другим кредитным учреждениям, и Директиве 2000/12/EC, за исключением Раздела V, в частности его Глав 2 и 3, отличается выхода из этого режима является оправданным и желательным, поскольку выпуск электронных денег сам по себе, учитывая его специфический характер в качестве электронного суррогата монет и банкнот, не представляет собой деятельность по приему депозитов в соответствии со статьей 3 Директивы 2000/12/. ЭК, если полученные средства сразу обмениваются на электронные деньги.

(8) Получение средств от населения в обмен на электронные деньги, в результате которого на счету учреждения-эмитента остается кредитовый баланс, представляет собой получение депозитов или других подлежащих возврату средств для целей Директивы 2000/12/EC.

(9) Электронные деньги должны быть погашаемыми, чтобы обеспечить доверие их владельцев. Возможность погашения сама по себе не подразумевает, что средства, полученные в обмен на электронные деньги, должны рассматриваться как депозиты или другие подлежащие возврату средства для целей Директивы 2000/12/EC.

(10) Выкупность всегда следует понимать по номинальной стоимости.

(11) Чтобы реагировать на специфические риски, связанные с выпуском электронных денег, этот режим пруденциального надзора должен быть более целенаправленным и, соответственно, менее обременительным, чем режим пруденциального надзора, применяемый к кредитным организациям, особенно в отношении сниженных требований к первоначальному капиталу и неприменение Директивы 93/6/EEC(6) и Раздела V, Главы 2, Разделов II и III Директивы 2000/12/EC.

(12) Однако необходимо сохранить равные правила игры между учреждениями, занимающимися электронными деньгами, и другими кредитными учреждениями, выпускающими электронные деньги, и, таким образом, обеспечить честную конкуренцию среди более широкого круга учреждений в интересах носителей. Это достигается за счет того, что вышеупомянутые менее обременительные особенности режима пруденциального надзора, применяемого к учреждениям электронных денег, уравновешиваются более строгими положениями, чем те, которые применяются к другим кредитным организациям, особенно в отношении ограничений на коммерческую деятельность, которую учреждения электронных денег могут осуществлять. и, в частности, разумные ограничения их инвестиций, направленные на обеспечение того, чтобы их финансовые обязательства, связанные с непогашенными электронными деньгами, всегда были обеспечены достаточно ликвидными активами с низким уровнем риска.

(13) До гармонизации пруденциального надзора за аутсорсинговой деятельностью кредитных учреждений целесообразно, чтобы учреждения электронных денег имели разумные и разумные процедуры управления и контроля. С учетом возможности выполнения операционных и других вспомогательных функций, связанных с выпуском электронных денег, предприятиями, которые не подлежат пруденциальному надзору, важно, чтобы учреждения, занимающиеся электронными деньгами, имели внутренние структуры, которые должны реагировать на финансовые и не -финансовые риски, которым они подвержены.

(14) Выпуск электронных денег может повлиять на стабильность финансовой системы и бесперебойную работу платежных систем. Требуется тесное сотрудничество в оценке целостности схем электронных денег.

(15) Целесообразно предоставить компетентным органам возможность отказаться от некоторых или всех требований, предъявляемых настоящей Директивой к учреждениям, занимающимся электронными деньгами, которые действуют только на территориях соответствующих государств-членов ЕС.

(16) Принятие настоящей Директивы представляет собой наиболее подходящее средство достижения желаемых целей. Настоящая Директива ограничена минимумом, необходимым для достижения этих целей, и не выходит за рамки того, что необходимо для этой цели.

(17) Должно быть предусмотрено положение о пересмотре настоящей Директивы в свете опыта развития рынка и защиты носителей электронных денег.

(18) С Банковским консультативным комитетом были проведены консультации по поводу принятия настоящей Директивы,

ПРИНЯЛИ НАСТОЯЩУЮ ДИРЕКТИВУ:

Статья 1

Объем, определения и ограничение деятельности

1. Настоящая Директива применяется к учреждениям, занимающимся электронными деньгами.

2. Оно не применяется к учреждениям, указанным в статье 2(3) Директивы 2000/12/EC.

3. Для целей настоящей Директивы:

(a) «Учреждение электронных денег» означает предприятие или любое другое юридическое лицо, кроме кредитного учреждения, как оно определено в статье 1, пункт 1, первый подпункт (a) Директивы 2000/12/EC, которое выпускает платежные средства в форма электронных денег;

(b) «электронные деньги» означают денежную стоимость, представленную требованием к эмитенту, которое:

(i) хранится на электронном устройстве;

(ii) выпущены при получении денежных средств на сумму не меньшую, чем выпущенная денежная стоимость;

(iii) принимаются в качестве средства платежа другими организациями, кроме эмитента.

4. Государства-члены должны запретить лицам или предприятиям, которые не являются кредитными учреждениями, как это определено в статье 1, пункт 1, первый подпараграф Директивы 2000/12/EC, осуществлять деятельность по выпуску электронных денег.

5. Коммерческая деятельность учреждений электронных денег, кроме выпуска электронных денег, ограничивается:

(a) предоставление тесно связанных финансовых и нефинансовых услуг, таких как управление электронными деньгами путем выполнения операционных и других вспомогательных функций, связанных с их выпуском, а также выпуск и управление другими платежными средствами, но исключая предоставление любая форма кредита; и

(б) хранение данных на электронном устройстве от имени других предприятий или государственных учреждений.

Учреждения электронных денег не должны иметь никаких активов в других предприятиях, за исключением случаев, когда эти предприятия выполняют операционные или другие вспомогательные функции, связанные с электронными деньгами, выпущенными или распространяемыми соответствующим учреждением.

Статья 2

Применение банковских директив

1. За исключением случаев, когда прямо предусмотрено иное, к учреждениям, занимающимся электронными деньгами, применяются только ссылки на кредитные учреждения в Директиве 91/308/EEC(7) и Директиве 2000/12/EC, за исключением Главы 2 Раздела V.

2. Статьи 5, 11, 13, 19, 20(7), 51 и 59 Директивы 2000/12/EC не применяются. Соглашения о взаимном признании, предусмотренные в Директиве 2000/12/EC, не применяются к коммерческой деятельности учреждений, занимающихся электронными деньгами, кроме выпуска электронных денег.

3. Получение средств по смыслу статьи 1(3)(b)(ii) не представляет собой депозит или другие подлежащие возврату средства в соответствии со статьей 3 Директивы 2000/12/EC, если полученные средства немедленно обмениваются на электронные деньги.

Статья 3

Возможность погашения

1. Носитель электронных денег может в течение срока их действия потребовать от эмитента выкупить их по номинальной стоимости в монетах и ​​банкнотах или путем перевода на счет без каких-либо комиссий, кроме тех, которые строго необходимы для проведения такой операции.

2. В договоре между эмитентом и предъявителем должны быть четко определены условия погашения.

3. В договоре может быть предусмотрен минимальный порог погашения. Порог не может превышать 10 евро.

Статья 4

Требования к первоначальному капиталу и текущим собственным средствам

1. Учреждения электронных денег должны иметь первоначальный капитал, как определено в статье 34(2), подпунктах (1) и (2) Директивы 2000/12/EC, в размере не менее 1 миллиона евро. Несмотря на параграфы 2 и 3, их собственные средства, как определено в Директиве 2000/12/EC, не должны опускаться ниже этой суммы.

2. Учреждения электронных денег всегда должны иметь собственные средства, которые равны или превышают 2% от наибольшей из текущей суммы или средней общей суммы за предыдущие шесть месяцев их финансовых обязательств, связанных с непогашенными электронными деньгами.

3. Если учреждение электронных денег не завершило шестимесячный период деятельности, включая день его открытия, оно должно иметь собственные средства, равные или превышающие 2% от наибольшей из текущей суммы или шестимесячной суммы. целевую общую сумму своих финансовых обязательств, связанных с непогашенными электронными деньгами. Целевая общая сумма финансовых обязательств учреждения, связанных с непогашенными электронными деньгами, за шесть месяцев должна быть подтверждена его бизнес-планом с учетом любых корректировок этого плана, требуемых компетентными органами.

Статья 5

Ограничения инвестиций

1. Учреждения электронных денег должны иметь инвестиции на сумму не меньшую, чем их финансовые обязательства, связанные с непогашенными электронными деньгами, только в следующие активы:

(a) статьи активов, которые в соответствии со статьей 43(1)(a) (1), (2), (3) и (4) и статьей 44(1) Директивы 2000/12/EC имеют нулевой весовой коэффициент кредитного риска и которые являются достаточно ликвидными;

(b) депозиты до востребования, хранящиеся в кредитных учреждениях Зоны А, как это определено в Директиве 2000/12/EC; и

(c) долговые инструменты, которые:

(i) достаточно ликвидный;

(ii) не подпадает под действие пункта 1(a);

(iii) признаны компетентными органами в качестве квалифицируемых объектов по смыслу статьи 2(12) Директивы 93/6/EEC; и

(iv) выпущены организациями, не являющимися организациями, которые имеют существенное участие, как определено в Статье 1 Директивы 2000/12/EC, в соответствующем учреждении электронных денег или которые должны быть включены в консолидированные счета этих предприятий.

2. Инвестиции, упомянутые в параграфе 1(b) и (c), не могут превышать в 20 раз собственные средства соответствующего учреждения, занимающегося электронными деньгами, и подлежат ограничениям, которые являются, по крайней мере, такими же строгими, как и те, которые применяются к кредитным учреждениям в соответствии с Раздел V, Глава 2, Раздел III Директивы 2000/12/EC.

3. В целях хеджирования рыночных рисков, возникающих в результате выпуска электронных денег и инвестиций, указанных в пункте 1, учреждения электронных денег могут использовать достаточно ликвидные процентные и валютные внебалансовые статьи в форме биржевых (т.е. не внебиржевых) производных инструментов, если на них распространяются ежедневные маржинальные требования, или валютных контрактов с первоначальным сроком погашения 14 календарных дней или менее. Использование производных инструментов согласно первому предложению допустимо только в том случае, если предполагается и, насколько это возможно, достигается полное устранение рыночных рисков.

4. Государства-члены ЕС должны ввести соответствующие ограничения на рыночные риски, которые учреждения, занимающиеся электронными деньгами, могут понести в результате инвестиций, упомянутых в параграфе 1.

5. Для целей применения пункта 1 активы оцениваются по наименьшей из себестоимости или рыночной стоимости.

6. Если стоимость активов, упомянутых в параграфе 1, падает ниже суммы финансовых обязательств, связанных с непогашенными электронными деньгами, компетентные органы должны обеспечить, чтобы соответствующее учреждение электронных денег приняло соответствующие меры для быстрого исправления этой ситуации. С этой целью и только на временный период компетентные органы могут разрешить финансовые обязательства учреждения, связанные с непогашенными электронными деньгами, быть обеспеченными активами, отличными от тех, которые упомянуты в параграфе 1, до суммы, не превышающей наименьшего из 5% данные обязательства или общую сумму собственных средств учреждения.

Статья 6

Проверка конкретных требований компетентными органами

Компетентные органы обеспечивают, чтобы расчеты, обосновывающие соблюдение статей 4 и 5, производились не реже двух раз в год либо самими учреждениями, занимающимися электронными деньгами, которые должны сообщать их и любые требуемые данные о компонентах компетентным органам, либо компетентные органы, используя данные, предоставленные учреждениями, занимающимися электронными деньгами.

Статья 7

Грамотная и разумная работа

Учреждения электронных денег должны иметь разумное и разумное управление, административные и бухгалтерские процедуры, а также адекватные механизмы внутреннего контроля. Они должны реагировать на финансовые и нефинансовые риски, которым подвергается учреждение, включая технические и процедурные риски, а также риски, связанные с его сотрудничеством с любым предприятием, выполняющим операционные или другие вспомогательные функции, связанные с его коммерческой деятельностью.

Статья 8

Отказ от права

1. Государства-члены ЕС могут разрешить своим компетентным органам отказаться от применения некоторых или всех положений настоящей Директивы и применения Директивы 2000/12/EC к учреждениям, занимающимся электронными деньгами, в случаях, когда:

(a) общая коммерческая деятельность учреждения, указанного в статье 1(3)(a) настоящей Директивы, генерирует общую сумму финансовых обязательств, связанных с непогашенными электронными деньгами, которая обычно не превышает 5 миллионов евро и никогда не превышает 6 миллионов евро; или

(b) электронные деньги, выпущенные учреждением, принимаются в качестве средства платежа только любыми дочерними компаниями учреждения, которые выполняют операционные или другие вспомогательные функции, связанные с электронными деньгами, выпущенными или распространяемыми учреждением, любым материнским предприятием учреждения или любым другие дочерние компании этой материнской компании; или

(c) электронные деньги, выпущенные учреждением, принимаются в качестве оплаты только ограниченным числом предприятий, которые можно четко отличить по:

(i) их расположение в одном и том же помещении или на другой ограниченной территории; или

(ii) их тесные финансовые или деловые отношения с учреждением-эмитентом, например, общая схема маркетинга или распределения.

Базовые договорные положения должны предусматривать, что максимальная сумма хранения электронного устройства хранения данных, находящегося в распоряжении предъявителей для целей осуществления платежей, не превышает 150 евро.

2. Организация электронных денег, для которой был предоставлен отказ в соответствии с параграфом 1, не может пользоваться преимуществами соглашений о взаимном признании, предусмотренных в Директиве 2000/12/EC.

3. Государства-члены ЕС должны требовать, чтобы все организации, занимающиеся электронными деньгами, к которым было отменено применение настоящей Директивы и Директивы 2000/12/EC, периодически отчитывались о своей деятельности, включая общую сумму финансовых обязательств, связанных с электронными деньгами.

Статья 9

дедушка

Учреждения электронных денег, на которые распространяется действие настоящей Директивы, которые начали свою деятельность в соответствии с положениями, действующими в государстве-члене ЕС, в котором находится их головной офис, до даты вступления в силу положений, принятых во исполнение настоящей Директивы, или указанной даты. согласно Статье 10(1), в зависимости от того, какая дата наступит раньше, считается разрешенной. Государства-члены обязаны обязать такие учреждения электронных денег предоставлять всю соответствующую информацию компетентным органам, чтобы позволить им оценить в течение шести месяцев с даты вступления в силу положений, принятых во исполнение настоящей Директивы, соблюдают ли учреждения требования настоящей Директивы, какие меры необходимо принять для обеспечения соблюдения или уместен ли отзыв разрешения. Если соответствие не будет обеспечено в течение шести месяцев с даты, указанной в статье 10(1), учреждение электронных денег не сможет получить выгоду от взаимного признания после этого времени.

Статья 10

Выполнение

1. Государства-члены должны ввести в действие законы, нормативные акты и административные положения, необходимые для соблюдения настоящей Директивы, не позднее 27 апреля 2002 г. Они должны немедленно проинформировать об этом Комиссию.

Когда государства-члены ЕС принимают эти меры, они должны содержать ссылку на настоящую Директиву или сопровождаться такой ссылкой в ​​случае их официальной публикации. Методы такой ссылки устанавливаются государствами-членами.

2. Государства-члены должны сообщить Комиссии текст основных положений национального законодательства, которые они принимают в области, охватываемой настоящей Директивой.

Статья 11

Обзор

Не позднее 27 апреля 2005 г. Комиссия должна представить отчет Европейскому парламенту и Совету о применении настоящей Директивы, в частности, о:

- меры по защите носителей электронных денег, включая возможную необходимость введения системы гарантий,

- потребности в капитале,

- отказы и

- возможная необходимость запрета выплаты процентов по средствам, полученным в обмен на электронные деньги,

сопровождаемый, где это уместно, предложением о его пересмотре.

Статья 12

Вступление в силу

Настоящая Директива вступает в силу в день ее публикации в Официальном журнале Европейских сообществ.

Статья 13

Данная Директива адресована государствам-членам.

Совершено в Брюсселе 18 сентября 2000 года.

За Европейский Парламент

Президент

Н. Фонтейн

Для Совета

Президент

Х. Ведрин

(1) OJ C 317, 15.10.1998, с. 7.

(2) OJ C 101, 12 апреля 1999 г., с. 64.

(3) OJ C 189, 6 июля 1999 г., с. 7.

(4) Мнение Европейского парламента от 15 апреля 1999 г. (ОЖ C 219, 30 июля 1999 г., стр. 415), подтвержденное 27 октября 1999 г., Общая позиция Совета от 29 ноября 1999 г. (ОЖ C 26, 28 января 2000 г., стр. 1) и Решение Европейского парламента от 11 апреля 2000 г. (еще не опубликовано в Официальном журнале). Решение Совета от 16 июня 2000 г.

(5) Директива 2000/12/EC Европейского парламента и Совета от 20 марта 2000 г., касающаяся открытия и ведения бизнеса кредитных учреждений (ОЖ L 126, 26 мая 2000 г., стр. 1). Директива с последними поправками, внесенными Директивой 2000/28/EC (см. стр. 37 настоящего Официального журнала).

(6) Директива Совета 93/6/EEC от 15 марта 1993 г. о достаточности капитала инвестиционных фирм и кредитных учреждений (ОЖ L 141, 11 июня 1993 г., стр. 1). Директива с последними поправками, внесенными Директивой 98/33/EC (OJ L 204, 21 июля 1998 г., стр. 29).

(7) Директива Совета 91/308/EEC от 10 июня 1991 г. о предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег (ОЖ L 166, 28 июня 1991 г., стр. 77).