Директива 2000/46/EC Европейского парламента и Совета
от 18 сентября 2000 г.
о создании, осуществлении и пруденциальном надзоре за деятельностью учреждений электронных денег
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ И СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА,
Принимая во внимание Договор о создании Европейского Сообщества, в частности первое и третье предложения его статьи 47(2),
Принимая во внимание предложение Комиссии(1),
Принимая во внимание мнение Экономического и социального комитета(2),
Принимая во внимание мнение Европейского центрального банка(3),
Действуя в порядке, предусмотренном статьей 251 Договора(4),
Тогда как:
(1) Кредитные учреждения по смыслу статьи 1, пункта 1, первого подпункта (b) Директивы 2000/12/EC(5) ограничены в сфере своей деятельности.
(2) Необходимо принять во внимание специфические характеристики этих учреждений и обеспечить соответствующие меры, необходимые для координации и гармонизации законов, правил и административных положений государств-членов, касающихся создания, осуществления и пруденциального надзора за деятельностью учреждения электронных денег.
(3) Для целей настоящей Директивы электронные деньги могут считаться электронным заменителем монет и банкнот, который хранится на электронном устройстве, таком как чиповая карта или память компьютера, и который обычно предназначен для осуществления электронных платежей. ограниченных сумм.
(4) Принятый подход подходит для достижения только существенной гармонизации, необходимой и достаточной для обеспечения взаимного признания авторизации и пруденциального надзора за учреждениями, занимающимися электронными деньгами, что делает возможным выдачу единой лицензии, признаваемой на всей территории Сообщества и предназначенной для обеспечения доверия предъявителя. и применение принципа пруденциального надзора в государстве происхождения.
(5) В более широком контексте быстро развивающейся электронной коммерции желательно обеспечить нормативную базу, которая поможет электронным деньгам полностью реализовать свои потенциальные выгоды и позволит избежать, в частности, препятствия технологическим инновациям. Таким образом, данная Директива вводит технологически нейтральную правовую основу, которая гармонизирует пруденциальный надзор за учреждениями, занимающимися электронными деньгами, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения их надежной и разумной работы и, в частности, их финансовой целостности.
(6) Кредитным учреждениям, в соответствии с пунктом 5 Приложения I к Директиве 2000/12/EC, уже разрешено выпускать и управлять средствами платежа, включая электронные деньги, а также осуществлять такую деятельность в масштабах Сообщества при условии взаимного признания и комплексная система пруденциального надзора, применяемая к ним в соответствии с Европейскими банковскими директивами.
(7) Введение отдельного режима пруденциального надзора для учреждений, занимающихся электронными деньгами, который, хотя и откалиброван по режиму пруденциального надзора, применяемому к другим кредитным учреждениям, и Директиве 2000/12/EC, за исключением Раздела V, в частности его Глав 2 и 3, отличается выхода из этого режима является оправданным и желательным, поскольку выпуск электронных денег сам по себе, учитывая его специфический характер в качестве электронного суррогата монет и банкнот, не представляет собой деятельность по приему депозитов в соответствии со статьей 3 Директивы 2000/12/. ЭК, если полученные средства сразу обмениваются на электронные деньги.
(8) Получение средств от населения в обмен на электронные деньги, в результате которого на счету учреждения-эмитента остается кредитовый баланс, представляет собой получение депозитов или других подлежащих возврату средств для целей Директивы 2000/12/EC.
(9) Электронные деньги должны быть погашаемыми, чтобы обеспечить доверие их владельцев. Возможность погашения сама по себе не подразумевает, что средства, полученные в обмен на электронные деньги, должны рассматриваться как депозиты или другие подлежащие возврату средства для целей Директивы 2000/12/EC.
(10) Выкупность всегда следует понимать по номинальной стоимости.
(11) Чтобы реагировать на специфические риски, связанные с выпуском электронных денег, этот режим пруденциального надзора должен быть более целенаправленным и, соответственно, менее обременительным, чем режим пруденциального надзора, применяемый к кредитным организациям, особенно в отношении сниженных требований к первоначальному капиталу и неприменение Директивы 93/6/EEC(6) и Раздела V, Главы 2, Разделов II и III Директивы 2000/12/EC.
(12) Однако необходимо сохранить равные правила игры между учреждениями, занимающимися электронными деньгами, и другими кредитными учреждениями, выпускающими электронные деньги, и, таким образом, обеспечить честную конкуренцию среди более широкого круга учреждений в интересах носителей. Это достигается за счет того, что вышеупомянутые менее обременительные особенности режима пруденциального надзора, применяемого к учреждениям электронных денег, уравновешиваются более строгими положениями, чем те, которые применяются к другим кредитным организациям, особенно в отношении ограничений на коммерческую деятельность, которую учреждения электронных денег могут осуществлять. и, в частности, разумные ограничения их инвестиций, направленные на обеспечение того, чтобы их финансовые обязательства, связанные с непогашенными электронными деньгами, всегда были обеспечены достаточно ликвидными активами с низким уровнем риска.
(13) До гармонизации пруденциального надзора за аутсорсинговой деятельностью кредитных учреждений целесообразно, чтобы учреждения электронных денег имели разумные и разумные процедуры управления и контроля. С учетом возможности выполнения операционных и других вспомогательных функций, связанных с выпуском электронных денег, предприятиями, которые не подлежат пруденциальному надзору, важно, чтобы учреждения, занимающиеся электронными деньгами, имели внутренние структуры, которые должны реагировать на финансовые и не -финансовые риски, которым они подвержены.
(14) Выпуск электронных денег может повлиять на стабильность финансовой системы и бесперебойную работу платежных систем. Требуется тесное сотрудничество в оценке целостности схем электронных денег.
(15) Целесообразно предоставить компетентным органам возможность отказаться от некоторых или всех требований, предъявляемых настоящей Директивой к учреждениям, занимающимся электронными деньгами, которые действуют только на территориях соответствующих государств-членов ЕС.
(16) Принятие настоящей Директивы представляет собой наиболее подходящее средство достижения желаемых целей. Настоящая Директива ограничена минимумом, необходимым для достижения этих целей, и не выходит за рамки того, что необходимо для этой цели.
(17) Должно быть предусмотрено положение о пересмотре настоящей Директивы в свете опыта развития рынка и защиты носителей электронных денег.
(18) С Банковским консультативным комитетом были проведены консультации по поводу принятия настоящей Директивы,
ПРИНЯЛИ НАСТОЯЩУЮ ДИРЕКТИВУ:
Статья 1
Объем, определения и ограничение деятельности
1. Настоящая Директива применяется к учреждениям, занимающимся электронными деньгами.
2. Оно не применяется к учреждениям, указанным в статье 2(3) Директивы 2000/12/EC.
3. Для целей настоящей Директивы:
(a) «Учреждение электронных денег» означает предприятие или любое другое юридическое лицо, кроме кредитного учреждения, как оно определено в статье 1, пункт 1, первый подпункт (a) Директивы 2000/12/EC, которое выпускает платежные средства в форма электронных денег;
(b) «электронные деньги» означают денежную стоимость, представленную требованием к эмитенту, которое:
(i) хранится на электронном устройстве;
(ii) выпущены при получении денежных средств на сумму не меньшую, чем выпущенная денежная стоимость;
(iii) принимаются в качестве средства платежа другими организациями, кроме эмитента.
4. Государства-члены должны запретить лицам или предприятиям, которые не являются кредитными учреждениями, как это определено в статье 1, пункт 1, первый подпараграф Директивы 2000/12/EC, осуществлять деятельность по выпуску электронных денег.
5. Коммерческая деятельность учреждений электронных денег, кроме выпуска электронных денег, ограничивается:
(a) предоставление тесно связанных финансовых и нефинансовых услуг, таких как управление электронными деньгами путем выполнения операционных и других вспомогательных функций, связанных с их выпуском, а также выпуск и управление другими платежными средствами, но исключая предоставление любая форма кредита; и
(б) хранение данных на электронном устройстве от имени других предприятий или государственных учреждений.
Учреждения электронных денег не должны иметь никаких активов в других предприятиях, за исключением случаев, когда эти предприятия выполняют операционные или другие вспомогательные функции, связанные с электронными деньгами, выпущенными или распространяемыми соответствующим учреждением.
Статья 2
Применение банковских директив
1. За исключением случаев, когда прямо предусмотрено иное, к учреждениям, занимающимся электронными деньгами, применяются только ссылки на кредитные учреждения в Директиве 91/308/EEC(7) и Директиве 2000/12/EC, за исключением Главы 2 Раздела V.
2. Статьи 5, 11, 13, 19, 20(7), 51 и 59 Директивы 2000/12/EC не применяются. Соглашения о взаимном признании, предусмотренные в Директиве 2000/12/EC, не применяются к коммерческой деятельности учреждений, занимающихся электронными деньгами, кроме выпуска электронных денег.
3. Получение средств по смыслу статьи 1(3)(b)(ii) не представляет собой депозит или другие подлежащие возврату средства в соответствии со статьей 3 Директивы 2000/12/EC, если полученные средства немедленно обмениваются на электронные деньги.
Статья 3
Возможность погашения
1. Носитель электронных денег может в течение срока их действия потребовать от эмитента выкупить их по номинальной стоимости в монетах и банкнотах или путем перевода на счет без каких-либо комиссий, кроме тех, которые строго необходимы для проведения такой операции.
2. В договоре между эмитентом и предъявителем должны быть четко определены условия погашения.
3. В договоре может быть предусмотрен минимальный порог погашения. Порог не может превышать 10 евро.
Статья 4
Требования к первоначальному капиталу и текущим собственным средствам
1. Учреждения электронных денег должны иметь первоначальный капитал, как определено в статье 34(2), подпунктах (1) и (2) Директивы 2000/12/EC, в размере не менее 1 миллиона евро. Несмотря на параграфы 2 и 3, их собственные средства, как определено в Директиве 2000/12/EC, не должны опускаться ниже этой суммы.
2. Учреждения электронных денег всегда должны иметь собственные средства, которые равны или превышают 2% от наибольшей из текущей суммы или средней общей суммы за предыдущие шесть месяцев их финансовых обязательств, связанных с непогашенными электронными деньгами.
3. Если учреждение электронных денег не завершило шестимесячный период деятельности, включая день его открытия, оно должно иметь собственные средства, равные или превышающие 2% от наибольшей из текущей суммы или шестимесячной суммы. целевую общую сумму своих финансовых обязательств, связанных с непогашенными электронными деньгами. Целевая общая сумма финансовых обязательств учреждения, связанных с непогашенными электронными деньгами, за шесть месяцев должна быть подтверждена его бизнес-планом с учетом любых корректировок этого плана, требуемых компетентными органами.
Статья 5
Ограничения инвестиций
1. Учреждения электронных денег должны иметь инвестиции на сумму не меньшую, чем их финансовые обязательства, связанные с непогашенными электронными деньгами, только в следующие активы:
(a) статьи активов, которые в соответствии со статьей 43(1)(a) (1), (2), (3) и (4) и статьей 44(1) Директивы 2000/12/EC имеют нулевой весовой коэффициент кредитного риска и которые являются достаточно ликвидными;
(b) депозиты до востребования, хранящиеся в кредитных учреждениях Зоны А, как это определено в Директиве 2000/12/EC; и
(c) долговые инструменты, которые:
(i) достаточно ликвидный;
(ii) не подпадает под действие пункта 1(a);
(iii) признаны компетентными органами в качестве квалифицируемых объектов по смыслу статьи 2(12) Директивы 93/6/EEC; и
(iv) выпущены организациями, не являющимися организациями, которые имеют существенное участие, как определено в Статье 1 Директивы 2000/12/EC, в соответствующем учреждении электронных денег или которые должны быть включены в консолидированные счета этих предприятий.
2. Инвестиции, упомянутые в параграфе 1(b) и (c), не могут превышать в 20 раз собственные средства соответствующего учреждения, занимающегося электронными деньгами, и подлежат ограничениям, которые являются, по крайней мере, такими же строгими, как и те, которые применяются к кредитным учреждениям в соответствии с Раздел V, Глава 2, Раздел III Директивы 2000/12/EC.
3. В целях хеджирования рыночных рисков, возникающих в результате выпуска электронных денег и инвестиций, указанных в пункте 1, учреждения электронных денег могут использовать достаточно ликвидные процентные и валютные внебалансовые статьи в форме биржевых (т.е. не внебиржевых) производных инструментов, если на них распространяются ежедневные маржинальные требования, или валютных контрактов с первоначальным сроком погашения 14 календарных дней или менее. Использование производных инструментов согласно первому предложению допустимо только в том случае, если предполагается и, насколько это возможно, достигается полное устранение рыночных рисков.
4. Государства-члены ЕС должны ввести соответствующие ограничения на рыночные риски, которые учреждения, занимающиеся электронными деньгами, могут понести в результате инвестиций, упомянутых в параграфе 1.
5. Для целей применения пункта 1 активы оцениваются по наименьшей из себестоимости или рыночной стоимости.
6. Если стоимость активов, упомянутых в параграфе 1, падает ниже суммы финансовых обязательств, связанных с непогашенными электронными деньгами, компетентные органы должны обеспечить, чтобы соответствующее учреждение электронных денег приняло соответствующие меры для быстрого исправления этой ситуации. С этой целью и только на временный период компетентные органы могут разрешить финансовые обязательства учреждения, связанные с непогашенными электронными деньгами, быть обеспеченными активами, отличными от тех, которые упомянуты в параграфе 1, до суммы, не превышающей наименьшего из 5% данные обязательства или общую сумму собственных средств учреждения.
Статья 6
Проверка конкретных требований компетентными органами
Компетентные органы обеспечивают, чтобы расчеты, обосновывающие соблюдение статей 4 и 5, производились не реже двух раз в год либо самими учреждениями, занимающимися электронными деньгами, которые должны сообщать их и любые требуемые данные о компонентах компетентным органам, либо компетентные органы, используя данные, предоставленные учреждениями, занимающимися электронными деньгами.
Статья 7
Грамотная и разумная работа
Учреждения электронных денег должны иметь разумное и разумное управление, административные и бухгалтерские процедуры, а также адекватные механизмы внутреннего контроля. Они должны реагировать на финансовые и нефинансовые риски, которым подвергается учреждение, включая технические и процедурные риски, а также риски, связанные с его сотрудничеством с любым предприятием, выполняющим операционные или другие вспомогательные функции, связанные с его коммерческой деятельностью.
Статья 8
Отказ от права
1. Государства-члены ЕС могут разрешить своим компетентным органам отказаться от применения некоторых или всех положений настоящей Директивы и применения Директивы 2000/12/EC к учреждениям, занимающимся электронными деньгами, в случаях, когда:
(a) общая коммерческая деятельность учреждения, указанного в статье 1(3)(a) настоящей Директивы, генерирует общую сумму финансовых обязательств, связанных с непогашенными электронными деньгами, которая обычно не превышает 5 миллионов евро и никогда не превышает 6 миллионов евро; или
(b) электронные деньги, выпущенные учреждением, принимаются в качестве средства платежа только любыми дочерними компаниями учреждения, которые выполняют операционные или другие вспомогательные функции, связанные с электронными деньгами, выпущенными или распространяемыми учреждением, любым материнским предприятием учреждения или любым другие дочерние компании этой материнской компании; или
(c) электронные деньги, выпущенные учреждением, принимаются в качестве оплаты только ограниченным числом предприятий, которые можно четко отличить по:
(i) их расположение в одном и том же помещении или на другой ограниченной территории; или
(ii) их тесные финансовые или деловые отношения с учреждением-эмитентом, например, общая схема маркетинга или распределения.
Базовые договорные положения должны предусматривать, что максимальная сумма хранения электронного устройства хранения данных, находящегося в распоряжении предъявителей для целей осуществления платежей, не превышает 150 евро.
2. Организация электронных денег, для которой был предоставлен отказ в соответствии с параграфом 1, не может пользоваться преимуществами соглашений о взаимном признании, предусмотренных в Директиве 2000/12/EC.
3. Государства-члены ЕС должны требовать, чтобы все организации, занимающиеся электронными деньгами, к которым было отменено применение настоящей Директивы и Директивы 2000/12/EC, периодически отчитывались о своей деятельности, включая общую сумму финансовых обязательств, связанных с электронными деньгами.
Статья 9
дедушка
Учреждения электронных денег, на которые распространяется действие настоящей Директивы, которые начали свою деятельность в соответствии с положениями, действующими в государстве-члене ЕС, в котором находится их головной офис, до даты вступления в силу положений, принятых во исполнение настоящей Директивы, или указанной даты. согласно Статье 10(1), в зависимости от того, какая дата наступит раньше, считается разрешенной. Государства-члены обязаны обязать такие учреждения электронных денег предоставлять всю соответствующую информацию компетентным органам, чтобы позволить им оценить в течение шести месяцев с даты вступления в силу положений, принятых во исполнение настоящей Директивы, соблюдают ли учреждения требования настоящей Директивы, какие меры необходимо принять для обеспечения соблюдения или уместен ли отзыв разрешения. Если соответствие не будет обеспечено в течение шести месяцев с даты, указанной в статье 10(1), учреждение электронных денег не сможет получить выгоду от взаимного признания после этого времени.
Статья 10
Выполнение
1. Государства-члены должны ввести в действие законы, нормативные акты и административные положения, необходимые для соблюдения настоящей Директивы, не позднее 27 апреля 2002 г. Они должны немедленно проинформировать об этом Комиссию.
Когда государства-члены ЕС принимают эти меры, они должны содержать ссылку на настоящую Директиву или сопровождаться такой ссылкой в случае их официальной публикации. Методы такой ссылки устанавливаются государствами-членами.
2. Государства-члены должны сообщить Комиссии текст основных положений национального законодательства, которые они принимают в области, охватываемой настоящей Директивой.
Статья 11
Обзор
Не позднее 27 апреля 2005 г. Комиссия должна представить отчет Европейскому парламенту и Совету о применении настоящей Директивы, в частности, о:
- меры по защите носителей электронных денег, включая возможную необходимость введения системы гарантий,
- потребности в капитале,
- отказы и
- возможная необходимость запрета выплаты процентов по средствам, полученным в обмен на электронные деньги,
сопровождаемый, где это уместно, предложением о его пересмотре.
Статья 12
Вступление в силу
Настоящая Директива вступает в силу в день ее публикации в Официальном журнале Европейских сообществ.
Статья 13
Данная Директива адресована государствам-членам.
Совершено в Брюсселе 18 сентября 2000 года.
За Европейский Парламент
Президент
Н. Фонтейн
Для Совета
Президент
Х. Ведрин
(1) OJ C 317, 15.10.1998, с. 7.
(2) OJ C 101, 12 апреля 1999 г., с. 64.
(3) OJ C 189, 6 июля 1999 г., с. 7.
(4) Мнение Европейского парламента от 15 апреля 1999 г. (ОЖ C 219, 30 июля 1999 г., стр. 415), подтвержденное 27 октября 1999 г., Общая позиция Совета от 29 ноября 1999 г. (ОЖ C 26, 28 января 2000 г., стр. 1) и Решение Европейского парламента от 11 апреля 2000 г. (еще не опубликовано в Официальном журнале). Решение Совета от 16 июня 2000 г.
(5) Директива 2000/12/EC Европейского парламента и Совета от 20 марта 2000 г., касающаяся открытия и ведения бизнеса кредитных учреждений (ОЖ L 126, 26 мая 2000 г., стр. 1). Директива с последними поправками, внесенными Директивой 2000/28/EC (см. стр. 37 настоящего Официального журнала).
(6) Директива Совета 93/6/EEC от 15 марта 1993 г. о достаточности капитала инвестиционных фирм и кредитных учреждений (ОЖ L 141, 11 июня 1993 г., стр. 1). Директива с последними поправками, внесенными Директивой 98/33/EC (OJ L 204, 21 июля 1998 г., стр. 29).
(7) Директива Совета 91/308/EEC от 10 июня 1991 г. о предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег (ОЖ L 166, 28 июня 1991 г., стр. 77).
Директивы по годам
- 2024
- 2023
- 2022
- 2021
- 2020
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
- 2015
- 2014
- 2013
- 2012
- 2011
- 2010
- 2009
- 2008
- 2007
- 2006
- 2005
- 2004
- 2003
- 2002
- 2001
- 2000
- 1999
- 1998
- 1997
- 1996
- 1995
- 1994
- 1993
- 1992
- 1991
- 1990
- 1989
- 1988
- 1987
- 1986
- 1985
- 1984
- 1983
- 1982
- 1981
- 1980
- 1979
- 1978
- 1977
- 1976
- 1975
- 1974
- 1973
- 1972
- 1971
- 1970
- 1969
- 1968
- 1967
- 1966
- 1965
- 1964
- 1963
- 1962
- 1961
- 1960
- 1959