Директива 2003/18/EC Европейского парламента и Совета от 27 марта 2003 г., вносящая поправки в Директиву Совета 83/477/EEC о защите работников от рисков, связанных с воздействием асбеста на работе (текст имеет отношение к ЕЭЗ)



Директива доступна на следующих языках

Язык Название
en Directive 2003/18/EC of the European Parliament and of the Council of 27 March 2003 amending Council Directive 83/477/EEC on the protection of workers from the risks related to exposure to asbestos at work (Text with EEA relevance)
ru Директива 2003/18/EC Европейского парламента и Совета от 27 марта 2003 г., вносящая поправки в Директиву Совета 83/477/EEC о защите работников от рисков, связанных с воздействием асбеста на работе (текст имеет отношение к ЕЭЗ)

Директива 2003/18/EC Европейского парламента и Совета

от 27 марта 2003 г.

внесение изменений в Директиву Совета 83/477/EEC о защите работников от рисков, связанных с воздействием асбеста на работе

(Текст, имеющий отношение к ЕЭЗ)

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ И СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА,

Принимая во внимание Договор о создании Европейского Сообщества и, в частности, его статью 137(2),

Принимая во внимание предложение Комиссии(1), составленное после консультаций с социальными партнерами и Консультативным комитетом по безопасности, гигиене и охране здоровья на работе,

Принимая во внимание мнение Европейского экономического и социального комитета(2),

Посоветовавшись с Комитетом регионов,

Действуя в порядке, предусмотренном статьей 251 Договора(3),

Тогда как:

(1) В своих Заключениях от 7 апреля 1998 г. о защите работников от рисков воздействия асбеста(4) Совет предложил Комиссии выдвинуть предложения по внесению поправок в Директиву 83/477/EEC(5), учитывая, в частности, преимущества переориентации и адаптации защитных мер для тех, кто в настоящее время подвергается наибольшему риску, в частности для работников, удаляющих асбест, и работников, которые случайно сталкиваются с асбестом на работе в ходе работ по техническому обслуживанию и ремонту.

(2) В этих заключениях Комиссии также было предложено представить предложения по внесению поправок в Директиву 83/477/EEC в свете более детального исследования пределов воздействия хризотила и методов измерения содержания асбеста в воздухе, проведенного на основе метод, принятый Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Аналогичные шаги следует предпринять и в отношении волокон-заменителей.

(3) Экономический и социальный комитет в своем заключении по асбесту(6) призвал Комиссию принять новые меры по снижению рисков для работников.

(4) Запрет на продажу и использование хризотилового асбеста, введенный Директивой Совета 76/769/EEC от 27 июля 1976 г. о сближении законов, правил и административных положений государств-членов, касающихся ограничений на продажу и использование хризотилового асбеста. некоторые опасные вещества и препараты(7), вступающие в силу с 1 января 2005 г., будут способствовать существенному снижению воздействия асбеста на работников.

(5) Все работники должны быть защищены от рисков, связанных с воздействием асбеста, и поэтому следует отменить отступления, применимые к морскому и воздушному секторам.

(6) Чтобы обеспечить ясность в определении волокон, их следует переопределить либо с точки зрения минералогии, либо с учетом их номера Chemical Abstract Service (CAS).

(7) Без ущерба для других положений Сообщества, касающихся маркетинга и использования асбеста, ограничение деятельности, связанной с воздействием асбеста, должно играть очень важную роль в предотвращении заболеваний, связанных с таким воздействием.

(8) Система уведомления о деятельности, связанной с воздействием асбеста, должна быть адаптирована к новым рабочим ситуациям.

(9) Важно исключить деятельность, которая подвергает работников воздействию асбестовых волокон во время добычи асбеста или производства и переработки асбестовых изделий или производства и переработки продуктов, содержащих намеренно добавленные асбестовые волокна, ввиду их высокого и непредсказуемого уровня воздействия. контакт.

(10) Принимая во внимание новейшие технические знания, необходимо уточнить методологию отбора проб, используемую для измерения уровня асбеста в воздухе, и метод подсчета волокон.

(11) Несмотря на то, что еще не удалось определить порог воздействия, ниже которого асбест не вызывает риска развития рака, предельное значение профессионального воздействия асбеста должно быть уменьшено.

(12) Работодатели должны быть обязаны до начала любого проекта по удалению асбеста фиксировать наличие или предполагаемое присутствие асбеста в зданиях или установках и сообщать эту информацию другим лицам, которые могут подвергнуться воздействию асбеста в результате его использования, техническое обслуживание или другие виды деятельности внутри или на территории здания.

(13) Должно быть обеспечено, чтобы работы по сносу или удалению асбеста выполнялись предприятиями, которые знакомы со всеми мерами предосторожности, которые необходимо принять для защиты работников.

(14) Необходимо обеспечить специальную подготовку работников, подвергающихся или потенциально подвергающихся воздействию асбеста, чтобы внести существенный вклад в снижение рисков, связанных с таким воздействием.

(15) Содержание регистра воздействия и медицинских записей, предусмотренных Директивой 83/477/ЕЕС, должно быть приведено в соответствие с записями, указанными в Директиве Совета 90/394/ЕЕС от 28 июня 1990 г. о защите работников от риски, связанные с воздействием канцерогенов на работе (Шестая индивидуальная директива по смыслу статьи 16(1) Директивы 89/391/EEC)(8).

(16) Практические рекомендации по клиническому наблюдению за работниками, подвергшимися воздействию асбеста, должны быть обновлены с учетом новейших медицинских знаний с целью раннего выявления патологий, связанных с асбестом.

(17) Поскольку цель предлагаемого действия, а именно улучшение защиты работников от рисков, связанных с воздействием асбеста на работе, не может быть в достаточной степени достигнута государствами-членами и, следовательно, может, из-за масштаба и последствий действия, которые лучше всего достигаются на уровне Сообщества, Сообщество может принимать меры в соответствии с принципом субсидиарности, изложенным в статье 5 Договора. В соответствии с принципом пропорциональности, изложенным в этой статье, настоящая Директива не выходит за рамки того, что необходимо для достижения этой цели.

(18) Поправки, содержащиеся в настоящей Директиве, представляют собой конкретный вклад в создание социального измерения внутреннего рынка.

(19) Эти поправки ограничены минимумом, чтобы не налагать ненужную нагрузку на создание и развитие малых и средних предприятий.

(20) Поэтому в Директиву 83/477/EEC следует внести соответствующие поправки,

ПРИНЯЛИ НАСТОЯЩУЮ ДИРЕКТИВУ:

Статья 1

В Директиву 83/477/EEC настоящим вносятся следующие поправки:

1. в статье 1 абзац 2 исключить;

2. Статью 2 заменить следующей:

«Статья 2

Для целей настоящей Директивы «асбест» означает следующие волокнистые силикаты:

- Актинолит асбеста, номер CAS 77536-66-4(9),

- Асбест-грюнерит (амозит) CAS № 12172-73-5(10),

- Антофиллит асбеста, CAS № 77536-67-5(11),

- Хризотил, CAS № 12001-29-5(12),

- Крокидолит, CAS № 12001-28-4(13),

- Асбест-тремолит, CAS № 77536-68-6(14).";

3. в статье 3:

(a) параграф 3 заменяется следующим:

«3. При условии, что воздействие на работников носит спорадический и малоинтенсивный характер и если из результатов оценки риска, упомянутой в пункте 2, ясно, что предел воздействия асбеста не будет превышен в воздухе рабочей зоны, статьи 4, 15 и 16 могут быть отменены, если работа предполагает:

(a) короткие, прерывистые работы по техническому обслуживанию, при которых используются только нехрупкие материалы,

(b) удаление без ухудшения качества неразложившихся материалов, в которых асбестовые волокна прочно связаны в матрице,

(c) герметизация или герметизация асбестосодержащих материалов, находящихся в хорошем состоянии,

(d) мониторинг и контроль воздуха, а также сбор проб для выяснения того, содержит ли конкретный материал асбест».

(b) включить следующий абзац:

«3-бис Государства-члены после консультаций с социальными партнерами в соответствии с национальным законодательством и практикой должны разработать практические руководящие принципы для определения спорадического и низкоинтенсивного воздействия, как это предусмотрено в параграфе 3.»;

4. В статью 4 внести следующие изменения:

(a) пункт 2 заменяется следующим:

«2. Уведомление должно быть представлено работодателем ответственному органу государств-членов до начала работы в соответствии с национальными законами, правилами и административными положениями.

Уведомление должно содержать, по крайней мере, краткое описание:

а) расположение рабочего места,

(b) тип и количество используемого или обрабатываемого асбеста,

(c) задействованные действия и процессы,

(d) количество задействованных работников,

(д) дату начала и продолжительность работ,

(f) меры, принятые для ограничения воздействия асбеста на работников.";

(b) пункт 4 заменить следующим:

«4. Каждый раз, когда изменение условий труда может привести к значительному увеличению воздействия пыли от асбеста или материалов, содержащих асбест, необходимо подать новое уведомление.»;

5. в Статью 5 добавляется следующий параграф: «Без ущерба для применения других положений Сообщества по маркетингу и использованию асбеста, деятельность, которая подвергает работников воздействию асбестовых волокон во время добычи асбеста или производства и переработки асбестовых изделий или Запрещается производство и переработка продукции, содержащей преднамеренно добавленный асбест, за исключением обработки и утилизации продукции, образовавшейся в результате сноса и удаления асбеста.";

6. Статью 6 заменить следующей:

«Статья 6

Для всех видов деятельности, упомянутых в Статье 3(1), воздействие на работников пыли, образующейся от асбеста или материалов, содержащих асбест, на месте работы должно быть снижено до минимума и в любом случае ниже предельного значения, установленного в Статье 8. в частности, посредством следующих мер:

1. количество работников, подвергающихся или потенциально подвергающихся воздействию пыли, образующейся от асбеста или асбестсодержащих материалов, должно быть ограничено до минимально возможного значения;

2. рабочие процессы должны быть построены так, чтобы не образовываться асбестовая пыль или, если это окажется невозможным, не допускать выброса асбестовой пыли в воздух;

3. все помещения и оборудование, задействованные в обработке асбеста, должны обеспечивать возможность регулярной и эффективной очистки и обслуживания;

4. асбест или пылеобразующий асбестосодержащий материал необходимо хранить и транспортировать в подходящей герметичной упаковке;

5. Отходы должны быть собраны и вывезены с места работы как можно скорее в подходящей герметичной упаковке с этикетками, указывающими, что они содержат асбест. Данная мера не распространяется на горнодобывающую деятельность. С такими отходами следует обращаться в соответствии с Директивой Совета 91/689/EEC от 12 декабря 1991 г. об опасных отходах(15).";

7. Статью 7 заменить следующей:

«Статья 7

1. В зависимости от результатов первоначальной оценки риска и в целях обеспечения соблюдения предельного значения, установленного в статье 8, измерение содержания асбестовых волокон в воздухе на рабочем месте проводится регулярно.

2. Отбор проб должен отражать личное воздействие на работника пыли, образующейся от асбеста или материалов, содержащих асбест.

3. Отбор проб осуществляется после консультации с работниками и (или) их представителями на предприятиях.

4. Отбор проб должен осуществляться персоналом, имеющим соответствующую квалификацию. Отобранные пробы впоследствии подлежат анализу в соответствии с параграфом 6 в лабораториях, оборудованных для подсчета волокон.

5. Продолжительность отбора проб должна быть такой, чтобы можно было установить репрезентативное воздействие для восьмичасового учетного периода (одна смена) посредством измерений или расчетов, взвешенных по времени.

6. Подсчет волокон должен проводиться, где это возможно, с помощью ПКМ (фазово-контрастного микроскопа) в соответствии с методом, рекомендованным ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения) 1997 года(16), или любым другим методом, дающим эквивалентные результаты.

Для измерения содержания асбеста в воздухе, как указано в первом подпараграфе, следует брать только волокна длиной более пяти микрометров, шириной менее трех микрометров и соотношением длины к ширине более 3:1. принять во внимание.";

8. Статью 8 заменить следующей:

«Статья 8

Работодатели должны обеспечить, чтобы ни один работник не подвергался воздействию концентрации асбеста в воздухе, превышающей 0,1 волокна на см3 в расчете на средневзвешенное по времени восьмичасовое значение (TWA)».

9. в статье 9 абзац 1 исключить;

10. В статью 10 внести следующие изменения:

(a) в пункте 1 первый подпараграф заменяется следующим: «В случае превышения предельного значения, установленного в Статье 8, должны быть выявлены причины превышения предельного значения и должны быть приняты соответствующие меры для исправления ситуации. как можно скорее."

(b) параграф 3 заменяется следующим:

«3. Если воздействие не может быть уменьшено другими средствами и когда соблюдение предельного значения требует ношения индивидуальных защитных дыхательных аппаратов, это не может быть постоянным и должно сводиться к строгому минимуму, необходимому для каждого работника. В периоды работы которые требуют использования такого оборудования, должны быть предусмотрены перерывы, соответствующие физическим и климатическим условиям и, где это уместно, по согласованию с работниками и/или их представителями в соответствии с национальным законодательством и практикой.";

11. Добавить следующую статью:

«Статья 10а

Прежде чем приступить к работам по сносу или ремонту, работодатели должны предпринять, при необходимости, получив информацию от владельцев помещений, все необходимые меры для выявления предполагаемых асбестосодержащих материалов.

Если есть какие-либо сомнения относительно присутствия асбеста в материале или конструкции, должны быть соблюдены применимые положения настоящей Директивы.";

12. в статье 11 абзац 1 заменить следующим:

"1. В случае определенных видов деятельности, таких как снос, вывоз, ремонт и техническое обслуживание, в отношении которых можно предвидеть, что предельное значение, установленное в статье 8, будет превышено, несмотря на использование технических профилактических мер по ограничению концентрации асбеста в воздухе. Работодатель определяет меры, направленные на обеспечение защиты работников при осуществлении ими такой деятельности, в частности следующие:

(a) работникам должны быть выданы подходящие респираторные и другие средства индивидуальной защиты, которые необходимо носить; и

(b) должны быть установлены предупреждающие знаки, указывающие на то, что можно предвидеть превышение предельного значения, установленного в Статье 8; и

(c) должно быть предотвращено распространение пыли, образующейся от асбеста или материалов, содержащих асбест, за пределами помещений или места проведения мероприятий.";

13. В статье 12(2) первые два подпункта заменяются следующими:

"2. План, упомянутый в пункте 1, должен предписывать меры, необходимые для обеспечения безопасности и здоровья работников на месте работы.

В плане, в частности, должно быть указано, что:

- асбест и/или асбестосодержащие изделия должны быть удалены до применения методов сноса, за исключением случаев, когда это может вызвать больший риск для работников, чем если бы асбест и/или асбестосодержащие изделия остались на месте;

- при необходимости должны быть предоставлены средства индивидуальной защиты, упомянутые в статье 11(1)(а);

- после завершения работ по сносу или удалению асбеста отсутствие рисков воздействия асбеста на рабочем месте должно быть проверено в соответствии с национальным законодательством и практикой.";

14. включить следующие статьи:

«Статья 12а

1. Работодатели должны обеспечить соответствующее обучение для всех работников, которые подвергаются или могут подвергаться воздействию асбестсодержащей пыли. Такое обучение должно проводиться через регулярные промежутки времени и бесплатно для работников.

2. Содержание обучения должно быть легко понятно работникам. Оно должно позволить им приобрести необходимые знания и навыки в области профилактики и безопасности, особенно в отношении:

(a) свойства асбеста и его воздействие на здоровье, включая синергетический эффект курения;

(b) типы продуктов или материалов, которые могут содержать асбест;

(c) операции, которые могут привести к воздействию асбеста, и важность профилактического контроля для минимизации воздействия;

(d) безопасные методы работы, средства контроля и защитное оборудование;

(д) соответствующую роль, выбор, выбор, ограничения и правильное использование респираторного оборудования;

(f) аварийные процедуры;

(g) процедуры дезактивации;

(h) удаление отходов;

(i) требования к медицинскому осмотру.

3. Практические рекомендации по обучению работников по удалению асбеста должны быть разработаны на уровне Сообщества.

Статья 12б

Прежде чем приступить к работам по сносу или удалению асбеста, фирмы должны предоставить доказательства своих способностей в этой области. Доказательства должны быть установлены в соответствии с национальным законодательством и/или практикой.";

15. В статье 14(2) пункт (b) заменяется следующим:

«(b) если результаты превышают предельное значение, установленное в статье 8, соответствующие работники и их представители на предприятии или учреждении информируются как можно быстрее об этом факте и причинах этого, а работники и/или их представители в с предприятием или учреждением консультируются относительно мер, которые необходимо принять, или, в случае чрезвычайной ситуации, информируют о принятых мерах.";

16. В статье 15 пункт (3) заменить следующим:

«3. Работникам должны быть предоставлены информация и рекомендации относительно любой оценки их здоровья, которую они могут пройти после окончания воздействия.

Врач или орган, ответственный за медицинское наблюдение за работниками, могут указать, что медицинское наблюдение должно продолжаться после окончания воздействия до тех пор, пока они считают это необходимым для защиты здоровья соответствующего лица.

Такое постоянное наблюдение должно осуществляться в соответствии с законами и практикой отдельных государств-членов ЕС.";

17. В статье 16 пункт 2 заменить следующим:

«2. Реестр, упомянутый в пункте 1, и медицинские записи, упомянутые в Статье 15(1), должны храниться в течение как минимум 40 лет после окончания воздействия в соответствии с национальным законодательством и/или практикой.»;

18. в статью 16 добавить следующий пункт:

«3. Документы, упомянутые в пункте 2, должны быть доступны ответственному органу в случаях, когда предприятие прекращает торговлю, в соответствии с национальным законодательством и/или практикой.»;

19. Добавить следующую статью:

«Статья 16а

Государства-члены ЕС должны предусмотреть адекватные санкции, применимые в случае нарушения национального законодательства, принятого в соответствии с настоящей Директивой. Эти санкции должны быть эффективными, пропорциональными и сдерживающими».

20. Приложение I будет удалено;

21. В Приложении II пункт 3 заменить следующим:

"3. Медицинский осмотр работников должен проводиться в соответствии с принципами и практикой медицины труда. Он должен включать как минимум следующие мероприятия:

- ведение медицинской и профессиональной истории работника,

- личное собеседование,

- общее клиническое обследование, с особым вниманием к грудной клетке,

- функциональные пробы легких (объемы и скорости дыхательного потока).

Врач и/или орган, ответственный за медицинское наблюдение, должны принять решение о дальнейших обследованиях, таких как цитологические исследования мокроты, рентгенография грудной клетки или томоденситометрия, в свете последних имеющихся знаний в области гигиены труда».

Статья 2

1. Государства-члены должны ввести в действие законы, нормативные акты и административные положения, необходимые для соблюдения настоящей Директивы, к 15 апреля 2006 г. Они должны немедленно проинформировать об этом Комиссию.

Когда государства-члены ЕС принимают эти меры, они должны содержать ссылку на настоящую Директиву или сопровождаться такой ссылкой в ​​случае их официальной публикации. Методы такой ссылки устанавливаются государствами-членами.

2. Государства-члены должны сообщить Комиссии текст положений национального законодательства, которые они принимают в области, охватываемой настоящей Директивой.

Статья 3

Настоящая Директива вступает в силу в день ее публикации в Официальном журнале Европейского Союза.

Статья 4

Данная Директива адресована государствам-членам.

Совершено в Брюсселе 27 марта 2003 г.

За Европейский Парламент

П. Кокс

Президент

Для Совета

М. Стратакис

Президент

(1) OJ C 304 E, 30.10.2001, с. 179 и

OJ C 203 E, 27 августа 2002 г., с. 273.

(2) OJ C 94, 18 апреля 2002 г., с. 40.

(3) Заключение Европейского парламента от 11 апреля 2002 г. (еще не опубликованное в Официальном журнале), Общая позиция Совета от 23 сентября 2002 г. (OJ C 269 E, 5.11.2002, стр. 1) и Решение Европейского парламента 17 декабря 2002 г. (пока не опубликовано в Официальном журнале). Решение Совета от 18 февраля 2003 г. (еще не опубликовано в Официальном журнале).

(4) OJ C 142, 07.05.1998, с. 1.

(5) OJ L 263, 24 сентября 1983 г., с. 25. Директива с последними поправками, внесенными Директивой 98/24/EC (OJ L 131, 5 мая 1998 г., стр. 11).

(6) OJ C 138, 18 мая 1999 г., с. 24.

(7) OJ L 262, 27 сентября 1976 г., с. 201. Директива с последними поправками, внесенными Директивой Комиссии 2001/91/EC (OJ L 286, 30.10.2001, стр. 27).

(8) OJ L 196, 26 июля 1990 г., с. 1. Директива с последними поправками, внесенными Директивой 1999/38/EC (OJ L 138, 1 июня 1999 г., стр. 66).

(9) Номер в реестре Химической реферативной службы (CAS).

(10) Номер в реестре Химической реферативной службы (CAS).

(11) Номер в реестре Химической реферативной службы (CAS).

(12) Номер в реестре Химической реферативной службы (CAS).

(13) Номер в реестре Химической реферативной службы (CAS).

(14) Номер в реестре Химической реферативной службы (CAS).

(15) OJ L 377, 31.12.1991, с. 20. Директива с последними поправками, внесенными Директивой 94/31/EC (OJ L 168, 2 июля 1994 г., стр. 28).

(16) Определение концентрации волокон в воздухе. Рекомендуемый метод: фазово-контрастная оптическая микроскопия (метод мембранного фильтра), ВОЗ, Женева, 1997 г. (ISBN 92 4 154496 1).