Директива 2002/91/EC Европейского парламента и Совета
от 16 декабря 2002 г.
об энергетической эффективности зданий
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ И СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА,
Принимая во внимание Договор о создании Европейского Сообщества и, в частности, его статью 175(1),
Принимая во внимание предложение Комиссии(1),
Принимая во внимание мнение Экономического и социального комитета(2),
Принимая во внимание мнение Комитета регионов(3),
Действуя в порядке, предусмотренном статьей 251 Договора(4),
Тогда как:
(1) Статья 6 Договора требует, чтобы требования по охране окружающей среды были интегрированы в определение и реализацию политики и действий Сообщества.
(2) Природные ресурсы, на разумное и рациональное использование которых ссылается статья 174 Договора, включают нефтепродукты, природный газ и твердое топливо, которые являются важными источниками энергии, а также ведущими источниками выбросов углекислого газа.
(3) Повышение энергоэффективности составляет важную часть пакета политики и мер, необходимых для соблюдения Киотского протокола, и должно присутствовать в любом пакете политики для выполнения дальнейших обязательств.
(4) Управление спросом на энергию является важным инструментом, позволяющим Сообществу влиять на глобальный энергетический рынок и, следовательно, на безопасность энергоснабжения в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
(5) В своих заключениях от 30 мая 2000 г. и 5 декабря 2000 г. Совет одобрил план действий Комиссии по энергоэффективности и потребовал принятия конкретных мер в строительном секторе.
(6) На жилой и третичный сектор, большую часть которого составляют здания, приходится более 40 % конечного потребления энергии в Сообществе, и он расширяется, и эта тенденция неизбежно приведет к увеличению потребления энергии и, следовательно, к увеличению выбросов углекислого газа. выбросы.
(7) Директива Совета 93/76/EEC от 13 сентября 1993 г. об ограничении выбросов углекислого газа путем повышения энергоэффективности (SAVE)(5), которая требует от государств-членов разрабатывать, внедрять и сообщать о программах в области энергоэффективности в строительный сектор, теперь начинает демонстрировать некоторые важные преимущества. Однако необходим дополнительный правовой инструмент, чтобы определить более конкретные действия с целью реализации огромного нереализованного потенциала энергосбережения и сокращения больших различий между результатами государств-членов в этом секторе.
(8) Директива Совета 89/106/EEC от 21 декабря 1988 г. о сближении законов, правил и административных положений государств-членов, касающихся строительной продукции(6) требует, чтобы строительные сооружения и их системы отопления, охлаждения и вентиляции были спроектированы и построен таким образом, что количество энергии, необходимое для использования, будет низким, с учетом климатических условий места и жильцов.
(9) Меры по дальнейшему улучшению энергетических характеристик зданий должны учитывать климатические и местные условия, а также климатические условия внутри помещений и экономическую эффективность. Они не должны противоречить другим важным требованиям, касающимся зданий, таким как доступность, осмотрительность и целевое использование здания.
(10) Энергетическая эффективность зданий должна рассчитываться на основе методологии, которая может быть дифференцирована на региональном уровне и которая включает, помимо теплоизоляции, другие факторы, которые играют все более важную роль, такие как установки отопления и кондиционирования воздуха. , применение возобновляемых источников энергии и проектирование здания. Общий подход к этому процессу, осуществляемый квалифицированными и/или аккредитованными экспертами, независимость которых должна быть гарантирована на основе объективных критериев, будет способствовать созданию равных условий в отношении усилий, предпринимаемых в государствах-членах по энергосбережению в зданиях. сектора и обеспечит прозрачность для потенциальных владельцев или пользователей в отношении энергетических показателей на рынке недвижимости Сообщества.
(11) Комиссия намерена и дальше развивать такие стандарты, как EN 832 и prEN 13790, включая также рассмотрение систем кондиционирования воздуха и освещения.
(12) Здания будут оказывать влияние на долгосрочное потребление энергии, и поэтому новые здания должны соответствовать минимальным требованиям к энергоэффективности, адаптированным к местному климату. Передовая практика в этом отношении должна быть направлена на оптимальное использование факторов, имеющих отношение к повышению энергоэффективности. Поскольку применение альтернативных систем энергоснабжения, как правило, не изучено в полной мере, следует рассмотреть техническую, экологическую и экономическую осуществимость альтернативных систем энергоснабжения; это может быть выполнено государством-членом ЕС один раз посредством исследования, в результате которого будет составлен список мер по энергосбережению для средних условий местного рынка, отвечающих критериям экономической эффективности. До начала строительства могут быть запрошены специальные исследования, если мера или меры считаются осуществимыми.
(13) Капитальную реконструкцию существующих зданий, размер которых превышает определенный размер, следует рассматривать как возможность принять экономически эффективные меры по повышению энергоэффективности. Капитальный ремонт – это случаи, например, когда общая стоимость ремонта, связанного с каркасом здания и/или энергетическими установками, такими как отопление, горячее водоснабжение, кондиционирование, вентиляция и освещение, превышает 25 % стоимости здания. , исключая стоимость земли, на которой расположено здание, или земель, на которых более 25 % корпуса здания подвергается реконструкции.
(14) Однако улучшение общих энергетических характеристик существующего здания не обязательно означает полную реконструкцию здания, а может быть ограничено теми частями, которые наиболее важны для энергетических характеристик здания и являются экономически эффективными.
(15) Требования к реконструкции существующих зданий не должны быть несовместимы с предполагаемой функцией, качеством или характером здания. Должна быть возможность окупить дополнительные затраты, связанные с такой реконструкцией, в течение разумного периода времени по отношению к ожидаемому техническому сроку службы инвестиций за счет накопленной экономии энергии.
(16) Процесс сертификации может поддерживаться программами по содействию равному доступу к улучшенным энергетическим характеристикам; на основе соглашений между организациями заинтересованных сторон и органом, назначенным государствами-членами; осуществляется энергосервисными компаниями, которые соглашаются взять на себя обязательства по осуществлению установленных инвестиций. Принятые схемы должны контролироваться и контролироваться государствами-членами, что также должно способствовать использованию систем стимулирования. Насколько это возможно, сертификат должен описывать фактическую ситуацию с энергетическими характеристиками здания и может быть соответствующим образом пересмотрен. Здания государственных учреждений и здания, часто посещаемые общественностью, должны служить примером с учетом экологических и энергетических соображений и, следовательно, должны подвергаться энергетической сертификации на регулярной основе. Распространение среди общественности этой информации об энергетической эффективности должно быть улучшено за счет четкого отображения этих энергетических сертификатов. Более того, отображение официально рекомендованной температуры в помещении вместе с фактически измеренной температурой должно препятствовать неправильному использованию систем отопления, кондиционирования и вентиляции. Это должно способствовать предотвращению ненужного использования энергии и обеспечению комфортных климатических условий в помещении (теплового комфорта) по отношению к температуре наружного воздуха.
(17) Государства-члены ЕС могут также использовать другие средства/меры, не предусмотренные настоящей Директивой, для стимулирования повышения энергоэффективности. Государства-члены должны поощрять хорошее управление энергопотреблением, принимая во внимание интенсивность использования зданий.
(18) В последние годы наблюдается рост количества систем кондиционирования воздуха в странах Южной Европы. Это создает значительные проблемы в периоды пиковой нагрузки, увеличивая стоимость электроэнергии и нарушая энергетический баланс в этих странах. Приоритет должен быть отдан стратегиям, которые улучшают тепловые характеристики зданий в летний период. Для этого необходимо дальнейшее развитие методов пассивного охлаждения, прежде всего тех, которые улучшают климатические условия внутри помещений и микроклимат вокруг зданий.
(19) Регулярное техническое обслуживание котлов и систем кондиционирования воздуха квалифицированным персоналом способствует поддержанию их правильной настройки в соответствии со спецификацией продукта и, таким образом, обеспечивает оптимальную производительность с точки зрения окружающей среды, безопасности и энергопотребления. Независимая оценка всей системы отопления уместна в тех случаях, когда замена может рассматриваться с точки зрения экономической эффективности.
(20) Выставление счетов жильцам зданий за расходы на отопление, кондиционирование воздуха и горячую воду, рассчитанные пропорционально фактическому потреблению, может способствовать энергосбережению в жилом секторе. Жильцам должна быть предоставлена возможность самостоятельно регулировать потребление тепла и горячей воды, если такие меры являются экономически эффективными.
(21) В соответствии с принципами субсидиарности и пропорциональности, изложенными в Статье 5 Договора, общие принципы, обеспечивающие систему требований к энергетической эффективности и ее цели, должны быть установлены на уровне Сообщества, но детальная реализация должна быть оставлена на усмотрение. Государства-члены, что позволяет каждому государству-члену выбирать режим, который лучше всего соответствует его конкретной ситуации. Настоящая Директива ограничивается минимумом, необходимым для достижения этих целей, и не выходит за рамки того, что необходимо для этой цели.
(22) Должна быть предусмотрена возможность быстрой адаптации методологии расчета и регулярного пересмотра государствами-членами минимальных требований в области энергетических характеристик зданий с учетом технического прогресса, среди прочего, что касается изоляционных свойств (или качества ) строительного материала и будущим разработкам в области стандартизации.
(23) Меры, необходимые для реализации настоящей Директивы, должны быть приняты в соответствии с Решением Совета 1999/468/EC от 28 июня 1999 г., устанавливающим процедуры осуществления полномочий по реализации, предоставленных Комиссии(7),
ПРИНЯЛИ НАСТОЯЩУЮ ДИРЕКТИВУ:
Статья 1
Цель
Целью настоящей Директивы является содействие улучшению энергетических характеристик зданий в Сообществе с учетом внешних климатических и местных условий, а также требований к внутреннему климату и экономической эффективности.
Настоящая Директива устанавливает требования в отношении:
(a) общую основу методологии расчета комплексной энергетической эффективности зданий;
(b) применение минимальных требований к энергетической эффективности новых зданий;
(c) применение минимальных требований к энергетическим характеристикам крупных существующих зданий, подлежащих капитальному ремонту;
(г) энергетическая сертификация зданий; и
(e) регулярный осмотр котлов и систем кондиционирования воздуха в зданиях и, кроме того, оценка отопительной установки, возраст котлов которой превышает 15 лет.
Статья 2
Определения
Для целей настоящей Директивы применяются следующие определения:
1. «здание»: крытая конструкция со стенами, энергия которой используется для создания климата в помещении; здание может относиться к зданию в целом или к его частям, которые были спроектированы или изменены для использования отдельно;
2. «энергетическая эффективность здания»: количество энергии, фактически потребленное или оцененное для удовлетворения различных потребностей, связанных со стандартным использованием здания, которое может включать, среди прочего, отопление, нагрев горячей воды, охлаждение, вентиляцию и освещение. . Эта сумма должна быть отражена в одном или нескольких числовых показателях, которые рассчитываются с учетом изоляционных, технических и монтажных характеристик, конструкции и расположения относительно климатических аспектов, солнечного воздействия и влияния соседних сооружений, выработки собственной энергии и других факторов. , включая климат внутри помещений, которые влияют на спрос на энергию;
3. «сертификат энергоэффективности здания»: сертификат, признанный государством-членом ЕС или назначенным им юридическим лицом, который включает энергетическую эффективность здания, рассчитанную в соответствии с методологией, основанной на общих рамках, изложенных в Приложении;
4. «ТЭЦ» (комбинированное производство тепла и электроэнергии): одновременное преобразование первичного топлива в механическую или электрическую и тепловую энергию, отвечающее определенным критериям качества энергоэффективности;
5. «система кондиционирования воздуха»: совокупность всех компонентов, необходимых для обеспечения такой обработки воздуха, при которой температура контролируется или может быть понижена, возможно, в сочетании с контролем вентиляции, влажности и чистоты воздуха;
6. «котел»: комбинированный корпус котла и горелочный узел, предназначенный для передачи воде тепла, выделяющегося при горении;
7. «эффективная номинальная мощность (выраженная в кВт)»: максимальная теплотворная способность, указанная и гарантированная изготовителем как реализуемая во время непрерывной работы при соблюдении полезной эффективности, указанной изготовителем;
8. «тепловой насос»: устройство или установка, которая извлекает тепло низкой температуры из воздуха, воды или земли и подает тепло в здание.
Статья 3
Принятие методологии
Государства-члены должны применять на национальном или региональном уровне методологию расчета энергетической эффективности зданий на основе общей структуры, изложенной в Приложении. Части 1 и 2 настоящей основы должны быть адаптированы к техническому прогрессу в соответствии с процедурой, указанной в статье 14(2), с учетом стандартов или норм, применяемых в законодательстве государств-членов.
Эта методология должна быть установлена на национальном или региональном уровне.
Энергетическая эффективность здания должна быть выражена прозрачным образом и может включать показатель выбросов CO2.
Статья 4
Установление требований к энергетической эффективности
1. Государства-члены должны принять необходимые меры для обеспечения установления минимальных требований к энергетической эффективности зданий на основе методологии, указанной в Статье 3. При установлении требований государства-члены могут проводить различие между новыми и существующими зданиями, а также различными категориями зданий. Эти требования должны учитывать общие климатические условия в помещении во избежание возможных негативных последствий, таких как недостаточная вентиляция, а также местные условия, назначенную функцию и возраст здания. Эти требования должны пересматриваться через регулярные промежутки времени, которые не должны превышать пяти лет, и, при необходимости, обновляться, чтобы отразить технический прогресс в строительном секторе.
2. Требования к энергетической эффективности применяются в соответствии со статьями 5 и 6.
3. Государства-члены ЕС могут принять решение не устанавливать и не применять требования, указанные в параграфе 1, для следующих категорий зданий:
- здания и памятники, официально охраняемые как часть определенной среды или из-за их особых архитектурных или исторических достоинств, если соблюдение требований могло бы неприемлемо изменить их характер или внешний вид,
- здания, используемые в качестве мест отправления культа и религиозной деятельности,
- временные здания с планируемым сроком использования не более двух лет, промышленные площадки, мастерские и нежилые сельскохозяйственные постройки с низким энергопотреблением, а также нежилые сельскохозяйственные постройки, используемые в секторе, на который распространяется национальное отраслевое соглашение по энергетике. производительность,
- жилые здания, предназначенные для эксплуатации менее четырех месяцев в году,
- отдельно стоящие здания общей полезной площадью менее 50 м2.
Статья 5
Новые здания
Государства-члены должны принять необходимые меры для обеспечения того, чтобы новые здания соответствовали минимальным требованиям энергетической эффективности, указанным в Статье 4.
Для новых зданий с общей полезной площадью более 1000 м2 государства-члены должны обеспечить техническую, экологическую и экономическую осуществимость альтернативных систем, таких как:
- децентрализованные системы энергоснабжения на основе возобновляемых источников энергии,
- ТЭЦ,
- централизованное или блочное отопление или охлаждение, если таковое имеется,
- тепловые насосы, при определенных условиях,
рассматривается и учитывается до начала строительства.
Статья 6
Существующие здания
Государства-члены должны принять необходимые меры для обеспечения того, чтобы при капитальном ремонте зданий с общей полезной площадью более 1000 м2 их энергетические характеристики были повышены для соответствия минимальным требованиям, насколько это технически, функционально и экономически осуществимо. Государства-члены должны определить эти минимальные требования к энергетической эффективности на основе требований к энергетической эффективности, установленных для зданий в соответствии со Статьей 4. Требования могут устанавливаться либо для отремонтированного здания в целом, либо для отремонтированных систем или компонентов, если они являются его частью. реконструкции, которая должна быть проведена в течение ограниченного периода времени с вышеупомянутой целью улучшения общих энергетических характеристик здания.
Статья 7
Сертификат энергоэффективности
1. Государства-члены ЕС должны гарантировать, что при строительстве, продаже или сдаче в аренду здания сертификат энергетической эффективности предоставляется владельцу или владельцем потенциальному покупателю или арендатору, в зависимости от обстоятельств. Срок действия сертификата не должен превышать 10 лет.
Сертификация квартир или помещений, предназначенных для отдельного использования в блоках, может основываться на:
- о единой сертификации всего здания для блоков с общей системой отопления, или
- по оценке другой репрезентативной квартиры в этом же доме.
Государства-члены ЕС могут исключить категории, указанные в Статье 4(3), из применения настоящего параграфа.
2. Сертификат энергетической эффективности здания должен включать эталонные значения, такие как действующие правовые стандарты и эталоны, чтобы позволить потребителям сравнивать и оценивать энергетическую эффективность здания. Сертификат должен сопровождаться рекомендациями по экономически эффективному улучшению энергетических показателей.
Цель сертификатов ограничивается предоставлением информации, и любые последствия этих сертификатов с точки зрения судебного разбирательства или иным образом должны решаться в соответствии с национальными правилами.
3. Государства-члены ЕС должны принять меры для обеспечения того, чтобы для зданий с общей полезной площадью более 1000 м2, занимаемых органами государственной власти и учреждениями, предоставляющими общественные услуги большому числу лиц и, следовательно, часто посещаемыми этими лицами, был энергетический сертификат не старше старше 10 лет, размещается на видном для публики месте.
Диапазон рекомендуемых и текущих температур в помещении и, при необходимости, другие соответствующие климатические факторы также могут быть четко отображены.
Статья 8
Осмотр котлов
Что касается сокращения энергопотребления и ограничения выбросов углекислого газа, государства-члены должны либо:
(a) установить необходимые меры для установления регулярной проверки котлов, работающих на невозобновляемом жидком или твердом топливе, с эффективной номинальной мощностью от 20 до 100 кВт. Такая проверка может также применяться к котлам, работающим на других видах топлива.
Котлы эффективной номинальной мощностью более 100 кВт подлежат проверке не реже одного раза в два года. Для газовых котлов этот срок может быть продлен до четырех лет.
Для отопительных установок с котлами эффективной номинальной мощностью более 20 кВт, которые старше 15 лет, государства-члены должны предусмотреть необходимые меры для проведения разовой проверки всей отопительной установки. На основании этой проверки, которая должна включать оценку эффективности котла и его размеров по сравнению с потребностями в отоплении здания, эксперты должны дать рекомендации пользователям по замене котлов, другим модификациям системы отопления. и об альтернативных решениях; или
(b) принять меры для обеспечения предоставления консультаций пользователям по замене котлов, другим модификациям системы отопления и альтернативным решениям, которые могут включать проверки для оценки эффективности и подходящего размера котла. Общее воздействие этого подхода должно быть в целом эквивалентно тому, которое вытекает из положений, изложенных в пункте (а). Государства-члены, выбравшие этот вариант, должны представлять Комиссии отчет об эквивалентности своего подхода каждые два года.
Статья 9
Проверка систем кондиционирования
Что касается снижения энергопотребления и ограничения выбросов углекислого газа, государства-члены должны принять необходимые меры для установления регулярной проверки систем кондиционирования воздуха с эффективной номинальной мощностью более 12 кВт.
Эта проверка должна включать оценку эффективности кондиционирования воздуха и соответствие размеров требованиям к охлаждению здания. Пользователям должны быть предоставлены соответствующие рекомендации по возможному улучшению или замене системы кондиционирования воздуха и альтернативным решениям.
Статья 10
Независимые эксперты
Государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы сертификация зданий, разработка сопроводительных рекомендаций и проверка котлов и систем кондиционирования воздуха проводились независимым образом квалифицированными и/или аккредитованными экспертами, независимо от того, работают ли они в качестве индивидуальных предпринимателей или работают в государственных организациях. или органы частного предпринимательства.
Статья 11
Обзор
Комиссия при содействии Комитета, учрежденного статьей 14, должна оценить настоящую Директиву в свете опыта, полученного в ходе ее применения, и, при необходимости, внести предложения, в частности, в отношении:
(a) возможные дополнительные меры, относящиеся к реконструкции зданий общей полезной площадью менее 1000 м2;
(b) общие стимулы для дальнейших мер по повышению энергоэффективности в зданиях.
Статья 12
Информация
Государства-члены ЕС могут принять необходимые меры для информирования пользователей зданий о различных методах и практиках, которые служат повышению энергоэффективности. По запросу государств-членов Комиссия должна оказывать помощь государствам-членам в проведении соответствующих информационных кампаний, которые могут быть предусмотрены в программах Сообщества.
Статья 13
Адаптация структуры
Пункты 1 и 2 Приложения пересматриваются через регулярные промежутки времени, которые не должны быть короче двух лет.
Любые поправки, необходимые для адаптации пунктов 1 и 2 Приложения к техническому прогрессу, должны быть приняты в соответствии с процедурой, указанной в Статье 14(2).
Статья 14
комитет
1. Комиссии оказывает помощь Комитет.
2. Если делается ссылка на настоящий параграф, применяются статьи 5 и 7 Решения 1999/468/EC с учетом положений его статьи 8.
Срок, предусмотренный статьей 5(6) Решения 1999/468/EC, устанавливается в размере трех месяцев.
3. Комитет принимает свои Правила процедуры.
Статья 15
Транспонирование
1. Государства-члены должны ввести в действие законы, правила и административные положения, необходимые для соблюдения настоящей Директивы, не позднее 4 января 2006 г. Они должны немедленно проинформировать об этом Комиссию.
Когда государства-члены ЕС принимают эти меры, они должны содержать ссылку на настоящую Директиву или сопровождаться такой ссылкой в случае их официальной публикации. Государства-члены ЕС должны определить, как следует делать такую ссылку.
2. Государства-члены могут из-за отсутствия квалифицированных и/или аккредитованных экспертов иметь дополнительный трехлетний период для полного применения положений статей 7, 8 и 9. При использовании этого варианта государства-члены должны уведомить Комиссию. , предоставив соответствующее обоснование вместе с графиком дальнейшего внедрения настоящей Директивы.
Статья 16
Вступление в силу
Настоящая Директива вступает в силу в день ее публикации в Официальном журнале Европейских сообществ.
Статья 17
Адресаты
Данная Директива адресована государствам-членам.
Совершено в Брюсселе 16 декабря 2002 г.
За Европейский Парламент
Президент
П. Кокс
Для Совета
Президент
М. Фишер Боэль
(1) OJ C 213 E, 31 июля 2001 г., с. 266 и OJ C 203 E, 27 августа 2002 г., с. 69.
(2) OJ C 36, 8 февраля 2002 г., с. 20.
(3) OJ C 107, 3 мая 2002 г., с. 76.
(4) Мнение Европейского парламента от 6 февраля 2002 г. (еще не опубликованное в Официальном журнале), Общая позиция Совета от 7 июня 2002 г. (ОЖ C 197, 20.8.2002, стр. 6) и решение Европейского парламента от 10 Октябрь 2002 г. (пока не опубликовано в Официальном журнале).
(5) OJ L 237, 22 сентября 1993 г., с. 28.
(6) OJ L 40, 11 февраля 1989 г., с. 12. Директива с поправками, внесенными Директивой 93/68/EEC (OJ L 220, 30.8.1993, стр.1).
(7) OJ L 184, 17 июля 1999 г., с. 23.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Общие основы расчета энергетической эффективности зданий (статья 3)
1. Методика расчета энергетических характеристик зданий должна включать как минимум следующие аспекты:
а) тепловые характеристики здания (оболочка, внутренние перегородки и т. д.). Эти характеристики могут также включать герметичность;
(б) системы отопления и горячего водоснабжения, включая их изоляционные характеристики;
(c) установка кондиционирования воздуха;
(г) вентиляция;
(д) встроенная осветительная установка (в основном нежилой сектор);
(f) положение и ориентация зданий, включая внешний климат;
(g) пассивные солнечные системы и солнечная защита;
(h) естественная вентиляция;
(i) климатические условия в помещении, включая расчетный микроклимат в помещении.
2. В данном расчете, где это уместно, должно быть принято во внимание положительное влияние следующих аспектов:
(a) активные солнечные системы и другие системы отопления и электроснабжения, основанные на возобновляемых источниках энергии;
(б) электроэнергия, производимая ТЭЦ;
(c) районные или блочные системы отопления и охлаждения;
г) естественное освещение.
3. Для целей настоящего расчета здания должны быть адекватно классифицированы по таким категориям, как:
а) частные дома разных типов;
(б) многоквартирные дома;
(в) офисы;
(г) учебные здания;
(д) больницы;
(е) гостиницы и рестораны;
(ж) спортивные сооружения;
(h) здания оптовой и розничной торговли;
(i) другие типы энергопотребляющих зданий.
Директивы по годам
- 2024
- 2023
- 2022
- 2021
- 2020
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
- 2015
- 2014
- 2013
- 2012
- 2011
- 2010
- 2009
- 2008
- 2007
- 2006
- 2005
- 2004
- 2003
- 2002
- 2001
- 2000
- 1999
- 1998
- 1997
- 1996
- 1995
- 1994
- 1993
- 1992
- 1991
- 1990
- 1989
- 1988
- 1987
- 1986
- 1985
- 1984
- 1983
- 1982
- 1981
- 1980
- 1979
- 1978
- 1977
- 1976
- 1975
- 1974
- 1973
- 1972
- 1971
- 1970
- 1969
- 1968
- 1967
- 1966
- 1965
- 1964
- 1963
- 1962
- 1961
- 1960
- 1959